Научная статья на тему 'Правовой статус автовокзала при заключении и осуществлении договора перевозки пассажира'

Правовой статус автовокзала при заключении и осуществлении договора перевозки пассажира Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5190
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАССАЖИР / ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА / АВТОВОКЗАЛ / ПЕРЕВОЗЧИК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хейгетова Светлана Егоровна

В данной статье рассматриваются вопросы правового положения автовокзала, как участника процесса осуществления перевозки пассажира автомобильным транспортом. Автор на основе анализа действующего законодательства исследует правовую природу договора, который обеспечивает взаимоотношение перевозчика, автовокзала и пассажира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal status of road service station at the conclusion and implementation of the contract of transportation of the passenger

In this article questions of a legal status of bus station, as participant of process of implementation of transportation of the passenger are considered by the motor transport. The author on the basis of the analysis of the current legislation investigates the legal nature of the contract which provides relationship of a carrier, bus station and the passenger.

Текст научной работы на тему «Правовой статус автовокзала при заключении и осуществлении договора перевозки пассажира»

5.2. ПРАВОВОЙ СТАТУС АВТОВОКЗАЛА ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА

Хейгетова Светлана Егоровна, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права, к.ю.н.

Место работы: Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы правового положения автовокзала, как участника процесса осуществления перевозки пассажира автомобильным транспортом. Автор на основе анализа действующего законодательства исследует правовую природу договора, который обеспечивает взаимоотношение перевозчика, автовокзала и пассажира.

Ключевые слова: пассажир, договор перевозки

пассажира, автовокзал, перевозчик.

LEGAL STATUS OF ROAD SERVICE STATION AT THE CONCLUSION AND IMPLEMENTATION OF THE CONTRACT OF TRANSPORTATION OF THE PASSENGER

Heygetova Svetlana Egorovna, Associate professor civil and enterprise rights

Place of employment: Academy of national economy and public service at the President of the Russian Federation

Annotation: In this article questions of a legal status of bus station, as participant of process of implementation of transportation of the passenger are considered by the motor transport. The author on the basis of the analysis of the current legislation investigates the legal nature of the contract which provides relationship of a carrier, bus station and the passenger.

Keywords: passenger, agreement of transportation of passenger, ferryman, bus terminal

Значительная роль в организации и осуществлении междугородних автобусных перевозок принадлежит автовокзалам и пассажирским автостанциям, от уровня организации работы которых, во многом зависят качественные и количественные показатели перевозок.

Порядок работы автовокзалов по обслуживанию пассажиров и осуществлению перевозок

регламентируется Типовым технологическим процессом работы автовокзалов (автостанций)

междугородних сообщений и Табелем обязательного оборудования и оформления автовокзалов

(автостанций)1. По мнению некоторых авторов2, технологические процессы являются основными нормативными документами и охватывают работу всех служб по обеспечению нужд пассажиров. При этом следует отметить, что практика показала их высокую эффективность. Однако данный документ является

1 Утв. Приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981г. №200.

2 Шацких В.И.Комплексное транспортное обслуживание пассажиров/ Материалы семинара «Автомобильный транспорт-составная часть единой транспортной системы».М.198о.

ведомственным актом, который не был официально опубликован, в связи, с чем в случае возникновения споров у суда имеются основания отказать в его применении.

Следует отметить, что автовокзалы одно время являлись структурными подразделениями

автотранспортных предприятий, потом - структурными подразделениями производственных объединений автовокзалов, т.е. выполняли возложенные на них задачи как подразделения конкретного юридического лица. Со времени приватизации автотранспортных предприятий и автовокзалов, а тем более, со времени изменения гражданского законодательства правовой статус автовокзалов претерпел существенные

3

изменения .

Принятие в ноябре 2007 года Федерального закона № 259-ФЗ и разработка новых правил перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом не решило проблем, возникающих на практике.

Отсутствие нормативно закрепленного правового статуса автовокзала приводит к тому, что междугородние перевозки могут быть организованы сегодня практически с любой точки. Спонтанно возникающие автовокзалы не могут обеспечить качественное транспортное обслуживание и безопасность перевозок пассажиров. При этом, в настоящее время в РФ действует более 7 тыс. межрегиональных автобусных маршрутов, по которым на регулярной основе ежегодно перевозится более 200 млн пассажиров4.

