Научная статья на тему 'ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ РОССИЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ'

ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ РОССИЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
303
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЕЖНЫЙ ДОХОД / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / INCOME / INCOME DIFFERENTIATION / WAGES / SOCIAL SUPPORT MEASURES / SOCIAL SPHERE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аверин Александр Николаевич, Понеделков Александр Васильевич, Мищенко Яна Петровна, Терещенко Виктор Викторович

Одной из стратегических задач в развитии российского государства и общества на ближайшее десятилетие является сохранение населения, здоровья и благополучия людей, в ее рамках определен целевой показатель - снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года. Во многом достижение этой цели будет зависеть от конструктивной работы региональных административно-политических элит, что одновременно будет способствовать укреплению национальной безопасности Российской Федерации. Авторами рассматривается уровень и структура денежных доходов населения, дифференциация заработной платы по федеральным округам и регионам, оплата труда работников социальной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аверин Александр Николаевич, Понеделков Александр Васильевич, Мищенко Яна Петровна, Терещенко Виктор Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CASH INCOME OF THE RUSSIAN POPULATION

One of the strategic objectives in the development of the Russian state and society for the next decade is to preserve the population, health and well-being of people, within its framework set a target - reducing the poverty rate by half compared to 2017. In many ways, achieving this goal will depend on the constructive work of regional administrative and political elites, which will simultaneously contribute to strengthening the national security of the Russian Federation. The level and structure of the population's income is considered, wage differentiation by federal districts and regions, and the wages of social workers.

Текст научной работы на тему «ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ РОССИЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ»

УДК 332

РО! 10.23672/13839-6866-5509-1

Аверин Александр Николаевич

доктор философских наук, профессор,

Институт права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации [email protected]

Понеделков Александр Васильевич

доктор политических наук, профессор,

заведующий лабораторией, Южно-Российский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации [email protected]

Мищенко Яна Петровна

кандидат социологических наук, доцент,

Южно-Российский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации [email protected]

Терещенко Виктор Викторович

аспирант кафедры политологии и этнополитики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Южно-Российский институт управления (филиал)

[email protected]

Денежные доходы

российского населения

Alexander N. Averin

Doctor of Philosophical Science, Professor,

Institute of Law and National Security of the Russian Academy National Economy and Civil Service under to the President of the Russian Federation [email protected]

Aleksandr V. Ponedelkov

Doctor of Political Science,

Professor,

Head of Laboratory,

South Russian Institute of Management -

branch of the Russian Academy

of the National Economy and Public Service

under to the President

of the Russian Federation

[email protected]

Yana P. Mishchenko

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor,

South Russian Institute of Management -

branch of the Russian Academy

of the National Economy and Public Service

under to the President

of the Russian Federation

[email protected]

Viktor V. Tereshchenko

Postgraduate student of the Department

of Political Science and Ethnopolitics,

Russian Academy of Folk

Economy and Public Service

under the President

of the Russian Federation,

South Russian Institute of Management

(branch)

[email protected]

Cash income

of the russian population

Аннотация. Одной из стратегических задач в развитии российского государства и общества на ближайшее десятилетие является сохранение населения, здоровья и благополучия людей, в ее рамках определен целевой показатель - снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года. Во многом достижение этой цели будет зависеть от конструктивной работы региональных административно-политических элит, что одновременно

Annotation. One of the strategic objectives in the development of the Russian state and society for the next decade is to preserve the population, health and well-being of people, within its framework set a target -reducing the poverty rate by half compared to 2017. In many ways, achieving this goal will depend on the constructive work of regional administrative and political elites, which will simultaneously contribute to strengthening the national security of the Russian Federation.

будет способствовать укреплению национальной безопасности Российской Федерации. Авторами рассматривается уровень и структура денежных доходов населения, дифференциация заработной платы по федеральным округам и регионам, оплата труда работников социальной сферы.

Ключевые слова: денежный доход, дифференциация доходов, заработная плата, меры социальной поддержки, социальная сфера.

The level and structure of the population's income is considered, wage differentiation by federal districts and regions, and the wages of social workers.

Keywords: income, income differentiation, wages, social support measures, social sphere.

Президент Российской Федерации определил в качестве национальной цели развития страны на период до 2030 года сохранение населения, здоровья и благополучия людей. В рамках этой цели он определил целевой показатель -снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года [1]. Во многом ее достижение будет зависеть от конструктивной работы региональных административно-политических элит, что одновременно будет способствовать и укреплению национальной безопасности Российской Федерации [2].

