Научная статья на тему 'Особенности и перспективы развития еврорегионов с участием республики Беларусь'

Особенности и перспективы развития еврорегионов с участием республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
909
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Викторович Анна Михайловна

В настоящее время в мировой экономике усиливается тенденция расширения соста-ва участников международных отношений и многообразия каналов их взаимодействия. Это проявляется в развитии экономического сотрудничества не только между государ-ствами, но и непосредственно между отдельными регионами государств, т. е. происхо-дит процесс трансграничного сотрудничества. Для создания и перспективного функционирования еврорегиона на территории Го-мельской, Брянской и Черниговской областей необходимо следующее: – совершенствование нормативно-правовой базы в области трансграничного со-трудничества; – создание организационной структуры управления еврорегионом, в функции ко-торого должны входить организация и координация работы по развитию трансгранично-го сотрудничества; – поддержка государства в течение всего времени становления и функционирова-ния еврорегиона; – максимальное стимулирование предпринимательства в приграничных регионах как самой мощной мобильной экономической силы, не допуская его стихийного разви-тия. Создание еврорегиона на территории Гомельской области станет предпосылкой ус-коренного социально-экономического и культурного развития области и повышения жизненного уровня населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Викторович Анна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности и перспективы развития еврорегионов с участием республики Беларусь»

ЭКОНОМИКА

УДК ЗЗ2.1(476) (063)

ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЕВРОРЕГИОНОВ С УЧАСТИЕМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

А.М. ВИКТОРОВИЧ

Учреждение образования «Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого»,

Республика Беларусь

В настоящее время в мировой экономике усиливается тенденция расширения состава участников международных отношений и многообразия каналов их взаимодействия. Это проявляется в развитии экономического сотрудничества не только между государствами, но и непосредственно между отдельными регионами государств.

Такие процессы, происходящие на уровне приграничных территорий, носят название трансграничного сотрудничества.

Идея трансграничного сотрудничества возникла в Европе в 50-е годы. В первые послевоенные годы была популярна идея о том, что назначение границ - объединение, а не разъединение людей. Поэтому роль границы меняется: вместо барьера она становится возможностью взаимодействия двух государств. Согласно Европейской рамочной конвенции по трансграничному сотрудничеству, под трансграничным сотрудничеством понимаются любые согласованные действия, направленные на усиление и поощрение отношений между соседними приграничными территориями и властями, находящимися под юрисдикцией двух и более договаривающихся сторон, а также заключение любых соглашений и договоренностей, необходимых для достижения вышеуказанных целей.

Основная цель такого сотрудничества - достижение взаимного общественного роста, налаживание связей между экономическими, научными, культурными институтами трансграничных регионов. Трансграничное сотрудничество должно служить всестороннему сближению народов, созданию и поддержанию климата, благоприятствующего партнерству и обмену опытом по широкому спектру вопросов (окружающая среда, сельское хозяйство, транспорт, коммуникации, безопасность, занятость, технологии, туризм и прочее).

Европейский опыт показывает, что развитие трансграничного сотрудничества осуществляется в рамках норм международного права, которые содержатся в ряде договоров и конвенциях. Основополагающим документом для всех возможных форм трансграничного сотрудничества является Европейская рамочная конвенция по трансграничному сотрудничеству, принятая 21 мая 1980 года в Мадриде и являющаяся плодом работы Совета Европы в этом направлении. Кроме нее особое внимание заслуживает Бенилюкская конвенция о трансграничном сотрудничестве. В отличие от рамочной конвенции этот документ признает автономное существование форм трансграничного сотрудничества от всех межгосударственных соглашений и наделяет приграничные регионы реальными полномочиями.

Поскольку трансграничное сотрудничество развивается в Европе на протяжении более 50 лет, можно выделить некоторые особенности его развития. Главной осо-

бенностью развития трансграничного сотрудничества в Европе является постадий-ность, которая выражается в прохождении ряда этапов:

1. Стадия обмена информацией. Это стадия установления первых контактов, необходимая для оценки качеств и возможностей партнерства с соседними государствами.