Единственным законодательным документом федерального значения, позволяющим упорядочить процедуру открытия регулярных автобусных маршрутов между субъектами РФ, является «Порядок формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами РФ», утверждённый Приказом Минтранса России № 178 от 14 августа 2003 года5. В соответствии с данным нормативным актом, отправление (прибытие) автобусов регулярных

маршрутов между субъектами Российской Федерации производится, как правило, с автовокзалов (пассажирских автостанций), а также с мест, специально отведенных для этих целей исполнительными органами государственной власти РФ и субъектов РФ и соответствующим образом оборудованных.

Основная роль в реализации положений «Порядка» отводится Минтрансу России и органам

исполнительной власти субъектов Российской

Федерации.

Следует также отметить, что в настоящее время действующим законодательством не урегулированы вопросы, связанные с организацией регулярных межсубъектных (межрегиональных) перевозок

пассажиров автомобильным транспортом. В условиях сложившейся правовой неопределенности в ряде субъектов Российской Федерации приняты

нормативные правовые акты, которыми устанавливается собственный порядок организации регулярных перевозок по межрегиональным

3 Хейгетова С.Е. Правовое регулирование перевозки пассажиров автомобильным транспортом. Дис.к.ю.н. Ростов-на-Дону.2007.с.109-113.

4 http://www/mintrans.ru

5 Российская газета №184 от 16.09.2003 г.

маршрутам. Нередко принятый в одном субъекте порядок открытия, функционирования, закрытия межрегионального маршрута не соответствует, а иногда и противоречит порядку регулирования этих же вопросов в другом субъекте, что является существенным препятствием в развитии рынка транспортных услуг в соответствии с растущим спросом населения.

Все это, как свидетельствует правоприменительная практика, позволяет выделить ряд проблем:

- не хватает легальных согласованных автостанций и автовокзалов;

- огромное количество регулярных перевозок

выполняется под вывеской заказных, челночных,

вахтовых и т.д.;

- региональные перевозчики, выполняющие перевозки например, в Москву, легальные у себя в регионе (отправление с официальных автовокзалов, продажа билетов через кассовые аппараты и т.д.), становятся нелегальными по прибытию в Москву.

При этом, отсутствие нормативного акта, закрепляющего правовое положение автовокзала, соответствующего современным экономическим условиям, вызывает многочисленные проблемы на практике при организации процесса перевозки пассажиров через систему автовокзалов и автостанций. Как видно, затруднение в оценке

правовой природы взаимоотношений сторон при междугородних перевозках составляет именно тот вариант возникновения обязательств по перевозке, когда в обязательствах участвуют три самостоятельных правовых субъекта: автовокзал,

перевозчик и пассажир.

Арбитражные суды Северо-Кавказского округа не пришли к однозначному выводу о роли автовокзалов в заключении договора перевозки пассажиров. Арбитражный суд Краснодарского края в подобных спорах признал, что автовокзал является

перевозчиком, так как пассажир приобретает билет в его кассе, и от его решения привлечь тот или иной автобус или автотранспортное предприятие будет зависеть исполнение договора перевозки. Арбитражный суд Ростовской области придерживается иного мнения на основании того, что непосредственное перемещение пассажира в пространстве производится автотранспортной организацией, а не автовокзалом, оказывающим посреднические услуги транспортной организации и пассажиру по продаже билета. Маршрут, по которому перемещается пассажир, обслуживается

автотранспортной организацией, которая и является перевозчиком. При определении правовой природы договора, который заключается между автовокзалом и автотранспортными организациями, суды также не пришли к единому мнению, определив лишь смешанный характер этого договора6.

На наш взгляд, исследуя природу взаимоотношений автовокзала, перевозчика (транспортной организации) и пассажира следует исходить из конструкции, предложенной в свое время И.А.Андриановым и

6 Практика применения норм части I Гражданского кодекса РФ по делам рассмотренным Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа в первом полугодии 2002года // Вестник Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа. 2003г. №2. Март-апрель.

