Научная статья на тему 'О демографической ситуации в России: анализ, проблемы и перспективы развития'

О демографической ситуации в России: анализ, проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3433
391
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ / ПОЛИТИКА / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ / ПОТЕНЦИАЛ / СЕМЬЯ / ДОХОД / БЕДНОСТЬ / РОССИЯ / DEMOGRAPHIC POLICY / DEMOGRAPHIC SITUATION / DEMOGRAPHIC POTENTIAL / FAMILY / INCOME / POVERTY / RUSSIA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Калмыков Николай Николаевич, Логинова Нина Николаевна, Харчикова Наталья Валентиновна

Различные аспекты развития социальнодемографической сферы занимают центральное место в научных исследованиях. Создание условий, обеспечивающих благоприятную демографическую ситуацию в стране, свободное развитие личности и семьи, составляет суть социально-демографической политики современной России. Но в решении проблем демографической ситуации и повышения благосостояния семей мы не достигли необходимого уровня. По нашему мнению, уменьшение общей численности населения страны не является катастрофой. Имея меньшую численность населения, но сохраняя демографическое ядро русского населения, вокруг которого объединяются другие народы, проживающие на территории России, мы сохраним целостность и независимость российского государства. Без возрождения многодетной русской семьи не решить сложные проблемы современного политического и социально-экономического развития страны. Реализация мер региональной демографической политики должна быть высокоэффективной, они должны способствовать повышению уровня и качества жизни людей, укреплению института семьи и брака.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the demographic situation in the Russian Federation: analysis, issues and development prospects

Various aspects of the development of the socio-demographic sphere occupy a central place in scientific research. The creation of conditions that ensure a favorable demographic situation in the country, the free development of the individual and the family, is the essence of the socio-demographic policy of modern Russia. Nevertheless, in solving the problems of the demographic situation and improving the welfare of families, we have not reached the necessary level yet. In our opinion, the reduction in the total population of the country is not a catastrophe. Having a smaller population, but maintaining the demographic core of the Russian population, around which other peoples living in Russia are united, we will preserve the integrity and independence of the Russian state. Without the revival of families possessing many children, the Russian family cannot solve the complex problems of the country’s current political and socio-economic development. The implementation of measures of regional demographic policy should be highly effective; they should contribute to improving the standards of living, strengthening the institution of family and marriage.

Текст научной работы на тему «О демографической ситуации в России: анализ, проблемы и перспективы развития»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ

УПРАВЛЕНИЕ

Калмыков

Николай Николаевич

Кандидат социологических наук, директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС

Nukolai N. Kalmykov

Candidate of Sociological Sciences, Director of Expert-Analytical Center of RANEPA

Логинова Нина Николаевна

Кандидат географических наук, доцент кафедры физической и социально-экономической географии Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва, доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Саранского филиала РАНХиГС

Nina N. Loginova

Candidate of Geographic Sciences, Associate Professor at the Department of Physical and Socio-Economic Geography of Mordovia State University named after N.P. Ogarev, Associate Professor at the Department of Humanities and Natural Sciences of Saransk branch of RANEPA

Харчикова

Наталья Валентиновна

Кандидат экономических наук, доцент кафедры естественнонаучных и математических дисциплин Калужского филиала РАНХиГС

Natalia V. Kharchikova

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Natural Sciences and Mathematics of Kaluga branch of RANEPA

УДК 323

О демографической ситуации в России: анализ, проблемы и перспективы развития

About the demographic situation in the Russian Federation: analysis, issues and development prospects

Различные аспекты развития социально-демографической сферы занимают центральное место в научных исследованиях. Создание условий, обеспечивающих благоприятную демографическую ситуацию в стране, свободное развитие личности и семьи, составляет суть социально-демографической политики современной России. Но в решении проблем демографической ситуации и повышения благосостояния семей мы не достигли необходимого уровня. По нашему мнению, уменьшение общей численности населения страны не является катастрофой. Имея меньшую численность населения, но сохраняя демографическое ядро русского населения, вокруг которого объединяются другие народы, проживающие на территории России, мы сохраним целостность и независимость российского государства. Без возрождения многодетной русской семьи не решить сложные проблемы современного политического и социально-экономического развития страны. Реализация мер региональной демографической политики должна быть высокоэффективной, они должны способствовать повышению уровня и качества жизни людей, укреплению института семьи и брака.

Ключевые слова и словосочетания: демографическая политика, демографическая ситуация, демографический потенциал, семья, доход, бедность, Россия.

Various aspects of the development of the socio-demographic sphere occupy a central place in scientific research. The creation of conditions that ensure a favorable demographic situation in the country, the free development of the individual and the family, is the essence of the socio-demographic policy of modern Russia. Nevertheless, in solving the problems of the demographic situation and improving the welfare of families, we have not reached the necessary level yet. In our opinion, the reduction in the total population of the country is not a catastrophe. Having a smaller population, but maintaining the demographic core of the Russian population, around which other peoples living in Russia are united, we will preserve the integrity and independence of the Russian state. Without the revival of families possessing many children, the Russian family cannot solve the complex problems of the country's current political and socio-economic development. The implementation of measures of regional demographic policy should be highly effective; they should contribute to improving the standards of living, strengthening the institution of family and marriage.

Keywords: demographic policy, demographic situation, demographic potential, family, income, poverty, Russia.