В качестве границы бедности используется величина прожиточного минимума. В 2017 году численность населения с денежными доходами ниже этого уровня составила 18,9 млн человек, т.е., 12,9 % от общей численности населения, в 2019 году - 18,1 млн человек или 12,3 %, а во втором квартале 2020 года - 13,5 %. Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения была равна соответственно 10088; 10890; 11468 рублей. [3; 4; 5].

Денежные доходы населения включают:

- оплату труда наемных работников;

- доходы от предпринимательской и производственной деятельности;

- социальные выплаты;

- доходы от собственности (дивиденды, проценты, начисленные по денежным средствам на банковских счетах физических лиц в кредитных организациях);

- выплату доходов по государственным и другим ценным бумагам;

- инвестиционный доход;

- другие денежные поступления.

К социальным выплатам относятся пенсии, пособия, стипендии и другие выплаты; к доходам от собственности - дивиденды, проценты, начисленные по денежным средствам на банковских счетах физических лиц в кредитных организациях. Инвестиционный доход представляет собой доход от собственности держателей полисов. В 2019 году среднедушевые денежные доходы населения были равны 35249 рублей. Структура денежных доходов населения следующая: доходы от предпринимательской деятельности

составляли 6,1 % от общего объема, оплата труда - 57,9 %, социальные выплаты - 19 %, доходы от собственности - 4,4 %, другие доходы -12,6 %. Основная доля расходов приходилась на покупку товаров и оплату услуг (81,3 %). Доля обязательных платежей и разнообразных взносов составила 15,3 %, приобретения недвижимости - 2,4 %, прирост финансовых активов - 1 %, в том числе, прирост денег на руках у населения -0,4 % [3]. Во втором квартале 2020 года денежные доходы населения составляли 34513 рублей [6].

В Послании Президента Федеральному Собранию 15 января 2020 года отмечается, что «есть острейшая проблема, которая является прямой угрозой нашему демографическому будущему, -это низкие доходы значительной части наших граждан, семей» [7]. Существует значительная дифференциация денежных доходов населения. Об этом свидетельствует распределение общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения. На первую группу россиян с наименьшими доходами приходилось 5,3 %, на вторую - 10,1 %, на третью - 15,1 %, на четвертую - 22,6 %, на пятую с наибольшими доходами -46,9 %.

Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), характеризующий степень социального расслоения, определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10 % населения с самыми высокими доходами и 10 % населения с самыми низкими доходами, был равен 15,4. Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) - 0,411. Он характеризует степень отклонения линии фактического распределения общего объема доходов населения от линии их равномерного распределения. Величина коэффициента может варьироваться от 0 до 1, при этом, чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.

У наемных работников основным источником дохода является оплата труда [8]. Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций в 2019 году составила 47468 рублей, 733 доллара США. Уровни их заработной платы значительно различаются по видам экономической деятельности. Среднемесячная начисленная заработная плата работников, занятых добычей сырой нефти и природного газа, была равна 135026 руб., производством табачных изделий - 108036 руб., финансовой и страховой деятельностью -102992 руб. Вместе с тем, низкий уровень

среднемесячной начисленной заработной платы был в производстве одежды - 20552 руб., кожи и изделий из кожи - 26067 руб., текстильных изделий - 26196 руб., мебели - 26719 руб., деятельности почтовой связи и курьерской деятельности -26732 руб., в деятельности гостиниц и предприятий общественного питания - 27947 руб., в обработке древесины и производстве изделий из дерева и пробки, кроме мебели, в производстве изделий из соломки и материалов для плетения -28768 руб. [3].

В течение многих лет особое внимание уделяется повышению заработной платы в социальной сфере. Подтверждением этому может служить Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [9]. Правительству было поручено обеспечить доведение средней заработной платы педагогических работников общего образования, дошкольных образовательных учреждений, преподавателей и мастеров производственного обучения начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в регионе. Средняя заработная плата врачей, преподавателей учреждений высшего образования, научных сотрудников должна быть повышена до 200 % от средней заработной платы в регионе. Президент в Послании Федеральному Собранию 15 января 2020 года особо отметил: «Не раз я заострял внимание на том, что все параметры по уровню зарплаты учителей, врачей, бюджетников, в целом, заданные в майских указах еще 2012 года, должны строго соблюдаться... Подчеркну, речь идет о людях, специалистах, которые работают в важнейших для общества и страны сферах, их труд должен оплачиваться достойно и справедливо» [5].

