Научная статья на тему 'Модель еврорегиона Донбасс в системе российско-украинского порубежья'

Модель еврорегиона Донбасс в системе российско-украинского порубежья Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
358
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Ключевые слова
ЕВРОРЕГИОН / ДОНБАСС / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / EUROREGION DONBASS / THE EUROPEAN UNION / THE CUSTOMS UNION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бредихин Антон Викторович

Современные российско-украинские отношения непосредственно отражаются на трансграничном сотрудничестве стран. Поэтому в статье ставится задача рассмотрения роли еврорегиона Донбасс в системе отношений России и Украины, а также моделирование его будущего в контексте определения Украиной вектора развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL EUROREGION DONBASS IN THE RUSSIAN-UKRAINIAN BORDER

The modern Russian-Ukrainian relations directly affect the cross-border co-operation countries. Therefore, this article seeks to examine the role of the Euroregion Donbass in the relations between Russia and Ukraine, as well as modeling his future in the context of determining the direction of development of Ukraine.

Текст научной работы на тему «Модель еврорегиона Донбасс в системе российско-украинского порубежья»

Трансграничная региональная интеграция в современных политических реалиях выступает в качестве достаточно эффективного инструмента при построении благоприятных отношений между странами. Ее выражением как в Европейском Союзе, так и на перенимающем опыт локального взаимодействия постсоветском пространстве стали еврорегионы. При этом, в процессе формирования подобных приграничных образований происходит расширение прав входящих в него сторон и де-факто делегирование части внешнеполитических и внешнеэкономических функций, хотя и сугубо на региональном уровне, со стороны официального Центра страны ее периферии. Особенно активно они развиваются на сопредельной территории России и Украины - российско-украинском порубежье.

В то же время еврорегионы, как можно убедиться на примере Европейского Союза, выступая локальным уровнем интеграции, несли и функцию «мостика» в формировании наднациональных интеграционных объединений. Сам же институт еврорегионов на настоящий момент уже перерос возложенные на него изначальные функции и выступает в качестве полноценного игрока в европейских интеграционных процессах, что лишь подтверждает актуальность данной тематики в современном научном дискурсе.

В данной работе будут представлены основные параметры интеграции российско-украинского порубежья на примере еврорегиона Донбасс и определены дальнейшие перспективы развития данного проекта.

Процессы заключения соглашений о создании и периоды наиболее успешного развития совместных российско-украинских еврорегионов напрямую связаны с периодами прихода к власти «оранжевых» и «бело-голубых». Созданные при Леониде Кучме еврорегионы Днепр и Слобожанщина не получили должной поддержки в развитии после прихода к власти на Украине команды Виктора Ющенко. Аналогично не было достаточных импульсов для развития еврорегиона Ярославна, образованного в 2007 г. Лишь после победы на президентских выборах Виктора Януковича произошла резкая активизация трансграничного сотрудничества России и Украины, следствием чего стало образование и достаточно успешное развитие еврорегиона Донбасс, в состав которого вошел, в том числе, и регион, являющийся родным для большинства нынешней политической элиты Украины - Донецкая область.

Соглашение о его создании было подписано в рамках визита делегации Ростовской области РФ в Луганскую область 29 октября 2010 г. [3]. А 19 октября 2011 г. на заседании Совета еврорегиона, проходившем в Донецке, равноправным членом трансграничного образования стала и Донецкая область.

Вопрос о том, стоит ли принимать новых членов в состав еврорегиона, долгое время оставался открытым. Представители бизнеса, политики, общественности предлагали свои варианты будущего расширения. К числу таковых можно отнести как вполне реализуемые, например включение в его состав создающегося сейчас еврорегиона Азов (Краснодарский край и АР Крым), так и расширение еврорегиона до территории Донецко-Криворожской республики, существовавшей в годы Гражданской войны, или воссоздание большого экономического Донбасса от Днепропетровска до Астрахани. Однако наибольший шанс на реализацию получил проект вхождения в состав трансграничного образования Воронежской области. Данное соглашение было озвучено в процессе заседания Совета еврорегиона, проходившего в Ростове-на-Дону 7 декабря 2012 г. [2].

Согласно долевому делению по территории вошедших в состав еврорегиона областей российская часть (74 %) сильно преобладает над украинской (26 %). Однако при рассмотрении состава еврорегиона по демографическим показателям получим ситуацию преобладания украинского (52 %) населения над российским (48 %).

Таблица 1

Территориально-демографические показатели частей еврорегиона «Донбасс» [3]

Ростовская область Воронежская область Луганская область Донецкая область Итого

Население, тыс. чел. 4 254 763 2 331 091 2 580 600 4 382 000 13 548 454

Территория, 2 км 100 967 52 216 26 700 26 517 206 400

13%

□ Ростовская область

□ Воронежская область

□ Луганская область

□ Донецкая область

Рис. 1. Долевой состав еврорегиона Донбасс (по территории)

Обращаясь к правовой стороне вопроса, следует отметить, что еврорегион Донбасс основывается на международных договорах и соглашениях, а значит и имеет юридический статус. Он обладает своим Уставом, а Соглашение о его создании действует не только в соответствии с законодательствами России и Украины, но и с целями и принципами Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной от 31 мая 1997 г., Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о сотрудничестве приграничных областей Российской Федерации и Украины от 27 января 1995 г., Соглашения о сотрудничестве между Ростовской областью Российской Федерации и Луганской областью Украины от 23 марта 1999 г. [3].