Утвержденная указом Президента Российской Федерации В.В. Путина стратегическая Концепция демографической политики РФ на долгосрочную перспективу до 2025 года дала положительные результаты. Численность населения страны в 2018 г. достигла 146 млн. 877 тыс. чел., что на 4 млн. чел. больше, чем в 2010 г. (по данным Всероссийской переписи 2010 г. в России проживало 142 млн. 856 тыс. чел.) [1]. Численность городского населения составила 109,0 млн. (74,3 %) и сельского - 37,77 млн. чел. (25,7 %) [2]. Однако, несмотря на успехи в области улучшения демографической ситуации в целом, во многих субъектах РФ по-прежнему остаются проблемы. В результате низкого уровня детородной активности в европейских регионах страны стали развиваться депопуляция и старение населения, и это в перспективе может негативно отразиться не только на геополитическом положении государства, но и создать множество проблем в социально-экономической сфере.

В данной статье были использованы материалы опубликованных исследований по заявленной проблематике, а также материалы официального сайта и официальные документы органов государственной власти Российской Федерации и Республики Мордовия. В статье применен системный подход и анализ документов Росстата для выявления резервов, сложившейся демографической ситуации в социально-экономическом развитии и геополитическом положении страны.

В 2016 г. в России произошло резкое снижение числа родившихся - почти на 51 тыс. чел. В 2017 г. рождаемость еще уменьшилась и естественная убыль на начало 2018 г. достигла 134,5 тыс. чел. Однако общий рост численности населения страны составил 72,8 тыс. чел. Естественную убыль населения перекрыл миграционный прирост. В первом полугодии 2017 г. миграционный прирост населения России уменьшился и составил 102,3 тыс. человек, что существенно меньше, чем за соответствующий период 2016 г. (141,9 тыс.) [3, с. 64-74]. Сократился и общий прирост населения: в 2016 г. на 17,7 тыс. чел. или 6,4 % по сравнению с 2015 г.

Распределение женского населения России по однолетним возрастным группам показывает, что на начало 2017 г. больше всего в плодовитом возрасте было женщин в возрасте 29 лет - 1 289,2 тыс. чел. Число женщин в возрасте 20 лет было на 47,2 % меньше, чем 28-летних женщин, а 14-летних девушек - на 45,7 % [4, с. 759-760]. В фертильном возрасте находится 44,6 % женщин (в городах - 45,8 %, в сельской местности

- 41,0 %). Наиболее высокая доля женщин в фертильном возрасте приходится на возрастную группу 30-34 года, когда процесс деторождения резко сокращается. Сложившаяся демографическая структура в ближайшие годы может привести к дальнейшему снижению рождаемости даже при сохранении ее современных коэффициентов.

С начала XXI в. и вплоть до 2015 г. в РФ наблюдалась устойчивая тенденция увеличения числа родившихся. Но в 2016 г. рождаемость уменьшилась на 2,6 % по сравнению с 2015 г., а в 2017 г. на 10,9 % по сравнению с 2016 г. В 25 субъектах России (29,4% от общего числа) рождаемость уменьшилась в 1,5 - 2 раза. Это привело к значительному сокращению числа женщин репродуктивного возраста. Нетрудно предвидеть, что в 2025 г. основные рождения детей будут приходиться на 30-летних женщин, при этом интенсивность рождений будет падать до 2031 г. Следовательно, выход из ухудшающейся демографической ситуации возможен только при достаточно высоком коэффициенте суммарном рождаемости. В 2017 г. его значение достигло 1,762, тогда как для простого воспроизводства необходимо 2,1 - 2,3, а для расширенного

- 2,65 [2].

Следует отметить, что в России уже давно идут быстрые изменения возрастного профиля рождаемости, в частности, наблюдается его «старение». На протяжении длительного времени наиболее высокой рождаемостью отличались женщины в возрасте 20 - 24 года. Но уже в 2008 г. лидировала группа женщин 25

- 29 лет и разрыв между ними продолжает нарастать. По нашему мнению, весомое значение будет иметь создание равных условий для рождения ребенка во всех типах брачно-партнерских союзов как официально зарегистрированных, так и основанных на устойчивых неформальных отношениях. В конце XX в. официальный брак в России стал существенно более поздним и утратил доминирующее положение начальной формы совместной супружеской жизни как для мужчин, так и для женщин. Однако следует отметить, что в настоящее время рост рождаемости вне зарегистрированного брака как в городах, так и в сельской местности практически остановился [5].

Изменения возрастного состава населения оказали и продолжают оказывать очень сильное, но не однозначное влияние на динамику рождаемости в стране. Самый низкий общий коэффициент рождаемости был зарегистрирован в Ленинградской (9,2 %), Тамбовской (9,6) областях и Республике Мордовия (9,8 %). Самые высокие коэффициенты смертности были зафиксированы в Псковской (18,5 %), Тверской (17,5) и

Новгородской областях (17,7 %). В центральной части Европейской территории страны в половине регионов общий коэффициент рождаемости был невысокий и находился в пределах от 11,6 до 13,9 %. Следует также отметить, что в настоящее время рост численности женских возрастных групп с растущей рождаемостью резко сократился, а число бездетных граждан в стране стало увеличиваться.

Смертность населения продолжает неуклонно снижаться, причем во всех возрастах [6, с. 695-696]. По сравнению с 2015 г. сократилось число умерших от болезней органов дыхания (на 7,9 %) и внешних причин (6,5 %). Однако коэффициент смертности мужчин был значительно выше, чем женщин. Немаловажным показателем смертности и качества жизни является коэффициент младенческой смертности. В 2016 г. число детей, умерших в возрасте до 1 года, снизилось на 10,1 % по сравнению с 2015 г. В 2017 г. коэффициент младенческой смертности сократился до 6,0 [2].

