М. М. Тарасов
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В статье предпринята попытка дать краткую характеристику зарождения, становления и развития внутренних войск России в дореволюционный и советский периоды и более обстоятельно описать служебно-боевую деятельность внутренних войск в современной России, в том числе в условиях трагедии государственного масштаба — чеченского вооруженного конфликта.
История строительства и служебно- венных органов, призванных укреплять
боевой деятельности внутренних войск личную и общественную безопасность,
свидетельствует о том, что на всех эта- правопорядок и оборону страны.
пах своего развитии они занимали важ- До своего законодательного оформ-
ное место в общей системе государст- ления, которое состоялось в начале XIX
века, военно-охранительная система Руси и России прошла длительный период своего становления в виде войска стрельцов, жильцов, жилых полков, регулярных гарнизонных войск и иррегулярных формирований казаков и ополченцев.
Внутренняя стража России существует фактически с 27 марта 1811 года. Передача в ведение военного ведомства местных губернских команд, находившихся в подчинении гражданского начальства, диктовалась неспокойным, неблагополучным внутренним состоянием империи, необходимостью освобождения части сил армии от несения караульной службы, сопровождения рекрутских партий, реорганизации устаревшей и несовершенной системы конвоирования арестантов.
Как всякое историческое явление внутренняя стража имеет прошедший и современный этапы своего развития. Предназначение и задачи, изложенные в Положении для внутренней стражи от 3 июля 1811 года, во многом схожи со служебно-боевыми задачами, выполняемыми внутренними войсками в настоящее время. Это охрана общего военного порядка, борьба с преступностью, оказание помощи населению при стихийных бедствиях и др.
Внутренняя стража просуществовала чуть более полувека, оставив в военноисторической летописи России определенный след. На европейской территории Российской Империи в разные периоды действовало от 8 до 12 округов внутренней стражи. Первое боевое крещение они получили в 1812 году. Губернские батальоны и уездные команды, дислоцированные в западной части России, приняли активное участие в оборонительных сражениях против наполеоновских войск.
Значительным шагом в развитии внутренней стражи явился указ Алек-
сандра I от 7 февраля 1816 года, в соответствии с которым все подразделения были сведены в Отдельный корпус внутренней стражи (ОКВС) во главе с генерал-адъютантом графом Е. Ф. Комаровским. ОКВС занял определенное место в военно-охранительной системе России, сыграв важную роль в обеспечении внутренней безопасности государства.
Внутренняя стража, будучи военной организацией, наделенной полицейскими функциями, взаимодействовала с полевыми частями, с полицией и с корпусом жандармов.
Сложившаяся система подбора кадров для службы в ОКВС оказалась неэффективной и не способствовала повышению качества выполнения задач. Несовершенный, а в некоторой степени и порочный принцип комплектования Отдельного корпуса внутренней стражи, допускал в его состав и «нравственно неустойчивых» людей. Можно согласиться с мнением С. М. Штутмана, что очищение полевых войск от негодных (или неугодных) людей за счет ОКВС превращал его в отстойник для порочных людей в личном составе. Этот метод, безусловно, глубоко порочен сам по себе. С самого начала можно было предвидеть бесперспективность такой кадровой политики.
Эти и другие причины привели к ликвидации внутренней стражи. Вряд ли упразднение 6 августа 1864 года Отдельного корпуса внутренней стражи способствовало повышению эффективности обеспечения внутренней безопасности государства. Несмотря на имевшиеся недостатки, Отдельный корпус внутренней стражи выполнял свое предназначение по обеспечению порядка в государстве. Имеются многочисленные примеры верности личного состава воинскому долгу, смелых и решительных
действий в боевой обстановке и в экстремальных условиях несения службы.
Гарнизонные (губернские) батальоны, перешедшие из внутренней стражи в местные войска, во многом использовали накопленный ранее опыт организации службы. Процесс организации и развития указанных формирований показал, что внутренняя служба требует специальных сил и централизованного управления.
