Научная статья на тему 'Особенности и правовые последствия задержания машин как меры пресечения, применяемой в условиях вооруженного конфликта'

Особенности и правовые последствия задержания машин как меры пресечения, применяемой в условиях вооруженного конфликта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
157
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАДЕРЖАНИЕ МАШИН / ВАИ / ПРЕСЕЧЕНИЕ НАРУШЕНИЙ / ПРАВОПОРЯДОК В УСЛОВИЯХ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ / БОЕГОТОВНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ / DETENTION OF MACHINES / VAI / SUPPRESSION OF VIOLATIONS / LAW ORDER IN ARMED CONFLICT / COMBAT READINESS / EFFECTIVENESS OF UNITS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мыльников Денис Владимирович

Применение меры пресечения в виде задержания машин в условиях вооруженных конфликтов одна из наименее эффективных мер, способная при ее неправильном применении привести к более тяжким последствиям, чем продолжение эксплуатации неисправной техники. Установлены воинские должностные лица, уполномоченные применять такую меру пресечения, и определены законные рамки ее применения. Автор показывает необходимость доработки Устава гарнизонной и караульной служб с целью устранения выявленных им противоречий. Военная техника в условиях вооруженного конфликта должна направляться не на гарнизонный сборный пункт задержанных машин, а в ближайшее безопасное место, т.е. в автомобильный парк подразделения. Это уменьшит вероятность срыва боевой задачи, а также гибели военнослужащих и утраты единиц боевой техники, вооружения и боеприпасов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мыльников Денис Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of such a measure as detention of machines in situations of armed conflict is one of the least effective measures capable to lead to more serious consequences if used incorrect than continuing operation with faulty equipment. Military officials authorized to apply a preventive measure and identify the legitimate scope of this measure are determined. The author substantiates the necessity of improvement the Charter of Garrison and Patrol Services with a task to removing identified contradictions. Military equipment in armed conflict should be directed not to the assembly point of delayed cars, but to the nearest safe place, that is the car park of a division.

Текст научной работы на тему «Особенности и правовые последствия задержания машин как меры пресечения, применяемой в условиях вооруженного конфликта»

МЫЛЬНИКОВ Денис Владимирович -

соискатель кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета Министерства обороны РФ.

125047, Россия, г. Москва, ул. Большая Садовая, д. 14 [email protected]

ОСОБЕННОСТИ И ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЗАДЕРЖАНИЯ МАШИН КАК МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМОЙ В УСЛОВИЯХ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА

FEATURES AND LEGAL CONSEQUENCES OF DETENTION OF AUTOMOBILES AS A PREVENTIVE MEASURE IN SITUATIONS OF ARMED CONFLICT

Применение меры пресечения в виде задержания машин в условиях вооруженных конфликтов - одна из наименее эффективных мер, способная при ее неправильном применении привести к более тяжким последствиям, чем продолжение эксплуатации неисправной техники. Установлены воинские должностные лица, уполномоченные применять такую меру пресечения, и определены законные рамки ее применения. Автор показывает необходимость доработки Устава гарнизонной и караульной служб с целью устранения выявленных им противоречий. Военная техника в условиях вооруженного конфликта должна направляться не на гарнизонный сборный пункт задержанных машин, а в ближайшее безопасное место, т.е. в автомобильный парк подразделения. Это уменьшит вероятность срыва боевой задачи, а также гибели военнослужащих и утраты единиц боевой техники, вооружения и боеприпасов.

Ключевые слова: задержание машин, ВАИ, пресечение нарушений, правопорядок в условиях вооруженных конфликтов, боеготовность, эффективность подразделений

Application of such a measure as detention of automobiles in situations of armed conflict is one of the least effective measures capable to lead to more serious consequences if used incorrect than continuing operation with faulty equipment. Military officials authorized to apply a preventive measure and identify the legitimate scope of this measure are determined. The author substantiates the necessity of improvement in the Charter of Garrison and Patrol Services to remove identified contradictions. Military equipment in armed conflict should be directed not to the assembly point of delayed cars, but to the nearest safe place, that is the car park of a division.

