Научная статья на тему 'Особенности формирования семейной политики в Омской области'

Особенности формирования семейной политики в Омской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
209
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Капустина Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования семейной политики в Омской области»

т.н.КАПУСТИНА ОСОБЕННОСТИ Администрация Омской области ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНОЙ

ПОЛИТИКИ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Россия вступила в XXI век в условиях депопуляции, что выдвигает демографическую проблему в разряд проблем национальной безопасности. Поэтому особенно остро звучит сегодня вопрос о роли семьи, ее значении в сохранении генофонда нации, устойчивого развития России. Разрушение экономики в 90-е годы прошлого столетия объективно повлекло за собой социальные потери, снижение уровня жизни семей, более половины которых оказались за чертой бедности.

Во Всеобщей Декларации прав человека, принятой в 1948 году, подчеркивается, что семья является естественной и<основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства. Но и за годы советской власти в СССР не была выработана семейная политика. Политика в отношении семьи а основном отождествлялась с социальной. Принимаемые в этой сфере меры выражали экономические, производственные или оборонные потребности государства в тот или иной период времени и проявлялись, прежде всего, в регулировании брач-но-семейных отношений, стимулировании рождаемости, материальной поддержке семей сдетьми.

Так, например, начиная с 1917 года идо первой половины 30-х годов, политика в отношении семьи была направлена на создание работающим женщинам условий для сочетания материнства с трудом в общественном производстве в рамках развития социального страхования и трудовых льгот. Были предусмотрены отпуска и пособия по беременности и родам, оплачиваемые перерывы на кормление ребенка, запрет труда женщин и подростков в ночные смены и на подземных работах. Специфично, что эти меры адресовались не семье, а женщинам, проживающим в городе - работницам как особой социально-демографической группе насепения. Предпринимаемые в этой области меры и в дальнейшем имели демографическую направленность и призваны были повышать рождаемость е стране.

Период со второй половины 30-х до 70-х годов специалистами характеризуется как пронатэлистский, ориентированный на поощрение высокой рождаемости и многодетности, что бы по обусловлено огромными потерями населения в годы репрессий и Великой Отечественной войны, разрухи и голода. В это время были введены пособия на детей многодетным матерям, начиная с четвертого ребенка, запрещены аборты, а в 1939 году ужесточена процедура разводов и увеличены алименты на детей. Кроме того, в порядке морального поощрения многодетности были введены специальные награды - «Медаль материнства» и орден «Материнская слава» многодетным матерям, а также в 1944 году установлено почетное звание «Мать-героиня». В этом же году введены пособия на детей одиноким матерям.

Так, введенные в 1936 году, а затем усиленные в 1944-м законодательные акты направлялись на социальную поддержку и улучшение материального положения семей с детьми, охрану материнства и детства. Эта деятельность государства е большей степени имела демографическую направленность, так как способствовала повышению рождаемости.

В 70-ВО-е годы XX века в основу социальной политики в отношении семьи были положены идеи преодоления мало-обеспеченности семей с детьми на основе введения пособий на детей конкретным категориям семей: малообеспеченным с душевым доходом, не превышающим 50 руб-

лей в месяц (1974 г.), с детьми-инвалидами (1979 г.), одиноким матерям (1981 г.), на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов (1985 г.), а также вдовам, не получающим на детей пенсии по случаю потери кормильца (1986 г.) !М. Другой важной составляющей социальной политики остается пронаталистская: создание благоприятных условий для повышения рождаемости и государственной поддержки родителей в воспитании детей. Основной мерой поддержки являлись отпуска и пособия по уходу за малолетним ребенком до достижения им возраста одного года (1981-1983 гг.), а потом - до полутора пет (1989 г.).

Несмотря на свою ограниченность, предпринимаемые в те периоды меры сыграли важную роль в укреплении семьи. усилении социальной защиты материнства и детства.

Становление семейной политики как самостоятельного направления государственной деятельности в России началось лишь в 90-е годы XX века. Тенденция усиления внимания к семье получила отражение в Конституции РФ -государство провоэгпасило ответственность за поддержку семьи, материнства и детства. В 1995 году был принят Семейный кодекс РФ, регламентирующий внутрисемейные отношения, но, правда, никак не регулирующий отношения семьи С другими социальными институтами.

В мае 1996 г. в соответствии с Указом Президента «Об основных направлениях государственной семейной политики» семейная политика получила государственный статус,

В указе на государственном уровне дано определение семейной политики как составной части социальной политики, системы принципов, оценок и мер, нацеленной на обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее функций и на повышение качества жизни семьи. Определены также условия для выхода на новый уровень взаимодействия государства и семьи. Но сложившиеся предпосылки не были эффективно использованы для формирования семейной политики как направления системы государственной деятельности, не были развиты ее методологические, программные, организационно-управленческие основы. Семья не стапа объектом государственной политики и федеральных программ, в качестве такого объекта продолжают выступать отдельные категории населения (например, федеральная программа «Дети России»). В настоящее время сложившаяся в социальной практике России политика в отношении семьи в немалой степени деформирована и представляет собой такие направления, как материальная поддержка и социальное обслуживай ие се м е й.

