Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ - ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ'

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ - ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1459
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / МЕТОДИКА / РЕКОМЕНДАЦИИ / СОФИНАНСИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ / ЭКСПЕРИМЕНТ / STATE SOCIAL ASSISTANCE / METHODOLOGY / RECOMMENDATIONS / CO-FINANCING / SOCIAL CONTRACT / EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Аверин Александр Николаевич, Понеделков Александр Васильевич, Колимбет Павел Сергеевич, Никоненко Наталья Дмитриевна

Государственная социальная помощь означает предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, иным категориям граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Она может оказываться на основании социального контракта, который представляет собой соглашение, заключаемое между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина. В статье рассматривается предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта, проведение эксперимента по использованию социального контракта в пилотных регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Аверин Александр Николаевич, Понеделков Александр Васильевич, Колимбет Павел Сергеевич, Никоненко Наталья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL CONTRACT - A TOOL OF STATE SOCIAL ASSISTANCE

State social assistance means providing low-income families, low-income single citizens, other categories of citizens with social benefits, social co-payments to pensions, subsidies, social services and vital goods. It may be provided on the basis of a social contract, which is an agreement between a citizen and a social protection authority in the place of residence or place of residence of the citizen.The article considers the provision of state social assistance based on a social contract, conducting an experiment on the use of a social contract in pilot regions.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ - ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ»

УДК 364

РО! 10.23672^8782-3487-8028-8

Аверин Александр Николаевич

доктор философских наук, профессор,

Институт права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации ponedelkov@uriu.ranepa.ru

Понеделков Александр Васильевич

доктор политических наук, профессор,

заведующий лабораторией, Южно-Российский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ ponedelkov@uriu.ranepa.ru

Колимбет Павел Сергеевич

аспирант кафедры политологии и этнополитики, Южно-Российский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ pkolimbet@finbridge.io

Никоненко Наталья Дмитриевна

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры информационных технологий, Южно-Российский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ natdniko@mail.ru

Alexander N. Averin

Doctor of Philosophy, Professor,

Institute of Law and National Law Security of the Russian Academy of the National Economy and Public service

in the President of the Russian Federation ponedelkov@uriu.ranepa.ru

Aleksandr V. Ponedelkov

Doctor of Political Science,

Professor,

Head of Laboratory,

South Russian Institute of Management -branch of the Russian Academy of Folk Economy and Public service under the President of the Russian Federation ponedelkov@uriu.ranepa.ru

Pavel S. Kolimbet

Postgraduate student of the Department

Political Science and Ethnopolitics,

South Russian Institute of Management -

branch of the Russian Academy of Folk

Economy and Public service

under the President of the Russian Federation

pkolimbet@finbridge.io

Natalya D. Nikonenko

Candidate of Physical

and Mathematical Sciences,

Associate Professor of the Department

Information Technology,

South Russian Institute of Management -

branch of the Russian Academy of Folk

Economy and Public service

under the President of the Russian Federation

natdniko@mail.ru

Социальный контракт -

инструмент государственной социальной помощи

Аннотация. Государственная социальная помощь означает предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, иным категориям граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Она может оказываться на основании социального контракта, который представляет собой соглашение, заключаемое между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина. В статье рассматривается предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта, проведение эксперимента по использованию социального контракта в пилотных регионах.

Social contract -

a tool of state social assistance

Annotation. State social assistance means providing low-income families, low-income single citizens, other categories of citizens with social benefits, social co-payments to pensions, subsidies, social services and vital goods. It may be provided on the basis of a social contract, which is an agreement between a citizen and a social protection authority in the place of residence or place of residence of the citizen.The article considers the provision of state social assistance based on a social contract, conducting an experiment on the use of a social contract in pilot regions.

Ключевые слова: государственная социальная помощь, методика. послание, рекомендации, софи-нансирование, социальный контракт, эксперимент.

Государственная социальная помощь означает предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, иным категориям граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров [1]. Она может оказываться на основании социального контракта, который представляет собой соглашение, заключаемое между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина. В соответствии с соглашением, орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин -реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам для стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации [2].

В социальном контракте должны быть установлены:

- предмет социального контракта; права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи;

- виды и размер государственной социальной помощи;

- порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта;

- срок действия социального контракта;

- порядок изменения и основания прекращения социального контракта.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, в которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия.

К таким мероприятиям, в частности, относятся:

- поиск работы;

- прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;

- осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; ведение личного подсобного хозяйства;

- осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта.

