7. BIO and Battelle Release State-By-State Analysis of Bioscience Trends, 18.06.2008. http://www.bio.org/new.
8. Налоговое стимулирование инновационных процессов/ Под ред. Н.И. Ивановой. М.: ИМЭО РАН, 2009.
9. Постановление Правительства РФ от 17.10.2006 № 613 (ред. от 06.04.2011) «О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы»// Консультант плюс.
10. Постановление Правительства РФ от 17.02.2011 № 91 «О федеральной целевой программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»// Консультант плюс.
11. Россия в цифрах, 2001-2011// Центральная база стат. данных// http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/ DBInet.cgi
12. Материалы III Форума регионов России «Институты модернизации»// http:// kvnews.ru/archive/2012/jur13(1041)/other/19951/
13. Налоговый кодекс. Ч.2 (со всеми изменениями и дополнениями)// Консультант плюс.
УДК 339.9
Максимова Е.Н., к.э.н., доц.
Роль еврорегионов в модернизации и развитии экономики региона
В статье рассматривается интегративная форма приграничного сотрудничества по типу еврорегиона, проанализированы общетеоретические аспекты этого феномена, дана оценка влияния формирования еврорегиона на развитие экономики входящих в его состав территорий.
Ключевые слова и словосочетания: еврорегион, приграничное сотрудничество, интеграция, внешнеэкономическая деятельность, внешнеэкономические связи, еврорегион Донбасс.
Интеграция России в мировую экономику - важнейшая задача, от выполнения которой зависит дальнейшее развитие страны и успешная реализация нынешнего экономического курса. В настоящее время в мире не осталось ни одного государства, которое могло бы существовать изолированно от других участников международных отношений.
Современный этап развития национальной экономики неразрывно связан с интеграционными и глобализационными процессами, которые стимулируют развитие межрегионального и трансграничного сотрудничества между странами. Регионы, принимающие участие в трансграничном сотрудничестве, не только получают возможность решить с приграничными областями соседствующих государств совместные проблемы территорий, наладить экономические связи, привлечь иностранный капитал, стимулировать создание новых рабочих мест, но и использовать транс-
граничное сотрудничество в качестве инструмента, выравнивающего территориальные диспропорции развития [1]. Приграничное сотрудничество может осуществляться в различных формах (табл. 1).
Таблица 1
Модели, формы и направления приграничного сотрудничества [2]____________
Модель Возможные формы Возможные направления
Барьерная Встречи и консультации; заключение соглашений Безопасность
Градиентная Осуществление совместных проектов; создание постоянно действующих рабочих групп Миграция; приграничная торговля
Контактная Создание постоянно действующего совместного органа; реализация совместных программ Культура; социальные контакты; экономика: переток факторов производства, совместные инвестиционные проекты
Интегративная Создание региона приграничной интеграции Свободное перемещение людей, товаров, факторов производства, институтов
Из существующих механизмов наиболее эффективным признается деятельность именно по типу «еврорегионов». Еврорегион - приграничные сообщества международного трансграничного сотрудничества европейских стран в области экономики, культуры, образования, транспорта, экологии и др., создаваемые на основе принципов субсидиарности [3], т.е. усиления регионального и локального уровня управления через перенос компетенции на возможно более низкий административный уровень, что предполагает высокое развитие территориального самоуправления [4]. Главным условием создания еврорегиона является заинтересованность соответствующих органов власти (общества) и наличие общей границы [1], в их пределах фактически устраняются таможенные барьеры и препятствия для перемещения рабочей силы.
Основной целью создания еврорегионов является объединение усилий приграничных территорий (местных органов власти) для преодоления их относительной отсталости в социально-экономической сфере из-за отдаленности (изолированности) от центра для решения вопросов, направленных на улучшение жизни населения этих территорий.
Основные направления деятельности еврорегионов следующие: экономика, социальная сфера и культура, транспорт, связь, образование, туризм, здравоохранение и защита окружающей среды. Кроме того, решаются вопросы обустройства совместной границы, миграции населения
приграничных территорий, сотрудничества правоохранительных органов, взаимодействия в чрезвычайных ситуациях [5].
