Научная статья на тему 'Договор перевозки транспортом общего пользования как публичный договор'

Договор перевозки транспортом общего пользования как публичный договор Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1826
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Идрышева С.К

Мақалада ортақ пайдалану көлігінің тасымал шартына жария шарт ретінде сипаттама беріледі. I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n clause the contract about rendering services of communication as the public contract is considered

Текст научной работы на тему «Договор перевозки транспортом общего пользования как публичный договор»

С.К. ИДРЫШЕВА

ведущий научный сотрудник Института законодательства РК,

кандидат юридических наук, доцент кафедрыг гражданского права КазГЮУ

ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ТРАНСПОРТОМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ КАК ПУБЛИЧНЫЙ ДОГОВОР

Договор перевозки - это главное основание возникновения транспортных обязательств в гражданском праве. В зависимости от объекта перевозки различают перевозку груза и перевозку пассажира (с багажом или без багажа). В зависимости от вида транспорта различаются автомобильная перевозка, железнодорожная, внут-ренневодная (речная), морская, воздушная перевозка. В зависимости от количества перевозчиков по одному договору выделяют перевозку в прямом сообщении, в прямом смешанном сообщении и местную перевозку. Отдельно выделяется договор транспортной экспедиции, который непосредственно примыкает к договору перевозки. Кроме того, существуют так называемые договоры об организации перевозок, которые, в отличие от договора перевозки, являются консен-суальными, тогда как договор перевозки груза, например, - реальный. В классификации договоров перевозки можно назвать и договор буксировки, договор о лоцманской проводке, предусмотренные Законом Республики Казахстан «О торговом мореплавании», и т.д.

В соответствии со статьей 695 Гражданского кодекса Республики Казахстан перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из законодательных актов, иных нормативных правовых актов или выданной этой организации лицензии (патента) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки пассажиров, грузов и (или) багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором, правила о котором предусмотрены статьей 387 Гражданского Кодекса (п.2 статьи 695 ГК РК).

Под транспортом общего пользования имеется в виду железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт местного, междугороднего и иных видов сообщений, речной и морской транспорт, а также воздушный транспорт, предназначенный для оказания услуг по перемещению гру-

зов, пассажиров и багажа систематически, многократно, в отношении множества субъектов, что и предопределяет публичный характер деятельности перевозчика.

В Российской Федерации Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками общего пользования, публикуется в установленном порядке (ч.2 пункта 1 статьи 789 ГК РФ) [1].

Помимо Гражданского кодекса, в Казахстане транспортные обязательства регулируются дополнительно специальным, так называемым транспортным законодательством, в составе которого можно назвать Законы Республики Казахстан «О транспорте» от 21 сентября 1994 года, «О железнодорожном транспорте» от 8 декабря 2001 года, «О торговом мореплавании» от 17 января 2002 года, «Об автомобильном транспорте» от 4 июля 2003 года, «О внутреннем водном транспорте» от 6 июля 2004 года, «Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации Республики Казахстан» от 20 декабря 1995 года, «О государственном регулировании гражданской авиации» от 15 декабря 2001 года. Особое место в регулировании рассматриваемых правоотношений занимает Закон Республики Казахстан от 1 июля 2003 года «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами».

Во исполнение названных законов приняты следующие подзаконные акты: Правила перевозок пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Республики Казахстан от 25 апреля 2003 года; Правила перевозок пассажиров, багажа и грузо-багажа железнодорожным транспортом Республики Казахстан от 18 марта 2004 года; Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом от 10 марта 2004 года; Правила перевозок грузов автомобильным транспортом от 22 декабря 2004 года и т.д.

Столь детальное правовое регулирование характерно для публичных договоров.

Закон РК «О транспорте» также гласит, что перевозчик не вправе отказывать юридическим и физическим лицам в перевозке, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами о транспорте Республики Казахстан. В связи с тем, что законодатель сформулировал рассматриваемый договор в качестве публичного, перевозчик как сторона договорного правоотношения не может свободно выбирать контрагента по своему усмотрению и не может свободно определять условия договора перевозки.

В связи с публичным характером договора перевозки транспортом общего пользования законодатель устанавливает специальные правила об организации данного вида перевозок. В частности, статья 64 Закона РК «О железнодорожных перевозках» устанавливает, что организация перевозок пассажиров в международных и межобластных сообщениях определяется Правительством Республики Казахстан, а по межрайонным (междугородным) и внутренним сообщениям организацию перевозок пассажиров определяют местные представительные и исполнительные органы или перевозчик. Аналогичные нормы содержатся в Законах «О транспорте», «Об автомобильном транспорте» и других.

Понятие договора перевозки груза содержится в статье 689 Гражданского кодекса Республики Казахстан, в соответствии с которой по договору перевозки груза одна сторона (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей другой стороной (отправителем) груз в пункт назначения и выдать уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза плату согласно договору или тарифу.

Договор перевозки пассажира - это правоотношение, по которому перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа - также доставить багаж в пункт назначения и выдать уполномоченному на получение багажа лицу; пассажир же обязуется уплатить плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа (п.1 ст.670 ГК РК).

