Научная статья на тему 'О новых правилах льготного кредитования организаций агропромышленного комплекса России'

О новых правилах льготного кредитования организаций агропромышленного комплекса России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
400
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНСЕЛЬХОЗ РОССИИ / СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ЛЬГОТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ БАНК / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ КРЕДИТЫ / СУБСИДИИ / ЛИМИТ БЮДЖЕТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ / RUSSIAN MINISTRY OF AGRICULTURE / THE CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION / PREFERENTIAL LOANS / AUTHORIZED BANK / INVESTMENT CREDITS / SUBSIDIES / THE LIMIT OF BUDGETARY OBLIGATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осипова Алла Вячеславовна

Законодательный процесс в Российской Федерации предусматривает публичное обсуждение проектов законодательных актов различных уровней и ветвей власти. В данной статье автор предпринял попытку проанализировать подготовленный Минсельхозом России проект Постановления Правительства Российской Федерации, регулирующий новый порядок льготного кредитования субъектов предпринимательской деятельности агропромышленного комплекса России. Необходимость изменения существующего порядка возмещения части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, выданным организациям агропромышленного комплекса, обусловлена низким уровнем освоения бюджетных средств по данному мероприятию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. В статье показаны принципиальные отличия и излагается механизм, позволяющий полностью изменить существующий порядок льготного кредитования АПК. Автором сделан акцент, что в соответствии с проектом Постановления Правительства РФ произойдет перераспределение ответственности за эффективное использование средств федерального бюджета в сторону уполномоченных банков, которые будут кредитовать предприятия агропромышленного комплекса по льготным ставкам и получать субсидии из федерального бюджета с целью компенсации недополученных доходов. В результате реализации рассматриваемого порядка Минсельхоз России получит возможность более оперативно и полно использовать выделенный лимит бюджетных обязательств. Показано, что новые правила повлияют на изменение роли субъектов Российской Федерации на порядок отбора и поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на их территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT NEW RULES OF PREFERENTIAL CREDITING RUSSIAN AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX ORGANIZATIONS

The legislative process in the Russian Federation provides for a public discussion of draft legislative acts of the various levels and branches of government. In this article, the author attempts to analyze the Russian Ministry of Agriculture prepared a draft Resolution of the Russian Government, which regulates a new procedure for concessional lending to business entities of agro-industrial complex of Russia. Necessity to change the existing order of reimbursement of the cost of interest on investment loans to organizations of agro-industrial complex, which conditioned by the low level of budget implementation on the activities of the State program of agricultural development and regulation of agricultural products, raw materials and food for 2013-2020. The article shows the fundamental differences and describes a mechanism that allows you to completely change the existing order of preferential crediting of AIC. The author emphasizes that according to the project Decree of the Russian Federation will happen redistribution of responsibility for the effective use of the federal budget in the direction of the authorized banks which will lend to agricultural enterprises at preferential rates, and receive subsidies from the federal budget to compensate for the lost revenue. Ministry of Agriculture of Russia will be able to more quickly and full use of allocated limit of budgetary obligations As a result of the considered order. It was shown that the new rules will affect the change in the role of the Russian Federation to the procedure for the selection and supporting of investment projects carried out in their territory. It was shown that the new rules will affect the change in the role of the Russian Federation to the procedure for the selection and supporting of investment projects carried out in their territory.

Текст научной работы на тему «О новых правилах льготного кредитования организаций агропромышленного комплекса России»

УДК 338.434 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-11-60-64

О НОВЫХ ПРАВИЛАХ ЛЬГОТНОГО КРЕДИТОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

ОСИПОВА АЛЛА ВЯЧЕСЛАВОВНА

ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт организации производства, труда и управления в сельском хозяйстве», г. Москва, Российская Федерация, e-mail: a.osipova2011@mail.ru

Законодательный процесс в Российской Федерации предусматривает публичное обсуждение проектов законодательных актов различных уровней и ветвей власти. В данной статье автор предпринял попытку проанализировать подготовленный Минсельхозом России проект Постановления Правительства Российской Федерации, регулирующий новый порядок льготного кредитования субъектов предпринимательской деятельности агропромышленного комплекса России. Необходимость изменения существующего порядка возмещения части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, выданным организациям агропромышленного комплекса, обусловлена низким уровнем освоения бюджетных средств по данному мероприятию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. В статье показаны принципиальные отличия и излагается механизм, позволяющий полностью изменить существующий порядок льготного кредитования АПК. Автором сделан акцент, что в соответствии с проектом Постановления Правительства РФ произойдет перераспределение ответственности за эффективное использование средств федерального бюджета в сторону уполномоченных банков, которые будут кредитовать предприятия агропромышленного комплекса по льготным ставкам и получать субсидии из федерального бюджета с целью компенсации недополученных доходов. В результате реализации рассматриваемого порядка Минсельхоз России получит возможность более оперативно и полно использовать выделенный лимит бюджетных обязательств. Показано, что новые правила повлияют на изменение роли субъектов Российской Федерации на порядок отбора и поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на их территории.

