Научная статья на тему 'Договор фрахтования и перевозка грузов автомобильным транспортом'

Договор фрахтования и перевозка грузов автомобильным транспортом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2406
414
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОВОР / ФРАХТОВАНИЕ / ПЕРЕВОЗКА / ГРУЗ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / СONTRACT / AFFREIGHTMENT / TRANSPORTATION / GOODS / AUTOMOBILE TRANSPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фаст Ольга Федоровна

В статье раскрывается роль договора фрахтования в процессе перевозки грузов автомобильным транспортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Contract of Affreightment and the Carriage Cargoes by Motor Transport

This article addresses the role of contract of affreightment in the process of goods automobile transportations.

Текст научной работы на тему «Договор фрахтования и перевозка грузов автомобильным транспортом»

12 См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» // Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда РФ по гражданским делам. М., 2001.

13 См.: Ворожейкин Е.М. Семейные правоотношения в СССР. С. 286.

14 См.: НечаеваА.М. Значение вины при разрешении споров о детях // Советская юстиция. 1974. № 10. С. 24.

15 См.: Ворожейкин Е.М. Вина как субъективное основание ответственности в семейном праве // Советская юстиция. 1970. № 20. С. 14.

16 См.: Пугинский Б.И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М., 1984. С. 151-154.

17 См.: Малеин Н.С. Правонарушение: Понятие, причины, ответственность. М., 1985. С. 155.

18 См.: Тархов В.А Гражданское право. Курс. Общая часть. Уфа, 1998. С. 301-303.

19 См.: Звенигородская Н.Ф. Вина как главное субъективное условие семейно-правовой ответственности // Мировой судья. 2010. № 2. С. 15.

20 См.: Чаусская О.А. Ограничение родительских прав как мера защиты интересов ребенка // Семья и право (к 10-летию принятия Семейного кодекса РФ): материалы научно-практической конференции: сборник / отв. ред. Л.Ю. Михеева. М., 2005. С. 134-135.

О.Ф. Фаст

ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ И ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

В статье раскрывается роль договора фрахтования в процессе перевозки грузов автомобильным транспортом.

Ключевые слова: договор, фрахтование, перевозка, груз, автомобильный транспорт.

G.F. Fast

THE CONTRACT OF AFFREIGHTMENT AND THE CARRIAGE CARGOES BY MOTOR TRANSPORT

This article addresses the role of contract of affreightment in the process of goods automobile transportations.

Keywords: TOntract, affreightment, transportation, goods, automobile transport.

Нормы Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) и Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта1 (далее — Устав 2007 г.) предусмотрели разные правовые возможности для реализации перевозки грузов автомобильным транспортом, а именно, наряду с договором перевозки осуществить перемещение груза стало возможно на основании договора транспортной экспедиции, договора фрахтования.

Рассмотрим более подробно договор фрахтования и его место в договорных отношениях перевозки грузов автомобильным транспортом. Договор фрахтования, помещенный в гл. 40 ГК РФ «Перевозка» характеризуется как соглашение, заключаемое для перемещения грузов. По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ст. 787 ГК РФ). Заметим, что в юридической литературе не раз отмечалась схожесть целей заключения договоров фрахтования и перевозки — транспортировка груза, пассажиров, багажа. Некоторые авторы указывают на общую экономическую цель договора фрахтования и перевозки — изменение территориального положения объекта обязательств2.

© Фаст Ольга Федоровна, 2013

Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и семейного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: fastolga@mail.ru

