Научная статья на тему 'Новые подходы к социальной политике в сша'

Новые подходы к социальной политике в сша Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4830
491
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА США / АМЕРИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / УЯЗВИМЫЕ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ / ПОМОЩЬ НУЖДАЮЩИМСЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ / USA SOCIAL POLICY / AMERICAN GOVERNMENT / SOCIAL STABILITY / DEFENSELESS POPULATION GROUPS / SOCIAL SECURITY / UNEMPLOYMENT LEVEL / NEEDY ASSISTANCE / SOCIAL PROBLEMS / INDICATORS OF SOCIAL SITUATION IN THE GOVERNMENT / SOCIAL THREATS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бейдина Татьяна Евгеньевна, Бейдина Алена Романовна

Статья посвящена актуальным вопросам социальной политики США и анализу трансформации социального положения американского государства. Автор акцентирует внимание на том, что социальные проблемы в США наблюдаются в дифференцированной заработной плате, системе налогообложения, программах государственной помощи нуждающимся, уровне безработицы и других факторах. Рассматривается фактор защищенности жителей США от социальных угроз, что способствует повышению значимости роли органов государственной власти США в области социальной защиты. Особое внимание уделяется анализу опыта США при реализации полномочий, касающихся принятия решений по активной социальной политике американского государства. США государство, характеризующееся стабильным социально-политическим развитием. В заключение отмечено, что социальные проблемы США обозначились в современном варианте и сформировали новый подход к социальной политике государства. Социальная политика американского государства основополагающий фактор защищенности жителей США от объективно существующих рисков и одновременно основа поддержания социальной стабильности в стране. Для анализа социального положения в государстве служит множество показателей. Главный из них уровень безработицы. Среди других показателей: заработная плата, система налогообложения, социальное обеспечение населения, расширение доступности образовательных услуг. Обоснованы тенденции и изменения государственной политики социальной защиты населения США, которая охватывает широкий круг мер по разработке, совершенствованию и осуществлению гарантий в следующих областях: пенсионное обеспечение, в том числе частное; поддержка лиц, чей доход по американским меркам не достигает черты бедности; расширение доступности образовательных, медицинских, информационных услуг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW APPROACHES TO THE SOCIAL POLICY IN THE USA

This article is about questions of the social policy in the USA and it shows the analysis of the USA social situation's transformation. The authors pay attention to the USA social problems in differentiated salary, in the system of taxation, in government assistance programs to destitute, at unemployment level and in other spheres. The inhabitants' protection factor from social dangers is observed in the USA and it contributes the growth of the USA government power in the sphere of social protection. America is a country which is characterized by stable socio-political development. In conclusion the authors point out the social problems, which were singled out in the modern variant and they formed a new approach to the government social policy. The USA social policy is a key factor in Americans' protection from risks, which objectively exist and at the same time it is a base of social stability maintenance in the country. A lot of indicators serve for the social sphere analysis. The unemployment level is the most important from them. There are other kinds of indicators: salary, system of taxation, social population security, education accessibility extension. The authors explain the tendencies and changes of the government social population protection policy in the USA, which covers a wide circle of measures for the next spheres' development, improving and safeguarding: retiring provision, including private, support the persons, whose income doesn't reach the American poverty line; education, medical and information services' extension

Текст научной работы на тему «Новые подходы к социальной политике в сша»

Политология

УДК 11.25.40

DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-6-63-73

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ В США NEW APPROACHES TO THE SOCIAL POLICY IN THE USA

Т. E. Бейдина,

Забайкальский государственный университет, г. Чита beydina@inbox.ru

T. Beydina,

Transbaikal State University, Chita

Статья посвящена актуальным вопросам социальной политики США и анализу трансформации социального положения американского государства. Автор акцентирует внимание на том, что социальные проблемы в США наблюдаются в дифференцированной заработной плате, системе налогообложения, программах государственной помощи нуждающимся, уровне безработицы и других факторах. Рассматривается фактор защищенности жителей США от социальных угроз, что способствует повышению значимости роли органов государственной власти США в области социальной защиты. Особое внимание уделяется анализу опыта США при реализации полномочий, касающихся принятия решений по активной социальной политике американского государства. США — государство, характеризующееся стабильным социально-политическим развитием. В заключение отмечено, что социальные проблемы США обозначились в современном варианте и сформировали новый подход к социальной политике государства. Социальная политика американского государства — основополагающий фактор защищенности жителей США от объективно существующих рисков и одновременно основа поддержания социальной стабильности в стране. Для анализа социального положения в государстве служит множество показателей. Главный из них — уровень безработицы. Среди других показателей: заработная плата, система налогообложения, социальное обеспечение населения, расширение доступности образовательных услуг. Обоснованы тенденции и изменения государственной политики социальной защиты населения США, которая охватывает широкий круг мер по разработке, совершенствованию и осуществлению гарантий в следующих областях: пенсионное обеспечение, в том числе частное; поддержка лиц, чей доход по американским меркам не достигает черты бедности; расширение доступности образовательных, медицинских, информационных услуг