В 2016 г. коэффициент младенческой смертности варьировал от 1,3 % в Ненецком АО до 16,4 % в Чукотском АО. В половине регионов России его значение не превышало 6,0 %. При этом следует отметить, что в число регионов-лидеров с наиболее высокими показателями младенческой смертности попадают регионы-лидеры по ожидаемой продолжительности жизни при рождении (Ингушетия, Алтай, Дагестан, Чечня, Камчатский край, Карачаево-Черкесская республика, республика Хакасия и др.). Показатель перинатальной смертности в расчете на 1 000 родившихся живыми в 2016 г. составил всего 2,18. За последние годы значительно снизилась и материнская смертность. По нашему мнению, это обусловлено развитием системы родовспоможения, внедрением высокотехнологичной помощи на уровне международных стандартов, а также строительством перинатальных центров, в которых есть всё необходимое для выхаживания новорождённых.

В настоящее время Россия по уровню смертности все еще отстаёт от развитых европейских стран на 27 %. По такому важному показателю, как ожидаемая продолжительность жизни, Российская Федерация отстаёт от стран «группы восьми» и Европейского союза в среднем на 7 - 10 лет. Средняя продолжительность жизни достигла 72,6 лет, в том числе мужчин - 65,9 лет, женщин - 76,71 лет. С 2005 г. средняя ожидаемая продолжительность жизни выросла на 7,2 лет [2]. Однако, несмотря на достигнутые успехи, Россия заняла только 93 место в рейтинге стран мира.

В связи с этим в предстоящие годы особое значение приобретает проблема снижения смертности. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2016 года № 669-р утверждён План мероприятий по реализации в 2016 - 2020 годах третьего этапа Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. План включает комплекс мероприятий, направленных на повышение рождаемости, укрепление высокого статуса семьи, снижение смертности от предотвратимых причин, в том числе снижение смертности за счёт улучшения условий и охраны труда, дальнейшее снижение материнской и младенческой смертности, улучшение репродуктивного здоровья, формирование мотивации к здоровому образу жизни, занятиям физкультурой и спортом и регулирование миграции [7].

Подводя итог, отметим, что современная демографическая ситуация в Российской Федерации характеризуется относительно невысокой рождаемостью, которая не обеспечивает простого замещения выбывающего населения, относительно высоким уровнем смертности и стремительным старением населения. Эксперты подчеркивают, что негативные демографические тенденции в стране уже в ближайшее время отразятся в следующем [8]:

- численность женщин в активном репродуктивном возрасте 20-29 лет, на которых приходится большая часть рождений, сократится почти вдвое;

- численность населения Российской Федерации в трудоспособном возрасте сократится к 2050 г. на 26 млн. чел. и остро встанет проблема обеспечения экономики необходимыми кадровыми ресурсами;

- ухудшится соотношение числа жителей в трудоспособном и нетрудоспособном возрастах;

- число мужчин призывного возраста (18-27 лет) сократится к 2050 г. более, чем на 40 % или на 4,5 млн.

чел.

В настоящее время Правительство РФ приступило к реализации третьего этапа Концепции. Задачи последнего этапа нацелены на укрепление здоровья населения, формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, повышение рождаемости, снижение смертности и укрепление института семьи.

На третьем этапе реализуемой демографической политики в стране (2016-2025 гг.) предусматривается проведение различных мероприятий по упреждающему регулированию демографической ситуации. Например, согласно государственной программе «Развитие здравоохранения», ожидаемая продолжительность жизни при рождении к 2025 г. должна увеличиться до 75 лет, уровень смертности снизиться в 1,6 раза, коэффициент суммарной рождаемости увеличиться в 1,5 раза, а удовлетворенность граждан качеством медицинской

помощи - увеличиться до 54% [9]. Также Госпрограммой предусмотрено совершенствование оказания медпомощи, развитие и внедрение инновационных методов диагностики и лечения, развитие санитарно-курортного лечения и многое другое.

В период третьего этапа демографической политики приняты меры по повышению рождаемости во всех федеральных округах. Это дополнительные денежные выплаты (речь идет о региональном материнском капитале), улучшение жилищных условий для семей с детьми, создание 12-ти часовых детских садов и расширение сети яслей (для детей до 3-х лет) и пр.

В 2014-2015 гг. в России практически стабилизировалось число умерших людей, но начался процесс сокращения (особенно в сельской местности) числа родившихся детей. Это подтверждает динамика абсолютных и относительных демографических показателей [10, с. 21].

Динамика численности населения по федеральным округам [2] Таблица 1. - Демографическая динамика по федеральным округам России

Регион На 01.01. 2018 г., чел. На 01.01. 2017 г., чел. Общий прирост (убыль), чел.

Российская Федерация 146 877 088 146 804 372 72716,0

Центральный ФО 39 318 006 39 209 582 108424,0

Приволжский ФО 29 540 125 29 636 574 -96071,0

Сибирский ФО 19 286 494 19 326 196 -40080,0

Южный ФО 16 437 087 16 428 458 8629,0

Северо-Западный ФО 13 955 666 13 899 310 56356,0

Уральский ФО 12 355 457 12 345 803 9654,0

Северо-Кавказский ФО 98 21 826 9 775 770 46056,0

Дальневосточный ФО 6 162 427 6 182 679 -20252,0

Региональные отличия в естественном воспроизводстве населения в настоящее время

Как и в 2016 г., в 2017 г. коэффициент рождаемости в стране продолжал уменьшаться. По предварительным итогам он составил 11,5 %о (против 12,9 в 2016 г.).

Естественный прирост населения был зарегистрирован лишь в 4-х федеральных округах (Сибирском, Уральском, Северо-Кавказском и Дальневосточном ФО). В 4-х федеральных округах (Центральном, СевероЗападном, Приволжском и Южном ФО) была зарегистрирована естественная убыль населения. Лидерами по уровню рождаемости в 2017 г. были Северо-Кавказский ФО (14,9 %) и Уральский ФО (12,6 %). Последние места заняли Южный ФО (11,1%) и Центральный ФО (10,5 %) [11, с. 715-716].

