Научная статья на тему 'Демографическая политика России и Республики Татарстан: демографическое поведение молодежи в современном обществе'

Демографическая политика России и Республики Татарстан: демографическое поведение молодежи в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
852
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / РОЖДАЕМОСТЬ / РЕПРОДУКТИВНЫЕ УСТАНОВКИ / ГЕНДЕР / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ / МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хайруллин Рауль Рафаэлевич

В статье рассматривается проблема демографического поведения молодежи, проводится анализ государственной политики на федеральном и региональном уровне. Представлены взаимодействие различных уровней власти по ее реализации, мнение молодежи об эффективности их деятельности, предпочтительных мерах по стабилизации рождаемости, выявленных на основе конкретно-социологических исследований, проведенных при участии автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Хайруллин Рауль Рафаэлевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Демографическая политика России и Республики Татарстан: демографическое поведение молодежи в современном обществе»

Слово молодым социологам

УДК 316.65: 314.15.015

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

И РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН: ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ 'ШШ

ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Щ\Ч|1

Р. Р. Хайруллин

Казанский государственный финансово-экономический институт E-mail: [email protected]

В статье рассматривается проблема демографического поведения молодежи, проводится анализ государственной политики на федеральном и региональном уровне. Представлены взаимодействие различных уровней власти по ее реализации, мнение молодежи об эффективности их деятельности, предпочтительных мерах по стабилизации рождаемости, выявленных на основе конкретно-социологических исследований, проведенных при участии автора.

Ключевые слова: демографическая политика, демографическое поведение, рождаемость, репродуктивные установки, гендер, социальные меры поддержки семьи, материнский капитал.

Population Policy of Russia and the Republic of Tatarstan: Demographic Behavior of Youth in Modern Society

R. R. Khayrullin

The article deals with a demographic problem such as the demographic behavior of young people, as well as an analysis of existing government policies at federal and regional levels. It presents the interaction of various levels of government to implement demographic policy and taking into account the opinion of young people about their effectiveness, the preferred measures for stabilization of fertility, identified on the basis of empirical sociological research, in which the author participated.

Key words: population policy, demographic behavior, fertility, reproductive preferences, gender, social support measures for families, maternity capital.

Проблема демографических ценностей и приоритетов в последнее десятилетие находится в центре внимания общественного мнения и государственных структур. Еще в 2006 г. в своем Послании Федеральному собранию РФ Президент Российской Федерации В. В. Путин отметил, что снижение рождаемости - это серьезная демографическая проблема. По его словам, никакая миграция не решит демографических проблем России, если не будет создано надлежащих условий и стимулов для роста рождаемости в родной стране, не будут приняты эффективные программы поддержки материнства, детства, семьи1. На заседании Совета законодателей в Кремле 21 декабря 2006 г., говоря о разработке «Концепции демографической политики Российской Федерации на период

до 2025 года», президент обозначил три уровня реализации единой государственной демографической политики - федеральный, субъектов Федерации и на уровне местного самоуправления. В. В. Путин отметил, что задача федеральных властей в решении вопросов демографической политики - установить общие правила и нормы, предоставить гарантии, обеспечить принятые меры необходимыми финансовыми ресурсами. А коллегам из органов местного самоуправления предстоит информировать людей о содержании принятых документов, дополнять их своими мерами поддержки, разрабатывать собственные региональные стратегии решения демографических проблем, учитывающие региональную специфику, традиции и особенности. Они, в свою очередь, должны быть учтены на федеральном уровне, чтобы в конце концов была сформирована единая государственная политика по этому важнейшему направлению совместной деятельности2.

В своем ежегодном Послании Федеральному собранию в 2010 г. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев отметил: «Прежде всего, о мерах по улучшению демографической ситуации. По сравнению с 2005 годом рождаемость в России увеличилась более чем на 21%. Это, кстати замечу, один из лучших показателей в мире. Младенческая смертность сократилась на четверть. В прошлом году, впервые за 15 лет, нам удалось выйти на рост численности населения России. Во многом это, конечно, результат работы материнского капитала, национального проекта “Здоровье” и других мер социальной поддержки семей. Мы взялись за демографическую проблему всерьёз и надолго, но должны понимать, что в ближайшие 15 лет будут сказываться последствия демографического спада 90-х годов, а число женщин так называемого репродуктивного возраста значительно сократится. И это серьёзная угроза, это вызов для всей нашей нации»3.

