Научная статья на тему 'Демографическая программа Республики Татарстан: состояние, перспективы реализации'

Демографическая программа Республики Татарстан: состояние, перспективы реализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1094
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / РОЖДАЕМОСТЬ / РЕПРОДУКТИВНЫЕ УСТАНОВКИ / ДЕТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хайруллин Рауль Рафаэлевич

В статье рассматриваются теоретические и прикладные аспекты демографической проблемы рождаемости, результаты конкретно-социологического исследования, в котором представлены: репродуктивные установки населения республики, их особенности, факторы, влияющие на рождаемость, и меры государства, направленные на ее стабилизацию в республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Демографическая программа Республики Татарстан: состояние, перспективы реализации»

УДК 316.65: 314.15.015

демографическая программа республики татарстан: состояние, перспективы реализации

р.р. Хайруллин

Академия государственного и муниципального управления при Президенте Республики Татарстан E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются теоретические и прикладные аспекты демографической проблемы - рождаемости, результаты конкретно-социологического исследования, в котором представлены: репродуктивные установки населения республики, их особенности, факторы, влияющие на рождаемость, и меры государства, направленные на ее стабилизацию в республике. Ключевые слова: демографические проблемы, рождаемость, репродуктивные установки, детность.

Demographic Program of the Republic of Tatarstan: state, Prospects of Realization

R.R. Khayrullin

This article considers theoretical and applied aspects of demographic problem of birth rate, results of special social research, which provides reproductive state of popularity of the republic, its peculiarities, factors, influenced on birth rate and government sanctions, directed to its stabilization in the republic.

Key words: demographic problems, birth rate, reproductive states, having children.

В начале XX в. уровень рождаемости в России был одним из самых высоких, зафиксированных когда-либо в крупной стране. Прошло сто лет, и Россия оказалась в числе стран с самой низкой в мире рождаемостью. Только во второй половине 1980-х гг. показатель рождаемости поднялся до отметки 2,1 ребенка в расчете на одну женщину, что составило границу простого воспроизводства при современном уровне смертности. С середины 1960-х гг. в России устанавливается режим воспроизводства, не обеспечивающий даже простого замещения поколений. Падение рождаемости в 1990-х гг. еще более усилило степень «недовоспроизводства» (каждое новое поколение детей было на 30-40% меньше родительского)1. Схожая ситуация наблюдается и в отдельных регионах России. В частности, в Республике Татарстан, несмотря на менее радикальное сокращение динамики численности населения, согласно последней переписи, существует серьезный дисбаланс между ежегодными показателями рождаемости и смертности населения и прогнозируется существенная нехватка трудовых ресурсов даже в случае сохранения современного уровня рождения и миграции.

В Российской Федерации существует Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.2. Закономерно, что в субъектах Российской Федерации предусматривается разработка региональных демографических программ, направленных на улучшение демографической ситуации, учитывающих специфику каждого региона, его социально-демографические приоритеты - обычаи и традиции деторождения и семейного воспитания, сложившуюся модель семьи, соотношение городского и сельского населения, половозрастную и этническую структуру населения.

Так, в Республике Татарстан в рамках выработки региональной стратегии решения демографических проблем запланировано создание Семейного кодекса. Он составляет один из пунктов реализации положений, содержащихся в Послании Президента РФ Государственному Совету на 2008 г. В кодекс войдут все законы, касающиеся семьи, опеки и попечительства, права и обязанности родителей, условия получения материнского капитала и разного рода пособий. Особое внимание в его содержании планируется уделить правам ребенка, не только рассматривать его как объект воспитания, но и видеть в нем полноправного и равноценного партнера.

В Комплексной программе демографического развития Республики Татарстан2 планируется предусмотреть: улучшение состояния здоровья населения; повышение демографического сознания и ответственности за здоровье населения на уровне общества и личности; увеличение средней продолжительности жизни; укрепление института семьи и семейно-брачных отношений; повышение в будущем рождаемости до уровня, обеспечивающего замещение одного поколения последующим; улучшение социального положения женщин; решение проблем маргинальных групп населения; обеспечение безопасных условий труда, предупреждение несчастных случаев на производстве и в быту; обеспечение условий, способствующих продлению активной жизнедеятельности пожилых людей; совершенствование регулирования миграционных процессов и др.

