Научная статья на тему 'Анализ опыта реализации идей устойчивого развития экономик в целях определения концепции развития промышленных кластеров'

Анализ опыта реализации идей устойчивого развития экономик в целях определения концепции развития промышленных кластеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
241
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / РОСТ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / CLUSTER / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / SOCIAL STRESS LEVEL / INDUSTRY GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боронников Д. А., Яковенко Г. В., Яковенко А. Г.

В статье проводится анализ реализации концепции «устойчивое развития» институтами экономически развитых стран, факторов и показателей, встречающихся в открытых источниках. Показываются противоречия, которые легли в основу проблематики, а также смещение акцентов при прикладном реализации идеи применительно к странам, играющим различную роль в мировом производстве благ. Предлагается идеи концепции использовать при создании и функционировании промышленных кластеров, как устойчивых территориальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Боронников Д. А., Яковенко Г. В., Яковенко А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of experience in implementing the ideas of sustainable economic development in order to define the concept of development of industrial clusters

The article presents the analysis of implementation of the concept “steady developments” institutes of economically developed countries, factors and the indicators meeting in open sources. Contradictions which laid down in a perspective basis, and also shift of accents at applied idea realization with reference to the countries playing a various role in world production of the benefits are shown. It is offered to use ideas of the concept at creation and functioning of industrial clusters, as steady territorial educations.

Текст научной работы на тему «Анализ опыта реализации идей устойчивого развития экономик в целях определения концепции развития промышленных кластеров»

Российской Федерации, обладающих в сопоставлении по ВРП высоким (Тюменская, Самарская, Челябинская области), средним волгоградская, Оренбургская, Новосибирская, Саратовская, Омская области, Алтайский край) и относительно низким (Астр^анская, Курганская области) потенциалом.

Выводы

1. Российская Федерация активно развивает приграничное сотрудничество в новом для страны формате - создании еврорегионов.

2. Главной проблемой развития практики приграничных региональных проектов с участием государств СНГ является соблюдение принципа субсидиарное™, т.е. усиления регионального и локального уровня управления через перенос компетенции на возможно более низкий административный уровень.

3. После распада Советского Союза сохраняется взаимозависимость и взаимосвязи в производственном комплексе Российской Федерации с большинством сопредельных государств.

Литература

1. Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей СДСЕ №106, принята 21 мая 1980 г.

2. Федеральный закон «О ратификации протокола №2 к европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, касающегося межтерриториального сотрудничества» от 07.10.2008 N 168-ФЗ.

3. Федеральный закон «О ратификации дополнительного протокола к европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей» от 07.10.2008 N 169-ФЗ.

4. Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации, утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2001 г. N 196-р.

5. Соглашение о создании еврорегиона «Донбасс», подписано 29 октября 2010 года.

Анализ опыта реализации идей устойчивого развития экономик в целях определения концепции развития промышленных кластеров

к.э.н. доц. Боронников Д А., д.э.н. проф. Яковенко Г.В., Яковенко А.Г.

Университет машиностроения 8 (495) 223-05-23, unir@mami.ru

Аннотация. В статье проводится анализ реализации концепции «устойчивое развитие» институтами экономически развитых стран, факторов и показателей, встречающихся в открытых источниках. Показываются противоречия, которые легли в основу проблематики, а также смещение акцентов при прикладной реализации идеи применительно к странам, играющим разную роль в мировом производстве благ. Предлагается использовать идеи концепции при создании и функционировании промышленных кластеров как устойчивых территориальных образований.

Ключевые слова: кластер, устойчивое развитие, социальная напряженность, рост промыъиленности

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научного проекта № 11-02-00314а.

Современной теорией конкурентоспособности в качестве одного из ключевых организационно-экономических механизмов повышения национальной и региональной конкурентоспособности определено развитие территориально-промышленных кластеров.

Кластер в современном понимании представляет собой условный комплекс географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, образовательных и научно-исследовательских учреждений, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурент-

ные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Взаимодействие предприятий и организаций, входящих в кластер, представляет собой: о совокупность кооперации и конкуренции;

о постоянный и взаимовыгодный обмен кадрами, инновациями, технологиями; о совместное использование инфраструктуры и услуг; о единые подходы к рекламно-маркетанговому продвижению продукции.

