Научная статья на тему 'Особенности развития семейного права СССР в области охраны материнства и детства в 1930-40-е годы'

Особенности развития семейного права СССР в области охраны материнства и детства в 1930-40-е годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3677
1177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗМЕНЕНИЕ В СЕМЕЙНОМ ПРАВЕ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПОСОБИЕ / АБОРТЫ / ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЙ БРАК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Васильева Л. Е.

В статье отражены основные моменты в развитии семейного права (в области охраны материнства и детства) в 30-40-е гг. XX в., показаны серьезные изменения в семейном праве, вызванные войной и необходимостью улучшить демографическую обстановку в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Васильева Л. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития семейного права СССР в области охраны материнства и детства в 1930-40-е годы»

Л.Е. Васильева. Особенности развития семейного права СССР

3 См.: Калашников С.В. Очерки теории социального государства. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. С. 11.

4 См.: Основной закон Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 г. // Конституции зарубежных государств. М.: Бек, 1997.

5 Конституция Итальянской Республики от 22 декабря 1947 г. // Там же.

6 См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4 т. Т. 3 / Отв. ред. Б.А. Страшун. М.: Бек, 2004.

7 Конституция США от 17 сентября 1787 г. Ст. 1, разд.

9 // Конституции зарубежных государств.

8 См.:ХрамцовА. Ф. Социальное государство. Практики формирования и функционирования в Европе и России // Социс. 2007. № 2. С. 30.

УДК 347.6 [47+57](09)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОГО ПРАВА СССР В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА в 1930-40-е годы

Л.Е. Васильева

Саратовский государственный университет, кафедра государственно-правовых дисциплин E-mail: [email protected]

В статье отражены основные моменты в развитии семейного права (в области охраны материнства и детства) в 30—40-е гг. XX в., показаны серьезные изменения в семейном праве, вызванные войной и необходимостью улучшить демографическую обстановку в стране.

To a Question on Features of Development of the Family Right of the USSR (in the field of protection of motherhood and the childhood) in 1930-1940th Years L.E. Vasileva

Clause reflects the basic moments in development of the family right (in the field of protection of motherhood and the childhood) in 30-40th years of XX century, shows serious changes in the family right, caused by war and necessity to improve demographic conditions in the country.

Семейное право регулировало брачные и семейные отношения и отношения, вытекающие из опеки, имея целью укрепление советской семьи, защиту интересов матери в ее функции воспитания детей, недопущение беспризорности детей. При этом советское семейное право исходило из гарантированного Конституцией СССР 1936 г. и республиканскими конституциями равноправия женщин с мужчинами. Помимо Конституции, основными источниками семейного права являлись республиканские кодексы законов о браке, семье и опеке, общесоюзные юридические акты о браке, разводе, помощи многодетным и одиноким матерям и по другим вопросам, относящимся к области семейного права.

В этой связи надо отметить, что, стремясь создать стимулы к увеличению деторождения, сильно упавшего в 1930-е гг., правительство предпринимает меры, укрепляющие семью и брак. Впервые пособие, целью которого было поощрение

рождаемости, было установлено многодетным матерям Постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г. «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских домов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах»1. Этим постановлением предусматривалось оказание материальной помощи многодетным матерям, имевшим шесть детей, при рождении каждого следующего ребенка им выдавалось денежное пособие в размере 2000 руб. в год в течение 5 лет. Имевшим десять детей при рождении каждого следующего ребенка выдавалось единовременное пособие в размере 5000 руб., а со второго года жизни ребенка семья получала ежегодно по 3000 руб.2 Таким образом, данное постановление, хотя и было направлено на рост количества многодетных семей, но способствовало этому незначительно, так как материальная поддержка предполагалась только при рождении седьмого ребенка, а таких семей было немного.

Помимо этого отныне брак расторгался только при условии обязательного вызова супругов в ЗАГС, который был обязан принять все возможные меры к примирению супругов. Отметка о разводе ставилась в паспорта, увеличилась цена развода: от 50 рублей в первый раз до 300 рублей за третий развод.