Стороны договора перевозки именуются перевозчиком и грузоотправителем (грузополучателем) - если объектом является груз; а также перевозчиком и пассажиром, если перевозится физическое лицо. Форма договора перевозки груза и пассажира обязательная простая письменная, оформляется на практике в отношении грузов составлением транспортной накладной, коносамента, товарно-транспортной накладной или иного документа на груз, предусмотренных законода-

тельными актами о транспорте; в отношении пассажиров - оформляется, соответственно, проездным билетом и багажной квитанцией.

Форма проездного билета и багажной квитанции устанавливается в порядке, предусмотренном приведенными выше законодательными актами о транспорте. На всех видах транспорта (за исключением воздушного и железнодорожного в поездах дальнего следования) проездные билеты являются предъявительскими документами: транспортная организация обязана исполнить договор перевозки в отношении любого пассажира, предъявившего билет или его аналог при посадке. Однако после начала перевозки передача проездного билета не допускается. Договоры перевозки пассажиров могут быть разовые (для однократного проезда) и длительные. Последние применяются при перевозках городским транспортом и заключаются путем приобретения абонементного билета. Разовые договоры могут заключаться для проезда в одном, а иногда и в обратном направлении (туда и обратно) и имеют установленный срок действия (срок годности), в пределах которого пассажир имеет право делать остановки в пути, т.е. прерывать перевозку.

Багажом являются вещи и иные материальные ценности, которые отправляются пассажиром для личных бытовых целей за отдельную плату на основе проездного документа (билета) пассажира и перевозятся вмести с ним в багажном отсеке, вагоне или в ином багажном помещении. Договор перевозки багажа взаимный возмездный, но в отличие от договора перевозки пассажира всегда реальный, так как считается заключенным в момент сдачи багажа к перевозке. Как и договор перевозки пассажира, договор перевозки багажа транспортом общего пользования является публичным.

Перевозчиком по данному договору в Республике Казахстан могут быть коммерческие юридические лица и частные предприниматели без образования юридического лица. Данное обстоятельство вновь подтверждает наше мнение о необходимости внесения изменений в статью 387 ГК РК и в статью 695 ГК РК, т.к. стороной публичного договора могут быть не только коммерческие организации, но и более широкий круг субъектов.

Для некоторых перевозчиков обязательно получение лицензии на право занятия перевозками. Регулярные междугородные внутриобластные, городские, пригородные автомобильные перевозки пассажиров и багажа осуществляются перевозчиками, победившими в конкурсе на право обслу-

живания маршрутов указанных перевозок пассажиров и багажа и получившими свидетельство на право их обслуживания на основании договоров, заключаемых между перевозчиками и соответствующими местными исполнительными органами. Автовокзалы и автостанции не вправе отказывать в заключении договора с перевозчиками пассажиров и багажа, допущенными в установленном законодательством Республики Казахстан к данному виду деятельности.

Клиентом перевозчика, то есть грузоотправителем/грузополучателем и пассажиром могут быть как юридические, так и физические лица. Предмет договора составляет перевозка грузов, пассажиров, багажа, почтовых отправлений, осуществление транспортно-экспедиционных услуг.

Договор перевозки - возмездный. Цена договора перевозки транспортом общего пользования в зависимости от вида транспорта и вида перевозки должна быть одинаковой для всех клиентов, что обусловлено публичным характером договора. В соответствии с пунктом 2 статьи 697 ГК РК, плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном законодательными актами о транспорте. Работы и услуги, выполняемые по требованию грузовладельцев и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

Рассматриваемый договор является срочным. Статья 698 ГК РК регламентирует, что перевозчик обязан доставить груз, пассажира и (или) багаж в пункт назначения в срок, определенный законодательными актами о транспорте и установленными в соответствии с ними правилами перевозки. Если срок доставки груза, пассажира или багажа не установлен и стороны не предусмотрели этот срок в договоре, доставка должна быть произведена в разумный срок.

Особенности договора перевозки транспортом общего пользования как публичного договора выявляются при рассмотрении содержания договора сквозь призму прав и обязанностей сторон.

Права и обязанности перевозчика и его клиента различны в зависимости от объекта перевозки: груз это или пассажир. К тому же в зависимости от уровня законодательного или подзаконного акта права и обязанности сторон конкретизируются и дополняются.

Так, перевозчик, осуществляющий перевозки транспортом общего пользования, обязан заключить данный договор с каждым, кто к нему обра-

тится, при наличии технической возможности. Такая обязанность перевозчика может быть возложена на него при условии, если к нему обращается клиент, обладающий соответствующим уровнем (степенью) дееспособности. В частности, абсурдно предположение об обязывании перевозчика заключить договор перевозки груза с малолетним ребенком. А вот договор перевозки пассажира общественным транспортом в населенных пунктах (например, в городском автобусе) заключается даже с малолетними, не достигшими возраста 14 лет.

Несмотря на то, что договор перевозки пассажира и багажа подразумеваются в виде одного договора, фактически они имеют существенные различия. Договор перевозки пассажира - консен-суальный, а договор перевозки багажа - реальный. Письменное оформление этих договоров также различно: заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), а сдача пассажирами багажа, грузоотправителями грузобагажа - багажными, грузо-багажными квитанциями соответственно.

Обязанности перевозчика в договоре перевозки груза транспортом общего пользования:

Перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой заявкой (заказом), договором перевозки, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза (п.1 ст.696 ГК РК), именуемом коммерческой пригодностью.

