Научная статья на тему 'Анализ нормативно-правовой базы приграничного сотрудничества российских регионов с сопредельными территориями'

Анализ нормативно-правовой базы приграничного сотрудничества российских регионов с сопредельными территориями Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1560
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / FRONTIER COOPERATION / REGIONAL DEVELOPMENT / STANDARD AND LEGAL BASE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яковенко Г. В., Боронников Д. А., Яковенко А. Г.

В статье проведен анализ нормативно-правовой базы приграничного сотрудничества российских регионов с сопредельными территориями, выявлена роль приграничного сотрудничества с политической и экономической точки зрения, определены специфические особенности и слабые места в российских законодательных и нормативно-правовых актах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Яковенко Г. В., Боронников Д. А., Яковенко А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of the regulatory framework of frontier cooperation between Russian regions and adjacent territories

In article the analysis of standard and legal base of frontier cooperation of the Russian regions with adjacent territories is carried out, the role of frontier cooperation from the political and economic point of view is revealed, specific features and weak places in Russian legislative and normative legal acts of the Russian Federation are defined.

Текст научной работы на тему «Анализ нормативно-правовой базы приграничного сотрудничества российских регионов с сопредельными территориями»

10. Levitt Th. Globalization of Markets // Harvard Business Review. 1983. Vol. 61.

11. Robertson R. Globalization. London, 1992.

Анализ нормативно-правовой базы приграничного сотрудничества российских регионов с сопредельными территориями

д.э.н. проф. Яковенко Г.В., к.э.н. доц. Боронников Д А., Яковенко А.Г.

Университет машиностроения 8(495)223-05-23, доб. 1504, yakovenkoartem@mail.ru Аннотация. В статье проведен анализ нормативно-прадовой базы приграничного сотрудничества российских регионов с сопредельными территориями, выявлена роль приграничного сотрудничества с политической и экономической точки зрения, определены специфические особенности и слабые места в российских законодательных и нормативно-садовых актах Российской Федерации.

Ключевые слова: приграничное сотрудничество, региональное развитие, нормативно-правовая база Работа выполнена в рамках исследования, проводимого за счет средств, выделенных Российским гуманитарным научным фондом на выполнение научно-исследовательской работы по Соглашению (Договору) №12-02-00404/12.

После распада Советского Союза Российская Федерация, занимая одну седьмую часть суши земного шара, столкнулась с необходимостью переосмысления своей роли на международной политической арене и формирования современных подходов к своему позиционированию на мировом экономическом рынке.

Не имеющая аналогов протяженность морских и сухопутных границ (более 60 тыс. километров) стимулировала Россию к новым формулировкам задач приграничного сотрудничества, пониманию взаимосвязей и взаимозависимостей приграничных территорий, изменению традиционного советского отношения к границе, прежде всего, как к инструменту защиты государства без учета интересов общества.

В советское время граница выполняла в основном барьерные функции, разделяя даже родственные территориальные сообщества, используя визовый и пограничный режим, позволяющий в редких случаях минимальные контакты между населением приграничных территорий. Ориентация советской власти на закрытость общества, приоритет военно-мобилизационных планов во внутренней экономической политике привели к практической деградации некоторых приграничных территорий. Крупные индустриальные проекты реали-зовывались в центральных регионах страны, в связи с чем наблюдался серьезный отток трудоспособного населения с окраинных территорий.

Независимость Российской Федерации вызвала необходимость создания пограничной и таможенной инфраструктуры на границах с новыми сопредельными государствами, причем входящими в различные политические и военные блоки и союзы, пересмотра взаимоотношений с государствами, границы с которыми существовали ранее, усиления внимания к экономическому потенциалу приграничных территорий, его эффективному использованию. [4]

Основными предпосылками к повышению роли приграничного сотрудничества являются^]:

• декларируемая Конституцией РФ открытость общества, право российских граждан на передвижение;

• необходимость формирования стабильной обстановки на рубежах страны;

• разрешение имеющихся или потенциально возможных этнических, конфессиональных конфликтов;

• устранение территориальных споров с сопредельными государствами;

• целесообразность скоординированных действий с сопредельной стороной по предотвращению и ликвидации последствий техногенных и природных катастроф;

• реализация совместных экологических программ по сохранению природного потенциала сопредельных территорий;

• максимальное выравнивание уровня жизни и благосостояния населения приграничных территорий со средними показателями по стране;

• использование своеобразных рентных преимуществ приграничного положения в целях развития социально-экономической ситуации в российских приграничных районах;

• возможность полноценного использования инвестиционного и инновационного потенциала сопредельных территорий в формировании малого и среднего бизнеса;

• формирование соответствующих преимуществ приграничных территорий для формирования рынка труда и снижения демографических проблем;

• вхождение Российской Федерации в различные международные организации, союзы и программы и выполнение ею соответствующих обязательств;

• необходимость совместных действий по борьбе с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, торговлей людьми и оружием, контрабандой;

• обеспечение государственной независимости и безопасности.