Важным было постановление Государственного совета от 20 января 1886 года о создании конвойной стражи, которая без существенных изменений функционировала до 1918 года. Значительный вклад местных войск и конвойной стражи за 100 лет в обеспечение внутренней безопасности государства был отмечен в 1911 году высочайшим приказом императора Николая II.
В советское время проблема укрепления правопорядка и обеспечения внутренней безопасности государства приобрела еще большие масштабы. Выполнение этих задач 20 декабря 1917 года СНК возложил на Всероссийскую чрезвычайную комиссию (ВЧК) по борьбе с контрреволюцией и саботажем во главе с Ф. Э. Дзержинским. В мае 1919 года Совет рабоче-крестьянской обороны объединил части вспомогательного назначения и образовал Войска внутренней охраны республики (ВОХР). Новым этапом строительства стало создание 1 сентября 1920 года Войск внутренней службы (ВНУС), в которые вошли и части внутренней охраны.
В годы гражданской войны войска, наряду с выполнением служебных задач, участвовали в боевых действиях. Только в 1919 году на фронт ушло около 100 тыс. бойцов и командиров. За отвагу и мужество, проявленные воинами в ходе выполнения служебно-боевых задач, 150 из них были награждены орденом Красного Знамени.
Большое значение в области военного строительства имел Закон об обязательной военной службе, принятый 18 сентября 1925 года ЦИК и СНК СССР. Согласно этому закону войска Объединенного государственного политического управления и конвойная стража вошли в состав Вооруженных Сил СССР. 1 сентября 1939 года Верховный Совет СССР принял Закон о всеобщей воинской обязанности, в соответствии с которым внутренние войска являлись составной частью Вооруженных Сил страны.
В период формирования командноадминистративной системы в стране внутренние войска оказались одним из элементов репрессивного аппарата НКВД, они явились не столько защитниками интересов рабочего класса и крестьянства, сколько исполнителями политики сталинского режима. В обстановке нагнетания страха и подозрительности внутренние войска стали закрытой организацией. Это сказалось и на изменении их социального облика. В условиях отсутствия гласности личный состав внутренних войск в основе своей верил, что помогает стране бороться с «врагами народа». В период коллективизации войска использовались для борьбы с кулачеством и для локализации жителей голодающих районов. В ходе индустриализации конвойные войска обеспечивали конвоирование больших групп заключенных, пополняя тем самым стройки народного хозяйства дешевой рабочей силой.
Деформация кадровой политики в системе НКВД, слежка и доносы приводили к частой смене руководящих кадров и репрессиям. В числе 20 тысяч репрессированных чекистов немало было военнослужащих внутренних войск.
Репрессивный механизм имел значительные масштабы и в годы войны. 227 212 военнослужащих внутренних
войск и 98 325 сотрудников госбезопасности и милиции вместо обеспечения безопасности тыла страны привлекались к выселению отдельных народов. В 1943 году репрессиям подверглись и войска НКВД. По распоряжению Наркома внутренних дел 6314 «антисоветски настроенных и подозрительных» военнослужащих в срочном порядке были откомандированы в части Красной Армии, 14 127 человек взяты на спецучет.
Являясь составной частью Вооруженных Сил СССР, внутренние войска во взаимодействии с частями Красной Армии и пограничниками защищали рубежи нашей Родины в районе озера Хасан, на реке Халхин-Гол, участвовали в советско-финляндской войне.
Внутренние войска внесли достойный вклад в достижение победы над фашистской Германией. Из 29 дивизий, переданных в Красную Армию, почти все были удостоены почетных наименований, 23 — награждены орденами, четыре — стали гвардейскими. В ходе выполнения служебно-боевых задач в годы войны силами внутренних войск были задержали изменники Родины и вражеские агенты (89 763), дезертиры и уклонявшиеся от службы в армии (480 403), бандиты и их пособники (181 044).