Ключевые слова Минсельхоз России, Счетная палата Российской Федерации, льготное кредитование, уполномоченный банк, инвестиционные кредиты, субсидии, лимит бюджетных обязательств

Минсельхоз России подготовил и предложил на общественное обсуждение новый порядок поддержки краткосрочного и инвестиционного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют производство, первичную или последующую переработку сельскохозяйственной продукции.

Подготовленный проект Постановления Правительства Российской Федерации устанавливает с 2017 г. новые правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям, которые кредитуют организации агропромышленного комплекса России по льготным ставкам (далее - Проект Постановления). Субсидии призваны компенсировать недополученные доходы кредитных организаций по указанным операциям.

При действующей системе сельхозтоваропроизводителю приходится отвлекать собственные оборотные средства на оплату субсидируемой части

процентной ставки, а затем ждать их последующего возврата в виде субсидий. Необходимо отметить, что изменения касаются и порядка отбора инвестиционных проектов, установленных Минсельхозом России. Автору уже приходилось высказываться на страницах журнала «Социально-экономические явления и процессы» о необходимости отказа от практики отбора и разработки новых подходов к активизации инвестиционных процессов в агропромышленном комплексе [1]. Новый порядок решает ряд проблем, накопившихся при реализации данного мероприятия Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 гг. (далее - Государственная программа).

Остановимся на анализе основных показателей, которые продемонстрируют положение дел по мероприятию Государственной программы - субсидирование процентной ставки по кредитам. Коллегия Счетной палаты Российской Федерации в заключе-

нии об исполнении федерального бюджета в 2015 г. Минсельхозом России отметила, что на 1 января 2016 г. общий объем остатков межбюджетных трансфертов на счетах регионов составил 10,1 млрд руб. Основная доля неиспользованных межбюджетных трансфертов приходилась на субсидирование процентной ставки по кредитам - 7,7 млрд руб. (76,2 %). Анализ выполнения Государственной программы показал, что из 131 программного показателя в 2015 г. было выполнено только 72 (55 %) [2].

В свою очередь, Минсельхоз России в Национальном докладе о ходе и результатах реализации в 2015 г. Государственной программы показал, что на

возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам приходится 26,6 % ресурсного обеспечения мероприятий Государственной программы, а в совокупности с поддержкой краткосрочного кредитования в 2015 г. (в сумме 21,34 млрд руб.) их доля составляет 34,4 %. При существующих правилах доведения лимитов субсидий до субъектов Российской Федерации и далее до сельхозтоваро-призводителей в 2015 г. в федеральный бюджет было возвращено 11,8 млрд руб. или 5,4 %, при этом из указанной суммы 25,4 % (3,0 млрд руб.) приходится на мероприятие по поддержке инвестиционных проектов (табл. 1) [3].

Таблица 1

Ресурсное обеспечение Государственной программы в 2015 г., млрд руб.

Показатели Предусмотрено бюджетной росписью Доведено из фед. бюджета сельхозпроизводителям Возвращено в доход фед. бюджета Отобрано инвестпроектов Доля кредитных средств, %

ед. сумма

Всего 218,9 207,1 11,8 - - -

в том числе на возмещение части затрат на уплату процентов по инвесткредитам: 53,9 50,9 3,0 5800 277,2 100

в области растениеводства 15,2 14,8 0,4 4604 91,3 32,9

в области животноводства 28,9 27,6 1,3 481 129,8 46,8

в области мясного скотоводства 5,1 4,9 0,2 85 32,9 11,9

в области молочного скотоводства 4,7 3,6 1,1 630 23,2 8,4

Другими словами, средства федерального бюджета не дошли до бюджетополучателей по разным причинам: отсутствие софинансирования из региональных бюджетов; отказ инвесторов, инвестиционные проекты которых прошли отбор в Минсель-хозе России, от их реализации; невозможность быстро перераспределить лимиты между субъектами Российской Федерации; затягивание процедуры отбора инвестиционных проектов Комиссией Мин-сельхоза России, которая в 2013 г. не отбирала инвестиционные проекты, а в ноябре 2014 г. и 2015 г. отобрала по нескольку тысяч инвестиционных проектов за одно заседание [4], тем самым превратила процедуру отбора в формальность.

