А.Н. АВЕРИН доктор философских наук, профессор
Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ*
Механизм социальной политики в современной России и некоторые результаты ее реализации
С разных трибун раздается критика, зачастую справедливая, социально-экономического положения российских граждан. В обыденном сознании существует ностальгия по прежнему времени, когда «государство обо всем заботилось». Нередко высказываются предложения восстановить механизм социальной политики и затем развивать его в соответствии с постоянно изменяющимися условиями как внутри страны, так и в международной сфере. Проблема состоит в том, что такой механизм в современной России есть. Он имеет правовую базу, определенное организационное обеспечение. Вопрос заключается в том, почему он не обеспечивает потребности и не удовлетворяет интересы населения. Поиск ответа на этот вопрос требует объединения усилий исследователей, политиков, широких народных масс, что позволит усовершенствовать установленные законом технологии социальной политики и создать новые технологии, адекватные требованиям изменяющихся условий.
Социальная политика Российской Федерации базируется на ее Конституции, провозглашающей нашу страну социальным государством, деятельность которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституция охраняет труд и здоровье людей, устанавливает гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства,
* Аверин Александр Николаевич, e-mail: [email protected]
инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Существуют различные уровни формирования и реализации социальной политики, связанные с территориальным образованием страны, в пределах которого она проводится. Социальная политика осуществляется на федеральном, региональном, территориальном и локальном уровне. Федеральный уровень представлен Российской Федерацией, региональный - ее субъектами. На территориальном уровне социальная политика формируется и реализуется в муниципальном образовании, это - муниципальная социальная политика. Она проводится в сельском и городском поселении, муниципальном районе, городском округе, на внутригородской территории города федерального значения. Социальная политика на муниципальном уровне связана с решением социальных вопросов местного значения. На локальном уровне социальная политика проводится в организации для ее работников. Социальная политика, проводимая организацией, может быть предназначена для жителей местного сообщества, на территории которого она осуществляет свою основную деятельность.
Государственная социальная политика как система состоит из относительно самостоятельных, взаимосвязанных частей, выступающих в качестве ее структурообразующих элементов. Такими частями являются социально-трудовые отношения, основными компонентами социальной политики в этой области выступают: отношение к труду, которое находит свое выражение в занятости населения, безработице, оплате и охране труда; пенсионное обеспечение; социальное обслуживание; социальное обеспечение; охрана семьи и детства; социальная помощь; социальное страхование; предоставление социальных услуг в социальной сфере. Следует отметить, что
существует различие между социальной политикой государства и государственной политикой в отраслях социальной сферы. Оно состоит в том, что государственная политика в отраслях социальной сферы предполагает разработку и осуществление политических, экономических, правовых, социальных и других мер по их функционированию и развитию. Так, например, неотъемлемой составной частью здравоохранения является охрана здоровья людей. Она представляет собой совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Социальная составляющая является важной, однако, не единственной, при формировании и реализации государственной политики в отраслях социальной сферы. Здесь важны экономика отраслей, их материально-техническое обеспечение, инвестиции, инновации, институты, инфраструктура, организационно-правовые формы. Вместе с тем благодаря социальной сфере происходит удовлетворение социальных потребностей людей, которое имеет непосредственное отношение к социальной политике, поскольку предусматривает оказание социальных услуг населению. Социальные услуги разнообразны. К ним относятся услуги, предоставляемые организациями здравоохранения, образования, культуры, санаторно-курортного комплекса, торговли, физической культуры и спорта. Социальными услугами являются бытовые, жилищно-коммунальные, медицинские, образовательные, туристско-рекреационные услуги.
В историческом аспекте можно говорить о различных подходах в проведении социальной политики. В обобщенном виде можно назвать
досоветский и советский периоды, период рыночной экономики. В советское время в социальной политике существовал всеобщий государственный патернализм. Основными ее субъектами были государственные органы и организации. В условиях рыночной экономики за двадцатилетний период в проведении социальной политики происходит отказ от всеобщего государственного патернализма. Произошло разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, муниципальными образованиями в социальной сфере и социальной политике. В этой связи необходимо подчеркнуть, что решающее значение имеют Конституция, федеральные законы об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, об общих принципах организации местного самоуправления. В ведении Российской Федерации находятся: принятие и изменение федеральных законов, в том числе социальных законов, контроль за их соблюдением; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, включая социальные права и свободы; установление основ федеральной политики, в том числе социальной политики, реализация федеральных программ в области социального и культурного развития.