Keywords: detention of automobiles, VAI, suppression of violations, law order in armed conflict, combat readiness, effectiveness of units

Использование военной техники в ние эксплуатации неисправного трансусловиях вооруженных конфлик- портного средства либо транспортного тов — залог результативности средства, выпущенного из автомобиль-выполнения задачи, поставленной перед ного парка части в нарушение требований подразделением. Однако, как показывает Руководства о порядке использования практика, использование техники может автомобильной техники в Вооруженных быть сопряжено с некоторыми ее неис- силах РФ в мирное время1. правностями, что в силу действующего за- Однако указанная мера пресечения не конодательства не допускается и является всегда может быть применена в условиях нарушением, выявив которое, уполномо- вооруженного конфликта, поскольку авто-ченное должностное лицо обязано приме- мобильная или бронетанковая единица нить соответствующие меры. техники, выполняющая боевую задачу,

Задержание машин (ст. 27.13 Кодекса РФ поставленную соответствующим коман-

об административных правонарушениях, т~ “ _ ^

ст Q8 1П8 Устявя гарнизонной и кяряупь 1 Приказ Министра обороны РФ «О поряд-

ст. У8, LUs Устам гарнизонной И карауль ке использования автомобильной техники в ной служб Вооруженных сил РФ) — мера Вооруженных Силах Российской Федерации в пресечения, направленная на прекраще- мирное время» от 2Q.L2.2UU4 N 45U.

диром (начальником), может претерпеть некоторые механические повреждения как естественного, так и искусственного характера (вследствие обстрела, подрыва). В этом случае задержание машины может повлечь намного больший вред (например, срыв выполнения боевой задачи, захват техники и вооружения и, наконец, попадание в плен, ранение и гибель военнослужащих), чем дальнейшая ее эксплуатация, пусть и с некоторыми нарушениями требований Руководства.

Очевидно, что в условиях вооруженных конфликтов, но вне района боевых действий, т.е. на территории, водном или воздушном пространстве — от линии боевого соприкосновения с противником до расположения тыловых подразделений фронта включительно, — занимаемыми действующей армией во время проведения военных операций, порядок задержания машин должен соблюдаться в обычном режиме [Маликов 2005].

Данные действия являются мерой как дисциплинарного, так и административного пресечения, поскольку ответственность за подобные нарушения установлена также Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения1 устанавливает Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Этот перечень — исчерпывающий. Он запрещает эксплуатацию транспортных средств, если последние не соответствуют требованиям ГОСТ Р51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки»2. В силу требований ст. 12.5, ч. 3 ст. 27.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностные лица ВАИ гарнизона вправе задержать военное транспортное средство и направить его на гарнизонный сборный пункт задержанных машин, если ими в ходе досмотра будет

1 Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации «О правилах дорожного движения» от 23.10.1993 г. N 1090.

2 ГОСТ Р51709-2001. Автотранспортные сред-

ства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки». Утв. постановлением Госстандарта РФ от 01.02.2001 N 47-ст.

выявлена хотя бы одна неисправность из указанного выше Перечня.

Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации3 распространяются на автомототранспорт-ные средства с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч; тракторы; другие самоходные дорожно-строительные и иные машины; прицепы к ним, подлежащие государственной регистрации; трамваи и троллейбусы. Для законного и обоснованного применения указанной меры дисциплинарного пресечения к военнослужащим дежурный инспектор ВАИ должен обладать специальными познаниями в области порядка эксплуатации транспортных средств.

Вместе с тем в Вооруженных силах РФ, согласно ст. 85 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных сил РФ, для контроля за соблюдением правил дорожного движения водителями транспортных средств воинских частей в гарнизоне, на прилегающих к нему дорогах и в населенных пунктах, а также для поддержания порядка в использовании автомобильной техники приказом начальника гарнизона назначается военная автомобильная инспекция гарнизона в составе начальника ВАИ, его заместителя, инспекторов ВАИ (старших инспекторов), начальника гарнизонного сборного пункта задержанных машин [Ковалев 2008].

