Современная наука № 3 (6) 2011
УДК 356.68.57 А.В. Викторов*
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ОХРАНЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье анализируются основные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность внутренних войск МВД России по охране Государственной границы Российской Федерации.
Ключевые слова: части внутренних войск; охрана общественного порядка; организационная структура; взаимодействие с пограничной службой.
A.V. Viktorov
LEGAL BASES OF ATTRACTION OF INTERNAL TROOPS FOR THE DECISION OF PROBLEMS IN PROTECTION OF FRONTIER OF THE RUSSIAN FEDERATION
In article the basic regulatory legal acts regulating activity of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia on protection of Frontier of the Russian Federation are analyzed.
Keywords: parts of internal troops; public order protection; organizational structure; interaction with a frontier service.
27 марта 1989 года Президиум Верховного Совета СССР принял указ «О выведении из состава Вооруженных Сил СССР пограничных, внутренних и железнодорожных войск». Указ распространил в войсках порядок, условия и сроки прохождения службы, комплектования личным составом так же, как для Советской Армии и Военно-Морского Флота, сохранил порядок их материальнотехнического и финансового обеспечения.
На рубеже 80-90-х годов прошлого столетия произошло резкое обострение внутриполитической обстановки в ряде регионов бывшего СССР, возникли острые конфликты на межнациональной основе. События данного периода показали, что ведомственные нормативные документы, регламентирующие служебно-боевую деятельность, не могут в полной мере соответствовать принципам законности применения внутренних войск в отдельных ситуациях. В срочном порядке Президиумом Верховного Совета СССР 28 июля 1988 года был издан указ «Об обязанностях и правах
внутренних войск МВД СССР при охране общественного порядка» № 9307, которым впервые были узаконены и обнародованы задачи, выполняемые внутренними войсками. Вместе с тем данный нормативный акт не мог решить всех проблем деятельности данного рода войск. Принятый 26 марта 1990 года закон СССР «Об обязанностях и правах внутренних войск МВД СССР при охране общественного порядка» также регламентировал лишь часть выполняемых внутренними войсками задач. Только с принятием 24 сентября 1992 года закона РФ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» законодательно было определено предназначение внутренних войск: защита интересов личности, общества и государства, конституционных прав и свобод граждан от преступных и иных противоправных посягательств.
История внутренних войск показывает, что на определенных этапах развития менялась важность выполняемых ими задач. Если до при-
* Викторов Артём Валерьевич, адъюнкт кафедры истории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России. E-mail: [email protected] © Викторов А.В., 2011
нятия Закона о внутренних войсках первостепенными задачами были охрана и оборона особо важных и режимных объектов, специальных грузов при перевозке, объектов на коммуникациях, а также охрана исправительно-трудовых колоний и лечебно-трудовых профилакториев, то после его принятия на первое место вышла задача оказания содействия органам внутренних дел в охране общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и правового режима чрезвычайного положения.
Изменения приоритетности возложенных задач отразились на организационной структуре внутренних войск: в соответствии с указом президента была создана новая структура и произведены изменения в дислокации. Внутренние войска постепенно приобретали новый облик, усилился правоохранительный аспект в их деятельности. Это обусловлено тем, что рост преступности, особенно уличной, приводит к потере доверия граждан к правоохранительным органам, а следовательно, и к государству. Поэтому на первое место выходит борьба с преступностью, надежное обеспечение безопасности граждан.
В целях совершенствования деятельности внутренних войск в современных реалиях и ее правового регулирования в Закон о внутренних войсках были внесены необходимые изменения, в частности учтены требования части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и законов Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе»; «О статусе военнослужащих»; «О Государственной границе Российской Федерации».
Кроме того, отдельные положения закона РФ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» в редакции 1992 года и сложившаяся практика деятельности внутренних войск в отдельных сферах, которые не были урегулированы в полном объеме, также требовали законодательного определения. Так, например, ст. 2 «Задачи внутренних войск» на основании закона РФ «О государственной границе Российской Федерации» дополнена задачей по оказанию, наряду с Министерством обороны Российской Федерации и другими войсками, содействия пограничным войскам в охране Государственной границы Российской Федерации. В частности, уточнены обязанности соединений и воинских частей по вы-
полнению возложенных на внутренние войска задач, а также обязанности авиационных воинских частей по обеспечению деятельности органов внутренних дел при осуществлении ими мероприятий по борьбе с организованной преступностью.