Существуют предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Под совместным ведением понимается отнесение вопросов к компетенции в равной степени как Российской Федерации, так и ее субъектов. В социальной сфере и социальной политике в их совместном ведении находятся:
- охрана памятников истории и культуры;
- общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
- координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
- осуществление мер по борьбе с эпидемиями и ликвидация их последствий;
- трудовое, семейное, жилищное законодательство.
Вне пределов ведения Российской Федерации, ее полномочий по предметам совместного ведения субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств своих бюджетов (за исключением субвенций из федерального бюджета) по предметам совместного ведения осуществляют полномочия по решению социальных вопросов. Данные полномочия определены в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ.
Социальное обслуживание населения регулируют законы об основах социального обслуживания населения, о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов. Были приняты законы в области социальной защиты населения, регулирующие социальное обеспечение и социальную помощь. К ним относятся законы о ветеранах; государственной социальной помощи; порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи; социальной защите инвалидов. Особо следует отметить принятие законов, регулирующих социальную защиту людей, подвергшихся радиации. Это законы о: социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; социальной защите
граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча; социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Охрана семьи и детства регулируется федеральными законами о государственных пособиях гражданам, имеющим детей; дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей.
В области социального страхования приняты федеральные законы о пенсионном страховании. Это законы о: дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений; об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования; инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии; обязательном пенсионном страховании. Приняты федеральные законы об обязательном медицинском страховании, страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, об основах обязательного социального страхования. Принят закон о страховых взносах в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Предоставление социальных услуг в социальной сфере регулируется законами об образовании, о высшем и послевузовском профессиональном образовании, основами законодательства о
культуре, об охране здоровья граждан. В субъектах Российской Федерации исполняются региональные социальные законы, регулирующие социальную политику и развитие социальной сферы регионов.
Все сказанное позволяет утверждать, что механизм социальной политики имеет солидное правовое обеспечение. Актуальная задача состоит в том, чтобы данный механизм работал без сбоев.
В социальной сфере в настоящее время реализуются национальные приоритетные проекты «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», «Здоровье», «Образование». Они стали приоритетными потому, что эти отрасли социальной сферы в значительной степени затрагивают интересы людей, определяют качество их жизни. От их состояния зависит социальное развитие общества. Социальные вопросы также решаются в рамках национального приоритетного проекта «Развитие агропромышленного комплекса», поскольку в нем предусмотрено развитие производства в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах. Это, в свою очередь, предполагает создание новых рабочих мест и рост доходов сельских жителей.
Государственная социальная политика и развитие отраслей социальной сферы опираются на федеральные целевые социальные программы. Так, например, в 2011-2013 гг. действуют федеральные целевые социальные программы: культура России, русский язык, социальное развитие села, предупреждение и борьба с социальнозначимыми заболеваниями, развитие физической культуры и спорта, жилище, развитие образования, развитие внутреннего и въездного туризма. Социальная составляющая содержится в федеральных целевых программах по социально-экономическому развитию регионов и народов. К ним относятся программы развития Дальнего Востока и Забайкалья, Курильских островов (Сахалинская
область), Юга России, Республики Ингушетия, Чеченской Республики, Калининградской области, российских немцев. В субъектах Российской Федерации реализуются региональные целевые социальные программы.
Важное место в социальной политике занимает реформирование пенсионной системы. Пенсионная реформа 1990 г. позволяла сохранить уровень пенсионного обеспечения, достигнутый в советское время. Пенсионная реформа 2002 г. ввела страховой принцип пенсионного обеспечения, дала возможность трансформироваться нестраховой пенсионной системе в страховую систему. Была изменена структура трудовой пенсии, которая имеет страховую и накопительную части. Базовая часть переведена в фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии. Стали учитывать суммы страховых взносов в Пенсионный фонд за застрахованного человека и ожидаемую продолжительность периода выплаты пенсии. Была проведена денежная переоценка пенсионных прав в зависимости от стажа и заработной платы пенсионера, их преобразование в расчетный пенсионный капитал. Определена субсидиарная ответственность государства по обязательствам Пенсионного фонда для обеспечения его финансовой устойчивости. Внедрен механизм накопительного финансирования пенсий для работающих людей. Осуществляется валоризация величины расчетного пенсионного капитала, исчисляемого при оценке пенсионных прав. Валоризация означает перерасчет пенсионных прав людей, которые имели трудовой стаж до 2002 г., а также в советский период до 1991 г.
Появилось добровольное пенсионное обеспечение в негосударственных пенсионных фондах. Введена социальная доплата пенсионерам, у которых уровень материального обеспечения ниже регионального прожиточного минимума пенсионера. Социальная доплата к пенсии связана с предоставлением пенсионеру денежной
суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, до величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы. Общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на российской территории, не осуществляющего работу или иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации. При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы: пенсий; дополнительного материального (социального) обеспечения; ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг); иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно). При ее подсчете не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые пенсионеру в натуральной форме. Исключение составляют денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, жилых помещений и коммунальных услуг, проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), денежных компенсаций расходов по оплате данных услуг.
Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной и региональной социальной доплаты. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальным органом Пенсионного фонда, если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации по месту жительства или пребывания, но не превышает величину прожиточного минимума пенсионера в целом по
Российской Федерации. Региональная социальная доплата устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Для ее назначения необходимо, чтобы общая сумма его материального обеспечения не достигала величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации по месту жительства или пребывания и превышала величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Она устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма материального обеспечения с учетом региональной социальной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации.
Малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим людям, иным категориям граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, оказывается государственная социальная помощь. Она предоставляется в форме социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи). В набор социальных услуг для определенных законом категорий граждан включено обеспечение необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, специализированными продуктами лечебного питания, путевками на санаторно-курортное лечение, бесплатного проезда на пригородном железнодорожном, междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Государство освобождается от ряда функций непосредственного предоставления населению социальных услуг, тем самым происходит разгосударствление социальной сферы. Разграничена бесплатность и доступность социальных услуг. Социальные услуги населению оказывают как государственные, так и некоммерческие организации.
Задача состоит в том, чтобы расширить участие некоммерческих организаций в системе оказания государственных социальных услуг на основе использования конкурсных механизмов их финансирования. В условиях рыночной экономики это один из эффективных способов повысить возможности финансирования социальной политики при ограниченности государственных финансовых средств. При этом необходимо повысить доступность и качество социальной помощи.
В связи со сложившейся неблагоприятной демографической ситуацией в стране актуальное значение приобретает проблема охраны семьи и детства. Выплачивается пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; единовременное пособие по уходу за ребенком; единовременное пособие при передаче ребенка семье. В число выплачиваемых пособий входит единовременное пособие беременным женам военнослужащих, проходящих военную службу по призыву; ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; ежемесячное пособие на ребенка до 16 лет. В области охраны семьи и детства осуществляются дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей. Для их реализации существует материнский (семейный) капитал, который представляет собой средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда на реализацию дополнительных мер государственной поддержки. Право на них возникает с 1 января 2007 г. при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего российское гражданство, у российских граждан независимо от места их жительства:
- женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка;
- женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
- мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу.
Люди, получившие государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям на: улучшение жилищных условий, получение образования детьми, формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин. Материнский капитал используется на погашение ипотечных жилищных кредитов и займов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. Предполагается предоставлять бесплатные земельные участки под строительство жилого дома или дачи при рождении третьего и последующего ребенка, создавать региональный материнский капитал.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что в нашей стране проводится разносторонняя работа по оказанию социальной поддержки семье - основной ячейке любого общества. Однако в действительности, если учитывать постоянно дорожающие условия жизни, социальная поддержка семьи явно не выполняет своей задачи, не решает проблемы улучшения демографической ситуации. О том, что материнский капитал при существующих ценах не только не достаточен, но и крайне мал, пишется и говорится много. К этому следует добавить, что размеры выплачиваемых пособий настолько малы, что они не позволяют содержать ребенка в нормальных условиях. В этой связи актуальность
задачи привлечения негосударственных организаций к обеспечению социальной поддержки семьи очевидна.
В современных условиях социальные обязательства государства приводятся в соответствие с его финансовыми возможностями. Единый социальный налог заменен на страховые взносы, общий тариф которых составляет 34% для страхователей-работодателей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. В Пенсионный фонд отчисляется 26%, Фонд социального страхования - 2,9%, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 3,1% с 1 января 2011 г., 5,1% с 1 января 2012 г., территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2% с 1 января 2011 г., 0% с 1 января 2012 г. Установлена предельная величина базы для начисления страховых взносов в размере 415 тыс. руб. Для отдельных категорий плательщиков страховых взносов установлены пониженные тарифы. По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний страховые тарифы установлены по классам профессионального риска в следующих размерах: от 0,2% для первого класса до 8,5% для 32-го класса.
О состоянии социальной политики можно судить на основании статистических данных за 1992-2009 гг.1 В области социально-трудовых отношений следует отметить, что незначительно увеличилась численность экономически активного населения - с 75 млн. 060 тыс. человек до 75 млн. 524 тыс. Вместе с тем уменьшилось количество занятых в экономике с 71 млн. 171 тыс. человек до 69 млн. 362 тыс. Увеличилось число безработных с 3 млн. 889 тыс. до 6 млн. 162 тыс.,
1 См.: Российский статистический ежегодник. 2010. Стат. сб. / Росстат. М. 2010. Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991-2009 гг. Приложения к стат. сб. «Российский статистический ежегодник. 2010». Социальное положение и уровень жизни населения России. 2010. Стат. сб. / Росстат. М., 2010. Данные статистические сборники размещены на сайте Федеральной службы государственной статистики. Статистические данные в денежном выражении до 1998 г. представлены в тыс. руб.
т.е. с 5,1% до 8,4% от численности экономически активного населения трудоспособного возраста. Произошел рост численности безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости, с 578 тыс. до 2 млн. 147 тыс., т.е. с 0,8% до 2,8%. Увеличилось количество безработных, которым назначено пособие по безработице, с 371 тыс. до 1 млн. 872 тыс. Среди безработных оказалось соответственно 79,9% и 76,8% работников, которые ранее имели работу, в том числе 20,9% и 28,8% работников, высвобожденных в связи с сокращением штата, ликвидацией организации. Сравнительно с 1998 г. сократилась доля работников, которые работали неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, с 10,1% от среднесписочной численности работников (4 млн. 306 тыс.) до 5,3% (1 млн. 894 тыс.), доля работников, которым были предоставлены вынужденные отпуска по инициативе работодателя, - с 11,1% (4 млн. 742 тыс.) до 3,5% (1 млн. 239 тыс.).
Среднедушевые денежные доходы населения выросли с 4 тыс. до 16856,9 руб., среднемесячная номинальная заработная плата работающих в экономике - с 6 тыс. до 18637,5 руб. Изменилась величина прожиточного минимума в среднем на душу населения с 1,9 тыс. до 5153 руб., соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума - 212% и 327,1%. Значительно сократилась численность населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума. Было 49,3 млн. человек (33,5% от общей численности населения), стало 22,5 млн. (13,2%).
Одновременно растет дифференциация населения по уровню доходов. Об этом свидетельствуют коэффициенты дифференциации доходов - коэффициент фондов и децильный коэффициент, индекс концентрации доходов - коэффициент Джини, распределение общего
объема денежных доходов по 20-процентным группам. Коэффициент фондов определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% с самыми низкими доходами. Данный коэффициент увеличился с 8 до 16,7 раза. Децильный коэффициент показывает, во сколько раз минимальные доходы 10% наиболее обеспеченного населения превышают максимальные доходы 10% наименее обеспеченного населения. С 2001 г. он увеличился с 6,6 до 7,5 раза. Коэффициент Джини характеризует степень отклонения линии фактического распределения общего объема доходов от линии их равномерного распределения. Чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы. Коэффициент Джини увеличился с 0,289 до 0,422. О значительной дифференциации населения по уровню доходов можно утверждать на основании распределения общего объема денежных доходов по 20-процентным группам. Так, в первой группе с наименьшими доходами их доля уменьшилась с 6% до 5,1%. В пятой группе с наибольшими доходами она увеличилась с 26,5% до 47,8%. Растет минимальный размер оплаты труда. В 1993 г. он был равен 4300 руб., в 2011 г. - 4611 руб.
Увеличилась численность пенсионеров - с 35 млн. 273 тыс. до 39 млн. 90 тыс., в том числе приходящихся на 1000 человек населения - с 237,4 до 275,4. Из них 11 млн. 708 тыс. являются работающими пенсионерами. Одновременно уменьшилось количество занятых в экономике работников, приходящихся на одного пенсионера, с 2,07 до 1,73 человека. С учетом социальных доплат к пенсии все пенсионеры имеют доходы не ниже прожиточного минимума пенсионера. Однако общий уровень пенсий невелик. Повысился средний размер назначенных пенсий с 1600 до 5191,1 руб. На начало 2010 г. он составил 6177,4 руб., в том числе по старости - 6624,8, по инвалидности - 4791, по случаю потери кормильца - 3740, социальной - 4244,5 руб., для
государственных служащих, получающих пенсию по старости (или инвалидности) и за выслугу лет - 9565,2 руб. Произошло незначительное изменение соотношения среднего размера назначенных пенсий с величиной прожиточного минимума пенсионера (119,3% и 126,6%), со средним размером начисленной заработной платы (26% и 27,9%). Сравнительно с 1996 г. уменьшилось количество негосударственных пенсионных фондов с 254 до 165 при одновременном увеличении численности их участников (с 1 млн. 675,9 тыс. до 6 млн. 757 тыс.) и получателей негосударственных пенсий (со 155,9 тыс. до 1 млн. 274,5 тыс.). В среднем в месяц на одного получателя размер негосударственной пенсии составил 1448,4 руб.
Завершая анализ состояния социальной политики, следует отметить, что перспективы формирования государственной социальной политики определены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В ней указаны в качестве целевых ориентиров - достижение высоких стандартов благосостояния человека и социального благополучия и согласия. Предполагается, что уровень доходов и качество жизни достигнут показателей, характерных для экономики развитых стран. Это означает высокие стандарты личной безопасности, доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам и обеспечение экологической безопасности. Обобщающий показатель уровня жизни - валовой внутренний продукт на душу населения по паритету покупательной способности может увеличиться с 13,9 тыс. долл. США в 2007 г. (42% от среднего уровня государств-членов Организации экономического сотрудничества и развития) до 30 тыс. долл. в 2020 г. (70%). Охват высшим и средним профессиональным образованием населения составит 60-70% (2007 г. - 50%), средний уровень обеспеченности жильем достигнет 30 кв.м на человека (100 кв.
м на среднестатистическую семью). Уровень смертности от насильственных причин снизится примерно вдвое.
Предполагается, что снизится социальная поляризация. Это планируется достигнуть за счет обеспечения равных возможностей для социальной мобильности талантливых представителей всех слоев общества, реализации социальной политики по поддержке уязвимых слоев населения и проведения политики, направленной на интеграцию мигрантов. Предусматривается модернизация и развитие сектора социальных услуг, адресных программ для бедных и льготных категорий населения. Необходимо обеспечить формирование системы социальной поддержки и адаптации, отвечающей потребностям современного общества, реализующей функции социальной защиты и социального развития.
Аверин А.Н. Механизм социальной политики в современной России и некоторые результаты ее реализации. В статье раскрывается сущность механизма социальной политики в современной России. Особое место уделяется его правовому обеспечению. Автор подчеркивает, что в современной России обостряется проблема приведения механизма социальной политики в соответствие с социально-экономической ситуацией и имеющимися в стране проблемами.
Ключевые слова: социальная политика, социальная поддержка, уровни социальной политики, механизм социальной политики, правовое обеспечение.
Averin A.N. The Mechanism of Social Policy in Modern Russia and some Results of its Implementation. The article reveals the essence of social policy in modern Russia. A special attention is given to legal support for a mechanism of social policy. The author stresses that in today's Russia the problem of bringing a mechanism of social policy in line with the socio-economic situation and existing problems in the country is exacerbated.
Key words: social policy, social support, levels of social policy, a mechanism of social policy, legal provision.