Политология
УДК 11.25.25; 11.25.42
DOI: 10.21209/2227-9245-2016-22-12-44-52
РОЛЬ ПРОПАГАНДЫ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ США И В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ МИРОМ
THE ROLE OF PROPAGANDA IN THE INTERNAL AND EXTERNAL STATE POLICY OF THE ША AND IN THE WORLD MANAGEMENT SYSTEM
Т. E. Бейдина,
Забайкальский государственный университет, г. Чита [email protected]
T. Beydina,
Transbaikal State University, Chita
К. Г. Эрдынеева,
Забайкальский государственный университет, г. Чита [email protected]
К. Erdyneeva,
Transbaikal State University, Chita
Т. Б. Макарова,
Забайкальский государственный университет, г. Чита [email protected]
T. Makarova,
Transbaikal State University, Chita
Ю. О. Макарова,
Забайкальский государственный университет, г. Чита [email protected]
Yu. Makarova,
Transbaikal State University, Chita
Отмечено, что правительство США уделяет большое внимание пропаганде, осуществляемой как государственными органами, так и большим количеством общественных организаций и отдельных лиц, с целью не только эффективного снижения градуса социального недовольства, но и формирования государственного имиджа США как государства, облеченного особой миссией просветительства, носителя истинной демократии, спасителя государств и народов от тирании.
Делается вывод о том, что США при проведении пропагандистских компаний учитывают свой национальный менталитет, т.к. это позволяет с успехом решать внутренние и внешние политические задачи. Основываясь на таких характерных для всех американцев чертах национального характера, как ощущение собственной исключительности (избранности), мессианство, агентивность, индивидуализм, патриотизм, жажда потребительства, США формируют моральную и идеологическую базу, используя пропагандистские приемы убеждения, подтасовки фактов, смещения акцентов. Иными словами, американская система управления для обеспечения своих потребностей, укрепления влияния и проверки надежности создает и распространяет информацию, которую контролирует и дозирует, подчиняя ее своим интересам. Именно правительство США управляет механизмом обработки общественного сознания и населения Америки и в глобальном масштабе воздействует на другие государства. По решению США информацию обрабатывают соответствующим образом, дозируют, облекают в форму, необходимую для формирования общественного мнения, обеспечивающего поддержку действий государства.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования сформулированных положений, выводов в качестве инструментов для реализации пропагандистских приемов в области государственной политики. Результаты исследования могут содействовать дальнейшему анализу актуальных проблем развития США, а также исследованиям в сфере психологии и политологии
Ключевые слова: пропаганда; государство; внутренняя и внешняя политика США; система управления; американская гегемония; пропагандистская деятельность; информационные войны; террористические организации; информационно-психологическое обеспечение; события в Сирии; новая глобальная стратегия США; манипуляция сознанием; государственный имидж
© Т. E. Бейдина, К. Г. Эрды1неева, Т. Б. Макарова, Ю. О. Макарова, 2016
The USA government attaches a great importance to the promotion carried out by public authorities, as well as a large number of non-governmental organizations and individuals, not only with a view of effective decline of the social discontent degree, but also the formation of US image as a state, clothed with a special mission of enlightenment, support true democracy, savior of nations and peoples from tyranny. Quite rightly it concludes in the fact that the United States consider their national mentality during the promotional companies because this allows successfully to solve internal and external policy objectives. Based on these characteristics for all Americans traits of national character as a feeling of exclusivity (election), messianism, agentivity, individualism, patriotism and the thirst of consumption, the United States formed the moral and ideological basis, using propaganda techniques of persuasion, manipulation of facts, shift in focus. In other words, the American management system for their needs, strengthening of influence and test the reliability creates and distributes the information that is controlled and dosed subordinating for its own interests. The US government, in particular, controls the processing of public consciousness mechanism and the American population, and on a global scale, affecting the other states.
