Научная статья на тему 'К вопросу Об активизации льготного кредитования предприятий АПК Алтайского края'

К вопросу Об активизации льготного кредитования предприятий АПК Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЬГОТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / МЕХАНИЗМ ЛЬГОТНОГО КРЕДИТОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРЕДПРИЯТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА / ИНВЕСТИЦИОННОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / КРАТКОСРОЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / SOFT LOANS / STATE SUPPORT / AGRIBUSINESS / INVESTMENT LOANS / SHORT-TERM LOANS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миненко А.В.

В исследовании сделаны выводы об активизации льготного кредитования предприятий АПК Алтайского края. Выделены изменения, направленные на совершенствование механизма данного вида государственной поддержки. Показаны размеры сотрудничества региональных представительств уполномоченных банков с предприятиями агропромышленного комплекса Алтайского края. Выделена доля банков в общем объеме заключенных кредитных договоров на льготных условиях. Подведены итоги льготного инвестиционного кредитования предприятий АПК Алтайского края по направлениям кредитования. Отмечаются положительные изменения в реализации механизма льготного кредитования. Сделаны выводы о том, что эффективное взаимодействие Минсельхоза России, региональных органов управления и кредитных организаций, уполномоченных на выдачу льготных кредитов, позволило сократить сроки рассмотрения заявок на льготное кредитование, обеспечить соответствие потенциальных заемщиков и целевого использования потенциальных кредитов общим требованиям нормативных актов до включения заявок в реестры, избежать «дублирование» заявок, организовать более точное планирование и эффективное распределение лимитов по направлениям использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECOMMENDATIONS FOR IMPROVING AGRICULTURAL PRODUCTION OF AGRICULTURAL AREA

The study draws conclusions about the activation of soft loans for agricultural enterprises of the Altai Territory. The changes aimed at improving the mechanism of this type of state support are highlighted. The sizes of cooperation of regional representative offices of authorized banks with enterprises of the agro-industrial complex of the Altai Territory are shown. The share of banks in the total volume of concluded loan agreements on concessional terms is highlighted. The results of preferential investment lending to agricultural enterprises of the Altai Territory in the areas of lending are summed up. Positive changes are noted in the implementation of the mechanism of soft loans. It is concluded that the effective interaction of the Ministry of Agriculture of Russia, regional management bodies and credit organizations authorized to issue soft loans, reduced the time for considering applications for soft loans, to ensure that potential borrowers and targeted use of potential loans meet the general requirements of regulatory acts before including applications in registries, avoid “duplication” of applications, organize more accurate planning and efficient distribution of limits in directions and use.

Текст научной работы на тему «К вопросу Об активизации льготного кредитования предприятий АПК Алтайского края»

К ВОПРОСУ ОБ АКТИВИЗАЦИИ ЛЬГОТНОГО КРЕДИТОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК АЛТАЙСКОГО КРАЯ

А.В. Миненко, канд. экон. наук, доцент Алтайский государственный аграрный университет (Россия, г. Барнаул)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11492

Аннотация. В исследовании сделаны выводы об активизации льготного кредитования предприятий АПК Алтайского края. Выделены изменения, направленные на совершенствование механизма данного вида государственной поддержки. Показаны размеры сотрудничества региональных представительств уполномоченных банков с предприятиями агропромышленного комплекса Алтайского края. Выделена доля банков в общем объеме заключенных кредитных договоров на льготных условиях. Подведены итоги льготного инвестиционного кредитования предприятий АПК Алтайского края по направлениям кредитования. Отмечаются положительные изменения в реализации механизма льготного кредитования. Сделаны выводы о том, что эффективное взаимодействие Минсельхоза России, региональных органов управления и кредитных организаций, уполномоченных на выдачу льготных кредитов, позволило сократить сроки рассмотрения заявок на льготное кредитование, обеспечить соответствие потенциальных заемщиков и целевого использования потенциальных кредитов общим требованиям нормативных актов до включения заявок в реестры, избежать «дублирование» заявок, организовать более точное планирование и эффективное распределение лимитов по направлениям использования.

