вой порядок обеспечения надлежащей реализации социальной цели субъектов и тем самым достижение желаемого социально-правового результата (в этом его социальное назначение); с другой, приводит в систему средства приобретения гражданских прав, выявляет функциональное назначение каждого из них, показывает их взаимосвязь и единство в целом (в этом его юридическое назначение). Таким образом, исследование МПГП имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение, определяя одно из направлений совершенствования гражданского законодательства.
1 Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. 2-е изд., стер. М., 2001. С. 22.
2 См.: Вавилин Е.В. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2009. С. 151-170.
3 Там же. С.152.
4 Там же. С.153.
5 Там же. С.115.
6 Там же. С. 89-91, 97-100, 117-118.
7 Социальную цель можно определить как предвосхищаемый субъектом социально-правовой результат его волевой деятельности. См.: Актуальные проблемы юридической науки и практики: материалы Международной научно-практической конференции. Н. Новгород, 2010. С. 89-100.
8 См.: Там же.
9 Это соответствует первой стадии МПР, основным элементом которой является норма права (см.: Алексеев С.С. Общая теория права: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 281-282; Комаров С.А. Общая теория государства и права: учебник. 7-е изд. СПб., 2005. С. 417), либо юридическими явлениями которой выступают система права и субъекты права (см.: Цыганов В.И. Теория государства и права: тезисы лекций. Н. Новгород, 2006. С. 68).
10 См.: Вавилин Е.В. Указ. соч. С. 161-162.
11 См.: Определение Верховного Суда РФ от 11 ноября 1997 г. № 49-В97пр-14. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12 Поднормативное регулирование состоит в возможности самостоятельного определения содержания правоотношения в пределах, установленных правовым основанием (см.: Чеговадзе Л.А. Система гражданского правоотношения: проблемы теории и практики. Н. Новгород, 2004. С. 65).
13 Так, С.С. Алексеев пишет: «Если же реальное поведение участников правоотношения отклоняется от меры дозволенного и необходимого, заложенной в субъективных правах и обязанностях, то подобное поведение теряет качества содержания данного правоотношения (и становится правонарушением — злоупотреблением правом, неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанности)» (Алексеев С.С. Указ. соч. С. 377.)
14 В связи с этим нельзя не отметить важное замечание профессора Л.А. Чеговадзе: «Само по себе субъективное право, относясь к правовым категориям, не имеет отдельной автономной ценности и значимо лишь постольку, поскольку опосредует правовую (в качестве объекта права) принадлежность имущества той или иной стоимости (ценности)» (Чеговадзе Л.А. Система гражданского правоотношения: проблемы теории и практики. С. 226).
15 См.: Чеговадзе Л.А. Защита имущественных прав и законных интересов участников гражданского оборота // Защита частного интереса в российском праве: материалы межвузовской научно-практической конференции / отв. ред. С.Г. Пишина. Н. Новгород, 2006. С. 198-210.
16 См.: Чеговадзе Л.А. Система гражданского правоотношения: проблемы теории и практики. С. 65.
Н.Ю. Найденова
ОТГРАНИЧЕНИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА ОТ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ БАГАЖА
Договор перевозки пассажира и багажа — наиболее распространенный и важный вид договора, т. к. транспорт играет одну из основных ролей в жизнедеятельности государства. Он не создает новых материальных ценностей, а его продукцией является упорядоченная деятельность по территориальному перемещению грузов или людей. Термин «перевозка» используется как в транспортном, так и в правовом контексте. В первом случае перевозка — это техническое и технологическое действие по перемещению в пространстве пассажира (либо груза) с использованием транспортного средства; во втором — это особые договорные отношения, регулируемые гражданским законодательством.
Мало кто из пассажиров знает, что простой проезд на любом виде транспорта от одного места к другому регламентируется целым комплексом правовых актов. Фактически, покупая билет, гражданин вступает в правоотношение с транспортной организацией, в котором обе
© Найденова Наталия Юрьевна, 2012
Аспирант кафедры гражданского права (Саратовская государственная юридическая академия).
стороны наделены определенными правами и обязанностями. Транспортная деятельность развивается (в основном) под воздействием гражданского права, а транспортные перевозки регулируются не только гражданским правом, но и специальным законодательством. Управление перевозочным процессом производится, как правило, централизованно1.