В послевоенный период внутренние войска неоднократно реформировались. С 1947 по 1953 год они находились в составе Министерства государственной безопасности, с 15 марта 1953 года были переподчинены Министерству внутренних дел СССР, а с 1960 по 1966 год находились в подчинении республиканских министерств внутренних дел (министерств охраны общественного порядка). Как единая общесоюзная структура внутренние войска МВД СССР просуществовали с 1966 по 1991 год.
В 50-70-х годах был проведен ряд крупных мероприятий по улучшению
организационной структуры внутренних войск и их правового положения, по совершенствованию обучения и воспитания личного состава, по техническому перевооружению соединений и частей. Одним из характерных направлений развития внутренних войск в указанный период явилась попытка внедрения элементов научных основ во все аспекты их деятельности.
События последних десятилетий на территории СССР, а затем — Российской Федерации поставили войска на острие борьбы за общественный порядок, за конституционные права граждан, за их безопасность и жизнь, выдвинули новые проблемы обеспечения внутренней безопасности государства. В ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году участвовали 14,5 тыс. военнослужащих внутренних войск. За самоотверженные действия 276 из них награждены орденами и медалями.
В 1988-1991 годы значительно возросла роль внутренних войск в районах межнациональных конфликтов и вооруженных столкновений. Многие оперативные и специальные моторизованные части в 17 регионах страны участвовали в пресечении кровавых столкновений на межэтнической почве. В истории войск этого периода — многочисленные примеры самоотверженного выполнения воинского долга военнослужащими внутренних войск.
После распада СССР не стало единых союзных внутренних войск. Из соединений и частей войск, дислоцировавшихся на территории России, были образованы внутренние войска МВД Российской Федерации. Их руководящий орган — Главное управление, командующее внутренними войсками, в дальнейшем было реформировано в Главное командование внутренних войск МВД России.
На современном этапе внутренние войска МВД России занимают важное место в системе государственных институтов, находятся на передовом рубеже борьбы за соблюдение законных прав и свобод граждан России, защищают их от преступных посягательств.
В 1994-1996 годах части внутренних войск участвовали в составе объединенной группировки войск в вооруженном конфликте в Чеченской республике. За мужество и храбрость в борьбе с незаконными вооруженными формированиями более 7 тыс. военнослужащих были награждены орденами и медалями. При выполнении специальных заданий в ходе контртеррористической операции в Дагестане и Чечне в 1999-2000 годы награждено государственными наградами 5199 военнослужащих внутренних войск.
В настоящее время внутренние войска МВД России представляют собой хорошо оснащенную, мобильную внутригосударственную силу, способную выполнять функции обеспечения безопасности личности, общества и государства от противоправных действий, откуда бы они ни исходили.
Служебно-боевая деятельность внутренних войск МВД России в последнее десятилетие проходила под воздействием радикальных политических, экономических и социальных перемен, вызванных распадом СССР и становлением российской государственности. В 90-х годах был сделан серьезный шаг в сторону правового обеспечения их служебно-боевой деятельности, что позволило более эффективно использовать воинские части в условиях чрезвычайного положения и в районах вооруженных конфликтов.
Основу правовой базы оперативнослужебной и боевой деятельности внутренних войск в этот период составляли: Конституция Российской Федерации
(12 декабря 1993 г.); законы «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (24 сентября 1992 г.); «О безопасности» (5 марта 1992 г.); «Об обороне» (24 сентября
1992 г.); «О статусе военнослужащих» (22 января 1993 г.); «О воинской обязанности и военной службе» (11 февраля
1993 г.); Указ Президента РФ от 2 ноября 1993 г. «Основные положения военной доктрины Российской Федерации».
Если в Законе СССР от 26 марта 1990 года «Об обязанностях и правах внутренних войск МВД России при охране общественного порядка» регламентировалась лишь часть выполняемых внутренними войсками задач, то с принятием закона Российской Федерации от 24 сентября 1992 года было законодательно оформлено предназначение внутренних войск.