Действия Российской Федерации по усилению эффективности приграничного сотрудничества потребовали создания необходимого современного нормативно-лавового обеспечения. [4]

Одним из основных инициаторов разработки и принятия соответствующих законопроектов и нормативных документов по регулированию приграничного сотрудничества является Министерство регионального развития Российской Федерации, которому Постановлением Правительства РФ от 21.04.2006г. №234 отнесены функции по выработке государственной политики и нормативно-прадовому регулированию в сфере осуществления приграничного сотрудничества [11].

Однако вопросы приграничного сотрудничества по ряду направлений входят в полномочия и других министерств и ведомств Российской Федерации.

Например, установление пограничного и пропускного режимов на границе является компетенцией Пограничной службы Российской Федерации (Федеральный закон РФ от 4 мая 2000г. №55-ФЗ) [6]. В ряде случаев Пограничная служба РФ может производить действия по таможенному, иммиграционному, санитарно-карантанному, ветеринарному, фитосанитар-ному и транспортному контролю.

Определенную организаторскую и контролирующую функции в обеспечении приграничного сотрудничества выполняет Федеральная таможенная служба, действующая с 2003 года в рамках Таможенного кодекса РФ (28 мая 2003г. №61-ФЗ)[12], а с конца 2010 года согласно Федеральному закону «О таможенном регулировании» (принят 27 ноября 2010г.) [2]. Это вызвано вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза РФ, Белоруссии и Казахстана. Формирование единого таможенного пространства является значительным продвижением вперед с точки зрения облегчения юридических препятствий в обеспечении сотрудничества приграничных территорий с одним из наиболее близких в языковом, культурном, этническом плане государств (Рес^блика Белоруссия) и Республикой Казахстан, имеющей самую длинную в мире сухопутную границу с Российской Федерацией.

В январе 2007 года в действие вступил Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (ФЗ №109), что позволило привлечь на рынок труда на легальном основании десятки тысяч граждан сопредельных государств, хотя это и не решило всех проблем в регулировании миграционных процессов в стране. С 1 июля 2010 года вступили в силу поправки к миграционному законодательству, определяющие преимущества квалифицированных зарубежных специалистов в трудоустройстве.

Однако в стране действуют нормативно-садовые акты, непосредственно касающиеся осуществления приграничного сотрудничества, учитывающие их специфику и формулирующие основные направления реализации приграничных контактов. Условно разделим их на 3 группы:

1) международные договоры, соглашения, концепции и программы приграничного сотрудничества;

2) федеральные документы, регулирующие осуществление приграничного сотрудничества;

3) законы, распоряжения, программы и другие нормативные документы органов государственной власти субъектов Российской Федерации по данной тематике. [5]

Необходимо отметить, что российское законодательство в сфере приграничного сотрудничества чаще всего принимается как реакция на происходящие события и на уже узаконенные тенденции в европейском опыте. Хотя в Европе первый базовый нормативный документ, определяющий принципы приграничного сотрудничества, также появился в ответ на явно выраженные процессы в европейской региональной интеграции. В мае 1980 года Советом Европы была принята Европейская рамочная конвенция «О приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей» [7].

Рамочная Конвенция оставляет за государствами - членами Европейского Союза право учитывать в собственном законодательстве национальные особенности, с другой - в нем прописаны принципы приграничного сотрудничества и даны формулировки некоторых основных понятий.

Реализация данного документа потребовала некоторых дополнений в части его практического применения и 9 ноября 1995 года был подписан Дополнительный протокол к Рамочной конвенции, касающийся правовых последствий деятельности, осуществляемой в рамках приграничного сотрудничества и правового статуса органов по сотрудничеству, создаваемых в соответствии с соглашениями о приграничном сотрудничестве. В связи с тем, что интеграционные процессы между регионами западных стран усиливались, что поощрялось Европейским сообществом и совпадало с его основными политическими и экономическими задачами, 5 мая 1998 года был подписан Протокол №2 к Европейской рамочной конвенции, касающийся межтерриториального сотрудничества, выходящего за рамки приграничных контактов.

Параллельно с совершенствованием правовых документов в сфере приграничного сотрудничества развивалось нормативное обеспечение европейской региональной интеграции.

