Научная статья на тему 'Семейно-родовая стратегия - сотрудничество власти и населения, возможность коренных изменений в социальной политике государства'

Семейно-родовая стратегия - сотрудничество власти и населения, возможность коренных изменений в социальной политике государства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
115
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Баженова Светлана Рейнгольдовна

Анализируется система общественного семейно-территориального самоуправления как механизм активного участия семьи в решении социальных проблем общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семейно-родовая стратегия - сотрудничество власти и населения, возможность коренных изменений в социальной политике государства»

ливается, что "органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти". Хотя государство, скорее всего, должно в той или иной форме присутствовать на всех уровнях административно-территориального деления. Сейчас "советская" система местного самоуправления так или иначе сохраняется лишь в некоторых странах, которые до сих пор считают себя социалистическими: Куба, Вьетнам, Китай и др. Отдельные черты этой системы встречаются и в формах местного самоуправления некоторых стран СНГ.

Деление на три основные системы достаточно условно. Трудно уложить все многообразие форм местного самоуправления в прокрустово ложе трех категорий. Необходимо учитывать административно-территориальные, национально-этнические, политические особенности стран, а также множество других факторов. Они должны быть взяты во внимание при формировании именно такой системы местного самоуправления, которая оптимально отвечала бы всем местным требованиям и эф-

фективно функционировала. Поэтому в каждой системе образуются разные типы и модели местного самоуправления, так или иначе отражающие специфику регионального и местного уровней.

Административная система каждой отдельно взятой страны действует в границах определенной политической культуры и национальных традиций, и трудно дать однозначную оценку конкретной институциональной модели даже в рамках своей собственной политико-административной системы, а тем более в рамках других условий при наложении этой модели на чужую почву.

Литература

1. Остром В. Смысл американского федерализма. - М., 1993.

2. Черкасов А.И. Сравнительное местное управление: теория и практика. - М., 1998.

18.08.98 г.

Зараева Альбина Михайловна - ст. преподаватель кафедры маркетинга и предпринимательства ОмГТУ.

УДК 316

С.Р.Баженова

СЕМЕЙНО-РОДОВАЯ СТРАТЕГИЯ - СОТРУДНИЧЕСТВО ВЛАСТИ И НАСЕЛЕНИЯ, ВОЗМОЖНОСТЬ КОРЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ

ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА

Анализируется система общественного семейно-территориального самоуправления как механизм активного участия семьи в решении социальных проблем общества.

Впервые за многовековую историю России угрожает физическое выронодение нации и невосполнимый подрыв генофонда. Каковы причины острейшего демографического кризиса в нашем государстве?

Демографический кризис • отражение кризиса общества

Демографические процессы достоверно отражают весь ход развития государства. Демографический кризис, который мы наблюдаем сегодня, -прямое следствие кризиса власти, экономики, политики и социальной сферы государства. Основными демографическими показателями являются уровни роодаемости и смертности населения. Неуклонное снижение рождаемости и резкое увеличение смертности привели к тому, что в 1991 году в демографии России был воздвигнут печально известный всему миру "русский крест". Естественный прирост населения прекратился, началась его естественная убыль (уровень смерт-

ности стойко превышает уровень рождаемости). Сравним опубликованные официальной статистикой показатели естественной убыли населения 1992 и 1996 годов. В 1992 году разность между коэффициентами смертности и рождаемости составляла 1,5. К 1996 году уровень естественной убыли населения вырос до 5,3, что говорит об усугублении процесса депопуляции, а проще говоря, о вымирании народа в России.

В Омской области снижение рождаемости началось с 1983 года. За истекшие годы рождаемость уменьшилась вдвое, что оказало существенное влияние на возрастную структуру населения. Количество детей и подростков в возрасте до 14 лет сократилось на 12% (в настоящее время в нашей стране около 30 млн. детей и подростков; к 2005 году, по прогнозам Министерства экономики РФ, детей станет меньше на 7,8 миллионов). В структуре смертности населения крайне неблагоприятной представляется тенденция увеличения числа

лиц, умерших в трудоспособном возрасте. Существенно возросла смертность мужчин в возрастных группах от 16 до 19 лет, от 20 до 29 лет и от 30 до 39 лет. Причем показатели смертности мужчин превышают показатели смертности женщин такого же возраста соответственно в 2,8, 3,4 и 3,7 раза.