В январе 1992 года в структуре МВД РФ было создано Главное управление командующего внутренними войсками, которое возглавил генерал-полковник В. Н. Саввин (сентябрь 1991 — январь 1992). В дальнейшем в этой должности состояли генерал-полковник А. С. Куликов (1992-1995), генерал-лейтенанты (в последующем генерал-полковники) А. А. Романов (июнь—декабрь 1995) и
A. А. Шкирко (1995-1997).
В ходе дальнейшего реформирования в 1997 году было образовано Главное командование внутренних войск МВД России. Главнокомандующими были генерал-полковники Л. П. Шевцов (1997-1998), П. Т. Маслов (1998-1999),
B. В. Овчинников (1999 — январь 2000), с января 2000 года по настоящее время — генерал-полковник В. В. Тихомиров.
В соответствии с общей концепцией развития государства, его силовых структур, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1995 г. из внутренних
войск органам уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел были переданы функции по охране учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. В дальнейшем все органы исполнения наказаний МВД РФ вошли в состав Министерства юстиции.
Деятельность внутренних войск показывает, что на определенных этапах истории менялась оценка важности выполняемых ими задач. До принятия Закона о внутренних войсках (сентябрь
1992 г.) приоритетными были две задачи: охрана и оборона особо важных и особо режимных объектов и специальных грузов, объектов по коммуникациям, а также охрана исправительно-трудовых колоний, воспитательно-трудовых и лечебно-трудовых профилакториев.
Однако с принятием перечисленных правовых актов приоритет в выполнении войсками задач сместился в сторону предупреждения и пресечения вооруженных конфликтов и иных действий с использованием средств вооруженного насилия на территории Российской Федерации, угрожающих ее территориальной целостности, другим интересам общества и российских граждан.
События последнего десятилетия показали, что не всегда своевременно и четко определялся правовой механизм использования внутренних войск в межнациональных и вооруженных конфликтах, прежде всего, на Северном Кавказе. Решениями высших органов государственной власти и руководства страны в отдельные периоды в зависимости от обстановки на войска возлагались дополнительные задачи, не закрепленные в законе и уставах внутренних войск, например: пресечение деятельности военизированных формирований Фронта национального спасения; недопущение дальнейшего развития зоны конфликта;
разоружение всех незаконных вооруженных формирований; содействие возвращению в места постоянного проживания беженцев; обеспечение безопасности в местах компактного проживания беженцев; обеспечение правопорядка на границах территории действия режима чрезвычайного положения; недопущение бесконтрольного провоза через административную границу оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, боевой техники; обеспечение освобождения заложников; содействие в роспуске существующих вооруженных структур.
Практическая деятельность внутренних войск в отдельных сферах, которые не были урегулированы в полном объеме, требовали законодательного определения. В связи с этим 25 декабря 1996 года Государственной Думой Российской Федерации была принята новая редакция Федерального закона Российской Федерации «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», а также Закон «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях».
Как наиболее значительный элемент внутригосударственных силовых структур внутренние войска во взаимодействии с частями Вооруженных Сил и органов внутренних дел активно привлекались для разрешения межнациональных конфликтов, защиты конституционного строя, для общественной и государственной безопасности.
В течение 1992-1993 годов личный состав внутренних войск выполнял задачи по обеспечению правового режима чрезвычайного положения на Северном Кавказе во время осетино-ингушского конфликта. В ходе восстановления общественного порядка подразделения неоднократно подвергались вооруженному нападению, обстрелам из стрелкового
оружия и гранатометов. Предупреждая массовые кровопролития при столкновениях противоборствующих сторон, военнослужащие получали тяжелые ранения и гибли на своем боевом посту.
