ПРИМЕНЕНИЕ «ЗАКОНА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ» В СФЕРЕ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Епифанова Т.В. Савицкая Ю.В. Чугуй Л.Е.
3. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.03)
3.1. ПРИМЕНЕНИЕ «ЗАКОНА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ» К ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫМ ДОГОВОРАМ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Епифанова Татьяна Владимировна, д-р экон. наук. Должность: профессор. Место работы: Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). Подразделение: кафедра гражданского права. E-mail: [email protected]
Савицкая Юлия Витальевна, магистрант. Место учебы: Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). Подразделение: кафедра гражданского права. E-mail: [email protected]
Чугуй Людмила Евгеньевна, магистрант. Место учебы: Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). Подразделение: кафедра гражданского права. E-mail: [email protected]
Аннотация: Статья посвящена особенностям применения «Закона о защите прав потребителей» к правоотношениям возникающим из гражданско-правовых договоров в сфере транспортных услуг. Авторами анализируется понятие «(транспортные услуги» и правовое регулирование в России транспортных услуг с участием потребителей, а также последние изменения правового регулирования в сфере транспортного обслуживания.
Ключевые слова: защита прав потребителей, договор перевозки пассажиров, груза и багажа, транспортные услуги.
APPLICATION OF THE "LAW ON THE PROTECTION OF CONSUMER RIGHTS" TO CIVIL LAW CONTRACTS IN THE FIELD OF TRANSPORT SERVICES
EpifanovaTatianaVladimirovna, Dr of Economics. Position: professor. Place of employment: Rostov State University of Economics. Department: Civil law chair. E-mail: [email protected]
Savitskaya Julia Vitalievna, master student. Place of study: Rostov State University of Economics. Department: Civil law chair. E-mail: [email protected]
Chuguy Lyudmila Evgenievna, master student. Place of study: Rostov State University of Economics. Department: Civil law chair. E-mail: [email protected]
Annotation: The article is devoted to the peculiarities of the application of the "Law on the Protection of Consumer Rights" to the legal relations arising from civil law contracts in the field of transport services. The authors analyze the concept of "transport services" and the legal regulation of transport services in Russia with the participation of consumers, as well as recent changes in legal regulation in the field of transport services.
Keywords: consumer protection, contract for the carriage of passengers, cargo and baggage, transportation services.
Современная жизнь немыслима без активного перемещения людей в пространстве, для осуществления которого используются все возможные способы: от самостоятельного передвижения до транспортных перевозок.
Качество транспортных услуг играет важную роль в развитии конкурентных преимуществ страны с точки зрения реализации ее транзитного потенциала. Доступ к безопасным и качественным транспортным услугам определяет качество жизни граждан, влияет на эффективность развития производства, бизнеса и социальной сферы.
Пассажирские перевозки играют важную роль в социальной и экономической жизни общества, обеспечивают основные потребности населения. Современный воздушный, водный и наземный пассажирский транспорт позволяет осуществлять перевозки людей, их ручной клади и багажа в различных сообщениях, на любые расстояния.
Защита прав потребителей в сфере транспортного обслуживания населения представляет собой совокупность мер, направленных на регулирование правоотношений между потребителем транспортных услуг и субъектом предпринимательской деятельности оказывающем транспортные услуги, которые определяют и устанавливают основные права потребителей в сфере транспортных услуг, определяют варианты возможных правонарушений и механизмы защиты.
Понятие «транспортные услуги» достаточно широкое, основным видом транспортных услуг является перевозка грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа, но также в это понятие включаются экспедиционные услуги, транспортное обеспечение туристической деятельности (круизы, экскурсии, морские и речные прогулки) услуги по погрузке и выгрузке грузов, буксировке и т.д. Процесс перевозки грузов и пассажиров довольно сложен как с правовой так и с коммерческой точки зрения, перевозка представляет комплекс коммерческих, технических, финансовых операций направленный на достижение наиболее благоприятного для потребителя транспортной услуги результата по стоимости, срокам и комфорту перемещения пассажиров и груза из одной точки в другую. В транспортную систему России входят железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской и внутренний водный транспорт, каждый из которых призван обеспечивать потребности общества в перевозке грузов и пассажиров. Министерством транспорта России разработана транспортная стратегия Российской Федерации, которая охватывает все виды транспорта, включая дорожное хозяйство, транспортная стратегия направлена на развитие эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечение безопасности и качества транспортных услуг для потребителей, а также повышение уровня безопасности транспортной системы страны в целом. [1]
Так по данным Росстата пассажирооборот транспорта в январе - сентябре 2018 года составил 405,9 млрд. пассажиро-километров, в том числе железнодорожно-
7'2018
Пробелы в российском законодательстве
го - 101,1 млрд., автомобильного - 85,1 млрд., воздушного - 219,1 млрд. пассажиро-километров. [2]
Правовое регулирование перевозок в Российской Федерации осуществляется нормами Гражданского кодекса, транспортными уставами и кодексами, а также международными договорами, которые не только унифицируют регулирование международных перевозок, но и оказывают влияние на внутреннее законодательство. Стоит отметить, что наличие специального законодательства, регулирующего транспортные услуги не исключает применение законодательства о защите прав потребителей к транспортным правоотношениям с участием граждан. Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» [3], если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей [4] применяется в части, не урегулированной специальными законами. Стоит отметить, что нормы транспортного законодательства пользуются приоритетом перед нормами Закона о защите прав потребителей, за исключением случаев, когда акты транспортного законодательства приняты до введения в действие Гражданского кодекса РФ и Закона о защите прав потребителей. Указанный правовой режим распространяется не только на перевозку, но и на иные транспортные обязательства, включая обязательства по подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке, транспортно-экспедиционные обязательства.