Добавив к вышесказанному прогрессирующее ухудшение здоровья населения, снижение уровня жизни, рост безработицы, хронические невыплаты заработной платы и социальную незащищенность людей, можно однозначно утвередать, что без коренных изменений социальной политики государства все эти крайне негативные тенденции будут только усугубляться, а последствием жестокого демографического кризиса станет национальная катастрофа.

Социальная политика - необходимость коренных изменений Смыслом социальной политики является воспроизводство социокультурной идентичности народа. В советский период принцип придаточности социальной политики по отношению к экономике (т.е. остаточное планирование затрат на социальную сферу) проявлялся не слишком отчетливо, т.к. существовало тотальное государственное планирование всей системы базовых потребностей общества. В сфере социального управления выделялись положительный и критический объекты социальной политики. Положительным объектом было удовлетворение базовых потребностей населения. Считалось, что советская власть дает каждому человеку все необходимое для благополучной жизни. Нормальная семья была потребителем услуг базовых социальных ведомств. Критический объект социальной политики обнаруживался в форме явлений социального негатива - пьянства, хулиганства, бытовых и уголовных преступлений, "тунеядства", злостного уклонения от алиментов, социального сиротства, хронических очередей на жилье и т.д.

В постсоветский период четкой концепции социальной политики заявлено не было. Реформаторский курс стал всего лишь другой формой распространения системы экономдетерминизма на социальную сферу. В этом смысле государство все еще продолжает линию советского строя, что в свою очередь привело к определенным нежелательным последствиям:

- отмена планового обеспечения деятельности базовых социальных ведомств поставила их в условия функционального распада. И это при том, что именно в базовых социальных ведомствах работает основная масса квалифицированных специалистов: учителей, врачей, преподавателей вузов и техникумов, деятелей науки, а услугами этих ведомств пользуется основная масса насе-

ления. Эта сфера существует до сих пор только потому, что люди проявляют нравственное упорство и стойкость вопреки всем обстоятельствам. Несмотря на хронические невыплаты заработной платы, отсутствие адекватного материального обеспечения деятельности, они продолжают ходить на работу и честно ее выполнять. По сути, мы имеем дело с проявлением массового нравственного героизма народной интеллигенции;

- весь "демократический" запал преобразований был обрушен на критический объект социальной политики. Бессистемность и хаотичность этих действий привела к тому, что утеряно многое из того хорошего, что было при советской власти. Чрезвычайно возросли социальное сиротство и беспризорность детей, детская преступность, наркомания, алкоголизм. В десятки раз возросла заболеваемость туберкулезом, сифилисом и другими социально обусловленными болезнями;

- отсутствие какой бы то ни было идеологии, утрата нравственных и духовных идеалов, развращение молодежи бульварной прессой и электронными СМИ, вседозволенность и пресловутый плюрализм мнений привели к возникновению культа эгоцентризма и небывалой разобщенности людей.

Для перелома негативных тенденций в обществе необходимо использовать организационный потенциал здоровой семьи, помочь населению освоить новые механизмы приложения общественной активности, реализовать созидательную силу общественного самоуправления. Без поддержки органов власти здоровой частью населения остановить нарастающий вал негатива не удастся.