С.А.Зинченко в отношении перевозки груза при исполнении договора поставки7. Указанные авторы отмечали, что договор перевозки как юридический факт в состоянии порождать обязательства лишь между двумя лицами (в нашем случае - это перевозчик и пассажир). Договор перевозки не может быть ни договором в пользу третьего лица, ни трехсторонним договором, ни договором особого рода и т.д. Если же в обязательствах по перевозке участвуют три самостоятельных субъекта (грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель), договор перевозки представляет собой лишь один из элементов сложного юридического состава, порождающего данное обязательство8.

Для оценки правовой природы обязательств, возникающих при перевозке пассажиров через систему автовокзалов, необходимо исследовать те экономические и правовые связи, которые существуют между участниками этих отношений.

Учитывая сложность технологического процесса перевозки пассажира через систему автовокзалов (автостанций), правовое положение данного субъекта правоотношений весьма неоднозначно. На наш взгляд, деятельность автовокзала при исполнении договора перевозки следует рассмотреть с точки зрения норм

1) транспортной экспедиции,

2) поручения,

3) комиссии и

4) агентирования.

Понятие договора транспортной экспедиции закреплено в ст.801 ГК РФ. Договор транспортной экспедиции относится к категории гражданско-

правовых договоров о возмездном оказании услуг. Х.И.Шварц подчеркивал, что «идея транспортно-

экспедиционного обслуживания связана с необходимостью создать для хозяйственных организаций и предприятий возможность пользоваться услугами специальной организации, которая, выступая в качестве связующего звена между потребителем транспортных услуг и перевозчиком, берет на себя заботу об отправке и получении грузов и

вспомогательную работу, связанную с этим»9.

Важным признаком договора транспортной

экспедиции является наличие на стороне экспедитора обязанности совершать как юридические, так и фактические действия, как от своего имени, так и от имени клиента.

Интересная особенность правового регулирования договора транспортной экспедиции заключается в том, что законодатель, определяя понятие договора транспортной экспедиции и содержание вытекающих из него обязательств, предусмотрел лишь примерный перечень услуг, предоставление которых экспедитором может быть предусмотрено договором. Единственное императивное требование,

предъявляемое к этим услугам, состоит в том, что они должны быть связаны с перевозкой груза. Данное

7 Андрианов И.А., Зинченко С. А. Правовое регулирование отношений транспортных организаций с клиентурой и между собой. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского университета, 1972. С.6-13.

8 Там же. С.14.

9 Шварц Х.И. Правовое регулирование перевозок на автомобильном транспорте. М.: Юрид. Литература,1966. С.149.

обстоятельство предопределило чрезвычайно широкую сферу применения договора транспортной экспедиции, поскольку позволяет квалифицировать в качестве указанного договора всякое соглашение, заключенное грузоотправителем или

грузополучателем с экспедиторской организацией, содержащее любой набор операций и услуг, связанных с перевозкой груза.

Как видно из характеристики договора транспортной экспедиции, с небольшими изменениями, которые могут быть внесены в ГК РФ, эту деятельность можно отнести и к автовокзалам, распространив ее на организацию перевозки пассажиров и багажа. Тогда автовокзал можно рассматривать по отношению к перевозчику как Экспедитора.

Но по отношению к пассажиру действия автовокзала нельзя рассматривать как транспортно-экпедиционные. Договор перевозки пассажира общественным транспортом относится к публичным договорам. По мнению В.В. Витрянского, применительно к договору транспортной экспедиции практически невозможно обнаружить ни одного признака, позволяющего отнести его к категории публичных договоров, ни в целях (направленности) данного договора, ни в характере деятельности экспедиционных организаций. Кроме того, подчеркивает данный автор, не следует забывать, что экспедитор, выполняя роль посредника и стороны договора, всегда может отказаться от

соответствующих посреднических услуг10. Автовокзал не может отказать пассажиру в продаже билета при наличии свободных мест в транспортном средстве.

