Трансграничная региональная интеграция в современных политических реалиях выступает в качестве достаточно эффективного инструмента при построении благоприятных отношений между странами. Ее выражением как в Европейском Союзе, так и на перенимающем опыт локального взаимодействия постсоветском пространстве стали еврорегионы. При этом, в процессе формирования подобных приграничных образований происходит расширение прав входящих в него сторон и де-факто делегирование части внешнеполитических и внешнеэкономических функций, хотя и сугубо на региональном уровне, со стороны официального Центра страны ее периферии. Особенно активно они развиваются на сопредельной территории России и Украины - российско-украинском порубежье.
В то же время еврорегионы, как можно убедиться на примере Европейского Союза, выступая локальным уровнем интеграции, несли и функцию «мостика» в формировании наднациональных интеграционных объединений. Сам же институт еврорегионов на настоящий момент уже перерос возложенные на него изначальные функции и выступает в качестве полноценного игрока в европейских интеграционных процессах, что лишь подтверждает актуальность данной тематики в современном научном дискурсе.
В данной работе будут представлены основные параметры интеграции российско-украинского порубежья на примере еврорегиона Донбасс и определены дальнейшие перспективы развития данного проекта.
Процессы заключения соглашений о создании и периоды наиболее успешного развития совместных российско-украинских еврорегионов напрямую связаны с периодами прихода к власти «оранжевых» и «бело-голубых». Созданные при Леониде Кучме еврорегионы Днепр и Слобожанщина не получили должной поддержки в развитии после прихода к власти на Украине команды Виктора Ющенко. Аналогично не было достаточных импульсов для развития еврорегиона Ярославна, образованного в 2007 г. Лишь после победы на президентских выборах Виктора Януковича произошла резкая активизация трансграничного сотрудничества России и Украины, следствием чего стало образование и достаточно успешное развитие еврорегиона Донбасс, в состав которого вошел, в том числе, и регион, являющийся родным для большинства нынешней политической элиты Украины - Донецкая область.
Соглашение о его создании было подписано в рамках визита делегации Ростовской области РФ в Луганскую область 29 октября 2010 г. [3]. А 19 октября 2011 г. на заседании Совета еврорегиона, проходившем в Донецке, равноправным членом трансграничного образования стала и Донецкая область.
Вопрос о том, стоит ли принимать новых членов в состав еврорегиона, долгое время оставался открытым. Представители бизнеса, политики, общественности предлагали свои варианты будущего расширения. К числу таковых можно отнести как вполне реализуемые, например включение в его состав создающегося сейчас еврорегиона Азов (Краснодарский край и АР Крым), так и расширение еврорегиона до территории Донецко-Криворожской республики, существовавшей в годы Гражданской войны, или воссоздание большого экономического Донбасса от Днепропетровска до Астрахани. Однако наибольший шанс на реализацию получил проект вхождения в состав трансграничного образования Воронежской области. Данное соглашение было озвучено в процессе заседания Совета еврорегиона, проходившего в Ростове-на-Дону 7 декабря 2012 г. [2].
Согласно долевому делению по территории вошедших в состав еврорегиона областей российская часть (74 %) сильно преобладает над украинской (26 %). Однако при рассмотрении состава еврорегиона по демографическим показателям получим ситуацию преобладания украинского (52 %) населения над российским (48 %).
Таблица 1
Территориально-демографические показатели частей еврорегиона «Донбасс» [3]
Ростовская область Воронежская область Луганская область Донецкая область Итого
Население, тыс. чел. 4 254 763 2 331 091 2 580 600 4 382 000 13 548 454
Территория, 2 км 100 967 52 216 26 700 26 517 206 400
13%
□ Ростовская область
□ Воронежская область
□ Луганская область
□ Донецкая область
Рис. 1. Долевой состав еврорегиона Донбасс (по территории)
Обращаясь к правовой стороне вопроса, следует отметить, что еврорегион Донбасс основывается на международных договорах и соглашениях, а значит и имеет юридический статус. Он обладает своим Уставом, а Соглашение о его создании действует не только в соответствии с законодательствами России и Украины, но и с целями и принципами Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной от 31 мая 1997 г., Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о сотрудничестве приграничных областей Российской Федерации и Украины от 27 января 1995 г., Соглашения о сотрудничестве между Ростовской областью Российской Федерации и Луганской областью Украины от 23 марта 1999 г. [3].
□ Ростовская область
□ Воронежская область
□ Луганская область
□ Донецкая область
Рис. 2. Долевой состав еврорегиона Донбасс (по населению)
Правовой статус руководящего органа еврорегиона был подкреплен законодательно и на региональном уровне, для чего руководством Ростовской области были приняты следующие нормативно-правовые документы: Постановление Администрации Ростовской области «О региональном отделении Секретариата Еврорегиона Донбасс в Ростовской области» № 110 от 04.03.2011; Постановление Администрации Ростовской области «О региональном отделении Секретариата Еврорегиона Донбасс в Ростовской области» № 164 от 24.11.2011; Распоряжение Администрации Ростовской области «О делегировании представителей Ростовской области в состав Совета Еврорегиона Донбасс № 55 от 02.03.2011».