According to its decision the information is processed appropriately, dosed, enveloped in a form required for the formation of public opinion, providing support for government action. The practical significance of the work lies in the possibility of using the formulated theses, conclusions as tools for the implementation of promotional techniques in the field of public policy. Results of the study may contribute to the further analysis of actual problems of the US development, as well as research in the field of psychology and political sciences
Key words: propaganda; state; internal and external policy of the USA; control system; US hegemony; advocacy; information wars; terrorist organizations; information and psychological support; events in Syria; new US global .strategy; manipulation of consciousness; public image
Актуальность проблемы связана с тем, что внешнеполитический курс США издавна и традиционно основывается на идеологии. Еще в 1823 г. разработаны доктрины, положенные в основу американской внешней политики, проводимой в дальнейшем. Первой из них была так называемая «Доктрина Монро», которая закрепляла сложившееся военно-морское превосходство Америки в Западном полушарии и стала документом, провозглашавшим недопущение вмешательства государств мира во внутренние дела США. В 90-х гг. XIX в. один из признанных теоретиков американского экспансионизма Ф. Дж. Тэрнер выдвинул теорию «подвижных границ», суть которой состояла в отрицании установленных границ и, как следствие, в стремлении расширять их, пока весь мир не станет американским — в этом, по мнению автора, заключалась «предопределенная судьба» США [3]. Его теория позднее получила развитие в работах Б. Адамса и З. Бжезинско-го, которые провозгласили необходимость установления американской гегемонии для защиты государственных интересов и неизбежность ее развития во всех сферах внешнеполитической деятельности.
Данная проблема выходит не только на политологию, но и на психологию: исследо-
вания американской истории и менталитета выполнены Д. Бруксом, К. С. Гаджиевым, В. В. Карякиным, М. Лернером, С. Фол, М. Хирш, В. П. Шестаковым, Ф. Эйджи, Е. С. Эмирзиади.
Цель статьи — выявить роль пропаганды во внешней политике США и показать особенности пропагандистской деятельности во внутренней политике США и в системе управления другими государствами. Важным моментом управления является устойчивость государств, которую исследовала Ю. А. Матафонова. Исследователем предложено введение в теорию федерализма такого понятия, как федеративная устойчивость, что обусловлено необходимостью комплексного междисциплинарного подхода к изучению федеративных политических систем и составляющих их субъектов. Используя ролевую методику описания происходящих в политической системе процессов, в структуре субъекта федеративного государства как мезосистемы, она предлагает выделить пять составляющих: институциональную, нормативную, коммуникативную, идеологическую, культурную. В соответствии с этим разделяет факторы устойчивости субъекта федеративного государства на пять соответствующих подгрупп. Для каждой подгруппы Ю. А. Матафонова
выделяет два разнонаправленных аспекта устойчивости: внешнюю (внешнесубъект-ную) и внутрисубъектную [5]. Значимость внешнего фактора подчеркивала А. В. Новикова, отмечая, что внешний опыт западных стран используется «для реализации стратегических национальных приоритетов» [6].
Неуклонное следование во внешней политике США основополагающим концепциям и идеологическим принципам, хотя и претерпевшим некоторые изменения в течение довольно длительного периода, заслуживает внимания. Причем, в какой бы политической партии не состояли руководители государства, из поколения в поколение они придерживались этих основополагающих принципов ведения внешней политики [11].
Кроме этого, пропаганда, которая ведется государственными структурами США, необходима и для того, чтобы оправдать расходование огромных денежных сумм из американского бюджета, затраченных на реализацию экспансионистской внешней политики, вместо удовлетворения потребностей американского общества. В одной из своих речей Р. Никсон, бывший Президент США, отметил, что пропаганда и информация дают большую отдачу от каждого вложенного доллара, чем 10 долл., вложенных в создание систем оружия, ибо последнее вряд ли будет когда-либо употреблено в дело, в то время как информация работает ежечасно и повсеместно [7].
