А.В. Бредихин
РОЛЬ ЕВРОРЕГИОНОВ В НАДНАЦИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ЕВРОРЕГИОНА «ДОНБАСС»)
Бредихин Антон Викторович - аспирант кафедры изучения постсоветского зарубежья
Российского государственного гуманитарного университета.
Тенденция создания наднациональных образований в современном мире является непосредственным следствием процесса глобализации и приобретает все большее распространение. При этом наиболее эффективного результата она способна достигнуть лишь совместно с обратным глобализации процессом регионализации.
Еврорегионы как локальные примеры интеграции
Сейчас активно развиваются взаимосвязи с региональными и глобальными партнерами на субгосударственном уровне вследствие чего, по мнению американского исследователя Дж. Розенау, в глобализирующихся регионах складываются партнерство, сотрудничество и «соуправление» (governance) между государственными и частными акторами [1, с. 87]. Вследствие этого «периферия» приобретает новый статусный характер и заставляет «центр» передать ей часть своих прав, в том числе и во внешней политике. В то же время наднациональные образования и еврорегионы имеют единую базовую предпосылку: создание устойчивых экономических объединений, впоследствии обрастающих социокультурными и политическими функциями. Но кроме единой базы, они вполне успешно дополняют друг друга.
Определяя понятие «еврорегион», можно рассмотреть следующие подходы. Еврорегион - это:
1) территория институционального формального сотрудничества между организациями государств или государствами, или неформального, созданного в научных интересах для работы в приграничных сферах;
2) соседствующие приграничные регионы с трансграничным взаимодействием;
3) локальная институциональная трансграничная организация с отсутствием границ и универсализацией законов на территориях, входящих в евро-регион;
4) приграничная организация, призванная для решения совместных проблем, реализации проектов и кооперации локальных институтов [6, с. 13].
В 2004 г. был принят базовый Закон Украины «О трансграничном сотрудничестве», который определил еврорегион как организационную форму сотрудничества административно-территориальных единиц (регионов) европейских государств, осуществляемого в соответствии с двух- или многосторонними соглашениями о трансграничном сотрудничестве [2, с. 92].
Необходимым условием развития экономического пространства евроре-гиона и гармонизации социокультурных сред является открытое информационное взаимодействие между различными группами населения. Механизмы и условия такого взаимодействия должны быть адаптированы к сферам компетенций конкретных целевых групп, к которым можно отнести:
1) управленческий комитет и национальные секретариаты самого евроре-гиона;
2) рабочие группы, функционирующие в рамках еврорегиона по основным направлениям взаимодействия;
3) партнеров, взаимодействующих в рамках еврорегиональных проектов;
4) политиков и представителей органов власти;
5) представителей средств массовой информации территорий, входящих в еврорегион;
6) субъекты образовательной и научной среды (школы, колледжи, академии, институты и университеты);
7) участников культурного обмена (творческие коллективы, деятели культуры);
8) представителей бизнес-сообщества [5, с. 380].
В соответствии с потребностями различных заинтересованных или потенциально заинтересованных групп населения можно выделить несколько направлений реализации информационного взаимодействия, отличающихся различными технологическими подходами и механизмами.
Во-первых, это взаимодействие политиков и управленцев, призванное обеспечить коммуникацию между политиками и органами власти с целью формирования дискуссий по экономическим и социальным вопросам трансграничного взаимодействия, а также с целью обмена положительным опытом реализации функций общественного регулирования. Во-вторых, речь идет о бизнес-партнерстве, обеспечивающем информирование предпринимателей о социоэкономических параметрах, кадровом потенциале соседних регионов,
возможностях реализации инвестиционных проектов и поиска партнеров по бизнесу. В-третьих, налаживается культурная и образовательная коммуникация, создающая технологические возможности для реализации совместных культурных, научных и образовательных проектов (подготовка специалистов и организация творческих коллективов, теоретические и прикладные научные исследования и т.д.) [5, с. 398].
