Научная статья на тему 'Государственная социальная поддержка пенсионеров и малоимущих граждан'

Государственная социальная поддержка пенсионеров и малоимущих граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1852
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕФОРМЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ / EFFICIENCY / REFORM / PUBLIC ASSISTANCE / MINIMUM OF SUBSISTENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Голоманчук Эйда Владимировна, Вологина Эйда Алексеевна, Vologina Je A.

В статье обращается внимание на реформирование социальной деятельности государства в отношении пенсионеров и малообеспеченных граждан. Как реализация социальной политики отражает интересы обеих сторон государства и граждан показано на примере Волгоградской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State social support of pensioners and needy citizens

The article pay attention to reform of the state social activity in relation to pensioners and low-income groups. Realization of social policy and its influence on state and citizens shown by example of Volgograd region.

Текст научной работы на тему «Государственная социальная поддержка пенсионеров и малоимущих граждан»

Э.В. Голоманчук, Э.А. Вологина

Г осударственная социальная поддержка пенсионеров и малоимущих граждан

В соответствии с положениями ст. 7 Конституции Российская Федерация является социальным государством.

Главная задача социального государства - достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Оно призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование.

Юридическая природа и отдельные особенности социального обеспечения и мер социальной поддержки в Российской Федерации отражают конституционную обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, создавать надлежащие материальные, политические, правовые и иные условия для осуществления этих прав и свобод, их воплощения в реальной жизни.

Российское законодательство под правом социального обеспечения понимает гарантированную ст. 39 Конституции Российской Федерации возможность граждан законным путем удовлетворять свои социальные потребности.

Это совокупность правовых норм, регулирующих комплекс социально-экономических мер, проводимых государством, по предоставлению гражданам различных выплат и услуг в случаях, если они окажутся лишенными всех или части своих доходов от труда, на все время или на какой-то период, в связи с нетрудоспособностью, старостью и в других случаях, предусмотренных российским законодательством [1, с. 5].

Конституция Российской Федерации закрепляет основные направления социальной защиты государства. Это:

- государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

- пенсии инвалидам и иным нетрудоспособным лицам;

- создание системы социальных служб занятости, призванных принимать действенные меры по трудоустройству лиц, не имеющих постоянной работы, и выплачивать им в соответствии с действующим законодательством пособия по безработице;

- выплата государственных пенсий и социальных пособий и т.д. [2, с. 21].

По мнению Е.П. Шнейдеровой, термин «социальная поддержка» получил широкое распространение в России в 2004-2005 гг., когда началась масштабная реформа российской социальной системы. Целью реформы было перераспределение нагрузки по финансированию социальных обязательств государства между федерацией и ее субъектами. При этом произошла так называемая «монетизация льгот», т.е. многие натуральные льготы заменили денежными выплатами. Эта мера вызвала возмущение и протесты социально слабых слоев населения - пенсионеров, ветеранов, инвалидов, поскольку денежные выплаты не покрывают в полном объеме расходов, которые вынуждены нести эти категории граждан в связи с отменой льгот [3, с. 35].

Федеральный закон № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”» [4] отменил сложную систему натуральных льгот и компенсаций, заменив ее едиными мерами социальной поддержки, а для некоторых наиболее незащищенных категорий граждан (которые в связи с непреодолимыми физическими недостатками не могут самостоятельно обеспечить себя материально, имеют особые заслуги перед страной либо пострадали в результате техногенных катастроф, ответственность за последствия которых приняло на себя государство) - мерами социальной помощи.

Различные компенсационные выплаты и социальные доплаты были введены с целью оказания помощи некоторым группам граждан в преодолении негативных последствий перехода к рыночной экономике. Одни компенсационные выплаты являлись кратковременными, другие применились в течение длительного периода.

Сущность и роль социальной доплаты в современной России базируется на принципе введения системы федеральных и региональных доплат, предполагающих совокупный размер материального обеспечения не ниже прожиточного минимума.

Как гласит распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [5], дальнейшее развитие пенсионной системы на основе заложенных в нее страховых принципов должно осуществляться в целях повышения уровня пенсионного обеспечения всех категорий пенсионеров и ее финансовой сбалансированности для устойчивого функционирования в долгосрочной перспективе и предусматривать достижение следующих показателей:

- начиная с 2010 года достижение минимального уровня материального обеспечения пенсионера не ниже величины прожиточного минимума пенсионера и повышение среднего размера трудовых пенсий по старости к 2016-2020 годам до величины не менее 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера;

- создание условий для повышения индивидуального коэффициента замещения утраченного заработка, на который начислялись страховые взносы, трудовой пенсии по старости не менее чем до 40 %.