Первоначально договор фрахтования регламентировался гл. 10 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее — КТМ РФ)3, ст. 104 Воздушного кодекса РФ4, ст. 97 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ5. Так, например, в КТМ РФ предусмотрены 2 главы, непосредственно посвященные аренде судов: договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) и договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер). Первый договор определяется как гражданско-правовое соглашение, по которому судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 198 КТМ РФ). В соответствии с данным договором судовладелец обязан не только принять меры по обеспечению годности судна, по укомплектованию его экипажем, но и надлежаще его снарядить (ст. 203 КТМ РФ). Первый договор более категоричен, поскольку уже в определении не допускает возможности различных вариантов аренды, а именно по соотношению условий укомплектования экипажем, предоставления услуг по техническому обслуживанию и по снаряжению судна. Договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) — это гражданско-правовое соглашение, по которому судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 211 КТМ РФ). Однако в отличие от соответствующих норм ГК РФ КТМ РФ предусматривает, что правила, непосредственно посвященные аренде судов, применяются только в том случае, если соглашением сторон не установлено иное (ст. 201, 212). Это означает, что стороны свободны в выборе ш условий договора фрахтования на время: вариантов предоставления тех или иных и услуг судовладельцем и вариантов возможного состояния судна при его аренде6. а Некоторые цивилисты оценивают договор фрахтования «...как один из видов о договора перевозки груза, без каких либо осложняющих его элементов других о

договоров»7. Значение договора фрахтования не может быть иным, чем осущест- о

8 <

вление перевозки, перемещения груза на определенных условиях8. а

Чтобы понять, какое место договор фрахтования занимает в договорных от- в

е

ношениях перевозки грузов автомобильным транспортом, следует обратиться о

к его правовой природе. р

Фрахтование (от англ. chartering) — разновидность коммерческой деятель- |

ности, связанная с заключением договоров о перевозке грузов или пассажиров к

морским, речным, авиационным или автомобильным транспортом. Например, а

к

немецким законодательством предусмотрено, что перевозка грузов автомобиль- Ш ным транспортом осуществляется на основании заключения договора фрахто- ии вания9. Фрахт (от голл. vracht, нем. Fracht) — плата владельцу транспортных g средств за предоставленные им услуги по перевозке грузов или пассажиров10. 0

Договор фрахтования транспортного средства для перевозки груза заключа- ^

о

ется ранее его вручения перевозчику. Если по договору перевозки перевозчик 3 обязуется перевезти в пункт назначения груз, не обусловливая свою обязанность предоставлением определенного транспортного средства, то смысл договора фрахтования состоит, прежде всего, в предоставлении за плату всей или части вместимости одного или нескольких транспортных средств для перевозки грузов. Вручение груза перевозчику, предоставление соответствующего места на зафрахтованном транспорте удостоверяются соответствующими транспортными 91

документами. Таким образом, согласно норме ст. 787 ГК РФ договор фрахтования является самостоятельным наряду с договором перевозки грузов (ст. 785 ГК РФ)11.

Следует отличать договор фрахтования, определение которого дано в ст. 787 ГК РФ, от договоров аренды транспортных средств (фрахтование на время), прежде всего, по предмету, цели заключения и правовой природе данных договоров.

Предметом договора аренды транспортного средства (фрахтование на время) может стать любое транспортное средство. Договор рассматривается как комплексный, устанавливающий обязательства, непосредственно касающиеся предоставления транспортных средств в аренду, оказания арендатору услуг, связанных с управлением и его технической эксплуатацией. Договор, не предусматривающий предоставления таких услуг, носит чисто арендный характер12. Более того, некоторые авторы выделяют договор фрахтования на время, сочетающий элементы аренды и оказания услуг как отдельный вид договора 13.

Предмет договора фрахтования (ст. 787 ГК РФ) включает в себя обязательства по предоставлению конкретного транспортного средства для последующего перемещения конкретного груза в пространстве.

Другим принципиальным отличием договора фрахтования от аренды транспортного средства является цель заключения договоров. Законодатель в ст. 787 ГК РФ обозначил цель заключения договора фрахтования — предоставление части или всего транспортного средства «...для перевозки грузов, пассажиров и багажа». По договору аренды транспортного средства (фрахтование на время) для сторон в принципе безразлично, с какой целью арендуется транспортное средство.

