Научная статья на тему 'Проблемы кредитования агропромышленного комплекса (на примере Республики Мордовия)'

Проблемы кредитования агропромышленного комплекса (на примере Республики Мордовия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСПОДДЕРЖКА / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / СЛЬХОЗПРЕДПРИЯТИЕ / СУБСИДИРОВАННЫЙ КРЕДИТ / МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ / ЛЬГОТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ БАНК / STATE SUPPORT / AGRO INDUSTRIAL COMPLEX / AGRICULTURAL ENTERPRISE / SUBSIDIZED CREDIT / RUSSIAN MINISTRY OF AGRICULTURE / PREFERENTIAL LOANS / AUTHORIZED BANK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коломасова Р.А.

В данной статье показана роль государственной поддержки российских аграриев как важного условия развития кредитования. Рассматривается современное состояние агропромышленного комплекса Республики Мордовия, предпринимается попытка проанализировать новый механизм государственной поддержки предпринимательской деятельности АПК. Отмечаются нововведения в государственном регулировании агропромышленного комплекса с применением сравнительного и аналитического методов, а также статистико-экономического и абстрактно-логического. Объектами исследования являются предприятия АПК и финансово-кредитные организации Республики Мордовия. Дана оценка показателям субсидирования и кредитования предприятий агропромышленного комплекса, проведен вертикальный и горизонтальный анализ структуры льготного кредитования в Мордовии; проиллюстрированы распределение трансфертов и объем заемщиков. Отмечены преимущества и основные недостатки нового порядка предоставления субсидий. В заключительной части статьи даны рекомендации по выделению кредитов аграриям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коломасова Р.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of crediting of agro industrial complex (on the example of the Republic of Mordovia)

This article shows that state support for Russian farmers is an important condition for the development of credit. There is considered current situation in the Mordovian agro-industrial complex, and also was made attempt to analyze the new mechanism of the state support for the agro-industrial complex. This article describes innovations in the state regulation of the agro-industrial complex using comparative and analytical methods, and also statistical-economic and abstract-logical. The objects of research are companies of the agro-industrial complex and financial organizations of the Republic of Mordovia. There was made assessment for subsidy and credit indicators. In thes article also was made vertical and horizontal analysis of the preferential loans in Mordovia; were illustrated distribution of transfers and number of borrowers. These article shows the main advantages and disadvantages of the new subsidy order. In conclusion was given recommendations for granting loans to farmers.

Текст научной работы на тему «Проблемы кредитования агропромышленного комплекса (на примере Республики Мордовия)»

Проблемы кредитования агропромышленного комплекса (на примере Республики

Мордовия)

Problems of crediting of agro industrial complex (on the example of the Republic of

Mordovia)

Коломасова Р.А.

студентка 3 курса экономического факультета ФГБОУВО "МГУим. Н. П. Огарёва" РФ, г. Саранск e-mail: reg. kol@yandex. ru

Kolomasova R.A.

3-year student faculty of economics National research Mordovian state University. N. P. Ogareva"

Russia, Saransk e-mail: reg. kol@yandex. ru

Аннотация.

В данной статье показана роль государственной поддержки российских аграриев как важного условия развития кредитования. Рассматривается современное состояние агропромышленного комплекса Республики Мордовия, предпринимается попытка проанализировать новый механизм государственной поддержки предпринимательской деятельности АПК. Отмечаются нововведения в государственном регулировании агропромышленного комплекса с применением сравнительного и аналитического методов, а также статистико-экономического и абстрактно-логического. Объектами исследования являются предприятия АПК и финансово-кредитные организации Республики Мордовия. Дана оценка показателям субсидирования и кредитования предприятий агропромышленного комплекса, проведен вертикальный и горизонтальный анализ структуры льготного кредитования в Мордовии; проиллюстрированы распределение трансфертов и объем заемщиков. Отмечены преимущества и основные недостатки нового порядка предоставления субсидий. В заключительной части статьи даны рекомендации по выделению кредитов аграриям.

Annotation.

This article shows that state support for Russian farmers is an important condition for the development of credit. There is considered current situation in the Mordovian agro-industrial complex, and also was made attempt to analyze the new mechanism of the state support for the agro-industrial complex. This article describes innovations in the state regulation of the agro-industrial complex using comparative and analytical methods, and also statistical-economic and abstract-logical. The objects of research are companies of the agro-industrial complex and financial organizations of the Republic of Mordovia. There was made assessment for subsidy and credit indicators. In thes article also was made vertical and horizontal analysis of the preferential loans in Mordovia; were illustrated distribution of transfers and number of borrowers. These article shows the main advantages and disadvantages of the new subsidy order. In conclusion was given recommendations for granting loans to farmers.