Реструктуризация крупных российских предприятий, являющихся градостроительными, сопряжена с необходимостью обеспечения социальной стабильности данных регионов. Правительство принимает определенные меры по устранению или минимизации возможных последствий от структурных изменений в региональной экономике. Одним из действенных инструментов решения основных взаимосвязанных задач - повышение благосостояния населения и ускоренное внедрение современных инновационных технологий в российскую экономику - является кластеризация регионов. За рубежом кластерная политика во многом определяет микроэкономическую политику государства с учетом региональных, инвестиционных и других аспектов, влияющих на развитие малого и среднего бизнеса. Именно кластеры как совокупность внутриотраслевых и межотраслевые комплексов по сути являются стимулирующим фактором в региональной и национальной экономике, способствуют преодолению структурных ограничений и устойчивому развитию качества жизни населения. При этом в российских условиях, характеризующихся по сравнению с другими странами слабой транспортной инфраструктурой [1], использование территориальной локализации предметов и средств труда при росте качества рабочей силы, на что и нацелена кластеризация, позволяет преодолеть многие препятствия в экономическом и социальном развитии.

Концепции социально-экономического развития российских регионов требуют нового подхода к определению приоритетов регионального развития России, определяющего конкурентоспособность российских регионов и страны в целом. Кластеры являются наиболее адекватным путем развития экономики в современных условиях, прошедшим успешную адаптацию во всем мире. Кластерный подход позволяет с помощью государства объединять сильные стороны участников рынков в рамках кооперации, направляя их усилия на решение совместных задач и взаимное развитие. Очень важным представляется при развитии промышленного кластера активно использовать проекты в формах государственно-частного партнерства. Для этого необходимо устранять некоторые проблемы, препятствующие внедрению государственно-частного партнерства при решении совместных задач бизнеса и государства, которые анализировались в ранее опубликованной работе [4]. Российский опыт показывает, что экономическое развитие территорий на кластерной основе упирается в институциональные проблемы согласованности интересов власти и бизнеса, что требует в свою очередь серьезного научного исследования и методологического обоснования принимаемых решений на всех уровнях власти. Тенденции развития мировой экономики убеждают, что использование кластерных подходов в организации бизнеса в качестве адекватного инструмента модернизации экономики не имеет альтернативы.

Идеальной концепцией развития территорий, в том числе в границах кластера, представляется их формирование и поддержка роста на основе идей устойчивого развития. Именно раскрытию идей устойчивого развития, анализу опыта и проблем посвящена данная статья. Термин «устойчивое развитие» был введен в общемировую науку и политику национальных и межнациональных общественных организаций как «р^витие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности» [3]. Это определение относится к категории неявных определений, так как в нем не содержатся однозначное направление развития, цели изменения системы, реализуемая функция.

Декларируемые международными и общественными организациями цели и задачи, посвященные «устойчивому развитию», находят понимание во всех общественных структурах и в каждом человеке. Однако деятельностная реализация изложенных принципов встречает серьезное сопротивление на уровнях иерархии ниже национального. Необходимо выявить

причины сложившейся ситуации, они могут корениться как в формулируемых рекомендациях, так и в недостаточной актуальности проблем.

Важно, что данной идеей озабочены в первую очередь развитые страны, формулирующие рекомендации и программы. При этом в самих развитых странах работа ведется только по экологическому и экономическому направлению, оставляя в стороне такие аспекты «устойчивого развития», как социальная напряженность и снижение потребления. Необходимо определить с научной точки зрения обоснованность и реализуемость данной идеи.

Следует отметить, что сам термин «устойчивое развитие» многократно подвергался в научной среде критике из-за перевода с европейских языков (sustainable development, nachhaltige Entwicklung, developement durable и т.д., то есть «р^витие, долго не прекращающееся», «самодостаточное», «продо^ающееся» - такое, которое не противоречит дальнейшему существованию человеческой цивилизации) и с научной точки зрения является не вполне корректным и даже диалектически противоречивым, что будет показано ниже.