Обязанности по погрузке (разгрузке) груза могут быть соглашением сторон возложены и на перевозчика, и на грузоотправителя/грузополучателя, с соблюдением требований, установленных законодательными актами о транспорте и изданными в соответствии с ними правилами, в установленные сроки.

Статья 11 Закона Республики Казахстан «О транспорте» от 21 сентября 1994 года возлагает на перевозчика следующие обязанности:

- иметь лицензию, обеспечивающую право на перевозку;

- заключать договор (контракт) с клиентом в установленной форме;

- предоставлять транспортные средства, имеющие сертификат;

- обеспечивать безопасность движения;

- обеспечивать клиенту свободу выбора транспорта на рынке транспортных услуг;

- получать документы, подтверждающие соответствие отправляемого груза его сертификату;

- выполнять требования государственных и

местных представительных и исполнительных органов на осуществление социально-важных и оборонных перевозок (в случае, если цены на эти перевозки не покрывают транспортные расходы, должна быть осуществлена соответствующая компенсационная дотация).

Статья 22 Закона РК «Об автомобильном транспорте» дополняет и конкретизирует обязанности перевозчика, осуществляющего регулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования, следующими действиями:

1) обеспечить технически исправное состояние автотранспортных средств и не допускать выезда на маршрут автотранспортного средства, состояние которого не соответствует установленным техническим, экологическим, санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям пожарной безопасности;

2) обеспечить проведение предварительного и периодического, в том числе предрейсового (предсменного) медицинского осмотра, соблюдение режима труда и отдыха водителей автотранспортных средств.

Одной из основных обязанностей перевозчика при перевозке грузов является обеспечение сохранности груза, а также вручение груза управо-моченному лицу. В названных нормативных правовых актах требование об этом не обнаружено, однако из норм об ответственности перевозчика вытекает такая обязанность. Например, статья 705 ГК РК, названная законодателем «Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа», обязывает перевозчика обеспечивать сохранность груза или багажа с момента принятия их к перевозке и до выдачи получателю, уполномоченному им лицу или лицу, уполномоченному на получение багажа.

В случае, когда пассажир или лицо, уполномоченное на получение багажа, не получили багаж по причинам, не зависящим от перевозчика, перевозчик обязан хранить его на автовокзале или автостанции пункта назначения или отправления до признания судом багажа бесхозяйным, если иное не предусмотрено договором. При признании судом багажа бесхозяйным новый владелец багажа возмещает перевозчику расходы на его хранение, погрузочно-разгрузоч-ные операции и транспортировку, необходимые для обеспечения сохранности багажа.

Обязанности перевозчика при перевозке пассажиров и багажа в наиболее общем виде сформулированы в статье 11 Закона Республики Казахстан «О транспорте». Перевозчик обязан:

- возмещать ущерб, нанесенный клиенту и третьему лицу, в том числе и потерь времени в денежном эквиваленте;

- обеспечивать безопасность пассажира, создание ему необходимых удобств и условий обслуживания, а в случае сдачи пассажиром багажа, также своевременную перевозку и сохранность его багажа;

- застраховать свою гражданско-правовую ответственность перед пассажирами в порядке, определенном законодательными актами Республики Казахстан об обязательном страховании.

Статья 18 Закона «О транспорте» предусматривает, что перевозчик обязан при задержке рейсов на 10 часов и более предоставлять за свой счет пассажирам места в гостинице и питание. При этом по запросу пассажира ему выдается официальный документ или производится отметка в билете о причине задержки перевозки.

Статья 22 Закона РК «Об автомобильном транспорте» дополняет обязанности перевозчика следующими действиями:

- обеспечить своевременную перевозку и сохранность багажа;

- обеспечить продажу проездных документов (билетов) и багажных квитанций при осуществлении регулярных городских, пригородных, междугородных внутриобластных, междугородных межобластных автомобильных перевозок пассажиров и багажа на всех остановочных пунктах маршрута через кассы автовокзалов, автостанций или через водителей (кондукторов) автобусов, микроавтобусов;

- объявлять тарифы на перевозку пассажиров и багажа, фиксировать их в договорах, проездном документе (билете) и багажной квитанции;

- соблюдать объявленные тарифы и заблаговременно информировать пассажиров о предстоящем изменении тарифов;

- осуществлять бесплатный провоз отдельных категорий граждан или предоставлять им иные льготы по оплате проезда в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Последние из обязанностей вновь указывают на публичный характер рассматриваемого договора перевозки, т.к. по условиям статьи 387 Гражданского кодекса Республики Казахстан «Публичный договор» цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законодательством допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Перевозчик, осуществляющий нерегулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа (кроме такси), обязан дополнительно к вышеуказанным обязанностям иметь бортовой журнал с отметкой о прохождении предрейсового (пред-сменного) медицинского осмотра и технического осмотра автотранспортного средства; обеспечить организацию перевозок со специально отведенных площадок для стоянки автобусов с местами посадки и высадки пассажиров и оборудованных соответствующими указателями.

Перевозчики, осуществляющие автомобильные перевозки пассажиров и багажа, обязаны обеспечить предрейсовый (предсменный) технический осмотр и своевременную замену автобусов, микроавтобусов в случае их неисправности (п.5 статьи 22 Закона «О транспорте»).

Перевозчик, отказавшийся от продолжения перевозки, обязан за свой счет доставить пассажира в пункт назначения или возместить все убытки, причиненные пассажиру расторжением договора.