Ключевые слова: господдержка, агропромышленный комплекс, сльхозпредприятие, субсидированный кредит, министерство сельского хозяйства россии, льготное кредитование, уполномоченный банк

Key words: state support, agro industrial complex, agricultural enterprise, subsidized credit, russian ministry of agriculture, preferential loans, authorized bank

Обострение геополитической ситуации на мировой арене, усиливающиеся санкционные процессы со стороны США и Запада, падение цен на нефть, ослабление рубля - все это отрицательно влияет на экономическое положение страны, в том числе и на сельскохозяйственное производство. В связи с этим встает вопрос о поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей государством.

Одним из направлений такой поддержки является льготное кредитование аграриев, в том числе через субсидирование кредитной ставки.

Согласно проведенным в 2017 и 2018 гг. исследованиям научного центра «Делойт» в СНГ, сельское хозяйство в Российской Федерации остается прибыльным только за счет активной поддержки государства [2,3]. В «обзоре рынка сельского хозяйства» за прошедший год отмечается, что доля субсидий, предоставляемых

государством, в прибыли компаний АПК составляет 75%. Данный факт, с одной стороны, свидетельствует о том, что аграрные проекты в настоящее время не имеют полной самоокупаемости, и без субсидий, учитываемых предприятиями как «прочие доходы» не было бы и прибыли. С другой стороны, можно говорить и о том, что без государственных субсидий не было бы не самой прибыли, а инвестиций, которые на размер прибыли до налогообложения напрямую не влияют.

Новый механизм кредитования аграриев - одна из главных и спорных тем в сельском хозяйстве вот уже второй год, что и определяет актуальность данной статьи. С 1 января 2017 года сельскохозяйственные товаропроизводители, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, переработку и (или) реализацию сельскохозяйственной продукции, могут получить в одном из уполномоченных Минсельхозом России банков краткосрочный или инвестиционный кредит по ставке не более 5%. Возмещение кредитной организации недополученных доходов происходит напрямую из федерального бюджета в размере ключевой ставки Банка России.

При этом Заемщик должен удовлетворять следующим требованиям:

а) не находиться в процессе реорганизации, ликвидации;

б) обладать статусом налогового резидента Российской Федерации;

в) быть зарегистрированным на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";

г) в отношении заемщика не должно быть возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);

д) не иметь неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах [1].

Следует иметь в виду, что льготным кредитованием не могут воспользоваться:

- личные подсобные хозяйства;

- сельскохозяйственные кредитные производственные кооперативы;

- предприятия рыболоведческого и рыбоводческого профиля.

Схема нового механизма государственной поддержки (льготного краткосрочного и инвестиционного кредитования по ставке не более 5% годовых) представлена на рисунке 1.

Заключение соглашения о получении субсидии между Минсельхозом России и

Рисунок 1. Схема льгот

Предоставление уполномоченным банком предприятиям АПК льготных краткосрочных и (или)

ш

Компенсация* Минсельхозом России уполномоченным банкам недополученных доходов в размере Ключевои ставки Банка России

_

онного кредитования

Главной целью новой системы кредитования является повышение доступности кредитов для аграриев и снижение финансовой нагрузки на АПК.

Новый механизм государственной поддержки, несмотря на незначительный срок существования, продемонстрировал как преимущества, так и недостатки. Безусловным плюсом является низкая ставка кредита, а значит снижение издержек аграрного бизнеса. Необходимо отметить, что предыдущий способ субсидирования аграриев характеризовался большой длительностью и многоэтапностью получения субсидий. Теперь заемщик вместо согласования всех вопросов с тремя разными ведомствами (коммерческим банком, региональным ведомством Министерством сельского хозяйства) решает все проблемы непосредственно через уполномоченный банк. [6, С. 153].

К отрицательным чертам данной системы можно отнести высокую вероятность отказа, отсутствие прозрачности и системности распределения средств.

Основными причинами отказов в предоставлении льготного кредита являются недостаточность залоговой базы и неудовлетворительная кредитная история [4].

Несостоятельным кажется и тот факт, что реестр заемщиков устанавливается Министерством сельского хозяйства РФ, в то время как региональные представители в большей степени осведомлены о ситуации на местах и располагают информацией о реальных нуждах в льготном кредитовании того или иного хозяйства. В результате складывается ситуация, согласно которой один крупный аграрий способен получить всю сумму субсидий, выделенных на целый регион. Что касается Мордовии, то ситуация здесь не такая критичная, однако имеет место быть. Так за три квартала 2018 г. большая часть объема субсидий, предоставляемых уполномоченными банками к выдаче льготных краткосрочных кредитов аграриям Республики пришлась на АО «Тепличное» 30 485 398,12 руб. (12,99%) и АО «Птицефабрика «Чамзинская» 19 522 000,00 руб. (8,32%), значительную долю субсидий получило и ОАО «Ковылкинский комбикормовый завод» 12 296 774,66 руб. (5,24%), в то время как на оставшуюся часть сельхозтоваропроизводителей приходится в среднем 2 827 076,92 руб. или 1,20 % всех выделенных субсидий.

