УДК 378 1 С. Н. ГОЛИКОВА
Институт развития образования Омской области, г. Омск
ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ____________________________
Статья содержит результаты теоретических исследований автора по проблеме формирования гражданской идентичности педагогов в их самостоятельной профессиональной подготовке. Предпринята попытка выявить особенности гражданской идентичности педагогов, определяемые их ролью в гражданском образовании. На основе положений философии, социологии и психологии рассмотрено содержание гражданской идентичности, используемое в образовательных процессах. Автор формирует собственное определение понятия «гражданская идентичность педагога», которое может быть рассмотрено как одна из целей их профессиональной подготовки. Практическая значимость научной разработки для Омского региона заключается в актуализации проблемы развития гражданской идентичности педагогов в региональной системе образования. Ключевые слова: гражданская идентичность, образование, педагог, компетентность, социальная роль.
Опыт последних десятилетий наглядно демонстрирует, что механическая экстраполяция национальных, конфессиональных и гражданских реалий Советского Союза в новые политические, социально-экономические, демографические условия современной России не удалась.
Строительство российского гражданского общества обязано отвечать вызовам третьего тысячелетия: глобализации мировой экономики, интеграции национальных культур, геополитическому переустройству мира и пр., и, в то же время, поддерживать интересы россиян в условиях экономических, социальных и политических преобразований. С его результатом связаны принципиальные возможности страны в ее развитии.
Проблема формирования гражданского общества межпредметна, однако практически во всех своих аспектах она связана с личностью, ее гражданской идентичностью. Используемая в роли одного из ориентиров в образовании, гражданская идентичность предстает как осознание человеком принадлежности к гражданскому сообществу, имеющее для него значимый смысл и базирующееся на результатах личностного самоопределения, характеризующее его взаимоотношения с гражданским сообществом и выполнение определенных социальных ролей внутри него.
Сложность формирования гражданской идентичности личности в условиях современной России связана, в первую очередь, с ценностной трансформацией общественного сознания и отсутствием прежнего единства духовных и идеологических установок, усилением в общественном и индивидуальном сознании ценностей прагматизма, характерных для общества потребления, ростом социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества.
Современная философия образования вводит формирование гражданской идентичности в число стратегических приоритетов образовательной деятельности. Гражданская идентичность связывается с мировоззренческими, ментальными характеристиками личности и общества, при этом в педагогической трактовке учитываются результаты исследований по
проблеме в области философии, социологии, психологии и др. наук.
Внимание философии к проблеме гражданской идентичности связано с разработкой понятийного аппарата научных исследований. Усилия ученых направлены на определения онтологического смысла понятия «гражданская идентичность».
В самом общем смысле идентичность (от лат. iden-НАсаге — отождествлять, позднелат. identifico — отождествляю) определяется в философии как «...соотнесенность чего-либо (имеющего бытие) с самим. собой в связности и непрерывности собственной изменчивости и мыслимая в этом, качестве» [1, с. 382]. Это многозначный житейский и общенаучный термин, выражающий идею постоянства, тождества, преемственности индивида и его самосознания. Дискурс понятия «идентичность» начат еще античными философами — Сократом, Платоном, Протагором и Аристотелем, продолжен в работах И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, А. Шопенгауэра, П. Рикера и др., рассматривался отечественными философами: М. М. Бахтиным, Н. А. Бердяевым, Н. Я. Данилевским, А. Ф. Лосевым и др. В трудах перечисленных авторов идентичность представлялась сущностной характеристикой природы человека, процесса становления личности, а основная философская полемика заключалась в соотнесении в структуре идентичности тождественности и различий, индивидуальной и групповой идентичностях, а также их взаимосвязи.
Современная философия в работах В. Л. Абушенко, М. В. Заковоротной, М. К. Мамардашвили и др. выделяет ряд сущностных характеристик понятия «идентичность»:
— идентичностью обладают все рефлексивные системы, в которых «Я — образ» является одновременно и субъектом, и объектом самопознания;
— идентичность не задана, она формируется и развивается, в результате чего можно говорить о процессе ее становления;
— формирование идентичности носит длительный дискретный характер и отличается выраженной поисковой направленностью, оно сопряжено
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011
с позиционированием индивида в окружающем мире [2; 3].
К понятию «гражданская идентичность» приближают труды Э. Эриксона, который связывал понятие «идентичность» с социальным становлением личности, включал в содержание идентичности твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру. Идентичность по Э. Эриксону — это состояние социализированной личности, истоки которой скрыты на предшествующих стадиях онтогенеза. В структуру идентичности ученый интегрирует конституционную предрасположенность, особенности либид-ных потребностей, предпочитаемые способности, действенные защитные механизмы, успешные сублимации и осуществляющиеся роли [4]. Теории Э. Эриксона позволили перейти от стратегии «Я — идентичность» к стратегии «Мы — идентичность», обеспечили перевод проблемы идентичности в предметную область социологии, психологии и педагогики.