Важным в понимании любого понятия является анализ генезиса описываемого явления.

Если рассмотреть концепцию устойчивого развития в виде разрешения противоречий, то можно сформулировать, что идее устойчивого развития свойственно выделение нескольких основных противоречащих друг другу тенденций, нахождение балансов которых способно обеспечить выживание человечества на качественно приемлемом уровне. К ним, как правило, относят:

• баланс между природой и обществом, а точнее, проявлением общественной жизни в виде потребления общественных благ, создаваемых технологической сферой, разрушающей биологическую компоненту природы;

• баланс внутри общества на современном этапе его развития, как правило, между отдельными странами и их регионами, между крупными мировыми агломерациями типа Север -Юг, типами цивилизаций;

• баланс между состояниями человечества, настоящим и будущим, выражающимся в «целевой функции» развития, формулируется как необходимость сохранить ресурсы природы для будущих поколений.

Как мы видим, проблемы являются реальными и актуальными, затрагивающими широкий круг заинтересованных лиц. В связи с этим, обсуждение темы устойчивого развития с политического и научного уровня перешло на уровень общественный. На уровне стран, территорий, регионов и даже отраслей, предприятий обсуждаются области внимания устойчивого развития. Часто можно увидеть, как в средствах массовой информации политические и общественные деятели, в том числе президент, оперируют словосочетанием «общественное развитие». Однако если проанализировать ими сказанное или прочитанное, то становится ясно, что все эти программы сводятся к экологическому аспекту.

Более того, со временем в представленной концепции все с большей силой проявляются мальтузианские настроения о необходимости сокращения производства и уменьшении численности населения. В раннем варианте этой теории об этом говорилось прямо. Но под воздействием гуманистически ориентированной критики, фразеология в отношении устойчивого развития изменилась, а суть стала подразумеваться.

Развитие понятия «устойчивое развитие» во времени показывает, что, во-первых, данная идея применялась с начала века в отраслях, занятых изъятием возобновляемых ресурсов, применительно к определению восстановления баланса и за время своего развития меняла усиление акцента по трем описанным составляющим (были разработаны такие связанные с устойчивым развитием концепции, как «пределы роста» (the limits of growth), «устойчивый рост» (sustainable growth) и «устойчивое общество» (sustainable society)); во-вторых, термин «устойчивое развитие» с локальных экосистем был перенесен в глобальную экологию. После конференции в Рио-де-Жэдейро данное понятие было сформировано в концепцию в виде документа под названием «Повестка дня на XXI век»; в третьих, можно утверждать, что идея «устойчивого развития» до конца не сформирована и требует тщательного научного рассмотрения и корректировки, так как в существующем виде, как показывает отсутствие ре-

ального воплощения замысла, не находит прикладного применения.

Анализ реализации данной идеи, выраженной как в программе «Повестка дня на XXI век», так и в «Целях развития тысячелетия» на основе восьми глав Декларации Тысячелетия ООН, подписанной в сентябре 2000 года, показывает, что на данный момент, кроме декларативных функций (начиная с уровня межправительственных организаций, заканчивая уровнем властных структур местных органов власти) «устойчивое развитие» не находит прикладного применения. Указанные два вывода подкрепляются гипотезой, что изначально идея реализации устойчивого развития принадлежала представителям развитых стран, обеспокоенных резким (за XX век) ухудшением экологии и истощением природных ресурсов в бедных странах, обменивающих природные блага на условиях развитых стран. Учитывая распространение последствий локальных экологических катастроф на другие области планеты, возникла необходимость вложения капитала в ресурсодобывающие страны в целях снижения экологически вредного воздействия. Внушительное количество регламентированных показателей как экологического, так и социально-экономического профиля, позволяет создавать привлекательность, дезориентированносгь и проводить концепцию в бедных странах за счет их же ресурсов.

Сама идея несет в себе диалектические противоречия: развитие и «должно быть» и «не должно быть»; приоритеты мотивации объектов ее приложения не согласуются - бедные страны в качестве приоритета мотивации реализации концепции имеют социальные и экономические (решение ситуационных проблем, как правило, внешнего долга) компоненты, а в экономически развитых странах приоритет мотивации смещен в экологические и экономические (реадизация экономической эффективности в условиях глобальной конкуренции и сохранение высокого уровня качества жизни).