Согласно ст. 971 ГК РФ по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Исходя из этого, если

предположить, что автовокзал при заключении

договора перевозки действует как поверенный

перевозчика, то он должен заключить договор перевозки не от своего имени. Обязанность исполнить договор перевозки возникает только у перевозчика, но не у автовокзала.

Договор перевозки пассажира считается заключенным с момента продажи билета. Билеты на автомобильном транспорте выдаются без указания имени пассажира и транспортной организации или индивидуального предпринимателя - перевозчика без указания места его расположения. В проездном билете указываются: цена; время отправления;

название организации, продавшей билет; дата продажи и др. Пассажиру не известно каким перевозчиком обслуживается маршрут, при этом на маршруте может работать несколько разных перевозчиков.

В случае неподачи транспортного средства перевозчиком, автовокзал обязан исполнить договор перевозки путем привлечения другого транспортного средства. В пути следования автовокзал обязан обеспечить информационное и сервисное обслуживание пассажиров на промежуточных автостанциях. Так, например, если пассажир отстанет от транспортного средства на промежуточной автостанции по причине не объявления диспетчером об отправлении автобуса, то ответственность за

10 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. К.3. М., 2002. С.662.

ненадлежащее исполнение договора перевозки будет нести автовокзал. Автовокзал обеспечивает диспетчерское регулирование автобусов на маршрутах и в необходимых случаях, руководствуясь конкретными обстоятельствами, диспетчерская служба может сокращать на промежуточных пунктах время стоянки опоздавшего автобуса. Следовательно, в процессе реализации договора перевозки

пассажира, автовокзал выполняет не только юридические действия, но и ряд фактических обязанностей, обеспечивающих надлежащее исполнение данного договора.

Принципиальное отличие договора поручения от иного гражданско-правового договора заключается в лично-доверительном (фидуциарном) характере

отношений, складывающихся между сторонами

договора поручения. Лично-доверительные отношения между доверителем и поверенным по договору поручения предопределяют особенности исполнения обязательств, вытекающих из этого договора. Договор перевозки пассажира весьма далек от фидуциарных сделок, а его исполнение осуществляется по специальным Правилам перевозки.

По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

Выступая в обороте от своего имени, комиссионер выполняет не фактические, а юридические действия. По сделке, совершенной комиссионером с третьими лицами, права и обязанности приобретает сам комиссионер. Но по договору перевозки обязанность перевезти пассажира возникает у транспортной организации или индивидуального предпринимателя, обслуживающего соответствующий маршрут, а не у автовокзала, из чего следует вывод, что автовокзал не может быть комиссионером перевозчика при заключении договора перевозки пассажира.

Конструкция агентского договора в российском праве преследует цель гражданско - правового оформления отношений, в которых посредник (представитель) совершает в чужих интересах одновременно как сделки и другие юридические действия (что характерно для отношений поручения и комиссии), так и действия фактического порядка, не создающие правоотношений принципала с третьими лицами. Например, лицо, действующее в качестве агента, может взять на себя задачу сбыта чужих товаров, имея в виду не только заключение договоров на их продажу, но и проведение рекламной кампании и других мероприятий по изучению и освоению рынка (маркетинговые услуги).

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент (т.е.автовокзал), хоть принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

При заключении договора перевозки с пассажиром автовокзал выступает от своего имени, так как в билете лицо, осуществляющее фактическую перевозку не указывается, но при этом права и обязанности по договору возникают как у автовокзала, так и у перевозчика.

Существенный признак, отличающий агентский договор от договоров поручения и комиссии и одновременно сближающий его с договором

экспедиции, - это то, что отношения по агентскому договору всегда имеют длящийся характер, агент обязуется именно совершать, а не совершить для принципала какие-либо действия11. При этом, если поручение и комиссия подразумевают всегда определенные порученные лицу действия, то в агентском договоре речь может идти о наборе действий. Притом не исключено, что набор некоторых из них может быть определен лишь позднее - либо при выдаче агенту новых поручений, либо в развитие уже им полученных, т.е. определиться уже в ходе исполнения договора. Тем самым агентский договор может принять организационный характер12. При этом, как отмечает В.В.Витрянский, агентский договор может быть предельно широким и при определенных условиях может содержать в качестве составного элемента и транспортно экспедиционные обязательства. Свидетельством тому может служить модель агентского договора, используемая на морском транспорте. Согласно ст.232 КТМ по договору морского агентирования морской агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению и за счет судовладельца юридические и иные действия от своего имени или от имени судовладельца в определенном порту или на определенной территории.

