Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ'

ОСОБЕННОСТИ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА / МЕРОПРИЯТИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ / НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горина Д. В.

Камеральная налоговая проверка - это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются у налогового органа. В данной статье рассматриваются основы проведения камеральных налоговых проверок, сроки, мероприятия налогового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND PROCEDURE FOR CONDUCTING A CAMERAL VALUE-ADDED TAX AUDIT

A cameral tax audit is an audit of compliance with the legislation on taxes and fees based on a tax declaration and documents that the taxpayer independently submitted to the tax office, as well as documents that the tax authority has. This article discusses the basics of conducting cameral tax audits, timing, tax control measures.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»

УДК 336.22

Горина Д.В. студент группа ГМУ-1311 Уральский института управления РАНХиГС Российская Федерация, Екатеринбург

ОСОБЕННОСТИ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ

СТОИМОСТЬ

Аннотация: Камеральная налоговая проверка - это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются у налогового органа. В данной статье рассматриваются основы проведения камеральных налоговых проверок, сроки, мероприятия налогового контроля.

Ключевые слова: камеральная налоговая проверка, мероприятия налогового контроля, налоговый кодекс.

Gorina D. V. student group GMU-1311 Ural Institute of Management RANEPA Russian Federation, Yekaterinburg

FEATURES AND PROCEDURE FOR CONDUCTING A CAMERAL

VALUE-ADDED TAX AUDIT

Annotation: A cameral tax audit is an audit of compliance with the legislation on taxes and fees based on a tax declaration and documents that the taxpayer independently submitted to the tax office, as well as documents that the tax authority has. This article discusses the basics of conducting cameral tax audits, timing, tax control measures.

Keywords: cameral tax audit, tax control measures, tax code.

Согласно п.1 ст. 88 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) камеральная налоговая проверка проводится в отношении налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиков, а также других документов, о деятельности налогоплательщика, находящихся у налогового органа.

В данной статье хочу рассказать о мероприятиях и процедурах, проводимых во время проверки налоговой отчетности.

Как отмечено выше, порядок камеральной налоговой проверки (далее КНП) регламентирован ст. 88 НК РФ. Срок проведения КНП - 2 месяца с момента подачи отчетности в налоговый орган. Однако, если в декларации будут выявлены противоречия, признаки нарушения налогового законодательства, различия в данных, представленных контрагентами и др., срок проверки может быть продлен до 3-х месяцев.

В случаях, когда нарушения в ходе проведения проверки не выявлены, налогоплательщик об окончании КНП не извещается.

Во время проведения проверки данных, отраженных в отчетности, налоговый орган анализирует финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика, отраженных в книге покупок и продаж контрагентов, операции по расчетным счетам, правомерность отражения НДС, заявленных вычетов, возмещения и льгот.

В рамках КНП оснований для проведения мероприятий налогового контроля мало - налоговый орган вправе запросить дополнительные документы и осуществить иные мероприятия только в некоторых случаях. Например, если налогоплательщиком заявлены суммы к возмещению налога из бюджета, применены налоговые льготы согласно ст. 149 НК РФ, либо выявлены противоречия в сведениях, которые ведут к занижению сумм налога к уплате в бюджет, возникает право в истребовании подтверждающих операции документов, встречных документов у контрагентов, направлении запросов в соответствующие организации (таможенные органы, банки и т.д.), проведение допросов и осмотров территорий, помещений лица, документов и предметов.

Согласно п. 3 ст. 88 НК РФ при выявлении ошибок и противоречий в сведениях, отраженных в налоговой декларации, налогоплательщик обязан представить в течение пяти дней с момента получения соответствующего требования необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. При непредставлении ответа на требование возникает состав нарушения по ст. 129.1 НК РФ и влечет за собой штраф в размере 5 000 рублей.

В соотв. с п. 3 ст. 93 НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней с момента получения требования. При непредставлении ответа на требование возникает состав нарушения по п. 1 ст. 126 НК РФ и влечет за собой штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Перечень подтверждающих операции документов не регламентирован и является открытым. В основном, при проведении проверки, налоговой орган истребует следующие документы: лицензии на осуществление заявленной деятельности, уставы, счет-фактуры, акты сверки, акты приёма-передачи товара, карточки счета и т.д.. То есть документы, на основании которых возможно установить сделку, её правомерность и исполнение.

Документы и пояснения, представленные в ответ на требование, представляются в налоговый орган в электронном виде (скан-образ) по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщика, либо заверенные копии в бумажном виде.

В случае, если при КНП выявлены ошибки, нарушения, противоречия в сведениях, отраженных в декларации, а так же не представлены ответы на направленные требования, налоговым органом в течении 10 рабочих дней со дня окончания проверки составляется акт налоговой проверки. В описательной части акта отражаются сведения о налогоплательщике, представленной налоговой отчетности, проведенные мероприятия налогового контроля, выявленные в ходе проведения налоговой проверки нарушения, выводы и предложения по устранению данных нарушений. Акт налоговой проверки подписывается должностным лицом, проводившим эту проверку и вручается налогоплательщику лично, либо по телекоммуникационным каналам связи в течение 5 дней.

Налогоплательщик, при несогласии с данными, отраженными в акте, вправе представить в течение месяца с даты получения возражения на акт налоговой проверки. Так же, при наличии смягчающих обстоятельств, налогоплательщик вправе представить в налоговый орган ходатайство об их применении.

По истечению срока на подачу возражения, налоговый орган проводит рассмотрение материалов налоговой проверки. Перед рассмотрением акта

налогоплательщику направляется извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. Рассмотрение акта возможно в отсутствии налогоплательщика, если иное не предусмотрено законодательством. При рассмотрении учитываются все представленные документы, возражения, ходатайства, составляется протокол рассмотрения материалов налоговой проверки, в котором отражаются проверенные документы, участвующие лица, возражения и замечания.

Решение о привлечении к ответственности, либо решение об отказе в привлечении к ответственности должно быть принято в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока на подачу возражений по акту. Срок принятия решения может быть продлен, но не более чем на 1 месяц. Согласно п. 9 ст. 109 НК РФ решение вступает в силу по истечению одного месяца с момента вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение.

После вынесения решения о привлечении к ответственности, налоговой орган вправе применить обеспечительные меры, направленные на исполнение данного решения, если есть право полагать, что неприменение их может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение данного решения.

Решение налогового органа может быть обжаловано в вышестоящем органе в апелляционном порядке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.