Традиционная структура американской пропаганды на современном этапе включает теле- и радиовещание, прессу, а также и самое новое средство массовой информации — Интернет. Ведущую роль играют три крупнейшие медиа-компании США — ABS, NBS и CBS, которые, по убеждению общества Америки, выражают различные общественные и политические взгляды в США, в одинаковой степени пропагандируя как мнения левых, так и правых. Экономические и политические взгляды американских компаний представляют различные коммерческие медиа-компании. Кроме этого, американская пропаганда ис-
пользует для политической манипуляции такие новейшие каналы, как социальные сети и компьютерные игры.
Общеизвестно, что пропаганда США традиционно ведется через сеть частных фондов, которые осуществляют финансирование определенных сфер идеологии, оказывают поддержку идеологически «правильным» бизнес-проектам, вовлекая в свою деятельность большие массы людей. Крупнейшие корпорации Америки финансируют разветвленную систему научных центров, занимающихся исследованиями в области экономики и общественных наук, а также ведущих пропагандистскую деятельность. Этот пропагандистский комплекс имеет такую идеологическую мощность, что с ним не может сравниться даже пропагандистская деятельность бывшего Советского Союза, считавшаяся самой мощной в мире.
Исследуя пропагандистскую деятельность США, следует упомянуть такое явление, как информационные войны. Впервые это понятие обозначено в директиве Т3 600.1 Министерства обороны США от 21 декабря 1992 г. под названием «Информационная война», позднее, в 1993 г., в директиве Комитета начальников штабов № 30 сформулированы основополагающие принципы ведения информационных войн. При этом термин «информационная война» как таковой стал применяться с 1997 г. и определялся как «действия, предпринятые для достижения информационного превосходства в интересах национальной стратегии и осуществляемые путём влияния на информацию и информационные системы противника при одновременной защите собственной информации и своих информационных систем».
В августе 1995 г. опубликована работа сотрудника национального Института обороны США М. Либики «Что такое информационная война?». Автором сформулированы семь основных форм информационной войны:
— командно-управленческая — направлена на каналы связи между командованием и подчинёнными с целью лишить последних управления и координации сверху;
— разведывательная — заключается в сборе и защите информации, значимой для достижения военных целей;
— психологическая — информационная обработка населения, так называемая — «промывка мозгов»;
— хакерская — определённые действия, которые приводят к сбоям в работе связи. Оружием в данном виде войны выступают компьютерные вирусы;
— экономическая — информационная блокада и информационный империализм, где под блокадой подразумевается, прежде всего, перекрытие каналов коммерции;
— электронная — выведение из строя электронных средств связи: компьютерных сетей, сотовых вышек, радиоузлов и т.д.;
— кибервойна — в отличие от хакер-ской войны конечной целью является захват информации [2].
Информационная война обычно ведется по двум направлениям:
1) воздействие на военнослужащих и мирное население противника с целью внедрения в массовое сознание определенных установок (пропаганда, «психологическая война»);
2) поражение информации, информационных процессов и информационно-управляющих систем противника, независимо от применяемых средств (и высокоточная ракета, и компьютерный вирус могут выступать оружием информационной войны).
Примером может послужить Афганистан, где война еще продолжается. В 2001 г. США начали операцию «Несокрушимая свобода», ставшую ответом на теракт 11 сентября 2001 г. Эта операция, по утверждению правительственных структур США, была, прежде всего, направлена на уничтожение Талибана, освобождение территории Афганистана от влияния талибов, пленение и суд над бен Ладеном и его сообщниками по Аль-Каиде.
Командование американскими войсками, которое называло боевые действия антитеррористической операцией, уделяло большое внимание ее информационному сопровождению. В боевых частях выпу-
скались газеты на основных языках Афганистана, содержащие данные о ситуации в стране, а также пропагандистские материалы, оказывающие информационно-психологическое воздействие. Эти издания бесплатно распространялись среди афганского населения, а также рассылались в местные учебные заведения, зачастую становясь единственным источником информации.