Ключевые слова: социальная политика США; американское государство; социальная стабильность; уязвимые группы1 населения; социальное обеспечение; уровень безработицы1; помощь нуждающимся; социальные пробле-мыь; показатели социального положения в государстве; социальные угрозы1

This article is about questions of the social policy in the USA and it shows the analysis of the USA social situation's transformation. The authors pay attention to the USA social problems in differentiated salary, in the system of taxation, in government assistance programs to destitute, at unemployment level and in other spheres. The inhabitants' protection factor from social dangers is observed in the USA and it contributes the growth of the USA government power in the sphere of social protection. America is a country which is characterized by stable socio-political development. In conclusion the authors point out the social problems, which were singled out in the modern variant and they formed a new approach to the government social policy. The USA social policy is a key factor in Americans' protection from risks, which objectively exist and at the same time it is a base of social stability maintenance in the country. A lot of indicators serve for the social sphere analysis. The unemployment level is the most important from them. There are other kinds of indicators: salary, system of taxation, social population security, education accessibility extension. The authors explain the tendencies and changes of the government social population protection policy in the USA, which covers a wide circle of measures for the next spheres' development, improving and safeguarding: retiring provision, including private, support the persons, whose income doesn't reach the American poverty line; education, medical and information services' extension

A. P. Бейдина,

Забайкальский государственный университет, г. Чита alyonapersh@gmail.com

A. Beydina,

Transbaikal State University, Chita

63

© Т. E. Бейдина, A. P. Бейдина, 2017

Key words: USA social policy; American government; social stability; defenseless population groups; social security; unemployment level; needy assistance; social problems; indicators of social situation in the government; social threats

ведение. США традиционно считались государством с развитой демократией, а потому важнейшей особенностью их политического развития является сочетание относительной стабильности государственных, партийно-политических институтов и их эволюции. В конце XX в., когда была нарушена модель «двухполюсного» мира и многие страны переживали болезненную перестройку государственного устройства, политическая система США обеспечила нормальное функционирование основных государственных институтов на федеральном уровне, что, в свою очередь, сохранило привычный ритм общественной жизни США и помогло избежать крупные внутриполитические конфликты. «Демократия в США, как катер: качается на волнах, но не тонет», — говорит американский дипломат Б. Лэйнген [9].

Для анализа социального положения в государстве служит множество показателей. Главный из них — уровень безработицы. В 2016 г. он впервые достиг величины 2008 г. — последнего докризисного периода. Сейчас его величина составляет около 5,2 %. Причем отчетливо видна тенденция постепенного снижения показателя. Данные по безработице периодически обновляются — статистические органы следят за этим показателем.

Во второй половине XX в. решение этих проблем возведено в США в ранг общенациональных приоритетов. Обеспечение экономической безопасности и защищённости человека во всех сферах жизнедеятельности, расширение доступности медицинских, образовательных, социальных, информационных услуг для всех категорий населения вне зависимости от возраста, пола, профессии, этнического происхождения, интеграция социально уязвимых групп населения в общественное производство и противодействие их отторжению стали важнейшими функциями государства на всех уровнях власти.

Однако прежде чем социальная политика США приобрела современные мас-

штабы, пройден длительный путь — от разрозненных форм оказания помощи нуждающимся, в той или иной степени присущей любому государству, до стратегии всестороннего развития человеческих ресурсов, повышения конкурентоспособности людей на рынке труда, создания условий для реализации трудового, интеллектуального, предпринимательского потенциала жителей США.

Методология и методика исследования. Государственная политика социальной защиты населения охватывает широкий круг мер по разработке, совершенствованию и осуществлению гарантий в следующих областях: пенсионное обеспечение, в том числе частное; поддержка лиц, чей доход по американским меркам не достигает черты бедности; расширение доступности образовательных, медицинских, информационных услуг. На федеральном уровне разработаны также специальные программы для разных групп населения, в том числе по социальной защите ветеранов, военнослужащих, помощи нуждающимся пенсионерам, семьям с детьми.

Активная социальная политика американского государства стала одним из факторов, обеспечивающих чрезвычайно высокий квалификационный уровень рабочей силы в США.

В США совокупные инвестиции в человеческие ресурсы уже давно намного превосходят капиталовложения в средства производства. Высокий уровень образования и качества жизни, обеспечение возможностей самореализации, использования предпринимательского, творческого потенциала стали не только следствием, но и условием экономического роста [ 1].

Использованы методы: статистического, системного, сравнительно-исторического, структурно-функционального, факторного анализа и метод моделей социальной политики по Г. Эспингу-Андерсену, о чем свидетельствуют данные таблицы.

