Научная статья на тему 'Приграничное сотрудничество в структуре экономических и культурных связей России и Беларуси'

Приграничное сотрудничество в структуре экономических и культурных связей России и Беларуси Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
556
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / ПОЛИТИКА / СМИ / ПРАВИТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИКА / ИНФРАСТРУКТУРА / ЗАКОН / ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / IDEOLOGY / POLICY / MASS MEDIA / GOVERNMENT / ECONOMY / INFRASTRUCTURE / LAW / FRONTIER COOPERATION / STATE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Панов Анатолий Иванович, Кныш Сергей Викторович

В статье рассматриваются и анализируются некоторые аспекты развития Российско-Белорусского приграничного сотрудничества на современном этапе. Активизация этих отношений логический этап развития обоих государств. Отмечен высокий интеграционный потенциал белорусско-российского пограничья на основе анализа политических, экономических и культурных отношений, возникших в постсоветский период. Этот потенциал дает возможность нового этапа развития сотрудничества между двумя родственными экономиками и народами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приграничное сотрудничество в структуре экономических и культурных связей России и Беларуси»

УДК 327; 341.1; 341.24

А.И. Панов, С.В. Кныш

ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СТРУКТУРЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ РОССИИ И БЕЛАРУСИ

В статье рассматриваются и анализируются некоторые аспекты развития Российско-Белорусского приграничного сотрудничества на современном этапе. Активизация этих отношений - логический этап развития обоих государств. Отмечен высокий интеграционный потенциал белорусско-российского пограничья на основе анализа политических, экономических и культурных отношений, возникших в постсоветский период. Этот потенциал дает возможность нового этапа развития сотрудничества между двумя родственными экономиками и народами.

Идеология, политика, СМИ, правительство, экономика, инфраструктура, закон, приграничное сотрудничество, государство.

The article considers and analyzes some aspects of Russian-Belarusian cross-border cooperation. Activation of these relationships is the logical stage in the development of both countries. The high integration potential of the Belarusian-Russian border is mentioned on the basis of the analysis of political, economic and cultural relations that emerged in the post-Soviet period. This potential gives the chance to a new stage of development of cooperation between two related economies and people.

Ideology, policy, mass media, government, economy, infrastructure, law, frontier cooperation, state.

В конституционном Законе Республики Беларусь «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь», который был принят в 2005 г., трансграничное сотрудничество отнесено к основным направлениям внешней политики государства. В частности п. 37 названного Закона Республики Беларусь определяет основные направления в сфере трансграничного сотрудничества: взаимодействие с иностранными государствами на региональном и местном уровнях в целях оперативного решения приграничных проблем, привлечения иностранных инвестиций для совершенствования приграничной и транспортной инфраструктуры, создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями; разработка и реализация региональных проектов технического содействия, финансируемых международными организациями и программами в области экономики, территориального планирования, предпринимательства, инфраструктуры, информации, охраны окружающей среды, образования, культуры, туризма и спорта; поощрение еврорегионов как формы приграничного сотрудничества в целях сглаживания различий в уровнях социально-экономического развития территорий, развития приграничной инфраструктуры, совместного решения проблем в сфере охраны природы, преодоления дисбаланса в вопросах занятости населения, культурных и языковых барьеров.

Белорусско-российское приграничье составляют 6 областей: Витебская, Могилевская, Гомельская (Республика Беларусь), Псковская, Смоленская, Брянская (Российская Федерация); они включают 139 административных районов. Непосредственно к белорусско-российской границе протяженностью 990 км примыкают 34 административных района. Потенциал приграничного сотрудничества, с одной стороны, формируется на основе сходства экономик приграничных территорий и целесообразности совместными усилиями решать общие проблемы соци-

ально-экономического развития сопредельных стран, а с другой стороны, предполагает разнокачествен-ность экономических структур в пределах приграничной зоны, что также является одним из факторов развития международного экономического сотрудничества.