Пропагандируемыми целями вооруженных сил США являлись содействие деморализации участников террористических организаций «Талибан» и «Аль-Каида», убеждение их в необходимости прекратить боевые действия и добровольно сдаться в плен; предотвращение потерь среди американских военных и афганского населения; объяснение причин пребывания американского военного контингента в Афганистане; налаживание сотрудничества с местным населением.
Тем не менее, интенсивная деятельность США по формированию положительного имиджа государства в глазах мирового сообщества относительно проводимой военной операции не ограничивалась только этим. Под руководством особого оперативного подразделения министерства обороны США, включающего представителей Госдепа, Центрального разведывательного управления, целого ряда СМИ и информационного агентства ЮСИА проводились и информационно-психологические операции.
Военные действия вооруженных сил США всегда сопровождаются информационной кампанией, которая обычно ведется в двух направлениях:
1) предоставление средствам массовой информации большого массива данных, содействующих успешной реализации целей проводимых боевых действий;
2) наряду с оказанием помощи журналистам жестко пресекается появление негативной информации, оказывается мощное давление на источники ее распространения.
Для реализации целей информационно-психологического обеспечения в конце XX в. Министерством обороны США разра-
ботаны новые методы работы со средствами массовой информации. Суть первого из них состоит в комплектовании строго определенной группы журналистов, обладающих привилегией получения права на приоритетное информирование общества о происходящих событиях. Такие исключительные права на освещение боевых действий давались, например, телевизионным каналам CNN и BBC, а также компании CBS, имеющей тесные связи с американским военно-промышленным комплексом. Она стала пропагандистским рупором Пентагона и поставляет для него информационный продукт. Самые знаменитые военные корпорации, такие как «Дженерал электрик», «Форд моторс», «Дженерал моторс», «Боинг», «Американ телефон энд телеграф» стали постоянно размещать в ней рекламу. На долю этих компаний приходится самое большое количество эксклюзивных репортажей из многих «горячих точек» планеты.
В основе другого метода лежит освещение конкретных боевых действий так называемыми «прикрепленными или «вживленными» журналистами, получившими разрешение на присутствие в данной зоне. Новостные каналы приносят прибыль как самим СМИ, так и журналистам, поскольку военные репортажи стоят не очень дорого, но в них активно размещают рекламу. Такой эффективности информационного сопровождения военных кампаний способствуют и новейшие технологии, такие как спутники связи, беспилотные летательные аппараты, мобильная связь и другие, которые могут снимать военные действия в режиме реального времени, многократно усиливая эмоциональность их восприятия. Впервые эта модель была опробована во время операции в Персидском заливе в 1990-1991 гг. [1].
Исходя из американской практики информационно-психологического обеспечения боевых действий, проведение любой военной компании на современной мировой арене непременно сопровождается мощным целенаправленным дезинформационным сбросом, облегчающим манипулирование мировым общественным
мнением и оказывающим психологическое давление на другую сторону конфликта. Современными примерами этого могут служить события в Сербии, Ираке, Афганистане, странах Магриба, Сирии и расцвет «Арабской весны», когда проводилась интенсивная информационно-психологическая обработка общественного мнения, направленная, прежде всего, на подрыв авторитета государства-противника и формирование его имиджа как обители зла.
События в Ливии также могут стать примером применения дезинформации, наряду с подтасовкой фактов и фальсификацией событий в качестве начальной стадии информационной войны, направленной на нагнетание панических настроений среди местных жителей и особенно среди проживающих в ней граждан иностранных государств. Реализация этого этапа информационного воздействия помогла избежать международного осуждения военных действий в случае гибели иностранцев на территории Ливии от бомбардировок НАТО, поэтому были приняты названные меры, заставившие их покинуть страну.
Вся эта деятельность проходила на фоне одновременного навязывания потребителям информации западных СМИ, а также арабо-язычного телевизионного канала «Аль-Джазира», финансируемого властями Катара, военными партнерами США, сфабрикованных фактов, доказывающих злодейства, чинимые М. Каддафи. Мировое общественное мнение в его отношении формировалось на основе сравнения с другим ближневосточным «злодеем» С. Хусейном.