Разработанный Проект Постановления направлен на решение проблемы более эффективного использования средств федерального бюджета, направляемых на поддержку инвестиционной

деятельности организаций агропромышленного комплекса России. Анализ основных статей рассматриваемого документа показывает, что основная роль и ответственность за оценку эффективности и реализацию инвестиционного проекта возложена на инвестора-заемщика (далее - заемщик) и уполномоченный банк, под которым понимается российская кредитная организация, включенная в перечень системно значимых кредитных организаций. Другими словами, Банк России определит перечень кредитных организаций, которые будут иметь возможность кредитовать сельхозтоваропроизводителей по льготной ставке - не более 5 % годовых. При этом сумма краткосрочного кредита (на срок до 1 года) не должна превышать 1 млрд руб., а по инвестиционному кредиту (на срок от 2 до 15 лет) - 8 млрд руб. по льготной ставке одному заемщику. При этом не

А. V. OSIPOVA

менее 20 % общего объема выданных уполномоченным банком льготных краткосрочных и инвестиционных кредитов должно приходиться на заемщиков, относящихся к малым формам хозяйствования.

Уполномоченный банк проводит проверку соответствия заемщика следующим требованиям:

- место государственной регистрации должна являться Российская Федерация, и у заемщика должен быть статус налогового резидента;

- не находится в стадии ликвидации, а также отсутствие возбужденного производства по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);

- отсутствие просроченной (неурегулированной) задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и в государственные внебюджетные фонды;

- положительный финансовый результат по данным бухгалтерской отчетности за предыдущий календарный год.

В Проекте Постановления отмечено, что уполномоченный банк вправе отказать заемщику, если он не соответствует перечисленным критериям, и в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Минсельхозу России на указанные цели. Важно отметить, что проверка целевого использования льготного краткосрочного и инвестиционного кредита возлагается также на уполномоченный банк, который руководствуется при проверке перечнем документов в соответствии с кредитным договором и дополнительным перечнем, который будет разработан и доведен до уполномоченных банков Минсельхозом России.

Действующий порядок, при котором субсидий из федерального бюджета доводятся бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам, продолжит свое действие и будет касаться всех кредитов, выданных до 1января 2017 г. При этом необходимо отметить, что при действующем порядке сохраняются требования по софинансированию данного мероприятия из регионального бюджета.

Новыми правилами предусматривается, что все лимиты денежных средств федерального бюджета на рассматриваемое мероприятие будет аккумулироваться в Минсельхозе России, а уполномоченные банки будут осуществлять поквартальный расчет потребности в субсидиях и предоставлять в министерство заявки на получение субсидии по выданным льготным краткосрочным и инвестиционным

кредитам. Суммарный объем субсидий (в процентах от общего объема субсидий на текущий финансовый год), предоставляемых одному уполномоченному банку, не может превышать 55 %.

Субсидии предоставляются уполномоченным банкам в размере 100 % ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора. Период субсидирования начинается с даты заключения и действует до даты окончания срока действия кредитного договора. Одновременно с заявкой на получение субсидии уполномоченный банк представляет следующие документы: заявление; заверенный уполномоченным банком отчет о суммах выданных кредитов и начисленных процентах, суммах уплаченных заемщиком денежных средств по основному долгу и процентам (с указанием сроков) по льготному краткосрочному или инвестиционному кредиту, а также информацию о потребности в субсидиях; реестр кредитных договоров, заключенных в предыдущем месяце между заемщиками и уполномоченным банком, а также реестр кредитных договоров, по которым заемщиком были нарушены условия в части возврата заемных средств; акт сверки расчетов с уполномоченным банком по соглашению о предоставлении субсидий, подписанный уполномоченным банком; отчет о целевом использовании льготных краткосрочных или инвестиционных кредитов, полученных заемщиками.

Основной документ, регулирующий взаимоотношения уполномоченного банка и Минсельхоза России в части предоставления субсидий, является соглашение о предоставлении субсидии (далее -Соглашение). Форма Соглашения утверждается Минсельхозом России и включает следующие пункты: сроки перечисления субсидии; случаи и порядок возврата в текущем финансовом году уполномоченным банком остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году; обязанность министерства и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по проведению проверок и соблюдению уполномоченным банком условий, целей и порядка предоставления субсидий, а также согласие уполномоченного банка на проведение таких проверок. Соглашением устанавливается порядок и сроки представления отчетности об осуществлении расходов уполномоченным банком, запрет конвертации в иностранную валюту полученных субсидий и ряд других положений, которые включаются в Соглашение в соответствии с действующим законодательством. Важно отметить, что Соглашением будет установлено значе-

ние показателей результативности использования субсидий, а эффективность осуществления затрат уполномоченными банками по данному мероприятию будет оцениваться ежегодно Минсельхозом России исходя из степени достижения показателей результативности предоставления субсидии, которые рассчитываются исходя из объема льготных краткосрочных и инвестиционных кредитов, выданных на развитие АПК, на рубль предоставленного объема субсидий из федерального бюджета.