Закон расширил круг лиц, которые могли подавать заявления об алиментах. Кроме родителя или опекуна это могли сделать прокурор, профсоюз, органы ЗАГС и др. Размеры алиментов определялись теперь не судом, а заработной платой ответчика: 1/4 часть заработной платы на 1 ребенка, 1/3 - на двух, 1/2 - на трех и более детей. Для обеспечения алиментных исков мог

© Л.Е. Васильева, 2007

быть наложен арест на долю зарплаты ответчика, произведены опись и арест его имущества. За неуплату алиментов устанавливалось уголовное наказание до 2 лет лишения свободы.

Предусматривалась уголовная ответственность за аборты, запрещенные в 1936 г., и только в середине 1950-х гг. правительство кардинально изменило политику в области регулирования демографических процессов. Большое влияние оказала некоторая демократизация внутри страны после смерти Сталина. 23 ноября 1955 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, отменивший Постановления ЦИК и СНК СССР от 27.06.1936 г. о запрещении абортов, - женщина получила право самостоятельно решать вопрос о количестве детей в семье3.

В условиях Великой Отечественной войны сложившаяся правовая система в основном сохранилась, но в нее были внесены определенные изменения, продиктованные задачами военного времени.

Юридической базой всего законодательства продолжала оставаться Конституция СССР, но в военное время приостанавливалось или ограничивалось действие некоторых ее норм. В законотворчестве большую роль стал играть Президиум Верховного Совета СССР.

Великая Отечественная война стоила нашей стране огромных жертв, среди которых особо выделяются людские потери - существенным образом ухудшилась демографическая ситуация, грозившая негативно отразиться в будущем на социально-экономическом развитии государства. Все это заставило правительство искать действенные меры по исправлению положения, в том числе по стимулированию рождаемости.

Еще до окончания войны правительство вновь вернулось к этому вопросу, о чем свидетельствует важный источник семейного права - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства»4.

По этому указу устанавливалось, что только зарегистрированный брак порождал права и обязанности супругов. Лица, фактически состоявшие в брачных отношениях до издания указа, могли оформить свои отношения путем регистрации брака с указанием срока фактической совместной жизни. Отменялось существовавшее ранее право обращения матери в суд с иском об установлении отцовства и о взыскании алиментов на содержание ребенка, родившегося от лица, с которым она не состояла в зарегистрированном браке. Вместо алиментов от отца ребенка одинокая мать, согласно указу, получает помощь от государства. Устанавливалось также, что при регистрации в органах записи актов гражданского состояния

рождения ребенка от матери, не состоявшей в зарегистрированном браке, ребенок записывался по фамилии матери с присвоением ему отчества по указанию матери. Усложнялся процесс развода: теперь развод производился только в судебном порядке. Причем процесс о разводе состоял из двух стадий. В народном суде принимались меры к примирению супругов. Если супруги не примирились, дело поступало в вышестоящий суд, который и решал вопрос о разводе. В случае признания необходимости расторгнуть брак суд должен был определить, при ком из разводившихся супругов и кто из детей оставался, а также кто из родителей и в какой мере нес издержки на содержание детей, производился раздел имущества, по желанию супругов присваивалась каждому из разведенных супругов добрачная фамилия.

Помимо вышеназванных положений этот указ расширил контингент имевших право на пособие по многодетности, значительно увеличил государственную помощь многодетным матерям, впервые установил пособия одиноким матерям (не состоявшим в зарегистрированном браке) на содержание и воспитание детей. Помимо этого, беременные женщины и кормящие матери в течение 3 месяцев до родов и 4 месяцев после родов получали второй дополнительный паек, что было немаловажно в голодные послевоенные годы. Родители, имевшие более четырех детей при заработке до 600 руб. в месяц, освобождались на 50% от платы за содержание детей в детских садах и яслях. При наличии пятерых детей эта мера распространялась на все семьи, независимо от величины заработка. Указ одновременно вводил налог на малосемейных, имевших одного или двух детей, и увеличивал налог на холостяков и бездетных. Значительно возрастали льготы беременным женщинам, более продолжительными стали отпуска (с 63 до 77 календарных дней - 35 до родов и 42 после родов) и т.д.5

Государственное пособие многодетной матери слагалось из единовременного пособия, выплачиваемого при рождении следующего ребенка, и ежемесячного, предоставляемого со второго года рождения четвертого ребенка до достижения им пятилетнего возраста. Таким образом, реальный срок выплаты ежемесячного пособия составлял 4 года. При назначении пособия многодетным матерям учитывались все ее родные дети, независимо от возраста и местожительства, и усыновленные дети, а также дети мужа от прежнего брака и усыновленные им, поступившие на содержание мачехи в возрасте не старше 12 лет и находившиеся на ее воспитании к моменту назначения пособия6.