Ключевые слова: льготное кредитование, механизм льготного кредитования, государственная поддержка, предприятие агропромышленного комплекса, инвестиционное кредитование, краткосрочное кредитование.

В целях упрощенного доступа сельхозтоваропроизводителей России к кредитным средствам, в 2018 году продолжена реализация механизма льготного кредитования по ставке до 5% годовых.

С учетом опыта, накопленного в 2017 году, в федеральные нормативные правовые акты (Приказ Минсельхоза России от 24.01.2017 № 24 «Об утверждении перечней направлений целевого использования льготных краткосрочных кредитов и льготных инвестиционных кредитов»; Приказ Минсельхоза России от 22.02.2018 № 78 «Об утверждении Порядка определения Министерством сельского хозяйства Российской Федерации максимального размера льготного краткосрочного кредита, предоставляемого одному заемщику на территории каждого субъекта Российской Федерации) были внесены изменения, направленные на совершенствование механизма данного вида государственной поддержки:

1. Расширен круг полномочий субъектов Российской Федерации при реализации механизма льготного кредитования, предусматривающий:

- обязательное согласование уполномоченными банками всех заявок с региональными органами управления АПК;

- установление максимального размера льготного краткосрочного кредита, предоставляемого одному заемщику на территории субъекта;

- перераспределение остатков лимитов средств поддержки на льготное краткосрочное кредитование между направлениями в рамках выделенных субъекту средств.

2. Расширен перечень направлений целевого использования льготных кредитов. При реализации механизма льготного краткосрочного кредитования - предусмотрено приобретение элитных семян, зерна, выращенного на территории Уральского и Сибирского федеральных округов, для мукомольно-крупяной промышленно-

сти, молока-сырья для производства цельномолочной продукции, творожных сыров, детского питания. При реализации механизма льготного инвестиционного кредитования - максимально расширен перечень сельскохозяйственной техники, предусмотрена возможность получения кредитов на реконструкцию и модернизацию объектов в агропромышленном комплексе [1].

В 2018 году по данным региональных представительств уполномоченных банков с предприятиями агропромышленного комплекса Алтайского края было заключено 848 льготных кредитных договоров

на общую сумму свыше 19,1 млрд. рублей, в том числе в рамках льготного инвестиционного кредитования - на сумму около 4,0 млрд. рублей, в рамках льготного краткосрочного кредитования - на сумму 15,1 млрд. рублей. При этом 41,2% общего объёма льготных кредитов предоставлено ПАО Сбербанк, 26,5% -

АО «Россельхозбанк», 14,2% - Банк ВТБ (ПАО), 9,6% - Банк ГПБ (АО), 6,5% -АО «АЛЬФА-БАНК» и 2,0% - прочими банками (АО ЮниКредит Банк, АО «Райффайзенбанк», ПАО РОСБАНК) (рис. 1).

Рис. 1. Доля банков в общем объеме заключенных кредитных договоров на льготных условиях в 2018 году, % [2; 3]

Планом льготного кредитования заемщиков на 2018 год Минсельхозом России был утвержден единый лимит объема субсидий, предоставляемый уполномоченным банкам по планируемым к выдаче льготным инвестиционным кредитам (без распределения по регионам). Из федерального бюджета уполномоченным банкам предусматривалось направить 22438,2 млн. рублей, в том числе: по льготным инвестиционным кредитам малым формам хозяйствования - 1422,9 млн. рублей, по льготным инвестиционным кредитам на развитие молочного скотоводства - 3638,3 млн. рублей, по льготным инвестиционным кредитам на развитие растениеводства, животноводства, на переработку растение-

водства и животноводства - 17377,0 млн. рублей.