Самый большой естественный прирост в 2017 г. был зафиксирован в Северо-Кавказском ФО - 78560 чел. Самая большая абсолютная естественная убыль населения в 2016 г. была в Центральном ФО (71020 чел.). Но здесь был самый высокий миграционный прирост населения (176283 чел.) (таблица 1).

Если в 2015 году число субъектов с естественным приростом составляло 44, то в 2016 их количество сократилось до 39 (на 5,9%) [12]. Такое сокращение произошло за счет Оренбургской, Свердловской, Мурманской, Магаданской и Челябинской областей, которые из группы регионов, имеющих естественный прирост населения, переместились в группу с естественной убылью.

Современная динамика рождаемости

С начала XXI века в Российской Федерации наблюдалась устойчивая тенденция увеличения числа родившихся, и эта тенденция продолжилась вплоть до 2015 года, а в 2016 году произошло сокращение на 2,6%. Интенсивность рождаемости стабильна - недавно подведенные итоги 2016 г. показали суммарный коэффициент рождаемости в 1,79 ребенка в среднем на одну женщину (в 2015 г. - 1,78). Рост числа родившихся связан с тем, что в репродуктивные возраста вступали более многочисленные поколения женщин, которые родились в 1980-е годы и с некоторым повышением интенсивности рождаемости.

Традиционно самая высокая рождаемость была зафиксирована в национальных республиках - Туве (22 %), Чечне (21 %), Ингушетии (16,6 %), Дагестане (16,4 %), Республике Алтай (15,9 %), Ненецком АО (15,7 %), Республике Бурятия (14,7 %), в Якутии и Тюменской обл. (14,5 %).

Самая низкая рождаемость в 2017 г. была в русских регионах Европейской части России и традиционно в Республике Мордовия, где русские составляют большинство населения, а мордва ассимилировалась, переняв обычаи и традиции русского народа [13, с. 41-42].

Минимальная рождаемость была зафиксирована в Ленинградской обл. (8,5 %), в Мордовии (8,6 %), Тамбовской обл. (8,7 %), Тульской и Пензенской обл. (9,1 %), Смоленской обл. (9,2 %) и Саратовской обл. (9,5 %).

Для более адекватной характеристики рождаемости вместо общего показателя рождаемости следует использовать коэффициент суммарной рождаемости, позволяющий устранить влияние возрастной структуры. Так, в 2015 году показатель был на 15% ниже уровня, необходимого для простого воспроизводства (2,1), а в 2016 году еще немного снизился и составил 1,762. При этом уровень простого воспроизводства превысил рождаемость сельских женщин и, по оценке Росстата за 2016 год, коэффициент суммарной рождаемости составил до 2,056, а суммарная рождаемость городского населения - 1,672 (таблица 2).

Таблица 2 - Динамика коэффициента суммарной рождаемости

Годы Все население Городское население Сельское население

2015 1,777 1,678 2,111

2016 1,762 1,672 2,056

2016 г. в % к 2015 г. 99,2 99,6 97,4

Тенденция снижения рождаемости до низких уровней в большей части регионов России сопровождается снижением региональной дифференциации по коэффициенту суммарной рождаемости и только лишь в небольшом их числе значение выше уровня простого воспроизводства. В 2016 году насчитывалось только 7 таких регионов: республики Алтай, Тыва, Чечня, Бурятия, Ненецкий и Чукотский автономные округа, а также Сахалинская область. В центральной России значение показателя в 2016 году варьировалось в диапазоне от 1,650 до 1,950.

В 2017 году Росстатом были опубликованы данные о распределении родившихся в Российской Федерации в 2016 году по возрасту матери и очередности рождения. Больше всего в 2016 году появилось на свет вторых по очередности рождения детей (41,1%) и несколько меньше первенцев (39,7%), которые долгое время преобладали. Дети более высокой очередности рождения составили 19,2%, причем в основном это третьи дети, доля которых насчитывает 13,8% [14, с. 739-740].

Несмотря на принятые социально-экономические меры, в настоящее время в стране наблюдается негативная тенденция роста дефицита доходов домашних хозяйств с детьми. В 2016 г. дефицит семей, имеющих одного ребенка, вырос на 2 %, а доля малоимущих домохозяйств с детьми в возрасте до 3 лет в общей численности домашних хозяйств с детьми в возрасте до 3 лет, составила 33,6 %. В определенной степени это связано с тем, что в регионах России программы поддержки семей часто разрабатывают в отрыве от занятости населения, а результаты экономических и финансовых реформ не связывают с рождаемостью в семьях. Семья молодых безработных, в первую очередь, будет думать не о рождении детей, а о том, чтобы элементарно выжить. Более 50 % занятого населения в России получают заработную плату не более 25 тыс. руб. По расчетам Высшей школы экономики, уже почти три года уровень жизни российских семей неуклонно снижается. В конечном итоге российские семьи за последние три года обеднели на 20 %.