По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу. Пассажир в свою очередь обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за его провоз (ст. 786 ГК РФ2, ст. 90 Устава железнодорожного транспорта3, ст. 103 Водного кодекса (далее — ВК РФ4).
Включение в единое понятие договора перевозки как пассажира, так и его багажа, не дает оснований для вывода о правовом единстве этих двух договоров. Тем более что признаки их различны: договор перевозки пассажира — консенсуальный, а договор перевозки багажа — реальный. Письменное оформление этих договоров также различно: заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), а сдача пассажиром багажа — багажными квитанциями соответственно. Аналогичный порядок оформления перевозок пассажиров и их багажа действует на воздушном транспорте (ст. 105 Воздушного кодекса РФ). Права и обязанности сторон по договору перевозки пассажира достаточно подробно регламентированы законодательством. Установлены основания для одностороннего расторжения договора по инициативе как перевозчика, так и пассажира (ст. 107 и 108 Воздушного кодекса РФ).
Следует также отметить, что ГК РФ рассматривает договор перевозки пассажиров и договор перевозки багажа в качестве двух самостоятельных договоров. Среди российских цивилистов в связи с таким разграничением существует несколько точек зрения. Так, О.Н. Садиков считает, что договор перевозки пассажиров является самостоятельным видом гражданско-правового договора, и «при сдаче пассажиром к перевозке багажа (принадлежащие лично пассажиру вещи) содержание договора пассажирской перевозки дополняется условиями перевозки багажа»5.
В свою очередь С.С. Ушаков считает, что договор перевозки пассажиров и багажа представляет собой отдельный, самостоятельный вид гражданско-правового договора, содержащего условие как о перевозке пассажира, так и его багажа6.
М.Д. Блатнов высказывает мнение относительно того, что договор перевозки пассажира и договор перевозки багажа — два самостоятельных договора, не зависящих друг от друга. Обосновывает он свое мнение различием в моменте заключения договоров, в документарном оформлении договоров, в правах и обязанностях сторон и их ответственности по указанным договорам7.
На наш взгляд, мнение М.Д. Блатнова заслуживает более детального изучения как с теоретической, так и с практической точки зрения, что, правда, может сказаться на состоянии современного транспортного законодательства. Однако, действительно, договор перевозки пассажира считается заключенным с момента приобретения пассажиром билета, а договор перевозки багажа — с момента сдачи багажа транспортной организации. Документом, подтверждающим заключение договора перевозки пассажира, является билет, а по договору перевозки багажа — багажная квитанция. Претензии к перевозчику по договору перевозки пассажира может предъявить пассажир, а в случае смерти последнего — его родственники, в то время как претензии к перевозчику по поводу утраты багажа имеет право предъявлять только пассажир.
Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. Плата за перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Перевозчик имеет право удерживать переданный ему для перевозки багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы, если иное не установлено законом или не вытекает из существа обязательства. Если в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров и багажа, то по-
несенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно ст. 795 ГК РФ за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имеет место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающих жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату.
Согласно ст. 796 ГК РФ предусмотрена ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) багажа и за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза. Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется по правилам гл. 59 ГК РФ, если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика. В данном случае речь идет об ответственности за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, поскольку деятельность перевозчика связана с эксплуатацией транспортных средств. Возмещается имущественный и моральный вред потерпевшим. Специфический характер имеет договор перевозки пассажира — военнослужащего или сотрудника ОВД и членов их семьи, а также их багажа, т. к. перевозка в данном случае осуществляется в кредит.
Правовое регулирование в ГК РФ отношений, связанных с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, в значительной мере отличается от регламентации иных видов договорных обязательств. Достаточно сказать, что положениям, регулирующим столь сложные обязательства, как перевозки, законодатель посвятил лишь 17 статей (для сравнения: гл. 30 о купле-продаже насчитывает более 60 статей).
Услугополучателями в договоре перевозки пассажира являются лишь граждане. Это обстоятельство обусловило правомерность применения в обязательствах, возникающих из перевозки пассажиров, не только транспортного законодательства, но и Закона о защите прав потребителей, что расширяет возможности пассажира при защите его прав и законных интересов. На это обращалось внимание и в юридической литературе8, и в судебной практике9. Положения Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 18 июля 2011 г.)10 учитываются и при разработке транспортного законодательства. Так, новые Правила по оказанию услуг при перевозке пассажиров на железнодорожном транспорте от 11 марта 1999 г. разработаны, как указано в ст. 1 Правил, в соответствии с Уставом железных дорог и Законом «О защите прав потребителей»11.