В детальном отчете к Посланию Государственному Совету Республики Татарстан в 2010 г. Президент РТ Р. Н. Минниханов также значительное место уделил мерам поддержки семьи, материнства и детства. Так, он отметил,

© Хайруллин Р. Р., 2011

что в результате проводимой демографической политики и инвестирования в здравоохранение удалось значительно улучшить состояние здоровья населения, что отразилось на повышении рейтинга Республики Татарстан среди субъектов Российской Федерации в этой сфере. Татарстан входит в группу регионов с низкими значениями показателей младенческой смертности (5,9 против 7,89 умерших в возрасте до 1 года на 1 тыс. родившихся живыми в среднем по РФ), материнской смертности (8,6 против 22,71 умерших женщин на 1 тыс. детей, родившихся живыми), смертности населения трудоспособного возраста (518,5 против 627,5 умерших на 100 тыс. человек населения соответствующего возраста), занимает пятое место по уровню удовлетворенности населения медицинской помощью (46,5% от числа опрошенных).

Сегодня различными субъектами управления был выдвинут ряд программ по стабилизации рождаемости, которые требуют согласования их законодательного обеспечения. Реализация отечественной стратегии демографического развития на различных уровнях власти происходит на основе разграничения их полномочий и компетенций. Принятая на сегодня «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» последовательно реализует, наряду с действующими национальными проектами в области здравоохранения, образования и обеспечения доступным жильем, систему мер их дополняющих и обеспечивает самостоятельное стратегическое направление государственной политики по обеспечению демографического развития России4.

Основными принципами демографической политики в концепции провозглашены: комплексность решения демографических задач; концентрация на приоритетах; выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения; своевременное реагирование на демографические тенденции в текущий период; учет региональных особенностей демографического развития и дифференцированный подход к разработке и реализации региональных демографических программ; взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества; координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровне.

В целом на уровне Федерации вырабатывается и реализуется определенный набор мер по стабилизации рождаемости, сформулированный в рамках социального, жилищного, организационного и информационного направлений. На республиканском уровне присутствует собственный комплекс законов и других подзаконных актов, которые привлекают дополнительные ресурсы по реализации региональных приоритетов демогра-

фической политики, конкретизируют в соответствии с местными потребностями цели и задачи по стабилизации рождаемости, поддержке семьи с детьми, учитывающие местную специфику.

На региональном уровне — в Республике Татарстан - реализуется «Комплексная программа демографического развития Республики Татарстан до 2010 и на перспективу до 2030 года»5. В ее рамках предусматривается реализация мер социального, жилищного, воспитательно-информационного плана: расширение возможности использования материнского капитала при оплате лечения детей, расширение возможности использования ипотеки молодыми семьями, увеличение критерия отнесения семей к категории «молодая семья», рост компенсации по социальной ипотеке в случае рождения 2-го и 3-го ребенка, выплата компенсации части родительской платы за содержание ребенка в детском дошкольном учреждении, осуществление адресной социальной поддержки гражданам, имеющим детей (детское питание, лекарственные средства, школьное питание, детские пособия, субсидии на проезд, оплату жилья, коммунальные услуги), обеспечение жильем многодетных семей, социальная поддержка семей, у которых родилось сразу трое детей, учреждение медали «Материнская слава».

Итак, комплексная программа демографического развития Республики Татарстан учитывает специфику, традиции и особенности региона в сфере демографии, законодательно конкретизирует полномочия региональных и муниципальных органов власти и органов самоуправления в данной области. Ее реализация осуществляется с учетом результатов конкретно-социологических исследований в Республике Татарстан, проведенных при участии автора6, целью которых является анализ мнения молодежи по основным демографическим проблемам, ее ценностных установок и моделей поведения. Его выводы позволяют выделить первоочередные меры, которые должно предпринять государство для стабилизации рождаемости на республиканском и муниципальном уровне.