Выполняя Указ Президента России, внутренние войска совместно с органами внутренних дел участвовали в восстановлении общественного порядка в трудные для страны октябрьские дни
1993 года, когда противостояние законодательной и исполнительной властей вылилось в кровавые столкновения в Москве. В ходе штурма Дома правительства и ликвидации массовых беспорядков тогда погибло и скончалось от ран 145 человек, было ранено 733 человека. В числе погибших — 18 сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих.
Трагедией государственного масштаба стал Чеченский вооруженный конфликт 1994-1996 годов. Во взаимодействии с Вооруженными Силами и органами государственной безопасности в различные периоды конфликта группировка внутренних войск и органов внутренних дел составляла до 25 тысяч человек и состояла из тактических групп (от трех до семи). Они выполняли задачи по подавлению незаконных вооруженных формирований и освобождению от них населенных пунктов, разоружению бандитов, восстановлению конституционного порядка в зоне ответственности войск. В масштабе группировки федеральных сил внутренними войсками было сформировано шесть застав, 24 контрольно-пропускных пункта, половина из которых была подвижными, а также 20 маневренных групп, десятки наблюдательных пунктов, караулов, сотни патрульных нарядов. Значительное количество сил и средств выделялось для проведения совместных операций.
Боевые действия, как правило, носили ожесточенный, кровопролитный характер, сопровождались многочисленными диверсиями, террористическими актами, захватом заложников. Наряду с многочисленными примерами отваги и мужества, самоотверженного выполнения воинского долга воинами внутренних войск значительными были и потери среди военнослужащих: 1070 — убитых, 4664 — раненых и более 250 — пропали без вести.
«Хасавюртовское соглашение» 1996 года развязало руки чеченским сепаратистам и позволило им с помощью иностранной финансовой и военной поддержки создать хорошо обученные и экипированные вооруженные формирования. К лету 1999 года в Чечне было сосредоточено около 5 тыс. боевиков, террористов и бандитов разных национальностей, на вооружении которых находились гранатометы, артиллерийские орудия, установки залпового огня «Град», другие виды современной боевой техники, средств связи и управления. Действия вооруженных формирований координировались из-за рубежа международными террористическими организациями панисламистского толка.
Чечня стала пристанищем значительного числа отрядов международных террористов из Алжира (Эмир Абдель Ка-дер), Сирии (Исламское освобождение Сирии), Саудовской Аравии (солдаты Халифа Рашида) и др. В развернутых лагерях проходили боевую подготовку жители Средней Азии, албанцы, крымские татары, мусульмане из России и других стран СНГ и зарубежных государств.
Наибольшую опасность дестабилизации обстановки представляли формирования, создаваемые по националистическим или религиозным мотивам, прежде всего, «ваххабитского» течения в исла-
ме. Действуя внешне из вполне благоприятных интересов, они стали устанавливать свои порядки в горном Ботлих-ском районе Дагестана, создавали в отдельных аулах и на господствующих высотах мощные опорные пункты. В результате их экстремистских действий, при поддержке чеченских бандформирований в Дагестанской республике резко обострилась социально-политическая обстановка. К началу 1999 года около 3 тыс. боевиков с территории Чечни вторглись на территорию Республики Дагестан и провозгласили Ботлихский и Цумадинский районы независимой территорией.
Для проведения контртеррористической операции была создана Объединенная группировка федеральных сил (ОГВ(с)) численностью 25 тыс. человек (на 1 октября 1999 года). Из состава внутренних войск в боевых действиях в Дагестане участвовало 5549 человек. С 23 сентября 1999 года ОГВ(с) начала операцию по уничтожению международных террористов на территории Чеченской Республики. В период с 1 ноября 1999 года по 1 января 2001 года внутренние войска провели две войсковые операции, более 900 специальных и 545 результативных разведывательных операций по выявлению и ликвидации бандформирований.
Служебными нарядами внутренних войск и органов внутренних дел в 2000 году на территории Чеченской Республики по подозрению в совершении преступлений было задержано более 10 тыс. человек, из них преступников, находившихся в розыске, — 786, участников бандформирований и их пособников — более 1300, изъято около 11 тыс. единиц огнестрельного оружия, 570 кг наркотических средств.