Существует классификация еврорегионов по следующим параметрам:
1. Страны-участницы. Наиболее часто встречаются еврорегионы, в рамках которых происходит кооперация субъектов двух стран. Например, евро-регионы «Тироль» (Австрия - Италия), «Татры» (Словакия - Польша), «Карелия» (Финляндия - Россия) и др. В то же время большим числом участников обладают еврорегион «Балтика» (Польша, Латвия, Литва, Дания, Швеция и Россия) или еврорегион «Карпаты» (Польша, Венгрия, Словакия, Румыния и Украина). Всего же выделяют три группы еврорегионов: образованные странами - участницами ЕС, включающие субъекты стран - участниц Евросоюза и стран не входящих в ЕС, еврорегионы образованные не членами Европейского союза.
2. Географический аспект. Затрагивает размер территории еврорегиона, который варьируется от относительно небольшого (еврорегион «Тироль») до охватывающего значительные территории (еврорегион «СаарЛорЛюксРейн»). Также это еврорегионы внутри Евросоюза - «Трансмаш», на его границах еврорегион («Нестас - Места») и вне ЕС (еврорегион «Буг»).
3. Интенсивность кооперации. Именно она характеризуется наличием автономных трансграничных структур управления еврорегионом. Еврорегио-ны, обладающие высокой степенью кооперации, квалифицируются АЕПР как «долгосрочно интегрированные структуры, управляемые политическими институтами» [24].
4. Уровень влияния на управление еврорегионом местных властей. Если еврорегион сформирован из муниципалитетов, то их руководство и формирует единую систему управления, а если из регионов, то эти права делегируются региональным центрам. Так, в Германии большинство рычагов управления сосредоточены на уровне муниципалитетов, в то время как в Италии и Франции управление принадлежит региональному уровню [3, с. 15].
Роль еврорегионов в наднациональных образованиях
Наднациональная интеграция невозможна без плавного «размытия» границ на трансграничном региональном уровне, как это делалось при создании Европейского союза. В процессе его создания после подписания в 1951 г. Парижского договора о создании Европейского объединения угля и стали и подписания в 1957 г. Римского договора о создании Европейского экономи-
ческого сообщества и Евратома, в трансграничье Германией и Нидерландами в 1958 г. был создан еврорегион «Euregio». При этом был заложен перевод акцента с системы «Европы регионов», которая во многом носила сепаратистский характер, отчасти оставшийся в наши дни (Шотландия, Каталония, Страна Басков и т.д.) к «Европе с регионами», в рамках которой шло формирование еврорегионов с разными статусными составляющими, основанные на разных критериях и исторических предпосылках [7, с. 40].
Именно с того момента было создано более 115 еврорегионов, которые способствовали в том числе размытию сложившихся этнокультурных общностей, а также накладывались друг на друга, что, по мнению исследователя из Датского института международных отношений Пертти Юенниеми, превратило Евросоюз с нанесенными на карту еврорегионами в «блюдо с макаронами».
Наиболее успешен в плане еврорегионального строительства опыт Польши. Еще до вступления в Евросоюз Польша включилась в процесс образования еврорегионов, где базовым партнером выступила Германия. Вместе с созданным в 1991 г. еврорегионом «Ниса» руководство Польской Республики сформировало 16 трансграничных образований, в том числе и морской евро-регион «Балтика». При этом к моменту своего вступления в ЕС Польша уже активно развивала еврорегионы с государствами - не членами европейского дома: Украиной и Белоруссией.
Опыт создания еврорегионов, однако, не является исключительно инструментом европейской интеграции. Реализуемая Европейским союзом программа ИНТЕРРЕГ-III ориентирована на приграничное, транснациональное и межрегиональное сотрудничество. Ее подраздел «INTERREG III B» -«транснациональное сотрудничество» - охватывает территории государств, непосредственно граничащие с ЕС, а также ряд территорий в бассейнах Атлантического и Индийского океанов [4, с. 83], таких как Канарские и Азорские острова, о. Маврикий, Французская Гвиана и др.