Рассмотрим мнение респондентов о состоянии демографической ситуации в Республике Татарстан и ее перспективах. Согласно результатам опроса, оценивая ситуацию с рождаемостью в РТ, большинство респондентов - 51,5%, - считает ее нестабильной, требующей ряда улучшений, что ситуация стабильная и улучшений не надо, считают 38,4%. Оценивая ситуацию с рождаемостью за последние 10 лет, большинство -38,9%, - полагает, что она улучшилась, что не изменилась, думают 14,1%, ухудшилась - 11,1%. На вопрос об изменении ситуации с рождаемостью в ближайшие 10 лет опрошенные ответили следующим образом: 26,3% считают, что она улучшится, 16,9% - что не изменится.

В современных условиях наиболее важную роль в изменении рождаемости для населения играют следующие позиции: семья (61,7%), образ

жизни человека (54,4%), медицина (50,2%); затем респонденты очень важным считают государство (40%), экологию (39,4%), место работы (38,5%), а также систему образования (31,5%), религию (24,2%), СМИ (12,9%).

По мнению участников опроса, к снижению рождаемости могут привести следующие внешние причины: экономическая нестабильность, наркомания, алкоголизм. Затем называются отсутствие должной поддержки государством семей с детьми, высокий уровень разводов, плохая экология, плохое медицинское обслуживание.

Среди внутрисемейных причин, которые могут повлиять на их нежелание иметь детей, респонденты отмечают низкий уровень дохода семьи (56,9%), отсутствие и нехватку жилой площади (50,4%), конфликтность супружеских отношений (33,8%), неуверенность супругов в завтрашнем дне (28,9%), маленький размер детских пособий (22,8%). Далее отмечены также карьеризм супругов (15,8%), нехватка мест в детских садах (12,6%), незащищенность женщин (10,7%), отсутствие норм ценностей многодетности в семье.

Наиболее актуальными проблемами для своей семьи в современных условиях молодые респонденты назвали следующие: низкую заработную плату (45,7%), жилищные проблемы (26,5%), конфликт поколений (16,3%), недоступность полноценного летнего отдыха (14,5%), конфликты супругов (13,4%), трудности в получении хорошего образования (10,2%).

Большинство опрошенных молодых людей отметило, что у них детей нет (89,1%), есть один ребенок (6,2%), два ребенка (3,2%). Рождение детей они планируют в следующие сроки: в ближайший год - 5,5%, в три года - 12,9%, в пять лет - 16,9%, свыше 5 лет - 18,1%, не планируют -15,2%, затрудняются с ответом - 31,5%. Молодые респонденты считают необходимым для средней российской семьи: наличие двоих детей (53,4%), одного ребенка (32%), троих детей (16,7%), чем больше детей, тем лучше (13,6%), полагают, что семья может быть бездетной, 10,9%.

Как показало проведенное социологическое исследование, опрошенные ждут помощи от государства в решении своих проблем. Молодые респонденты действия Правительства РТ в решении проблем повышения рождаемости оценивают как средние и хорошие 44,1 и 10,8% соответственно, как плохие и очень плохие 9,4 и 6,6% соответственно.

Согласно их мнению, государство для повышения рождаемости должно принимать следующие меры: увеличить размер пособий по уходу за ребенком (65,2%), увеличить размер пособий по беременности и родам (42,9%), оказывать помощь в получении жилья семьям с детьми (41,2%), реализовать программы по финансовой поддержке семей с детьми (26,4%), по укреплению семьи (24,8%), увеличить продолжительность декрет-

ного отпуска (19,9%), реализовать программы по распространению ценностей многодетной семьи (9,1%).

В последние годы в качестве одной из существенных мер по решению демографических проблем России является реализация программы «Материнский капитал» - предоставление женщине за рождение второго ребенка сертификата. Согласно исследованиям, собираются ею воспользоваться 30,7%, сомневаются в ее надежности и гарантиях 27%, верят в ее будущее, но не собираются ею воспользоваться 19,1%, не верят в ее будущее, но не критикуют 16,3% опрошенных. Респонденты в рамках исследования ответили на открытый вопрос и сами назвали достоинства и недостатки этой программы. После систематизации они выглядят следующим образом: суммы не хватит для улучшения жилищных условий (19,1%); положительно, но этого мало (12,2%); нельзя обналичить в случае необходимости (10,8%); проявление заботы о людях (10,8%), сложности в оформлении и получении (5,5%) и др.