Международное сообщество в лице Ассоциации Европейских Приграничных Регионов закрепило его международный статус, приняв Донбасс в свои ряды и утвердив заявку 2 декабря 2011 г. в городе Вааса (Финляндия).
Учитывая подобный юридический статус еврорегионального образования, можно сформулировать следующие модели его дальнейшего развития с учетом факторов взаимоотношений между Россией и Украиной.
Можно спрогнозировать следующие варианты развития еврорегиона Донбасс:
1. Вступление Украины в Таможенный Союз и Единое экономическое пространство в ближайшие три года. В такой ситуации возможны следующие подварианты:
а) при полноправном вхождении Украины в ТС (не по формуле «3+1») потребность в еврорегионах может отпасть, и они приобретут не более чем декоративный статус, ввиду открытия границы и снижения их экономической значимости;
б) вхождение Украины в ТС по формуле «3+1» с ратификацией ЗСТ с СНГ и неизбежное снижение роли еврорегионов в экономическом взаимодействии, однако сохранение их статуса политической и социокультурной интеграции вплоть до всеобщей популяризации их работы. Дальнейшее использование руководством России совместных с Украиной еврорегионов как площадок давления на официальный Киев с целью усиления интеграции. Создание ассоциации российско-украинских еврорегионов и придание им консультативного статуса при руководстве стран;
в) полноправное вхождение Украины в ТС и ЕЭП. Еврорегионы могут быть рассмотрены как локальные интеграционные шаги, способствующие наднациональной интеграции, тогда возможно их использование в качестве «зон свободной торговли», площадок для взаимодействия бизнеса и власти, транспортных коридоров. При создании ЕЭПовского варианта АЕПР как консультативного органа при наднациональном руководстве произойдет возрастание роли еврорегионов во всех сферах.
Внеблоковость Дезинтеграция ^ Интеграция
Украина
Еврорегион «Донбасс»
Россия
Рис. 3. Роль еврорегиона Донбасс в интеграционных процессах России и Украины
2. Подписание руководством Украины ассоциации с Евросоюзом, формирование ЗСТ с ЕС, отказ от интеграции с Россией. Всеобщее усиление роли еврорегионов, усиление их в политической, социокультурной сферах, создание единого правового поля. Увеличение уровня экономической интеграции с украинскими областями, входящими в общие еврорегионы, расширение существующих еврорегионов, запуск «Азова» и «Русского моря». Запрет на взаимодействие с центральными и западными регионами Украины во всех формах. Лоббирование идей создания полноценных еврорегиональных парламентов, имеющих более высокий (и прямой управляющий статус) по сравнению с региональными правительствами, входящими в еврорегион. Создание полноценной российско-украинской ассоциации еврорегионов, призванной оказывать всяческое давление на официальный Киев. Возможность создания внешней границы еврорегиона.
3. Сохранение Украиной внеблокового статуса, переход в роль буфера между ЕС и ЕЭП. Усиление взаимодействия в формате еврорегионов во всех сферах. Увеличение их экономического статуса. Создание российско-украинской палаты еврорегионов для лоббирования российских интересов. Расширение еврорегионов, вхождение в состав еврорегиона Донбасс Запорожской, Николаевской и Херсонской областей. Формирование еврорегиона между АР Крым и Краснодарским краем. Усиление заинтересованности российского бизнеса в поддержке существующих еврорегионов.
4. Распад Украины под давлением экономического кризиса и социальной нестабильности через два-три года. Использование еврорегионов в качестве площадок по вхождению в состав России южных и восточных областей страны. Формирование на основе существующих еврорегионов отдельного федерального округа.
Большинство вышеизложенных моделей, за исключением распада Украины, являются вполне реализуемыми. Однако даже при вхождении Украины в состав Таможенного Союза, еврорегион Донбасс не исчезнет как таковой, а лишь изменит свою функциональную составляющую. Ведь еврорегионы Старой Европы, образованные еще до создания Европейского Союза, продолжают вполне эффективно существовать. Международное признание, членство в АЕПР и выполнение роли интеграционного локального проекта между Россией и Украиной придают «Донбассу» особое значение в будущей трансфигурации Черноморо-Каспийского региона.
Литература
1. Украина и Россия создали еврорегион Донбасс // ria.ru/world/20101029/290615382.html
2. В Ростове еврорегион Донбасс пополнился новым российским участником // http://www. donland.ru/EventScheduler/EventSchedulerView Post.aspx?pageid=92218&ItemID=41517&mid=83793
3. Секретариат еврорегиона Донбасс // euroregion-donbass.ru
4. Власов С., Поповкин В. Проблемы регионализма в структуре государственной власти и политике Украины // Этнические и региональные конфликты в Евразии: Кн. 2: Россия, Украина, Белоруссия. М., 1997.
5. Кузнецов А.С. Участие регионов в международных отношениях: категориальная сторона вопроса в политологическом дискурсе североамериканских и российских политологов // Федерализм и централизация. Екатеринбург, 2005.
6. Кулматов К.Н., Митрофанова А.В. Региональные аспекты международных отношений. М., 2010.
7. Мальгин А.В. Украина: Соборность и регионализм. Симферополь, 2005.
8. Туровский Р.Ф. Субнациональные регионы в глобальной политике (на примере России) // Полис. 2011. № 2.