Сравнительная характеристика моделей социальной политики по Г. Эспингу-Андерсену/ Comparative characteristics of social policy models

according to G. Esping-Andersen

Либеральная (англо-саксонская) модель социальной политики (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия)/ Liberal (Anglo-Saxon) model of social policy (USA, Canada, Australia, New Zealand) Консервативная (корпоративная) модель социальной политики (Континентальная Европа, Япония)/ Conservative (corporate) model of social policy (Continental Europe, Japan) Социально-демократическая модель социальной политики (нордические страны, Нидерланды, Швейцария)/ Social-Democratic model of social policy (Nordic countries, Netherlands, sWitzerland)

Минимальная роль государства. Характерны пассивный характер государственной политики занятости/ Minimal role of the state. It is characterized by passive nature of the state employment policy Координирующая роль государства/ The coordinating role of the state Максимально активная роль государства. Характерна активная социальная политика, которая носит упреждающий характер. Амбиции государства в области социальной политики максималистские/ The most active role of the state. It is characterized by an active social policy, which is proactive. Ambitions of the state in the field of social policy are maximalist

Уровень государственных затрат на социальную сферу низкий/ The level of public spending on the social sphere is low Уровень государственных затрат на социальную сферу высокий/ The level of public spending on the social sphere is high Уровень государственных затрат на социальную сферу высокий/ The level of public spending on the social sphere is high

Политическая основа - свободный рынок/ Political basis - free market Политическая основа - коалиция между работодателями и работниками/ The political basis is the coalition between employers and employees Политическая основа - широкий компромисс/ Political basis - wide compromise

Высокий уровень занятости, низкая заплата/ High level of employment, low salary Низкий уровень занятости, высокая зарплата/ Low level of employment, high salary Высокий уровень занятости, высокая зарплата/ High level of employment, high salary

Принцип предоставления услуг социального обеспечения - по остаточному принципу (избирательный)/ The principle of providing social security services - according to the residual principle (selective) Принцип предоставления услуг социального обеспечения - по месту работы/ The principle of providing social security services -in accordance with workplace Принцип предоставления услуг социального обеспечения - универсальный/ The principle of providing social security services is universal

Взносы работодателей, спонсоров, немного госбюджет. Уровень перераспределения не более 40 %/ Contributions of employers, sponsors, a little state budget. The level of redistribution is not more than 40 % Взносы работодателей преобладают, госбюджет, спонсорские взносы. Уровень перераспределения не более 50 %/ Contributions of employers prevail, state budget, sponsorship fees. The level of redistribution is not more than 50 % Госбюджет преобладает, взносы работодателей. Объем перераспределения до 60 % от уровня ВВП/ The state budget prevails, employers' contributions. The volume of redistribution up to 60% of the GDP level

Социальное страхование - охватывает некоторые группы населения, не является обязательным/ Social insurance - covers some groups of the population, is not obligatory Социальное страхование - охватывает всех работающих и их семьи/ Social insurance - covers all workers and their families Социальное страхование - охватывает все население/ Social insurance - covers the whole population

Распространена церковная и иная благотворительность/ Church and other charity is distributed Распространена частная и церковная благотворительность/ Private and church charity is distributed Благотворительность практически не распространена/ Charity is almost not common

Окончание таблицы

Либеральная (англо-саксонская) модель социальной политики (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия)/ Liberal (Anglo-Saxon) model of social policy (USA, Canada, Australia, New Zealand) Консервативная(корпора-тивная) модель социальной политики (Континентальная Европа, Япония)/ Conservative (corporate) model of social policy (Continental Europe, Japan) Социально-демократическая модель социальной политики (нордические страны, Нидерланды, Швейцария)/ Social-Democratic model of social policy (Nordic countries, Netherlands, Switzerland)

Функционирование социального сервиса - в основном частный. Госпрограммы охватывают некоторые слои населения/ The functioning of social services is mostly private. State programs cover some segments of the population Функционирование социального сервиса - в основном в рамках социального страхования/ The functioning of social services - mainly within the framework of social insurance Функционирование социального сервиса - в основном государственными организациями/ The functioning of social services - mainly state organizations

Уровень пособий - минимальный стандарт, непродолжительное время/ The level of benefits is the minimum standard, a short time Уровень пособий - стандарт «безопасности»/ The level of benefits is the standard of «safety» Уровень пособий - стандарт минимального уровня жизни/ The level of benefits is the standard of the minimum standard of living

Проверка нуждаемости в поддержке обязательная/ Verification of the need for support is mandatory Проверка нуждаемости в поддержке обязательная/ Verification of the need for support is mandatory Проверка нуждаемости в поддержке вторичная/ Verification of support needs secondary

Источник: Оверчук В. А. Концептуальные подходы формирования социальной политики государства ¡/ Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XXX междунар. науч.-практ. конф. № 10(30). Новосибирск: СибАГС, 2013.

