территориального сотрудничества» от 07.10.2008 № 168-ФЗ.
9. Федеральный закон «О ратификации дополнительного протокола к европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей» от 07.10.2008 № 169-ФЗ.
10. Концепция приграничного сотру днич ества в Российской Федерации, утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2001 г. № 196-р.
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2006г. № 234 «О внесении изменения в Положение о Министерстве регионального развития Российской Федерации».
12. Таможенный кодекс Российской Федерации, принят Государственной Думой 25 апреля 2003 года.
13.Жовенко Г.В., Боронников ДА., Номоконов АН., Яковенко А.Г. Проблемы государственно-частного партнерства в области промышленности Российской Федерации // Известия МГТУ «тми», № 1 (13) - 2012, с. 265-268.
Анализ современной практики и особенностей приграничного и трансграничного сотрудничества Российской Федерации с государствами - членами СНГ
Рябов Д.В., д.э.н. проф. Яковенко Г.В., Окунева А.В., Яковенко А.Г.
Университет машиностроения 8(495)223-05-23, доб. 1504, [email protected]
Аннотация. В статье проведен анализ современной практики и особенностей приграничного и трансграничного сотрудничества Российской Федерации с государствами - членами СНГ, выявлены особенности такого сотрудничества, определена специфика приграничного сотрудничества в формате создания еврорегиона.
Ключевые слова: приграничное сотрудничество, еврорегионы, региональные проекты.
Работа выполнена в рамках исследования, проводимого за счет средств, выделенных Российским гуманитарным научным фондом на выполнение научно-исследовательской работы по Соглашению (Договору) №12-02-00404/12, тема исследования «Р^работка методики оценки эффективности приграничного сотрудничества российских регионов в современных политических и экономических условиях».
Приграничное сотрудничество России и сопредельных государств - участников Содружества Независимых государств, его особенности, специфика характеризуются следующим:
• для Российской Федерации государственны е границы с бывшими республиками Советского Союза оказались новыми, требующими решения серьезных политических и инфраструктурных задач по их обустройству;
• территориальных претензий по государств енным границам практически нет, кроме некоторых отрезков морских границ Азовского и Черного моря;
• имеется возможность восстановления хозяйственных и экономико-политаческих связей, утраченных в результате развала СССР;
• значительный уровень этнической и культурной общности населения сопредельных сторон;
• формирование единых взглядов на политическую и экономическую ситуацию руководителей и правительств сопредельных государств;
• совместная деятельность в рамках как общих, так и межрегиональных союзов и соглашений, характеризующаяся совпадением интересов по различным направлениям сотрудничества. [1]
Государства СНГ, расположенные в Восточной Европе, активно сотрудничают как ме-
жду собой, так и с Европейским Союзом, в том числе в рамках еврорегионов. [2,3]
В конце 50-х годов прошлого века усиление сотрудничества между региональными и местными органами власти, формирование единых городских агломераций и крупных экономических зон с устойчивым рынком труда, общие проблемы защиты окружающей среды вызвали новую форму европейского приграничного сотрудничества - «еврорегион», представляющий собой территориальное образование, в состав которого входят приграничные регионы двух или нескольких европейских государств. Первый еврорегион появился на границе между Германией и Нидерландами на основе мощного регионального промышленного потенциала. Большая часть еврорегионов создана между двумя европейскими странами, однако в состав трех еврорегионов входят приграничные регионы трех государств, еще трех -территории четырех государств, пять регионов объединили пять стран, есть пример создания еврорегиона шестью государствами (еврорегион «Бадтика» с участием Российской Федерации). Всего Россия принимает участие в создании шести еврорегионов.
Оценки экспертов, анализирующих эффективность деятельности еврорегионов с участием стран СНГ, во многих аспектах совпадают. Так, белорусские аналитики отмечают следующие проблемы создания и функционирования существующих еврорегионов с участием стран Восточной Европы: бюрократизированносгь структур еврорегионов, слабая финансовая база, малая инициативность. Одной из причин такого положения дел является жесткая система вертикального централизованного управления. Практика показала, что без осознания центральными органами власти необходимости передачи некоторых полномочий на локальный уровень, усиления финансовой самостоятельности местной власти, а также унификации национальных законодательств со странами-партаерами сложно будет говорить об эффективности этой новой модели регионального сотрудничества. Будущее еврорегионов с участием России, Белоруссии и Украины будет во многом зависеть от позиции органов государственной власти в вопросах, связанных с перераспределением полномочий центрального, регионального и местного уровней и выработкой и проведением научно-обоснованной региональной политики.
