Научная статья на тему 'Основные направления государственной политики Российской Федерации в области социальной поддержки населения'

Основные направления государственной политики Российской Федерации в области социальной поддержки населения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
10001
873
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / PUBLIC POLICY / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ / SOCIAL PROTECTION OF THE POPULATION / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / SOCIAL POLICY / СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / SOCIAL INSURANCE / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / PENSIONS / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / SOCIAL SPHERE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Борщева Алла Викторовна, Ильченко Светлана Владимировна

В статье описываются основные направления государственной политики российского государства в области социальной поддержки населения. Рассмотрены основные элементы социальной защиты населения, инструменты социальной политики государства. Предложены варианты оперативного и стратегического управления социальной сферой, включающих комплекс технологий отслеживания, диагностики социальной ситуации, а также регламент реагирования на них органов управления различного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF THE STATE POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF SOCIAL SUPPORT OF THE POPULATION

The article describes the main directions of the state policy of the Russian state in the field of social support of the population. The main elements of social protection of the population, instruments of social policy of the state are considered. Options for operational and strategic management of the social sphere are proposed, including a set of tracking technologies, diagnosing the social situation, as well as the rules for responding to them at various levels of government.

Текст научной работы на тему «Основные направления государственной политики Российской Федерации в области социальной поддержки населения»

УДК 316.42:35

Борщева Алла Викторовна,

кандидат экономических наук, первый проректор НОЧУ ВО «Московский экономический институт», г. Москва e-mail: aborsheva@mail.ru

Ильченко Светлана Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента НОЧУ ВО «Московский экономический институт», г. Москва e-mail: strelec200763@mail.ru

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ

ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация. В статье описываются основные направления государственной политики российского государства в области социальной поддержки населения. Рассмотрены основные элементы социальной защиты населения, инструменты социальной политики государства. Предложены варианты оперативного и стратегического управления социальной сферой, включающих комплекс технологий отслеживания, диагностики социальной ситуации, а также регламент реагирования на них органов управления различного уровня.

Ключевые слова: государственная политика, социальная защита населения, социальная политика, социальное страхование, пенсионное обеспечение, социальная сфера.

Borsheva Alla Viktorovna,

candidate of economic sciences, First Vice Rector of NOCU VO «Moscow Economic Institute», Moscow e-mail: aborsheva@mail.ru

Ilchenko Svetlana Vladimirovna,

candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Department of Management, NECU VO "Moscow Economic Institute", Moscow e-mail: strelec200763@mail.ru

THE MAIN DIRECTIONS OF THE STATE POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF SOCIAL SUPPORT OF THE

POPULATION

Abstract. The article describes the main directions of the state policy of the Russian state in the field of social support of the population. The main elements of social protection of the population, instruments of social policy of the state are considered. Options for operational and strategic management of the social sphere are proposed, including a set of tracking technologies, diagnosing the social situation, as well as the rules for responding to them at various levels of government.

Keywords: public policy, social protection of the population, social policy, social insurance, pensions, social sphere.

Социальная политика - важнейшая часть деятельности любого государства, и значимая сфера интересов современного общества. В различные эпохальные периоды истории человечества в деятельности государства осуществлялись многообразные варианты социальной политики, которые базировались на основанных религией, моралью и традициями суждениях о долге, справедливости, взаимоотношениях государства и общества.

Социальная политика государства - это система принципов, целей, задач и средств, обеспечивающих такое социально приемлемое и допустимое материальное, политическое, культурное положение социальных групп и слоев населения, при котором они могут осуществлять личные интересы и разными видами деятельности содействовать личному развитию и развитию общества в целом.

Государственная социальная политика - комплекс мер государства, ориентированных на поддержание нормальных условий жизнеобеспечения, а также социальной справедливости и социальной защиты людей.

Эффективность социальной политики оценивается как показатель уровня жизни жителей Российской Федерации.

Механизм осуществления социальной политики включает такие направления, как: социальное страхование; политика в сфере заработной платы [1]; социальные меры на рынке труда; жилищная политика.

Основным элементом социальной защиты населения является социальное страхование. Сущность системы социального страхования состоит в обеспечении человека экономической защитой в случае болезни и в старости, а также в связи с несчастными случаями и болезнями, наступившими по производственной причине, в связи с безработицей. По этой причине государство является регулятором, которое законодательно устанавливает в сфере заработной платы - минимальную. С помощью принимаемых законов государство устанавливает и режим оплаты труда.