Результаты исследования и область их применения связаны с заработной платой граждан США.

Зарплаты американцев значительно разнятся в зависимости от квалификации, трудового стажа и специальных навыков, места работы и жительства. «Средний класс» в США — это основная часть населения, а процент действительно богатых людей там значительно больше, чем в других странах. Наиболее высокие зарплаты в Америке у топ-менеджеров, преуспевающих адвокатов, телезвезд, врачей, чей заработок составляет более 15 000...20 000 долл. в ме-

/По о

сяц. Средний уровень зарплат у учителей, банковских работников, государственных работников, среднего и младшего медперсонала, средних бизнесменов и многих других категорий, чей заработок составляет 3 000.8 000 долл. в месяц. Низкий доход в США у разнорабочих, рабочих по найму, чей средний доход колеблется в районе 2 000 долл. в месяц.

У американцев, в отличие от россиян, есть система почасовой оплаты труда. Минимальный заработок варьируется от 5 до 8 долл /ч. За такие деньги, как правило,

работают самые низкоквалифицированные работники: грузчики, продавцы, мойщики посуды или уборщики в отелях. Если не брать во внимание «звёзд» шоу-бизнеса, политиков и руководителей крупных корпораций, то наиболее оплачиваемой в США является профессия врача. Обычные медицинские сотрудники в среднем имеют заработную плату директора завода в России. При этом самый большой доход у анестезиологов (примерно 200 000 долл. ежегодно). Следом за ними идут хирурги, акушеры-гинекологи, стоматологи-ортопеды и терапевты (150 000 долл. за год). Немного выше среднего класса заработная плата у адвокатов (120 000 долл. годового дохода), далее у нефтяников и менеджеров по маркетингу (115 000 долл.). Средние доходы имеют чиновники, полицейские и преподаватели (40 000...80 000 долл. ежегодно). Меньше них, в пределах 17 000.20 000 долл., зарабатывают лишь повара, бармены, швеи, швейцары. Чем выше престижность работы, тем больше почасовая оплата труда. Средняя зарплата в США в 2011 г. составляет примерно 25 долл /ч.

Согласно последним статистическим показателям, средняя зарплата в США в перерасчете на ежемесячный уровень составила 3 906 долл., а в России соответственно — 672 долл. (что в 5,8 раз ниже). Получая достаточные доходы, американцы все равно живут в долг (в кредит). К примеру, для учебы в университете необходима довольно-таки приличная сумма денег (5 000...35 000 долл. в год), которая доступна далеко не всем абитуриентам.

Американцы не имеют привычного в нашем понимании отпуска. Отдыхать там невыгодно, поскольку это время не оплачивается из специальных фондов. Их каникулы обсуждаются в трудовом договоре. По собственной инициативе граждане «бездельничают» не более 10 дней в году (за исключением выходных и государственных праздников).

Дополнительный доход большинства американцев — это банковские депозиты, акции, государственные облигации при реальных гарантиях федеральных властей вернуть любой вклад до 250 000 долл., если американский банк разорится или станет банкротом.

Как итог, более 80 % семей имеют 1... 2 автомобиля, банковские депозиты хранят различные ценные бумаги федеральных и муниципальных займов, не говоря уж о других мелких благах: шикарную недвижимость из 3... 5 спален, центральные системы кондиционирования всех помещений, двухкамерный холодильник, плазменный телевизор и мн.др. [2].

Вторым показателем социального развития является система налогообложения в США. Система налогообложения в США, как в любом федеративном государстве, подразделяется на федеральную налоговую систему и на систему налогов штатов и муниципальных образований. Для федеральных налогов характерна прогрессивная шкала, поэтому основное бремя их уплаты лежит на обеспеченных слоях населения. Напротив, местные налоги имеют плоскую или, в некоторых случаях, регрессивную шкалу, что способствует более или менее равномерному участию жителей той или

иной территории в формировании доходной части ее бюджета.

Основная часть американских граждан (до 90 %) выплачивает в виде налогов примерно 25 % от своих доходов. У оставшихся 10 % доля налоговых отчислений выше, иногда она достигает 50 %. Основные федеральные налоги в США: подоходный (подразделяется на персональный и корпоративный), на потребление и «удерживаемые у источника».

Кроме того, на федеральном уровне в США взимаются налоги на собственность и «на смерть», т.е. на дарение и наследование. Налоги в США признаются одними из самых низких в индустриально развитых странах — их доля составляет всего 28 % ВВП. Это объясняется достаточно большой степенью «терпимости» американского бюджета к дефициту, который в конечном счете финансируется денежной эмиссией. В американских долларах производится 60 % мировых расчетов.

Социальное обеспечение населения США. В США преобладают два понятия социального обеспечения: «резидуальное» (остаточное) и институциональное.