Исходя из публичного характера договора перевозки пассажиров и багажа, законодательными актами предусмотрены дополнительные условия для реализации данного договора, направленные на защиту прав пассажиров. Например, местные исполнительные органы по договору организации регулярных междугородных внутриобластных, городских, пригородных и соединяющих населенные пункты автомобильных перевозок пассажиров и багажа обязаны:

1) обеспечить оформление и содержание в соответствии с законодательством Республики Казахстан установленных пунктов посадки и высадки пассажиров;

2) осуществлять контроль за соблюдением установленного расписания движения автобусов, микроавтобусов.

Перевозчик в целях должной организации таких перевозок обязан:

1) использовать для перевозки предусмотренное договором количество и тип (класс) автобусов, микроавтобусов;

2) соблюдать расписание движения;

3) обеспечивать соответствующее оснащение автотранспортного средства и сервисное обслуживание пассажиров в пути следования.

П.7 статьи 46 Закона «Об автомобильном транспорте» содержит еще одну, немаловажную, на наш взгляд, норму об обязанности перевозчика, направленную на защиту прав клиентов: при отмене рейса, за исключением случаев действия

непреодолимой силы, перевозчик обязан по выбору пассажира обеспечить отправку пассажира ближайшим рейсом до пункта назначения, указанного в проездном документе (билете), или возвратить пассажиру двукратную стоимость проездного документа (билета).

На защиту прав пассажиров в качестве потребителей направлены нормы и Закона Республики Казахстан от 1 июля 2003 года «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами», целью которого является обеспечение защиты имущественных интересов пассажиров при их перевозке посредством осуществления страховых выплат.

К транспорту общего пользования относится и такси. Статья 26 Закона РК «О транспорте» предусматривает, что по договору об организации перевозок пассажиров и багажа такси перевозчик обязан:

1) использовать для перевозок пассажиров и багажа такси, оснащенные таксометрами и имеющие отличительные обозначения в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом;

2) использовать для работы в режиме такси установленног договором количество автомобилей.

Перевозчик несет и иные обязанности в соответствии с законами Республики Казахстан.

По договору об организации перевозок пассажиров и багажа такси перевозчик имеет право:

1) использовать для стоянки такси, посадки и высадки пассажиров специально оборудованные стоянки такси;

2) производить посадку и высадку пассажиров на любых участках дорожной сети с соблюдением требований правил дорожного движения.

Перевозчик имеет и иные права в соответствии с законами Республики Казахстан.

Для эффективной работы такси и создания удобств в их использовании пассажирами на всех пассажирообразующих пунктах (аэропорт, вокзалы, крупные торговые и культурные центры) местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы) обеспечивают организацию и оборудование стоянок такси в соответствии с законодательством Республики Казахстан об автомобильном транспорте.

Клиентами перевозчика в договоре перевозки пассажира и/или багажа являются только физические лица. Это обстоятельство обуславливает правомерность применения в обязательствах, возникающих из перевозки пассажиров, не толь-

ко транспортного законодательства, но и Закона о защите прав потребителей, что расширяет возможности пассажира при защите его прав и законных интересов. На это обращалось внимание в юридической литературе [2; 95, 126]. Однако казахстанский законодатель прямо не указывает об этом ни в одном законодательном или подзаконном акте о транспорте.

Как известно, права и обязанности сторон в правоотношении взаимно корреспондируют друг другу, в связи с чем далее рассмотрим права грузоотправителей/грузополучателей и пассажиров.

Права всех клиентов перевозчика в Законе РК «О транспорте» в наиболее общей форме сформулированы следующим образом:

- требовать выполнения договора, заключенного между ним и перевозчиком;

- оспаривать в установленном порядке соответствие уровня качества перевозки ее сертификату;

- требовать возмещения нанесенного ущерба, в том числе и потерь времени в денежном эквиваленте.

Грузоотправитель имеет право отказаться от поданных транспортных средств, непригодных для перевозки соответствующего груза (п.2 статьи 696 ГК РК).

Статья 700 Гражданского кодекса содержит специальный перечень прав пассажиров:

1) перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;

2) провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;

3) сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

В дополнение к этому Закон РК «О транспорте» от 21 сентября 1994 г. (статья 13) также детализирует права пассажиров, называя следующие права:

- приобрести билет на любой вид транспорта и по любому маршруту, открытому для пассажирских перевозок;

- получить место согласно приобретенному билету;

- провезти с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до 7 лет, а на международных перевозках — до 5 лет на всех видах транспорта, за исключением воздушного, без права предоставления ему отдельного места на железнодорожном, морском и внутреннем водном транспорте, на междугородных автобусах, а также на городском и пригородном транспорте, кроме такси;

- приобрести билеты на детей в возрасте от 5 до 12 лет на международных перевозках с оплатой 50 процентов от полной стоимости билета на всех ви-

дах транспорта, за исключением воздушного;

- приобрести билеты на детей в возрасте от 7 до 15 лет с оплатой 50 процентов от полной стоимости билета при перевозке, осуществляемой перевозчиком Республики Казахстан на всех видах транспорта, за исключением воздушного;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- провезти с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до 2 лет на воздушном транспорте без права предоставления ему отдельного места;