Применяется и активно развивается технология еврорегионов между ЕС и РФ. Накоплен уже достаточно высокий опыт локального сотрудничества. Примерами взаимодействия выступают Калининградская область (еврорегионы «Неман», «Балтика», «Сауле»), Карелия (еврорегион «Карелия») и Псковская область (еврорегион «Псков-Ливония»). Хотя использование подобных еврорегионов в качестве «мостиков» европейской интеграции России весьма маловероятно. Но экономический эффект от их использования очевиден, доказательством чего выступают «треугольники роста» - транснациональные экономические зоны, соединяющие в единое целое регионы, обладающие взаимодополняющими видами ресурсов. Так, финский профессор У. Кивикари выдвинул идею о создании Восточно-Балтийского «треугольника роста», сформированного в Финском заливе с участием Южной Финляндии, Эстонии и региона Санкт-Петербурга [8, с. 60].
Еврорегионы могут применяться и в процессе создания иных наднациональных систем. В 2011 г. В. Путин озвучил идею создания Евразийского союза, выступающего преемником ТС и ЕЭП. И здесь Россия может очень эффективно пользоваться накопленным Евросоюзом опытом, так как уже на протяжении достаточно продолжительного периода существуют и функционируют совместные еврорегионы России, Белоруссии и Украины: «Днепр» (2003), «Слобожанщина» (2003), «Ярославна» (2007), «Донбасс» (2010). И если сейчас свое согласие войти в Евразийский союз уже высказала Белоруссия, то Украина пока сохраняет путь на евроинтеграцию, имея также совместные еврорегионы с ЕС: «Карпаты» (1993), «Буг» (1995), «Нижний Дунай» (1998).
Вместе с тем еврорегионы, как можно убедиться на примере Европейского союза, выступая в качестве локального уровня интеграции, несли и функцию «мостика» в формировании наднациональных интеграционных объединений. Сам же институт еврорегионов к настоящему времени уже перерос возложенные на него изначальные функции и стал полноценным игроком в европейских интеграционных процессах, что лишь подтверждает актуальность данной тематики в современном научном дискурсе.
Еврорегион <Донбасс> в системе
российско-украинского порубежья
Процессы заключения соглашений о создании и развитии совместных российско-украинских еврорегионов напрямую связаны с периодами прихода к власти «оранжевых» и «бело-голубых». Возникшие при Л. Кучме еврорегионы «Днепр» и «Слобожанщина» не получили должной поддержки в развитии при В. Ющенко. Аналогично не было достаточных импульсов для развития еврорегиона «Ярославна», образованного в 2007 г. Лишь после победы на президентских выборах В. Януковича произошла резкая активизация трансграничного сотрудничества России и Украины, следствием чего стало образование и достаточно успешное развитие еврорегиона «Донбасс», в состав которого вошел в том числе и регион, являющийся родным для большинства нынешней политической элиты Украины - Донецкая область.
Соглашение о его создании было подписано в рамках визита делегации Ростовской области РФ в Луганскую область 29 октября 2010 г. [23]. А 19 октября 2011 г. на заседании Совета еврорегиона, проходившем в Донецке, равноправным членом трансграничного образования стала и Донецкая область.
Вопрос о том, стоит ли принимать новых членов в состав еврорегиона, долгое время оставался открытым. Различные круги бизнеса, политики, общественности предлагали свои варианты будущего расширения. К числу та-
ковых можно отнести (как вполне реализуемые) включение в его состав создающегося сейчас еврорегиона «Азов» (Краснодарский край и АР Крым) и расширение еврорегиона до территории Донецко-Криворожской Республики, существовавшей в годы Гражданской войны, или воссоздание большого экономического Донбасса от Днепропетровска до Астрахани. Однако наибольший шанс на реализацию получил проект вхождения в состав трансграничного образования Воронежской области. Данное соглашение было озвучено в процессе заседания Совета еврорегиона, проходившего в Ростове-на-Дону 7 декабря 2012 г. [16].
Таблица 1
ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЧАСТЕЙ ЕВРОРЕГИОНА «ДОНБАСС»
Ростовская область Воронежская область Луганская область Донецкая область Итого
Население, чел. 4 254 763 2 331 091 2 580 600 4 382 000 13 548 454
Территория, км2 100 967 52 216 26 700 26 517 206 400
Эти цифры говорят, что с точки зрения долевого деления по территории вошедших в состав еврорегиона областей российская часть (74%) сильно преобладает над украинской (26%). Однако при рассмотрении состава евро-региона по демографическим показателям получим ситуацию преобладания украинского (51%) населения над российским (49%).