Однако в нашем случае автовокзал не только оказывает услуги транспортной организации в соответствии с заключенным договором, но и сам получает услугу от фактического исполнителя -перемещение пассажира. При этом он наряду с транспортной организацией также заинтересован в заключении договора перевозки пассажира, так как оплата его услуг осуществляется пассажиром. При этом, в случае срыва рейса перевозчиком, автовокзал может привлечь другого исполнителя. Кроме того, автовокзал участвует в исполнении договора перевозки.

Если считать, что автовокзал - агент транспортной организации, которая является собственником дохода от реализации билетов, то тогда транспортная организация, получив весь доход, должна оплатить услуги автовокзала. Однако собственником дохода после продажи билетов становится автовокзал, который перечисляет часть этого дохода, в размере и в сроки, установленные договором об Организации перевозок, транспортной организации.

Исходя из проведенного анализа, следует, что деятельность автовокзала в отношениях с перевозчиком по обеспечению перевозки пассажира содержит элементы агентирования. Однако и они полностью не исчерпывают тех прав и обязанностей, которые автовокзал должен выполнять при исполнении договора перевозки.

Договор об Организации перевозок по отношению к пассажиру можно рассматривать в качестве договора в пользу третьего лица, поскольку после заключения договора перевозки с автовокзалом, пассажир приобретает права в отношении фактического исполнителя - транспортной организации. Анализируя законодательство и судебную арбитражную практику можно выделить следующие основные признаки

11 Комментарии Гражданского кодекса Российской Федерации.Ч.2 / Под ред. О.М.Козырь, А.Л.Маковского, С.А.Хохлова. С.526.

12 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ.произв. С.471.

данного вида договора: а)должник обязан исполнить обязательство не кредитору, а третьему лицу; б) третье лицо наделяется самостоятельным правом требования в отношении должника.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно п. 2 ст. 430 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, с момента выражения третьим лицом должнику намерения воспользоваться своим правом по договору стороны не могут расторгать или изменять заключенный ими договор без согласия третьего лица. Так, например, в соответствии со ст.31 Устава железнодорожного транспорта13, договор перевозки, заключаемый между грузоотправителем и железной дорогой в пользу грузополучателя, может быть изменен без согласия грузополучателя даже в том случае, если грузополучатель выразил желание воспользоваться правом, возникшим у него по договору перевозки. Кредитор может воспользоваться правом, предоставленным по договору третьему лицу, только в том случае, если это третье лицо отказалось от данного права. Но автовокзал (кредитор), в силу заключенного договора об Организации перевозок, имеет право требовать исполнения от транспортной организации (должника), а также изменять условия договора независимо от третьего лица (не допускать транспортное средство к перевозке, изменять расписание, привлекать к перевозке другую транспортную организацию). Поэтому

рассматриваемый договор не является договором в пользу третьего лица.

Роль договора об Организации перевозок можно усматривать в переводе долга по фактическому исполнению перевозки. Нормой п.1 ст.391 ГК

установлено, что перевод должником (автовокзалом) своего долга на другое лицо (транспортную организацию) допускается лишь с согласия кредитора (пассажира). Более того, перевод долга допускается, если реализация права кредитора возможна без обращения к прежнему должнику. Однако в случае перевозки пассажира транспортную услугу на всем протяжении развития правоотношения оказывает как прежний (автовокзал), так и новый должник. Поэтому рассматриваемая конструкция не сводится к переводу долга.

Следовательно, по правовой природе автовокзал выполняет роль, не попадающую под регулирование вышеуказанных норм.