Семейно-родовая стратегия и система общественного самоуправления

В ноябре 1997 года Губернатором Омской области Леонидом Полежаевым было заявлено о начале реализации семейно-родовой стратегии в регионе. Что же такое семейно-родовая стратегия, каковы ее основные цели, задачи и особенности? Семейно-родовая стратегия нацелена прееде всего на поддержку семьи. Семья - естественная, Богом данная клеточка народного организма, это духовный и родственный союз взрослых и детей, живущих вместе и хранящих благодарную память о тех, кто дал им жизнь. Семья - та точка, где пересекаются социальное и демографическое направления политики государства. Семья • хранительница не только родственных, но и государственных устоев и традиций.Семейной стратегия названа потому, что семья и ее потребности должны стать основным приоритетом деятельности исполнительной и законодательной власти в социальной сфере. Семья - не просто ячейка общества, а его становой хребет. Благополучие семьи есть суть общественного благополучия. Поэтому семья яв-

ГОРОД и няакя: пати ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

7

ляется универсальным механизмом преодоления раскола общества, а необходимость сохранения и укрепления института семьи - важнейшая государственная задача. Понятие родовая в название стратегии введено потому, что по мере улучшения социальной сферы государства произойдет естественное оздоровление демографической ситуации в стране, возвращение к традиционным духовным и нравственным ценностям и усиление приоритета интересов многопоколенной, оптимально многочисленной семьи.

Фундаментом семейно-родовой стратегии Омской области является осознание простого факта, что семья - это естественный институт самоуправления. Поэтому для осуществления политики расширенного воспроизводства народонаселения в современных условиях необходимо прежде всего создавать механизм непосредственного участия семьи в местном самоуправлении, ее реального влияния на управление системой жизнеобеспечения населения.

Интересы и потребности семьи являются объективной основой для сотрудничества власти и населения:

во-первых, опыт нравственной ответственности за дела семьи составляет традиционную основу уважения членов семьи к государству;

во-вторых, большинство социальных услуг власти населению так или иначе адресовано семье;

в-третьих, семья несет конкретную информацию о жизнедеятельности общества, учет которой особенно важен для системы наблюдения за социально-демографическими процессами в регионе и выработки мер по их коррекции.

Реализация стратегии была начата комитетом по делам семьи, детства и демографической политике Администрации Омской области в январе 1998 года. В связи с этим постановлением Губернатора были изменены функции комитета. Комитет по делам семьи, детства и демографической политике, согласно положению о нем, является координирующим структурным подразделением Администрации Омской области, органом государственного межведомственного управления в сфере разработки и реализации семейной и демографической политики в регионе, осуществляет свою деятельность во взаимодействии со всеми органами государственной власти и местного самоуправления.

Одной из важнейших целей деятельности комитета является создание механизмов активного участия семьи в решении социальных проблем. Семейно-родовая стратегия призвана обеспечить решение следующих задач:

- претворение в жизнь идеалов социально справедливого государства в соответствии с российскими национально-государственными традициями;

- создание условий благополучия для каждой семьи;

- формирование системы общественного самоуправления непартийного типа и создание атмосферы творческого сотрудничества между населением и органами власти;

- обеспечение общественного согласия между поколениями и гражданского сотрудничества между различными социальными группами населения;

- преодоление социально-демографического кризиса.

Естественная семейная организация жизнедеятельности населения - это ресурс развития местного самоуправления.

В рамках семейно-родовой стратегии в городе Омске создана и продолжает развиваться система семейно-территориальных комитетов (СТК).

Суть и смысл СТК - в дополнении имеющейся структуры местного самоуправления общественным. Это выход на уровень конкретных проблем населения и реализация его конституционного права на участие в самоуправлении.

Основные задачи общественного самоуправления

- Для преодоления существующего кризиса необходимо вовлечь самые широкие слои общества в процессы самоуправления.

- Создать реально действующие каналы, по которым люди могли бы довести весь комплекс социальных и бытовых проблем до органов исполнительной власти, принять активное участие в решении этих проблем и осуществить контроль за их решением.

- Необходимо помочь населению структурироваться, освоить новые механизмы социальной активности в рамках своих конституционных прав.

- Общественное самоуправление должно стать недостающим звеном между гражданами и органами местного самоуправления.

- Возвращение к идее социально справедливого государства, то есть максимальное улучшение жизни людей путем их объединения на базе общих интересов и в рамках совместных действий.