«Резидуальное» социальное обеспечение вступает в действие только как временная, экстренная мера, после того как нарушилась семья или оказался несостоятельным рынок труда. Услуги приобретают вид милосердия (благотворительности, милостыни), что может вызвать у реципиента ощущение позора, унижения. Услуги обычно кратковременны, предоставляются на время критического положения человека.

Согласно институциональному понятию, службы социального обеспечения выполняют «обычные, первостепенные функции современного индустриального общества». В соответствии с институциональным взглядом, они должны осуществляться рутинно, как часть нормальных общественных отношений, предназначенных помочь людям предотвратить их дальнейшие проблемы. Этот подход рассчитан на то, что в неоднородном обществе каждый человек иногда испытывает потребность в поддержке.

Социальное обеспечение в США представляет собой сложную систему различных выплат, пособий, дотаций. Система социальных расходов образует прочную «страховочную сеть», защищающую интересы населения в случае потери работы, трудоспособности, кормильца. Свыше 80 млн американских граждан регулярно получают пособия по программам государственного социального страхования и вспомоществования.

В стране исторически сложились две независимые ветви соцобеспечения — государственная и частная. Причем между бизнесом и государством установилось своеобразное распределение функций. Государство в большей степени отвечает за поддержание минимального уровня помощи и ее широкую доступность. Бизнес во многих случаях предоставляет социальные услуги (пенсии, пособия и т.д.) в более высоком объеме и лучшего качества: они, как правило, связаны с программами социального развития.

Государственное социальное обеспечение в США включает две сферы, которым уделяется неодинаковое внимание. Первая сфера — государственное социальное страхование, забирающее львиную долю всех социальных расходов государства, включает пенсии по старости, пособия по безработице, медицинскую помощь престарелым и некоторые более мелкие статьи. Позитивная и реальная роль государственного социального страхования особенно ощутима в случае пожилых американцев: размер пенсии по старости составляет 50...80 % предпенсионного дохода, а медицинская помощь по программе «Медикэр» покрывает до 50 % соответствующих расходов. Эти программы снижают долю бедных среди пожилых до 14 %.

Вторая сфера государственного социального обеспечения — социальное вспомоществование, означающее выплаты всем нуждающимся, независимо от возраста. Это выплаты тем, кто по причине бедности освобождены от налогов, а следовательно, существуют на средства других социальных классов. Получатели этих пособий, по мне-

нию многих специалистов, оказались пасынками государственного бюджета.

Программы помощи бедным включают:

1) пособия по социальному обеспечению — ежемесячные суммы, выплачиваемые государством тем, чей доход не обеспечивает таких основных потребностей, как пища, кров и одежда;

2) «медикейд» — оказание бесплатной медицинской помощи и госпитализации;

3) продовольственные купоны — книжечки специальных талонов, действительных для приобретения продуктов в любом магазине;

4) школьное питание — бесплатные завтраки и обеды для школьников;

5) распределение избытков продовольствия — в рамках этой программы правительство скупает огромное количество продовольственных продуктов и бесплатно распределяет их среди бедных семей.

В дополнение к этому существует программа предоставления муниципального жилья малоимущим (и не только) семьям в домах, построенных за счет бюджетных средств. Федеральные, штатные и городские власти следят за тем, чтобы квартиры в этих домах доставались семьям с низким уровнем доходов. Государственные организации обеспечивают содержание домов, оплачивая персонал, ремонт и отопление. При отсутствии муниципальных домов малоимущих, не имеющих крова, иногда расселяют на частных квартирах или в гостиницах за счет государства.

Существуют и многие другие программы государственной помощи нуждающимся. Самой обширной по-прежнему остается программа социального обеспечения «Social security». Финансируется она за счет налогообложения всех работающих американцев. Практически у каждого трудящегося американца вычитается 7 % заработка на обеспечение программы социального страхования. Расходуются эти средства различными путями:

— по достижении пенсионного возраста — не ранее 62 лет — человек может оставить работу и получить ежемесячную пенсию по социальному страхованию;

— если рабочий или работница теряют трудоспособность в результате увечья, они обычно получают право на пособие по социальному страхованию. Также выплачиваются пособия по социальному страхованию вдовам и детям рабочих, скончавшихся до достижения пенсионного возраста;

— пожилым американцам (старше 65 лет) предоставляется содействие в медицинском обслуживании и госпитализации в рамках федеральной программы «Ме-дикэр». Хотя полностью расходы на лечение эта программа не покрывает, помощь она, тем не менее, оказывает значительную. В среднем она оплачивает около 74 % расходов на госпитализацию и около 55 % врачебных гонораров.