Подобный подход является одновременно серьезным фактором профилактики коррупционных правонарушений, так как анализ зарубежного опыта показывает, что только мерами уголовно-правового пресечения эту проблему не решить, ибо репрессивные меры сводятся не к борьбе с коррупцией, а к борьбе с коррупционерами, что не подрывает основ самой коррупции как явления [10].

В настоящее время средняя заработная плата работников социальной сферы и науки в организациях муниципальной собственности ниже среднероссийского уровня, она также меньше по сравнению с организациями федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации. Исключение составляют педагоги образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. У них уровень средней заработной платы выше, чем у работников организаций собственности субъектов Российской Федерации и среднероссийского уровня. У одних категорий работников - педагогов общего образования, преподавателей и мастеров среднего и начального профессионального образования, врачей, среднего и младшего медицинского персонала, работников учреждений культуры, научных

сотрудников средняя заработная плата в организациях федеральной собственности больше сравнительно с организациями собственности субъектов Российской Федерации. У других категорий она меньше - у педагогов дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, преподавателей учреждений высшего образования, социальных работников.

Отношение средней заработной платы к оценке среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц превышает в 2,1-2,6 раза у преподавателей учрежден и й высшего образования, врачей, научных сотрудников. Процентное отношение средней заработной платы младшего медицинского персонала, социальных работников еще меньше. Такая же ситуация сложилась у педагогов дошкольных образовательных учреждений по отношению к средней заработной плате в сфере общего образования в субъекте Российской Федерации, у педагогов учреждений дополнительного образования по отношению к средней заработной плате учителей в субъекте Российской Федерации.

Существует большой разрыв в оплате труда преподавателей и руководителей вузов. В 75 вузах, подведомственных Министерству науки и высшего образования, только у 30 % преподавателей заработная плата соответствует двум заработным платам в экономике. Заработная плата ассистента, доцента в 15 раз меньше заработной платы ректора и проректора. Зарплата преподавателей составляет от 30 тыс. до 70 тыс. руб., ректоров - от 300 тыс. до 1 млн руб. [11].

В 2020 году в условиях пандемии медицинские и социальные работники, которые проводят непосредственную работу с больными с коронавиру-сом, получают с 01 апреля до конца года ежемесячные стимулирующие выплаты. Лечащие врачи получают 80 тыс. руб., врачи службы скорой помощи, фельдшеры и медицинские сестры -50 тыс. руб., медицинские сестры и фельдшеры, младший медицинский персонал, водители экипажей скорой помощи - 25 тыс. руб. Выплаты освобождаются от подоходного налога. Осуществляются стимулирующие выплаты работникам стационаров - домов престарелых, интернатов для инвалидов, в которых работники проживают не менее двух недель. Врачам выплачивается 40 тыс. руб. за каждую смену и 60 тыс. руб., если они во время смены оказывали помощь людям, заразившимся коронавирусом, социальным работникам, педагогам, среднему медицинскому персоналу, соответственно - 25 тыс. и 35 тыс. руб., младшему медицинскому персоналу -15 тыс. и 20 тыс. руб., техническому персоналу -10 тыс. и 15 тыс. руб. Существуют стимулирующие выплаты за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам бюджетных организаций, которые помогают людям с коронави-русной инфекцией. В стационарах врачи - инфекционисты, анестезиологи, реаниматологи получают 100 % от средней зарплаты за 9 месяцев 2019 года, врачи - 80 %, медицинские сестры -50 %, санитары - 30 %, в службе скорой помощи

и поликлиниках медицинские сестры и фельдшеры - 40 %, фельдшеры по приему вызовов, санитары - 20 % [12].

Для повышения уровня денежных доходов действуют меры социальной поддержки [13]. Осуществлялась выплата в 10 тыс. рублей в июне на детей в возрасте от 3 до 16 лет, июле - от 0 до 16 лет 5 тыс. руб. - в апреле, мае, июне - на детей от 0 до 3 лет 7 тыс. руб. С апреля по август 2020 г. максимальное ежемесячное пособие по безработице для людей, потерявших работу после 01 марта 2020 г., независимо от их дохода составляет 12130 руб. В апреле - сентябре безработному родителю на каждого ребенка до 18 лет ежемесячно выплачивались 3 тыс. руб. Минимальный размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет - составляет 6752 руб. С доходом ниже двух прожиточных минимумов на человека 1,6 млн

Литература:

1. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития на период Российской Федерации до 2030 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 30. Ст. 4884.

2. Воронцов С.А. Роль и влияние административно-политических элит в процессе обеспечения национальной безопасности на Юге России / С.А. Воронцов, А.В. Понеделков, Р.Х. Усманов // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2014. № 2(39). С. 234-244.