Участие третьих лиц в обязательстве может иметь место в случае возложения исполнения (ст.313 ГК). При этом третье лицо не становится стороной в обязательстве, поскольку оно по отношению к кредитору выполняет только фактические действия. Должник, не выбывая из обязательства, отвечает перед кредитором за исполнение так, как если бы исполнение осуществлялось лично (ст.402 ГК).

Автовокзал, заключив договор перевозки с пассажиром, в силу отсутствия технической возможности в перемещении пассажира, на основании договора об Организации перевозок, возлагает исполнение этой обязанности на транспортную организацию. Но при этом и сам автовокзал исполняет свои обязанности перед пассажиром на всем протяжении оказания транспортной услуги

13 ФЗ от 10.01.2003г. №18-ФЗ // СЗ РФ. 2003. №2.

(информационное и технологическое обслуживание на промежуточных станциях, контроль в пути следования). Таким образом, в силу ст.403 ГК, именно автовокзал, как контрагент по договору перевозки, должен нести ответственность перед пассажиром за ненадлежащее оказание транспортной услуги.

В то же время, защите интересов пассажира будет соответствовать установление солидарной ответственности автовокзала и фактического исполнителя. На наш взгляд, необходимо дополнить Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, Правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом14 формулировкой, что в случае отказа перевозчика (фактического исполнителя) от перевозки пассажира, нарушения сроков перевозки, несохранности багажа пассажир вправе по своему выбору предъявлять требования, вытекающие из договора перевозки, как непосредственно лицу, осуществляющему перевозку (фактическому исполнителю), так и автовокзалу, которые несут солидарную ответственность. При этом следует отметить, что в ранее действующем Уставе автомобильного транспорта в ст.159 было закреплено право пассажира предъявить претензию, как к автотранспортному предприятию, так и к организации пункта отправления или назначения, по его

усмотрению.

К сожалению, в новых транспортных кодексах (ст.124 ВК, ст.403 КТМ), прослеживается тенденция

регулирования отношений по перевозке пассажира по модели агентского договора, предъявление претензий допускается только перевозчику (фактическому

исполнителю).

Такой подход, как свидетельствует судебная практика, отстраняет автовокзал от исполнения транспортной услуги, чем деформируется правовая природа отношений: при этом, заключив договор перевозки, автовокзал освобождается от ответственности за действия фактического исполнителя..

Проведенное исследование показало, что правовая природа взаимоотношений автовокзала и транспортных организаций (индивидуальных

предпринимателей), осуществляющих перевозку пассажиров на пригородных и междугородних маршрутах, не попадает под регулирование правовых конструкций, закрепленных в Гк.

Таким образом, взаимодействие автовокзала, транспортной организации и пассажира

характеризуется следующими признаками:

1) автовокзал действует в интересах и по поручению транспортной организации на основании договора об Организации перевозки, заключает от своего имени сделки с пассажирами, выполняет фактические действия по организации перевозки;

2) в отношениях с пассажиром контрагентом по договору перевозки выступает автовокзал. На транспортную организацию возлагается обязанность обеспечить фактическую перевозку;

3) необходимо законодательно обеспечить возможность предъявления пассажиром требований непосредственно к транспортной организации.

Гипотетически данная задача может быть обеспечена посредством различных приемов юридической

техники:

- использование потенциала ст.403 ГК РФ (ответственность фактического исполнителя);

- использование конструкции договора в пользу третьего лица;

- использование конструкции перевода долга.

Достижению баланса интересов сторон и,

одновременно, идее защиты потребителя, которым является в данных правоотношениях пассажир, в наибольшей степени соответствует использование потенциала ст.403 ГК РФ. Возложение исполнения на фактического исполнителя, которым при заключении договора перевозки автовокзалом выступает транспортная организация, соответствует правовой

природе отношений автовокзала и транспортной организации.

В то же время, защите интересов пассажира будет соответствовать установление солидарной ответственности автовокзала и фактического исполнителя.

Договор об Организации перевозки порождает ответственность транспортной организации как перед пассажиром (как третьим лицом), так и перед автовокзалом, т.е. выступает комплексным договором.

В настоящее время Правительство РФ внесло в Госдуму РФ проект федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межрегиональным маршрутам и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»15.