2. Консультации. Консультации по вопросам возможного сотрудничества в большинстве случаев происходят на неофициальной основе.

3. Сотрудничество. Представляет собой непосредственно сотрудничество по широкому спектру вопросов.

4. Интеграция. Она означает гармонизацию проводимой региональными системами экономической и социальной политики и создание локальных рынков товаров, услуг, приграничной рабочей силы, технологических нововведений.

Многие авторы ставят под сомнение реализацию этой стадии в Европе.

В настоящее время для Европы, которая достигла больших результатов в развитии трансграничных связей, характерен переход от стадий консультаций к непосредственно сотрудничеству. Именно на этом этапе происходит создание еврорегиона.

Еврорегион является одной из форм трансграничного сотрудничества административно-территориальных единиц соседних стран, созданных в соответствии с двухсторонними или многосторонними соглашениями для решения общих проблем. Его отличие от трансграничного региона заключается:

1) в институализации посредством создания Совета еврорегиона, Президиума, Рабочей группы;

2) в характере создания еврорегиона (образуется по инициативе региональных или управленческих субъектов).

Функционирование еврорегиона осуществляется путем создания специальных институциональных структур, бюджета еврорегиона (первоначально он складывается из взносов стран-участниц), а также необходимой нормативно-правовой базы.

Деятельность еврорегиона предполагает разработку программ развития еврорегиона, последующую их реализацию, проведение общих действий по развитию еврорегиона, осуществление комплексного анализа результатов деятельности. Программа развития, как правило, представляет собой множество проектов о трансграничном сотрудничестве, финансирование которых осуществляется государством или через ряд структурных фондов наднационального уровня. К примеру, средства сообщества INTERREG направлены на поощрение и развития трансграничного сотрудничества, в частности, на:

• оказание помощи приграничным зонам в преодолении проблем, которые явились результатом их изоляции;

• обеспечение микроинтеграции с целью создания общего рынка;

• ликвидация существующих экономических диспропорций на уровне интегрируемых приграничных регионов.

В финансировании проектов по трансграничному сотрудничеству участвует также Совет Европы, причем здесь большое внимание уделяется экологическим проектам.

В целом, трансграничное сотрудничество может возникнуть или развиться под воздействием определенных обстоятельств одной географической территории. Большинство предпосылок, тем не менее, являются общими и применимы к различным приграничным регионам.

К предпосылкам трансграничного сотрудничества можно отнести следующие:

• историко-географические аспекты формирования приграничных связей, включая схожесть этнографической и демографической ситуаций, наличие общих природных ресурсов;

• примерно одинаковый уровень экономического развития сопредельных регионов сотрудничающих стран;

• уровень либерализации внешнеэкономической деятельности и степень открытости границ;

• предпринимательская активность в приграничных районах.

Трансграничное сотрудничество распространенно и в славянских государствах,

однако это связано с рядом трудностей. Так, опыт работы еврорегиона «Карпаты» (в него входят сопредельные административно-территориальные единицы Польши, Венгрии, Словакии, Румынии и Украины) показывает, что трудности связаны с бедностью административно-территориальных единиц стран-участниц. Поэтому общий бюджет формируется в основном за счет внешних источников. Кроме того, основными факторами, которые сдерживают развитие трансграничного сотрудничества и еврорегионов в славянских странах, являются:

• отсутствие четко определенной на государственном уровне государственной политики в этой сфере;

• незавершенность законодательного и нормативно-правового обеспечения;

• несовпадение экономического, экологического и прочего законодательства стран, принимающих участие в трансграничном сотрудничестве;

• отсутствие ряда государственных соглашений и межгосударственных соглашений о сотрудничестве в отдельных областях экономического, социальнокультурного взаимодействия и администрирования.

Несомненно, опыт Западной Европы в развитии еврорегионов может послужить ориентиром для эффективности трансграничного сотрудничества Республики Беларусь.