Главной проблемой развития практики приграничных региональных проектов с участием государств СНГ является соблюдение принципа субсидиарносги, т.е. усиления регионального и локального уровня управления через перенос компетенции на возможно более низкий административный уровень. Однако продолжаются поиски наиболее оптимальных вариантов приграничного сотрудничества в формате еврорегионов. [4]
Соглашение о создании еврорегиона «Днепр» подписано 29 апреля 2003 г. в г. Гомеле. Участниками этого еврорегиона являются Гомельская область (Беларусь), Черниговская область (Украина), Брянская область (Россия). Это первый (и пока единственный) еврорегион, в состав которого вошли только восточнославянские государства.
Главная цель еврорегиона «Днепр» - содействие социально-экономическому развитию, научному и культурному сотрудничеству приграничных территорий Черниговской, Гомельской и Брянской областей.
Среди направлений деятельности - обеспечение опережающего инновационного развития трёх соседних областей за счёт реализации совместных инвестиционно-тновационных проектов, углубления производственной кооперации, создания совместных предприятий и производств.
Российские территории совместно с государствами СНГ в настоящее время входят в целый ряд еврорегинальных образований. Наиболее активным участником трансграничных союзов является российский эксклав Калининградская область.
В 1997 г. был создан еврорегион «Неман», в который вошли 5 районов Калининградской области, Гродненская область Белоруссии, Подлясское воеводство Польши, Вильнюсский, Алитусский и Марьямпольский поветы Литвы.
В 2003 г. создан еврорегион «Слобожанщина» в составе Белгородской области России и Харьковской области Украины.
В 2007 г. создан еврорегион «Ярославна» в составе Курской области Россия) и Сум-
ской области (Украина).
29 октября 2010 года было подписано соглашение о создании еврорегиона «Донбасс» в составе Ростовской области Россия) и Луганской области (У^аина). Впоследствии планируется присоединение к еврорегиону Донецкой области. Среди целей создания еврорегиона — развитие транспортной сети, углубление научного и культурного сотрудничества, охрана окружающей среды. [5]
На юге и востоке географического пространства Российской Федерации особый интерес представляют границы России с Казахстаном и Китаем.
Граница между Россией и Казахстаном представляет собой уникальный феномен евразийского и мирового масштаба.
Во-первых, по своей протяженности эта граница является самой длинной сплошной сухопутной границей в мире. В культурном и историческом плане факторы, характеризующие российскую и казахстанскую цивилизации, носят скорее объединяющий, чем разделяющий характер. С одной стороны, российско-к^ахстанское пограничье разделяет страны, которые можно отнести соответственно к западной и восточной культурам, христианским и мусульманским религиозным традициям, а, с другой стороны, Россия и Казахстан в течение нескольких веков развивались в едином государственном, правовом и культурном пространстве и поэтому приграничные регионы двух государств не имеют серьезных различий в языковом, культурном, этническом и т.п. отношениях.
В административно-территориальном отношении со стороны России к границе с Казахстаном примыкают Астраханская, Волгоградская, Саратовская, Самарская, Оренбургская, Челябинская, Курганская, Омская, Тюменская и Новосибирская области, т.е. регионы, относящиеся как к европейской, так и к западносибирской частям Российской Федерации. Граница являет собой рубеж длиной более 7500 километров только на суше, к ней непосредственно примыкают 70 административных российских районов, на территории которых насчитывается более 1500 населенных пунктов с общей численностью населения в 3 миллиона человек. С казахстанской стороны к границе примыкают 7 областей, т.е. половина всех крупных регионов Казахстана, в том числе Атырауская, Западно-К^^станская, Актюбинская, Куста-найская, Северо-К^ахстанская, Павлодарская и Восточно-К^^станская. Административно-территориальное устройство Казахстана, в отличие от конституциональных условий в России, является унитарным, т.е. решения по территориальным изменениям принимаются не путем референдума, а соответствующим решением центральных властей.