Социологический аспект проблемы гражданской идентичности представляется наиболее разработанным, в силу своей актуальности для России. Через построение «Мы — идентичностей» российские социологи: изучали социальные категории, в том числе государственные и этнические, а сама гражданская идентичность рассматривалась ими в контексте межгрупповых отношений. В трудах В. С. Агеева, А. Г. Асмолова и др. ученых гражданская идентичность выступает как осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл, основанное на признаке гражданской общности, характеризующем ее как коллективного субъекта. Гражданская идентичность при этом, являясь важнейшим конституирующим элементом гражданской общности, выступает основой интеграции группового самосознания и залогом стабильности государства. Функциями гражданской идентичности ученые признают:
— интеграцию в единую общность;
— самореализацию и самоактуализацию личности в социально значимых и социально оцениваемых видах деятельности;
— функция, реализующая аффилиативную потребность в принадлежности к группе [5; 6, с. 65 — 86].
Следует отметить, что в отечественной социологии, как правило, поддерживается идея Г. Тэджфела о том, что гражданская идентичность является компонентом социальной идентичности, то есть индивидуального знания о том, что «персона» принадлежит некоторой социальной группе вместе с эмоциональным и ценностным персональным смыслом группового членства. В исследованиях социологов социальная идентичность:
— определяется как часть «Я — концепции» индивида, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе (или группах) вместе с ценностным и эмоциональным значением, придаваемым этому членству;
— рассматривается как динамическая структура, образующаяся за счет механизмов идентификации и дифференциации, развивающаяся на протяжении всей жизни человека в соответствии с изменениями социального контекста. В теориях данных авторов выведен принцип полиидентичности, т.е. одновременного и взаимообусловленного формирования различных форм проявления социальной идентичности: этнической, гражданской, идеологической, религиозной, общечеловеческой, профессиональной, половой и т.д.
Закономерная смена психологических состояний
человека, обеспечивающая формирование его гражданской идентичности является предметом научного интереса психологии. Рассматривая теоретические работы по проблеме можно выделить общепсихологическое и социально-психологическое направления в изучении проблемы гражданской идентичности.
В общепсихологических исследованиях гражданская идентичность, как правило, рассматривается в связи с личностным самоопределением по отношению ко всей жизни, выбором субъектом своего способа жизни. В процессе самоопределения, согласно общепсихологическим теориям, человек решает две задачи — задачу построения индивидуальных жизненных смыслов и задачу построения жизненных планов во временной перспективе (жизненного проектирования) . Психологическим содержанием гражданской идентичности при этом является содержательное конструирование человеком своего жизненного поля и жизненной перспективы в условиях конкретного гражданского общества, включающей систему целей, стратегию и тактику их достижения. В основу формирования гражданской идентичности, как в процесс, обеспечивающий личностное самоопределение К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Божович и др., например, кладут выбор ценностных ориентиров, обретение им внутренней целостности и адекватной позиции в гражданском обществе. Подобная позиция позволяет рассматривать гражданскую идентичность и ее формирование как предмет педагогического исследования [7; 8].
Социально-психологические исследования гражданской идентичности основаны на характеристиках «...социального типа личности как специфического образования, продукта социальных обстоятельств, ее структуры, совокупности ролевых функций личности, их влияния на общественную жизнь...» [9, с. 66]. Социально-психологический подход к исследованию гражданской идентичности заключается в учете и изучении ряда социальных детерминант процессов формирования гражданской идентичности: социальной мотивации поведения и деятельности личности в различных социально-психологических условиях; классовых, национальных, профессиональных и др. особенностей личности; особенностей самовоспитания определенного социального типа личности и пр. Положения социально-психологических исследований обеспечивают принципиальную возможность обращения к гражданской идентичности педагога, как особому состоянию личности, обусловленному, в числе прочих факторов, принадлежностью к профессиональной группе, задачами и ролью в гражданском образовании подрастающего поколения.
Педагогический аспект проблемы гражданской идентичности заключается, прежде всего, в разрешении противоречий, связанных с организацией гражданского образования, целостной системой воспитания и обучения человека как гражданина своей страны, обеспечивающей ему свободу в выборе мировоззренческих ориентаций в обществе, способов практической деятельности и обуславливающей, тем самым, его вхождение в мир общественных отношений, политики и права.
С педагогической точки зрения, под гражданской идентичностью понимается осознание человеком принадлежности к гражданскому сообществу, имеющее для него значимый смысл и базирующееся на результатах личностного самоопределения, характеризующее его взаимоотношения с гражданским сообществом и выполнение определенных социальных ролей внутри него.
Следует отметить, что на практике формирование гражданской идентичности учащихся в образовательных процессах, результаты которого определяют состояние гражданского общества России в ближайшей перспективе, характеризуется рядом факторов.
Во-первых, деполитизация постсоветского образования привела к полной его деидеологизации, отсутствию системы гражданских идеалов, конструктивной настолько, чтобы ее можно было применить в це-леполагании при организации образовательных процессов. В то же время, российская система образования находится в активном поиске оснований гражданского воспитания детей, работы А. Г. Асмолова, Е. Е. Вяземского, О. Ю. Стреловой и др. ученых ориентируют образовательные процессы на контуры будущей национальной идеи, которые уже обозначены в ряде программных документов последних лет.