Создание еврорегиона «Донбасс» связано с рядом факторов, в том числе историческим и политическим. Вплоть до Февральской революции 1917 г. промышленниками России широко обсуждался вопрос создания единого экономического региона на территории современного еврорегиона «Донбасс». Их тяготил факт разделения цельного Донецко-Криворожского промышленного района на три административные единицы - Екатеринославскую, Харьковскую губернии и абсолютно автономную Область Войска Донского, где существовали свои отдельные правила игры для бизнеса. Уже с конца XIX в. предприниматели начали постоянно говорить о «экономической неделимости» данного региона [12].
Политические аспекты создания еврорегиона «Донбасс» также являются весьма значимыми, хотя его руководство особое внимание уделяет именно экономике.
Области, вошедшие в состав еврорегиона со стороны Украины, являются в первую очередь не столько шахтерскими, сколько русскоязычными. По данным переписи 2001 г., в Донецкой области численность русского населения составляет 38,2%, а русский язык считают родным 74,9%. В Луганской
области, согласно данным той же переписи, 34,2% населения считают себя русскими, а русский язык родным признают 68,8%.
Во многом этот фактор играл важную роль на протяжении всего периода независимости Украины, когда в данных регионах на выборах побеждали партии и политики, позиционирующие себя в качестве пророссийских и ставящих первоочередной задачей придание русскому языку статуса второго государственного.
Немаловажным фактором выступает и деятельность казачьих организаций в регионе. В первую очередь Войсковой казачьей организации «Всевели-кое Войско Донское», действующей как на территории Ростовской области, так и в приграничных районах Донецкой и Луганской областей. На территории украинских регионов так же широко представлены и казачьи организации, которые можно отнести к числу условно пророссийских: «Верное казачество» и «Запорожское Войско Низовое» [10].
Но основными факторами создания и развития еврорегиона «Донбасс» являются экономический и социальный.
Проводя параллели с еврорегионом «Карпаты» можно выделить и фактор интеграционной ориентированности при создании еврорегионов. Еврорегион «Карпаты» создавался с дальнейшей целью вхождения в состав Европейского союза и НАТО. Таким образом, ему отводилась роль «мостика» на пути вхождения Украины в «большой европейский дом». В то же время еврорегион «Донбасс» был создан после прихода к власти В. Януковича, который на тот момент не отказался от пророссийского вектора политики. Результатом чего стало отведение «Донбассу» роли «мостика» в процессе интеграции с Россией.
Смена Януковичем вектора политики на проевропейский не помешала развитию сотрудничества российско-украинских еврорегионов. За прошедшее время с момента возникновения «Донбасс» смог доказать свою большую эффективность по сравнению с еврорегионами, образованными Украиной со странами - участницами ЕС. Здесь и свободные экономические зоны с российской стороной, и открытая граница, и формирование единой политико-правовой системы. Из чего и следует вывод о том, что Украина станет частью Евразийского союза не входя в него, а благодаря работе своих приграничных областей, которые уже интегрированы посредством еврорегионов в структуры, создаваемые как предшественники ЕАС и в первую очередь в ТС и ЕЭП [11].
Экономический фактор еврорегиона < Донбасс»
В декабре 2010 г. был сформулирован экономический аспект создания еврорегионов между Россией и Украиной. Руководство Луганской и Донецкой областей сошлись во мнении, что сотрудничество в рамках еврорегиона
будет скорее социально-экономического направления, чем культурного. В частности, речь шла о том, что оно будет охватывать вопросы строительства дорог, организации приграничного движения и приграничной торговли, кооперацию предприятий, экологические проблемы [21].
Позднее, 14 января 2011 г., губернатор Ростовской области В. Голубев получил письмо от губернатора Донецкой области, в котором инициировалось предложение о вхождении Донецкой области в состав «Донбасса». И уже 8 февраля по заявлению главы Донецкой обладминистрации А. Близнюка это предложение было реализовано.