Конкретизируем, согласно ответам респондентов, размер каких пособий, выплачиваемых семьям с детьми, надо увеличить в первую очередь: пособие по беременности и родам (51,5%); единовременное пособие при рождении (усыновлении) ребенка (41,6%); ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (37,4%); продление периода оплаты отпуска по уходу за ребенком с 1,5 до 2 лет (26,8%); минимальный размер ежемесячного пособия на детей в семьях, имеющих ежемесячный доход ниже двух средних прожиточных минимумов на каждого члена семьи (24,1%); пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (23,8%); установление размера единовременного пособия при поступлении ребенка в школу (17,3%).

Как показали исследования, кроме проблемы пособий современная семья с детьми испытывает жилищную проблему и надеется на помощь государства в ее решении. Респонденты выделяют следующие меры, целесообразные, с их точки зрения, для поддержки семьи в решении жилищных проблем: погашение за счет государства части долга по ипотечному кредиту в случае рождения детей (54,5%); внесение государством первоначального взноса по ипотечному кредиту (46,4%); предоставление государством семье, имеющей четырех и более детей, в собственность нового жилья с зачетом стоимости старого жилья (39,0%); введение правовых и финансовых механизмов предоставления банками кредитов на жилье семьям при рождении четвертого и последующих детей с погашением процентов по кредитам за счет государства (19,2%); предоставление застройщикам - семьям, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность под индивидуальное жилищное строительство по цене не более 1000 руб. за сотку

(17,7%); введение дифференцированной системы платы за наем жилья в зависимости от количества детей (16,5%); введение правовых и финансовых механизмов предоставления многодетным малообеспеченным семьям жилых помещений из государственного и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (13,4%).

Кроме решения проблемы пособий и жилья, респонденты ждут от государства и других социальных мер по поддержке семей с двумя и более детьми, таких как: снижение доли оплаты услуг ЖКХ в зависимости от числа детей в семье (56,1%); снижение налоговых платежей с родителей (39,0%); предоставление семейных путевок для совместного отдыха (36,5%); помощь семье в организации собственного дела (кредит, предоставление земли, юридическая помощь (24,9%); предоставление льгот для проезда в общественном транспорте (23,7%); предоставление вне очереди мест в дошкольных и школьных учреждениях (23,6%); предоставление «Сертификатов на образование» для оплаты получения высшего профессионального образования (19,2%); установление льгот при поступлении в учреждения среднего профессионального образования (5,8%).

Респонденты считают, что нужны социальные меры для укрепления семьи и семейного образа жизни:

- реализация мер по пропаганде нравственных и семейных ценностей, формированию установок на создание полной, состоящей в законном браке семьи с двумя и более детьми (43,4%);

- создание центров помощи беременным женщинам и женщинам с детьми, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях (34,5%);

- демонстрация социальной рекламы антиалкогольной и антинаркотической тематики, пропаганда здорового образа жизни и духовнонравственных ценностей (34,4%);

- восстановление моральных стимулов к многодетности (награды, иное поощрение многодетных родителей) (30,7%);

- усиление воспитательной работы в учебных заведениях (30,2%);

- разработка и внедрение в педагогических высших учебных заведениях курсов, направленных на ознакомление учащихся с нравственными и семейными ценностями (19,3%).

Рассмотрим гендерные особенности мнений респондентов. Так, оценивая ситуацию с рождаемостью в РТ, женщины в большей мере, чем мужчины полагают, что ситуация нестабильная и необходимы меры по ее улучшению (54,1 и 48,6% соответственно).

Женщины также считают в большей мере, что за последние десять лет она улучшилась (42,5 и 35% соответственно).

Представления и мужчин, и женщин о перспективах рождаемости близкие: что улучшится в ближайшие десять лет, считают 25,4% женщин и 28,2% мужчин.

Наиболее важную роль в изменении рождаемости, по мнению респондентов-женщин, играют следующие позиции: семья (67,4 %), образ жизни человека (60,5%), медицина (56,8%); очень важными они считают экологию (43,9%), место работы (42,3%), государство (39,0%) а также систему образования (32,7%), религию (27,4%), СМИ (12,3%).