Особенность субъектного состава договора перевозки пассажира состоит в том, что в качестве пассажира здесь выступает физическое лицо. Как известно, в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом РФ «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами12. Данное обстоятельство служит основанием для возложения на перевозчика по договору перевозки пассажира дополнительных обязанностей, в т. ч. и публично-правового характера.
В связи с тем, что договор перевозки пассажира является публичным договором и в части защиты прав пассажира к нему применяется законодательство о защите прав потребителя, на транспортные организации общего пользования возлагается целый ряд публично-правовых обязанностей, направленных на создание необходимых условий для надлежащего обслуживания граждан, имеющих намерение воспользоваться услугами транспортных организаций.
Как верно отмечает В.В. Залесский, «из этого следует, что еще до заключения конкретного договора перевозки пассажира транспортное предприятие уже несет определенные обязанности перед потенциальными пассажирами»13. По его мнению, такие обязанности транспортных организаций могут быть объединены в три обобщенные группы. К их числу относят-
ся следующие обязанности: «...Обеспечить всем потенциальным пассажирам равные условия будущего договора перевозки; создать минимальную необходимую материальную базу для приобретения пассажирского билета (касса, эффективно действующая система распространения билетов, а на городском транспорте — кондуктор или определенные приспособления, позволяющие зафиксировать факт вступления пассажира в правоотношение по перевозке); сформировать систему информационного обеспечения, с тем чтобы каждое заинтересованное лицо могло получить исчерпывающие сведения о запланированной поездке»14.
В современной юридической литературе, как и в советское время, преобладает точка зрения, согласно которой правоотношения по перевозке багажа представляют собой некий отдельный договор, отличный от договора перевозки пассажира, а именно: договор перевозки багажа. Так, Д.А. Медведев и В.Т. Смирнов пишут: «По договору перевозки багажа перевозчик обязуется доставить вверенный ему пассажиром багаж в указанный пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить за провоз багажа установленную плату (ст. 786 ГК РФ)». При этом данные авторы подчеркивают, что договор перевозки багажа «в отличие от перевозки пассажира всегда реальный, так как считается заключенным в момент сдачи багажа к перевозке». Однако, по их мнению, «договор перевозки багажа заключается только с тем лицом, которому принадлежит право проезда по предъявленному при сдаче багажа билету»15.
Еще более категоричен Г.П. Савичев, который утверждает, что «включение в единое понятие перевозки как пассажира, так и его багажа не дает оснований для вывода о правовом единстве этих двух договоров. Тем более что признаки их различны: договор перевозки пассажира — консенсуальный, а договор перевозки багажа — реальный. Письменное оформление этих договоров также различно: заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), а сдача пассажирами багажа, грузоотправителями грузобагажа — багажными, грузобагажными квитанциями соответственно»16.
Представляется, однако, что содержащиеся в законодательстве определения договора перевозки пассажира в отличие от суждений, высказанных в юридической литературе, верно отражают правовую природу обязанностей перевозчика по доставке багажа, сданного пассажиром, в пункт назначения, включая соответствующие действия перевозчика в предмет договора перевозки пассажира и не формулируя отдельного договора перевозки багажа.
Появление на стороне перевозчика обязательства по доставке багажа и выдаче его в пункте назначения пассажиру или управомоченному им лицу зависит исключительно от действий самого пассажира, совершаемых последним в рамках заключенного договора перевозки пассажира (после приобретения билета). Одно из прав пассажира, предоставляемых ему по всякому договору перевозки пассажира, — сдать перевозчику багаж для доставки его в пункт назначения. В случае реализации пассажиром этого права на стороне перевозчика появляются обязанности по своевременной доставке багажа в пункт назначения, обеспечению его сохранности в пути следования и выдаче пассажиру или управомоченному им лицу. Если же пассажир имеет лишь вещи, которые признаются ручной кладью (внутрикаютным багажом), его право сдать багаж остается нереализованным, а обязательство по доставке не возникает.
