УДК 340
Шлеинов Артемий Александрович
магистр права,
аспирант кафедры гражданского права, Российский государственный университет правосудия Arte1994miy@gmail.com
Artemy A. Shleinov
Master of Law, Graduate student of the Department of Civil Law, Russian State University of Justice Arte1994miy@gmail.com
Особенности
гражданско-правовой ответственности в рамках защиты прав потребителей
This article is devoted
to the study of civil liability of subjects
of consumer relations
Аннотация. Данная статья посвящена вопросам исследования гражданско-правовой ответственности субъектов потребительских правоотношений. Понятие «ответственность» является одним из краеугольных камней цивилисти-ческой науки. В Российской Федерации понятие «гражданско-правовая ответственность», а также её аспекты складывались под влиянием, с одной стороны, достижений советской юридической науки, с другой стороны, под влиянием зарубежных теоретиков. Целью данной статьи является рассмотрение ответственности на примере потребительских правоотношений, а также её особенностей и видов. Для этого ответственность будет рассмотрена как в целом ответственность различных участников данных правоотношений, так и отдельные её виды данной ответственности сквозь призму законодательства, судебной практики, а также научных трудов.
Ключевые слова: гражданское законодательство, гражданско-правовая ответственность, права потребителей, защита прав потребителей, ответственность без вины.
Annotation. The concept of «responsibility» is one of the cornerstones of civil science. In the Russian Federation, the concept of civil liability, as well as its aspects, developed under the influence on the one hand of the achievements of Soviet legal science, on the other hand under the influence of foreign theorists. The purpose of this article is to consider liability by the example of consumer relations, as well as its features and types. For this, responsibility will be considered as a whole the responsibility of various participants in these legal relations, as well as its individual types of this responsibility through the prism of legislation, judicial practice, as well as scientific works.
Keywords: civil law, civil liability, consumer rights, consumer protection, Responsibility without fault.
В данной статье нами будет рассмотрена ответственность на примере потребительских правоотношений, а также её особенности. В Российской Федерации Закон РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-! «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации, просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав [3].
Как и в любых других гражданских правоотношениях, за гражданское правонарушение в области защиты прав потребителей, изготовитель (продавец, изготовитель, импортер, уполномоченная организация) несет ответственность, предусмотренную Законом РФ «О защите прав потребителей».
В соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара, а также вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара, в том числе, убытки, причиненные природным объектам, находящимся в собственности (вла-
дении) потребителя, подлежит возмещению в полном объеме.
Одной из главных особенностей ответственности в рамках потребительских правоотношений является то, что согласно ст. 1095 ГК РФ, вышеуказанный вред подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет [9, 5].
Так, например, лицо, изначально купившее товар у продавца, может обратиться с претензией к его изготовителю, обнаружив в товаре недостаток, хотя ни в какие правоотношения с изготовителем до этого момента потребитель не вступал, и изготовитель будет обязан удовлетворить это требование. Или же потребитель может подарить приобретённый товар или передать каким-либо иным способом (купля-продажа, завещание и т.п.) товар, а затем, другое лицо вступит в правоотношения с продавцом относительно недостатков данного товара.
Возникла данная ситуация вследствие того, что в законе воплощены положения иностранного законодательства о защите прав потребителей, в частности, так называемая «конституция ответственности за продукт». Одной из основных черт этой конструкции является возможность возложения ответственности на продавца без его вины, причем, в конкретном договоре продажи запрещено устанавливать условия его освобождения от ответственности или предусматривать более легкую ответственность за нарушение обязательств по сравнению с той, которая предусмотрена в законе [2].
В качестве источников иностранного законодательства, на которых основывался Закон РФ «О защите прав потребителей», можно привести Закон Франции № 83-660 от 21 июля 1983 года «О безопасности потребителей» и внесении изменений в различные положения Закона от 1 августа 1905 года «Об обманных действиях и фальсификации товаров и услуг», «О защите и информации потребителей продуктов и услуг», Закон ФРГ «Об общих условиях сделок» от 9 декабря 1979 года, а также Законе Англии «О недобросовестных условиях договора» 1977 года [1].
Повлияла данная концепция, в том числе, и на понятие «потребитель», данное в преамбуле указанного закона.
Согласно закону, потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Таким образом, потребителем не обязательно должно являться лицо, которое вступило в договорные правоотношения с продавцом или производителем.