В рамках Программы действует ряд подпрограмм, задачи которых заключаются в формировании в Республике Татарстан наиболее благоприятного для рождения детей социально-экономического климата, развития института ипотеки как наиболее действенного механизма

© Р.Р. Хайруллин, 2009

решения жилищной проблемы - одной из важнейших преград на пути роста рождаемости, разработки мероприятий по наиболее эффективному использованию материнского (семейного) капитала, дополняющих и развивающих положения федерального законодательства.

Так, подпрограмма «Стимулирование рождаемости» ставит перед собой цель увеличения рождаемости населения Республики Татарстан посредством реализации системных мер экономического и социального стимулирования. Индикатором ее эффективности являются повышение рождаемости к 2010 г. до 47,9 тыс. чел. в год (на 28,5% к уровню 2006 г.), снижение количества абортов в республике (число случаев на 1000 женщин фертильного возраста): в 2008 г. - до 30,8, в 2009 г. - до 30,7, в 2010 г. - до 30,6. В соответствии с Федеральным законом N° 256-ФЗ от 25.12.2006 «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей» материнский (семейный) капитал нельзя использовать на важнейшую цель

- лечение ребенка, - что требует изменения.

В рамках республиканской демографической программы предусмотрен проект «Расширение возможностей использования материнского (семейного) капитала», целью которого является обеспечение возможности направления материнского (семейного) капитала на оплату лечения ребенка, в том числе до достижения последним возраста трех лет. В качестве вариантов решения данной проблемы планируется законодательная инициатива о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон № 256-ФЗ от 25.12.2006 «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей» или разработка региональной схемы расширения возможностей использования материнского капитала. В соответствии со вторым вариантом следует предусмотреть возможность использования материнского капитала на лечение ребенка, в том числе не достигшего возраста трех лет (приобретение медикаментов, оплата операций и т.п.), через создание специализированного внебюджетного фонда либо наделение соответствующими финансовыми полномочиями Жилищного фонда РТ.

Еще один проект в рамках республиканской демографической программы «Расширение возможностей использования ипотеки молодыми семьями» направлен на увеличение категорий лиц, имеющих возможность воспользоваться инструментарием ипотеки для решения жилищных проблем. Именно решение жилищной проблемы, как показал произведенный анализ,

- важнейший фактор повышения рождаемости. Хотя социальная ипотека в Республике Татарстан в настоящее время развивается достаточно активными темпами, необходимо законодательно и финансово обеспечить расширение возможностей использования ипотечных механизмов, в частности посредством реализации следующих мероприятий: увеличение критерия отнесения

семей к категории «молодая семья» (до возраста 35 лет); обеспечение роста компенсаций по социальной ипотеке (погашения части кредита) за счет средств республиканского бюджета при рождении второго ребенка на 200 тыс. руб., третьего - 300 тыс. руб. и т.д. в арифметической прогрессии с ежегодной индексацией указанных сумм на уровень инфляции; расширение возможностей использования льготных ипотечных схем для групп населения, которые не вправе претендовать на социальную ипотеку, за счет средств предприятий-работодателей.

На муниципальном уровне в рамках республиканской программы предусмотрен также конкретный перечень мероприятий, реализующих основные приоритеты программы. Они подразделены на различные направления.

Информационное направление:

- проведена актуализация банка данных по неблагополучным семьям и детям группы риска, по детям с ограниченными возможностями, по семьям многодетным, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также по общественным организациям, фондам, работающим с социально уязвимыми категориями населения;

- организовано проведение мониторинга социально-экономического положения многодетных семей, созданы «горячие линии» по вопросам социальной защиты семьи и ребенка, начата работа по формированию списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилья и состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, для получения сертификатов за счет средств бюджета Республики Татарстан;

- проделана работа по формированию списков многодетных семей, состоящих на учете, нуждающихся в жилых помещениях для получения сертификатов за счет средств бюджета Республики Татарстан;

- проведена индивидуальная работа с кандидатами в приемные родители - семейный досуг на базе учреждений культуры (дни семейного отдыха, семейные творческие конкурсы, выставки семейного творчества и др.) по отдельному плану;

- оказана специализированная помощь подросткам в детских поликлиниках, женских консультациях;

- есть консультации юриста, психолога, врача для молодежи, вступающей в брак;

- оказана консультативная помощь родителям, дети которых имеют проблемы с выбором профессии и учебного заведения, установлены в центре занятости населения часы приема для консультирования родителей с детьми;

- осуществляется работа клуба «Молодая семья» при отделе ЗАГС;

- есть экскурсии для школьников на предприятия района «Профессия моих родителей»;

- деятельность школ будущих родителей в женских консультациях;

- в Год семьи был проведен ряд тематических мероприятий, направленных на пропаганду семейного образа жизни, позитивных семейных традиций, опыта воспитания детей и отношения к старшему поколению, таких как краеведческий конкурс «СемьЯ», чествование многодетных семей, матерей на предприятиях района, праздничный вечер, посвященный Дню матери, классные часы в школах, посвященные Году семьи и др.