В настоящее время во многих странах мира, в том числе и в России, наблюдаются неблагоприятные тенденции в развитии института брака. В 2017 г. по сравнению с 2016 г., детей родилось на 203 тыс., или на 11 % меньше. Общее число умерших превысило число родившихся детей на 8 %. Число браков сокращается (в 2016 г. коэффициент брачности составлял 6,7 %о, тогда как в 2011 г. - 9,2 %), а число разводов увеличивается (в 2011 г. доля разведенных семей с двумя и более детьми составляла 7,0 %, в 2014 г. - 9,5 %, в 2016 г. - 12,1 %) [2]. Наблюдается рост числа пробных и гостевых браков, увеличивается численность убежденных холостяков, снижаются престижность понятия семьи и ценности семейных отношений, не снижается детская беспризорность, наблюдается рост числа длительных добрачных отношений, высока рождаемость добрачных детей. Эти тенденции актуализируют необходимость поиска системы факторов, определяющих успешность

На наш взгляд, изменения в развитии института брака обусловлены не только экономическими, финансовыми и социально-политическими проблемами, сколько изменениями ценностных ориентаций, в том числе изменениями в нормах сексуального поведения. В России эти изменения начались позднее, чем в странах запада. В настоящее время изменения в нормах сексуального поведения молодежи особенно заметны в крупных городах страны. Это проявляется в «постарении» брачности у мужчин и увеличении разницы в возрасте жениха и невесты. Например, в 1960 г. наибольший процент от общего числа браков по возрасту жениха и невесты приходился на возраст 20-24 лет: у мужчин - 48,8 %, у женщин - 49,0 %; в 1990 г. наибольший процент также приходился на возраст 20-24 лет: у мужчин - 46,6 % и у женщин - 34,3 %. В 2016 г. наибольший процент от общего числа браков по возрасту жениха и невесты приходился на возраст 25-29 лет: у мужчин - 33,1 %, у женщин - 28,5 % [2]. Однако, следует отметить, что эта новейшая тенденция в развитии института брака еще не свидетельствует о том, что молодежь отказалась от традиционной модели ранней брачности, которая всегда была господствующей в России.

В молодых семьях заметны разногласия, ухудшающие психологическую атмосферу, свидетельствующие о кризисных явлениях и росте конфликтности. Среди молодых семей возрастает число неблагополучных семей. Девиантное поведение супругов - алкоголизм, наркомания, агрессия, злоба, измены и пр. часто становится причиной конфликтной ситуации в семье, напряженности в отношениях, утраты любви [15, с. 775-777].

Важным стабилизирующим фактором является официальная регистрация брака. Она определяет совокупность норм, санкций и правил, регулирующих отношения супругов. Однако в последнее время традиционная семья постепенно теряет свою привлекательность для молодежи. Распространяется практика, когда молодые люди не регистрируют свои отношения. Они пытаются создать семью на основе «гражданского союза» (сожительства). В 2015 г. в Национальном исследовательском Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарева под руководством профессора С.В. Полутина был проведен социологический опрос, касающийся положения молодежи в региональном социуме. Некоторые вопросы анкеты были посвящены отношению молодежи к семье и браку. Большинство принявших участие в опросе молодых людей (44 %) отнеслись к «гражданскому браку» безразлично. И это - очень тревожная ситуация. Были проанализированы ответы представителей молодежи разных национальностей, проживающих на территории Мордовии. Все основные национальности (русские, эрзяне и татары) нейтрально отнеслись к сожительству. Негативное отношение было проявлено только мокшанами. Таким образом, большинство молодых людей (65,4 %) одобряют или безразлично относятся к «гражданскому браку» и только 34,6 % его осуждают [16]. Главной причиной предпочтения гражданских браков, на наш взгляд, является неготовность супругов принять на себя всю полноту ответственности за семью и детей. Поэтому семья, проживающая в гражданском браке, характеризуется деструктивностью, конфликтностью, низким уровнем безопасности и часто бездетностью.

Важной социальной проблемой является социальное сиротство. Таких сирот в России не менее 500 тыс. Причины социального сиротства многоаспектны - это разводы, лишение родительских прав, отказ родителей от ребенка вследствие тяжелого материального, экономического и бытового положения семьи. Добровольный отказ от родительских прав наблюдается чаще всего в неполной семье или в семье, где отец и мать страдают алкоголизмом. Вызывает беспокойство и рост числа бездомных детей. Несмотря на то, что в России функционирует широкая сеть социально-реабилитационных центров и социальных приютов для таких детей, обеспечить социальную адаптацию, высокий уровень психологической помощи и благоприятные условия для их полноценного психического развития они не в состоянии.

В современной семье наблюдается дефицит эмоционального тепла, сокращение времени общения с детьми, растет непонимание интересов и проблем ребенка, что ведет к определенным трудностям в развитии и воспитании. Воспитание ребенка современные родители часто доверяют приглашенным чужим людям или перекладывают родительские функции на детские дошкольные и школьные учебно-воспитательные учреждения. В то же время мы наблюдаем рост требований к воспитанию и образованию ребенка, что требует увеличения затрат на каждого ребенка в семье и продолжительности времени их содержания в родительской семье. Детско-родительские отношения стали более сложными, противоречивыми, а конфликты в семье и способы их разрешения более жесткими.

Результаты анализа позволяют сделать вывод, что в настоящее время семья как социальный институт подвержена серьезным изменениям и модернизации: трансформировалась ее структура, усложнились функции, усилились деструктивные процессы, появились новые ценностные ориентации и мотивы. Сочетание

внешних по отношению к семье и внутренних социально-экономических трудностей ставит российскую семью в сложные условия. Собственных защитных сил оказывается недостаточно. Положение семей усложняется и тем, что значительная часть населения страны оказалась в зоне бедности. В группе малообеспеченных в настоящее время оказались не только многодетные и неполные семьи, семьи безработных, но также молодые, студенческие семьи, семьи, имеющие малолетних детей. В категории семей, нуждающихся в особой помощи, на первое место вышла молодая семья. По данным Российского центра молодежной семейной политики, молодые семьи, не имеющие опыта профессиональной деятельности и социальной жизни, получают сравнительно низкую заработную плату. Около 70 % из них живут за чертой бедности [17]. Это определило необходимость рассмотрения вопросов того, как сегодня молодая семья защищена государством, что сделано, и что предстоит сделать для улучшения ее жизни. Интересы государства, общества и семьи требуют внедрения системной социально-экономической помощи.