Для достижения этих целей, в том числе, предполагается установление принципа назначения социальной пенсии соответствующего вида, если размер трудовой пенсии не обеспечивает пенсионеру прожиточного минимума в Российской Федерации, и адресного доведения размера выплаты неработающим пенсионерам в совокупности с иными мерами социальной поддержки до указанной величины (установление социальной доплаты).

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.12.2009 № 972н [6] распределены на 2010 год средства федерального бюджета на осуществление региональных социальных доплат к пенсии.

Всего по России объем межбюджетного трансферта на указанные цели составил 2 120 000 рублей. Межбюджетные трансферты предоставляются субъектам РФ на выплату региональной социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам, проживающим на территории РФ, в целях доведения общей суммы их материального обеспечения до установленной в субъекте РФ величины прожиточного минимума пенсионера, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации.

На практике формы пенсионного обеспечения, установленные в субъектах Российской Федерации, достаточно разнообразны. Это доплаты к государственным пенсиям лиц, удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, Героя Социалистического Труда, пенсионное обеспечение участников Великой Отечественной войны, лиц, награжденных орденами и медалями, а также других категорий граждан (инвалидов, неработающих пенсионеров и т.п.). Финансирование расходов на дополнительное пенсионное обеспечение, устанавливаемое субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, осуществляется за счет средств их бюджетов.

Так, с 1 января 2010 г. в Волгоградской области вводится социальная доплата на выравнивание уровня доходов для пенсионеров. По данным областного отделения Пенсионного фонда России, в январе помимо пенсии 63,8 тыс. жителей Волгоградской области получат социальную доплату. В числе таких граждан оказались те пенсионеры, чей доход ниже прожиточного минимума для данной категории лиц в регионе.

При этом пенсионеры с крайне низким доходом составляют 9 % от общей численности лиц, получающих пенсии. Средний размер такой доплаты составляет 983,44 руб., максимальный - 3 000 руб. Доплата размером около 500 руб. будет начислена 73 % от общего числа нуждающихся в ее получении пенсионеров [7, с. 3].

Следует отметить, что в Волгоградской области прожиточный минимум составляет 4 284 руб., что ниже общероссийского - 4 780 руб. Именно от указанной разницы и зависит характер доплаты.

Стоит также указать на серьезную проблему для пенсионеров, возникшую по вине органов социальной защиты в Волгоградской области. В начале 2009 г. при предоставлении льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, был проведен перерасчет - после начисления льгот на счета граждан органами социальной защиты была обнаружена ошибка (переплата). Согласно требованиям действующего законодательства органы социальной защиты должны были начинать выплаты в меньшем размере с учетом переплаты с момента обнаружения ошибки, но не «задним числом», как это вышло на практике.

Несмотря на требования закона, в Волгоградской области сотрудники органов социальной защиты стали производить перерасчет и удержание с момента начисления (1 января) и поставили тем самым граждан в условия малоимущности.

Сейчас граждане не получают льготу и вынуждены производить стопроцентную оплату стоимости жилищно-коммунальных услуг при том, что права на льготы они не лишены.

Также следует указать, что услуги ЖКХ в г. Волгограде, например, за однокомнатную квартиру без стоимости телефонных переговоров составляют, в среднем, 1500 руб. Вспомним, что 9 % пенсионеров имеют доход ниже прожиточного минимума - 4 284 руб., если вычесть 1500 руб. из этой суммы, то получится, что пожилой человек, инвалид или гражданин, лишенный кормильца, вынужден жить

месяц на сумму 2 784 руб. Разве это возможно? А если возникает необходимость приобретения лекарственных средств?

Следовательно, говорить об эффективности социальных доплат в Волгоградской области, как минимум, преждевременно.

Также следует учитывать, что, по некоторым данным, к 2016 г. на 1000 человек населения трудоспособного возраста количество лиц пенсионного возраста увеличится до 428 человек (против 343 в 1992 г. и 350 в 2000 г.) [8, с. 43]. Следовательно, бремя социальных выплат возрастет, а количество работоспособного населения снизится. Современные тенденции рождаемости оптимизма также не вселяют.

М.Л. Захаров справедливо отмечает, что пенсионная реформа не решила проблемы преодоления крайней бедности пенсионеров; не решила в связи с тем, что такая цель и не ставилась [9, с. 35]. По словам Р.И. Ивановой, из 38 млн получателей пенсии примерно 32 млн человек могут быть отнесены к бедным, малоимущим гражданам [10, с. 20].

В условиях глобального экономического кризиса возникает необходимость повышения эффективности социальной политики, сосредоточения усилий на решении наиболее важных социальных проблем, разработки новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов.

Необходимо достичь высоких и устойчивых темпов экономического роста, основанного на повышении конкурентоспособности, диверсификации структуры экономики и осуществлении институциональных преобразований. Следует обеспечить макроэкономическую стабильность, последовательно снижать инфляцию и осуществлять политику сдерживания роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий. Однако мы видим повсеместное увеличение стоимости тарифов на государственные услуги в России, причем достаточно существенное. Также стремительно увеличиваются и расчетные показатели услуг ЖКХ, в том числе, за предоставление природного газа, электроэнергии и пр.