История трансграничного сотрудничества в Европе, по данным некоторых ученых, уходит корнями в ХУТТТ-ХТХ вв. В это время развивалось сотрудничество муниципалитетов на германо-голландской границе. Франция и Испания также имели опыт создания двусторонних структур по сотрудничеству в районе Пиренеев. Интенсивность трансграничного сотрудничества возросла во второй половине XX века после Второй мировой войны. В 1949 г. между Италией и Австрией был подписан двусторонний договор о поддержке торговли между приграничными итальянскими провинциями и австрийскими землями. В 50-х гг. новый импульс и форму получило развитие трансграничного сотрудничества на германо-голландской границе, где в 1958 г. в районе Гронау и Эншада был образован первый еврорегион БиКБОЮ в Гронау, прообраз нынешних структур [6]. Затем еврорегионы были созданы вдоль исторического «рейнского коридора» от Италии до Нидерландов с тысячелетним опытом вольных городов. Именно здесь еврорегионы стали наиболее эффективной формой трансграничного сотрудничества. На государственных границах Бельгии, Германии, Люксембурга, Швеции и Италии сформировались экономические «полюса роста» Лимбурга, Саара, Эльзаса, Лотарингии и других исторических областей [3]. В дальнейшем еврорегионы стали распространяться по всей Европе, и сегодня там действует около 130 приграничных и трансграничных регионов, а также 14 крупных межрегиональных объединений [7].
Функционирование еврорегионов осуществляется на основе перераспределения власти между центральным правительством и приграничными сообществами, наделенными полномочиями самостоятельно регулировать свою деятельность и заключать межрегиональные трансграничные соглашения в соответствии с государственным законодательством. Юридической основой деятельности еврорегионов является внутреннее законодательство сотрудничающих стран, Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей (ЕКПС) (1980 г.), Европейская Хартия местного самоуправления Совета Европы (1985 г.). Однако как показал опыт стран ЦВЕ, еврорегионы практически не работают, если отсутствуют межгосударственные соглашения по вопросам приграничного сотрудничества между заинтересованными странами, и в начальный период формирования еврорегионов возникают существенные трудности из-за разных уровней экономического развития, дисбаланса в вопросах занятости и производства, этнокультурных и языковых барьеров [3].
В западноевропейских странах идея еврорегионов исторически использовалась для преодоления относительной социально-экономической от-
сталости приграничных регионов по отношению к центру. Этот механизм переняли себе и страны СНГ, в том числе, и Россия, Украина и Беларусь.
С момента распада СССР и образования новых государств возникло множество проблем, обусловленных нарушением хозяйственной, транспортной, социально-культурной инфраструктуры и ослаблением взаимосвязей между государствами, еще недавно представлявшими единую систему. Попытки наладить эффективное взаимодействие, в частности и трансграничное, предпринимались неоднократно, однако ощутимых результатов не дали, поэтому возникла необходимость использования опыта западноевропейской интеграции для обеспечения развития национальной экономики в целом и ее отдельных регионов.
Существующая практика еврорегионального строительства в России показывает, что субъектами еврорегионов чаще всего оказываются регионы, охватывающие целые области, т.е. речь идет о государственных административно-территориальных субъектах [8]. Российские территории в настоящее время входят в целый ряд еврорегиональных образований. По понятным причинам наиболее активным участником трансграничных союзов является российский эксклав Калининградская область [9].
Таблица 2
Еврорегионы с участием России
Год создания Наименование еврорегиона Состав участников
1997 «Неман» 5 районов Калининградской области, Гродненская область Белоруссии, Под-лясское воеводство Польши, Вильнюсский, Алитусский и Марьямпольский поветы Литвы
1998 «Балтика» Калининградская область (Россия), округа Круноберг, Кальмар и Блекинге (Швеция), округ Борнхольм (Дания), Поморское и Варминьско-Мазурское воеводства (Польша), Клайпедский округ (Литва) и так называемый «Регион планирования побережья Балтийского моря» (Латвия)
1998 «Карелия» Республика Карелия (Россия), региональные союзы Северная Похъянмаа, Кайнуу и Северная Карелия (Финляндия)
1999 «Сауле» Неманский и Славский районы и город Славск (Калининградская область), Ел-гавский район (Латвия), Таурагский и Шауляйский уезды (Литва), лэны Сконе и Сёдерманланд (Швеция)
2003 «Днепр» Брянская область (Россия), Гомельская область (Белоруссия) и Черниговская область (У краина)
2003 «Слобожанщина» Белгородская область (Россия) и Харьковская область (У краина)
2003 «Псков-Ливония» 5 районов Псковской области, 4 района Латвии и 3 уездных Союза самоуправления Эстонии
2004 «Шешупе» 6 литовских самоуправлений (Шакяй, Вилкавишкис, Казлу Руда, Калвария, Мариамполь, Юрбарскас), 4 российских муниципальных образования (Краснознаменский, Нестеровский, Гусевский, Озерский и Неманский районы), 2 польских (Голдап, Ковале-Олецк), 1 шведское самоуправление (Экше)
2006 «Ярославна» Курская область (Россия) и Сумская область (Украина)
2010 «Донбасс» Ростовская область (Россия), Луганская и Донецкая области (Украина)
Примечание 1. Еврорегион «Псков-Ливония» является самым старым приграничным интеграционным образованием с участием России, поскольку 07.06.1996 г. в городе Пылва (Эстония) был образован Совет по приграничному сотрудничеству приграничных регионов Латвии, Российской Федерации и Эстонии и были подписаны положение и регламент Совета. 19.11.2003 г. Совет был преобразован в Еврорегион «Псков-Ливония» [3].