Договор фрахтования является двусторонним и возмездным. Его содержание состоит в праве фрахтователя зарезервировать все обусловленное договором § транспортное средство (часть его вместимости) для перевозки за плату в течение одного или нескольких рейсов, предусмотренных данным договором грузов, а ~ фрахтовщика — получить за предоставленное транспортное средство (часть его ^ вместимости) установленную соглашением сторон плату — фрахт. | ГК РФ относит установление порядка заключения договора фрахтования, а так-

| же формы указанного договора к ведению транспортных уставов и кодексов. Так, >| в соответствии со ст. 18 Устава 2007 г. перевозка груза с сопровождением предста-I вителя грузовладельца, в отношении которого не ведется учет движения товарно-| материальных ценностей, осуществляются транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, заключаемого в письменной форме. I Договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление

« транспортного средства для перевозки груза. Реквизиты и порядок заполнения | такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок грузов, но т. к. ё данный договор является консенсуальным, он может заключаться и в иной 1 форме, по согласованию сторон.

° В соответствии с положениями ст. 18 Устава 2007 г. договор фрахтования

¿5 должен включать в себя следующие позиции: сведения о фрахтовщике и фрахто-I вателе; наименование груза; тип предоставляемого транспортного средства (при | необходимости — количество транспортных средств); маршрут и место подачи транспортного средства; сроки выполнения перевозки; размер платы за пользование транспортным средством. Помимо этого, договор фрахтования может включать в себя и иные не указанные в Уставе 2007 г. условия.

Устав 2007 г. не дает определение договора фрахтования, заключаемого на автомобильном транспорте, как иные транспортные уставы и кодексы. Статья 18 Устава 92 2007 г. регулирует порядок заключения, форму указанного договора. Очевидно, за-

конодатель полагает, что ГК РФ достаточно полно раскрывает содержание данного вида договора и расширительному толкованию не подлежит. Определение договора фрахтования, данное в ст. 787 ГК РФ, содержит не только цель передать имущество во временное пользование, но и указывает, с какой целью должно использоваться данное имущество — для транспортировки, перемещения грузов, пассажиров, багажа. Направленность договора фрахтования на перемещение груза предопределяет его место в процессе перевозки грузов автомобильным транспортом.

Однако стоит обратить внимание на то обстоятельство, что общая цель договора фрахтования и перевозки — изменение территориального положения, при реализации договора фрахтования всегда преследуется фрахтовщиком, но не всегда фрахтователем. Например, фрахтователь может заключить договор субчартера и передать на возмездной основе вместимость транспортного судна третьему лицу, получив свою предпринимательскую выгоду, но, передав свои права по договору фрахтования, фрахтователь все же из обязательства не выбывает. В первоначальном договоре он продолжает оставаться фрахтователем со всеми вытекающими отсюда последствиями за невыполнение обязательств14.

Глава 40 ГК РФ, Устав 2007 г. не содержат положения о договоре субфрахтования. Требуется узаконить отношения контрагентов по договору субфрахтования в гл. 40 ГК РФ или в Уставе 2007 г. для регулирования таких вопросов, как должно ли быть согласие фрахтовщика на передачу обязанностей фрахтователя третьему лицу, форма данного согласия, ответственность сторон за невыполнение обязательств по договору или причинения вреда третьим лица.

Некоторые авторы рассматривают договор фрахтования в качестве составляющей транспортной деятельности15. Сочетание общегражданского договора аренды с транспортными правилами и единая конечная цель с договором перевозки дают основание причислять договор фрахтования к договорам перевозки груза автомобильным транспортом.

На наш взгляд, между договором фрахтования и договором перевозки существует преемственность. Процесс формирования и развития перевозки грузов многослоен. Основным договором, реализующим транспортное обязательство, является договор перевозки. При наличии договора фрахтования транспортное обязательство возникает за рамками договора перевозки. Транспортные отношения, предшествующие заключению договора перевозки, а именно договор фрахтования, будучи самостоятельным договором, составляет транспортную деятельность, цель которой состоит в изменении территориального положения как людей, так и различных материальных ценностей.

Законодатель не случайно включил договор фрахтования в раздел перевозки грузов Устава 2007 г. В этом смысле ст. 18 Устава 2007 г. значительно расширяет возможности автотранспортной организации в части перевозок грузов, что приобретает особую актуальность при реализации Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 6 декабря 2011 г.)16. В условиях рыночной экономики транспортное предприятие должно быть вооружено такими правовыми инструментами, которые бы позволяли оказывать различные услуги, связанные с перевозкой.