Абзац 2 указанной статьи определяет, что инспекторами ВАИ назначаются офицеры и прапорщики (мичманы) автомобильной службы, а также офицеры и прапорщики (мичманы) других родов войск и служб воинских частей гарнизона, знающие правила дорожного движения и материальную часть автомобильной техники.

Однако приказ министра обороны РФ от 17 января 2012 г. N 40 «О реализации отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Министерстве обороны Российской Федерации» утверждает Перечень должностных лиц из числа военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на штатных воинских должностях в военных автомобиль-

3 Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации. Утв. постановлением Правительства РФ от 18.12.2003 N 759.

116

ВЛАСТЬ

2 014'03

ных инспекциях, уполномоченных применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. В Перечне определено, что инспектор ВАИ — штатная должность, порядок и основания назначения на которую определены Положением о порядке прохождения военной службы1.

Следовательно, несение службы в наряде согласно Уставу гарнизонной и караульной служб Вооруженных сил РФ в качестве инспектора ВАИ возлагается на военнослужащих, исполняющих должностные обязанности инспекторов ВАИ, и является специальной обязанностью указанных должностных лиц, которая не может возлагаться на других военнослужащих [Ковалев 2006].

Все изложенное выше свидетельствует о необходимости доработки Устава гарнизонной и караульной служб и других нормативных правовых актов по вопросам службы ВАИ с целью устранения выявленных противоречий.

В силу требований ст. 2.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях военнослужащие, совершившие правонарушения, предусмотренные гл. 12 указанного Кодекса (административные правонарушения в области дорожного движения), несут административную ответственность на общих основаниях. Следовательно, данная мера пресечения носит характер мер административного пресечения, однако, исходя из определения мер дисциплинарного пресечения, задержание машин дежурным инспектором ВАИ будет являться мерой дисциплинарного пресечения, поскольку данная мера применяется воинским должностным лицом. Требования ст. 28.5 федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ относят нарушение правил эксплуатации военной техники, повлекшее вредные последствия, к грубым дисциплинарным проступкам.

При этом следует отметить, что, исходя из содержания ч. 3 ст. 27.13 Кодекса РФ об административных правонаруше-

1 Указ Президента РФ «Вопросы прохождения военной службы» от 16.09.1999 N 1237.

ниях, задержание военных транспортных средств Службы внешней разведки РФ, органов федеральной службы безопасности, Федерального органа специальной связи и информации, федеральных органов государственной охраны, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделений федеральной противопожарной службы не может быть применено должностными лицами ВАИ.

Правовые последствия применения меры дисциплинарного пресечения в виде задержания транспортного средства заключаются в прекращении противоправного деяния, совершаемого должностными лицами воинской части, и во временном принудительном прекращении эксплуатации технически неисправной машины и ограничении доступа к ней для дальнейшего ее использования посредством направления ее на гарнизонный сборный пункт задержанных машин и, как следствие, в срыве задачи, для выполнения которой было выделено транспортное средство.

По мнению автора, имеющего опыт непосредственного участия в боевых действиях, военная техника в условиях вооруженного конфликта должна направляться не на гарнизонный сборный пункт задержанных машин, а в ближайшее безопасное место, т.е. в автомобильный парк подразделения (группировки, блокпоста, контрольнопропускного пункта), что обеспечит скорейшее и надлежащее устранение нарушения и уменьшит вероятность срыва боевой задачи, а также гибели военнослужащих и утраты единиц боевой техники, вооружения и боеприпасов. Решение должен принимать командир подразделения (группы), на которого ложится вся полнота ответственности.

Таким образом, применение меры пресечения в виде задержания машин в условиях вооруженных конфликтов — одна из наименее эффективных мер, способная при ее неправильном применении привести к более тяжким последствиям, чем продолжение эксплуатации неисправной

техники.

Литература

Ковалев А.С. 2006. Кто такой инспектор ВАИ, и какие у него права? — Право в Вооруженных Силах. Военно-правовое обозрение, № 8.

Ковалев А.С. 2008. Меры дисциплинарного пресечения, применяемые к военнослужащим: дис. ... к.ю.н. — М., 150 с.

Маликов С.В. 2005. Расследование преступлений в районах вооруженных конфликтов. М.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.