Иерархия причин, влияющих на рождаемость, у мужчин имеет некоторые отличия. Роль играют следующие позиции: семья (54,7%), образ жизни человека (46,3%), медицина (41,1%); затем государство (40,0%), экология (33,7%), место работы (32,2%), система образования (29,0%), религия (19,7%), СМИ (13,8%).

По мнению женщин, к снижению рождаемости могут привести следующие внешние причины: экономическая нестабильность (53,4%), наркомания (52,6%), алкоголизм (49,8%). Затем респонденты называют отсутствие должной поддержки государством семей с детьми (45%), высокий уровень разводов (39,3%), плохое медицинское обслуживание (37,5%), плохую экологию (34,9%), политическую нестабильность (16,8%), преступность (15,4%), проституцию (12%), низкое качество образования (9,7%), распространение ценностей однополой любви (9,5%).

Респонденты-мужчины причинами снижения рождаемости считают следующие: экономическую нестабильность (53,5%), наркоманию (52,7%), алкоголизм (50,9%), отсутствие должной поддержки государством семей с детьми (37,1%), высокий уровень разводов (35,1%), плохую экологию (30,5%), политическую нестабильность (25,1%), плохое медицинское обслуживание (21,5%), преступность (18,8%), проституцию (15,4%), распространение ценностей однополой любви (12,8%), низкое качество образования (8,6%).

Среди внутрисемейных причин, которые могут повлиять на нежелание молодежи иметь детей, респонденты-женщины отметили: низкий уровень доходов семьи (60,8%), отсутствие и нехватку жилой площади (50,9%), конфликтность супружеских отношений (32,9%), неуверенность супругов в завтрашнем дне (30,2%), маленький размер детских пособий (22,5%), также карьеризм супругов (15,9%), незащищенность женщин (13,2%), нехватку мест в детских садах (13,6%).

Внутрисемейными причинами, способными повлиять на нежелание молодежи иметь детей, респонденты-мужчины посчитали: низкий уровень доходов семьи (51,9%), отсутствие и нехватку жилой площади (49,4%), конфликтность супружеских отношений (34,1%), неуверенность супругов в завтрашнем дне (26,4%), маленький размер детских пособий (23,8%), карьеризм супругов (15,9%), нехватку мест в детских садах (11,2%), отсутствие норм и ценностей многодетности в семье (8,4%).

Наиболее актуальными проблемами для своей семьи в современных условиях респон-

денты-женщины назвали следующие: низкую заработную плату (46,9%), жилищные проблемы (26,8%), конфликт поколений (16,7%), недоступность полноценного летнего отдыха (15,3%), конфликты супругов (13,5%), трудности в получении хорошего образования (11,5%), в обеспечении детей достойным медицинским обслуживанием (10,3%), недоступность качественного досуга (9,5%), алкоголизм (7,0%).

Иерархия тех же проблем с позиций респон-дентов-мужчин выглядит следующим образом: низкая заработная плата (44,9%), жилищные проблемы (26,1%), конфликт поколений (16,8%), конфликты супругов (13,8%), недоступность полноценного летнего отдыха (13,0%), алкоголизм (9,8%), трудности в получении хорошего образования (8,2%), в обеспечении детей достойным медицинским обслуживанием (8,2%), недоступность качественного досуга (6,1%).

Большинство опрошенных женщин и мужчин отметило, что у них дети отсутствуют (87,5 и 90,9% соответственно), есть один ребенок (7,0 и 5,3% соответственно), два ребенка (4,1 и 2,2% соответственно).

Рассмотрим реальное репродуктивное поведение респондентов. Женщины рождение детей планируют в следующие сроки: в ближайший год - 6,0%, в три года - 14,9%, в пять лет - 18,4%, свыше 5 лет - 18,0%, не планируют - 16,8%, затруднились с ответом - 25,9%.

Опрошенные мужчины рождение детей планируют: в ближайший год - 5,0%, в три года

- 10,0%, в пять лет - 14,9%, свыше 5 лет - 18,8%, не планируют - 12,3%, затруднились с ответом

- 38,9%.