- приобрести билеты на детей в возрасте от 2 до 15 лет на воздушном транспорте с оплатой 50 процентов от полной стоимости билета, за исключением международных перевозок;

- приобрести билеты на детей в возрасте от 2 до 12 лет на международных перевозках, осуществляемых перевозчиком Республики Казахстан на воздушном транспорте, с оплатой 50 процентов от полной стоимости билета. Если перевозка осуществляется несколькими перевозчиками разных государств с участием перевозчика Республики Казахстан, данное право предоставляется пассажирам при перевозке их перевозчиком Республики Казахстан:

- продлить действие билета при остановке в пути на срок не более 10 суток на всех видах транспорта, кроме городского и пригородного транспорта. Перевозчик вправе увеличить срок действия билета при остановке в пути;

- сдать билет до начала перевозки и получить обратно уплаченную за перевозку сумму в любом учреждении перевозчика, предоставляющего транспортные услуги. Порядок возврата определяется уполномоченным государственным органом.

На воздушном транспорте, городских и пригородных автобусных перевозках устанавливается бесплатный провоз ручной клади и багажа весом не более 20 кг. На железнодорожном, морском, внутреннем водном транспорте, а также в междугородных автобусах устанавливается бесплатный провоз ручной клади и багажа весом не более 35 кг. Перевозчики вправе увеличивать вес бесплатно перевозимого на всех видах транспорта багажа и устанавливать другие льготы.

Права пассажиров при морской перевозке закреплены в пункте 3 статьи 112 Закона РК «О торговом мореплавании», при железнодорожной перевозке - статьей 67 соответствующего Закона, при перевозке речным транспортом - в Главе 10 Закона Республики Казахстан от 6 июля 2004 года «О внутреннем водном транспорте».

Некоторые особенности имеются в договоре перевозки пассажира воздушным транспортом, которые закреплены, например, пунктом 9 Правил

перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Республики Казахстан от 25 апреля 2003 г. А именно, срок действия билета продлевается до ближайшего рейса перевозчика, на котором имеется свободное место того класса обслуживания, который соответствует первоначально оплаченному тарифу, если пассажир не смог совершить полет в течение срока действия билета в случае:

1) отмены или задержки рейса, указанного в билете;

2) невыполнения воздушным судном посадки в аэропорту, указанном в билете;

3) несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;

4) возвращения воздушного судна, не выполнившего рейс, в аэропорт отправления;

5) несостоявшейся отправки пассажира из аэропорта пересадки рейсом, указанным в его билете, вследствие опоздания воздушного судна или отмены рейса, которым должен прибыть пассажир в аэропорт пересадки;

6) замены указанного в расписании типа воздушного судна;

7) непредоставления обслуживания по классу, указанному в билете;

8) перерыва рейса по причине вынужденной посадки воздушного судна;

9) болезни пассажира или члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне;

10) неправильного оформления билета перевозчиком.

При внутренних перевозках пассажир имеет право перевести бесплатно одного ребенка в возрасте до 2 лет без предоставления ему отдельного места, другие, следующие с пассажиром дети в возрасте до 2 лет, на внутренних рейсах перевозятся по билетам с оплатой 50% полного тарифа и предоставлением отдельного места. Дети в возрасте от 2 до 15 лет на внутренних рейсах перевозятся по билетам с оплатой 50% полного тарифа, как в сопровождении, так и без сопровождения взрослых пассажиров (пункт 39 названных Правил).

Статья 27 Закона «О транспорте» устанавливает следующие преимущества для отдельных категорий пассажиров (инвалиды, пенсионеры, беременные женщины, пассажиры с детьми дошкольного возраста) при перевозке транспортом общего пользования:

1) право внэочередной посадки в автобус, такси;

2) отведение специальных мест в передней части автобуса.

Участники и инвалиды Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним, имеют право внеочередного приобретения билетов.

Кроме того, на автовокзалах должны быть созданы комната матери и ребенка для предоставления дополнительных услуг пассажирам с детьми в возрасте до 5 лет и беременным женщинам, а также устройства для посадки и высадки пассажиров-инвалидов.

С 01 января 2007 года перевозчик транспортом общего пользования обязан снабдить транспортное средство устройствами для посадки и высадки пассажиров-инвалидов. При проведении государственными органами конкурсов на право обслуживания маршрутов по перевозке пассажиров преимущество имеют физические и юридические лица, транспортные средства которых приспособлены для доступа инвалидов.

Перечисленные права детализируются и дублируются в законодательных актах по видам транспорта. В частности, статья 20 Закона Республики Казахстан от 4 июля 2003 года «Об автомобильном транспорте» содержит множество норм о правах и обязанностях пассажира. В том числе дополнительно к перечисленным можно назвать:

- право проезда по приобретенному проездному документу (билету) без доплаты, если перевозчик вместо автобуса, предусмотренного расписанием, предоставляет другой автобус, проезд в котором стоит дороже;

- право сдать проездной документ (билет) до начала перевозки и получить обратно уплаченную за перевозку сумму за вычетом предусмотренных сборов;

- право на восстановление утерянного проездного документа (билета), если он известил перевозчика не позднее чем за три часа до отправления автобуса и факт приобретения проездного документа (билета) пассажиром подтвержден перевозчиком, автовокзалом или автостанцией;

- право провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах норм, установленных Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 114 Закона «О торговом мореплавании», пассажир вправе отказаться от договора морской перевозки пассажира до отхода судна, а также после начала рейса в любом порту, в который судно зайдет для посадки или высадки пассажиров.