Далее рассмотрим основные показатели, характеризующие устойчивое развитие и нашедшие место в документах и системах мониторинга, занимающихся данной проблематикой. На основе проанализированных работ, посвященных теме устойчивого развития рассматривающего объект исследования с точки зрения аспекта функционирования (обоснование необходимости существования понятия «устойчивое развитие» и его назначения для человечества), аспекта организации (определение составляющих понятия «устойчивое развитие» социального, экономического и экологического пространств, а также факторов, показателей и индикаторов, определяющих их состав), аспекта связи (рас^ывает последствия реализации идеи «устойчивого развития» на экологию, социальную защищенность населения, удовлетворение обществом своих потребностей др., а также показывает, как деятельность общественных организаций, научно-те^ический прогресс, ценности людей и т.д. оказывают влияние на изменения сущности самого понятия «устойчивое развитие»), аспекта координации (вз^мозадисимости раскрытия взаимосвязей компонентов социальной, экономической и экологической составляющих в виде их назначения, и комплексного воздействия на человеческую цивилизацию и условия ее существования) можно сделать вывод, что количество показателей и индикаторов, заявленных в программных документах международных, национальных и общественных организаций, посвященных «устойчивому развитию», составляет неоправданно высокое количество, что затрудняет реализацию этих программ и вводит в заблуждение в выборе приоритетов приложения идеи.

Наиболее важным показателем в устойчивом развитии считается комплексный показатель индекса развития человеческого капитала (ОТЧП). При подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей: ожидаемая продолжительность жизни — оценивает долголетие; уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения; уровень жизни, оценённый через ВНД на душу населения по паритету покупательной способности (1ШС) в долларах США. Эти категории формируются из девяти показателей, которые характеризуют особенности системы образования в стране, уровень бедности, уровень безработицы, охрану здоровья, тендерные условия и другие составляющие человеческого развития.

Развитым, соответствующим уровням Западной Европы, США, Канады, Японии, счи-

тается показатель с величиной 0,800. На первом месте в рейтинге по Индексу развития человеческого потенциала в Российской Федерации находится Москва. Второе и третье места у Тюменской области и Санкт-Петербурга соответственно. В десятку регионов с самым высоким показателем ИРЧП также вошли Республика Татарстан, Белгородская, Томская, Сахалинская, Самарская, Свердловская и Липецкая области. Как и в предыдущие годы, только в Москве ИРЧП превышает значение 0,900 пунктов, следующие за столицей Тюменская область и Санкт-Петербург эту планку не преодолели. Позитивным трендом стал продолжившийся переход российских регионов в группу развитых (со значениями индекса более 0,800). Если в 2006 году таких регионов было только 12, в 2007 году - 22 (более четверти всех субъектов Федерации), то в 2008 году - 30 из 801 [2].

Следует отметить важность решения второй проблемы, связанной с развитием человеческого потенциала, экологическими условиями для человека, его здоровья. Данная проблема часто выпадает при рассмотрении вопросов устойчивого развития, которые концентрируются только на охране окружающей среды и использовании природных ресурсов.

К другим интегральным индексам (composite indices) при оценке объекта исследования в «устойчивом развитии» наиболее часто относят индекс недолговечности государства, индекс восприятия коррупции, индекс качества жизни, индекс роста конкурентоспособности, индекс экономической свободы, коэффициент Джини, суть которых раскрывается ниже.

Индекс недолговечности государства Index (SF) сочетает в себе множество измерений двух важнейших качеств государственных показателей: эффективности и легитимности. Эти два качества включают индексы оценки конкретных мер и ключевых показателей, результаты безопасности, управления экономикой и социального развития. В последней версии Index (SF) имеет набор восьми базовых значений, определяющих оценку недолговечности государства за предыдущие годы и их изменение по каждому показателю с течением времени (варьщ>уется в диапазоне от 0 до 23, где: 0 - низкая недолговечность, 23 - самая высокая недолговечность [13]).