Рассмотрим ещё одну ситуацию, когда одно лицо становится ответственным перед другим ли-
цом в рамках потребительских правоотношений, не совершая никаких действий нарушающих его прав и свобод, но со стороны другого субъекта потребительских правоотношений, а именно со стороны нового субъекта таких правоотношений -владельца агрегатора информации о товарах (услугах).
Преамбула Закона РФ «О защите прав потребителей» даёт следующее определение данному субъекту - это организация независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с пунктом 3 статьи 16.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» и ФЗ от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».
Данный субъект впервые появился в Федеральном законе № 250-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» [10], однако, данные субъекты присутствовали в вышеуказанных правоотношениях задолго до вступления в силу указанного закона, выполняя посреднические функции по заключению услуг пассажирской перевозки (Яндекс.Такси), продажи товаров (Юла, Pandao), оказания гостиничных услуг (Booking) и т.д.
Суть данных субъектов заключается, исходя из вышеприведенного определения, в возможности потребителя ознакомиться через него с продавца ми определенных товаров (исполнителей услуг, подрядчиками работ), получив вся необходимую информацию о продавце (исполнителе, подрядчике), о необходимом потребителю товаре (услуге, работе), о стоимости товара (работы, услуги) и заключить и оплатить покупку товара (услуги, работы) через выбранного агрегатора.
Особенность же ответственности заключается в том, что, если будет доставлен товар ненадлежащего качества, либо услуга/работа будут оказаны ненадлежащим образом, или условия сделки будут нарушены каким-либо иным образом, то потребитель будет вправе предъявить своё требование не только к продавцу (исполнителю, подрядчику), но и к самому владельцу агрегатора, хотя последний является всего лишь посредником и не занимается продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг.
Несмотря на то, что статус владельцев агрега-торов в российском праве на настоящий момент
слабо урегулирован (Закон РФ «О защите прав потребителей» предусматривает прямую ответственность данного субъекта только в случае предоставления потребителю неполной информации либо не предоставления информации вообще, либо предоставления неверной информации), на практике владельцы агрегаторов предпочитают идти своим клиентам на встречу и своей деятельностью даже восполняют пробелы в праве.
Так, доктор юридических наук А.Е. Кирпичев в своей работе «Агрегаторы товаров и услуг как новые субъекты коммерческого права» говорит, что «агрегаторы, очевидно, занимаются определенным нормотворчеством, разрабатывая правила для потребителей и коммерсантов, причем эти правила могут в разных формах отражать элементы целой правовой системы и включать в себя, например, правила «третейского» квазисудебного разбирательства при возникновении споров» [4, с. 57].
Всё это порождает, чуть ли, не уникальную ситуацию, когда между лицами, никогда ранее не вступавшими ни в какие правоотношения, возникают право требования и, соответственно, обязанность по удовлетворению права требования, причем, не вследствие договора между одним из этих лиц с третьим лицом, а на основании закона. Причем, данная связь может возникнуть как раз по вине третьего лица, которое не будет привлечено к участию в данных правоотношениях.
Другой важной особенностью ответственности в рамках данных правоотношений является то, что согласно ст. 1096 ГК РФ, п. 3 ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей», вред, причиненный вследствие не предоставления полной или достоверной информации о товаре, подлежит возмещению по выбору потерпевшего продавцом или изготовителем товара. Данная норма исходит из предположения, что необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара [7].
В данном случае получается, что продавцом может быть реализован полностью исправный товар, однако, если потребитель претерпел убытки от пользования данным товаром вследствие отсутствия специальных знаний о товаре, то продавец обязан возместить данные убытки.
В соответствии со статьей 12 Закона РФ «О защите прав потребителей», если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. Рассмотрим пример из судебной практики: «На сайте магазина была указана недостоверная информация о потребительских свойствах, приобретенного истцом ноутбука, а именно имело место указание на наличие двух
слотов оперативной памяти, в то время как в приобретенной модели ноутбука имелся лишь один слот.
Товар истцом приобретался, исходя из его технических характеристик, указанных на сайте магазина, которые послужили основанием для принятия решения о приобретении ноутбука и оказались недостоверными. Несоответствие товара тем характеристикам, которые были необходимы истцу, могло быть установлено только при сервисном обслуживании, поскольку, ноутбук был еще на гарантийном обслуживании.
Однако, основываясь на недостоверной информации о товаре, истец уже произвел оплату специалистам за доведение приобретенного им товара до состояния необходимого ему для использования ноутбука в личных целях. Таким образом, истец был введен в заблуждение относительно потребительских свойств товара и в силу положений ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей» в пользу истца подлежит взысканию стоимость товара, уплаченная при его приобретении» [8].