В развитие правовой базы 6 февраля 1997 года был принят федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» ФЗ-№ 27 [1], которым определены новые функции войск.
В частности, внутренние войска: привлекаются к вооруженной защите Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории, в соответствии с законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации»; выделяют пограничным органам силы и средства для участия в пограничных поисках и операциях в порядке, определяемом совместными решениями соответствующих федеральных органов исполнительной власти. В этих целях обеспечивают:
- участие внутренних войск в защите государственной границы в случаях и порядке, предусмотренных законом;
- ограничение или воспрещение доступа граждан на отдельные участки местности или объекты вблизи государственной границы во время проведения пограничных поисков и операций, при отражении вооруженных вторжений на территорию Российской Федерации или воспрепятствовании незаконным массовым пересечениям государственной границы;
- общественный порядок при проведении на государственной границе и в пограничных районах Российской Федерации массовых мероприятий федерального или международного характера;
- правопорядок в приграничных районах при возникновении чрезвычайных ситуаций, введении режима чрезвычайного положения и т. д.
Данная деятельность конкретизирована в приказе МВД России от 28 августа 1993 года № 396 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации “О Государственной границе Российской Федерации” в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» [2], предписы-ваю-щем, в частности, командующим войсками округов внутренних войск МВД России:
- определить совместно с командующими войсками пограничных округов участки государственной границы в местах дислокации военных
Современная наука № 3 (6) 2011
Современная наука № 3 (6) 2011
объектов и гарнизонов внутренних войск, закрытых для прохода (проезда) посторонних лиц и транспортных средств;
- обеспечить охрану государственной границы в части воспрещения незаконного ее пересечения на участках мест дислокации военных объектов и гарнизонов внутренних войск, определенных межведомственными актами. Возложить соответствующие обязанности на подчиненных командиров (начальников);
- выделять воинским частям пограничных войск силы и средства для участия в пограничных поисках и операциях. Согласованные с пограничными войсками расчеты привлекаемых сил и средств воинских частей, дислоцированных в приграничных районах, предусмотреть в планах действий соединений и воинских частей при чрезвычайных обстоятельствах.
Кроме того, этим приказом определены полномочия внутренних войск МВД России в сфере охраны Государственной границы Российской Федерации.
Литература
1. Федеральный закон «О Государственной границе Российской Федерации» от 01.04.93 № 4730-1 / Российская газета. - 1993. - № 14.
2. Приказ МВД России от 28.08.93 № 396 «О мерах по реализации Федерального закона Российской Федерации “О Государственной границе Российской Федерации” в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. - 1993. - № 35.
3. Центральный архив внутренних войск МВД России. Ф. 94. Оп. 1с. Д. 2284. Л. 111.
УДК 34(091)
М.В. Шемелина*
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОЛИЦЕЙСКИХ ЧИНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ЗА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
В статье автор рассматривает содержание ответственности полицейских чинов за отдельные виды правонарушений в историческом аспекте.
Ключевые слова: юридическая ответственность; деятельность полиции; преступления;
невыполнение служебных обязанностей.
* Шемелина Марина Вячеславовна, адъюнкт факультета научно-педагогических кадров Академии управления МВД России. E-mail: [email protected] © Шемелина М.В., 2011
Необходимость совершенствования взаимодействия между Федеральной пограничной службой и Министерством внутренних дел Российской Федерации потребовала издания совместных ведомственных нормативных актов. Так, 31 января 1995 года был издан приказ № 57 ФПС России и МВД России «Об утверждении Инструкции о взаимодействии пограничных войск Российской Федерации с органами внутренних дел Российской Федерации и внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации в сфере охраны государственной границы Российской Федерации» [3].
Издание данного приказа позволило решить многие вопросы взаимодействия между внутренними войсками и федеральной пограничной службой в вопросах реализации закона «О Государственной границе Российской Федерации» при проведении пограничных поисков и операций.