Научная статья на тему 'Особенности государственного регулирования внешнеэкономических связей региона в современных условиях (на примере Республики Хакасия)'

Особенности государственного регулирования внешнеэкономических связей региона в современных условиях (на примере Республики Хакасия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ИНВЕСТИЦИИ / ЭКСПОРТЁР / ИМПОРТЁРЫ / ETHICS / ETHIC VALUES / MORALITY / PATRIOTISM / FOLKLORE / SHOR FAIRY TALES / JUNIOR SCHOOL AGE / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куценко Светлана Юрьевна

В статье рассматривается механизм государственного регулирования современных внешнеэкономических связей на региональном уровне. Анализ осуществления внешнеэкономических связей и особенностей их госрегулирования проводится на примере Республики Хакасия. Выявляются перспективы разработки и внедрения программ внешнеэкономической деятельности на основе российского и мирового опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Folklore of the Peoples of the USSR and Russia in the System of Morality Education in Primary School

This article highlights the problem of education of moral and ethical values and patriotism in children of the primary school age through the study of Shor fairy tales. The author substantiates the importance of referring to the production of folk art as a basis for forming a tolerant, respectful attitude to both native and non-national culture. The author characterizes the rich nature of tales of the Shor people, their potential in the process of teaching and educating the primary school children.

Текст научной работы на тему «Особенности государственного регулирования внешнеэкономических связей региона в современных условиях (на примере Республики Хакасия)»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 332.025.12:[332.14+339.9]

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РЕГИОНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ)

С. Ю. Куценко

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассматривается механизм государственного регулирования современных внешнеэкономических связей на региональном уровне. Анализ осуществления внешнеэкономических связей и особенностей их госрегулирования проводится на примере Республики Хакасия. Выявляются перспективы разработки и внедрения программ внешнеэкономической деятельности на основе российского и мирового опыта.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, международная торговля, инвестиции, экспортёр, импортёры.

Предметом исследования в данной статье является государственное регулирование внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. Цель исследования связана с выявлением особенностей госрегулирования внешнеэкономических связей на региональном уровне. Изучение механизма регулирования государством экономических связей его субъектов с зарубежными инвесторами/партнёрами осуществляется на примере Республики Хакасия.

Республика Хакасия, как и любой субъект Российской Федерации, заинтересована в привлечении инвестиций - как внутренних, так и зарубежных. Для привлечения внимания потенциальных инвесторов необходимо создавать систему льгот и гарантий, устанавливаемую как в законодательном порядке, так и в рамках специальных соглашений правительства с конкретными компаниями-инвесторами. Не является секретом то, что превращение потенциальных возможностей для привлечения капитала в регионы в возможности реальные зависит от сложившегося инвестиционного климата, формирующегося на национальном уровне. Отсюда следует, что законодательное регулирование внешнеэкономических связей на государственном уровне есть важнейшая составляющая инвестиционного риска.

На территории большинства регионов России действует единое общефедеральное законодательство, видоизменённое в отдельных субъектах в соответствии с принятыми в них региональными законодательными нормами.

Инвестиционная среда на региональном уровне имеет специфические особенности, что в свою очередь обусловлено особенностями как социально-экономической и политической ситуации в регионе, так и инвестиционной политикой региональных органов управления. Эта политика должна быть частью общей политики развития внешнеэкономической деятельности в регионах; она может явиться сильнейшим фактором, влияющим на формирование всей системы внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации.

Для привлечения иностранных инвестиций необходимо определить рычаги и методы их стимулирования и регулирования, включающие как непосредственную работу с зарубежными инвесторами, с конкретными инвестиционными проектами, так и косвенные методы, связанные с созданием общих благоприятных условий для инвестиций. При этом может возникнуть необходимость совершенствования организационной структуры управления в том или ином субъекте с целью приспособления его к задачам осуществления инвестиционной политики.

Деятельность региональных органов по формированию общих условий привлечения иностранного капитала могла бы обеспечить:

- создание, поддержку и расширение банка данных об инвестиционных возможностях региона и предложениях зарубежных фирм;

- содействие российским фирмам в поиске потенциальных зарубежных партнёров для реализации совместных проектов;

- широкую рекламу инвестиционных возможностей региона. Организация данного условия возможна, в частности, через издание буклетов, подготовку реестра предприятий региона и каталога инвестиционных проектов, организацию выставок, проведение конференций и т. д.