В Республике Беларусь первые шаги в направлении создания трансграничных объединений были сделаны 7 июня 1997 года, когда по инициативе польской стороны были подписаны учредительные документы по созданию еврорегиона «Неман».

Целями создания еврорегиона являются:

• разработка и сведение воедино конкретных практических мер посредством создания и реализации планов действий по улучшению состояния в бассейне реки Неман;

• формирование системы охраны природных рекреационных ресурсов как средства развития регионального и международного туризма;

• развитие эффективной инфраструктуры трансграничного масштаба в целях содействия осуществлению принимаемых мер;

• защита и сохранение исторического и культурного наследия, включая достопримечательности и памятники для расширения возможностей по использованию их для целей туризма.

Сейчас в еврорегион входят: Гродненская область, Подлясское воеводство (Польша), Мариампольский, Алитусский и Вильнюсский уезды (Литва). Около трех десятков проектов реализовано и реализуются польскими и литовскими партнерами. Воплощен в жизнь наиболее крупный проект «Региональное развитие и охрана природы в еврорегионе «Неман». Он осуществлялся в рамках программы ТАСИС по трансграничному сотрудничеству и финансировался Европейским Союзом (финансирование составило 1 млн экю). Основное направление проекта - проведение исследований и организация сохранения и охраны историко-культурных и природных

богатств Принеманья, а также развитие регионального и международного туризма. За время работы были собраны данные, подтверждающие, что Гродненщина обладает богатыми природными ресурсами, с помощью которых можно открывать новые производства и развивать туризм.

Кроме этого существуют такие проекты, как «Августовский канал», «Белорусско-литовский путь Адама Мицкевича», «Неман - река дружбы», «Белорусско-польские архивы Вильнюса и Каунаса», реставрация Каложи. По некоторым перспективным проектам есть договоренности об их финансировании в рамках программ ТАСИС и PHARE. Один из проектов будет направлен на решение задачи по снижению уровня загрязнения речных вод.

Помимо еврорегиона «Неман» в Республике Беларусь функционирует еврорегион «Буг», созданный в 1993 году, однако Беларусь присоединилась к нему лишь в 1998 году. В настоящее время еврорегион охватывает Волынскую область (Украина), провинцию Люблин (Польша) и Брестскую область. Общая территория еврорегиона составляет около 82 тысяч квадратных метров километров, на которой разместилась бы Дания, Швейцария, Люксембург, Монако и Андорра вместе взятые. Население свыше 5 млн человек.

Географически еврорегион «Буг» расположен стратегически выгодно - в центре Европы, на одном из магистральных путей Евразии. По его территории проходит автострада Париж - Берлин - Варшава - Брест - Минск - Москва с ответвлениями на Украину, Прибалтику и север России. Железнодорожные пути, проходящие через еврорегион, соединяют западную Европу с Минском, Москвой, Киевом и другими городами России и Балтии. Есть также судоходный путь от Днепра до Буга через реки Припять, Пина, Днепро-Бугский канал, реку Мухавец с портами в Бресте и Пин-ске. Наличие хорошей транспортной развязки и соответствующей инфраструктуры, безусловно, облегчает налаживание как производственных и торговых, так туристических и личных связей между государствами.

Для Бреста и области сотрудничество в рамках еврорегиона «Буг», несомненно, экономически выгодно, поскольку это позволяет:

• устанавливать новые экономические связи с польскими и украинскими предприятиями и фирмами, а, следовательно, приобретать новые рынки сбыта продукции;

• создавать совместные предприятия и производства и тем самым увеличивать количество рабочих мест и приобретать новые технологии;

• привлекать иностранных инвесторов;

• развивать научные и культурные связи, налаживать туризм.

Опыт функционирования еврорегионов в Западной Европе, а также позитивные результаты работы еврорегионов на западе Республики Беларусь показывают необходимость и выгодность развития трансграничного сотрудничества в любых направлениях. Используя этот опыт, можно с уверенностью сказать, что создание еврорегиона на территории Гомельской, Брянской (Россия) и Черниговской (Украина) областей позволит решить ряд проблем в этом регионе.