По итогам года Минсельхозом России было одобрено 305 заявок алтайских товаропроизводителей агропромышленной сферы на получение льготных инвестиционных кредитов на сумму 5,1 млрд. рублей. С уполномоченными банками 164 предприятия АПК края заключили 223 кредитных договора на сумму около 4,0 млрд. рублей (в 2017 году 132 заемщика АПК края получили 2,6 млрд. рублей инвестиционных кредитных ресурсов) (табл. 1). Сумма субсидий уполномоченным банкам составила 70,3 млн. рублей (0,3% от общего федерального лимита).

Таблица 1. Итоги льготного инвестиционного кредитования предприятий АПК Алтайского края в 2018 году по направлениям кредитования_

Направление Количество кредитных договоров, ед. Количество заемщиков, ед. Сумма кредитов, млн. рублей

Молочное скотоводство 4 2 899,0

Малые формы хозяйствования 16S 123 1 515,3

Переработка продукции растениеводства и животноводства 1 1 100,0

Приобретение техники 50 3S 1 473,1

ИТОГО по всем направлениям 223 164 3 987,4

В соответствии с планом льготного кредитования на 2018 год лимит объема субсидий, предоставляемых уполномоченным банкам по льготным краткосрочным кредитам для предприятий АПК Алтайского края, составил 576,8 млн. рублей, в том числе по направлениям [4; 5]:

- растениеводство (ресурсы для проведения сезонных полевых работ) - 271,3 млн. рублей;

- животноводство (закуп кормов птицефабриками и свинокомплексами) - 43,2 млн. рублей;

- кредиты малым формам хозяйствования (по всем направлениям кредитования) - 106,8 млн. рублей;

- молочное скотоводство (закуп кормов специализированными животноводческими предприятиями, закуп молока молоко-перерабатывающими предприятиями) -100,3 млн. рублей;

- переработка продукции растениеводства и животноводства (закуп зерна зерно-перерабатывающими предприятиями) -55,2 млн. рублей.

В соответствии с выделенными лимитами доля Алтайского края в общем объе-

ме субсидий уполномоченным банкам по льготным краткосрочным кредитам составила 3%.

За 2018 год Минсельхозом России одобрено 711 заявок предприятий АПК края на получение льготного краткосрочного кредита на общую сумму 16696,0 млн. рублей [6; 7]. В течение года между уполномоченными банками и 408 предприятиями АПК края заключены 625 кредитных договоров на получение льготных краткосрочных кредитов на общую сумму 15116,1 млн. рублей, что в 3,6 раза больше по сравнению с 2017 годом (табл. 2). Связано это как с корректировкой правил льготного кредитования (расширен перечень направлений целевого использования, предусмотрена возможность перевода кредитов, выданных на коммерческих условиях, на льготную ставку), так и с общим увеличением объемов государственной поддержки по направлению, перераспределением средств, предусмотренных на обеспечение принятых в предшествующем году обязательств, на заявки 2018 года.

Направление Количество кредитных договоров, ед. Количество заемщиков, ед. Сумма кредитов, млн. рублей

Животноводство 9 7 889,0

Растениеводство 149 74 5 737,6

Молочное скотоводство 43 19 3 176,3

Малые формы хозяйствования 392 31S 2 735,5

Переработка продукции растениеводства и животноводства 32 14 2 577,7

ИТОГО 625 40S 15 116,1

Таблица 2. Итоги льготного краткосрочного кредитования предприятий АПК Алтайского края в 2018 году по направлениям кредитования

Следует отметить, что в 2018 году с учетом опыта реализации льготного кредитования предшествующего года были приняты меры, направленные на повышение доступности льготных кредитов для организаций, относящихся к категории малых форм хозяйствования (крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные кооперативы, хозяйственные общества с годовым доходом до 120 млн. рублей).

Участие малых форм в реализации данного вида государственной поддержки обеспечено наличием гарантированного лимита для указанной категории заемщиков в размере 20% общего лимита на льготные краткосрочные кредиты и 10% общего лимита на инвестиционные кредиты. По всем направлениям кредитования заявки малых форм хозяйствования рассматривались на региональном и федеральном уровнях в приоритетном порядке.