Социальное направление:

- содействие в предоставлении мер социальной поддержки семьям в соответствии с действующим законодательством;

- торжественное вручение сертификатов на материнский капитал;

- работа с предприятиями и организациями района по оказанию содействия в благотворительной деятельности, направленной на решение проблем семьи;

- акция «Собери ребенка в школу»;

- временная занятость детей в свободное от учебы и каникулярное время;

- комплексное медицинское обслуживание женщин-матерей, детей из малообеспеченных семей;

- установка приборов учета электрической энергии, холодной и горячей воды в квартирах многодетных семей (5 и более детей, приемные дети) на безвозмездной основе.

Итак, комплексная программа демографического развития Республики Татарстан учитывает специфику, традиции и особенности региона в сфере демографии, законодательно конкретизирует полномочия региональных и муниципальных органов власти и органов самоуправления в данной области. Ее реализация осуществляется с учетом результатов конкретно-социологического исследования в Республике Татарстан, проведенного с целью анализа мнения населения по основным демографическим проблемам, его ценностных установок и моделей поведения. Его выводы позволяют выделить первоочередные меры, которые должно предпринять государство для стабилизации рождаемости на республиканском и муниципальном уровне.

Социологическое исследование проводилось Центром перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан при участии автора в ноябре-декабре 2007 г. Выборочная совокупность исследования репрезентативна (5 %) и составляет 1100 единиц. Отбор респондентов от 18 лет осуществлялся на основе квотной выборки. Ее пропорции (пол, возраст, тип поселения) соответствуют основным социально-демографическим показателям населения Республики Татарстан. Исследование проводилось с целью анализа мнения населения по основным демографическим проблемам в Республике Татарстан и проводимым социальным преобразованиям. Его задачами стало выявление реальных и предпочтительных репродуктивных

30

установок населения республики, их особенностей в зависимости от типа поселения и возраста респондентов; определение факторов, влияющих на рождаемость, продолжительность жизни, миграцию; представление мнения населения о мерах, которые должно предпринять государство для улучшения демографической ситуации в республике.

Рассмотрим некоторые результаты исследования. Большинство респондентов из всех населенных пунктов считает, что ситуация с рождаемостью в республике нестабильная и требует ряда мер по ее улучшению. Они полагают, что ситуация с рождаемостью в РТ за последние 10 лет улучшилась (31,3%). Прогноз на изменение ситуации с рождаемостью в ближайшие 10 лет оптимистичен у всех опрошенных, больше всего верят в ее улучшение столичные респонденты (41,7%).

В целом семья в РТ является двухдетной -41%, один ребенок у 24,6%, детей нет - у 18,9%, трое детей - у 11,2%, четверо - у 4,3%. Около 40% молодежи до 34 лет не имеет детей, семьи зрелого возраста в основном двухдетны, а пятая часть семей старшего возраста имеет троих детей.

Если сравнивать реальную ситуацию с предпочтительными установками респондентов, то они достаточно оптимистичны. Большинство опрошенных в РТ оптимальным для своей семьи, семьи своих детей считает наличие двоих детей (57,4 и 51,3% соответственно). Сами хотели бы иметь троих детей 15,3%, а в семье детей -14,4%.Идеал средней российской семьи, по мнению респондентов из РТ, - это двухдетная (54,6%) или даже трех-детная семья (19,6%). Однодетность поддерживают 16,6% опрошенных, бездетность - 2,9%.

В то же время исследование показало, что реальное репродуктивное поведение населения далеко от предпочтительного. Так, больше не хочет иметь детей 51,5% опрошенных жителей РТ (с учетом всех возрастов). В ближайшие три года планируют рождение первого или еще одного ребенка 10,6%; в сроки до пяти лет -8,2%; в ближайший год и в сроки свыше пяти лет планируют пополнение в семье 4,9 и 3,6% соответственно. Казанцы хотят родить первого или последующего ребенка в ближайший год (4,2%), в течение трех лет - 10%, в течение пяти лет - 4,5%. Поведение жителей других городов схоже с поведением казанцев, но несколько больше родов, отложенных до пяти лет, - 11,3% и свыше пяти лет - 6,3%. На селе выше установки на рождение детей в ближайшие три года - 13,9%.