К концу 2000 года большинство банд было разгромлено, но некоторые из них
продолжали ожесточенное сопротивление в труднодоступных горных районах. Практически ни один день антитеррори-стической операции не обходился без жертв и потерь с обеих сторон. В целях усиления противодействия преступным действиям террористов по завершении военной стадии антитеррористической операции в 203 населенных пунктах этого региона части и подразделения войск приступили к несению гарнизонной службы.
Поздравляя 25 марта 2000 года личный состав внутренних войск МВД России с их профессиональным праздником, В. В. Путин (в то время исполняющий обязанности Президента Российской Федерации) отметил, что солдаты правопорядка проявляют самоотверженность и профессионализм, сражаясь с бандами в Чечне.
Военнослужащие внутренних войск в ходе контртеррористической операции с достоинством и честью выполняли свой воинский долг. Многие из них проявили мужество, отвагу и героизм. Из 5199 человек, награжденных государственными наградами, 36 — удостоены звания Героя России, 2291 — награждены орденом Мужества, 16 — орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, 87 — орденом «За военные заслуги», 19 — медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени, 360 — медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, 771 — медалью «За отвагу», 1291 — медалью Суворова, 75 — медалью Нестерова, 253 — медалью Жукова.
Современный опыт служебно-боевого применения внутренних войск был учтен при подготовке и принятии нового федерального Закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 6 февраля 1997 года. В нем содержится правовое обоснование статуса, функций и задач
внутренних войск, полномочий государственных органов и должностных лиц по руководству, порядок взаимодействия с органами власти на местах, вопросы применения сил и средств при выполнении поставленных задач, гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей.
В соответствии с федеральным законом внутренние войска входят в систему МВД России, являются основным компонентом в выполнении на территории страны задач по участию совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка, в обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения, в охране важных государственных объектов и специальных грузов, в территориальной обороне Российской Федерации, в оказании содействия пограничным войскам в охране Г осударственной границы Российской Федерации. Важно отметить, что другие задачи могут быть возложены на внутренние войска не иначе, как федеральным законом.
Важным фактором, обеспечивающим качественное выполнение служебнобоевых задач и влияющим на боеспособность внутренних войск, является их структурное построение. Организационно войска представлены органами управления, соединениями и воинскими частями: оперативного назначения, специальными моторизованными, по охране важных государственных объектов и специальных грузов, авиационными, морскими, разведывательными, специального назначения, а также военными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, учреждениями и воинскими частями обеспечения их деятельности.
Правительство Российской Федерации осуществляет выделение финансовых средств для обеспечения служебно-
боевой деятельности внутренних войск, оснащения их необходимой боевой и специальной техникой, оружием и боеприпасами, специальными средствами, утверждает их перечень и правила применения, имеет другие полномочия в сфере деятельности внутренних войск, установленные федеральным законом.
Непосредственное руководство внутренними войсками осуществляет министр внутренних дел Российской Федерации, который несет ответственность за правомерность выполнения возложенных на них задач.
Управление внутренними войсками осуществляет главнокомандующий, являющийся одновременно заместителем министра внутренних дел Российской Федерации. Он возглавляет Главное командование внутренних войск, входящее в качестве структурного элемента в центральный аппарат МВД России. Коллегиальность управления внутренними войсками обеспечивается созданием в Главном командовании Военного совета как постоянно действующего совещательного органа.
Оперативно-территориальными объединениями внутренних войск являются округа. Командующий войсками округа является прямым начальником для всего личного состава соединений и воинских частей, ходящих в состав округа. Кроме того, в его оперативное подчинение приказом министра внутренних дел Российской Федерации могут передаваться соединения и воинские части, непосредственно подчиненные главнокомандующему внутренними войсками, а также военные образовательные учреждения высшего профессионального образования внутренних войск, дислоцирующиеся на территории этого округа, при выполнении задач в области обороны страны и в ходе их выполнения командующие войсками округов внутрен-
них войск осуществляют взаимодействие с командованием военных округов Вооруженных Сил Российской Федерации.