Кроме того, многие участники рынка уверены, что надежда справедливого распределения льготных кредитов, предусмотренная госпрограммой, не оправдалась, так как банки начали выдавать кредиты не тем, кто действительно в этом нуждался, а своим наиболее перспективным и ценным клиентам, которые и так имеют высокую рентабельность и доходность. При этом региональные власти не скрывают, что потребность в льготных кредитах примерно на треть выше, чем тот лимит субсидий, который одобрен Минсельхозом РФ, при этом не учитывается и сезонная потребность в привлечении ресурсов.

В 2018 году структура льготного кредитования АПК в Мордовии выглядит следующим образом (рисунок

2):

2% 263737,70 тыс

13%

13%

4635902,82 тыс .руб.

7802922,18 тыс. руб.

27

руб.

2315297,57 тыс. руб.

2243631,59 тыс. руб

%

45%

I на развитие мясного скотоводства

на развитие молочного скотоводства

на переработку продукции растениеводства и животноводства

на развитие животноводства

на развитие растениеводства

0%

10%

20% 30%

40%

50%

Рисунок 2. Структура льготного кредитования АПК в Республике Мордовия Данные показывают, что в 2018 г. основной объем субсидий направлен на развитие производства сельхозпродукции; развитие переработки остается малопривлекательным.

Рассмотрим кредитование АПК в 2018 г. на примере Республики Мордовия, воспользовавшись данными, предоставленными Министерством сельского хозяйства РФ.

Объем субсидий, приходящихся на Республику, предоставляемых уполномоченными банками по планируемым к выдаче льготным краткосрочным кредитам равен 394 088, 08 тыс. руб., что составляет около 9% от субсидий, выделенных на Приволжский федеральный округ. Графически данное соотношение можно представить в виде рисунка 3.

6,82% 1,58% 8,84%

■ Республика Башкортостан

■ Республика Марий Эл

■ Республика Мордовия

■ Республика Татарстан

■ Удмуртская Республика

■ Чувашская Республика

■ Пермский край

■ Кировская область

■ Нижегородская область

■ Оренбургская область

■ Пензенская область

■ Самараская область

Рисунок 3. Распределение субсидий в разрезе Приволжского федерального округа

Необходимо отметить, что наибольший объем субсидий в Республике предусмотрен на развитие животноводства (192 402,91 тыс. руб. или 48,8%), практические вдвое меньше на переработку продукции

растениеводства и животноводства (94 814,73 тыс. руб. или 24,1%) и на развитие растениеводства (81 900,92 тыс. руб. или 20,8%). При этом текущий остаток субсидий на 20 октября 2018 г. составляет 101 964, 24 тыс. руб.

Перейдем непосредственно, к анализу заемщиков, претендующих на получение льготных краткосрочных и льготных инвестиционных кредитов, по которым Минсельхозом России принято положительное решение о включении в реестр заемщиков за первое полугодие 2018 г.

Из 83 заемщиков 45 получили одобрение на кредит на растениеводство, 25 на животноводство, 11 на молочное скотоводство, 1 на переработку продукции растениеводства и животноводства и 1 приобретение техники. При этом наиболее крупными заемщиками являются Акционерное общество "ТЕПЛИЧНОЕ" при сумме кредита 1, 5 млрд. рублей и суммой субсидий 30 485 398,12 рублей, Общество с ограниченной ответственностью "АГРОСОЮЗ - КРАСНОЕ СЕЛЬЦО" при сумме кредита 500 млн. руб. и суммой субсидий 6 080 тыс. руб. и Открытое акционерное общество "КОВЫЛКИНСКИЙ КОМБИКОРМОВЫЙ ЗАВОД" при сумме кредита 478 млн. руб. и сумме субсидий 12 296 774, 66 руб.

Прежде чем взять кредит, аграрию необходимо определиться с выбором кредитной организации. Обратимся к рисунку 4 для того, чтобы понять приоритеты сельскохозяйственных предприятий Мордовии в данном вопросе.

60

40

20

51

18

8 8

АО ПАО Сбербанк АО «АЛЬФА -БАНК» Банк ГПБ (АО)

«Россельхозбанк»

Рисунок 4. Количество заемщиков уполномоченных банков в РМ

Из диаграммы наглядно видно, что большинство заемщиков (60%) отдают предпочтение АО «Россельхозбанк». Необходимо отметить, что это первый банк, ставший участником программы льготного кредитования и заключивший соответствующее соглашение с Минсельхозои РФ.