□ Ростовская область

□ Воронежская область

□ Луганская область

□ Донецкая область

Рис. 2. Долевой состав еврорегиона Донбасс (по населению)

Правовой статус руководящего органа еврорегиона был подкреплен законодательно и на региональном уровне, для чего руководством Ростовской области были приняты следующие нормативно-правовые документы: Постановление Администрации Ростовской области «О региональном отделении Секретариата Еврорегиона Донбасс в Ростовской области» № 110 от 04.03.2011; Постановление Администрации Ростовской области «О региональном отделении Секретариата Еврорегиона Донбасс в Ростовской области» № 164 от 24.11.2011; Распоряжение Администрации Ростовской области «О делегировании представителей Ростовской области в состав Совета Еврорегиона Донбасс № 55 от 02.03.2011».

Международное сообщество в лице Ассоциации Европейских Приграничных Регионов закрепило его международный статус, приняв Донбасс в свои ряды и утвердив заявку 2 декабря 2011 г. в городе Вааса (Финляндия).

Учитывая подобный юридический статус еврорегионального образования, можно сформулировать следующие модели его дальнейшего развития с учетом факторов взаимоотношений между Россией и Украиной.

Можно спрогнозировать следующие варианты развития еврорегиона Донбасс:

1. Вступление Украины в Таможенный Союз и Единое экономическое пространство в ближайшие три года. В такой ситуации возможны следующие подварианты:

а) при полноправном вхождении Украины в ТС (не по формуле «3+1») потребность в еврорегионах может отпасть, и они приобретут не более чем декоративный статус, ввиду открытия границы и снижения их экономической значимости;

б) вхождение Украины в ТС по формуле «3+1» с ратификацией ЗСТ с СНГ и неизбежное снижение роли еврорегионов в экономическом взаимодействии, однако сохранение их статуса политической и социокультурной интеграции вплоть до всеобщей популяризации их работы. Дальнейшее использование руководством России совместных с Украиной еврорегионов как площадок давления на официальный Киев с целью усиления интеграции. Создание ассоциации российско-украинских еврорегионов и придание им консультативного статуса при руководстве стран;

в) полноправное вхождение Украины в ТС и ЕЭП. Еврорегионы могут быть рассмотрены как локальные интеграционные шаги, способствующие наднациональной интеграции, тогда возможно их использование в качестве «зон свободной торговли», площадок для взаимодействия бизнеса и власти, транспортных коридоров. При создании ЕЭПовского варианта АЕПР как консультативного органа при наднациональном руководстве произойдет возрастание роли еврорегионов во всех сферах.

Внеблоковость Дезинтеграция ^ Интеграция

Украина

Еврорегион «Донбасс»

Россия

Рис. 3. Роль еврорегиона Донбасс в интеграционных процессах России и Украины

2. Подписание руководством Украины ассоциации с Евросоюзом, формирование ЗСТ с ЕС, отказ от интеграции с Россией. Всеобщее усиление роли еврорегионов, усиление их в политической, социокультурной сферах, создание единого правового поля. Увеличение уровня экономической интеграции с украинскими областями, входящими в общие еврорегионы, расширение существующих еврорегионов, запуск «Азова» и «Русского моря». Запрет на взаимодействие с центральными и западными регионами Украины во всех формах. Лоббирование идей создания полноценных еврорегиональных парламентов, имеющих более высокий (и прямой управляющий статус) по сравнению с региональными правительствами, входящими в еврорегион. Создание полноценной российско-украинской ассоциации еврорегионов, призванной оказывать всяческое давление на официальный Киев. Возможность создания внешней границы еврорегиона.

3. Сохранение Украиной внеблокового статуса, переход в роль буфера между ЕС и ЕЭП. Усиление взаимодействия в формате еврорегионов во всех сферах. Увеличение их экономического статуса. Создание российско-украинской палаты еврорегионов для лоббирования российских интересов. Расширение еврорегионов, вхождение в состав еврорегиона Донбасс Запорожской, Николаевской и Херсонской областей. Формирование еврорегиона между АР Крым и Краснодарским краем. Усиление заинтересованности российского бизнеса в поддержке существующих еврорегионов.

4. Распад Украины под давлением экономического кризиса и социальной нестабильности через два-три года. Использование еврорегионов в качестве площадок по вхождению в состав России южных и восточных областей страны. Формирование на основе существующих еврорегионов отдельного федерального округа.

Большинство вышеизложенных моделей, за исключением распада Украины, являются вполне реализуемыми. Однако даже при вхождении Украины в состав Таможенного Союза, еврорегион Донбасс не исчезнет как таковой, а лишь изменит свою функциональную составляющую. Ведь еврорегионы Старой Европы, образованные еще до создания Европейского Союза, продолжают вполне эффективно существовать. Международное признание, членство в АЕПР и выполнение роли интеграционного локального проекта между Россией и Украиной придают «Донбассу» особое значение в будущей трансфигурации Черноморо-Каспийского региона.

Литература

1. Украина и Россия создали еврорегион Донбасс // ria.ru/world/20101029/290615382.html

2. В Ростове еврорегион Донбасс пополнился новым российским участником // http://www. donland.ru/EventScheduler/EventSchedulerView Post.aspx?pageid=92218&ItemID=41517&mid=83793

3. Секретариат еврорегиона Донбасс // euroregion-donbass.ru

4. Власов С., Поповкин В. Проблемы регионализма в структуре государственной власти и политике Украины // Этнические и региональные конфликты в Евразии: Кн. 2: Россия, Украина, Белоруссия. М., 1997.

5. Кузнецов А.С. Участие регионов в международных отношениях: категориальная сторона вопроса в политологическом дискурсе североамериканских и российских политологов // Федерализм и централизация. Екатеринбург, 2005.

6. Кулматов К.Н., Митрофанова А.В. Региональные аспекты международных отношений. М., 2010.

7. Мальгин А.В. Украина: Соборность и регионализм. Симферополь, 2005.

8. Туровский Р.Ф. Субнациональные регионы в глобальной политике (на примере России) // Полис. 2011. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.