Говоря о правах перевозчика, следует отметить их сравнительно небольшой перечень по от-

ношению к правам его клиентов. Так, статья 22 Закона РК «О транспорте» закрепляет права перевозчика на создание общественных объединений, а также объединений юридических лиц в форме ассоциаций (союзов) в целях защиты своих прав и интересов; на отдых и условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; право требовать соблюдения пассажирами общественного порядка и правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. Следует отметить также право перевозчика требовать от грузоотправителя сообщения всех сведений о свойствах перевозимого груза, что связано с необходимостью обеспечить безопасность перевозки.

К публичному договору перевозки применяются регулируемые цены, поэтому право перевозчика свободно назначать цены в данном случае не применяется.

П. 4 статьи 697 ГК РК закрепляет также право перевозчика удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающейся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статья 292 ГК РК), если иное не установлено законодательством, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.

Пункт 2 статьи 114 Закона «О торговом мореплавании» гласит, что перевозчик вправе отказаться от исполнения договора морской перевозки пассажира при наступлении следующих не зависящих от него обстоятельств:

1) военных или иных действий, создающих угрозу захвата судна;

2) блокады порта (пункта) отправления или порта (пункта) назначения;

3) привлечения судна для государственных нужд;

4) гибели судна или его захвата;

5) признания судна непригодным к плаванию;

6) чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

7) в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.

Грузоотправитель обязан:

- соблюдать условия договора, заключенного с перевозчиком;

- сообщить перевозчику о свойствах сдаваемого к перевозке груза;

- выдавать перевозчику документ, подтверждающий соответствие груза его сертификату;

- выполнять правила перевозок;

- представлять грузы и багаж в подготовленном для транспортирования виде.

Пассажир обязан (п.2 ст.20 Закона «Об ав-

томобильном транспорте»):

1) во время погздки на маршрутах регулярных городских, пригородных, междугородных внутриобластных, междугородных межобластных, международных автомобильных перевозок пассажиров и багажа иметь проездной документ (билет) и сохранять его до окончания погздки. Представляется, что хотя здесь прямо и не названа, но подразумевается обязанность пассажира оплатить проезд.

2) соблюдать общественный порядок, требования, установленные Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом;

3) оплатить услуги перевозчика при перевозке багажа с объявленной ценностью, если договором не предусмотрено иное.

Закон «О железнодорожном транспорте» требует от пассажира предъявить документ, удостоверяющий личность, при приобретении проездного документа (билета), при посадке в поезд и при проверке проездного документа (билета) в пути следования, за исключением поездов пригородного сообщения. Аналогичные требования к пассажирам предъявляются и при перевозке воздушным транспортом.

Отдельные права и обязанности клиента и перевозчика определяются соглашением сторон в договоре перевозки.

Условия перевозки грузов, пассажиров, багажа, почтовых отправлений, осуществления транс-портно-экспедиционных операций и ответственность сторон по перевозкам и транспортно-экс-педиционным операциям дополнительно к Гражданскому кодексу и Закону РК «О транспорте» определяются специальными нормативными правовыми актами, а также договорами перевозки.

Ответственность за нарушение обязательств по перевозке в общем виде сформулирована в статье 703 Гражданского кодекса РК: в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, законодательными актами о транспорте, иными законодательными актами, а также соглашением сторон. Причем закон содержит императивную норму о том, что соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузоотправителями (грузополучателями) об ограничении или устранении установленной законодательными актами ответственности недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена законодательными актами о транспорте.

Статья 707 Гражданского кодекса РК устанавливает, что ответственность перевозчика по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни или здоровью пассажира, определяется по правилам главы 47 Гражданского Кодекса («Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда»), если законодательными актами или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика.

Так, за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном законодательными актами о транспорте, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы (п.1 ст.704 ГК РК). Такими законодательными актами являются Закон РК «О транспорте» и отдельные законы по видам транспорта, а также правила перевозок по видам транспорта и объектам перевозки.

В соответствии со статьей 18 Закона «О транспорте» при задержке перевозки пассажира по вине перевозчика последний уплачивает пассажиру штраф в размере 3 процентов от стоимости билета за каждый час задержки, помимо возмещения убытков пассажиру, если последние имели место. Однако сумма взысканного пассажиром штрафа не может превышать стоимости приобретенного билета, что свидетельствует об ограниченной ответственности перевозчика. Аналогичная норма содержится, в частности, и в статье 47 Закона «Об автомобильном транспорте», статье 120 Закона «О торговом мореплавании» (как и в других законодательных актах об иных видах транспорта). Полагаем, что в предпринимательской деятельности ограниченная ответственность предпринимателя не соответствует его статусу, т.к. один из признаков предпринимательства - это несение предпринимательского риска (статья 10 ГК РК и аналогичная норма Закона РК «О частном предпринимательстве»).