Пенсионное обеспечение - одно из ветвей социального страхования, которое через систему правовых, экономических и организационных мер, должно организованно защищать население страны от материальной необеспеченности вследствие прихода старости или утраты трудоспособности по ряду иных причин (инвалидность, потеря кормильца).

В связи с этим, государство, проводя установленную социальную политику, неминуемо встречается с проблемой организации системы пенсионного обеспечения, которая по функциям и способам организации должна соответствовать сформировавшимся своим национальным обычаям, традициям, суждениям о социальной справедливости, целям, идеологии социальной защиты, модели экономики.

Проблема занятости - одна из актуальных социальных проблем. Поэтому в государственном регулировании применительно к рынку труда социальная политика занимает особенное место. Принимая различные законы, правовые акты наша российское государство на законодательном уровне устанавливает условия найма и условия заключения коллективных трудовых договоров. Кроме того, государство занимается организацией

системы образования, профессионально-технической подготовкой и переподготовкой работников. За счет субсидий поощряются мобильные работники, стимулируется формирование мелкого и среднего бизнеса, предоставляются льготы предпринимателям, организовывающим новые рабочие места.

Основная задача социального развития российского общества определяется основными направлениями социальной политики, осуществление которых на практике приводит к образованию существенных элементов социального государства в Российской Федерации. К ним относятся:

- охрана труда и здоровья людей;

- установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

- обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

- развитие системы социального обслуживания;

- установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Одна из основных задач органов регионального и местного самоуправления - формирование и реализация региональной и муниципальной социальной политики. Муниципальная социальная политика - это система целей, задач и механизмов их реализации, обращённых на обеспечение людей социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования.

Муниципальная социальная политика создаётся в соответствии с социальной политикой государства и во взаимодействии с органами государственной власти, в первую очередь с органами власти субъектов РФ. Через муниципальную социальную политику осуществляются как собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на

муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере [4, с. 4].

Понятие системы социальной защиты населения обозначает определенную целостность, упорядоченность, взаимную связь разных частей указанного явления. В состав системы социальной защиты населения включаются следующие подсистемы:

- субъекты социальной защиты;

- формы и виды социальной защиты граждан;

- органы социальной защиты населения;

- программы социальной защиты населения, а также программы адресной социальной помощи.

Государственная социальная помощь оказывается с целью:

- поддержания уровня жизни малоимущих граждан;

- адресного использования бюджетных средств;

- усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;

- создание нужных условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;

- снижение уровня социального неравенства;

- повышение доходов населения.

В настоящее время государство показывает свое отношение к институту семьи, которое проявляется в готовности поддерживать семьи, в которых уже родились и воспитываются дети. Сегодня под угрозу попали здоровье и благополучие подрастающего поколения будущего страны. Как показали результаты исследований, уменьшение количества детей в семьях за последние три десятилетия связано со следующими факторами, а именно:

- ростом количества малодетных семей;

- приростом числа молодых семей, в следствии уменьшения возраста вступления в брак;

- тенденцией к отделению молодых семей от родительских;

- увеличение доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокими матерями.

К основным направлениям государственной политики в области социальной поддержки населения страны относятся: уменьшение социального неравенства и сокращение уровня бедности; увеличение эффективности социальной защиты малообеспеченных домохозяйств; изменение роли государства в области социальной поддержки населения. Эти цели полагается достигнуть, обеспечив наибольшую защиту социально уязвимых домохозяйств, которые не имеют возможности для самостоятельного решения социальных проблем.

Государственная социальная политика проводится с учетом объективных особенностей регионов. Она гарантирует равные качества и условия жизни для граждан страны независимо от места проживания. В этом случае принимаются меры по выравниванию межрегиональных различий в доходах, уровне занятости, социальной инфраструктуре, транспортной сети, обеспечению на всей территории страны государственных дифференцированных стандартов.

Проводя социальную политику, государство использует следующие инструменты:

- социальные гарантии;

- минимальные социальные стандарты;

- потребительские бюджеты.