Большинство ливийцев отмечали неблаговидную роль некогда популярного в стране канала «Аль-Джазира» за распространение в прямом эфире огромного количества сфальсифицированной информации. А глава МИД Израиля А. Либерман в интервью NEWSru.co.il в феврале 2011 г. дал следующую оценку работе этого телеканала: «Аль-Джазира» ничего общего с журналистикой не имеет. Это пропагандистская машина, которая занимается не отражением событий, а «промывкой» мозгов. Нет
другого телеканала, который бы выдавал такое количество фальшивой информации. Сначала они разжигают страсти, а потом иногда выступают с опровержениями. «Аль-Джазира» — это не журналистика, это часть террористического альянса, который использует преимущества демократии для уничтожения свободного мира» [9].
К более ранним примерам широкого использования дезинформации относятся утверждения о наличии у С. Хусейна оружия массового поражения, которые, как выяснилось, основывались на показаниях иракского перебежчика германским и американским спецслужбам. Позже в интервью британской газете «Гардиан» он признался в преднамеренной лжи, которая должна была способствовать «свержению режима иракского диктатора». Однако в 2003 г. она активно использовалась США для убеждения мирового сообщества в необходимости вторжения в Ирак [8].
Самым современным примером массового применения дезинформации являются события в Сирии. Во время операции российских военно-космических сил против террористической организации ИГИЛ в этой стране, американская пропаганда сконцентрировала усилия на попытке создания образа врага из России для европейских жителей, давления на Россию с целью заставить ее отказаться от поддержки Б. Асада или добиться от нее уступок на переговорах по Сирии, совершая информационные сбросы о якобы имевших место бомбардировках сирийских городов и сел, школ, больниц и мечетей правительственными войсками и уничтожении мирных граждан. Сирийский телевизионный канал «Ас-Сурия» посвятил цикл передач анализу технологий формирования революционной ситуации, например, освещение в репортажах «фактов» широкого участии народных масс Сирии в борьбе против авторитарного режима Б. Асада, которые монтировались из видеофрагментов передач, посвященных вооруженным столкновениям радикальных сторонников, принадлежащих к разным политическим группам в Бейруте в 2008 г.
У американцев есть опасения, что Б. Асад, опираясь на помощь России, может остаться у власти, став практически единственным лидером на Ближнем Востоке, оказавшим сопротивление американскому давлению и сумевшим сохранить свое влияние в стране. Для США это равносильно поражению как моральному, так и политическому, подобно репутационным потерям, понесенным после их бесславного ухода из Вьетнама. Именно поэтому информационная война против сирийского руководства не прекращается.
Информационная война ведется и против России, которую стремятся вовлечь в целую серию конфликтов. США и Великобритания являются основными противниками в этой войне, где наряду с западными СМИ и деятельностью специализированных организаций активно используется финансируемая из-за рубежа несистемная оппозиция, прозападные силы в самой России, русофобски настроенные элиты и средства массовой информации стран Балтии, других бывших республик СССР и стран бывшего социалистического лагеря. Главная цель этой войны — создание революционной ситуации на территории страны, которая должна привести к «цветной революции» по уже неоднократно отработанному сценарию. По достижении данной цели возможно провоцирование конфликта между Россией и Китаем, сотрудничества между которыми не желает Вашингтон, а также повторение сценария членения России по образцу развала Советского Союза.
Западные правительства настойчиво стремятся ослабить Россию, добиться снижения ее влияния в мире, направляя свои агитационные усилия как на народы России, так и все мировое сообщество. На страну стремятся навесить ярлык государства с отсталой экономикой и технологиями, тиранией, направленной на удушение демократических свобод, страной-агрессором. В сознание россиян стремятся внедрить идеи преклонения перед Западом, взрастить семена русофобии, разделить народы.