Потребность в создании еврорегионов была обоснована губернатором Ростовской области В. Голубевым прежде всего возможностью включения проектов, связанных с еврорегионом «Донбасс», в стратегию социально-экономического развития Южного федерального округа РФ на период до 2020 г., а также необходимостью не только развития активного сотрудничества в экономической сфере с соседними украинскими регионами, но и реализации ряда проектов на межгосударственном уровне [17].
Среди общих экономических задач создания еврорегиона «Донбасс» можно отметить:
1) приграничное сотрудничество. В частности, перед правительствами двух стран будет ставиться вопрос об увеличении количества пунктов пропуска через границу;
2) развитие транспортного потенциала двух областей (например, участие в восстановлении «шелкового пути» - строительства автомобильной дороги через всю Украину с запада на восток, через Ростовскую область и с выходом в Казахстан);
3) проекты по созданию логистических центров: Меловое - Чертково, Новошахтинск - Свердловск;
4) сотрудничество в промышленности (например, в машиностроении фирмы «Лугансктепловоз» и Новочеркасского электровозостроительного завода);
5) решение экологических проблем в бассейне Северского Донца [19].
Донецкой инициативой в экономическом благоустройстве нового региона стало предложение приступить к решению экологической проблемы реки Северский Донец и Азовского моря. Донецкий губернатор даже предположил возможность разведения осетровых в этих водных бассейнах [18].
Положительный эффект создания еврорегиона начал быстро проявляться: в апреле-мае 2011 г. на время религиозных и государственных праздников был установлен временный пропуск граждан без заполнения ими миграционных карт в местах пересечения границы «Можаевка - Герасимовка» и «Ма-ноцкий - Югановка».
По данным Секретариата еврорегиона «Донбасс», экспорт товаров в Украину за девять месяцев 2011 г. увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. в 2,4 раза. Основные товарные группы экспорта: 1) минеральные продукты; 2) машиностроительная продукция, оборудование, средства транспорта; 3) химическая продукция, каучук; 4) продовольственные товары, сигары.
Импорт товаров из Украины за девять месяцев 2011 г. увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. в 1,5 раза. Основные товарные группы импорта: 1) черные и цветные металлы; 2) минеральные продукты; 3) машиностроительная продукция, оборудование, средства транспорта.
Немаловажно, что к работе по формированию еврорегиона привлечены и ученые. Северо-Кавказский НИИ экономических и социальных проблем Южного федерального университета приступил к разработке проекта программы долгосрочного социально-экономического развития приграничных территорий Ростовской области в рамках еврорегиона «Донбасс» до 2020 г.
Социальный фактор еврорегиона ■ Донбасс
Еврорегион «Донбасс» обладает двумя интегрирующими социальными кластерами: этносоциальный - казачество и социальный - шахтерский.
Казаки представляют собой автохтонное население Дона, а согласно идеологическому подходу лидеров современного казачьего движения являются отдельным этносом. Данный подход во многом обусловлен наличием конкретного ареала обитания и казачьего самосознания у населения, сохранением ими особых традиций и культуры, фактом существования языка -гутара.
Возрождение казачества после его геноцида и де-факто запрета Советской властью началось с середины 1980-х годов. С этого периода начали воссоздаваться казачьи общества, крупнейшим из которых выступила Войсковая казачья организация «Всевеликое Войско Донское». Под его эгидой начался массовый подъем самосознания на Дону, и в настоящее время казачество является значимой политической силой в регионе. Благодаря поддержке администрации Ростовской области и взаимодействию Войска Донского с органами представительной власти и главами муниципальных образований идет восстановление традиционного казачьего самоуправления и землепользования в местах компактного проживания казаков.
Численность казаков, по данным переписи 2002 г., на территории Ростовской области составила 87 492 человека. Общая численность казаков Войска Донского, не считая членов их семей, по данным правительства Ростовской области, составляет около 170 тыс. человек [20].