Аналогичным образом с установлением ограниченной ответственности перевозчика сконструированы и следующие нормы Закона «О транспорте»:

- за просрочку в доставке багажа перевозчик уплачивает получателю багажа штраф в размере 10 процентов платы за перевозку за каждые сутки просрочки, но не свыше 50 процентов платы за перевозку (аналогично и в п.5 статьи 47 Закона «Об автомобильном транспорте», статье 117 Закона РК «О торговом мореплавании», статье 80

Закона «О железнодорожном транспорте» и др.);

- за просрочку в доставке груза перевозчик уплачивает получателю штраф в размере 5 процентов платы за перевозку за каждые сутки просрочки, но не свыше 50 процентов платы за перевозку.

Перевозчик освобождается от ответственности за просрочку в доставке груза или багажа, если просрочка произошла не по его вине.

Перевозчик несет ответственность за убытки, возникшие у отправителя или получателя багажа или груза в связи с задержкой перевозки, если последние имели место. Размер предусмотренных убытков и порядок их определения устанавливаются Правилами перевозки грузов и багажа, утверждаемыми уполномоченным государственным органом.

В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату в полном размере, а также возместить пассажиру понесенные им убытки в связи с такой задержкой.

Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком в следующих размерах:

1) в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

2) в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости;

3) в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Стоимость груза или багажа определяется, исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре - исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одно-

стороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

Пассажиры, отправитель и получатель груза или багажа несут ответственность за ущерб, причиненный по их вине другим лицам, имуществу перевозчика и имуществу других лиц, за которое несет ответственность перевозчик (статья 19 Закона РК «О транспорте»).

Пассажир, обнаруженный в поезде (на судне, в самолете) без билета или с билетом, не дающим право на проезд в данном поезде (на судне в самолете), обязан уплатить штраф в установленном размере и, кроме того, стоимость проезда до ближайшей станции (порта). Затем он либо приобретает билет для дальнейшего следования, либо удаляется из поезда (снимается с рейса).

Отправитель несет ответственность за ущерб, причиненный перевозчику или другому лицу, перед которым перевозчик несет ответственность в связи с неправильностью, неточностью или неполнотой указанных в транспортных документах сведений. Отправитель также несет ответственность перед перевозчиком за все убытки, которые могут возникнуть в связи с неточностью, неполнотой или неправильностью сведений, указанных в транспортных документах.

Несмотря на исключение из Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан главы о досудебном урегулировании гражданско-правовых споров, применительно к спорам по договорам перевозки грузов установлен обязательный досудебный порядок их урегулирования. То есть до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза (но не пассажира и багажа), обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном законодательными актами (пункт 1 статьи 706 ГК РК).

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год.

Следует учитывать, что деятельность по эксплуатации транспортных средств относится к источнику повышенной опасности, что влечет и повышенную ответственность владельцев транспортных средств. Так, перевозчик несет имущественную ответственность за вред, возникший вследствие причинения смерти или повреждения здоровья пассажиру при перевозке, если не докажет, что вред возник вследствие умысла потерпевшего

или непреодолимой силы (статья 20 Закона «О транспорте»).

Таким образом, анализ действующих нормативных правовых актов в области публичного договора перевозки транспортом общего пользования показывает, что принцип свободы договора для перевозчика здесь практически не действует. Перевозчик не имеет права отказать клиенту в заключении договора перевозки, кроме случаев, установленных законодательными актами. Практически все права и обязанности по всем видам перевозки регламентированы законодателем подробным образом путем утверждения обязательных Правил.

Требования к самим перевозчикам конкретны и детализированы. Точно определены также требования к состоянию транспортных средств.

Цена договора, а также иные условия публичного договора являются одинаковыми для всех клиентов в зависимости от вида и объекта перевозки. Для определенных категорий пассажиров установлены льготы. На государственные органы возложена обязанность по обеспечению организации перевозок транспортом общего пользования с указанием конкретных обязанностей на уровне законодательных актов. Единственный недостаток отечественного законодательства в рассматриваемом вопросе, по нашему мнению, это отсутствие хотя бы отсылочных норм о применении норм законодательства о защите прав потребителей к данному виду договора. Поэтому предлагается устранить названный пробел путем внесения соответствующих дополнений в Гражданский кодекс Республики Казахстан.

В связи с этим, несмотря на то, что ни в одном транспортном законе не предусмотрен такой способ защиты как компенсация морального вреда, вместе с тем ни в одном из них не закреплен и запрет на его возмещение в пределах правоотношений по перевозке. А отечественный Закон «О защите прав потребителей», как и аналогичный российский Закон, гласит, что потребители в результате нарушения их прав по приобретению вещей, выполнению работ или оказанию услуг (а перевозка - это именно услуги), имеют право на компенсацию морального вреда наряду с возмещением убытков (статья 18 Закона КазССР «О защите прав потребителей» от 5 июня 1991 г.).

Ведь целью отнесения договора к категории публичного является правильное установление границ, когда частные интересы должны быть урезаны в пользу публичных. В законодательстве эта граница четко не обозначена, что способству-

ет редкому использованию норм о публичном договоре в судебной практике. Видимо, поэтому в материалах публикуемой судебной практики Республики Казахстан не имеется примеров применения законодательства по рассматриваемому нами договору. В Российской Федерации такие дела рассматриваются довольно часто, о чем можно судить по следующим опубликованным фактам.