Индекс восприятия коррупции (CP) - заказ стран мира в соответствии с "той степенью, в которой коррупция воспринимается среди государственных служащих и политиков" (варьируясь от 0 до 10, где 0 - максимальный уровень коррупции, 10 - минимум). Коррупция представляет собой серьезное препятствие для экономического роста и социального развития. Коррупция стала не только главной причиной бедности, но и главным препятствием его преодоления. Хотя коррупция восходит к древним временам, ее «взрыв» произошел в конце XX - начале XXI века, в ходе роста степени глобализации. Наличие коррупции в одних странах стало негативно влиять на развитие других стран [12].

Индекс качества жизни, разработанный международной организацией International Living. Этот показатель формируется с помощью следующих девяти показателей: стоимость проживания, отдыха и культуры, экономического положения, состояния окружающей среды, свободы людей, здравоохранения, инфраструктуры, рисков и безопасности жизни, климатических условий [11].

Индекс роста конкурентоспособности. Рост индекса конкурентоспособности был разработан организаторами Всемирного экономического форума. Этот показатель ежегодно определяется более чем для 120 стран экономики мира и издается в виде так называемого «Global Competitiveness Report». Индекс конкурентоспособности состоит из трех групп (категорий экономической политики) комплексных показателей: 1 - группа основных требований показателей, 2 - группа эффективности усилителей и 3 - группа инновационного и творческого внедрения в экономике [15].

Индекс экономической свободы, разработанный Heritage Foundation. Индекс экономической свободы формируется по десяти показателям: торговой политики страны, финансовой нагрузки со стороны правительства, государственного вмешательства в экономику, монетарной политики, потоков капитала и иностранных инвестиций, банковской и финансовой деятельности, политики формирования цен и выплат, права на частную собственность, политики регулирования и неформальной деятельности на рынке. Эти десять показателей рассчи-

тываются на основе экспертных оценок с использованием различных наборов экономических, финансовых, законодательных и административных данных [10].

Коэффициент Джини - мера статистической дисперсии, обычно используемой как показатель неравенства в распределении доходов и неравенства распределения богатства. Он определяется как отношение со значениями от 0 до 1: низкий коэффициент Джини указывает на более равные доходы и их распределение, в то время как высокий коэффициент Джини указывает на более неравное распределение. Ноль соответствует абсолютному равенству, а 1 соответствует абсолютному неравенству (там, где один человек имеет все доходы, а все остальные имеет нулевой доход). По всему миру коэффициент Джини варьируется от примерно 0,230 в Швеции до 0,707 в Намибии, хотя и не во всех странах проходит оценка [14].

Кроме указанных показателей используются и другие специфические интегральные индексы такие, как индексы качества жизни, тендерного неравенства, бедности, здоровья и другие. Их описание приведено ниже.

Индекс физического качества жизни (Physical Quality-of-Life Index, PQLI) - это попытка измерить качество жизни или благосостояние населения страны. Он был создан в середине семидесятых. Вычисляется как среднее арифметическое из индексированной младенческой смертности, индексированной ожидаемой продолжительной жизни годовалых детей и процента грамотных. В семидесятых индекс подвергся критике из-за того, что младенческая смертность определяется многими теми же факторами, что и продолжительность жизни. Сейчас он используется реже [5].

Истинный показатель прогресса (Genuine Progress Indicator, GPI) - это концепция в «зелёной экономике» и экономике благосостояния, предлагаемая на замену ВВП как измерение экономического роста. Многие защитники GPI утверждают, что в некоторых ситуациях экономический рост может обернуться бедой для общества, поэтому необходим показатель, учитывающий и такие факторы, как экологическая обстановка, социальное напряжение, здоровье нации. Индекс развития с учётом неравенства полов (Gender-related Development Index, GDI) оценивает человеческое развитие по тем же критериям, что и ИРЧП. Различие заключается в том, что чем выше разница в трёх составляющих показателя для мужчин и женщин, тем ниже GDI. Рассчитывается ООН в Докладе о развитии человека [8].