На современном этапе США разрабатывают новую глобальную стратегию,
которая призвана установить роль США в создании мирового порядка, и определить место государства в этой системе. Можно утверждать, что современное Правительство США считает упрочение американской гегемонии своей основной задачей, не обременяясь моральным аспектом проблемы. В соответствии с новой стратегией США стремится к разработке определенного комплекса принципов наряду с инструментами их реализации, направленных на сохранение лидирующего положения в мире и позволяющих сохранить контроль над мировым порядком. Говоря о роли пропаганды во внешней политике США, можно утверждать, что американская пропаганда всегда служила проводником идеи об американской исключительности, идеи мирового лидерства, а также средством целенаправленного формирования общественного мнения. Американская схема управления внешнеполитической пропагандой, т.е. создание единого органа, уполномоченного принимать решения и определять стратегические направления ведения пропаганды с возможностью обмена информацией и аналитическими данными с другими государственными или негосударственными структурами, вместе с применяемыми методами пропагандистской деятельности прошла успешную проверку во многих странах.
Политическая манипуляция в США — это плод деятельности правительства, которое является монополистом в области сбора, обработки, верификации и хранении информации. Типография Правительства США является крупнейшим издательским центром в мире.
Список литературы_
Известный американский ученый Н. Хомский пишет, что в течение 80-х гг. XX в. Правительству Рейгана и Буша в США удавалось проводить крайне правую социальную и милитаристскую политику при том, что в общественном мнении происходил сильный сдвиг в сторону социал-демократических принципов. При опросах подавляющее большинство поддерживало введение государственных гарантий полной занятости, государственное медицинское обслуживание и строительство детских садов, а соотношение сторонников и противников сокращения военных расходов составило 3:1. Почти половина населения США была уверена, что фраза «от каждого по способностям, каждому по потребностям» — это статья Конституции США, а вовсе не лозунг из Коммунистического манифеста К. Маркса [10].
Строго говоря, как только манипуляция сознанием в американском обществе превратилась в технологию господства, само понятие демократии стало чисто условным и употребляется лишь как идеологический штамп. В своей «Энциклопедии социальных наук» Г. Лассуэлл заметил: «Мы не должны уступать демократической догме, согласно которой люди сами могут судить о своих собственных интересах»
[4].
В ходе данного исследования выявлено, что США при проведении пропагандистских компаний формируют моральную и идеологическую базу, используя пропагандистские приемы убеждения, подтасовки фактов, смещения акцентов.
1. Власов А. И. Политические манипуляции: история и практика средств массовой информации США. М.: Международные отношения, 1992. 304 с.
2. Гузев С. А., Комиссарова М. Н. Информационные войны: типы и особенности // Современные наукоемкие технологии [Электронный ресурс]. 2013. № 10. Режим доступа: http://www.dvo.sut.ru/libr/ soirl/061/articles/articl16.html (дата обращения: 12.10.2016).
3. Карякин В. В. Военная политика и стратегия США в геополитической динамике современного мира. М.: Граница, 2011. 283 с.
4. Лассуэлл Г. Психопатология и политика. М.: РАГС, 2005. 352 с.
5. Матафонова Ю. А. Субъект федеративного государства и его устойчивость: системный подход / / Теории и проблемы политических исследований. 2015. № 6. С. 92—111.
6. Новикова А. В. Региональное стратегирование в Забайкальском крае // Аналитический бюллетень «ЭНДИ-СИ». 2016. № 1. С. 104.
7. Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии XX века. М.: Рефл-бук, 2006. 229 с.
8. Серов Л. О роли дезинформации в современных конфликтах и войнах. Ч. 1 // Зарубежное военное обозрение. 2011. № 7 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pentagonus.ru/publ/o_roli_dezinformacii_v_sovremen-nykh_konfliktakh_i_voinakh/102-1-0-1855 (дата обращения: 08.10.2016).
9. Финкель Е. Авигдор Либерман о волне нестабильности на Ближнем Востоке. Интервью // Интернет-издание News.ru [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.newsru.co.il/israel/01feb2011/liberman_int_101 .html (дата обращения: 08.10.2016).