Существуют и иные способы оказания людям помощи со стороны федерального правительства и правительств штатов:

— льготы ветеранам: бывшим военнослужащим предоставляется дешевое или полностью оплаченное обслуживание в специальных госпиталях для ветеранов. Ветераны, получившие ранения и увечья на службе в вооруженных силах, обеспечиваются также пенсией и бесплатной медицинской помощью;

— образование: во всех штатах существует сеть государственных школ. В каждом городском микрорайоне их не менее, чем по одной. Школу имеет каждый населенный пункт, независимо от размера,

о о о о Т"»

каждый отдельный сельский район. Все дети — даже из семей, не имеющих американского гражданства — пользуются правом на получение в этих школах полностью бесплатного образования. Срок обучения в школах — 12 лет до возраста 17... 18 лет. Высшее образование в колледжах и университетах по большей части платное, но каждый штат и многие города имеют собственные университеты, предоставляющие образование по ценам гораздо более доступным, чем частные;

— молодые люди из семей с низким уровнем дохода могут получить субсидии в рамках государственных программ. Полученные субсидии должны быть возвра-

щены, когда студент завершает обучение и начинает работать;

— во всех городах и штатах есть бесплатные публичные библиотеки, где каждый может читать или брать на дом книги, журналы и звукозаписи;

— деловая жизнь: специальные государственные ведомства оказывают содействие предпринимателям либо людям, желающим заняться предпринимательством, вплоть до предоставления кредитов на обзаведение делом. Считается, что, помогая бизнесмену встать на ноги, государство помогает и многим другим людям, для которых будут таким образом создаваться новые рабочие места наряду с производством полезных товаров и услуг;

— профессиональное обучение: правительственные программы предоставляют молодежи и взрослым из малообеспеченных семей и национальных меньшинств возможности обучения специальностям, с которыми легче получить хорошую работу. Эти программы, рассчитанные на оказание помощи молодежи, проявляющей способности к технике, искусству и некоторым другим сферам деятельности, дополняют систему бесплатного среднего образования.

К системе социального страхования в США относятся следующие программы.

1. Страхование по возрасту и потере кормильца. Учреждена первоначально в соответствии с Законом о социальном обеспечении (1935) как Программа страхования лиц пожилого возраста. В 1939 г. в число охваченных программой вошли лица, потерявшие кормильцев. Она обеспечивает выплату денежных пенсий ушедшим на пенсию работникам, членам их семей, имеющим право на социальное обеспечение, а также застрахованным нетрудоспособным работникам.

2. Страхование по нетрудоспособности (1956), которое обеспечивает выплату денежных пособий нетрудоспособным работникам и членам их семей.

3. Медицинская программа «Медикэр» (1965), которая помогает оплачивать расходы, связанные с пребыванием в госпитале и медицинским уходом за пожилыми

и нетрудоспособными людьми. Благодаря поправкам к первоначальному законодательству сфера страхования и уровень выплат пособий с течением времени увеличивались.

Социальное страхование предназначено для обеспечения пособиями лиц, не имеющих средств к существованию, без проведения проверки их доходов. Обязательные взносы, которые выплачивают рабочие и их наниматели, собираются в общие фонды, позволяющие покрывать их расходы в трудных экономических и социальных ситуациях.

4. Больничное страхование. Право на получение пенсии по программе больничного страхования имеют следующие категории лиц:

а) все лица 65 лет или старшего возраста, имеющие право на получение пенсии по программе страхования по возрасту и потере кормильца;

б) все нетрудоспособные претенденты, т.е. нетрудоспособные работники, нетрудоспособные вдовы и вдовцы 50 лет и старше, взрослые дети застрахованных работников 18 лет и старше, нетрудоспособность которых установлена до достижения ими 22-летнего возраста;

в) застрахованные работники и члены их семей, нуждающиеся в проведении лечения с помощью аппарата «искусственная почка» или в операции по пересадке почки.

По программе больничного страхования обеспечивается четыре типа пособий:

— помогающее оплачивать пребывание в больнице;

— по оплате квалифицированного ухода;

— по оплате медицинского обслуживания на дому;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— по оплате пребывания в приюте.

Важным фактором является дополнительное медицинское страхование (ДМС). Эта программа помогает оплачивать расходы по определенным видам медицинского обслуживания и содержания, в основном счета от врачей, не покрываемые программой больничного страхования. Все жители страны, независимо оттого, охвачены ли они программой больничного страхования,

могут воспользоваться услугами программы ДМС. Программа ДМС предназначена для дополнительного медицинского обслуживания, осуществляемого по программе больничного страхования. Она помогает оплачивать расходы, связанные с врачебным обслуживанием на дому, в больнице или другом учреждении. Кроме того, она помогает оплачивать фармацевтические препараты, которые являются составной частью врачебного обслуживания, применяемые для диагностических целей, рентген и лабораторные анализы, хирургическое белье и инструменты, покупку или аренду медицинского оборудования длительного пользования, осуществляет обслуживание «скорой помощью» и средства протезирования.