Транспортные уставы и кодексы разграничивают правоотношения с участием граждан-потребителей от правоотношений с иными субъектами гражданского оборота, договоры перевозки пассажиров и багажа имеют больше норм, направленных на защиту потребителя.
По мнению Свит Ю.П., названная особенность применения норм законодательства о защите прав потребителей существенно затрудняет реализацию потребителем транспортных услуг своих прав, в том числе из-за сложностей в определении законности тех или иных установленных транспортным законодательством ограничений. [5]
Законодательство регулирующее сферу защиты прав потребителей в России развивается очень динамично, в Федеральный закон «О защите прав потребителей» регулярно вносятся изменения, за последние 25 лет внесено более 200 поправок, также законодательство о защите прав потребителей дополняется новыми нормативными правовыми актами. Это также связано и со стремительным развитием технологий. В последние годы очень популярным способом заключения договора на перевозку пассажиров и багажа стала покупка билетов с помощью поисковых систем (агрега-торов), это экономит время, деньги и дает возможность не выходя из дома спланировать маршрут. Агре-гаторы это билетные агентства, которые заняты непосредственной продажей билетов. Они являются уполномоченными представителями транспортных компаний, ведут собственную ценовую политику и поэтому стоимость перевозки у них зачастую ниже, чем у транспортной компании. Согласно исследованиям
компании PayPal, более 75% авиабилетов и билетов на железнодорожный транспорт было приобретено с помощью он-лайн оплат, статистических исследований в отношении владельцев агрегаторов авторам статьи не удалось найти, но с уверенностью можно говорить, что популярность сайтов по продаже билетов будет расти.[6] С 1 января 2019 года вступают в силу изменения касающиеся владельцев агрегаторов информации о товарах (услугах). Кого закон относит к владельцам агрегатора? Это организация либо индивидуальный предприниматель, владеющие программой или сайтом в сети «Интернет» и предоставляющие потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов.
В обязанности агрегатора входит - предоставление информации о себе и исполнителе транспортной услуги, информация должна быть размещена на сайте владельца агрегатора либо должна быть ссылка на сайт транспортной организации (исполнителя). За предоставление недостоверной информации с 1.01.2019 в соответствии с новой редакцией закона о защите прав потребителей владелец агрегатора несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие не предоставления ему такой информации, либо предоставления недостоверной. За исполнение самого транспортного договора ответственность несет исполнитель (транспортная организация), если договором между владельцем агрегатора и исполнителем (транспортной организацией) не предусмотрено иное. Поэтому гражданам приобретающим билеты с помощью агрегаторов необходимо внимательно знакомиться с правилами перевозки и возврата билетов, т.к. некоторые тарифы не предусматривают возможность возврата или обмена билета. [7]
Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации к договорам перевозки с участием потребителя (также как и Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации) при возникновении проблем, предусматривает обязательный претензионный порядок, так потребитель (грузоотправитель, грузополучатель или пассажир) до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, грузобагажа, порожнего грузового вагона, к перевозчику обязательно предъявляется претензия.[8] К претензии должны быть приложены документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования. Указанные документы представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. При необходимости перевозчик вправе потребовать представления оригиналов документов для рассмотрения претензии. Отсутствие претензии ограничивает право потребителя на обращение с иском в суд. В то время как Закон о защите прав потребителей дает потребителю право сразу обращаться с иском в суд.
Применяя законодательство о защите прав потребителей к отношениям, связанным с оказанием транспортных услуг в рамках туристских услуг, следует учитывать, что ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за качество исполнения обяза-
ПРИМЕНЕНИЕ «ЗАКОНА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ» В СФЕРЕ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
тельств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги), если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо (статья 9 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности») [9].
По делам по спорам, возникающим в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта, надлежащим ответчиком и исполнителем договора перевозки с потребителем признается туроператор, который в соответствии с п.2 ст. 638 ГК РФ вправе без согласия арендодателя по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки [10].
По мнению авторов статьи необходимо закрепить в Законе о защите прав потребителей претензионный порядок урегулирования споров с участием потребителей. Для внесения указанных изменений имеется достаточно оснований, т.к. сторона оказывающая услугу, должна узнать о нарушении договора и о невыполнении обязательства в полном объеме. Это позволит избежать проблем и устранит противоречия при применении положений Закона о защите прав потребителей к правоотношениям вытекающим из договоров оказания транспортных услуг с участием физических лиц.
Список литературы:
1. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р (ред. от 12.05.2018) «О Транспортной стратегии Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 15.12.2008, N 50, ст. 5977
Епифанова Т.В. Савицкая Ю.В. Чугуй Л.Е.
2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики - www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/transport/
3. Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // «Бюллетень Верховного Суда РФ», N 9, сентябрь, 2012
4. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 04.06.2018) «О защите прав потребителей» // «Российская газета», N 8, 16.01.1996.
5. Статья: Защита прав потребителей при оказании транспортных услуг (Свит Ю.П.) // «Законы России: опыт, анализ, практика», 2007, N 2
6. Лучшие поисковики (агрегаторы) в 2018 году. Источник: https://v-thaNand.com/luchshie-poiskoviki-aviabiletov/#ixzz5SO0MVtPP
7. Федеральный закон от 04.06.2018 N 133-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 15 статьи 5 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с принятием Федерального закона «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.06.2018
8. Ст. 120 «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 13.01.2003, N 2, ст. 170
9. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 04.06.2018) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 02.12.1996, N 49, ст. 5491
10. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) // «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, N 5, ст. 410.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 91,91%