Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ'

КОНСТИТУЦИОННАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
174
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМИССИЯ / КОМИТЕТ / КОНСТИТУЦИЯ / ПРАВИТЕЛЬСТВО / ПРЕЗИДЕНТ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / СУД / ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ / COMMISSION / COMMITTEE / CONSTITUTION / GOVERNMENT / PRESIDENT / SOCIAL POLICY / SOCIAL SPHERE / COURT / FEDERAL ASSEMBLY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Понеделков Александр Васильевич, Аверин Александр Николаевич, Степанов Константин Владимирович, Стельмах Сергей Анатольевич

Социальной политике и социальной сфере принадлежит значительное место в развитии нашей страны, поскольку Конституция провозглашает Российскую Федерацию социальным государством. В данной статье авторами рассматриваются конституционные положения о социальной политике государства и социальной сфере, социальных и культурных правах человека и гражданина, полномочиях Президента, Федерального Собрания, Правительства, Конституционного и Верховного Судов в формировании и реализации социальной политики и развитии социальной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Понеделков Александр Васильевич, Аверин Александр Николаевич, Степанов Константин Владимирович, Стельмах Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSTITUTIONAL BASIS FOR THE ACTIVITIES OF THE FEDERAL GOVERNMENT IN THE FORMATION AND IMPLEMENTATION OF SOCIAL POLICY AND THE DEVELOPMENT OF THE SOCIAL SPHERE

Social policy and social sphere has a significant place in the development of our country, as the Constitution declares the Russian Federation a social state. Constitutional provisions on the social policy of the state and social sphere, social and cultural rights of the person and the citizen, the powers of the President, the Federal Assembly, the Government, the Constitutional and Supreme Courts in the formation and implementation of social policy and the development of the social sphere are considered.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ»

УДК 342

DOI 10.23672/s9862-4740-8315-c

Понеделков Александр Васильевич

Заслуженный деятель науки РФ, доктор политических наук, профессор,

заведующий лабораторией, Южно-Российский институт управления -филиал РАНХиГС ponedelkov@uriu.ranepa.ru

Аверин Александр Николаевич

доктор философских наук, профессор,

профессор Института права и национальной безопасности, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации ponedelkov@uriu.ranepa.ru

Степанов Константин Владимирович

кандидат юридических наук,

заведующий кафедрой

уголовного процесса и криминалистики,

юридический факультет,

Южный федеральный университет

kstepanov@sfedu.ru

Стельмах Сергей Анатольевич

кандидат технических наук, магистрант факультета политологии, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ sergej.stelmax@mail.ru

Конституционная основа

деятельности федеральных органов государственной власти в формировании и реализации социальной политики и развитии социальной сферы

Аннотация. Социальной политике и социальной сфере принадлежит значительное место в развитии нашей страны, поскольку Конституция провозглашает Российскую Федерацию социальным государством. В данной статье авторами рассматриваются конституционные положения о социальной политике государства и социальной сфере, социальных и культурных правах человека и гражданина,

Aleksandr V. Ponedelkov

Honored Scientist of the Russian Federation, Doctor of Political Science, Professor, Head laboratory,

South-Russian Institute of Management -branch of RANEPA ponedelkov@uriu.ranepa.ru

Alexander N. Averin

Doctor of Philosophy, Professor,

Professor Law Institute

and National Security,

Russian Academy of National Ownership

and Public Service under the President

of the Russian Federation

ponedelkov@uriu.ranepa.ru

Konstantin V. Stepanov

Candidate of Law Sciences, Head of the Department of Criminal Process and Forensics, Law Faculty,

Southern Federal University kstepanov@sfedu.ru

Sergey A. Stelmax

Candidate of Technical Sciences, Master of Political Science, South Russian Institute Management - branch Office Russian Academy National economy and State Services under the President of the Russian Federation sergej.stelmax@mail.ru

The constitutional basis

for the activities of the federal government in the formation and implementation of social policy and the development of the social sphere

Annotation. Social policy and social sphere has a significant place in the development of our country, as the Constitution declares the Russian Federation a social state. Constitutional provisions on the social policy of the state and social sphere, social and cultural rights of the person and the citizen, the powers of the President, the Federal Assembly, the Government, the Constitutional and Supreme Courts in the formation and

полномочиях Президента, Федерального Собрания, Правительства, Конституционного и Верховного Судов в формировании и реализации социальной политики и развитии социальной сферы.

Ключевые слова: комиссия, комитет, конституция, правительство, президент, социальная политика, социальная сфера, суд, федеральное собрание.

implementation of social policy and the development of the social sphere are considered.

Keywords: commission, committee, constitution, government, president, social policy, social sphere, court, federal assembly.