Так, по делу №33-119/2004 Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда, рассмотрев кассационную жалобу истца Еремина В.А. (ответчик - муниципальное государственное пассажирское автопредприятие), установила, что 7 ноября 2001 года истец в 7 час 40 чин зашел в автобус маршрута №40 на остановке «Солнечная» по пути в г. Томск. Используя права, предоставленные ему ФЗ «О ветеранах» и Постановлением Главы Администрации г. Северск Томской области, он предъявил кондуктору удостоверение «Ветеран труда», выданное ему Администрацией г. Северск. Однако кондуктор автобуса заявила, что его удостоверение недействительно, попыталась его забрать, затем предложила выкинуть удостоверение, заявив, что он едет «зайцем» и должен приобрести проездной билет. Он оплатил проезд до остановки «АРЗ» в г. Томске в сумме 2 руб. 80 коп. Из-за негативного поведения кондуктора он испытал чувство вины и моральные неудобства перед другими пассажирами. Поэтому он вышел из автобуса, пересел в другой автобус. В результате указанных действий кондуктора истцу был причинен моральный вред. Суд первой инстанции имущественные требования истца удовлетворил полностью, а в компенсации морального вреда отказал.

Областной суд, проанализировав законодательство о защите прав потребителей и нормативные постановления Верховного Суда РФ по данному вопросу, пришел к выводу, что данные правоотношения, как возникшие из договора перевозки пассажиров в общественном транспорте, бесспорно подпадают под действие Закона РФ «О защите прав потребителей». Кроме того, согласно ст. 426 ГК РФ о публичном договоре цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается представление льгот для отдельных категорий потребителей. В данном случае бесспорно установлено и никем из участников процесса не оспаривается, что Еремин В.А. имел право на бес-

платный проезд в общественном транспорте, предъявил кондуктору удостоверение ветерана труда, подтверждающего наличие у него вышеуказанной льготы. Однако кондуктором Еремину А.А в бесплатном проезде было незаконно отказано, Еремин был вынужден произвести оплату проезда. Изложенные обстоятельства однозначно свидетельствуют о том, что в данном случае имело место нарушение права Еремина, как потребителя, на бесплатный проезд в общественном транспорте. Согласно ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) прав потребителя, подлежит компенсации причините-лем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом, компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. Исходя из изложенного, суд признал требования истца Еремина о взыскании в его пользу компенсации морального вреда законными [3].

Потребитель имеет право по своему выбору предъявить претензию перевозчику либо сразу обратиться в суд о возмещении убытков и взыскании неустойки, а также и компенсации морального вреда. Как известно, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права; утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб); а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Можно привести следующий пример, но опять же из российской судебной практики.

Так, пассажир Кабанов Д.В. приобрел авиабилеты себе и своей семье по маршруту Казань-Шарм-эль-Шейх-Казань, выполняемый ОАО «Авиакомпания «Татарстан», 01.11.2002 г. туда и 10.11.2002 г. обратно. 10.11.2002 г. при вылете обратно рейс был задержан по причине неисправности материальной части воздушного судна, поэтому пассажир Кабанов Д.В. и его семья были вынуждены задержаться в аэропорту Шарм-эль-Шейх до 12.11.2002 г., тем самым понести расходы, связанные с проживанием и питанием. К тому, же помимо этих расходов, семья Кабановых понесла дополнительные расходы, связанные с оплатой стоянки автомашины в аэропорту Казань с 11.11.2002 г. по 13.11.2002 г. в размере 80 рублей и сам Кабанов Д.В. понес убытки по неоплате двух

рабочих дней в размере 3000 рублей. Все указанные расходы и убытки были оплачены авиакомпанией «Татарстан», после рассмотрения претензии пассажира Кабанова Д.В. [4].

Требования пассажира-потребителя об уплате неустойки, предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению перевозчиком в добровольном порядке, в противном случае суд вправе взыскать с перевозчика штраф в размере цены иска в доход соответствующего бюджета за отказ от добровольного удовлетворения тре-

бований пассажира (ст.20 Закона «О защите прав потребителей»). Хотя указанное положение прямо не названо в транспортном законодательстве, следует говорить о необходимости применения такого способа защиты прав потребителей как более слабой стороны в договоре перевозки.

Также представляется необходимым на законодательном уровне предоставить сторонам возможность самим регулировать вопрос размера компенсации морального вреда, не вынуждая к обязательному обращению в суд.

Использованная литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья. - М., 2007.

2. Шерстобитов А.Е. Гражданско-правовые вопросы охраны прав потребителей. - М., 1993.

3. Интернет-сайт Верховного Суда Российской Федерации.

4. Интернет-сайт Верховного Суда Российской Федерации.

* * * * *

MoK,ajiada opmaiç naùdanany Kemzini'ty macuMan mapmuna wapun mapm peminde cunammaMa ôepijiedi.

In clause the contract about rendering services of communication as the public contract is considered

Институт законодательства Республики Казахстан представляет:

Комментарий к Конституционному закону Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» / Коллектив авторов. - Астана: Институт законодательства Республики Казахстан, 2004. - 392 с.

Для независимого Казахстана проблемы выборного законодательства представляются весьма актуальными в свете построения демократического государства. С момента принятия Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан» неоднократно подвергался изменениям и дополнениям, направленным на совершенствование избирательной системы.

Настоящее издание представляет собой постатейный комментарий и материал к действующему Конституционному закону Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан».

Текст Конституционного закона приводится по состоянию на 1 сентября 2004 года.

Комментарий предназначен для круга читателей, интересующихся выборным законодательством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.