Рассмотрим реальное репродуктивное поведение респондентов из разных возрастных групп. Молодежь в возрасте от 18 до 24 лет в большинстве планирует рождение первого или еще одного ребенка в сроки до пяти лет (23%), в ближайшие три года - (18,7%, в ближайший год -5,,3%. Пока не определились 32,1%, не хотят иметь детей - 2,7%. Респонденты 25-34 лет

Научный отдел

планируют рождение первого или еще одного ребенка в ближайшие три года -23,7%, в сроки до пяти лет -14,6%, в ближайший год -12,6%. Среди этой возрастной категории много затруднившихся (22,7%) и тех, кто больше не хочет иметь детей -18,2%. Зрелая возрастная когорта (35-44 года) также сохраняет некоторый репродуктивный потенциал. Так, 8% собираются иметь детей в ближайшие три года и 5,3% - в ближайший год.

Согласно оценкам респондентов по пятибалльной шкале, рейтинг основных факторов, влияющих на рождаемость населения республики, выглядит следующим образом. В первую тройку вошли семья (4,49), медицина (4,48), образ жизни человека (4,41), затем - экология (4,31), государство (4,19), место работы (4,11); некоторую роль играют система образования (3,57), религия (3,27), СМИ (2,88).

Наибольшее влияние на снижение рождаемости оказывают, по мнению респондентов, такие внешние причины как экономическая нестабильность, отсутствие должной поддержки государством семей с детьми, наркомания.

Среди внутрисемейных причин, которые могут повлиять на нежелание супругов иметь детей, респонденты в целом по Татарстану отметили отсутствие и нехватку жилой площади, низкий уровень дохода семьи.

Что касается мнения респондентов из разных типов поселений, то в качестве общих причин они называют отсутствие и нехватку жилой площади, а также низкий уровень дохода семьи. Жители Казани и других городов отметили неуверенность супругов в завтрашнем дне, а жители села - маленький размер детских пособий. Следующими по значимости причинами столичные жители назвали карьеризм супругов, маленький размер детских пособий и социально-экономическую незащищенность женщин при выходе в декретный отпуск. Жители других городов - маленький размер детских пособий, конфликтность супружеских отношений, карьеризм супругов. Жители села выделили конфликтность супружеских отношений, социально- экономическую незащищенность женщин при выходе в декретный отпуск и карьеризм супругов. Таким образом, предпочтительные репродуктивные установки населения РТ гораздо выше реального репродуктивного поведения, так как в современных условиях много факторов, негативно влияющих на рождаемость и процесс воспитания детей.

Как показали результаты исследований, респонденты ждут помощи от государства в решении своих проблем. Рассмотрим мнение населения о мерах, предпринимаемых государством для стабилизации рождаемости в республике. Большинство опрошенных респондентов в РТ оценило их как средние -51,8%, плохие - 20,8%, хорошие - 6,1%.

Если рассматривать мнение о предпринятых мерах респондентов из различных типов поселе-

ний, то более лояльно их восприняли жители других городов, оценив как средние - 57,6%. Более критично настроены жители села, так как оценили меры как плохие - 24,7% и очень плохие - 24,2%. Наиболее критично настроена молодежь в оценке действий правительства РТ в решении проблемы рождаемости. Группа 18-24-летних оценивает их как плохие (15,5%) и очень плохие (18,2%).

Согласно мнению всех респондентов, опрошенных в РТ, государство для повышения рождаемости должно предпринимать следующие меры: увеличить размер пособий по уходу за ребенком, оказывать помощь в получении жилья семьям с детьми, увеличить размер пособий по беременности и родам.

В последние годы в качестве одной из существенных мер решения демографических проблем в России является реализация программы «Материнский капитал» - предоставление женщине за рождение второго ребенка сертификата на 250 тыс. руб. Отношение респондентов к этой программе следующее: 41,9% сомневаются в ее надежности и гарантиях, собираются ею воспользоваться 9,9%. Больше всего тех, кто собирается ею воспользоваться, - 11% респондентов в Казани и 10,5% в других городах. Собираются ею воспользоваться 16,5% 18-24-летних и 18,7% 25-34-летних.