В течение этого года в городе Омске избраны 855 СТК. Организационная помощь при создании СТК оказывалась вначале социальными работниками комитета по делам семьи, детства и демографической политике, а затем (как в любой самовоспроизводящей системе) активистами уже работающих СТК. Глубокое понимание необходимости развития общественного самоуправления, заинтересованность в улучшении жизни населения, владение культурой общения и коммуникативными технологиями позволили комитету вести конструктивный диалог и получить самую широкую поддержку среди народа. Семейно-территориаль-

ные комитеты объединяют жителей 4-6 домов и работают на общественных началах. Это люди, живущие в одном или соседних дворах и имеющие сходные проблемы. На такой небольшой территории жители, как правило, хорошо знают друг друга, поэтому в СТК избираются деятельные, неравнодушные к чужой беде и заслужившие авторитет среди соседей люди. СТК - это широчайшая информационная система, которая дает возможность сбора самой достоверной информации, исходящей из каждой семьи. Все наказы населения обобщаются в единый социальный наказ, в котором определяется срочность и приоритетность в решении проблем. Семейно-территориальные комитеты дают возможность привлечения населения к системе "общественных работ" по месту жительства для благоустройства и озеленения дворов, строительства детских площадок и зон

отдыха. СТК позволяют вести самый непосредственный и качественный контроль за выполнением социальных наказов. Многие практические дела уже сделаны за этот год, но главное - люди поняли, что, объединив усилия, можно очень многого достичь, не ждать помощи, а помочь самим себе.

Создание общественной инфраструктуры позволяет семьям Омской области активно участвовать в местном самоуправлении. Развитие системы общественного самоуправления - это первые ростки истинного народовластия, естественное продолжение общинных, соборных традиций самоуправления русского народа.

9.11.98 г.

Баженова Светлана Рейнгольдовна - помощник председателя комитета по делам семьи, детства и демографической политуже Администрации Омской области.

УДК 643/645:352.075.1

О.М.Рой

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО КАК ОБЪЕКТ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Рассматриваются пути эффективной организации ЖКХ.

Жилищно-коммунальное хозяйство становится сегодня мощным фактором, определяющим современное состояние российской экономики. На жилищно-коммунальную сферу приходится весомая доля дотаций, что значительно отражается на размерах расходных средств государственных структур и муниципалитетов. ЖКХ включает в себя деятельность ряда независимых друг от друга, экономически самостоятельных сфер, представляющих в совокупности комплекс услуг, обеспечивающих жизнедеятельность городского населения. К этим сферам следует отнести жилищную, водопроводно-канализационную, банно-прачеч-ную, гостиничную, дорожно-мостовую, санитарно-защитную, коммунально-энергетическую, а также сферу благоустройства и озеленения.

В условиях плановой экономики бывшего СССР предприятия ЖКХ, за исключением жилищной сферы, были объединены в комбинаты: коммунальных услуг, благоустройства и банно-прачеч-ный. В этот период обнаружились существенные недостатки предприятий ЖКХ, проявлению которых способствовали объективные обстоятельства функционирования данной сферы.

Производимая продукция ЖКХ зачастую не имеет вещественной формы и носит характер услуг.

Производство и потребление либо полностью совпадают по времени, либо имеют незначительный разрыв. Данное обстоятельство вызывает оперативный характер работы в этой сфере. Отрасли ЖКХ не могут заменять друг друга, что усиливает требования к комлексности работы всей сферы.

Услуги предприятий ЖКХ потребляются по месту жительства. А это не может не вызвать заметного противоречия между территориальным и отраслевым принципом деятельности этих предприятий. Выступая подрядчиком оказания коммунальных услуг, предприятие ЖКХ как представитель соответствующей отрасли заинтересовано в эффективных результатах своей деятельности, тогда как потребитель этих услуг (проживающее на данной территории население) - только в качестве конечного результата.

Существенно влияние масштаба хозяйства на его производственную структуру и организацию управления: чем больше размер городского поселения, тем сложнее и разветвленней становится структура жилищно-коммунального комплекса.

Ведомственно предприятия разобщены.

Характерные для сферы производства экономические критерии эффективности, такие как рентабельность, выработка, фондоотдача, зачастую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.