Примечание 2. В настоящее время изучается целесообразность создания еврорегиона «Азов» (Крым, Донецкая и Запорожская область Украины и российские Краснодарский край и Ростовская область) [1].
Анализ динамики основных показателей социальноэкономического развития отечественных участников еврорегионов показывает, что по всем рассмотренным субъектам РФ и практически по всем выбранным показателям просматривается общая позитивная тенденция. При этом по внешнеторговому обороту данных российских регионов рост составил до пяти и более раз. По другим показателям социальноэкономического развития темпы роста колеблются в пределах 1,8—4,0 раза. Это свидетельствует о том, что для рассмотренных регионов России еврорегиональная интеграция оказалась весьма положительной [8].
Как видно из таблицы 2, наибольшее количество российских участников еврорегионов приходится на СЗФО, однако для нас особый интерес представляет последний по времени формирования еврорегион «Донбасс», созданный при участии Ростовской области - субъекта РФ, входящий ЮФО.
Ростовскую область РФ, Луганскую и Донецкую области Украины уже много лет связывают тесные добрососедские отношения. Прежде всего, это обусловлено достаточно большой (660 км) протяженностью государственной границы РФ и Украины в пределах Ростовской, Луганской и Донецкой областей. Для Ростовской области Украина является одним из основных внешнеторговых партнеров. На неё приходится 1/3 всего внешнеторгового оборота области, из этой части около 40% приходится на Донецкую и Луганскую области [9].
Результаты многолетней работы по укреплению отношений с этими областями послужили основанием для подготовки и подписания соглашения о создании еврорегиона «Донбасс». 29.10.2010 г. в г. Луганске это соглашение подписали Ростовская и Луганская области, а 19.10.2011 г. к составу участников еврорегиона «Донбасс» присоединилась Донецкая область. Таким образом, его площадь 151 тыс. км2, население 11, 7 млн чел. С декабря 2011 г. еврорегион «Донбасс» является членом Ассоциации европейских приграничных регионов (АЕПР).
Еврорегион «Донбасс» не является новой административнотерриториальной единицей и представляет собой инструмент для содействия реализации совместных трансграничных проектов, организации прямого сотрудничества и развития приграничных территорий.
Основными направлениями его деятельности являются:
■ расширение контактов между жителями приграничных территорий, развитие сотрудничества между учреждениями и организациями, а также субъектами хозяйственной деятельности;
■ содействие, в рамках действующего законодательства России и Украины, упрощению пограничных и таможенных процедур при пересечении границы;
■ улучшение качества жизни населения, в том числе посредством разработки и реализации мер по увеличению занятости;
■ повышение уровня занятости жителей бывших шахтерских территорий российской и украинской сторон, которые потеряли работу в процессе реструктуризации угольной промышленности.
Кроме того, деятельность еврорегиона «Донбасс» позволяет привлекать финансовые ресурсы, предусмотренные на реализацию программ по линии ЕС.
В планах участников еврорегиона «Донбасс» создание новых совместных экономических структур, сотрудничество в промышленности
(например, в машиностроении - «Лугансктепловоз» и «НЭВЗ»), выработка мер по развитию транспортной инфраструктуры (например, участие в восстановлении «Шелкового пути» - строительства автомобильной дороги через всю Украину с запада на восток, через Ростовскую область и с выходом в Казахстан), проекты по созданию логистических центров (Меловое - Чертково, Новошахтинск - Свердловск Луганской области), приграничной торговли, реализация проектов в области туризма, экологии (решение экологических проблем бассейна Северского Донца и Азовского моря с возможностью разведения осетровых в этих водных бассейнах), спорта, культуры и других сферах сотрудничества, что должно положительно сказаться на развитии экономики регионов [9].
Положительные результаты создания еврорегиона уже начали проявляться.