Анализ структуры и состава войск России, полномочий высших должностных лиц и органов власти по их руководству позволяет заключить, что внутренние войска имеют все необходимые признаки многофункциональной, относительно самостоятельной военной организации, способной автономно выполнять возложенные на нее служебнобоевые задачи.
Главной задачей внутренних войск является поддержание боевой и мобилизационной готовности на уровне, обеспечивающем выполнение объема служебно-боевых задач в условиях реформирования внутренних войск и участия в проведении контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации.
Основу внутренних войск МВД России составляют соединения и воинские части оперативного назначения (СВЧОН). Они совместно с органами внутренних дел решают следующие задачи: блокирование районов чрезвычайного положения или районов вооруженных конфликтов; пресечение в указанных районах вооруженных столкновений и разъединение противоборствующих сторон; изъятие оружия у населения, разоружение незаконных вооруженных формирований, а случае оказания ими вооруженного сопротивления — их ликвидацию; усиление охраны общественного порядка и общественной безопасности в местах, примыкающих к районам чрезвычайного положения или районам вооруженных конфликтов. Обеспечивая режим чрезвычайного положения, личный состав СВЧОН принимает неотложные меры по спасению людей и охране оставшегося без присмотра имущества.
Специальные моторизованные соединения и части при самостоятельном несении ими боевой службы обеспечивают сохранность следов преступления до прибытия представителей органов дознания.
Вместе с тем, как соединения оперативного назначения, так и специальные моторизованные части во взаимодействии с органами внутренних дел решают общие задачи, среди которых: борьба с преступностью; пресечение массовых беспорядков в населенных пунктах, а при необходимости и в исправительных учреждениях; охрана общественного порядка при проведении массовых мероприятий. Кроме того, они выделяют пограничным войскам необходимые силы и средства для участия в пограничных поисках и операциях.
Соединения и части по охране важных государственных объектов и специальных грузов, помимо выполнения задач в соответствии с их предназначением, участвуют в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на охраняемых объектах, в поиске и задержании лиц, проникших на их территорию, а также обеспечивают охрану складов и баз окружных управлений материальнотехнического и воинского снабжения МВД России. Они оказывают содействие пограничным войскам в воспрещении незаконного пересечения Государственной границы в местах дислокации внутренних войск.
Законодательными актами определены задачи частям и подразделениям внутренних войск специального назначения. Они участвуют в разоружении и ликвидации незаконных вооруженных формирований, организованных преступных групп, в пресечении массовых беспорядков, сопровождающихся вооруженным насилием, в изъятии у населения незаконно хранящегося оружия. Эти части и подразделения выполняют зада-
чи по пресечению актов терроризма, обезвреживанию лиц, захвативших заложников, важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, здания органов государственной власти. К числу их задач относится также участие в обеспечении безопасности должностных лиц и отдельных граждан Российской Федерации. Специфические задачи возлагаются на авиационные и морские части внутренних войск. Авиационные части осуществляют боевое обеспечение действий внутренних войск и органов внутренних дел в условиях режима чрезвычайного положения, вооруженных конфликтов, в других экстремальных обстоятельствах, в борьбе с организованной преступностью. Морские части обеспечивают охрану государственных объектов, расположенных на реках, озерах, в прибрежной части территориального моря, участвуют в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на них, в поиске и задержании лиц, противоправным способом проникших на охраняемую территорию со стороны акватории. Совместно с органами внутренних дел они участвуют в охране общественного порядка на акваториях водных объектов, а также содействуют пограничным войскам в воспрещении незаконного пересечения Государственной границы в местах дислокации внутренних войск.