Таким образом, речь идет об исполнении договора перевозки пассажира, предмет которого включает в себя и действия перевозчика по доставке багажа в пункт назначения и выдаче его пассажиру или иному управомоченному лицу. То обстоятельство, что данное обязательство перевозчика возникает (в рамках исполнения договора перевозки пассажира) лишь при условии сдачи пассажиром багажа, свидетельствует об особой его правовой природе, состоящей в факультативном характере. Между тем очевидно, что указанное факультативное обязательство перевозчика вполне охватывается содержанием договора перевозки пассажира, а возникающее правоотношение по поводу доставки перевозчиком сданного пассажиром багажа в пункт назначения не образует отдельного договора по перевозке багажа, отличного от договора перевозки пассажира. При таком подходе сдача пассажиром багажа, удостоверенная багажной квитанцией, служит верным свидетельством появления в рамках заключенного договора перевозки пассажира факультативного обязательства перевозчика по доставке багажа. Однако данное обстоятельство никак не может служить доказательством заключения отдельного договора перевозки багажа.
Как отмечалось ранее, исполнение перевозчиком факультативного обязательства по доставке багажа предполагает действия перевозчика по обеспечению его своевременной доставки в пункт назначения, сохранности в пути следования и выдаче багажа в пункте назначения пассажиру или иному управомоченному лицу.
Определенными особенностями отличается перевозка багажа по договору воздушной перевозки пассажира. Исходя из смысла ст. 103 Воздушного кодекса РФ вещи, перевозимые пассажиром на воздушном судне, вообще не дифференцируются по правовому режиму на ручную кладь (внутрикаютный багаж) и собственно багаж. Они объединены одним термином «багаж», просто часть багажа в пределах весовых норм пассажир перевозит в салоне самолета на бесплатной основе, а другая часть (за пределами указанных норм) перевозится в том же самолете, но отдельно от пассажира за отдельную плату. Данное обстоятельство лишний раз подтверждает правомерность вывода о том, что правоотношение по перевозке багажа не образует отдельного договора перевозки багажа, а представляет собой элемент предмета договора перевозки пассажира.
1 См.: Гражданское право: учебник / отв. ред. А.Н. Гусев М., 2004. С. 241.
2 См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 19 июля 2011 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 5, ст. 410; 2011. № 30, ч. 1, ст. 4596.
3 См.: Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (в ред. от 19 июля 2011 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 2, ст. 170; 2011. № 30, ч. 1, ст. 4596.
4 См.: Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (в ред. от 19 июля 2011 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации 05.06.2006, № 23, ст. 2381; 2011. № 30, ч. 1, ст. 4596.
5 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, часть II / ред. О.Н. Садиков. М., 1997. С. 132.
6 См.: Ушаков С.С. Транспорт и пассажир. М., 1999.
7 См.: Блатнов М.Д. Пассажирские автомобильные перевозки. М., 2003.
8 См.: Шерстобитов А.Е. Гражданско-правовые вопросы охраны прав потребителей. М., 1993. С. 95, 126.
9 См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1995. № 7.
10 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 3, ст. 140; 2011. № 30, ч. 1, ст. 4590.
11 Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 11, ст. 1311.
12 Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 1996. 6 февр.
13 Залесский В.В. О защите прав пассажира в отношениях с транспортной организацией-перевозчиком // Право и экономика. 2000. № 9. С. 15.
14 См.: Там же.
15 Гражданское право: учебник / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Ч. 2. М., 2007. С. 407 (авторы главы 38 — Д.А. Медведев, В.Т. Смирнов).
16 Гражданское право: учебник / отв. ред. Е.А. Суханов: в 2 т. Т. 2, полутом 2. М., 2006. С. 42-43 (автор главы 44 — Г.П. Савичев).
Е.И. Сенякина
ВИДЫ ИСКОВ В АРБИТРАЖНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ (КРАТКИЙ ОБЗОР)
Классификация выступает одним из средств, с помощью которых проверяется обоснованность и практическое подтверждение теоретических выводов; эффективным инструментом как подытоживания накопленных в той или иной области знаний, так и прогнозирования, обоснования направленности последующего изучения исследуемых явлений.
Сказанное в полной мере относится к теории правовых исков. Их ровно столько, сколько отношений, урегулированных правом. В юридической литературе иски классифицируются по следующим основаниям: 1) процессуально-правовая классификация (по предмету и по цели иска); 2) материально-правовая классификация (по объекту защиты); 3) по характеру защищаемого в арбитражном процессе интереса.
Процессуально-правовая классификация исков. По этому критерию иски подразделяются на иски о признании, о присуждении и преобразовательные.
© Сенякина Елена Ивановна, 2012
Студентка 5 курса (Саратовская государственная юридическая академия).