С этой точки зрения белорусско-российское по-граничье обладает высоким интеграционным потенциалом. Для этой зоны характерны схожие природно-ресурсные и экологические условия: территории отличаются равнинностью, из полезных ископаемых имеются преимущественно строительные и стекольные пески, глина и суглинки, используемые для строительства, производства стекла, строительных материалов. И такие производства составляют основу промышленного комплекса приграничных регионов двух стран. Экологическая напряженность на территориях, загрязненных в результате Чернобыльской аварии, выступает как еще одна общая проблема, решение которой составляет одну из целей приграничного сотрудничества. Важнейшим фактором, способствующим углублению сотрудничества на приграничной территории, является развитая транспортно-коммуникационная сеть. Так, белорусско-российскую границу пересекают 7 железных дорог, 11 автомагистральных дорог с твердым покрытием, 3 нефтепровода и один газопровод. Транспортная связанность белорусско-российской территории создается также реками Днепр и Сож, что может рассматриваться в качестве основы не только совместного развития речного транспорта, но и использования рекреационных ресурсов.

Одновременно для прилегающих к белорусско-российской границе административно-территориальных единиц характерна определенная дифференциация социально-экономического развития. В частности, для административных районов, прилегающих к приграничной территории с белорусской стороны, характерен более высокий уровень занятости и в то

же время более низкий уровень доходов населения. В белорусских административных районах более напряженная экологическая ситуация. Из-за низкого уровня освоенности территории и невысокой антропогенной нагрузки на природную среду экологическое состояние российской части приграничной зоны стабильнее. В отличие от Беларуси на уровне административных районов в России наблюдается большая дифференциация социально-экономического развития, чем в Беларуси [3, с. 27]. Указанные особенности приграничной территории Беларуси и России определяют перспективность развития приграничных связей в области взаимного товарообмена, экологии, совместного сельскохозяйственного производства, скоординированного регулирования рынка приграничной рабочей силы и некоторых других.

Из всех форм внешнеэкономической деятельности наибольшее развитие получила в настоящее время торговля между приграничными регионами. Полного статистического учета товарообменных операций в пределах приграничной территории, как с российской, так и с белорусской стороны не осуществляется. Поэтому об объемах и структуре приграничной торговли можно судить на основе экспортноимпортных операций. В целом по величине международной торговли приграничные области не выделяются на фоне других регионов Беларуси и России. Например, с белорусской стороны внешнеторговый оборот Витебской, Могилевской, Гомельской областей находится в пределах 3 - 5 % общего объема их внешней торговли с Российской Федерацией, что свидетельствует о наличии значительных резервов его роста. В товарной структуре преобладает продукция нефтехимической, химической, пищевой и легкой промышленности, металлообработки и автомобилестроения, которая, как известно, производится в Беларуси на крупных промышленных предприятиях [2, с. 86 - 89].

Внешнеторговый оборот Витебской области со Смоленской областью в 2009 г. составил 120,1 млн долл., в том числе экспорт - млн долл., импорт - 42,8 млн долл.. В Смоленскую область экспортируется более 250 наименований товаров, производимых в Витебской области: полиэтилен, обувь, кирпич,

стройматериалы (изделия из цемента, бетон), изделия из пластмасс, щебень, швейные изделия. Продовольственная группа составляет около 35 % всего экспорта в Смоленскую область. В объеме поставок продовольственной группы наибольшие объемы составляют: свинина, говядина, мясо кур, колбасные изделия и мясные консервы, молочная продукция, яйцо птиц, сыры, хлеб и кондитерские изделия, овощи.

Внешнеторговый оборот Витебской области с Псковской в 2009 г. составил 13,1 млн долл., при этом экспорт - 9 млн долл., импорт - 4,1 млн долл.. Могилевская область Республики Беларусь граничит со Смоленской и Брянской областями Российской Федерации.

В 2009 г. объем внешней торговли Могилевской области Республики Беларусь с Российской Федерацией составил 1298,7 млн долл. (67,7 % к уровню 2008 г.), экспортные поставки сократились на 24,5 %

и составили 817,9 млн долл., импортные - сократились на 47,4 % (480,8 млн долл.).

Товарооборот Могилевской области Республики Беларусь с Брянской областью Российской Федерации составил 23,7 млн долл. (77,3 % к уровню

2008 г.), экспорт - 17,3 млн долл. и 72,3 % соответственно, импорт - 6,3 млн долл. и 95,4 %.