Необходимым для средней российской семьи респонденты-женщины считают наличие двоих детей (53,7%), одного ребенка (32,6%), троих детей (18,0%), от трех до 5 детей (15,4%), что семья может быть бездетной, полагают 10,5%, чем больше детей, тем лучше (7,7%).

Респонденты-мужчины считают необходимым для средней российской семьи наличие двоих детей (52,7%), одного ребенка (31,6%), троих детей (14,6%), от трех до 5 детей (16,7%), она может быть бездетной 11,7%, чем больше детей, тем лучше (9,9%).

Рассмотрим мнение респондентов - мужчин и женщин - о мерах, принимаемых государством для стабилизации рождаемости в республике. Большинство респондентов-женщин действия Правительства РТ в решении проблем повышения рождаемости оценивают как средние и хорошие

45.7 и 10,9% соответственно, как плохие и очень плохие 8,2 и 6,4% соответственно.

Респонденты-мужчины те же действия правительства РТ оценивают как средние и хорошие

41.7 и 10,6% соответственно, как плохие и очень плохие 10,9 и 7,1% соответственно.

Согласно мнению опршенных женщин, государство для повышения рождаемости должно

принимать следующие меры: увеличить размер пособий по уходу за ребенком (68,8%), пособий по беременности и родам (46,1%), оказывать помощь в получении жилья семьям с детьми (45,3%), реализовать программы по финансовой поддержке семей с детьми (26,9%), по укреплению семьи (22,1%), увеличить продолжительность декретного отпуска (18,7%), реализовать программы по распространению ценностей многодетной семьи (7,8%).

Мнение респондентов-мужчин по данному вопросу: увеличить размер пособий по уходу за ребенком (60,3%), пособий по беременности и родам (38,4%), оказывать помощь в получении жилья семьям с детьми (36,3%), реализовать программы по укреплению семьи (28,0%), по финансовой поддержке семей с детьми (25,9%), увеличить продолжительность декретного отпуска (21,5%), реализовать программы по распространению ценностей многодетной семьи (10,9%).

Отношение респондентов различных возрастных групп к программе «Материнский капитал» следующее: собираются ею воспользоваться 29,0% женщин и 33,2% мужчин; сомневаются в ее надежности и гарантиях 27, 8% женщин и 26,6% мужчин; верят в ее будущее, но не собираются ею воспользоваться 19,8% женщин и 18,4% мужчин; не верят в ее будущее, но не критикуют 16,4% женщин и 16,5% мужчин.

Респонденты в рамках исследования ответили на открытый вопрос и сами назвали достоинства и недостатки этой программы. После систематизации они выглядят следующим образом. Респонденты-женщины основными достоинствами и недостатками программы считают: суммы не хватит для улучшения жилищных условий (16,5%); положительно, но этого мало (11,7%); нельзя обналичить в случае необходимости (11,7%); проявление заботы о людях (9,6%); хоть какая-то помощь (5,7%).

Респонденты-мужчины более категоричны в оценках и основными достоинствами и недостатками программы считают: суммы не хватит для улучшения жилищных условий (25,2%); проявление заботы о людях (12,2%); положительно, но этого мало (11,4%); сложности в оформлении и получении (8,1%); нельзя обналичить в случае необходимости (6,5%); малая сумма пособия при отсутствии другой поддержки (5,7%).

Конкретизируем, согласно ответам респондентов, размер каких пособий, выплачиваемых семьям с детьми надо увеличить в первую очередь. По мнению женщин, в увеличении нуждаются: пособие по беременности и родам (53,1%); ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (40,7%); единовременное пособие при рождении (усыновлении) ребенка (40,2%); продление периода оплаты отпуска по уходу за ребенком с 1,5 до 2 лет (29,3%); минимальный размер ежемесячного пособия на детей в семьях, имеющих ежемесяч-

ный доход ниже двух средних прожиточных минимумов на каждого члена семьи (25,0%), пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (23,8%); установление размера единовременного пособия при поступлении ребенка в школу (18,3%).