Социальной политике и социальной сфере принадлежит значительное место в развитии нашей страны, поскольку Конституция провозглашает Российскую Федерацию социальным государством. В статье 7 отмечается, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» [1].

Основные конституционные положения о социальном государстве получили развитие в других статьях. Статья 75 определяет, что уважается труд граждан и обеспечивается защита их прав. Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации. Формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом. В соответствии с федеральным законом, гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат. В статье 75.1 отмечается, что создаются условия для повышения благосостояния граждан, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются социальное партнерство, социальная солидарность.

Для реализации социальной политики и развития социальной сферы важны конституционные положения о социальных и культурных правах человека и гражданина. В статье 37 Конституции РФ указывается право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; право на защиту от безработицы; право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 38 Конституции РФ определяет, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства; забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей; трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 39 гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Статья 40 провозглашает право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со статьей 41 Конституции РФ, существует право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Статья 42 Конституции РФ провозглашает право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением [2].

Статья 43 Конституции РФ определяет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и

среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, на предприятиях. Каждый гражданин вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном и муниципальном образовательном учреждении, на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

В статье 44 Конституции РФ указывается право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Отмечается обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры [3].

Существенное значение для реализации социальной политики и развития социальной сферы имеют конституционные положения о том, что находится в ведении Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В ведении Российской Федерации в осуществлении социальной политики и социальной сфере находятся установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального, культурного развития Российской Федерации; установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования (ст. 71).

В совместном ведении находятся:

- защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе социальных и культурных;

- общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики;

- координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью;

- социальная защита, включая социальное обеспечение; защита семьи, материнства, отцовства и детства;

- защита института брака как союза мужчины и женщины;

- создание условий для достойного воспитания детей в семье, для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях (ст. 72).

В соответствии с Конституцией РФ государственная власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную. Государственную власть осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды (ст. 10, 11).

Президент определяет основные направления социальной политики как составной части внутренней политики государства, вносит законопроекты по социальным вопросам в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные социальные законы, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней политики государства, включая социальную политику. Для обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней политики, в том числе, социальной, приоритетных направлений социально-экономического развития государства Президент формирует Государственный совет, статус которого определяется федеральным законом (ст. 80, 83, 84, 90).

Президент определил национальные цели социального развития Российской Федерации на период до 2030 года:

- сохранение населения, здоровье и благополучие людей;

- возможности для самореализации и развития талантов; комфортная и безопасная среда для жизни;

- достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство [4].

Для обеспечения взаимодействия федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, информирования главы государства о положении дел, выработки предложений по актуальным вопросам государственной политики в социальной сфере при Президенте образованы совещательные и консультативные органы. Совещательными органами являются комиссии по делам ветеранов, по делам инвалидов; консультативными органами - советы по науке и образованию, по культуре и искусству, по развитию физической культуры и спорта, совещательным и консультативным органом является совет по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей.

Президент издает указы и распоряжения по социальным вопросам, например, указы о мероприятиях по реализации государственной социальной политики, о совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения, об утверждении Основ государственной культурной политики, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года.

Федеральное собрание - парламент, представительный и законодательный орган имеет две палаты - Совет Федерации и Государственную Думу. Совет Федерации состоит из сенаторов. В его состав входят по два представителя от субъекта Российской Федерации:

- по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государст-

венной власти - на срок полномочий соответствующего органа;

- не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно.

Президент, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, входит пожизненно, он вправе отказаться от полномочий сенатора Российской Федерации.

Государственная Дума, состоящая из 450 депутатов, принимает федеральные законы по социальным вопросам, которые передаются Совету Федерации для рассмотрения и одобрения. Для примера можно назвать федеральные социальные законы:

- о государственной социальной помощи, социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, социальной защите инвалидов;

- о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей;

- о государственном пенсионном обеспечении, страховых пенсиях;

- о физической культуре и спорту;

- об основах обязательного социального страхования;

- об обязательном страховании: медицинском страховании, пенсионном страховании, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- об образовании;

- об основах социального обслуживания населения;

- об основах охраны здоровья граждан;

- об основах законодательства о культуре.

Государственная Дума заслушивает ежегодные доклады Правительства о результатах его деятельности в социальной сфере и реализации социальной политики. Совет Федерации и Государственная Дума принимают постановления, проводят парламентские слушания, осуществляют парламентский контроль, направляют парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления, образуют комитеты и комиссии (ст. 94, 101, 102, 103, 103.1, 105). По социальным вопросам в Совете Федерации образованы комитеты: по социальной политике, по науке, образованию и культуре, временная комиссия по сохранению и развитию

народных художественных промыслов в Российской Федерации. В Государственной Думе образованы комитеты по вопросам семьи, женщин и детей, по культуре, по образованию и науке, по охране здоровья, по труду, социальной политике и делам ветеранов, по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи.