Интересны характеристики уровня безработицы. Для анализа социального положения в государстве служит множество показателей. Главный из них — уровень безработицы. В 2016 г. он впервые достиг величины 2008 г. — последнего докризисного периода. Сейчас его величина составляет около 5,2 %. Причем отчетливо видна тенденция постепенного снижения показателя. Данные по безработице периодически обновляются — статистические органы следят за этим показателем.

Степень успеха в снижении уровня безработицы в стране легче оценить, если вспомнить, что, начиная с 2008 г., число безработных составляло до 8 % от трудоспособного населения. В абсолютных цифрах правительству удалось снизить число не имеющих рабочего места с 10 млн в 2014 г. до 8,5 млн на конец 2015 г. Но есть дополнительные две категории граждан, которые ухудшают статистику:

— примерно 2 млн человек так и не смогли отыскать рабочее место и теперь находятся за чертой бедности;

— чуть более 7 млн американцев работают только на 0,5 ставки и продолжают заниматься поиском работы.

Молодые люди (до 40 лет) с образованием легко находят место для трудоустройства с неплохим окладом. Но есть обязательное условие — наличие мини-

мального опыта. Среди наименее защи- брать людей из данной возрастной катего-щенных в плане поиска трудоустройства рии тем, что они отстали от компьютерных находятся люди старше 45 лет (см. рису- технологий и отсутствием мотивации в донок). Работодатели объясняют нежелание стижении целей.

Уровень безработицы в США The unemployment rate in the USA

В 2017 г. любой человек, который утратил место «под финансовым солнцем», может собрать необходимый пакет документов и рассчитывать на ежемесячные поступления в размере почти 50 % от последнего оклада [7].

Интересно социальное страхование пожилых людей. Снятие ограничений с сумм страхования и размеров пенсии по социальному обеспечению, распространение частных пенсий, изменение моделей участия в программах изменили уровни, источники и долю получаемых пожилыми людьми доходов.

В настоящее время источники доходов пожилых людей таковы:

— 40 % поступает от социального обеспечения и Пенсионного фонда;

— 13 % — от правительственных или частных пенсий;

— 18 % — от заработков;

— 25 % — от имущественных доходов;

— 1 % — от государственной помощи;

— 2 % — из других источников.

Благодаря значительному росту пособий по социальному обеспечению, в конце

60-х—70-х гг. XX в. произошли существенные изменения в доходах пожилых людей по сравнению с непожилыми.

Современная ситуация с пенсионным обеспечением в США в упрощенном виде выглядит следующим образом.

1. Государственное пенсионное обеспечение (ставки взносов и расчет пенсии.

2. Традиционные частные пенсии.

3. Накопительные вклады по месту работы.

4. Индивидуальный пенсионный вклад.

5. Государственное пособие (социальная пенсия).

Пенсионный возраст в США одинаков для обоих полов и, согласно нынешнему закону, начинается с 65,5 лет [4].

Важной характеристикой социального развития является высшее образование и расширение его доступности. Высшее образование в США считается одним из самых лучших в мире. Вообще уровень грамотности американцев достигает 99 %. По статистике 2011 г., 86 % молодых людей возрастом от 25 лет имели среднеспециаль-ное образование (школа + двухлетнее обу-

чение в колледже), а 30 % — степень бакалавра (школа + четырехлетнее обучение в колледже или университете). В отличие от успехов высших учебных заведений, среднее образование в США испытывает ряд сложностей. Как говорит министр образования США, школьная система в стране сейчас пребывает в стагнации и не может конкурировать со многими другими государствами. Около 25 % американских учеников не могут завершить обучение вовремя, поскольку не справляются с итоговыми экзаменами. Несмотря на ряд проблем, система образования в США зарекомендовала себя как одна из самых лучших в мире. Десятки тысяч людей ежегодно прибывают в США из разных стран лишь с одной целью — учиться в американских колледжах и университетах. В США высших учебных заведений больше, чем в каком-либо другом государстве. А такие университеты, как Гарвард, Стенфорд, Принстон, давно уже стали синонимами высочайшего уровня образования во всем мире. Люди, окончившие их, имеют все шансы в будущем построить удачную карьеру [5].

Выводы. Стратегические линии социальной политики США включают:

1) новое расширение федеральных обязательств.

Список литературы_

Эта стратегия призвана возобновить прежние федеральные обязательства в социальной сфере для удовлетворения широкого круга человеческих потребностей. При этом возрастающая часть национального дохода должна быть зарезервирована для коллективного пользования;

2) реформирование программ.

Эта стратегия основывается на поддержке нынешних программ, но основные усилия должны быть направлены на их совершенствование или замену более приемлемыми программами, не выходя за рамки выделяемых на них ресурсов;

3) кардинальная перестройка социальной сферы.