Ассамблея регионов Европы в принятой 4 декабря 1996 года Декларации о регионализме в Европе определила регион как «государственное территориальное образование, соответствующее уровню, непосредственно предшествующему уровню государства» (ст. 1 Декларации), что совпадает с российским пониманием региона как субъекта Российской Федерации, находящегося на ступень ниже в вертикали власти после государства. Однако, согласно той же Декларации о регионализме в Европе, полномочия европейских регионов определены значительно шире чем российских, например, согласно статье 10 Декларации «регионы могут заключать договоры, соглашения или протоколы о намерениях международного характера, при условии их одобрения центральным правительством, если это требует национальное законодательство». Необходимо отметить, что единого европейского законодательства в ЕС в части приграничного сотрудничества не существует. [13]

В качестве приложений к Концепции о приграничном сотрудничестве разработан ряд типовых межгосударственных и межтерриториальных соглашений, например, о развитии приграничного сотрудничества, о региональных приграничных консультациях, о консультациях местных властей.

Важно подчеркнуть, что приграничная территория в лице ее местных властей и национального сообщества является, согласно рассмотренным выше документам, самостоятельным актором в приграничном сотрудничестве, полноценным субъектом международных контактов на данном уровне.

Поэтому только два типовых межгосударственных соглашения, данных в качестве приложений к Европейской рамочной конвенции «О содействии приграничному сотрудничеству и региональным приграничным связям» попадают под юрисдикцию государств. Остальные межгосударственные соглашения просто создают юридические рамки для заключения со-

глашений или контрактов между «территориальными властями и сообществами» (пршюже-ние к Конвенции «Типовые и рамочные соглашения, уставы и контракты о приграничном сотрудничестве между территориальными сообществами и властями»). Статья 2 Концепции раскрывает европейское понимание понятия «территориальные сообщества и власти» как «сообщества, власти или органы, выполняющие местные и региональные функции и рассматриваемые в качестве таковых в соответствии с внутренним правом каждого государства».

Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей в России была ратифицирована Федеральным законом от 22 июля 2002 года, который вступил в силу 5 января 2003 года.

Позже вступили в силу Федеральные законы «О ратификации протокола №2 к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, касающегося межтерриториального сотрудничества» (№168-ФЗ от 7.10.2008г.) и «О ратификации Дополнительного протокола к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей» (№169-ФЗ от 7.10.2008г.) [8,9].

Ранее Распоряжением Правительства РФ от 9 февраля 2001 года №196-Р была утверждена Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации. Трактовка приграничного сотрудничества как специфического вида межгосударственных и межрегиональных связей в российской Конституции несколько отличается от формулировки Европейской Конвенции.

Европейская рамочная Конвенция «О приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей» (статья 2):

«Под приграничным сотрудничеством понимаются любые согласованные действия, направленные на усиление и поощрение отношений между соседними территориальными сообществами и властями, находящимися под юрисдикцией двух и более договаривающихся сторон, а также заключение любых соглашений и договоренностей, необходимых для достижения вышеуказанных целей. Приграничное сотрудничество осуществляется в пределах полномочий территориальных сообществ и властей, определяемых внутренним законодательством каждой из сторон» [7].

Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации (Радцел I. Общие положения):

«Под приграничным сотрудничеством в Российской Федерации понимаются согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленные на укрепление взаимодействия Российской Федерации и сопредельных государств в решении вопросов устойчивого развития приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, повышения благосостояния населения приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, укрепление дружбы и добрососедства с этими государствами» [10].

Сравнение двух определений приграничного сотрудничества - европейского и российского - показывает принципиальную разницу между подходами к роли приграничных территорий в осуществлении соответствующих видов деятельности. В России, в отличие от Европы, основным действующим субъектом являются федеральные органы исполнительной власти.

Согласно Разделе II вышеуказанной Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации (9.02.2001г. №196-Р, текст документа по состоянию на январь 2010 года) «органы местного самоуправления в пределах своих полномочий имеют право:

• осуществлять в установленном порядке внешнеэкономические связи с муниципальными образованиями, административно-территориальными образованиями, организациями и гражданами сопредельных государств;

• заключать в установленном законодательством Российской Федерации порядке с иностранными партнерами соглашения (гр^данско-прадовые договоры) о приграничном со-

трудничестве».

Выводы

1. Межрегиональное и приграничное сотрудничество России с соседними государствами поступательно трансформируется в перспективную составляющую российской внешней политики.

2. Межрегиональное и приграничное сотрудничество является важным инструментом усиления позиций Российской Федерации на мировом политическом и экономическом пространстве, укрепляет связи с международными политическими и экономическими институтами и организациями, является действенным механизмом участия России в процессах общеевропейской и евроазиатской экономической интеграции.