По нашему мнению. социально-экономическое положение молодой семьи требует повышения роли государства, прежде всего, в форме программно-целевых действий. В настоящее время на территории Мордовии действуют 20 федеральных, 40 республиканских и 9 ведомственных целевых программ [16], направленных на содействие трудоустройству, повышение уровня жизни, качества медицинского обслуживания, государственных услуг, улучшение жилищных условий, в том числе молодых семей. В республике эффективно работают такие проекты, как «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность», «Обеспечение жильем молодых семей» и др. Предпринимательство помогает молодым семьям адаптироваться к сложным экономическим условиям. Среди участников проекта по развитию предпринимательства в РМ более 80 % составляют молодые семьи [16].

В Мордовии реализуется федеральная подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» [18]. По рейтингу эффективности реализации подпрограммы и объему финансирования из федерального бюджета Мордовия вошла в тройку лидеров Российской Федерации. За период функционирования подпрограммы более 8 тыс. молодых семей как в городах, так и в сельской местности республики улучшили жилищные условия. Поддержка строительства жилья для молодых семей стала хорошим стимулом для улучшения демографической ситуации, закрепления молодых специалистов в республике, уменьшения числа разводов. Молодые семьи ощутили реальную поддержку со стороны государства. Реализация социальных программ положительно влияет на отношение молодых семей к государству. В Мордовии число респондентов, считающих свою семью социально защищенной, в 2015 г. по сравнению с 2004 г. возросло в 4 раза.

Однако молодая семья - одна из самых незащищенных групп населения. Именно она, в первую очередь, нуждается в поддержке со стороны государства. Современное развитие российской семьи указывает на острую социальную актуальность проблем молодой семьи и особенно семьи с детьми. Молодежная политика должна быть важнейшим приоритетом государства и направлена на поддержку молодых семей.

Субъекты Российской Федерации по особенностям демографической ситуации можно сгруппировать в 8 типов.

В 2015 г. с положительным сальдо естественного прироста населения в РФ было зафиксировано 44 субъекта и 41 субъект - с отрицательным сальдо естественного прироста, т.е. с естественной убылью населения. Естественный прирост населения России составил 32,0 тыс. чел., или +0,22 %.

В 2016 г. с положительным сальдо естественного прироста населения в РФ было зафиксировано 39 субъектов и 46 субъектов - с отрицательным сальдо естественного прироста, т.е. с естественной убылью населения. Естественная убыль населения России составил 2,3 тыс. чел., или -0,01 %.

В январе-декабре 2017 г. с положительным сальдо естественного прироста населения в РФ было зафиксировано 35 субъектов и 50 субъектов - с отрицательным сальдо естественного прироста, т.е. с естественной убылью населения. Рождаемость уменьшилась до 11,6 %. (2016 г. - 12,9 %).

Опросы населения, проводимые в регионах страны в разные периоды, выявляют одни и те же проблемы, которые так и не решаются ни на федеральном, ни на региональном уровнях. Основные из них - это:

1) низкий уровень жизни и высокие цены на услуги;

2) маленькие детские пособия в регионах и размер материнского капитала делает их более значимыми для сельского населения, чем для городского;

3) недостаточное число детских дошкольных учреждений, особенно для детей до 3-х лет,

4) непродолжительное время их работы (с 7 утра до 19 вечера) и практически отсутствие круглосуточных детских учреждений (хотя современная жизнь требует и от мам мобильности);

5) низкий уровень доступа к высокотехнологичной и материально-доступной медицинской помощи.

Совсем редко граждане России вспоминают безработицу, большое потребление алкоголя, наркотиков, бюрократию со стороны чиновников, а также невыполнение своих социальных функций государством.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме всего прочего, несмотря на предпринимаемые государством меры по стабилизации демографической политики, в стране наблюдается негативная тенденция роста дефицит доходов домашних хозяйств с детьми в возрасте до 16(18) лет, о чем свидетельствуют данные таблицы 4.

Таблица 4. - Дефицит доходов домашних хозяйств с детьми в возрасте до 16(18) лет [19]

2015 год 2016 год 2016 год в % к 2015 г.

Дефицит доходов домашних хозяйств с детьми в возрасте до 16 (18) лет, в среднем на члена домохозяйства, рублей 2791,3 2836,8 101,6

из них, имеющих:

одного ребенка 2522,7 2573,2 102,0

двух детей 2792,9 2826,7 101,2

трех и более детей 3475,4 3429,3 98,7

Дефицит доходов домашних хозяйств с детьми в возрасте до 16 (18) лет, в процентах к общему объему дефицита доходов малоимущих домашних хозяйств 73,9 74,7 101,1

из них, имеющих:

одного ребенка 28,4 27,8 97,9

двух детей 30,1 29,7 98,7

трех и более детей 15,3 17,1 111,8

Данные таблицы свидетельствуют о том, что в 2016 году средний дефицит доходов домашних хозяйств с детьми вырос на 1,6% по сравнению с 2015 годом и составил 2836,8 рублей. При этом дефицит семей, имеющих одного ребенка возрос на 2%, а доля малоимущих домохозяйств с детьми в возрасте до 3 лет в общей численности домашних хозяйств с детьми в возрасте до 3 лет, по данным официальной статистики, в 2015 году составила 33,6%, увеличившись по сравнению с 2014 годом на 11,6 % [19].