1. Рост по итогам 2011 г. товарооборота между Ростовской, Донецкой и Луганской областями составил 34 %. Товарооборот Ростовской области с Донецкой увеличился сразу на 65 %, составив 982 млн $ (экспорт 102 млн $, импорт 880 млн $). В товарообороте с Луганской областью внешнеторговый баланс составил 226,8 млн $ (рост на 26 %), из которых экспорт 38,7 млн $, импорт 188,1 млн $. Экспорт в Луганскую область для ростовских предпринимателей вырос на 80 %, а в Донецкую -сразу втрое. Импорт же увеличился менее заметно - из Луганска на 34%, из Донецка - в 1,5 раза [7].
2. Примерами развития трансграничной кооперации можно считать расширение производства завода торгового холодильного оборудования «Интертехника-Юг» Матвеево-Курганского района Ростовской области, являющегося российско-украинским СП, участие в развитии угольной отрасли Ростовской области украинской компании «ДТЭК». «Луган-сктепловоз» успешно работает в кооперации с Трансмашхолдингом и Новочеркасским электровозостроительным заводом, создавая совместный локомотив, в том числе и для экспортных поставок. Украинская компания «Горные машины» и Каменский машзавод производят горнодобывающую технику для угольной промышленности. В Луганске также готовы делать колёсные пары для нужд ОАО «РЖД», а «Глория Джинс» приобрела там текстильную фабрику. Завод «Красный Луч» совместно с таганрогским «Прибоем» выпускает электроблоки и гидроакустику для обороннопромышленного комплекса, делает комплектующие для ростовского завода «Роствертол», «Арммех» сотрудничает с комбайновым заводом «Ростсельмаш». Есть проекты в химической, угледобывающей, перерабатывающей отраслях, ЖКХ, АПК, строительстве [10].
3. Развитие среднего и малого бизнеса, предусматривающее создание совместных трансграничных предприятий, считается одним из приоритетных направлений работы еврорегиона [11].
Вместе с тем, обращает на себя внимание тот факт, что в сегментах «Добывающая промышленность», «Обрабатывающие производства» и «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» по итогам прошлого года экономические показатели украинских территорий вполовину опережают аналогичные показатели Ростовской области (от 119,6 до 150,5 % против 109,1-116 %). Кроме того, по инвестициям в основной капитал Донецкая и Луганская области за 9 месяцев 2011 г. показали рост на 55,2 и 28,5 % соответственно, в то время как Ростовская - падение на 15 %. Это означает, что в ближайшие годы в рамках еврорегиона баланс «сырьё/товары» может измениться, и из Украины к нам пойдёт уже готовая продукция [10]. Поэтому Ростовской области необходимо существенно повысить свою инвестиционную активность.
«Донбасс» - единственный еврорегион с участием России, в рамках которого разработана Стратегия социально-экономического развития до 2020 г., принятая Советом еврорегиона «Донбасс» 10.04.2012 г. [12]. Она станет основой региональных целевых программ развития территорий.
Механизм реализации Стратегии включает гармонизацию государственного законодательства, регламентирующего трансграничное сотрудничество и межгосударственное взаимодействие России и Украины, систему мониторинга и анализа социально-экономического развития участников еврорегиона, маркетинговые исследования.
Реализация Стратегии будет финансироваться за счет бюджетирования мероприятий, привлечения инвестиций, фондов еврорегиона «Донбасс», формируемых средствами заинтересованных частных лиц и организаций, а также грантов ЕС и международных организаций.
Однако следует отметить, что в функционировании еврорегионов существуют препятствия в развитии взаимодействия:
• крайне низкие финансовые (инвестиционные) возможности бюджетов приграничных районов в целом и для каждого субъекта РФ;
• ограниченность правовых возможностей органов местного самоуправления;
• депрессивное экономическое состояние приграничных районов;
• недостаточное использование имеющегося геоэкономического потенциала для развития региона.
Приграничные субъекты РФ существенно зависят от дотаций из федерального бюджета, что в большой степени ограничивает их самостоятельность и сдерживает развитие всего трансграничного сотрудничества нашей страны, и, в свою очередь, потенциальное экономическое развитие регионов [8].
Помочь преодолеть эти препятствия могло бы принятие Федерального Закона о приграничном сотрудничестве и предоставление больших правовых и экономических прав приграничным регионам как особым
субъектам Федерации во внешнеэкономическом сотрудничестве с сопредельными государствами. Также нужна разработка специальных программ экономического развития приграничных регионов в новых международных хозяйственных условиях [8].
В развитии еврорегиона «Донбасс» целесообразно было бы использовать опыт функционирования других евререгионов с участием России и Украины, как, например, «Слобожанщина», в части реализации инновационных подходов в организации приграничного сотрудничества, взаимодействия высших учебных заведений регионов, создания добровольных кластерных объединений как формы сотрудничества предприятий и др. [13]. Более эффективному трансграничному сотрудничеству послужит ратификация соглашений между Россией и Украиной на правительственном уровне.