10. Chomsky N. Necessary Illusions: Thought Control in Democratic Societies. South End Press, 1999, p. 422.
11. Hart R. P. The sound of leadership. Chicago: University of Chicago Press, 2007. 302 p.
List of literature_
1. Vlasov A. I. Politicheskie manipulyatsii: istoriya i praktika sredstv massovoy informatsii SShA [Political manipulation: history and practice of the US media]. Moscow: International Relations, 1992. 304 p.
2. Guzev S. A., Komissarova M. N. Sovremennye naukoemkie tehnologii (Modern high technologies), 2013, no. 10 Available at: http://www.dvo.sut.ru/libr/soirl/061/articles/articl16.html (accessed 10.12.2016).
3. Karyakin V. V. Voennaya politika i strategiya SShA v geopoliticheskoy dinamike sovremennogo mira [Military policy and strategy of the United States in the geopolitical dynamics of the modern world]. Moscow: Granitsa, 2011. 283 p.
4. Lasswell D. Psihopatologiya ipolitika [Psychopathology and Politics]. Moscow: RAGS, 2005. 352 p.
5. Matafonova Yu. A. Teorii iproblemy politicheskih issledovaniy (Theory and Political Studies of the problem), 2015, no. 6, pp. 92-111.
6. Novikova A. V. Analiticheskiy byulleten «ENDISI» (Analytical Bulletin «ENDISI»), 2016, no. 1, p. 104.
7. Pocheptsov G. G. Kommunikativnye tehnologii XX veka [Communicative technologies of the twentieth century]. Moscow: Refl-book, 2006. 229 p.
8. Serov L. Zarubezhnoe voennoe obozrenie (Foreign Military Review), 2011, no. 7 Available at: http://www. pentagonus.ru/publ/o_roli_dezinformacii_v_sovremennykh_konfliktakh_i_voinakh /102-1-0-1855 (accessed 10.08.2016).
9. Finkel E. Internet-izdanie News.ru (Internet publication News.ru) Available at: http://www.newsru.co.il/ israel/01feb2011/liberman_int_101.html (accessed 08.10.2016).
10. Chomsky N. Necessary Illusions: Thought Control in Democratic Societies [Necessary Illusions: Thought Control in Democratic Societies]. South End Press, 1999, p. 422.
11. Hart R. P. The sound of leadership [The sound of leadership]. Chicago: University of Chicago Press, 2007. 302 p.
Коротко об авторах_
Бейдина Татьяна Евгеньевна, д-р полит. наук, профессор, зав. кафедрой «Государственное, муниципальное управление и политика», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: внутренняя и внешняя политика США [email protected]
Эрдынеева Клавдия Гомбожаповна, д-р пед. наук, профессор, зав. кафедрой «Педагогика», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: внутренняя и внешняя политика США [email protected]
Макарова Татьяна Борисовна, канд. полит. наук, зав. кафедрой «Регионоведение Северной Америки», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: внутренняя и внешняя политика США [email protected]
Макарова Юлия Олеговна, аспирант, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: внутренняя и внешняя политика США [email protected]
Briefly about the authors_
Tatyana Beydina, doctor of political sciences, professor, head of the Government Municipal Administration department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: internal and foreign policy of the USA
Klavdiya Erdyneeva, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the Pedagogy department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: internal and foreign policy of the USA
Tatyana Makarova, candidate of political sciences, head of the Region Studies of the North America department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: internal and foreign policy of the USA
Yuliya Makarova, postgraduate student, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: internal and foreign policy of the USA
Образец цитирования _
Бейдина Т. Е., Эрдынеева К. Г., Макарова Т. Б., Макарова Ю. О. Роль пропаганды в государственной внутренней и внешней политике США и в системе управления миром // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2016. Т. 22. № 12. С. 44 -52. DOI: 10.21209/2227-9245-2016-22-12-44-52