Правительство под общим руководством Президента осуществляет исполнительную власть, состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Правительство обеспечивает:

- проведение единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей;

- функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни (ст. 110, 114, 115).

По социальным вопросам при Правительстве созданы координационные и совещательные органы. К ним относятся координационные советы:

- по борьбе с распространением новой коронави-русной инфекции на территории Российской Федерации, по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства, советы:

- по вопросам попечительства в социальной сфере, научно-образовательных центров мирового уровня, по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров, правительственный совет по развитию отечественной кинематографии, правительственные комиссии: по делам несовершеннолетних и защите их прав, по вопросам государственной культурной политики, по развитию туризма в Российской Федерации.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти. К социальному блоку относятся министерства: здравоохранения, культуры, науки и высшего образования, просвещения, спорта, труда и социальной защиты, федеральные службы по надзору в сфере: защиты прав потребителей и благополучия человека, здравоохранения, образования и науки, федеральная служба по труду и занятости, федеральные агентства: медико-биологическое, по делам молодежи [5].

Правительство издает постановления и распоряжения по социальным вопросам,обеспечивает их исполнение. В качестве примера можно привести распоряжения Правительства об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской

Федерации. Правительство утвердило государственные программы Российской Федерации в социальной сфере - развитие здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, социальная поддержка граждан, доступная среда, обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, содействие занятости населения. Федеральные органы исполнительной власти реализуют государственные программы Российской Федерации, национальные проекты (программы) по демографии, здравоохранению, образованию, культуре [6].

Судебная система включает Конституционный и Верховный Суды, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировых судей субъектов Российской Федерации. Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции федеральных и региональных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, субъектов Российской Федерации по социальным

Литература:

1. Конституция Российской Федерации с изменениями, принятыми на Общероссийском голосовании 01 июля 2020 года. М. : Эксмо, 2020.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Воронцов С.А. Экологическая безопасность как составная часть национальной безопасности России: проблемы и направления их разрешения / С.А. Воронцов, А.В. Понеделков, Т.А. Нувахов // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2017. № 3(82). С. 134-137.

3. Воронцов С.А. Формирование угроз безопасности Российской Федерации как следствие кризиса культуры // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2013. № 5(72). С. 111-115.

4. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 30. Ст. 4884.

5. Указ Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 4. Ст. 346; № 13. Ст. 1899; 2020. № 23. Ст. 3627.

6. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 20. Ст. 2817; № 30. Ст. 4717.

7. Воронцов С.А. Правоохранительные органы Российской Федерации / С.А. Воронцов, Ю.А. Ляхов, С.Н. Назаров, Ю.Б. Чупилкин. М., 2018. С. 5859, 207-212.

вопросам. Верховный Суд рассматривает социальные вопросы по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, осуществляет судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства, судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов, дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 118, 125, 126). Следует отметить роль прокуратуры, которая осуществляет надзор за исполнением законов по социальным вопросам, за соблюдением социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина (ст. 129) [7].

В заключении отметим, что конституционные положения о социальном государстве, социальной политике и социальной сфере получили отражение и развитие в федеральных и региональных социальных законах, нормативных правовых актах по социальным вопросам.

Literature:

1. The Constitution of the Russian Federation with amendments as adopted at national voting July

01. 2020. M. : Eksmo, 2020.

2. Vorontsov S.A. Ecological safety as a component of national security of Russia: problems and directions of their resolution / S.A. Vorontsov, A.V. Pone-delkov, T.A. Nuvakhov // Science and education: economy and Economics; entrepreneurship; law and management. 2017. № 3(82). P. 134-137.

3. Vorontsov S.A. Formation of threats to the security of the Russian Federation as a consequence of the cultural crisis // Humanities and socio-economic Sciences. 2013. № 5(72). P. 111-115.

4. Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020 № 474 «On national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030» // Collection of legislation of the Russian Federation. 2020. № 30. Art. 4884.

5. Decree of the President of the Russian Federation № 21 of January 21, 2020 «On the structure of Federal Executive authorities» // Collection of legislation of the Russian Federation. 2020. № 4. Art. 346; № 13. Art. 1899; 2020. № 23. Art. 3627.

6. Decree of the President of the Russian Federation of may 07, 2018 № 204 «On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024» // Collection of legislation of the Russian Federation. 2018. № 20. Art. 2817; № 30. Art. 4717.

7. Vorontsov S.A. law Enforcement agencies of the Russian Federation / S.A. Vorontsov, Yu.A. Lyakhov, S.N. Nazarov, Yu.B. Chupilkin. M., 2018. P. 58-59, 207-212.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.