Согласно ответам респондентов, размер каких пособий, выплачиваемых семьям с детьми, надо увеличить в первую очередь: 1) пособие по беременности и родам; 2) ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; 3) единовременное пособие при рождении (усыновлении) ребенка.

Как показали исследования, кроме проблемы пособий современная семья с детьми испытывает жилищную проблему и надеется на помощь государства в ее решении. Респонденты выделяют следующие меры, целесообразные, с их точки зрения, для поддержки семьи в решении жилищных проблем: погашение за счет государства части долга по ипотечному кредиту в случае рождения детей; внесение государством первоначального взноса по ипотечному кредиту; предоставление государством семье, имеющей четырех и более детей, в собственность нового жилья с зачетом стоимости старого.

Сельские жители особо выделяют такие меры, как введение правовых и финансовых механизмов предоставления банками кредитов на жилье семьям при рождении четвертого и последующих детей с погашением процентов по кредитам за счет государства и предоставление застройщикам - семьям, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность под индивидуальное жилищное строительство по цене не более 1000 руб. за сотку.

Кроме решения проблемы пособий и жилья респонденты ждут от государства и других со-

циальных мер поддержки семей с двумя и более детьми, таких как снижение доли оплаты услуг ЖКХ в зависимости от числа детей в семье, предоставление «Сертификатов на образование» для оплаты получения высшего профессионального образования, предоставление семейных путевок для совместного отдыха.

В заключение выделим с помощью респондентов те социальные меры, которые необходимо предпринять для укрепления семьи и семейного образа жизни: пропаганда нравственных и семейных ценностей, формирование установок на создание полной, состоящей в законном браке семьи с двумя и более детьми; усиление воспитательной работы в учебных заведениях; создание центров помощи беременным женщинам и женщинам с детьми, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях. Жители села, наряду с этим, особо вы-

делили необходимость демонстрации социальной рекламы антиалкогольной и антинаркотической тематики.

Примечания

1 См.: Демографическая модернизация России / Под ред. А.Г. Вишневского. М.: Новое издательство, 2006. С.33-45

2 Указ Президента Российской Федерации от 11 октября 2007 г. «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». Режим доступа: http://www.demographia. т/аШс^_К -15.05.2009.

3 Комплексная программа демографического развития Республики Татарстан до 2010 года и на перспективу до 2030 года. Казань, 2008. Режим доступа: http://mert. tatar.ru/rus/index.htm/news/14538.htm

УДК[316.74:2+315.74:37] (470+571)

православие как инструмент социализации и воспитания личности в условиях современной россии

Е.Г. сабаев

Саратовский государственный университет, кафедра социологии регионов E-mail: [email protected]

в статье рассматриваются некоторые аспекты введения в образовательное пространство духовно-нравственных традиций и значения православного образа жизни для становления личности.

Ключевые слова: духовно-нравственные традиции, социализация, образование.

orthodoxy as an Instrument of socialization and Personality Formation in Contemporary Russia

E.G. sabaev

In the article the aspects of the introduction in educational space intellectual, moral and scientific tradition are regarded. The focus of the article is the meaning of the orthodoxy living for intellectual and moral personality formation.

Key words: intellectual and moral traditions, socialization, education.

В 1992 г. вступил в силу Закон Российской Федерации «Об образовании», который внес духовно-исторические перемены в уклад жизни народа и государства (ст. 2 «О принципах государственной политики в области образования»). В январе 1996 г. был подписан новый Закон РФ «Об образовании», в котором сформулированные прежде принципы государственной политики в области образования полностью сохранены. При этом два положения получили новую редакцию. К принципам государственной политики этот закон

относит следующие: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; единство федерального культурного и образовательного пространства; защиту и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

В 1996 г. также был принят Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В ст. 8 в числе основных задач высшего учебного заведения значится сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества. Ст. 3 указанного закона дает свободу педагогу излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами. Студенту предоставляется свобода получить знания согласно своим склонностям и потребностям. Закон ориентирует вузовскую науку на исследование духовно-нравственных традиций отечественного образования, изучение уклада жизни и форм национального опыта.

В 1997 г. был подписан Закон РФ « О свободе совести и о религиозных объединениях». В преамбуле закона признается особая роль православия в истории России, становлении и развитии ее духовности и культуры. Закон ориентирован на интеграцию личности в национальную и мировую

© Е.Г. Сабаев, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.