Исходя из сказанного, следует отметить, что приоритетным в настоящее время и в дальнейшей перспективе является решение следующих задач:

1. Укрепление здоровья населения и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни включает в себя:

- Формирование у различных групп населения мотивации для ведения здорового образа жизни путем повышения информированности граждан о влиянии на здоровье негативных факторов и возможности их предупреждения, привлечения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, организации отдыха и досуга, а также разработку механизмов поддержки общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения, уделение особого внимания детям и подросткам.

- Разработку мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, регулирование производства, продажи и потребления алкогольной продукции, осуществление в образовательных учреждениях профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя и табачных изделий детьми и подростками.

- Создание эффективной системы профилактики социально значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития; обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, развитие реабилитационной индустрии, направленной на обеспечение максимальной социализации инвалидов.

- Внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ по сокращению сроков восстановления здоровья после перенесенных заболеваний и травм, развитие услуг, предоставляемых санаторно-курортными организациями и оздоровительными учреждениями.

- Разработка мер, направленных на сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни пожилых людей, развитие геронтологической помощи.

Данные из таблицы 4: 2015-2016 годы -до 16 лет

Домашние хозяйства со среднедушевыми располагаемыми ресурсами ниже прожиточного минимума

2. Повышение уровня рождаемости означает, что необходимо:

- Развивать систему предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей (включая регулярные пересмотр и индексацию их размеров с учетом инфляции);

- Усилить стимулирующую роль государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме предоставления материнского (семейного) капитала, расширяя рынок образовательных услуг для детей и масштабы строительства жилья для семей с детьми. - Создать механизмы оказания дополнительной поддержки неполных семей с детьми, многодетных семей с низкими доходами, семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, а также семей, имеющих детей-инвалидов, включая изменение размеров налоговых вычетов для работающих родителей в зависимости от дохода семьи и количества детей, формирование государственного заказа на оказание организациями различной организационно-правовой формы социальных услуг семьям с детьми;

- Безвозмездное предоставление жилья малообеспеченным семьям, при этом необходимо увязать данный процесс с применением конкретных обязательств по рождению, уходу и добросовестному воспитанию за детьми;

- Увеличить финансовую и нефинансовую помощь многодетным семьям в виде натуральной помощи (детское питание, детские вещи и т. д);

- Продолжить реализацию программы материнского капитала пересмотрев процентную ставку ипотечного кредитования, обратив особое внимание на семьи с детьми до 3-х лет. Две трети опрошенных респондентов поддерживают продолжение программы материнского (семейного) капитала [20];

- Развитие ипотечного кредитования, внедрение новых кредитных инструментов, расширение строительства доступного жилья, отвечающего потребностям семей, с одновременным строительством объектов социальной инфраструктуры, необходимых семьям с детьми. Реализуемая в настоящее время программа материнского капитала является одной из государственных программ, которая работает. За последние 10 лет в стране было выдано около 5 млн. ипотечных кредитов, что для многих семей, в первую очередь для молодых, это является единственной возможностью приобрести жильё. В связи с этим приобретает актуальность следующая схема: в семье родился ребёнок - государство погашает основную часть кредита, а проценты выплачивают родители. Родился ещё один ребёнок - за счёт государственных субсидий погашается часть процентов;

- Обеспечить реализацию региональных программ обеспечения жильем молодых семей, разработку системы дополнительных мер, направленных на обеспечение жильем малоимущих граждан с детьми, включая меры по расселению семей с детьми из неприспособленных и ветхих жилых помещений, первоочередное предоставление жилья детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в семьях опекунов, приемных семьях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Меры, предлагаемые по повышению выплат денежных средств или облегчению кредитного бремени семей, участвующих в приобретении жилья, должны быть расширены, что может быть обговорено условием добросовестного выполнения родительских обязанностей. Представленные меры в большей степени, применимы для семей с определенными материальными возможностями, которые относятся к категориям семей «среднего достатка» (средняя зарплата по стране по итогам 2017 г. составила 39 тыс. рублей. Малообеспеченные семьи или семьи, находящиеся в состоянии, близком к бедности, с большей долей вероятности не смогут воспользоваться даже льготной ипотекой, а также им проблематично купить жилье экономического класса из-за отсутствия средств. По данным Росстата, зарплату порядка 18 тыс. рублей получает 72 % работающих россиян. В результате средний класс представляют всего 4,1 % граждан (в США к среднему классу относится более половины населения, а в Германии - более 80 %). А так как эта задача во многом является одной из определяющих в решении демографических проблем России, предпринимаемые меры должны быть достаточно эффективными и обладать высоким мотивирующим потенциалом. Например, одним из направлений решения проблемы могло бы стать использование договорно-контрактных обязательств между малообеспеченными гражданами и государством. Кроме этого, может следует предусмотреть меры, направленные на снижение фискального бремени на семьи, воспитывающие детей, создание более комфортных условий для работающих родителей, которые облегчали бы присмотр и уход за малолетними детьми, а также их воспитание и образование. Следует также более широко использовать безвозмездное предоставление жилья малообеспеченным семьям и расширить практику, по истечении определенного срока, дальнейшей передачи его в собственность. При этом необходимо увязать данный процесс с применением

конкретных обязательств по обросовестному воспитанию, рождению, уходу за детьми;

- Развитие системы адресной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг в зависимости от состава и материального положения семьи;

- Предусмотреть систему серьезных льгот по жилищной ипотеке для молодых, кто желает жить в провинции;

- Повысить выплаты денежных средств, облегчить кредитное бремя семей, участвующих в приобретении жилья. Выше перечисленные меры применимы для семей с определенными материальными возможностями, которые относятся к категориям семей «среднего достатка»;

- Предусмотреть меры, направленные на снижение фискального бремени на семьи, которые облегчали бы присмотр и уход за малолетними детьми, а также воспитание и образование.