На основании рассмотренных нами Закона и практического опыта можно сделать вывод о том, что продавец, не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре, несет ответственность за недостатки товара, возникшие после его передачи потребителю, вследствие отсутствия у него такой информации.
Здесь нужно обратить внимание на то, что согласно преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей», под недостатком товара понимается несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода, обычно, используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию. Сказанное означает, что и предоставление ложной информации, как в вышеуказанном случае, и последующее несоответствие товара (работы, услуги) данной информации является недостатком.
Пунктом 4 статьи 14 Закона уточнено, что изготовитель несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для производства товаров, независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет.
В соответствии со статьей 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными [6].
Данная статья закона запрещает обусловливать приобретение одних товаров обязательным приобретением иных товаров. Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров, возмещаются продавцом в полном объеме.
Также, запрещается обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров.
Литература:
1. Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран. Сборник нормативных актов: Обязательственное право. М., 1989. 292 с.
2. Дмитриева О.В. Ответственность без вины в гражданском праве : учеб. пособие. Воронеж : Воронежская высшая школа МВД России, 1997. 136 с.
3. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 (ред. от 18.03.2019) «О защите прав потребителей» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 9 апреля 1992 г. № 15. Ст. 766;
4. Кирпичев А.Е. Агрегаторы товаров и услуг как новые субъекты коммерческого права // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 2(87). С. 57.
5. Обзор Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.02.2012) // СПС КонсультантПлюс.
6. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) // СПС Ко н сул ьта нтПлюс.
7. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 г. Москва «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» URL : https://rg.ru/2012/07/11/postanovlenie-dok. html
8. Решение Таганрогского городского суда Ростовской области № 2-11255/2015 2-1357/2016 2-1357/2016(2-11255/2015;) М-10408/2015 М-10408/ 2015 от 10 февраля 2016 г. по делу № 2-11255/ 2015. URL : https://sudact.ru/regular/doc/QGTsIan6 GnlK/
9. Федеральный закон от 22 декабря 1995 г. №14-ФЗ (ред. от 29.07.2018 г.) «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
10. Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации» «О защите прав потребителей» от 29.07.2018 « 250-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
В данной статье нами была рассмотрена ответственность перед потребителем в рамках Закона РФ «О защите прав потребителей».
Нами было установлено, что ответственность может наступить и при отсутствии договорных отношений между субъектами данных правоотношений. Также, было установлено, что ответственность может наступить и при отсутствии вины со стороны производителя.
Literature:
1. Civil, commercial and family law of capitalist countries. Compendium of normative acts: Compulsory law. M, 1989. 292 p.
2. Dmitry O.V. Liability without guilt in civil law: Study Manual. Voronezh : Voronezh Higher School of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 1997. 136 p.
3. The law of the Russian Federation of 07.02.1992 № 2300-1 (an edition of 18.03.2019) «About consumer protection» // Sheets of the Congress of People's Deputies of the Russian Federation and the Supreme Council of the Russian Federation of April 9, 1992. № 15. Art. 766.
4. Brickichev A.E. Aggregators of goods and services as new subjects of commercial law // Topical problems of Russian law. 2018. № 2(87). P. 57.
5. Review of the Supreme Court of the Russian Federation on Certain Issues of Judicial Practice on the Application of Consumer Protection Legislation in Civil Cases «(Vol. Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation 01.02.2012) // SPS ConsultantPlus.
6. Review of the judicial practice of the Supreme Court of the Russian Federation № 4 (2016) Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation 20.12.2016) // SPS ConsultantPlus.
7. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of June 28, 2012. № 17, Moscow «On the Consideration by the Courts of Civil Cases on Disputes on Consumer Rights Protection». URL : //https://rg.ru/2012/07/11/post anovlenie-dok.html
8. Decision of Taganrog City Court of Rostov region № 2-11255/2015 2-1357/2016 2-1357/2016 (2-11255/2015;) IVI-10408/2015 IVI-10408/2015 dated February 10, 2016 in Case № 2-11255/2015 URL : //https://sudact.ru/regular/doc/QGTsIan6 GnlK/
9. Federal Law № 14-FZ of 22 December 1995 (ed. 29.07.2018) «Civil Code of the Russian Federation (Part Two)» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1996. № 5. Art. 410.
10. The Federal Law «On Amendments to the Law of the Russian Federation» «On Protection of Consumer Rights dated» 29.07.2018 № 250-03 // SPS ConsultantPlus.