Фактически доля малых форм хозяйствования по итогам года в общем объеме льготных кредитов составила 22,2%, в том числе по льготным краткосрочным кредитам - 18,1%, льготным инвестиционным кредитам - 38,0%. Алтайский край вошел в ТОП-10 субъектов Российской Федерации по льготному инвестиционному кредитованию малых форм хозяйствования по количеству заемщиков и по сумме кредита.

Предоставленная регионам возмож-

краткосрочных кредитов, выдаваемых одному заемщику, и его корректировки также позволяет поддерживать кредитование субъектов малого бизнеса.

С учетом внесенных изменений в федеральные нормативные правовые акты регионом отмечаются положительные изменения в реализации механизма льготного кредитования.

Таким образом, эффективное взаимодействие Минсельхоза России, региональных органов управления АПК и кредитных организаций, уполномоченных на выдачу льготных кредитов, позволило сократить сроки рассмотрения заявок на льготное кредитование, обеспечить соответствие потенциальных заемщиков и целевого использования потенциальных кредитов общим требованиям нормативных актов до включения заявок в реестры, избежать «дублирование» заявок (как правило, заемщики обращаются в несколько банков), организовать более точное планирование и эффективное распределение лимитов по направлениям использования. Это позволило в 2018 году существенно активизировать льготное кредитование предприятий отрасли и в полном объеме обеспечить потребность сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций АПК в льготных кредитах (при условии соответствия заявок требованиям нормативных документов, правилам и процедурам, принятым в уполномоченном банке).

ность ограничения максимального размера

Библиографический список

1. Постановление Администрации Алтайского края от 05.10.2012 №523 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Развитие сельского хозяйства Алтайского края на 2013-2020 годы» (с изменениями на 20 августа 2018 года)». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/45312272

2. Официальный сайт Алтайского края. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.altairegion22.ru.

3. Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.akstat.gks.ru/

4. Гриценко Г.М. Роль инфраструктуры государственной поддержки в развитии малого сельского предпринимательства Алтайского края / Г.М. Гриценко, Н.Ф. Вернигор, А.В. Миненко, О.П. Апалькова // АПК: Экономика, управление. -2018. - №11. - С. 58-67.

5. Миненко А.В. Проблемы моделирования инфраструктуры развития малого предпринимательства сельского муниципального образования // Вектор экономики. - 2018. -№10 (28). - С. 40.

6. Подсошкин П.Г. Льготное кредитование малого предпринимательства в АПК / Под-сошкин П.Г., Соколова И.А., Шадрин В.К. // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. - 2018. - № 2 (8). - С. 26-39.

7. Жданова О.А. Анализ особенностей и способов совершенствования механизма финансирования агропромышленного комплекса РФ / О.А. Жданова, Т.П. Максимова // Аудит и финансовый анализ. - 2018. - № 6. - С. 67-71.

RECOMMENDATIONS FOR IMPROVING AGRICULTURAL PRODUCTION OF

AGRICULTURAL AREA

A.V. Minenko, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Altai State Agrarian University (Russia, Barnaul)

Abstract. The study draws conclusions about the activation of soft loans for agricultural enterprises of the Altai Territory. The changes aimed at improving the mechanism of this type of state support are highlighted. The sizes of cooperation of regional representative offices of authorized banks with enterprises of the agro-industrial complex of the Altai Territory are shown. The share of banks in the total volume of concluded loan agreements on concessional terms is highlighted. The results of preferential investment lending to agricultural enterprises of the Altai Territory in the areas of lending are summed up. Positive changes are noted in the implementation of the mechanism of soft loans. It is concluded that the effective interaction of the Ministry of Agriculture of Russia, regional management bodies and credit organizations authorized to issue soft loans, reduced the time for considering applications for soft loans, to ensure that potential borrowers and targeted use ofpotential loans meet the general requirements of regulatory acts before including applications in registries, avoid "duplication" of applications, organize more accurate planning and efficient distribution of limits in directions and use.

Keywords: soft loans, soft loans, state support, agribusiness, investment loans, short-term loans.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.