В числе долгосрочных факторов, влияющих на характер российско-казахстанского приграничного сотрудничества, важную роль играет ресурсный потенциал сопредельных территорий. С одной стороны, это содействует развитию приграничного сотрудничества и сохранению сложившихся еще в советское время производственных и технологических связей (особенно в машиностроении, добыче и переработке полезных ископаемых, энергетике, сельском хозяйстве), с другой стороны, способствует нелегальной приграничной активности теневой торговли зерном, незаконной вырубке леса на российской стороне, контрабандной торговле нелегальными, транзитными товарами. Некоторые участки пахотных земель, острова и территории каспийского шельфа являются предметами территориальных споров на межправительственном уровне, которые выходят за рамки данного исследования.
Несмотря на распад Советского Союза и частичный разрыв сложившихся производственных связей, в экономических отношениях между Россией и Казахстаном сохраняется взаимозависимость и взаимосвязи в производственном комплексе, особенно в уральской и западносибирской зонах российско-к^^станского сотрудничества.
Сопоставление экономического потенциала российских и казахстанских приграничных территорий показывает явный дисбаланс в пользу России. Большинство российских приграничных территорий существенно опережают в своем экономическом потенциале сопредельные казахстанские регионы. Например, валовой региональный продукт Тюменской области в денежном выражении в полтора раза превосходит внутренний валовой продукт всего Казахстана. В целом, можно условно выделить три группы граничащих с Казахстаном субъектов
Российской Федерации, обладающих в сопоставлении по ВРП высоким (Тюменская, Самарская, Челябинская области), средним волгоградская, Оренбургская, Новосибирская, Саратовская, Омская области, Алтайский край) и относительно низким (Астр^анская, Курганская области) потенциалом.
Выводы
1. Российская Федерация активно развивает приграничное сотрудничество в новом для страны формате - создании еврорегионов.
2. Главной проблемой развития практики приграничных региональных проектов с участием государств СНГ является соблюдение принципа субсидиарное™, т.е. усиления регионального и локального уровня управления через перенос компетенции на возможно более низкий административный уровень.
3. После распада Советского Союза сохраняется взаимозависимость и взаимосвязи в производственном комплексе Российской Федерации с большинством сопредельных государств.
Литература
1. Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей СДСЕ №106, принята 21 мая 1980 г.
2. Федеральный закон «О ратификации протокола №2 к европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, касающегося межтерриториального сотрудничества» от 07.10.2008 N 168-ФЗ.
3. Федеральный закон «О ратификации дополнительного протокола к европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей» от 07.10.2008 N 169-ФЗ.
4. Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации, утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2001 г. N 196-р.
5. Соглашение о создании еврорегиона «Донбасс», подписано 29 октября 2010 года.
Анализ опыта реализации идей устойчивого развития экономик в целях определения концепции развития промышленных кластеров
к.э.н. доц. Боронников Д А., д.э.н. проф. Яковенко Г.В., Яковенко А.Г.
Университет машиностроения 8 (495) 223-05-23, [email protected]
Аннотация. В статье проводится анализ реализации концепции «устойчивое развитие» институтами экономически развитых стран, факторов и показателей, встречающихся в открытых источниках. Показываются противоречия, которые легли в основу проблематики, а также смещение акцентов при прикладной реализации идеи применительно к странам, играющим разную роль в мировом производстве благ. Предлагается использовать идеи концепции при создании и функционировании промышленных кластеров как устойчивых территориальных образований.
Ключевые слова: кластер, устойчивое развитие, социальная напряженность, рост промыъиленности
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научного проекта № 11-02-00314а.
Современной теорией конкурентоспособности в качестве одного из ключевых организационно-экономических механизмов повышения национальной и региональной конкурентоспособности определено развитие территориально-промышленных кластеров.
Кластер в современном понимании представляет собой условный комплекс географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, образовательных и научно-исследовательских учреждений, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурент-