Э.В. Голоманчук, Э.А. Вологина
Г осударственная социальная поддержка пенсионеров и малоимущих граждан
В соответствии с положениями ст. 7 Конституции Российская Федерация является социальным государством.
Главная задача социального государства - достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Оно призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование.
Юридическая природа и отдельные особенности социального обеспечения и мер социальной поддержки в Российской Федерации отражают конституционную обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, создавать надлежащие материальные, политические, правовые и иные условия для осуществления этих прав и свобод, их воплощения в реальной жизни.
Российское законодательство под правом социального обеспечения понимает гарантированную ст. 39 Конституции Российской Федерации возможность граждан законным путем удовлетворять свои социальные потребности.
Это совокупность правовых норм, регулирующих комплекс социально-экономических мер, проводимых государством, по предоставлению гражданам различных выплат и услуг в случаях, если они окажутся лишенными всех или части своих доходов от труда, на все время или на какой-то период, в связи с нетрудоспособностью, старостью и в других случаях, предусмотренных российским законодательством [1, с. 5].
Конституция Российской Федерации закрепляет основные направления социальной защиты государства. Это:
- государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
- пенсии инвалидам и иным нетрудоспособным лицам;
- создание системы социальных служб занятости, призванных принимать действенные меры по трудоустройству лиц, не имеющих постоянной работы, и выплачивать им в соответствии с действующим законодательством пособия по безработице;
- выплата государственных пенсий и социальных пособий и т.д. [2, с. 21].
По мнению Е.П. Шнейдеровой, термин «социальная поддержка» получил широкое распространение в России в 2004-2005 гг., когда началась масштабная реформа российской социальной системы. Целью реформы было перераспределение нагрузки по финансированию социальных обязательств государства между федерацией и ее субъектами. При этом произошла так называемая «монетизация льгот», т.е. многие натуральные льготы заменили денежными выплатами. Эта мера вызвала возмущение и протесты социально слабых слоев населения - пенсионеров, ветеранов, инвалидов, поскольку денежные выплаты не покрывают в полном объеме расходов, которые вынуждены нести эти категории граждан в связи с отменой льгот [3, с. 35].
Федеральный закон № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”» [4] отменил сложную систему натуральных льгот и компенсаций, заменив ее едиными мерами социальной поддержки, а для некоторых наиболее незащищенных категорий граждан (которые в связи с непреодолимыми физическими недостатками не могут самостоятельно обеспечить себя материально, имеют особые заслуги перед страной либо пострадали в результате техногенных катастроф, ответственность за последствия которых приняло на себя государство) - мерами социальной помощи.
Различные компенсационные выплаты и социальные доплаты были введены с целью оказания помощи некоторым группам граждан в преодолении негативных последствий перехода к рыночной экономике. Одни компенсационные выплаты являлись кратковременными, другие применились в течение длительного периода.
Сущность и роль социальной доплаты в современной России базируется на принципе введения системы федеральных и региональных доплат, предполагающих совокупный размер материального обеспечения не ниже прожиточного минимума.
Как гласит распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [5], дальнейшее развитие пенсионной системы на основе заложенных в нее страховых принципов должно осуществляться в целях повышения уровня пенсионного обеспечения всех категорий пенсионеров и ее финансовой сбалансированности для устойчивого функционирования в долгосрочной перспективе и предусматривать достижение следующих показателей:
- начиная с 2010 года достижение минимального уровня материального обеспечения пенсионера не ниже величины прожиточного минимума пенсионера и повышение среднего размера трудовых пенсий по старости к 2016-2020 годам до величины не менее 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера;
- создание условий для повышения индивидуального коэффициента замещения утраченного заработка, на который начислялись страховые взносы, трудовой пенсии по старости не менее чем до 40 %.
Для достижения этих целей, в том числе, предполагается установление принципа назначения социальной пенсии соответствующего вида, если размер трудовой пенсии не обеспечивает пенсионеру прожиточного минимума в Российской Федерации, и адресного доведения размера выплаты неработающим пенсионерам в совокупности с иными мерами социальной поддержки до указанной величины (установление социальной доплаты).
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.12.2009 № 972н [6] распределены на 2010 год средства федерального бюджета на осуществление региональных социальных доплат к пенсии.
Всего по России объем межбюджетного трансферта на указанные цели составил 2 120 000 рублей. Межбюджетные трансферты предоставляются субъектам РФ на выплату региональной социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам, проживающим на территории РФ, в целях доведения общей суммы их материального обеспечения до установленной в субъекте РФ величины прожиточного минимума пенсионера, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации.
На практике формы пенсионного обеспечения, установленные в субъектах Российской Федерации, достаточно разнообразны. Это доплаты к государственным пенсиям лиц, удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, Героя Социалистического Труда, пенсионное обеспечение участников Великой Отечественной войны, лиц, награжденных орденами и медалями, а также других категорий граждан (инвалидов, неработающих пенсионеров и т.п.). Финансирование расходов на дополнительное пенсионное обеспечение, устанавливаемое субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, осуществляется за счет средств их бюджетов.
Так, с 1 января 2010 г. в Волгоградской области вводится социальная доплата на выравнивание уровня доходов для пенсионеров. По данным областного отделения Пенсионного фонда России, в январе помимо пенсии 63,8 тыс. жителей Волгоградской области получат социальную доплату. В числе таких граждан оказались те пенсионеры, чей доход ниже прожиточного минимума для данной категории лиц в регионе.
При этом пенсионеры с крайне низким доходом составляют 9 % от общей численности лиц, получающих пенсии. Средний размер такой доплаты составляет 983,44 руб., максимальный - 3 000 руб. Доплата размером около 500 руб. будет начислена 73 % от общего числа нуждающихся в ее получении пенсионеров [7, с. 3].
Следует отметить, что в Волгоградской области прожиточный минимум составляет 4 284 руб., что ниже общероссийского - 4 780 руб. Именно от указанной разницы и зависит характер доплаты.
Стоит также указать на серьезную проблему для пенсионеров, возникшую по вине органов социальной защиты в Волгоградской области. В начале 2009 г. при предоставлении льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, был проведен перерасчет - после начисления льгот на счета граждан органами социальной защиты была обнаружена ошибка (переплата). Согласно требованиям действующего законодательства органы социальной защиты должны были начинать выплаты в меньшем размере с учетом переплаты с момента обнаружения ошибки, но не «задним числом», как это вышло на практике.
Несмотря на требования закона, в Волгоградской области сотрудники органов социальной защиты стали производить перерасчет и удержание с момента начисления (1 января) и поставили тем самым граждан в условия малоимущности.
Сейчас граждане не получают льготу и вынуждены производить стопроцентную оплату стоимости жилищно-коммунальных услуг при том, что права на льготы они не лишены.
Также следует указать, что услуги ЖКХ в г. Волгограде, например, за однокомнатную квартиру без стоимости телефонных переговоров составляют, в среднем, 1500 руб. Вспомним, что 9 % пенсионеров имеют доход ниже прожиточного минимума - 4 284 руб., если вычесть 1500 руб. из этой суммы, то получится, что пожилой человек, инвалид или гражданин, лишенный кормильца, вынужден жить
месяц на сумму 2 784 руб. Разве это возможно? А если возникает необходимость приобретения лекарственных средств?
Следовательно, говорить об эффективности социальных доплат в Волгоградской области, как минимум, преждевременно.
Также следует учитывать, что, по некоторым данным, к 2016 г. на 1000 человек населения трудоспособного возраста количество лиц пенсионного возраста увеличится до 428 человек (против 343 в 1992 г. и 350 в 2000 г.) [8, с. 43]. Следовательно, бремя социальных выплат возрастет, а количество работоспособного населения снизится. Современные тенденции рождаемости оптимизма также не вселяют.
М.Л. Захаров справедливо отмечает, что пенсионная реформа не решила проблемы преодоления крайней бедности пенсионеров; не решила в связи с тем, что такая цель и не ставилась [9, с. 35]. По словам Р.И. Ивановой, из 38 млн получателей пенсии примерно 32 млн человек могут быть отнесены к бедным, малоимущим гражданам [10, с. 20].
В условиях глобального экономического кризиса возникает необходимость повышения эффективности социальной политики, сосредоточения усилий на решении наиболее важных социальных проблем, разработки новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов.
Необходимо достичь высоких и устойчивых темпов экономического роста, основанного на повышении конкурентоспособности, диверсификации структуры экономики и осуществлении институциональных преобразований. Следует обеспечить макроэкономическую стабильность, последовательно снижать инфляцию и осуществлять политику сдерживания роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий. Однако мы видим повсеместное увеличение стоимости тарифов на государственные услуги в России, причем достаточно существенное. Также стремительно увеличиваются и расчетные показатели услуг ЖКХ, в том числе, за предоставление природного газа, электроэнергии и пр.