За 2009 г. объем внешнеторгового оборота с Российской Федерацией составил 37,8 млн долл., в том числе экспорт - 26,6 млн долл., импорт - 11,2 млн долл. Взаимный торговый оборот приграничной торговли с Брянской областью составил 1,4 млн. долл., Новгородской - 0,3 млн долл., Смоленской - 1,6 млн долл. В ходе выездной торговли в приграничные регионы Российской Федерации за 2009 г. получено выручки в размере 87,4 млн российских рублей, в ярмарочных мероприятиях приняли участие 370 организаций и предприятий системы Белорусского республиканского союза потребительских обществ [4, с. 22 - 24].

В белорусско-российских приграничных районах наблюдается также активная инвестиционная деятельность. Республика Беларусь сообщила, что на 1 января 2009 г. зарегистрированы и действуют 1757 коммерческих организаций с российским капиталом, в том числе: 1085 совместных и 672 иностранные организации. В уставные фонды данных организаций российскими участниками внесены миллионы долл., в том числе: в совместные - 112,3 млн долл., в иностранные - 60,9 млн долл. [4, с. 25]. Например, в Смоленской области более 50 % совместных производств создано с участием белорусского капитала. В числе наиболее успешных следующие: «МЕДИТЭК» (производство медицинского оборудования), филиалы СП «Белвест», АОА «Витебские ковры», Смоленский филиал АОА «Брестский чулочный комбинат» и др. Приведенные примеры не только иллюстрируют положительную динамику белорусско-российских производственных связей, но отражают и существующие здесь проблемы. Так, в настоящее время во внешнеэкономические приграничные связи вовлечены в основном крупные предприятия-экспортеры, а реализуемые инвестиционные проекты имеют национальный или союзный масштаб. Производственное международное сотрудничество небольших предприятий, в том числе негосударственных форм собственности, не развито. Более того, по обе стороны границы не используются на полную производственную мощность предприятия, работающие на местном сырье и ориентированные на локальный рынок. Периодически происходят так называемые «хлебные» или «молочные» войны и, как результат, вводятся запреты на ввоз в соседние регионы сырья и продуктов питания [2, с. 86 - 89].

Самым значительным изъяном российско-белорусского приграничного сотрудничества является его тесная взаимосвязь с политической конъюнктурой. Если в случае с Казахстаном можно говорить

о том, что приграничное сотрудничество является фактором укрепления российско-казахстанских отношений в целом, то в отношении с Белоруссией следует констатировать неустойчивость темпов при-

граничного взаимодействия, его зависимость от колебаний политических настроений руководства. Для иллюстрации сказанного отметим, что осложнение отношений двух стран сказалось на инвестиционном сотрудничестве Могилевской области Беларуси с Россией, которое в 2009 г. значительно сократилось. За 2009 г. из России в область поступило 24,3 млн долл. (20,3 % общего объема поступивших средств), в том числе 4,2 млн долл. составили прямые инвестиции и 20,1 млн долл. - прочие в виде кредитов и займов. По сравнению с соответствующим периодом предыдущего года инвестиции из России уменьшились в 2,5 раза [4, с. 26]. Напротив, поворот руководства Белоруссии в сторону сближения отношений с Россией привел к увеличению темпов экономических связей между Витебской и Смоленской областями в 2011 г. на 22 % (по внешнеторговому обороту), по экспорту - на 19 %, по импорту - на 31 % [1, с. 30].

В числе незадействованных резервов белорусско-российских приграничных связей находится сфера услуг. Предпосылки и необходимость такого рода контактов между приграничными районами на белорусско-российской границе также существуют. Кроме общественного сектора возможно более активное приграничное сотрудничество в области транспортных и рекреационно-туристических услуг.