В целом по России наблюдается благоприятная тенденция: Россельхозбанк увеличил объем средств, предоставленных АПК с начала 2018 года до 86,8 млрд. руб. по сравнению с 2017 годом, где данный показатель был на 23% меньше. Что касается Республики Мордовия, то данный банк за перовое полугодие 2018 года предоставил мордовским аграрием объем средств в размере 5 560 060 200 руб., при этом сумма субсидий составила 203 980 344,15 руб.

Согласно программе, заемщики Банка из различных сегментов агробизнеса могут получить денежные средства как на текущие, так и на инвестиционные цели. Краткосрочное кредитование предусматривает предоставление средств объемом не более 1 млрд. рублей на срок до одного года на развитие животноводства и растениеводства. Инвестиционное кредитование на развитие животноводства и растениеводства предоставляется в сумме не более 8 млрд. руб. на срок от двух до пятнадцати лет. Активное участие Россельхозбанка в реализации программы льготного кредитования содействует повышению эффективности доведения господдержки до

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

307

0

сельскохозяйственных товаропроизводителей, способствует повышению уровня продовольственной безопасности России и росту экспортного потенциала отрасли АПК.

Несмотря на то, что эксперты сдержанно оценивают эффективность льготного кредитования аграриев и результаты развития АПК, становится очевидным, что сложившийся механизм далек от совершенства. Во-первых, необходимо учитывать особенности как крупных сельскохозяйственных производителей, средних фермерских хозяйств, так и мелких хозяйств населения. Во-вторых, делается целесообразным передача полномочий ведения реестра заемщиков по краткосрочным кредитам субъектам Российской Федерации. В-третьих, рекомендуется при выдаче льготных кредитов учитывать сезонную потребность в привлекаемых средствах, что способно облегчить финансовую нагрузку на сельхозтоваропроизводителя и привести к росту объемов производства [5].

Кроме того, на наш взгляд, государству необходимо наряду с финансированием перспективных предприятий, оказывать поддержку компаниям, работающим с прибылью без государственных субсидий, и убыточным хозяйствам, выводя их на прибыль.

Также целесообразной была бы идея, где в качестве уполномоченных банков выступали только те, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций, что позволит эффективно лоббировать интересы государства в банковской сфере.

Можно предложить и разделение существующей системы кредитования на две сферы влияния, а именно: на малый и крупный бизнес, которым соответствуют банки и, к примеру, кредитные кооперативы. Предложение по активному кредитованию последними обусловлено тем, что проведенный выше анализ доказал тот факт, что банки оказывают услуги по предоставлению кредита прежде всего крупным аграриям, в то время как малые предприятия (а зачастую и средние) остаются «в тени». Обеспечить доступность льготного кредитования указанным компаниям можно за счет развития сельской кредитной кооперации, являющейся выгодной с точки зрения экономии для государства и учета удаленности от крупных финансовых центров сельской экономики для аграрных хозяйств.

Внести ясность в определении критериев признания сельскохозяйственного предприятия платежеспособным позволила бы разработка соответствующего нормативного акта на государственном уровне. А с учетом вышеотмеченного аспекта по разделению льготного кредитования на два блока, данные критерии также должны быть определены для каждой из сфер.

Вполне объективно считать, что выше перечисленные предложения позволят повысить эффективность кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Список используемой литературы:

1. Постановление Правительства РФ от 29.12.2016 N 1528 (ред. от 16.10.2018) "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 210135/ff5495790b3d44f020175efd8aef0b7b0f4f0b72/

2. Обзор рынка сельского хозяйства. Исследовательский центр «Делойт» в СНГ, Москва, декабрь 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/research-center/obzor-rynka-selskogo-hozyajstva.pdf

3. Обзор рынка сельского хозяйства. Исследовательский центр «Делойт» в СНГ, Москва, 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/consumer-business/russian/snapshot-of-the-russian-2017-agroindustry-rus.pdf

4. По вопросу реализации механизма льготного кредитования МФХ в 2018 году. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docplayer.ru/81671295-Po-voprosu-realizacii-mehanizma-lgotnogo-kreditovaniya-mfh-v-2018-godu.html

5. Попова Л.В. Новый механизм кредитования АПК: плюсы и минусы //Вектор экономики. - № 8(14). Пермь, 2017. - 21 С.

6. Шишкина Д.А. Субсидирование процентной ставки за кредит- важная форма государственной финансовой поддержки предприятий аграрной сферы / под общ. ред. Т.М. Сигитова // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты: сб. ст. студентов, магистрантов, аспирантов, молодых учёных и преподавателей. - Пермь, 2016. - С. 152-153., с. 153

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.