Многие пенсионеры вынуждены устраиваться на работу не для того, чтобы «посмотреть мир», как это делают, например, пенсионеры Европы, а для того, чтобы выжить.
При этом большинство пенсионеров занято на низкооплачиваемой и непрестижной работе - это и дворники, и уборщики, и охранники - на уровень образования работодатель внимания не обращает. Даже при высокой квалификации пенсионеры невостребованы на рынке труда - например, в отраслях производства, на заводах и т.д.
По мнению Л.С. Мамута, социальное государство, деятельность которого должна быть направлена на обеспечение каждому человеку определенного жизненного уровня, противоречит представлению о нем как о правовом. Он отмечает, что в современном цивилизованном обществе почти никто не возражает против морального долга и естественной обязанности каждого помогать детям, инвалидам, людям преклонного возраста, жертвам стихийных и техногенных катастроф и т.п. Очевидно, что эти люди нуждаются в поддержке со стороны сограждан. Однако потребность в такой помощи не трансформирует лежащий на согражданах моральный долг в соответствующую правовую обязанность [11, с. 604-607].
Для решения этих проблем необходим комплексный научно-обоснованный подход, создание системы перспективного развития социальной политики, постоянный мониторинг и дифференциация социальных доплат и мер социальной поддержки.
Для осуществления эффективной реализации права на справедливое вознаграждение за труд признать право работников на такое вознаграждение, которое обеспечит им и их семьям достойный жизненный уровень; установить достойный уровень минимальной заработной платы; отвечающий жизненным реалиям институт пенсионного страхования, в котором пенсии по старости составляли бы не менее 50 % от среднего уровня получаемой во время трудового стажа заработной платы; установить различные стипендии от благотворительных фондов молодым ученым, стимулировать эти самые фонды путем предоставления различных налоговых льгот; предоставить работникам право на защиту их интересов в случае банкротства предпринимателя и т.д.
Россия провозглашает один из базовых принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому обеспечение условий, гарантирующих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека, а становится одним из основных элементов общегосударственной политики.
Под достойной жизнью обычно понимают достойный человека прожиточный минимум, материальную обеспеченность на уровне стандартов развитого общества, возможность обладать и пользоваться материальными и социальными благами современной цивилизации, включая жилище и медицинское обслуживание, личную безопасность и социальное обеспечение, доступ к ценностям культуры и т.п. Достойная жизнь предполагает и свободное развитие человека, его физическое, умственное и нравственное совершенствование.
Одной из важнейших целей социального государства является сглаживание социального неравенства, преодоление его крайних форм. Именно успехи в социальной политике являются показателем плодотворной и многогранной деятельности государства.
В условиях переживаемых экономических трудностей социальная политика государства не только не гарантирует достойную жизнь, как это записано в Конституции, но и не обеспечивает прожиточный минимум значительной части населения.
Литература
1. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М., 1998.
2. Садовников Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2006.
3. Шнейдерова Е.П. Социальная поддержка ВИЧ-инфицированных в Российской Федерации // Законодательство. 2006. № 8.
4. Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”» // СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3607.
5. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.
6. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 9 декабря 2009 г. № 972н «О распределении на 2010 год иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление региональной социальной доплаты к пенсии». Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.01.2010 № 15951 // СПС «КонсультантПлюс».
7. Пенсионеры получат социальную доплату // Блокнот Волгограда. 29 января - 4 февраля 2010. № 6 (352).
8. Куртин А.В. Некоторые аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации // Трудовое право. 2002. № 4.
9. Захаров М.Л. Пенсионная реформа в России и проблемы преодоления крайней бедности // Роль социального обеспечения в решении проблемы бедности и совершенствование методики преподавания права социального обеспечения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: Проспект, 2004.
10. Иванова Р.И. Проблема бедности и ее решение в нормах права социального обеспечения // Роль социального обеспечения в решении проблемы бедности и совершенствование методики преподавания права социального обеспечения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: Проспект, 2004.
11. Азарова Е.Г., Миронова Т.К. Концепция развития законодательства о социальном обеспечении // Концепции развития российского законодательства. М.: Городец, 2004.
12. Постановление Правительства РФ от 20 августа 2003 г. № 512 (ред. от 01.12.2007) «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» // СЗ РФ. 2003. № 34. Ст. 3374.
13. Закон Волгоградской области от 03.11.2009 № 1946-ОД «Об установлении величины прожиточного минимума для пенсионеров в Волгоградской области на 2010 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Волгоградской области» // Волгоградская правда. 2009. 6 ноября.