По мнению П. Никитенко и Т. Вертинской, существует три основные причины нереализованности потенциала интеграционных экономических связей двух стран на уровне приграничных территорий [2, с. 87]. Во-первых, на концептуальном уровне приграничные связи не рассматриваются как особый вид международных экономических отношений, имеющий свою специфику целей, интересов, объекта и методов управления. Во-вторых, в интеграционной политике формирования Союзного государства Беларуси и России основной упор сделан на межгосударственный и национальный уровни, а региональное и местное звено управления в правовом и организационно-финансовом плане не определены как равноценные. В-третьих, наиболее сильным тормозом развития приграничных контактов является несоответствие объемов компетенции органов местной власти Беларуси и России, вытекающее из различий в построении системы местного управления и самоуправления, определенной ассиметричности в проведении рыночных реформ, особенностей моделей социально-экономического развития и используемых методов управления экономикой. Республика Беларусь участвует в пяти еврорегионах:

1. «Буг» (образован в сентябре 1995 г. в составе Волынской области Украины и воеводств приграничных территорий Республики Польша, в 1998 г. в состав еврорегиона вошла Брестская область)1.

2. «Неман» (создан с участием Гродненской области Беларуси и приграничных регионов Польши и Литвы в июне 1997 г., в апреле 2002 г. в состав дан-

1 Поскольку российские регионы не входят в состав еврорегионов «Буг», «Озерный край» и «Беловежская пуща», в рамках данной работы их деятельность не будет рассматриваться.

ного еврорегиона вошли пять районов Калининградской области).

3. «Озерный край» (создан в январе 1999 г. и включает в себя ряд районов Витебской области, Литвы и Латвии).

4. «Беловежская пуща» (соглашение с Польшей о его создании было подписано в 2002 г.).

5. «Днепр» (соглашение о его создании было подписано 29 апреля 2003 г., его членами являются: Гомельская область (Беларусь), Черниговская область (Украина), Брянская область (Россия)2.

Приоритетными целями деятельности еврорегиона являются: экономическое развитие; развитие туризма (в том числе, создание центра туристической информации Еврорегиона и информационных пунктов на пограничных переходах), проведение стажировок, деятельность в сфере образования и рынка труда (в частности, помощь в установлении контактов между партнерами-самоуправлениями, организациями, учреждениями); охрана окружающей среды (защита бассейна р. Неман, строительство очистных сооружений, создание охраняемых трансграничных территорий и др.), развитие культуры и социальной сферы (в частности, организация фестивалей культуры приграничья, разработка совместных изданий: карт, альбомов, посвященных национальным и историческим памятникам и событиям; развитие транспорта (улучшение инфраструктуры автомобильных и железных дорог, строительство и расширение пограничных переходов и др.)3'

Среди проектов, реализованных с момента создания еврорегиона, можно выделить следующие:

1) «Инфорегион «Неман» (2001 - 2002 гг.), в рамках которого в г. Гродно прошел Форум общественных организаций еврорегиона «Неман», издавалась электронная рассылка «Неман-инфо», была создана база данных организаций еврорегиона;

2) «ПоЛиБелКа» (2003 г., 2006 г.) - Международные молодежные школы с участием активистов общественных организаций из приграничных районов Польши, Литвы, Беларуси и Калининградской области России.

Дополнительно в рамках финансирования, полученного от Фонда малых проектов, было реализовано несколько трансграничных мини-проектов, в том числе:

1) «Зеленые легкие Европы»: цикл семинаров, посвященный вопросам инвентаризации памятников исторического и культурного наследия в приграничных районах Беларуси, Польши и Украины (2007 г.);

2) «В поисках пересечения культур»: молодежные краеведческие экспедиции по Подлясью и Грод-ненщине (2008 - 2009 гг.).

Самым значимым и масштабным проектом, реализуемым под эгидой еврорегиона «Неман», бесспорно, является ежегодная многоотраслевая выставка-ярмарка «Еврорегион «Неман». Идея собрать

2 Функционирование еврорегиона «Днепр» рассмотрено в разделе, посвященном Украине.

3 Трансграничное объединение Еврорегион Неман. -иКЬ: http://minsk'trade'goV'pl/ru/transgraniczna/article/detail, 4754,Transghranichnoie_obiedimeniie_Ievrorieghion_Nieman

под крышей выставки-ярмарки «Еврорегион «Неман» продукцию из соседних стран родилась в Гродно 12 лет назад. Цель выставки - активизация сотрудничества между субъектами хозяйствования Беларуси, Польши, Литвы, России; заключение договоров, демонстрация и продажа товаров народного потребления.