Во-вторых, в образовательных процессах заметно преобладание дидактического содержания над содержанием воспитательным. Образовательные учреждения и сами педагоги длительное время абстрагировались от воспитательных задач ввиду их сложности и неопределенности. На преодоление дисбаланса между обучающей и воспитывающей функциями образования направлено внимание современной педагогической науки, в которой в последнее десятилетие заметен интерес к воспитательным технологиям.
В-третьих, формирование гражданской идентичности детей осложнено внешними по отношению к образовательным процессам условиями. Социальная деформация общества, кризис доверия к государственным институтам, прагматический характер ценностей, интериоризируемых ребенком вне школы, ослабление института семьи и семейного воспитания, агрессивное проникновение контркультур пр. создают негативный фон, на котором разворачивается школьное гражданское образование. Следует также отметить, что формирование гражданской идентичности детей происходит в условиях деструктивных воздействий со стороны СМИ, идеологических диверсий, скрытых информационных войн и других негативных факторов.
В сложных социально-экономических условиях, эффективность гражданского образования, имеющего ярко выраженную аксиологическую направленность, во многом определяется профессиональной компетентностью педагога, отражающей единство теоретической и практической готовности педагога к выполнению социальной роли в гражданском образовании. Компетентность как единство теоретической и практической готовности педагога к выполнению профессиональных функций характеризует не только деятельность, но и самого педагога как ее субъекта в его самостоятельном, ответственном, инициативном взаимодействии с миром. Благодаря этому свойству компетентность интегрирует профессиональные и личностные качества педагога. По мнению педагогов - исследователей, природу профессиональной педагогической компетентности, во многом, характеризует способность педагога реализовать в профессиональной деятельности собственные ценностные установки и отношения. Очевидно, что профессиональная компетентность педагога в гражданском образовании только тогда будет высокой, когда в его деятельности на уровне установок и отношений будет проявляться личная сформированная гражданская идентичность. Основываясь на этой связи, можно сказать, что гражданская идентичность педагога, как идеальное состояние, ориентир его профессионального развития должна
рассматриваться как особое, присущее только данной социальной группе личностное образование, обеспечивающее освоение основных компетенций в гражданском образовании.
С этих позиций под гражданской идентичностью педагога следует понимать базирующееся на результатах личностного самоопределения осознание им принадлежности к гражданскому обществу, проявляющееся в установках и отношениях и обеспечивающее компетентность в гражданском образовании.
Гражданская идентичность педагогов сегодня характеризуется типичными для современного российского общества негативными чертами, усиленными общим неблагополучным экономическим положением педагогического сообщества и падением престижа профессии. Как нам кажется, среди таких черт следует отметить гражданскую пассивность, недоверие к государственным институтам, скептицизм по отношению к будущему российского образования и государства в целом, слабую ориентацию в системе гражданских ценностей и понятий. Вместе с тем учитель, по-прежнему, является носителем гуманистических ценностей, за редким исключением данной профессиональной группой отрицается прагматизм в образовании, можно констатировать наличие позитивной мотивации к профессиональной педагогической деятельности.
Очевидной проблемой остается подготовленность педагогов к формированию гражданской идентичности учащихся. Использование в образовательном процессе сложных и наукоемких современных воспитательных технологий, к каким относятся технологии гражданского образования, в большинстве случаев не поддержаны необходимым уровнем развития профессионально важных качеств педагогов.
В условиях актуальности гражданского образования учащихся необходима разработка содержания и особенностей личной гражданской идентичности педагогов на философском уровне, а формирование личной гражданской идентичности педагога после окончания им педагогического вуза может быть задачей самостоятельного профессионального образования и развития в контексте всей профессиональной жизни.
Библиографический список
1. Всемирная энциклопедия: Философия ХХ век [Текст] / Гл. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. — М.: АСТ, Мн.: Харвест, Совр. литератор, 2002. — 976 с.
2. Абушенко, В. Л. Большой энциклопедический словарь: Философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия [Текст] / В. Л. Абушенко, В. И. Аксютченко, В. Л. Ананьев // ред.-сост. Солодовников С. Ю. — М. : МФЦП, 2002. — 1008 с.
3. Мамардашвили, М. К. Необходимость себя [Текст] / М. К. Мамардашвили, — М. : Лабиринт, 1996. — 432 с.
4. Эриксон, Э.Х. (1902-1994). Идентичность: юность и кризис : учебное пособие / Э. Эриксон ; пер. с англ. [Андреева А. Д. и др.] ; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. — 2-е изд. — М. : Флинта [и др.], 2006. - 341 с.
5. Агеев, В. С. Межгрупповое взаимодействие: социальнопсихологические проблемы [Текст] / В. С. Агеев. — М. : Изд. МГУ, 1990. — 240 с.
6. Асмолов, А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества [Текст] / А. Г. Асмолов // Вопросы образования. — М., 2008. — № 1. — С. 65 — 86.
7. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. — М. : Мысль, 1991. — 301 с.
8. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович // под общ. ред. Д. И. Фельдштейна. — М. : Изд-во
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