3. Россия в цифрах 2020. Статистический сборник. ШЬ : //https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b20_11/ Main.htm

4. Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в I полугодии 2020 года // Российская газета. 2020. 10 сентября.

5. Манукиян Е. Ориентир для соцподдержки // Российская газета. 2020. 21 сентября.

6. Аверин А.Н. Денежные доходы населения как составная часть социальной политики государства / А.Н. Аверин, А.В. Понеделков, С.А. Воронцов, А.Ю. Голобородько // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2017. № 4. С. 128-132.

7. Помочь тем, кому труднее // Российская газета. 2020. 16 января.

8. Аверин А.Н. Уровень заработной платы в Российской Федерации / А.Н. Аверин, А.В. Понеделков, С.А. Воронцов, А.Ю. Голобородько // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 5(96). С. 115-118.

9. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 19. Ст. 2334.

семей получают выплаты на детей до 3 лет в размере регионального прожиточного минимума на ребенка [14].

В течение трех месяцев включительно по сентябрь 2020 г. 12130 руб. получают индивидуальные предприниматели, прекратившие свою деятельность. В 21 регионе малоимущие получают средства по социальному контракту: 54,1 % - на преодоление сложной жизненной ситуации, 36,5 % - на помощь в поисках работы, 9,4 % - на д ру ги е цели.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что государство даже в столь сложных экономических условиях, вызванных эпидемией ко ро н а в ируса, выполняет свои обязательства по поддержке наименее социально защищенных слоев населения.

Literature:

1. Decree of the President of the Russian Federation № 474 of July 21, 2020 «On national development goals for the period of the Russian Federation until 2030» // Collection of legislation of the Russian Federation. 2020. № 30. Art. 4884.

2. Vorontsov S.A. The role and influence of administrative and political elites in the process of ensuring national security in the South of Russia / S.A. Vorontsov, A.V. Ponedelkov, R.H. Usmanov // Caspian region: politics, economy, culture. 2014. № 2(39). P. 234-244.

3. Russia in numbers 2020. Statistical collection. URL : //https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b20_11/Main. htm.

4. Main indicators of the socio-economic situation of the subjects of the Russian Federation in the first half of 2020 // Russian newspaper. 2020. September 10.

5. Manukian E. Reference point for social support // Russian newspaper. 2020. September 21.

6. Averin A.N. Monetary incomes of the population as an integral part of the social policy of the state / A.N. Averin, A.V. Ponedelkov, S.A. Vorontsov, A.Yu. Goloborodko // State and municipal management. Scientific notes. 2017. № 4. P. 128-132.

7. Help those who find it more difficult // Russian newspaper. 2020. January 16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Averin A.N. Level of wages in the Russian Federation / A.N. Averin, A.V. Ponedelkov, S.A. Vorontsov, A.Yu. Goloborodko // Science and education: economy and Economics; entrepreneurship; law and management. 2018. № 5(96). P. 115-118.

9. Decree of the President of the Russian Federation of may 7, 2012 «On measures to implement the state social policy» // Collection of legislation of the Russian Federation. 2012. № 19. Art. 2334.

10. Воронцов С.А. Об использовании в противодействии коррупции в России основных принципов зарубежных антикоррупционных технологий, показавших высокую эффективность // Юристъ-Правоведъ. 2011. № 1 (44). С. 88-94.

11. Замахина Т. Ближе к профессору // Российская газета. 2020. 17 сентября.

12. Манукиян Е. Финансы // Российская газета. Неделя. 2020. 16 сентября.

13. Аверин А.Н. Динамика государственных минимальных социальных гарантий / А.Н. Аверин, А.В. Понеделков, С.А. Воронцов, А.Ю. Голобо-родько // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 5(96). С. 111-114.

14. Меры социальной поддержки граждан, действующие в 2020 году // Российская газета. 2020. 15 сентября.

10. Vorontsov S.A. On the use of the main principles of foreign anti-corruption technologies that have shown high efficiency in countering corruption in Russia. 2011. № 1(44). P. 88-94.

11. Zamakhina T. Closer to the Professor // Russian newspaper. 2020. September 17.

12. Manukian E. Finance // Rossiyskaya Gazeta. A week. 2020. September 16.

13. Averin A.N. Dynamics of state minimum social guarantees / A.N. Averin, A.V. Ponedelkov, S.A. Vorontsov, A.Yu. Goloborodko // Science and education: economy and Economics; entrepreneurship; law and management. 2018. № 5(96). P. 111-114.

14. Measures of social support for citizens in force in 2020 // Russian newspaper. 2020. September 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.