Измерение нацеленности полномочиям пополам (Gender Empowerment Measure, GEM) фокусируется на неравенстве возможностей полов, а не на их способностях. Индекс основывается на показателях политического участия, экономического участия и статистики денежных доходов. Также рассчитывается ООН [14].

План благосостояния Вандерфорда-Рмли (Vanderford-Riley well-being schedule) -показатель уровня жизни, учитывающий несколько показателей на душу населения. В США к ним относят рабочие часы в неделю, ценность собственного имущества физических лиц, отношение числа собственников имущества к числу «несобственников», отношение числа работающих на себя к числу всех трудоустроенных, а также процент людей, способных удовлетворить свои первичные нужды [7].

Индекс качества жизни по версии Economist Intelligence Unit (The Economist Intelligence Unit's quality-of-life index). Этот показатель сочетает в себе как объективные данные, получаемые от статистических агентств, так и результаты опросов населения на предмет отношения к различным жизненным явлениям. Индекс рассчитывается на основе девяти факторов: ВВП на душу населения, ожидаемая продолжительность жизни новорождённых, рейтинги политической стабильности и безопасности, число разводов на тысячу человек в год, активность сообществ (релшиозных, торговых и других), теплота климата, безработица, индексы политической и гражданской свободы, соотношение доходов мужчин и женщин. У индекса качества жизни и у ИРЧП разные задачи, поэтому различны и рейтинги стран по ним [6].

Валовое Национальное Счастье фНС) - попытка определить жизненный стандарт через психологические и холистические ценности. Термин Gross National Happiness появился в противопоставление Gross National Product. Это понятие ввёл четвёртый король Бутана

Джигме Сингье Вангчук в 1972 году. Смысл этого понятия для Бутана состоит в развитии такой экономики, которая соответствовала бы уникальной бутанской культуре, основанной на буддийских духовных ценностях. Духовные ценности и моральные цели трудно поддаются оценке и планированию, поэтому ВНС - это лозунг для целей пятилетнего планирования развития экономики. Общепринятого численного показателя концепция не имеет [9].

Исследование по применяемым факторам и показателям было проведено с целью дальнейшего выявления факторов и определения системных связей и зависимостей для попытки получения наиболее полного описания явления «устойчивое развитие». В настоящее время очень многие аспекты устойчивого развития недостаточно проработаны с научной точки зрения. Более того, исследование устойчивого развития показывает, что сама идея несет в себе диалектические противоречия: развитие и «должно быть» и «не должно быть»; приоритеты мотивации объектов ее приложения не согласуются - бедные страны в качестве приоритета мотивации реализации концепции имеют социальную и экономическую (решение ситуационных проблем, как правило, внешнего долга) компоненты, а в экономически развитых странах приоритет мотивации смещен в экологическую и экономическую (реадизация экономической эффективности в условиях глобальной конкуренции и сохранение высокого уровня качества жизни). Доступность причинно-следственной связи элементов системы «те^ология (темшка) - экономика -социальная сфера - экология - политика» невысока. Это может быть вызвано как сложностью коррелирования показателей разной природы и оценки работы системы, так и нежеланием делиться полученными результатами, которые могут иметь общественный резонанс. В целом, проблема имеет множество областей для изучения в силу широты и глубины факторов, определяющих устойчивость развития.

Вышеперечисленные индикаторы и показатели являются весьма полезными для процедуры диагностики состояния исследуемой территориально-общественной формации, несмотря на сомнительность некоторых в однозначном соответствии их целям устойчивого развития. Однако использование многих из них как целевых для управления развитием, представляется весьма затруднительным. Поэтому предполагается разработать перечень показателей, который должен быть не столь велик и сложен, и вместе с тем соответствовать целевым установкам устойчивого развития. При выборе показателей будем учитывать следующие требования. Должна соблюдаться возможность их получения, их степень детализации и количество должны быть достаточны для охвата всех аспектов устойчивого развития, но их число не должно превышать пятидесяти.

Рассматривая вопросы определения индикаторов и показателей необходимо, во-первых, четко определить границы пространств, к которым будут относиться системы индикаторов, во-вторых, определить границы временного интервала, в пределах которого данные показатели будут иметь актуальность. Решение второй задачи напрямую зависит от решения первой.