При выполнении служебно-боевых задач в районах межнациональных конфликтов, в «горячих точках» военнослужащим внутренних войск приходится проводить административные задержания нарушителей общественного порядка, применять специальные средства, физическую силу и оружие, что требует от них соответствующих знаний законодательства Российской Федерации.
Комплекс мер по улучшению правового обучения личного состава внутрен-
них войск МВД России, по повышению уровня их правосознания и правовой культуры определен в директиве «Об организации и проведении правовой подготовки во внутренних войсках МВД России».
Военнослужащим внутренних войск предоставляются права: пресекать преступления, административные правонарушения и действия, препятствующие исполнению ими служебных обязанностей; требовать от граждан соблюдения общественного порядка; проверять у граждан документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения; составлять протоколы об административных правонарушениях, задерживать лиц, их совершивших, с передачей задержанных в органы милиции; принимать меры по обеспечению сохранности следов преступления до прибытия представителей органов дознания; задерживать на срок до трех часов и содержать в служебных помещениях до передачи в органы милиции лиц, посягавших на охраняемые внутренними войсками объекты, производить досмотр указанных лиц, их транспортных средств и вещей, изымать документы и предметы, запрещенные для хранения и использования; проводить осмотр транспортных и плавучих средств, нарушающих правила, установленные на охраняемых внутренними войсками объектах; проводить (решением командира части и выше) оцепление или блокирование участков местности и объектов при пресечении массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и других чрезвычайных обстоятельств, а также при розыске бежавших заключенных и преследовании лиц, проникших на охра-
няемые территории или покинувших их, а также некоторые другие права.
Содержание и объем перечисленных прав не выходят за рамки правоохранительной деятельности внутренних войск, которая представляет собой социально обусловленный специфический вид деятельности уполномоченного государством специального органа в целях охраны права. Эта охрана осуществляется путем своевременного применения юридических мер воздействия в соответствии с законодательством и при безусловном соблюдении установленного им порядка. Не случайно поэтому служебнобоевая деятельность военнослужащих внутренних войск связана с применением мер административно-правового и контрольно-предупредительного характера. При этом им запрещается прибегать к обращению, унижающему человеческое достоинство. Правовому регулированию подвергается и деятельность внутренних войск в сфере применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники. Устанавливаются условия и пределы их применения.
Гарантией правовой защиты военнослужащего при несении боевой службы выступает его статус как представителя власти, который находится под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в его служебную деятельность, кроме должностных лиц, уполномоченных на то законодательством. Он имеет
право на судебную защиту своих прав и свобод.
Гарантиями социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей являются страховые гарантии и право на возмещение ущерба, обеспечение их жилой площадью, телефонной связью, предоставление их детям мест в детских дошкольных учреждениях, право на медицинскую помощь, бесплатный проезд, а также другие социальные гарантии, льготы и компенсации, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Таким образом, на современном этапе внутренние войска МВД России занимают важное место в системе государственных институтов и правоохранительных органов, находятся на передовом рубеже борьбы за соблюдение законных прав и свобод граждан России.
Несмотря на то, что состав, задачи и правовые основы служебно-боевой
деятельности внутренних войск неоднократно менялись в зависимости от внешней и внутренней политики государства, неизменным оставалось их главное предназначение — стоять на страже закона и правопорядка. Поэтому повышение их боевой готовности, материально-технического обеспече-
ния, уровня воинской дисциплины, а также формирование высоких моральнобоевых качеств личного состава должны оставаться предметом постоянной заботы общества и государства.
M. Tarasov
PEDAGOGICAL EXPERIENCE OF SERVICE AND COMBAT ACTIVITIES OF THE INTERNAL TROOPS OF MODERN RUSSIA
An attempt is made to give brief characteristics of the origin, set up and development of Russia’s Internal Troops in the pre-Revolutionary, Soviet modern periods. The combat and service activities of Russian Internal Troops in Chechen Armed conflict are described.