Основными формами государственной поддержки семей с детьми являются денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии); трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям; бесплатные натуральные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда, обувь и другое); социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование, социальные услуги).

Что касается второй формы государственной поддержки семей - их социального обслуживания, то она является для России новой. Так, за последние годы только на территории Омской области создано 11 областных центров, предоставляющих населению социальные, социально-психо-

логические, лсихолого-педагогические и медико-социальные услуги. Кроме того, социально-психологическая помощь семье и молодежи оказывается в 12 районных центра* Омской области. Безусловно, социальная поддержка отдельных категорий семей, оказавшихся в трудном положении, через адресную помощь и деятельность цент-рое социально-психологической поддержки семьи необходима в кризисный период общественно-политической жизни страны, но следует признать, что это только одна функциональная сторона семейной политики. Если рассматривать семейную политику как самостоятельное направление социальной политики и систему целенаправленной деятельности, предусматривающую свою стратегию, программы, организацию и кадры, то социальный институт семьи следует включить в систему государственной деятельности в качестве целостного объекта, одновременно активизируя субъектную роль семьи в процессе реализации семейной политики.

В качестве региональной модели семейной политики в 1997-2000 гг. комитетом по делам семьи, детства и демографической политике Администрации Омской области на территории города Омска была создана и функционировала система общественного семейного самоуправления. Система представляла собой структурирование населения на уровне обыденной жизни, с тем чтобы включить семью в процесс решения вопросов ее жизнедеятельности, преодолеть социапьное иждивенчество и в итоге способствовать развитию социальной активности семьи.

Организационной основой системы являлись семейно-территориальные комитеты (СТК) - добровольные объединения жителей близлежащих 5-6 домов. Основной функцией СТК было осуществление самоуправления по вопросам местного значения в соответствии с конституционными правами граждан на участие в местном самоуправлении, законодательно закрепленными федеральным и областными законами о местном самоуправлении. Сеть СТК являлась низовым уровнем системы. Следующим уровнем ее организации был районный семейно-территориальный совет (РСТС Советского административного округа) - ассоциативная форма объединения граждан для взаимодействия жителей округа с органами власти. И завершал структуру городской семейно-территориальный совет (ГСТС) - добровольное объединение СТК города, являющееся выразителем долговременных интересов горожан по всему спектру вопросов жизнедеятельности. Ключевой фигурой в координации деятельности системы СТК являлся координатор - социальный работник нового

типа, оказывающий организационную, методическую и информационную помощь СТК на секторе, состоящем из 2530 СТК, и являющийся связующим эвеном между всеми уровнями системы общественного семейного самоуправления.

Построенная таким образом система давала возможность каждой семье реально участвовать в решении вопросов, касающихся их жизненных интересов, обеспечивая прямые и обратные связи населения и власти через механизм социального наказа - документально оформленного решения СТК, в котором указаны предмет нужды населения, его параметры, адресат обращения. Действенность такого механизма опиралась на конституционные права граждан обращаться лично или коллективно в государственные или муниципальные органы, а также на право СТК как органа самоуправления принимать решения и требовать их исполнения органами власти согласно статье 45 Федерального закона о местном самоуправлении. С 1906 года в городе было создано 933 СТК, РСТС Советского округа и городской семейно-территориальный совет.

Создание системы СТК позволило создать позитивное социальное пространство, которое, с одной стороны, стало проводником семейной политики в городе Омске и способствовало формированию традиционных семейных ценностей, а сдругой - созданию предпосылок для развития социальной активности здоровой семьи посредством ее активного включения в решение актуальных социальных проблем через социальный наказ.

Если же результатом проведения семейной политики считать активизацию самоуправления населения /3/. то созданную в Омске систему общественного семейного самоуправления можно расценивать как действенную форму региональной семейной политики.

ЛИТЕРАТУРА

1. О положении семей в Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 1994. - 144 с.

2. Дармодехин С. В. Государственная семейная политика: проблемы социальной практики //Семья е России. -1997.-Na1.-C.9-18.

3. КуксаЛ. П. Концепция семейной политики//Семья в России. - 1998.-№2. -С. 65-81.

КАПУСТИНА Татьяна Николаевна, специалист информационного комитета, аспирантка кафедры отечественной истории ОмГТУ.

Книжная полна

Ветров С. А. Жажда идеологии: Монография. - Омск: Изд-во Омского гос. ун-та путей сообщения, 2002, -207 с.

Представленный в монографии анализ идеологического процесса исходит из национально-культурных особенностей общества, выявляет предпосылки формирования социальных доктрин, имеющих позитивную направленность, и предлагает детальное рассмотрение методологии политического проектирования, В исследовании раскрываются мобилизационные возможности языка, политическое значение социального идеала, принятого обществом, анализируются интеллектуальные и эмоциональные основы идеологии.

Книга рассчитана на специапистов, занимающихся исследованием политических проблем, студентов и на широкий круг заинтересованных лиц.

Библиогр.: 236 назв. 6 илл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.