Прежде чем решать первую задачу необходимо определить отношение понятия «устойчивое развитие» к пространствам, в которых будут строиться индикаторы. Для этого примем гипотезу о том, что объект изучения, а именно «устойчивое развитие» нами будет приниматься в данном разделе как система, представляющая процесс развития территории РФ. Как у любой системы, у системы «устойчивое развитие» есть функция (цель, назначение, воздействие), представляющая собой внешнее проявление своей сущности. Определение функции устойчивого развития само по себе является сложнейшей задачей, на настоящий момент не имеющей однозначного решения. В связи с этим, в качестве допущения примем, что функцией «устоюшвого развития» может являться комплексное воздействие на процесс развития естественного (с учетом как внутреннего, так и внешнего воздействия) территории с целью гармонизации (гармония, по Гераклиту, есть стремление к равновесию, представленному результатом «схождения» при постоянном «расхождении» противодействующих сил, готовая к «проявлению» согласованность) всех происходящих на ней процессов. В случае глобального решения проблемы, а именно в этом качестве и находятся корни становления проблемы «устойчивого развития» в виде «пределов роста» в качестве территории, на которую воздейст-

вует функция «устойчивого развития», является поверхность планеты Земля. В рамках решаемых автором задач объектом воздействия системы «устойчивого развития» является территория России во всем многообразии элементов, систем и подсистем разной природы. При рассмотрении функции «устоюшвого развития» можно заметить, что в данной системе «фушсция» близка понятию «управление».

В качестве объектов воздействия выступает надсистема - территория России, в которой связями воздействия функции «устойчивого развития» соединены пространства: экономическое, социальное, экологическое, политическое и технологическое. Данное деление весьма условно, так как все подсистемы, особенно социальная и политическая, экономическая и технологическая взаимно связаны между собой.

К сожалению, требования к объему статьи не позволяют представить на обозрение сами группы разработанных показателей. Однако даже применение идей устойчивого развития и представленных в статье показателей и индикаторов позволяет задавать требования при разработке концепций создания и гармоничного развития промышленных кластеров.

Литература

1. Первунин С.Н., Боронников ДА., Яковенко А.Г. Анализ основных проблем формирования современной системы придорожного сервиса на территории Российской Федерации. // Известия МГТУ «тМИ», № 2 (12) - 2011, с. 276-273.

2. Программа развития ООН опубликовала доклад о развитии человеческого потенциала в регионах России на 2010 год: URL: http:V/gtmarket. ru/news/state/2010/10/29/2 715

3. Урсул АД. Переход России к устойчивому развитию. Ноосферная стратегия. М.: Издательский дом "Ноосфера", 1998 г., 500 с.

4. Яковенко Г.В., Боронников Д А., Номоконов А Н., Яковенко А.Г. Проблемы государственно-частного партнерства в области промышленности Российской Федерации // Известия МГТУ «тми», № 1 (13) - 2012, с. 265-268.

5. www.answers.com/topic/physical-quality-of-life-index

6. www.economist.com

7. www.experiencefestival.com/vanderford-riley_well_being_schedule

8. www.dieoff.org/pagel 1 .htm

9. www.grossnationalhappiness.com

10. www.heritage.org

11. www.internationalliving.com

12. www.transparency.org

13. www.systemicpeace.org

14. www.undp.org

15. www.weforum.org

Типологические характеристики приграничных районов Российской Федерации

Окунева A.B., д.э.н. проф. Яковенко Г.В., Рябов Д.В., Яковенко А.Г.

Университет машиностроения 8(495)223-05-23, доб. 1504, yakovenkoartem@mail.ru

Аннотация. В работе дано определение термина «типология». Предложены типологические характеристики приграничных районов Российской Федерации, которые могут быть применимы для поверхностного описания интересующих приграничных районов Российской Федерации.

Ключевые слова: приграничное сотрудничество, типология приграничных территорий.

Работа выполнена в рамках исследования, проводимого за счет средств, выделенных Российским гуманитарным научным фондом на выполнение научно-исследовательской работы по Соглашению (Договору) №12-02-00404/12, тема исследования «Р^работка методики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.