3. Совершенствование приграничного сотрудничества позволяет российским регионам перейти к равноправному партнерству с соседями, совместной организации национальных рынков, формированию целостного экономического пространства.

Правовую основу развивающегося в настоящее время приграничного сотрудничества Российской Федерации с сопредельными государствами образуют нормативные правовые акты, регулирующие отношения на трех уровнях.

1. Федеральные правовые акты, устанавливающие правовой режим международных связей и внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и ее субъектов.

2. Межгосударственные документы и соглашения, определяющие цели, механизмы и конкретные сферы сотрудничества России с международными организациями и отдельными зарубежными странами. Среди них важное место занимают международные соглашения России с иностранными государствами о содействии межрегиональному сотрудничеству субъектов Российской Федерации. Особое значение для приграничных территорий имеет также нормативная правовая база, определяющая режим внешних связей России с соседними странами.

3. Соглашения и договоры о партнерстве и сотрудничестве, заключаемые региональными и местными органами власти с аналогичными территориальными образованиями соседних стран. При этом субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления не являются субъектами международного права, все соглашения международного характера заключаются в рамках их компетенции с обязательным участием специально уполномоченного на то федерального органа государственной власти - Министерства иностранных дел России.

4. Российским законодательством полномочия и компетенция приграничных районов не определены, что сдерживает активность местных властей и сообществ и снижает активность приграничного сотрудничества.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (^инята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

2. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27 ноября 2010 года № 311-Ф3.

3. Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 4 января 1999 года, № 4-ФЗ.

4. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ.

5. Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 года №101-ФЗ (в редакции от 1 декабря 2007 года, № 318-ФЭ).

6. Федеральный закон «О пограничной службе Российской Федерации» 04.05.2000 г. № 55-ФЗ.

7. Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей СДСЕ № 106, принята 21 мая 1980 г.

8. Федеральный закон «О ратификации протокола №2 к европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, касающегося меж-

территориального сотрудничества» от 07.10.2008 № 168-ФЗ.

9. Федеральный закон «О ратификации дополнительного протокола к европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей» от 07.10.2008 № 169-ФЗ.

10. Концепция приграничного сотру днич ества в Российской Федерации, утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2001 г. № 196-р.

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2006г. № 234 «О внесении изменения в Положение о Министерстве регионального развития Российской Федерации».

12. Таможенный кодекс Российской Федерации, принят Государственной Думой 25 апреля 2003 года.

13.Жовенко Г.В., Боронников ДА., Номоконов АН., Яковенко А.Г. Проблемы государственно-частного партнерства в области промышленности Российской Федерации // Известия МГТУ «тми», № 1 (13) - 2012, с. 265-268.

Анализ современной практики и особенностей приграничного и трансграничного сотрудничества Российской Федерации с государствами - членами СНГ

Рябов Д.В., д.э.н. проф. Яковенко Г.В., Окунева А.В., Яковенко А.Г.

Университет машиностроения 8(495)223-05-23, доб. 1504, yakovenkoartem@mail.ru

Аннотация. В статье проведен анализ современной практики и особенностей приграничного и трансграничного сотрудничества Российской Федерации с государствами - членами СНГ, выявлены особенности такого сотрудничества, определена специфика приграничного сотрудничества в формате создания еврорегиона.

Ключевые слова: приграничное сотрудничество, еврорегионы, региональные проекты.

Работа выполнена в рамках исследования, проводимого за счет средств, выделенных Российским гуманитарным научным фондом на выполнение научно-исследовательской работы по Соглашению (Договору) №12-02-00404/12, тема исследования «Р^работка методики оценки эффективности приграничного сотрудничества российских регионов в современных политических и экономических условиях».

Приграничное сотрудничество России и сопредельных государств - участников Содружества Независимых государств, его особенности, специфика характеризуются следующим:

• для Российской Федерации государственны е границы с бывшими республиками Советского Союза оказались новыми, требующими решения серьезных политических и инфраструктурных задач по их обустройству;

• территориальных претензий по государств енным границам практически нет, кроме некоторых отрезков морских границ Азовского и Черного моря;

• имеется возможность восстановления хозяйственных и экономико-политаческих связей, утраченных в результате развала СССР;

• значительный уровень этнической и культурной общности населения сопредельных сторон;

• формирование единых взглядов на политическую и экономическую ситуацию руководителей и правительств сопредельных государств;

• совместная деятельность в рамках как общих, так и межрегиональных союзов и соглашений, характеризующаяся совпадением интересов по различным направлениям сотрудничества. [1]

Государства СНГ, расположенные в Восточной Европе, активно сотрудничают как ме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.