Законопроект направлен на установление правовых основ единого рынка автотранспортных услуг, приведение системы управления пассажирским транспортом в соответствие с условиями рыночной экономики. По мнению специалистов, новый закон позволит организовать допуск юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулярным перевозкам пассажиров автомобильным транспортом по межрегиональным маршрутам, в том числе через систему автовокзалов, обеспечить снижение стоимости услуг по перевозке пассажиров по межрегиональным маршрутам за счет развития конкуренции, устранит административные барьеры для развития рынка межрегиональных перевозок.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» // СЗ РФ.2007.№46.

2. Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»// СЗ РФ.2009.№9.

3. Андрианов И.А., Зинченко С. А. Правовое

регулирование отношений транспортных организаций с клиентурой и между собой. Ростов н/Д: Изд-во

Ростовского университета, 1972.

4. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. К.3. М., 2002.

14 Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»

15 http://government.ru

5. Комментарии Гражданского кодекса Российской Федерации.Ч.2 / Под ред. О.М.Козырь, А.Л.Маковского, С.А.Хохлова.

6. Хейгетова С.Е. Правовое регулирование перевозки пассажиров автомобильным транспортом. Дис.к.ю.н. Ростов-на-Дону.2007

7. Шацких В.И.Комплексное транспортное обслуживание пассажиров/ Материалы семинара «Автомобильный транспорт- составная часть единой транспортной системы».М.1980.

8. Шварц Х.И. Правовое регулирование перевозок на

автомобильном транспорте. М.: Юрид.

Литература,1966.

Reference list:

1. Federal law of 08.11.2007 N 259-FZ "Charter of the motor transport and city land electric transport"//SZ RF.2007.№46.

2. The resolution of the Government of the Russian Federation of 14.02.2009 N 112 "About the approval of Rules of transportations of passengers and baggage the motor transport and city land electric transport"//SZ RF.2009.№9.

3. Andrianov I.A. Zinchenko S. A. Legal regulation of the relations of the transport organizations with clients and among themselves. Rostov N / Д: Publishing house of the Rostov university, 1972.

4. Braginsky M. I. Vitryansky Century of Century. Contract law. K.3. M, 2002.

5. Comments of the Civil code of the Russian Federation. Ch.2 / Under the editorship of O.M.Kozyr, A.L.Makovsky,

S.A.Khokhlov.

6. Heygetova of Page E. Legal regulation of transportation of passengers by the motor transport. Dis.K.Yu.N. Rostov-on-Don

7. Shatsky V.I.Kompleksnoye transport service seminar passengers / Materials "Automobile transport - a component of uniform transport system". M.1980.

8. Schwarz H.I. Legal regulation of transportations on the motor transport. M: Yurid. Literature, 1966.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Хейгетовой С. Е. «Правовой статус автовокзала при заключении и осуществлении договора перевозки пассажира»

Изучение и анализ данной статьи свидетельствует о том, что она посвящена одной из актуальных проблем правового регулирования перевозки пассажиров через систему автовокзалов.

В статье автор раскрывает проблемы при организации процесса перевозки пассажиров через систему автовокзалов и автостанций, которые напрямую связанны с отсутствием нормативного акта, закрепляющего правовое положение автовокзала, соответствующего современным экономическим условиям, что приводят к препятствию развития рынка транспортных услуг.

Заслуживает внимание вывод автора о том, что деятельность автовокзала при исполнении договора перевозки следует рассмотреть с точки зрения норм транспортной экспедиции, поручения, комиссии и агентирования.

Структура настоящего исследования логична и вполне отвечает заявленной теме. Представленная в журнале работа является законченным научным исследованием и содержит новые научные результаты.

Вышеизложенное позволяет рекомендовать статью Хейгетовой Светланы Егоровны «Правовой статус автовокзала при заключении и осуществлении договора перевозки пассажира» для публикации в журналах рекомендованных ВАК.

Заведующая кафедрой гражданского и трудового права юридического факультета Адыгейского государственного университета к.ю.н, доцент

Абесалашвили М.З.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.