На территории еврорегиона существует значимый социально-профессиональный фактор - шахтерский. Донбасс является регионом с сильно развитой горнодобывающей промышленностью. Как в украинских регионах, так и в Ростовской области располагаются части Восточного Донбасса - одного из крупнейших центров угольной промышленности. Немалое число городов еврорегиона носят монопрофессиональный характер, в их числе: Гуково, Донецк, Зверево, Каменск-Шахтинский, Новошахтинск, Шахты, Антрацит, Красный Луч, Луганск, Краснодон, Червонопартизанск, Ровеньки и районы вокруг этих городов. Основным электоратом В. Януковича выступали именно шахтеры Донбасса, на их труде строится экономика региона, начиная со времен Российской империи. Вместе с тем существуют проекты более тесной интеграции между угольными моногородами в составе еврорегиона «Донбасс» - межгосударственной российско-украинской агломерации «Большой Восточный Донбасс» [15].
Поэтому многие эксперты приходят к целесообразности выделения также и экономической идентичности, которая может способствовать дальнейшему расширению еврорегиона за счет казачьих регионов Юга России и шахтерских регионов Востока Украины. Такую точку зрения высказал консул Украины в Ростове-на-Дону А. Арсенюк. Выступая на Международной конференции: «Какой Евразийский союз нам нужен?» в декабре 2011 г. он предложил не создавать новый еврорегион «Азов», а расширить еврорегион «Донбасс» путем включения в его состав со стороны России Краснодарского края, а со стороны Украины АР Крым, Запорожской, Николаевской и Херсонской областей.
Моделирование роли еврорегиона
в системе российско-украинских отношений
Обращаясь к правовой стороне вопроса, следует отметить, что еврорегион «Донбасс» основывается на международных договорах и соглашениях, а значит, обладает юридическим статусом. Он имеет свой Устав, а Соглашение о его создании действует не только в соответствии с законодательствами России и Украины, но и руководствуется целями и принципами Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной от 31 мая 1997 г., Соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Украины о сотрудничестве приграничных областей Российской Федерации и Украины от 27 января 1995 г. [22].
Международное сообщество в лице Ассоциации европейских приграничных регионов закрепило его международный статус, приняв «Донбасс» в свои ряды и утвердив заявку Исполнительным комитетом 2 декабря 2011 г. в г. Вааса (Финляндия).
Исходя из вышесказанного, можно спрогнозировать определенные варианты развития еврорегиона «Донбасс». В случае вступления Украины в Таможенный союз и Единое экономическое пространство до 2015 г. возможны следующие подварианты: а) при полноправном вхождении Украины в ТС (не по формуле «3+1») потребность в еврорегионе может отпасть, и он приобретет не более чем декоративный статус ввиду открытия границы и снижения его экономической значимости; б) при вхождение Украины в ТС по формуле «3+1» и ратификации зоны свободной торговли с СНГ произойдет снижение роли еврорегиона в экономическом взаимодействии с сохранением его роли в политической и социокультурной интеграции; в) при полноправном вхождении Украины в ТС и ЕЭП ее руководство поднимет вопрос о вхождении Украины в Евразийский союз и еврорегион может быть рассмотрен как локальный интеграционный шаг, способствующий наднациональной интеграции.
В случае подписания руководством Украины ассоциации с Евросоюзом, формирование ЗСТ с ЕС, отказ от интеграции с Россией. Усиление роли ев-рорегиона в политической, социокультурной сферах, препятствия на пути построения единого правового поля.
Если же Украина сохранит внеблоковый статус, она станет буфером между ЕС и ЕЭП. Можно будет ожидать усиления взаимодействия в формате еврорегионов по всем направлениям, прежде всего в экономике.
Во всех случаях еврорегион «Донбасс» не исчезнет как таковой, а лишь изменит свою функциональную составляющую. Ведь еврорегионы Старой Европы, образованные еще до создания Европейского союза, продолжают вести вполне эффективное существование. Международное признание, членство в АЕПР и выполнение роли интеграционного локального проекта между Россией и Украиной придают «Донбассу» особое значение в будущей трансфигурации Черноморо-Каспийского региона.