Правительством Российской Федерации на среднесрочную перспективу определены следующие основные направления социальной политики:

- создание условий для реализации гражданами своих прав на образование;

- улучшение состояния здоровья населения на базе реально доступной большим слоям населения медицинской помощи и повышения качества лечебных услуг, развития физической культуры и спорта;

- развитие культурного потенциала населения государства;

- создание эффективного цивилизованного рынка труда [2, с.29];

- усиление адресности социальной поддержки населения;

- обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы, повышение реального размера пенсий;

- создание условий для осуществления прав граждан на жилище с учетом их платежеспособного спроса, в соответствии с социальными стандартами жилищных условий [3].

И, тем не менее, деятельность государства в социальной сфере пока что не является достаточно действенной. В условиях переживаемых экономических трудностей социальная политика государства не только не гарантирует достойную жизнь, как это записано в Конституции, но и не обеспечивает прожиточный минимум значительной части населения.

Имеются значительные недостатки в реализации и других направлений социальной политики государства, в том числе и в сфере охраны труда и здоровья населения. Об этом, например, убедительно свидетельствуют наблюдаемые в последние годы рост аварийности на предприятиях, профессиональных заболеваний, высокий уровень производственных травм, неблагоприятная экологическая обстановка в ряде регионов страны.

Бесспорно, сложности переживаемого Россией периода негативно влияют и на возможности государства проводить надлежащую социальную политику. Лишь в условиях полного оздоровления экономики России можно рассчитывать на социальную помощь от государства в том размере,

который действительно позволяет обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека, как это предписывается Конституцией.

Учитывая то, что в различных регионах могут реализовываться различные социальные стратегии и модели социальной политики, что естественным образом будет приводить к разному уровню достижения социальных целей и результатов, важной проблемой, которая сохранит свою актуальность, станет обеспечение единого социального пространства на всей территории России. В условиях территориальной дифференциации единое социальное пространство может быть сформировано путем обеспечения всеобщего и одинакового для всех граждан, независимо от их социального и территориального статуса, минимального уровня социальных услуг и гарантий, что связано с внедрением системы единых минимальных социальных стандартов по всем социальным параметрам и отраслям социальной сферы. Обеспечение функционирования данной системы и контроль за ней должны стать непосредственной сферой деятельности федеральной власти. Наличие такой системы способно создать необходимые условия для повышения степени обоснованности выбора стратегических целей социального развития и распределения бюджетных средств. Система социальной стандартизации предполагает четкую взаимоувязку федеральных, региональных и муниципальных социальных стандартов, при которой, с одной стороны, максимально активизируются социальные ресурсы территорий, но с другой - не допускаются сильные разрывы в уровне и качестве жизни населения в различных регионах и муниципальных образованиях РФ.

Для реализации стратегии социального развития на уровне общества в целом и на уровне отдельных регионов система минимальных социальных стандартов должна быть дополнена системой предельно -критических показателей состояния социальной сферы, фиксирующей ее пороговые значения, которые свидетельствуют о наличии явного или

латентного кризиса в той или иной ее областях и требуют немедленного, активного вмешательства властей, вплоть до банкротства территорий и введения прямого федерального правления.

По сути дела, речь идет о разработке и внедрении в практику оперативного и стратегического управления социальной сферой и развития с учетом реализуемых моделей социальной политики, включающих не только систему индикаторов с их пороговыми и целевыми значениями, но и весь комплекс технологий отслеживания, диагностики социальной ситуации, а также регламент реагирования на них органов управления различного уровня.

Список литературы

1. Борщева А.В. Реформирование системы управления производством предприятия // Экономические и гуманитарные науки. - 2011. - №7 (234). -с. 114-119.

2. Борщева А.В., Герасимов Б.Н. Оценка результативности реформирования системы управления производством предприятия // Вест. Самарского муниципального ин-та управления: теоретический и научно-методический журнал. - Самара: Изд-во «Самарский муниципальный институт управления», - 2011. - №4 (19). - с. 26-34.

3. Ильченко С.В., Кандаурова Т.И. Жилищная проблема - «больной вопрос» социального обустройства России» // Вестник экспериментального образования: научно-методический электронный журнал, № 7, 2015, 7 с.

4. Ильченко С.В. Основные направления совершенствования деятельности органов государственной власти по работе с обращениями граждан (на примере города Москвы) // Вестник экспериментального образования: научно-методический электронный журнал, № 6, 2016, 11 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.