Также стоит учесть, что среди регионов приграничного пояса благоприятные условия для развития имеют те, которые располагаются на глобальных коммуникациях и на коммуникациях, обеспечивающих международное региональное сотрудничество. И в этом отношении Ростовская область, через которую проходит СКЖД, трасса Волгоград - Киев и где располагаются весьма крупный речной порт в г. Ростове-на-Дону и морской порт в г. Таганроге, имеет весьма существенные преимущества.
На сегодняшний день можно с уверенностью утверждать, что при реализации всех декларируемых задач и достижении поставленных целей в рамках еврорегиона «Донбасс», а также других действующих еврорегионов РФ, эта модель трансграничного взаимодействия позволит решить не только вопросы регионального значения и повлиять на развитие приграничных субъектов, но и создать между граничащими странами новую крепкую хозяйственно-экономическую, социальную и культурную связь, которая поможет модернизировать государства и сделать их ключевыми странами в определении и решении вопросов мировой политики [5].
Совокупный потенциал металлургии, угледобычи, машиностроения и АПК в сочетании с упрощенным таможенным режимом сможет сделать его локомотивом не только местной, но и федеральной промышленности. На сегодняшний день на территории Донецкой области сосредоточена пятая часть промышленного потенциала Украины. Луганская область обеспечивает 8,4 % реализованной промышленной продукции и по объёмам занимает третье место среди регионов страны. Там же добывается почти 35 % всего украинского угля, производится до 15 % всей стали и чугуна, 7 % органических удобрений. На долю Ростовской области приходится около 1,5 % всего промышленного производства России, но вместе с тем здесь существует огромный потенциал для роста. В контексте вступления России в ВТО кооперация в рамках еврорегиона может
стать значительным подспорьем для конкурентной борьбы с более мощными зарубежными производителями [10].
Литература
1. Михайлова Л.И., Замора О.М. Методологические аспекты оценки социально-экономического развития приграничных областей в составе еврорегионов: http://www.nbuv.gov.ua/portal /soc_gum/pips/ 2011_2 /tom2/498.pdf
2. Приграничное сотрудничество. Аналитическая записка / Международный форум «Развитие сотрудничества неправительственных организаций (НПО) на Европейском Севере: состояние и перспективы (15-16 сентября 2005 г.). - Официальный сайт Законодательного Собрания Республики Карелия. www.karelia-zs.ru
3. Дергачев В.А. Регионалистика. В 7 кн. Кн. 2. http://www.dergachev.ru/book-7/index.html
4. Улахович В.Е. Еврорегионы - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nmnby.eu/news/analytics/288.html
5. Гришечкин Д.Г. Еврорегион «Донбасс» // Всеукраинская газета "Русский мир. Украина". 2011. 17.05. http://rusmir.in.ua/eko/1333-evroregion-donbass.html
6. Улахович В.Е. Еврорегионы - форма укрепления общеевропейского единства. В сб.: Субрегиональное сотрудничество. Перспективы белорусских еврорегионов: материалы междунар. науч. конф. Минск., 2005.
7. Плохих Г.П. Встреча европейских партнеров - [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.vipvkurske.eom/articles/110/
8. Пшихачева А.А. Развитие взаимодействия и сотрудничества регионов России и ЕС. Автореф. дисс. канд. Эконом. наук. М., 2010.
http ://www.guu. ru/files/referate/pshihacheva.pdf
9. Бударин Г. Еврорегионы с участием России: история создания и перспективы развития. Доклад на XIV «Мастерской будщего» г. Ахен, Германия - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.4cs.ru/materials/publications/wp-id_620/
10. Иванов А. Окно на Украину европейского образца // «Эксперт Юг». 2012. № 15-16 (205).
11. Еврорегион «Донбасс» принял стратегию своего развития до 2020 г. 10.04.2012.http://www.ua.rian.ru /CIS_news /20120410 /79028530.html
12. _ Стратегия социально-экономического развития еврорегиона «Донбасс» до 2020 года // Официальный сайт Министерства экономического развития Ростовской области - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mineconomikiro.ru/a1/a16/ strategdonbass/ strateg_donbass_13.03.2012.doc
13. Бредихин А.В. Опыт функционирования еврорегионов «Слобожанщина», «Карпаты» и «Днестр» для еврорегиона «Донбасс» - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.otechestvo.org.ua/main/20119/1301.htm