По мнению мужчин, в увеличении нуждаются: пособие по беременности и родам (48,9%); единовременное пособие при рождении (усыновлении) ребенка (43,2%); ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (33,1%); пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (26,3%); продление периода оплаты отпуска по уходу за ребенком с 1,5 до 2 лет (24,1%); минимальный размер ежемесячного пособия на детей в семьях, имеющих ежемесячный доход ниже двух средних прожиточных минимумов на каждого члена семьи (22,9%); установление размера единовременного пособия при поступлении ребенка в школу (16,0%).

Кроме проблемы пособий, современная семья с детьми испытывает жилищную проблему и надеется на помощь государства в ее решении. Респонденты-женщины выделяют следующие меры, целесообразные, с их точки зрения, для поддержки семьи в решении жилищных проблем: погашение за счет государства части долга по ипотечному кредиту в случае рождения детей (57,1%); внесение государством первоначального взноса по ипотечному кредиту (44,5%); предоставление государством семье, имеющей четырех и более детей, в собственность нового жилья с зачетом стоимости старого жилья (40,7%); введение правовых и финансовых механизмов предоставления банками кредитов на жилье семьям при рождении четвертого и последующих детей с погашением процентов по кредитам за счет государства (18,2%), предоставление застройщикам - семьям, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность под индивидуальное жилищное строительство по цене не более 1000 руб. за сотку (17,2%); введение дифференцированной системы платы за наем жилья в зависимости от количества детей (16,2%), введение правовых и финансовых механизмов предоставления многодетным малообеспеченным семьям жилых помещений из государственного и муниципального жилищных фонда по договорам социального найма (13,4%).

Респонденты-мужчины называют следующие меры, целесообразные для поддержки семьи в решении жилищных проблем: погашение за счет государства части долга по ипотечному кредиту в случае рождения детей (51,5%); внесение государством первоначального взноса по ипотечному кредиту (48,5%); предоставление государством семье, имеющей четырех и более детей, в собственность нового жилья с зачетом стоимости старого жилья (36,7%); введение правовых и финансовых механизмов предоставления банками кредитов

на жилье семьям при рождении четвертого и последующих детей с погашением процентов по кредитам за счет государства (20,2%); предоставление застройщикам - семьям, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность под индивидуальное жилищное строительство по цене не более 1000 руб. за сотку (18,5%); введение дифференцированной системы платы за наем жилья в зависимости от количества детей (16,7%); введение правовых и финансовых механизмов предоставления многодетным малообеспеченным семьям жилых помещений из государственного и муниципального жилищных фондов по договорам социального найма (13,3%).

Кроме решения проблемы пособий и жилья, респонденты-женщины ждут от государства и других социальных мер по поддержке семей с двумя и более детьми, таких как: снижение доли оплаты услуг ЖКХ в зависимости от количества детей в семье (55,4%); предоставление семейных путевок для совместного отдыха (39,5%); снижение налоговых платежей с родителей (36,1%); предоставление вне очереди мест в дошкольных и школьных учреждениях (26,7%); предоставление льгот для проезда в общественном транспорте (24,5%); помощь семье в организации собственного дела (кредит, предоставление земли, юридическая помощь) (22,4%); предоставление «Сертификатов на образование» для оплаты получения высшего профессионального образования (22,1%); установление льгот при поступлении в учреждения среднего профессионального образования (5,6%).

Респонденты-мужчины ждут от государства следующих социальных мер поддержки семей с двумя и более детьми: снижения доли оплаты услуг ЖКХ в зависимости от числа детей в семье (56,7%); снижения налоговых платежей с родителей (42,5%); предоставления семейных путевок для совместного отдыха (33,0%); помощи семье в организации собственного дела (кредит, предоставление земли, юридическая помощь) (28,1%); предоставления льгот для проезда в общественном транспорте (22,5%); предоставления вне очереди мест в дошкольных и школьных учреждениях (19,7%); предоставления «Сертификатов на образование» для оплаты получения высшего профессионального образования (15,7%); установления льгот при поступлении в учреждения среднего профессионального образования (5,8%).