Многие пенсионеры вынуждены устраиваться на работу не для того, чтобы «посмотреть мир», как это делают, например, пенсионеры Европы, а для того, чтобы выжить.

При этом большинство пенсионеров занято на низкооплачиваемой и непрестижной работе - это и дворники, и уборщики, и охранники - на уровень образования работодатель внимания не обращает. Даже при высокой квалификации пенсионеры невостребованы на рынке труда - например, в отраслях производства, на заводах и т.д.

По мнению Л.С. Мамута, социальное государство, деятельность которого должна быть направлена на обеспечение каждому человеку определенного жизненного уровня, противоречит представлению о нем как о правовом. Он отмечает, что в современном цивилизованном обществе почти никто не возражает против морального долга и естественной обязанности каждого помогать детям, инвалидам, людям преклонного возраста, жертвам стихийных и техногенных катастроф и т.п. Очевидно, что эти люди нуждаются в поддержке со стороны сограждан. Однако потребность в такой помощи не трансформирует лежащий на согражданах моральный долг в соответствующую правовую обязанность [11, с. 604-607].

Для решения этих проблем необходим комплексный научно-обоснованный подход, создание системы перспективного развития социальной политики, постоянный мониторинг и дифференциация социальных доплат и мер социальной поддержки.

Для осуществления эффективной реализации права на справедливое вознаграждение за труд признать право работников на такое вознаграждение, которое обеспечит им и их семьям достойный жизненный уровень; установить достойный уровень минимальной заработной платы; отвечающий жизненным реалиям институт пенсионного страхования, в котором пенсии по старости составляли бы не менее 50 % от среднего уровня получаемой во время трудового стажа заработной платы; установить различные стипендии от благотворительных фондов молодым ученым, стимулировать эти самые фонды путем предоставления различных налоговых льгот; предоставить работникам право на защиту их интересов в случае банкротства предпринимателя и т.д.

Россия провозглашает один из базовых принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому обеспечение условий, гарантирующих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека, а становится одним из основных элементов общегосударственной политики.

Под достойной жизнью обычно понимают достойный человека прожиточный минимум, материальную обеспеченность на уровне стандартов развитого общества, возможность обладать и пользоваться материальными и социальными благами современной цивилизации, включая жилище и медицинское обслуживание, личную безопасность и социальное обеспечение, доступ к ценностям культуры и т.п. Достойная жизнь предполагает и свободное развитие человека, его физическое, умственное и нравственное совершенствование.

Одной из важнейших целей социального государства является сглаживание социального неравенства, преодоление его крайних форм. Именно успехи в социальной политике являются показателем плодотворной и многогранной деятельности государства.

В условиях переживаемых экономических трудностей социальная политика государства не только не гарантирует достойную жизнь, как это записано в Конституции, но и не обеспечивает прожиточный минимум значительной части населения.

Литература

1. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М., 1998.

2. Садовников Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2006.

3. Шнейдерова Е.П. Социальная поддержка ВИЧ-инфицированных в Российской Федерации // Законодательство. 2006. № 8.

4. Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”» // СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3607.

5. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

6. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 9 декабря 2009 г. № 972н «О распределении на 2010 год иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление региональной социальной доплаты к пенсии». Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.01.2010 № 15951 // СПС «КонсультантПлюс».

7. Пенсионеры получат социальную доплату // Блокнот Волгограда. 29 января - 4 февраля 2010. № 6 (352).

8. Куртин А.В. Некоторые аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации // Трудовое право. 2002. № 4.

9. Захаров М.Л. Пенсионная реформа в России и проблемы преодоления крайней бедности // Роль социального обеспечения в решении проблемы бедности и совершенствование методики преподавания права социального обеспечения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: Проспект, 2004.

10. Иванова Р.И. Проблема бедности и ее решение в нормах права социального обеспечения // Роль социального обеспечения в решении проблемы бедности и совершенствование методики преподавания права социального обеспечения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: Проспект, 2004.

11. Азарова Е.Г., Миронова Т.К. Концепция развития законодательства о социальном обеспечении // Концепции развития российского законодательства. М.: Городец, 2004.

12. Постановление Правительства РФ от 20 августа 2003 г. № 512 (ред. от 01.12.2007) «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» // СЗ РФ. 2003. № 34. Ст. 3374.

13. Закон Волгоградской области от 03.11.2009 № 1946-ОД «Об установлении величины прожиточного минимума для пенсионеров в Волгоградской области на 2010 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Волгоградской области» // Волгоградская правда. 2009. 6 ноября.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.