4. Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006. № 664. «Об утверждении Правил выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты».
5. Мельников В.Ю. Обеспечение и защита прав человека при применении мер процессуального принуждения в досудебном производстве Российской Федерации. Диссертация д-ра юрид. наук. Москва, 2014. С. 145.
6. Корнелюк О.В. Уголовно-процессуальные способы обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства // «Черные дыры» в российском законодательстве, 2007. № 1.
7. Зайцев Е.А. Государственная защита анонимного свидетеля в сфере уголовного судопроизводства Российской Федерации и зарубежных стран: сравнительно-правовое исследование. Автореф. Диссертации канд. юрид. наук. Москва, 2016. С. 45.
8. Макарова О.В. Обеспечение безопасности лиц, способствующих предупреждению и раскрытию коррупционных преступлений.// Журнал Российского права, 2015. № 7. С. 97105.
9. Козлова Н. Спрячем быстро и без вопросов // Российская газета, 2016. 6 октября.
К ВОПРОСУ ОБ ОТЛИЧИИ ДОГОВОРА ФРАХТОВАНИЯ ОТ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ Корнеев А.И.
Корнеев Андрей Игоревич - бакалавр, направление: юриспруденция, кафедра гражданского права, юридический факультет, Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань
Аннотация: в статье анализируются отличительные признаки договора фрахтования от договора перевозки в соответствии с российским законодательством. Несмотря на то, что договор фрахтования формально отнесен к группе договоров на оказания услуг и цель его схожа с целью договора перевозки. Соотношение между этими договорами выявляет признаки самостоятельности договора фрахтования.
Ключевые слова: договор, чартер, закон, фрахтовщик, пассажир, багаж.
На протяжении многих лет, а в последнее время особенно, часто поднимается вопрос о том, является ли чартер договором на оказание услуг либо на передачу имущества.
В действующем Гражданском кодексе РФ (ГК РФ) договор включен в гл. 40[1], что формально позволяет его отнести к группе договоров на оказание услуг. Кроме того, экономической целью и того и другого является перемещение груза из одного пункта в другой.
Вместе с тем предмет чартера не совпадает ни с предметом договора перевозки грузов, ни с предметом договора перевозки пассажиров.
Как разновидность договора морской перевозки чартер (договор фрахтования судна, его части или отдельных помещений) предусмотрен в Кодексе торгового мореплавания (КТМ). Нормы о чартере имеются и в Воздушном кодексе РФ[2].
Во-первых, договор фрахтования может быть связан как с перевозкой грузов, так и с перевозкой пассажиров. Во-вторых, чартерные рейсы являются нерегулярными, а следовательно, не относятся к перевозкам транспортом общего пользования. Это влечет определенные правовые последствия, которые отражены в судебной практике. Так, в определении ВАС РФ от 29 декабря 2010 г.[3] отмечено, что договор фрахтования не относится к договорам перевозки транспортом общего пользования и не является публичным договором для перевозчика, что лишает истца права на обращение в суд с требованием о понуждении заключить договор, в порядке предусмотренном ст. 445 ГК РФ.
В-третьих, отличие договора перевозки грузов и договора фрахтования можно обнаружить в том, что фрахтовщик не принимает на себя ответственность за груз. На данном этапе исследования мы не пытаемся дать оценку верности такой позиции. Однако она берет истоки в ранее действующем законодательстве, предусматривающем, что товарно-транспортная накладная не оформляется при перевозке грузов, по которым не ведется складской учет и не организован учет замером, взвешиванием, геодезическим замером осуществлялась.
В советской юридической литературе подчеркивалось: «Поскольку в подобных случаях отпадают два основных элемента, определяющих правоотношения сторон как договор грузовой перевозки (вверенность груза перевозчику и обязанность последнего передать его управомоченному лицу), следует считать, что подобные отношения не являются договором перевозки. Учитывая, что при таких условиях работа автотранспорта оплачивается обычно не по тоннам (кубометрам), а повременно, имеются все основания рассматривать его как договор имущественного найма»[4].
В-четвертых, при чартере перевозчик (фрахтовщик) не принимает у отправителя определенное число мест груза к перевозке и не обязуется предоставить определенное количество мест в транспортном средстве в соответствии с приобретенным последним провозным билетом. Предмет обязательства перевозчика (фрахтовщика) при чартере составляют действия по предоставлению всей или части вместимости транспортного средства на один или несколько рейсов[5].
Вручение груза перевозчику, предоставление соответствующего места на зафрахтованном судне пассажиру удостоверяются соответствующими транспортными документами.
Например, во исполнение договора воздушного чартера, фрахтовщик выдает фрахтователю (или лицу, с которым фрахтователь заключил договор) авиационную грузовую накладную или билет, что представляется нецелесообразным как с юридической, так и с практической точек зрения.
Дело в том, что составление и выдача транспортной накладной означает заключение между сторонами договора перевозки груза, равно как и выписка билета на конкретного человека означает заключение договора перевозки пассажира. Происходит дублирование договоров, при этом договор фрахтования теряет свое значение и самостоятельность.
В-пятых, при фрахтовании транспортного средства для перевозки пассажиров фрахтователь является лицом, которое организует перевозку определенной группы людей (к примеру, такие договоры часто заключаются туристическими организациями для перевозки групп туристов). При этом пассажиры стороной договора фрахтования не становятся, однако на них распространяются гарантии, предоставляемые пассажирам ГК РФ и транспортным законодательством. Перевозчик будет нести перед ними ответственность за причинение вреда жизни, здоровью и перевозимому ими имуществу.
Следовательно, существующее мнение, что чартер это самостоятельный вид договора перевозки заслуживает поддержки, за небольшим уточнением. Чартер это самостоятельный вид договора, наряду с договорами перевозки грузов, пассажиров и багажа (ст. 785 и 786 ГК РФ), цель которого схожа с целью договора перевозки - транспортировка пассажиров, багажа, груза или почты.
Список литературы
1. Морозов С.Ю. Транспортное право : учебник для академического бакалавриата / С. Ю. Морозов. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2017. С.157-158.
2. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383; (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 31.12.2017).
3. Определение ВАС РФ от 29 декабря 2010 г. № ВАС-17823/10//СПС КонсультантПлюс.
4. Гражданское право: В 2 т. / Под ред. Е.А. Суханова. - М.: БЭК, 2011. С.348.
5. Договорное право. Общие положения. Кн. 1 (4-е изд., стереотипное) Брагинский М.И., Витрянский В.В. Статут. 2014.С.231-232.