Стратегия заключается в том, чтобы переосмыслить основные цели «государства всеобщего благосостояния» и ориентироваться на те цели, которые могут быть достигнуты в следующем десятилетии. Одно из предлагаемых изменений — сконцентрировать обязательства федерального правительства на проблемах в области труда и доходов, а не на бесплодных попытках решения всех социальных проблем [8];

4) социальную политику в США называют неолиберальной.

1. Бауер С. В. Государственная социальная политика в Вооруженных Силах США: автореф. дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02. М., 2002.

2. Зарплаты в США [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.qwester.ru/2011/10/ zarplaty-v-ssha/ (07.05.2017).

3. Козлов Л. А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. М., 1997.

4. Ламбаева И. А. Социальная работа за рубежом. "Клан-Уда: Изд-во ВСГТУ, 2000.

5. Образование в США: уровень и особенности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. fb.ru/article/164732/obrazovanie-v-ssha-uroven-i-osobennosti (дата обращения: 07.05.2017).

6. Оверчук В. А. Концептуальные подходы формирования социальной политики государства / / Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XXX междунар. науч.-практ. конф. № 10(30). Новосибирск: СибАГС, 2013.

7. Пособие по безработице в Соединенных Штатах Америки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.anothercitizenship.com/pmzh/posobie-po-bezrabotice-v-soedinennyx-shtatax-ameriki.html (дата обращения: 07.05.2017).

8. Социальные доктрины США в области социальной работы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.soc-work.ru/article/188 (дата обращения: 07.05.2017).

9. Nicholas H. G. The Nature of American Politics. Oxford, 1986.

References

1. Bauer S. V. State Social Policy in the Armed Forces of the USA [Gosudarstvennaya sotsialnaya politika v Vooruzhennyh Silah SShA]: Dis. ... cand. polit. sciences: 23.00.02. Moscow, 2002.

2. Zarplaty vSShA (Salaries in the USA) Available at: http://www.qwester.ru/2011/10/zarplaty-v-ssha/ (Date of access: 07.05.2017).

3. Kozlov L. A. Sotsialnaya rabota za rubezhom: sostoyanie, tendentsii, perspektivy [Social work abroad: state, trends, prospects]. Moscow, 1997.

4. Lambaeva I. A. Sotsialnaya rabota za rubezhom [Social work abroad]. Ulan-Ude: Publishing house of the All-Russian State Technical University, 2000.

5. Obrazovanie v SShA: uroven i osobennosti (Education in the US: level and features) Available at: http:// www.fb.ru/article/164732/obrazovanie-v-ssha-uroven-i-osobennosti (Date of access: 07.05.2017).

6. Overchuk V. A. Ekonomika i sovremenny menedzhment: teoriya i praktika (Economics and modern management: theory and practice): Collected Articles. Mater. Of the XXX Intern. Scientific-practical. Conf. No. 10 (30). Novosibirsk: SibAPS, 2013.

7. Posobie po bezrabotitse v Soedinennyh Shtatah Ameriki (Unemployment benefit in the United States of America) Available at: http://www.anothercitizenship.com/pmzh/posobie-po-bezrabotice-v-soedinennyx-shtatax-ameriki.html (Date of access: 07.05.2017).

8. Sotsialnye doktriny SShA v oblasti sotsialnoy raboty (Social doctrines of the United States in the field of social work) Available at: http://www.soc-work.ru/article/188 (Date of access: 07.05.2017).

9. Nicholas H. G. The Nature of American Politics [The Nature of American Politics]. Oxford, 1986.

Коротко об авторах_

Бейдина Татьяна Евгеньевна, д-р полит. наук, профессор, зав. кафедрой «Государственное, муниципальное управление и политика», Забайкальский государственный университет г. Чита, Россия. Область научных интересов: политология, региональные политические процессы, региональная политика beydina@inbox.ru

Бейдина Алена Романовна, аспирант, кафедра «Регионоведение Северной Америки», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: политология, региональные политические процессы, региональная политика alyonapersh@gmail.com

Briefly about the authors_

Tatyana Beydina, doctor of political sciences, professor, head of Government Municipal Administration department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: political science, regional political processes, state and regional authorities, authoritative practice, regional policy

Alyona Beydina, postgraduate, Regional Studies of North America department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: political science, regional political processes, state and regional authorities, authoritative practice, regional policy

Образец цитирования

Бейдина Т. Е., Бейдина А. Р. Новые подходы к социальной политике в США // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2017. Т. 23. М 6. С. 63-73.DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-6-63-73.

Beidina T. E., Beidina A.R. New approaches to the social policy in the USA // Transbaikal State University, 2017, vol. 23, no. 6, pp. 63-73.DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-6-63-73.

Дата поступления статьи: 25.05.2017 г. Дата опубликования статьи: 30.06.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.