Keywords: state social assistance, methodology. message, recommendations, co-financing, social contract, experiment.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации. Срок может быть продлен органом социальной защиты населения по основаниям, установленным региональным нормативным правовым актом.

Необходимость применения социального контракта получила свое отражение в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. В Послании от 20 февраля 2019 года отмечается, что, в соответствии с социальным контрактом, государство оказывает гражданам помощь в трудоустройстве, повышении квалификации, предоставляет семье финансовые средства на организацию подсобного хозяйства, небольшого собственного дела. Предлагается индивидуальная программа поддержки с учетом конкретной ситуации. Человек, который берет ресурсы, одновременно берет на себя определенные обязательства: пройти переобучение, найти в соответствии с этим работу, обеспечивать свою семью, детей устойчивым доходом. В мире такой механизм действует и работает достаточно эффективно. Для тех людей, кто действительно стремится изменить свою жизнь, социальный контракт дает возможность сделать это. По экспертным оценкам, за 5 лет такой поддержкой смогут воспользоваться более 9 млн человек. Правительству поручено с 2020 года на условиях софи-нансирования с регионами оказывать содействие субъектам Российской Федерации, которые активно внедряют в практику социальные контракты [3].

В Послании от 15 января 2020 года Президент отметил, что социальный контракт должен стать индивидуальной программой повышения доходов и качества жизни для каждой нуждающейся семьи. В его рамках государство будет предоставлять гражданам регулярные выплаты, помощь по переобучению и повышению квалификации, содействие в трудоустройстве, открытии небольшого собственного дела. Государство и общество ожидают от граждан активного участия в решении собственных проблем по трудоустройству, ответственному выполнению своих обязанностей по отношению к детям и другим членам семьи [4].

Регионы внедряют социальный контракт, однако, его эффективность низкая, на снижение бедности и повышение доходов семей его влияние слабое. Показателем эффективности работы будет не количество заключенных социальных контрактов, а реальное снижение бедности. Президент РФ поручил Правительству учесть опыт пилотных проектов, обновить принципы социального контракта, расширить финансовую поддержку регионов, чтобы в 2021 году внедрить социальный контракт во всех регионах [5].

Средства на социальные контракты выделялись из регионального бюджета. В 2020 году они софи-нансируются из федерального бюджета. Правительство утвердило Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта [6]. Субсидии предоставляются в целях софинанси-рования расходных обязательств регионов, возникающих при оказании гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта. К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая в соответствии с региональными нормативными правовыми актами мероприятия:

- по поиску работы;

- прохождению профессионального обучения или получению дополнительного профессионального образования;

- осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности;

- осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

Под иными понимаются мероприятия, направленные на оказание государственной социальной помощи, для удовлетворения текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, лекарственных препаратов, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, стимулировании ведения здорового образа жизни, для обеспечения потребности семей в услугах дошкольного образования [7].

Утверждена методика оценки эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта [8], которая устанавливает перечень показателей, порядок их расчета, критерии эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, порядок определения значений и применения критериев. Оценка эффективности проводится по направлениям:

- охвата малоимущих семей и одиноко проживающих граждан, которым оказана государственная социальная помощь на основании социального контракта;

- активных действий граждан, которым оказана государственная социальная помощь на основании социального контракта, по преодолению ими трудной жизненной ситуации;

- изменения материального положения семьи и одиноко проживающего гражданина по окончании срока действия социального контракта.

Установлены критерии эффективности:

- рост значений показателей; снижение значений показателей;

- значение сводного индекса относительного роста охвата различных категорий семей государственной социальной помощью на основании социального контракта, больше 100 %.

Для оказания методической помощи региональным органам исполнительной власти при проведении в ряде субъектов Российской Федерации эксперимента по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта подготовлены рекомендации [9]. В рекомендациях определены условия, виды, размер, период оказания, порядок назначения, финансирование государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта, порядок определения состава малоимущей семьи и ее доходов.