Респонденты-женщины считают, что нужны следующие социальные меры для укрепления семьи и семейного образа жизни:

- реализация мер по пропаганде нравственных и семейных ценностей, формированию установок на создание полной, состоящей в законном браке семьи с двумя и более детьми (45,7%);

- создание центров помощи беременным женщинам и женщинам с детьми, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях (37,9%);

- демонстрация социальной рекламы антиалкогольной и антинаркотической тематики,

пропаганда здорового образа жизни и духовнонравственных ценностей (33,2%);

- усиление воспитательной работы в учебных заведениях (29,2%);

- восстановление моральных стимулов к многодетности (награды, иное поощрение многодетных родителей) (27,7%);

- разработка и внедрение в педагогических высших учебных заведениях курсов, направленных на ознакомление учащихся с нравственными и семейными ценностями (17,8%).

Респонденты-мужчины считают, что нужны следующие социальные меры для укрепления семьи и семейного образа жизни:

- реализация мер по пропаганде нравственных и семейных ценностей, формированию установок на создание полной, состоящей в законном браке семьи с двумя и более детьми (40,5%);

- демонстрация социальной рекламы антиалкогольной и антинаркотической тематики, пропаганда здорового образа жизни и духовнонравственных ценностей (35,6%);

- восстановление моральных стимулов к многодетности (награды, иное поощрение многодетных родителей) (35,0%);

- усиление воспитательной работы в учебных заведениях (31,9%);

- создание центров помощи беременным женщинам и женщинам с детьми, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях (29,6%);

- разработка и внедрение в педагогических высших учебных заведениях курсов, направленных на ознакомление учащихся с нравственными и семейными ценностями (21,2%).

Итак, стратегия демографической политики должна учитывать такие факторы, как отношение населения, отдельных социально-демографических групп, и быть комплексной, многоуровневой, системной, перспективной, выстраиваться по ряду направлений. На сегодняшний день необходим патерналистский подход, подразумевающий опе-

режающую помощь государства. Ее приоритетами должны быть: поддержка семьи с двумя и более детьми; разработка и внедрение экономических, социальных и культурных стимулов репродуктивного поведения; защита репродуктивного здоровья населения; увеличение коэффициента рождаемости до 1,7 к 2025 году.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечания

1 См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года.URL: http://kremlin.ru/text/ арреаг8/2006/05/105546.8Мш1 (дата обращения: 10.03.2011).

2 См.: Выступление В. В. Путина на заседании Совета законодателей в Кремле 21 декабря 2006 г. URL: http://www.demographia.ru/ artic1es_N/index. htm1?idR=1&idArt=676 (дата обращения: 10.03.2011).

3 Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года. иИЬ: http://krem1in.ru/transcripts/9637 (дата обращения: 10.03.2011).

4 См.: Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Москва, 2007. URL: http://demoscope.ru/week1y/knigi/koncepciya/ koncepciya25.html (дата обращения: 10.03.2011).

5 Комплексная программа демографического развития Республики Татарстан до 2010 года и на перспективу до 2030 года. Казань, 2008. иИЬ: http://mert.tatar.ru/ rus/index.htm/news/14538.htm?high1ight=%D0%B3 %D0% BE%D0%B4%D1%8B (дата обращения: 20.08. 2011).

6 Социологическое исследование проводилось ЦПЭИ АН РТ в ноябре 2010 - январе 2011 г. Выборочная совокупность исследования репрезентативна (5 %) и составляет 1100 единиц. Отбор респондентов от 14 до 29 лет осуществлялся на основе квотной выборки. Ее пропорции (пол, возраст, тип поселения) соответствуют основным социально-демографическим показателям населения Республики Татарстан.

УДК 361+929

УЧЕНИЕ Н. К. МИХАЙЛОВСКОГО ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ИДЕАЛЕ

В. А. Масленников

Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

В статье раскрывается сущность учения выдающегося русского социолога Н. К. Михайловского об общественном идеале. Отмечается значение этой концепции в контексте модернизации современного российского общества.

Ключевые слова: Н. К. Михайловский, народническая социология, общественный идеал, социальные реформы.

N. K. Mikhaylovsky’s Teaching of Social Ideal V. A. Maslennikov

The paper reveals the essence of the teaching of social ideal by the outstanding Russian sociologist N.K. Mikhaylovsky. The significance of this concept in the context of modernization of the modern Russian society is noted.

© Масленников В. А., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.