1 См.: Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (в ред. от 28 июля 2012 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 46, ст. 5555.

2 См.: Пиджаков А.Ю., Аксаментов О.И. Договор фрахтования вместимости воздушного судна (воздушный чартер) // Транспортное право. 2004. M 2. С. 22.

3 См.: Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. M 81-ФЗ (в ред. от 23 апреля 2012 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. M 18, ст. 2207.

4 См. : Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. M б0-ФЗ (в ред. от б декабря 2011 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. M 12, ст. 1383.

5 См. : Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. M 24-ФЗ (в ред. от 28 июля 2012 г.) // Парламентская газета. 2001. 12 марта.

6 Подробнее об этом см.: Вавилин Е.В. Договор аренды транспортных средств // Известия вузов. Правоведение. 1999. M 2. С. 148-155.

7 Калпин А.Г Договор фрахтования судна (чартер) как институт морского права: теоретические и практические проблемы: автореф. дис. ...д-ра юрид. наук. M., 1990. С. 5.

8 См.: Калпин А.Г. Чартер (природа, структура отношений, сопоставление со смежными морскими договорами). M., 1978. С. 7.

9 Wieske Tohmas. Transport Recht. Schnell erfasst. Springer, 2003. S. 23-103; Fremuth Fritz, Thume Karl Heinz. Kommentar zum Transportrecht. Heidelberg, 2000. S. 32-78; Oelfke Wolfgang. Gueterverkehr Spedition Logistik. Bad Homburg v.d.H., 2000. S. 44-51; Von Rolf-Ernst Noelke. Der Verkehrsfachwirt. Kompendium praxisrelevanten Grundlagen-Wissens fuer die Teilnehmer des Qualifizierungs- und Fortbildunglehrganges "Verkehrsfachwirt" der IHK-Bildungszentren. Band III: Transportrecht, Haftung und Verkehrspolitik. Norderstedt, 2003. Kapitel 3.

10 Подробнее об этом см.: Крамаров Э.М. Внешняя торговля продукцией морского транспорта. Невидимый экспорт и импорт. M., 19б8; Бурмистров М.М. Фрахтование судов и внешнеторговые транспортные операции. M., 1975.

11 См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: в 3 т. Т. 2. 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. M., 200б. С. 195-19б.

12 См.: Вавилин Е.В. Аренда транспортных средств. Саратов, 2001. С. 19-24; Ходунов М.Е. Правовое регулирование деятельности транспорта. M., 19б5. С. б0.

13 См., например: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 2: Договоры о передаче имущества. M., 2000. С. 50б, 508.

14 См.: Пиджаков А.Ю., Аксаментов О.И. Указ. соч. С. 22.

15 См.: Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: учебник. M., 2003. С. 492.

16 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. M 31, ст. 400б.

М.А. Пазына

ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена исследованию процедуры заключения договора аренды. Анализируется специфика заключения договора при осуществлении предпринимательской деятельности; рассматриваются подготовительный (преддоговорный) этап заключения договора аренды, способы заключения договора, особенности заключения договора лизинга.

Ключевые слова: договор аренды, предпринимательская деятельность, заключение договора аренды, субаренда, договор присоединения, заключение договора на торгах, лизинг.

M.A. Pazyna

LEASE CONTRACT CONCLUSION FEATURES IN BUSINESS PRACTICE

In this article a lease contract conclusion procedure is investigated. Author analyses the features of the lease contract conclusion in business practice. Pre-contract stage of the lease contract conclusion, the contract of adhesion, the conclusion of the contract on trades, the conclusion features of the contract of leasing are investigated.

Keywords: lease contract, business practice, lease contract conclusion, sublease, contract of adhesion, conclusion of the contract on trades, leasing.

© Пазына Мария Алексеевна, 2013

Документовед отдела международных связей (Саратовская государственная юридическая академия); 94 e-mail: maffa21@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.