Социальный контракт действует с 2013 года. Проводится эксперимент по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта. В 2020 году эксперимент осуществляется в 21 пилотном регионе. В 2018 году заключено 104,5 тыс. социальных контрактов, 60 % приходилось на семьи с детьми до 16 лет, средняя эффективность выхода из бедности по итогам реализации социального проекта - 35 %. С учетом всех членов семей поддержка была оказана свыше 300 тыс. человек. Средний размер единовременной денежной выплаты - 37,8 тыс. рублей. В Сахалинской области он был равен 176,4 тыс., Калининградской -100 тыс. Республике Крым - 88 тыс., Краснодарском крае - 84,1 тыс. В Калининградской области средства направлялись на переобучение членов семьи, получение другой профессии, оплату расходов по регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, приобретение основных средств производства, транспортные расходы, оплату аренды помещения [10]. В Ульяновской области заключено более 6,2 тыс. социальных контрактов, в 2019 году из регионального бюджета выделено около 47 млн. В Вологодской области на социальный контракт выделили 40 млн, его заключили 3,5 тыс. семей, средняя выплата -17 тыс., срок действия - от 3 месяцев до одного года. Деньги брали чаще всего на развитие личного подсобного хозяйства - покупку кур, телят, поросят, ремонт помещений для животных, приобретение семян, мотоблоков [11]. В 2019 году заключено 89,3 тыс. социальных контрактов. [12]. Расходовать федеральные средства в рамках социального контракта можно по трем направлениям - содействия в трудоустройстве, открытия собственного бизнеса, поддержки граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Содействие в трудоустройстве включает обучение, поиск работы, выплату стипендии в период стажировки. Обучение с последующим трудоустройством предусматривает обязанность гражданина выйти на работу. Регионы за счет собственных средств могут определять свои направления с учетом потребностей местного населения. В сельской местности заключают социальный

контракт на ведение личного подсобного хозяйства - приобретение скота, кур, пчел, посадочного материала, сельскохозяйственного инвентаря [13].

В Тыве семья получает земельный надел, 200 овец, которые через год передает другим нуждающимся семьям, оставляя себе приплод. В Республике Алтай на средства социального контракта, средний размер которого - 30 тыс., закупали коров, овец, молочных коз, домашних птиц, поросят, пчел, инкубаторы, корма, инвентарь и строительные материалы для хозяйственных построек. В Башкирии средства социального контракта используются на покупку и разведение скота, кроликов, птиц, проезд и проживание во время обучения, открытие собственного дела, в дальнейшем планируется выделение средств на развитие бизнеса, Мордовии - на погашение части долга за услуги жилищно-коммунального хозяйства, деньги перечисляются на оплату долга в коммунальную организацию при условии, что сам должник начал работать и погашать задолженность. В 2020 году сумма выплаты по социальному контракту составляет до 250 тыс., регионам выделены субсидии на 7 млрд, планируется заключить 68 тыс. с охватом более 300 тыс. человек. В 2021 году социальный контракт будет

Литература:

1. Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 29. Ст. 3699; 2020. № 29. Ст. 4516.

2. Аверин А.Н. Динамика государственных минимальных социальных гарантий / А.Н. Аверин,

A.В. Понеделков, С.А. Воронцов, А.Ю. Голобо-родько // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 5(96). С. 111-114.

3. Нацпроект - сильная комфортная Россия // Российская газета. 2019. 21 февраля.

4. Власть, бизнес, гражданское общество: модели взаимодействия (отечественный и зарубежный опыт) / О.В. Локота, А.В. Буров, А.Ю. Шутов, С.А. Зуев, А.В. Понеделков, А.М. Старостин, С.А. Воронцов, В.П. Ляхов, В.Ю. Новожилов,

B.Н. Моисеев, А.А. Горбунов, Д.К. Григорян, А.П. Яланский. Информационно-аналитические материалы Круглого стола с международным участием. Ростов-н/Д., 2016.

5. Помочь тем, кому труднее // Российская газета. 2020. 16 января.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2019 года № 1559 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2019. № 49 (часть VI). Ст. 7137.

применяться во всех регионах, в федеральном бюджете предусмотрено 22 млрд.

Обсуждаются изменения в Государственную программу Российской Федерации «Социальная поддержка населения». Они касаются возможности приобретения товаров и услуг для обучения детей, материально-производственных запасов, расходных материалов, аренду помещений и оборудования для предпринимательской деятельности. Граждане должны представлять документы, подтверждающие выполнение мероприятий программы социальной адаптации по поиску работы, если по условиям соглашения устраиваются на работу самостоятельно [14].

Подводя итоги, следует отметить, что оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта не предусматривает отказ от других форм ее предоставления. Суть социального контракта состоит в том, что это -договор о взаимных обязательствах между семьей и органом социальной защиты населения. Орган социальной защиты населения оказывает помощь семье, которая берет на себя определенные в программе социальной адаптации обязательства. Иначе говоря, деньги даются для перехода семьи на самообеспечение.