Литература
1. Агломерация «Восточный Донбасс». - [Электронный ресурс] - http://monogorod.net/ pages/960.html
2. Бредихин А.В. Еврорегион «Донбасс» как путь к приграничному сотрудничеству России и Украины. - [Электронный ресурс] - http://rusedin.ru/2011/08/30/evroregion-donbass-put-k-sotrudnichestvu-rossii-i-ukrainy
3. Бредихин А.В. Пророссийское казачество: Двойные стандарты украинских властей. -[Электронный ресурс] - http://rusedin.ru/2011/12/29/prorossijskoe-kazachestvo-dvojnye-standarty-ukrainskix-vlastej/
4. Бредихин А.В. Украина и Таможенный союз: Региональный ответ. - [Электронный ресурс] - http://www.fondsk.ru/news/2011/09/17/ukraina-i-tamozhennyj-sojuz-regionalnyj-otvet.html
5. Бусыгина И.М. Политическая регионалистика. Серия: Учебники МГИМО. - М.: РОССПЭН, 2006.
6. Внукова Н.Н. Украинско-российское трансграничное сотрудничество еврорегионов // Бизнес приграничья: Проблемы и возможности повышения конкурентоспособности региональных экономик: Сборник материалов бизнес-форума в рамках многоотраслевой выставки-ярмарки еврорегион «Ярославна», 5 марта 2010 г. / Администрация Курской области. - Курск, 2010.
7. В Ростове еврорегион «Донбасс» пополнился новым российским участником // Официальный портал Правительства Ростовской области. - http://www.donland.ru/EventScheduler/ EventSchedulerViewPost.aspx?pageid=92218&ItemID=41517&mid=83793
В. Галкин Ф.А. Еврорегиональное сотрудничество в контексте экономических и интеграционных отношений России и ЕС // Автореф. на соиск. уч. ст. канд. экон. наук. - СПбГУ-ЭФЮ, 200б.
9. Глава Донецкой области Украины инициирует вхождение региона в проект «Донбасс». - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.lnterfax-russla.ru/South/report. asp?ld=203294
10. Донецкая область вошла в еврорегион «Донбасс». - [Электронный ресурс] - Режим доступа : http ://dnews.donetsk.ua/news/politics/2011/02/08/5366. html
11. Еврорегион «Донбасс», которого ждали три года. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:/Лugansk.comments.ua/article/2010/10/29/163629.html
12. Казачество - Правительство Ростовской области. - [Электронный ресурс] - http:// www.donland.ru/Default.aspx?pageid=75379
13. Корнилов В. 15 мифов и правда о Донецко-Криворожской Республике. - [Электронный ресурс] - http://2000.net.ua/2000/svoboda-slova/lstorlja/71932
14. Началась работа по вступлению Донецкой области в еврорегион «Донбасс». -[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://orbita.dn.ua/?p=9033
15. Перспективы развития межрегионального сотрудничества: Калининградская область в еврорегионе «Балтика» / Под ред. В.Н. Кошелева, Г.М. Федорова. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2005.
16. Поздняк В. Европа регионов, европейская политика соседства и Беларусь: В поисках «дорожной карты» // «Wider Europe». Том 4. № 3 (9). Лето, 2006.
17. Савельев Е.П. История казачества с древнейших времен до конца XVIII в. -[Электронный ресурс] - http://passlon-don.org/hlstory-1/chapter-4.html
1В. Соглашение о создании еврорегиона «Донбасс». - [Электронный ресурс] - Режим доступа: euroreglon-donbass.ru
19. Терещенко А.Г. Украинизация в Северо-Кавказском крае. - [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m2/2/art.aspx?art_id=84
20. Украина и Россия создали еврорегион «Донбасс» // РИА Новости. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: - http://ria.ru/world/20101029/290615382.html
21. AEBR Annual Report 2004 // - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. aebr.net/news/news_aebr.php ? lc=en&nid= 125#125
22. Boris T., Panasiewicz Z. Panorama euroregionow. «Dorga», 1997.
23. Kivikari U. A Growth Triangle as an Application of the Baltic Sea Region. Policy Paper. Russlan-European Centre for Economlc Pollcy, 2001.
24. Warych-Juras A. Euroregiony jako nowa forma wspolpracy europejskiej // Badanla i podróze naukowe krakowsklch geografów tom 1. - Polskle Towarzystwo Geograflczne, Oddzlal w Krakowle Kraków 2003.