В наиболее выгодном положении находится белорусско-российское пограничье. Эти два государства имеют активные экономические отношения (около 60 % составляет доля России во внешнеторговом обороте для Республики Беларуси). Такие перспективы имеет российско-белорусская приграничная зона, которая является самой большой по размерам и многочисленной по количеству образующих ее административных районов республики (20 районов Республики Беларусь и Российской Федерации расположены на белорусско-российском пограничье).

Украина, как и Россия, является партнером Беларуси по одному региональному блоку СНГ. Этим объясняется вторая позиция Украины во внешнеторговом обороте республики. Однако сохранение таможенного контроля на границе относится к числу факторов, препятствующих экономическим связям. Кроме того, зараженность радионуклидами территорий Гомельской области и пограничных областей усложняет экономическое сотрудничество. Но этим же и обуславливается развитие трансграничного сотрудничества на этой территории, направленное на совместное решение экологических проблем.

В настоящее время существуют следующие предпосылки взаимовыгодного сотрудничества Гомельской, Брянской и Черниговской областей:

• развитые внешнеэкономические связи (табл. 1);

• наличие общих проблем, требующих решения, связанных с экологической обстановкой в регионе;

• культурная общность областей (схожий язык и менталитет);

• примерно одинаковый экономический уровень развития областей;

• наличие определенной нормативно-правовой базы в этом направлении.

Таблица 1

Внешняя торговля Гомельской области в 2000 году, млн долл. США

Экспорт Импорт Внешнеторговый оборот

Всего по области, млн долл. США 698,2 1239,4 1937,6

В том числе с Брянской областью, млн долл. США 18,4 29,8 48,2

Удельный вес, % 2,6 2,4 2,5

С Черниговской областью, млн долл. США 6,2 2,1 8,3

Удельный вес, % 0,9 0,2 0,4

В целом следует отметить, что регион обладает значительным экономическим потенциалом.

Анализируя внешнюю торговлю приграничных областей, можно отметить, что на торговлю с Брянской и Черниговской областями приходиться 2,9 % всего внешнеторгового оборота Гомельской области. Учитывая, что Гомельская область занимает второе место в республике (после города Минска) по объему внешнеторгового оборота, эта цифра достаточно значительна. Потенциал предприятий Черниговской области электротехнического, автомобильного, инструментального направлений, машиностроения для легкой и пищевой промышленности, химического и нефтехимического машиностроения, тракторного и сельскохозяйственного, строительнодорожного и коммунального машиностроения, приборостроения делают возможным изготовление уникальных изделий производственно-технического назначения. Значительный спектр товаров народного потребления способен удовлетворить потребности национального и внешних рынков. Для Брянской области также характерно динамическое развитие внешней торговли. Основной частью экспорта является машиностроительная продукция. Произошли сдвиги в сторону увеличения удельного веса химической промышленности, продовольственных товаров, черных металлов. В Гомельской области особое значение приобретает внешняя торговля. Ее влияние на

социально-экономическое развитие области обусловлено высокой степенью ориентации промышленности на внешний рынок и зависимостью от импорта сырья, топлива и материалов.

Что касается нормативно-правовой базы, регулирующей трансграничное сотрудничество, то имеются лишь соглашения, носящие рамочный характер и не содержащие конкретных предложений сотрудничества (Соглашение между Гомельским областным исполнительным комитетом и местными органами исполнительной власти Брянской области, заключенное в 1999 году, и Черниговской - в 1993 году).

Таким образом, создание еврорегиона на территории Гомельской, Брянской и Черниговской областей позволит решить следующие проблемы:

1. В экологической сфере:

• ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

• улучшение осведомленности об экологических проблемах;

• совместная экологическая экспертиза строительства и функционирования промышленных объектов.

2. В сфере занятости:

• составление совместных приграничных списков безработных и согласование мер в связи с молодежной или длительной безработицей;

• упрощение визового режима пересечения границы жителями приграничных регионов.