С 28 по 30 сентября 2011 г. в Гродно состоялась XIII Многоотраслевая выставка-ярмарка «Еврорегион «Неман-2011», в которой приняли участие более 100 предприятий, предложивших широкий выбор товаров - от сельскохозяйственной техники до высокотехнологичного оборудования.

Чтобы придать развитию приграничного сотрудничества новый импульс, два года назад было решено одновременно с выставкой-ярмаркой проводить международный инвестиционный форум. В 2011 г. его участниками стали около 200 представителей деловых кругов, дипломатического корпуса, администраций районов и городов из 13 стран.

Динамично, без явных провалов, как это случается в экономических связях, развивается гуманитарное сотрудничество приграничных территорий России и Белоруссии. Например, ученые ВУЗов участвовали в шести программах Союзного государства: «Космос-СГ», «Триада», «Скиф», «Космос-НТ»,

«Функциональная СВЧ-злектроника-2», «Нанотех-нология-СГ» [5, с. 64]. Совместно с правительством Калининградской области Российской Федерации в

2009 г. проведена патриотическая акция «Поезд Памяти», в которой приняли участие учащиеся школ и средних специальных учреждений г. Молодечно Минской области Республики Беларусь.

Таким образом, включенность двух братских государств в процесс, формированный едиными правилами европейского сотрудничества приграничных

регионов, позволил им наиболее полно и конструктивно использовать позитив международного опыта, дополнив его традиционно тесным взаимодействием, сложившимся в период существования в рамках одного государства.

Несмотря на неоднозначность, складывающейся внешнеполитической ситуации во взаимоотношениях двух стран - России и Белоруссии - приграничное сотрудничество развивается поступательно и достаточно эффективно. Новый импульс развитию отношений трансграничных регионов придало намерение российско-белорусского руководства строить стратегию взаимодействия на основе поэтапного повышения уровня интеграции: от провозглашенного Союзного государства к Таможенному Союзу и Единому экономическому пространству. Вместе с повышением общего уровня межгосударственных отношений интенсифицируется диалог приграничных территорий, придавая интеграционной тенденции необратимый характер.

Литература

1. Межрегиональное и приграничное сотрудничество в государствах-участниках СНГ (Информационно-политическая записка). - М., 2011.

2. Никитенко, П. Белорусско-российское приграничное сотрудничество как фактор формирования Союзного государства Беларуси и России / П. Никитенко, Т. Вертинская // Общество и экономика. - 2006. - № 3. - С. 86 - 89.

3. Проблемы приграничных регионов России. - М., 2004.

4. Развитие межрегионального и приграничного сотрудничества в государствах-участниках СНГ (информационно-аналитическая записка). - М., 2010. - С. 21 - 22.

5. Региональное и приграничное сотрудничество госу-дарств-участников СНГ. - М., 2010.

УДК 338

М.В. Селин, А.В. Клюквин

УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АГРАРНОГО КОМПЛЕКСА

В статье рассматриваются ключевые аспекты управления технологическими процессами на предприятиях аграрного сектора экономики с использованием информационных технологий.

Система управления сельскохозяйственным предприятием, технологические процессы, информационные технологии, эффективность.

The paper considers the key aspects of process control at the enterprises of agricultural sector using information technologies. Managerial system of agricultural enterprise, technological processes, information technologies, efficiency.

На сегодняшний день управление технологическими процессами на предприятиях аграрного комплекса страны осуществляется традиционными методами, приемами без применения информационных систем. У представителей производственного менеджмента пока отсутствуют инструменты для оперативного контроля над процессом производства, и

сами технологические процессы не являются строго регламентированными. Поэтому внутри самого аграрного предприятия зачастую нет четко сформированных бизнес-процессов, что приводит к всевозможным срывам в процессе производства, снижению качества производимой продукции, потере лояльности клиентов и в конечном итоге убыткам как на от-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.