М.Ю. Бойков, И.В. Корчагина
ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ РЕАЛИЗАЦИИ
Важнейшей составляющей государства является власть, которая обеспечивает возможность оказывать влияние на жизнедеятельность людей, их поведение в обществе. В соответствии с принципом разграничения полномочий в системе управления в сфере социальной работы выделяются государственное и негосударственное управление.
Ключевые слова: социальная защита, дети, власть, закон, население, государство, право.
Актуальность темы обусловлена тем, что Российская Федерация как государство должна проводить развернутую политику реализации социальной защиты населения страны. На сегодняшний день наша страна придает большее значение реализации социальной защиты, которая основывается на юридической деятельности всех органов государственной власти Российской Федерации.
Все органы государственной власти обязаны соблюдать основные социальные права человека, такие, как материнство, детство, право на отдых, продолжительность рабочего дня, защита от безработицы и другие. К государственной социальной защите также относятся пенсии, пособия для отдельных категорий граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, приемлемое качество образования и здравоохранения.
Социальная защита в современных условиях требует новых механизмов, форм и методов ее реализации, основанных по оказанию населению необходимого комплекса социальных услуг.
К сфере государственного управления относится управление социальной работой, деятельностью системы социальной защиты населения на федеральном и региональном уровнях. [1, С.194]
Реализация тех направлений социальной политики Российской Федерации, которые взаимосвязаны с такими структурными элементами социальной защиты населения, как социальная поддержка и социальное обслуживание, опирается на правовые положения международных законодательных актов, к которым присоединилась Российская Федерация. [2, С.15]
Исходя из административно-территориального устройства РФ управление системой социальной защиты населения осуществляется на трех уровнях: федеральном уровне; уровне республики в составе РФ, края, области, автономного образования, города федерального подчинения; уровне района, города.
Рассматривая уровни управления в сфере социальной работы, можно констатировать, что на федеральном уровне формируются основные принципы политики социальной защиты населения, основы ее законодательной базы, методические нормативы.
Органы местного самоуправления могут принимать решения об адресной социальной поддержке отдельных категорий населения, проживающего на территории муниципального образования (например, поддержка многодетных семей, бесплатное школьное питание) при наличии средств в бюджете муниципального образования. Как правило, такое решение принимается сроком на один год или на краткосрочный период одновременно с утверждением бюджета муниципального образования. Субвенции из региона на реализацию таких решений городской округ или район не получает. [3, С.46]
К каким бы выводам не приходили управленческие органы по вопросам оценки результативности работы государственных и муниципальных учреждений, становится ясно, что сегодня кардинально возрастает роль таких наук, как социология, психология, экономика в сфере подобной оценки работы учреждений.
Применительно к выявлению мнений и суждений потребителей о качестве предоставляемых услуг наибольшим аналитическим потенциалом обладает социология, поскольку имеет выверенный набор исследовательских методик и ориентирована на поиск общих тенденций в развитии социально-экономического поведения и сознания населения. [4, С.54]
Высокопроизводительный труд - высокие доходы - достойная пенсия - вот что должно стать основой социальной защищенности граждан. В этом случае объектом непосредственной государственной за-
© М.Ю. Бойков, И.В. Корчагина, 2023.
щиты становятся так называемые «слабые социальные группы», т.е. те, которые в силу объективных причин не могут защитить себя сами: дети, лишенные попечение родителей, инвалиды (прежде всего, нетрудоспособные), одинокие малообеспеченные и тяжелобольные старики. Вмешательство государства минимизируется, оптимизируется и становится по-настоящему адресным. [5, С.24]
Приоритетные задачи, которые ставит перед собой Правительство Российской Федерации, направлены на преобразования в социальной сфере, а именно:
- доступность и качество медицинского обслуживания;
- доступность общего и профессионального образования;
-повышение защиты уязвимых категорий населения, которые не в состоянии самостоятельно решить свои социальные проблемы;
-создание для трудоспособного населения таких экономических условий, которые позволят им за счет собственных средств улучшить свое благосостояние и уровень жизни.
Для реализации такой модели социальной политики, реализуются определенные государственные программы, таких как: «Развитие здравоохранения», «Развитие образования», «Социальная поддержка граждан», «Доступная среда» и другие.
Таким образом, радикальное политическое преобразование общественного строя в настоящее время сопровождается глубоким социально -экономическим кризисом. В этих условиях главная задача любого государства - защитить самое ценное свое достояние - человека, поэтому возникает острая необходимость в развитии системы социальной защиты населения. Россия, являясь, социальным государством, должно проводить развернутую социальную политику, социальное обслуживание населения является одним из ключевых компонентов социальной сферы, своеобразным «ядром» социальной защиты населения и выполняет стратегическую функцию снижения социальной напряжённости в обществе. Все органы государственной власти обязаны соблюдать основные социальные права человека, такие как: материнство, детство, право на отдых, продолжительность рабочего дня, защита от безработицы и другие. К государственной защите также относятся пенсии, пособия для отдельных категорий граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, приемлемое качество образования и здравоохранения. На сегодняшний день Российская Федерация еще большее значение придает реализации социальной политики, которая основывается на деятельности конкретных региональных учреждений социальной защиты.
Библиографический список:
1.Маилян С.С. Некоторые вопросы по повышению эффективности государственного управления / С.С. Маи-лян, А.Л. Миронов // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 9. С.194
2.Осадчая Г.И. Модернизация социального обслуживания населения России // Социальная политика и социология. 2017. № 1. С. 15
3.Жигалов Д.В. Совершенствование системы оказания государственных и муниципальных услуг // Муниципальная власть. 2017. № 1. С. 46
4.Ерохин А.М. Совершенствование системы управления муниципальными услугами / А.М. Ерохин, В.К. Крутиков. - Калуга: Эйдос, 2017. - С. 54
5.Середа А.С. Механизмы, формы и методы управления социальной защитой населения // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 5 (39). С. 24
БОЙКОВ МАКСИМ ВАЛЕРЬЕВИЧ - магистрант, Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева, Россия.
КОРЧАГИНА ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА - кандидат юридических наук, доцент, Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева, Россия.