Literature:

1. Federal law of July 17 1999 № 178-FZ «On state social assistance» // Collection of legislation of the Russian Federation. 1999. № 29. Art. 3699; 2020. № 29. Art. 4516.

2. Averin A.N. Dynamics of state minimum social guarantees / A.N. Averin, A.V. Ponedelkov, S.A. Vo-rontsov, A.Yu. Goloborodko // Science and education: economy and economy; entrepreneurship; law and management. 2018. № 5(96). P. 111-114.

3. National project - a strong comfortable Russia // Russian newspaper. 2019. February 21.

4. Government, business, civil society: models of interaction (domestic and foreign experience) / O.V. Lokota, A.V. Burov, A.Yu. Shutov, S.A. Zuev, A.V. Ponedelkov, A.M. Starostin, S.A. Vorontsov, V.P. Lyakhov, V.Yu. Novozhilov, V.N. Moiseev, A.A. Gorbunov, D.K. Grigoryan, A.P. Yalansky. Information and analytical materials of the Round table with international participation. Rostov-on/D., 2016.

5. Help those who are more difficult // Russian newspaper. 2020. January 16.

6. Resolution of the Government of the Russian Federation of November 30, 2019 № 1559 «On amendments to the state program of the Russian Federation «Social support of citizens» and recognition as invalid of certain acts of the Government of the Russian Federation» // Collection of legislation of the Russian Federation. 2019. № 49 (part VI). Art. 7137.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Понеделков А.В. Социальные запросы и характер трансформации региональных политико-административных элит в условиях современных системных вызовов: по материалам межрегионального социологического исследования / А.В. Понеделков, Т.В. Игнатова, С.А. Воронцов, М.А. Васьков // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. № 1. С. 11-19.

8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Федеральной службы государственной статистики от 30 сентября 2013 года № 506н/389 «Об утверждении методики оценки эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта» // Российская газета. 2014. 19 февраля.

9. Информационное письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2010 года, № 13-1/10/2-4573 «О направлении рекомендаций по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта». йяь : ИНр://ммм.соп8и11ап1.ги/8еагсИ/?я=%

10. Гусенко М. Папа сможет / М. Гусенко, С. Пе-соцкая, В. Таюрский // Российская газета. 2019. 24 июня.

11. Ахмеров В. Шанс на достаток / В. Ахмеров, М. Гусенко, С. Цыганкова // Российская газета. 2019.26 февраля.

12. Манукиян Е. Легки на подъемные // Российская газета. 2020. 24 июля.

13. Аверин А.Н. Денежные доходы населения как составная часть социальной политики государства / А.Н. Аверин, А.В. Понеделков, С.А. Воронцов, А.Ю. Голобородько // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2017. № 4. С. 128-132.

14. Подъемные механизмы // Российская газета. 2020. 24 марта.

7. Ponedelkov A.V. Social requests and the nature of transformation of regional political and administrative elites in the conditions of modern system challenges: based on the materials of interregional socio l ogical research / A.V. Ponedelkov, T.V. Ignatova, S.A. Vorontsov, M.A. Vaskov // State and municipal management. Scientific notes. 2019. № 1. P. 11-19.

8. Order of the Ministry of labor and social protection of the Russian Federation and the Federal state statistics service of September 30, 2013 № 506n/389 «On approval of the methodology for evaluating the effectiveness of state social assistance on the basis of a social contract» // Rossiyskaya Gazeta. 2014. February 19.

9. Information letter of the Ministry of health and social development of the Russian Federation dated June 1, 2010, № 13-1/10/2-4573 «On sending recommendations on providing state social assistance to low-income families and low-income citizens living alone on the basis of a social contract». URL : http://www.consultant.ru/search/?q=%

10. Gusenko M. Papa will be able / M. Gusenko, S. Pesotskaya, V. Taursky // Russian newspaper.

2019. June 24.

11. Akhmerov V. Chance for prosperity / V. Akhmerov, M. Gusenko, S. Tsygankova // Russian newspaper. 2019. February 26.

12. Manukian E. Easy to lift // Russian newspaper.

2020. July 24.

13. Averin A.N. Monetary incomes of the population as an integral part of the social policy of the state / A.N. Averin, A.V. Ponedelkov, S.A. Vorontsov, A.Yu. Goloborodko // State and municipal management. Scientific notes. 2017. № 4. P. 128-132.

14. Lifting mechanisms // Russian newspaper. 2020. March 24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.