3. В сфере транспорта:

• открытие и закрытие приграничных постов, продление часов их работы;

• изучение собственных и совместных потребностей в отношении транспортного сообщения в приграничной зоне и на территории Гомельской, Брянской и Черниговской областей;

• составление списков проектов по строительству транспортной инфраструктуры, находящихся или введенных по одну сторону границы и представляющих интерес для другой.

4. В сфере туризма:

• публикация туристических путеводителей;

• координация музейных выставок;

• проведение совместных ярмарок, концертов и прочее.

5. В сфере технологий:

• снижение межрегиональных экономических диспропорций путем передачи опыта использования прогрессивных технологий;

• в сфере бизнеса и промышленности;

• создание регулярных приграничных связей между фирмами, торговыми палатами, торговыми союзами и прочее;

• составление подробных информационных справочников о роде деятельности предприятий, организаций и предпринимателей приграничных областей;

• создание совместных предприятий.

Таким образом, для создания и перспективного функционирования еврорегиона на территории Гомельской, Брянской и Черниговской областей необходимо следующее.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-первых, совершенствование нормативно-правовой базы в отношении трансграничного сотрудничества Гомельской области, принятие законодательных актов местного и регионального уровней, в которых рассматривается принятие конкретных решений на местах, и формируются приоритеты развития приграничных областей в контексте государственной региональной политики. Целесообразно также при-

нять законы об экономическом правовом статусе приграничных территорий Республики Беларусь.

Во-вторых, необходимо создать организационную структуру управления еврорегионом, в функции которого должны входить организация и координация работы по развитию трансграничного сотрудничества.

В-третьих, непосредственно еще до создания еврорегиона необходимо наметить конкретные программы, которые необходимо реализовывать в дальнейшем. Эти программы могут затрагивать широкий спектр вопросов (занятость, экология, предпринимательство и другие). Процесс функционирования еврорегиона также сопровождается выработкой конкретных задач и программ, позволяющих более полно реализовывать потенциал еврорегионов, а также повысить уровень жизни трансграничного населения.

В-четвертых, необходима поддержка государства в течение всего времени становления и функционирования еврорегиона. Кроме того, необходим поиск внешних источников финансовых средств.

В-пятых, необходимо максимальное стимулирование предпринимательства в приграничных регионах как самой мощной мобильной экономической силы, не допуская его стихийного развития.

В целом, создание еврорегиона на территории Гомельской области станет предпосылкой ускоренного социально-экономического и культурного развития области и повышения жизненного уровня населения.

Список литературы

1. Вертинская Т.С. Регионы в международных экономических отношениях. - Мн.: «Право и экономика», 2000. - 192 с.

2. Европейская рамочная конвенция о трансграничном сотрудничестве сообществ и властей. - Мадрид, 1980.

3. Методические материалы по организации трансграничного сотрудничества местных и региональных властей Европы. - 2-е изд. - Страсбург, 1995.

4. Пила В.И. Программное обеспечение трансграничного сотрудничества в Украине //Сборник докладов международной научно-практической конференции. - Гомель, 2002.

5. Пинигин В.В., Бык В.Ф., Гордейчик В.К. Концептуальные положения создания зоны приграничной свободной торговли Гомельской, Брянской и Черниговской областей в рамках СЭЗ «Гомель-Ратон» //Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. - 2002. - № 4. - С. 25-38.

6. Соколов Э. Дойти до еврорегионов, стартуя уже сейчас //ФУА. - 1998. - № 6. -С. 6-12.

7. Штокалюк Т. В. Нормативно-правовое обеспечение трансграничного сотрудничества в Украине //Сборник докладов международной научно-практической конференции. - Гомель, 2002.

8. Чмырь Е.С. Участие Украины в трансграничном сотрудничестве и деятельность еврорегионов //Сборник докладов международной научно-практической конференции. - Гомель, 2002.

Получено 10.10.2002 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.