Таким образом, с 1 января 2017 г. порядок отбора инвестиционных проектов, претендующих на льготное кредитование, будет принципиально отличаться от действующего, согласно которому с марта 2010 г. именно субъекты Российской Федерации представляли в Минсельхоз России перечень инвестиционных проектов, претендующих на льготное кредитование. Проектом Постановления региональным органам АПК субъектов Российской Федерации отводится роль формирования прогнозов кредитования заемщиков на очередной финансовый год исходя из необходимости достижения целевых показателей, связанных с реализацией региональных государственных программ. Исходя из указанных прогнозов будет определяться суммарный объем субсидий, предоставляемых уполномоченным банкам на территории одного субъекта Российской Федерации, который в любой момент может быть перераспределен между другими уполномоченными банками в случаях несоблюдения условий Соглашения либо отсутствия потребности в субсидиях. Предлагаемый порядок решает проблемы организационного порядка, позволит более оперативно распоряжаться лимитами бюджетных обязательств, утвержденных Минсельхозу России, сократит бю-

рократический порядок работы с банковскими документами региональных органов АПК субъектов Российской Федерации, отменяет принципы софи-нансирования поддержки льготного кредитования из регионального бюджета, но он не дает ответы на главный вопрос, как рост количественных показателей сопроводить качественными изменениями в агропромышленном комплексе России, и обеспечит ли реализация нового порядка льготного кредитования достижение целевых индикаторов Государственной программы.

Литература

1. Осипова А. В. Государственная поддержка кредитования аграрно-промышленного комплекса России // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2015. № 6.

2. URL: http://www.ach.gov.ru/activities/control/27-

085

3. URL: http://www.mcx.ru/documents/document/v-7_show/36975.htm

4. URL: http://www.mcx.ru/documents/document/v-7_show/13252.293.htm

References

1. Osipova A. V. Gosudarstvennaya podderzhka kreditovaniya agrarno-promyshlennogo kompleksa Rossii [State support lending to Russian agro-industrial complex] // Social'no-ekonomicheskie yavleniya i process. Tambov, 2015. № 6.

2. URL: http://www.ach.gov.ru/activities/control/27-

085/

3. URL: http://www.mcx.ru/documents/document/v-7_show/36975.htm

4. URL: http://www.mcx.ru/documents/document/v-7 show/13252.293.htm

* * *

ABOUT NEW RULES OF PREFERENTIAL CREDITING RUSSIAN AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX ORGANIZATIONS

OSIPOVA ALLA VYACHESLAVOVNA All-Russian Research Institute of the Organization of Production, Work and Management in Agriculture, Moscow, the Russian Federation, e-mail: a.osipova2011@mail.ru

The legislative process in the Russian Federation provides for a public discussion of draft legislative acts of the various levels and branches of government. In this article, the author attempts to analyze the Russian Ministry of Agriculture prepared a draft Resolution of the Russian Government, which regulates a new procedure for concessional lending to business entities of agro-industrial complex of Russia. Necessity to change the existing order of reimbursement of the cost of interest on investment loans to organizations of agro-industrial complex, which conditioned by the low level of budget implementation on the activities of the State program of agricultural development and regulation of agricultural products, raw materials and food for 2013-2020. The article shows the fundamental differences and describes a mechanism that allows you to completely change the existing order of prefe-

A. V. OSIPOVA

rential crediting of AIC. The author emphasizes that according to the project Decree of the Russian Federation will happen redistribution of responsibility for the effective use of the federal budget in the direction of the authorized banks which will lend to agricultural enterprises at preferential rates, and receive subsidies from the federal budget to compensate for the lost revenue. Ministry of Agriculture of Russia will be able to more quickly and full use of allocated limit of budgetary obligations As a result of the considered order. It was shown that the new rules will affect the change in the role of the Russian Federation to the procedure for the selection and supporting of investment projects carried out in their territory. It was shown that the new rules will affect the change in the role of the Russian Federation to the procedure for the selection and supporting of investment projects carried out in their territory.

Key words: Russian Ministry of Agriculture, the Chamber of the Russian Federation, preferential loans, authorized bank, investment credits, subsidies, the limit of budgetary obligations

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.