Государственное пособие одинокой матери (которой признавалась не только женщина, не состоящая в браке ко дню рождения ребенка, но и женщина, ставшая одинокой в силу прекращения брака ко дню обращения за назначением пособия) выплачивалось ежемесячно до достижения ребенком 12 лет7.

68

Научный отдел

Л.Е. Васильева. Особенности развития семейного права СССР

В соответствии с курсом на героизацию советской действительности устанавливались почетные звания. Со времени принятия Указа Президиума Верховного Совета СССР от

8.07.1944 г. (с 1944 по 1966 гг.) было награждено по РСФСР около 5 миллионов многодетных матерей, в том числе орденом «Мать-героиня»

- 50,6 тыс. чел., орденами «Материнская слава»

- 1192, 4 тыс. чел., медалями «Медаль материнства» - 3834,1 тыс. чел8.

После окончания Великой Отечественной войны правительство вновь вернулось к данному вопросу: 25.11.1947 г. был принят новый Указ Президиума Верховного Совета СССР «О размере государственного пособия многодетным и одиноким матерям» 9. Согласно Указу государство уменьшило выплату денежных пособий почти наполовину, официально объяснив этот шаг повышением покупательной способности рубля, а 19.05.1949 г. был издан новый Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об улучшении дела государственной помощи многодетным и одиноким матерям и улучшении условий труда и быта женщин»10, который дополнил Указы от

8.07.1944 г. и 25.11.1947 г., дал возможность получать государственное пособие на ребенка даже в том случае, если ребенок воспитывается у других лиц (вследствие смерти или болезни матери), к тому же была предоставлена льгота на 50% при уплате за содержание в детских садах и яслях детей одиноких матерей, заработок которых не превышает 60 руб. в месяц. Данный указ оставлял в силе уменьшенный размер пособия.

Можно предположить, что к принятию этих указов государство подтолкнула высокая рождаемость, характерная для первых послевоенных лет, однако впоследствии ее волна уменьшилась, а действие законов сохранялось. Именно поэтому даже при общем улучшении материального положения трудящихся в конце 1940-х - начале 1950-х гг., положение многодетных и одиноких

матерей в связи с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25.11. 1947 г. осталось прежним. Неслучайно одинокие и многодетные матери были самой остронуждавшейся частью населения СССР.

Таким образом, можно сделать вывод, что за годы войны законодательство в области охраны материнства и детства претерпело серьезные изменения, вызванные военной обстановкой и необходимостью улучшить демографию в стране. После окончания войны данные изменения сохранились (в отличие от многих новелл в различных отраслях права, отмерших после окончания войны), тем не менее, не удавалось поднять престиж многодетности, а также реально простимулировать рождаемость, тенденции падения которой так и не были преодолены.

Примечания

1 См.: СЗ СССР. 1936. № 34. С. 309.

2 Там же. С. 309.

3 См.: СЗ СССР и Указов Президиума Верховного Совета СССР (1938-1967 гг.). М., 1968. Т. 2. С. 490.

4 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1944. № 37.

5 См.: Законодательство о браке, семье и опеке. М., 1947. С. 2.

6 См.: Забота о матери и ребенке. М., 1945. С. 12.

7 Там же.

8 См.: Социальное обеспечение и страхование в СССР: Сб. офиц. документов. М., 1964. С. 354.

9 См.: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25.11.1947 г. «О размере государственного пособия многодетным и одиноким матерям» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1947. №14.

10 См.: Об улучшении дела государственной помощи многодетным и одиноким матерям и улучшении условий труда и быта женщин // Ведомости Верховного Совета СССР. 1949. № 26.

Право

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.