3. Решение задач по укреплению института семьи предусматривает:

- Развитие системы консультативной и психологической поддержки семьи в целях создания благоприятного внутрисемейного климата, профилактики семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подготовки и комплексного сопровождения семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

- Пропаганду ценностей многодетной семьи, имеющей нескольких детей, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в целях формирования в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющих нескольких детей или принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

- Реализацию комплекса мер по дальнейшему снижению числа преждевременного прерывания беременности (абортов); повышение обязательств родителей по обеспечению надлежащего уровня жизни и развития ребенка;

- Создание специализированной системы защиты прав детей, включая дальнейшее развитие института уполномоченных по правам ребенка, внедрение в работу органов исполнительной власти и судебных органов современных технологий профилактики правонарушений, защиты прав детей, социальной реабилитации и последующей интеграции в общество несовершеннолетних правонарушителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В заключении следует заметить, что уменьшение общей численности населения страны не является катастрофой. Имея меньшую численность населения, но сохраняя демографическое ядро русского населения, вокруг которого объединяются другие народы, проживающие на территории России (а их более 200), мы сохраним целостность и независимость российского государства. Без возрождения многодетной русской семьи не решить сложные проблемы современного политического и социально-экономического развития страны. В российских регионах, где преобладают русские, параллельно с федеральными Программами должны эффективно работать региональные. Реализация мер региональной демографической политики должна быть высокоэффективной, они должны способствовать повышению уровня и качества жизни людей, укреплению института семьи и брака. Эффективность работы Глав российских регионов следует определять по основным коэффициентам, характеризующим демографическую ситуацию. Высокие коэффициенты рождаемости, естественного движения, детности, брачности, миграционной подвижности населения и пр. должны быть главными в характеристике деятельности Глав регионов России.

Библиографический список

1. Всероссийская перепись населения 2010: итоги ВПН 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL : http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi 1612.htm.

2. Демографический ежегодник России. 2017: Стат. сб./ Росстат. M.: 2017. - 263 с.

3. Зубаревич Н., Хасанова Р. Регионы России:социальное развитие и демографические тенденции (по результатам регулярного Мониторинга ИНСАП РАНХиГС) //Экономическое развитие России.2017.№ 7.С.64-74.

4. Щербакова Е.М. Россия: предварительные демографические итоги 2017 года (часть I) //Демоскоп Weekly. 2018. N° 759-760. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://demoscope.ru/weekly/2017/0759/ barom01 .php

5. Доклад экспертного совета при Правительстве РФ «О первоочередных мерах по преодолению последствий демографической ямы в РФ», 2013 год. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http:// www.oprf.ru/files/2013dok/zakl 17102013matkapital.doc

6. Щербакова Е.М. Демографические итоги I полугодия 2016 года (часть II) /Демоскоп Weekly. 2016. № 695 - 696. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://demoscope.ru/weekly/2016/0695/ barometer695 .pdf.

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2016 года № 669-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2016 - 2020 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://static.government.ru.

8. Воспроизводство населения: тенденции и резервы [Текст]: промежуточный отчет о НИР/О.Н. Калачникова, А.В. Короленко, Л.Н. Фахрадова, В.Н. Барсуков. Вологда, 2015.

9. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (изм. от 01.03.2018). [Электронный ресурс].

- Режим доступа: URL: http://base.garant.ru/71848440/#ixzz5QIEjlv04.

10. Шулепов Е.Б. Поговорим о демографии: город Вологда и его жители. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2016.

- С. 21

11. Екатерина Щербакова. Естественный прирост сократился до 5,3 тысячи человек, прирост населения по-прежнему обеспечивается в основном миграцией//Демоскоп Wekly, 2017.- №715-716. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2017/0715/barom02.php

12. Естественное движение населения Российской Федерации за 2016 год: статистический бюллетень.

- М.: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140096846203

13. Логинова Н.Н., Афанасьев В.С. Социально-экономическое положение Республики Мордовия. Саранск, 2017. С. 41-42.

14. Екатерина Щербакова. В 2016 году наметилось снижение суммарной рождаемости//Демоскоп Wekly, 2017.- №739-740. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2017/ 0739/barom04.php

15. Саруханян Л.А. Проблемы института брака в Российской Федерации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 11-4. - С. 775-777

16. Лисунова Л. М. Государственная поддержка молодых семей в Республике Мордовия // Трансформация социальных отношений в региональном социуме: VI Сухаревские чтения: материалы Всерос. науч.-практ. конф., г. Саранск, 12 октября 2016 г. / редкол.: С. М. Вдовин и др.; Науч. центр соц.-экон. мониторинга. - Саранск, 2016. - 520 с.

17. Логинова Н. Н. Семейно-демографическая политика в Республике Мордовия // Проблемы повышения качества жизни населения в регионах Российской Федерации: IV Сухаревские чтения: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, г. Саранск, 29 января 2015 г. / редкол.: С. М. Вдовин и др.; Науч. центр соц.-экон. мониторинга. - Саранск, 2015. - 296 с.

18. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»» (изм. от 27.08.2018). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://docs.cntd.ru/document/902258321.

19. Семья, материнство и детство: официальная статистика. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/motherhood/.

20. Резюме к проекту: Вызовы демографического развития и рекомендации к социально-демографической политике в России: новый этап. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.ranepa.ru/images/ News/2018-01/29-01-2018-makarenyseva-demograf.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.