Однако анализ деятельности различных управленческих структур, связанных с регулированием внешнеэкономических связей, показывает, что их действия зачастую не скоординированы, у них отсутствует чёткое распределение функций и полномочий. В связи с этим представляется целесообразным создание в рамках администраций регионов специального подразделения, которое занималось бы исключительно вопросами привлечения иностранного капитала. В задачи этого подразделения должны входить выработка критериев, методики отбора рычагов и механизмов стимулирования и поддержки притока иностранных инвестиций в проекты, в наибольшей степени отвечающие интересам данного региона.

Привлечение иностранных инвестиций и вложение средств в проект из инвестиционного каталога связаны также с проблемой обеспечения возвратности кредитных средств. Этот вопрос частично может решить создан-

ный для этой цели территориальный инвестиционно-залоговый фонд. Основной задачей такого фонда может стать разработка интегрированной программы финансирования социальных проектов, включая долевое участие в инвестиционных программах с иностранным участием, предусматривающих помощь предприятиям малого и среднего бизнеса, а также финансирование предприятий перерабатывающей промышленности. Доступ предпринимателей к правовой и иной коммерческой информации можно обеспечить на договорной основе через коммерческую организацию, деятельность которой каким-либо образом контролировалась бы администрацией региона.

Субъекты Российской Федерации в пределах своей компетенции в соответствии с российским законодательством имеют право проводить переговоры и заключать соглашения об осуществлении внешнеэкономических связей с субъектами иностранных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также открывать свои представительства в иностранных государствах в целях реализации соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Помимо сказанного, субъекты РФ имеют право формировать и реализовывать региональные программы внешнеторговой деятельности [1, с. 18].

Однако не все субъекты Российской Федерации могут воспользоваться названными правами, так как финансирование реализации этих прав должно осуществляться из средств региональных бюджетов. Но зачастую в настоящее время финансирование программ внешнеторговой деятельности для некоторых регионов России не представляется возможным вследствие недостатка свободных финансовых средств. Так, в Сибирском федеральном округе самыми крупными участниками внешнеторговой деятельности являются Красноярский край, Новосибирская, Кемеровская, Иркутская, Омская области. Эти регионы являются лидерами в промышленном производстве Сибири, расположены на больших территориях, обладают богатыми природными и достаточными людскими ресурсами. И лидируют они прежде всего за счёт экспорта топливно-энергетических ресурсов.

Республика Хакасия имеет все возможности и условия для расширения внешнеэкономических связей, так как она относится к одному из регионов России, промышленность которого развивается опережающими темпами. Так, если индекс промышленного производства за 2016 год составил по Российской Федерации 101,1 %, то по Республике Хакасия он равнялся 109,3 %. Лидерами промышленного производства Хакасии в указанном году являлись следующие отрасли: добыча полезных ископаемых, производство электроэнергии, газа, питьевой и минеральной воды. Республика Хакасия занимает 6-е место среди регионов Сибири и 40-е место по России по объёму ВРП на душу населения. По объёму добычи полезных ископаемых Республика Хакасия занимает 3-е место среди регионов Сибири и 15-е место по России.

Механизм регулирования внешнеэкономической деятельности на региональном уровне, являясь частью механизма общероссийского уровня, в то же время имеет свой самостоятельный блок, включающий как финансовые, так и нефинансовые элементы. К финансовым элементам относится право региональных органов власти на предоставление для предприятий и организаций, участвующих во внешнеэкономической деятельности, кредитов на льготных условиях для расширения их деятельности. Более обширную группу представляют нефинансовые рычаги участия администраций регионов в поддержке развития их внешнеэкономических связей.

Для осуществления программ внешнеэкономической деятельности регионам необходим дополнительный источник доходов. Поэтому, по нашему мнению, в федеральное законодательство необходимо ввести следующие пункты:

- обеспечение права субъектов федерации на проведение льготной политики по отношению к участникам внешнеэкономической деятельности в пределах своей территории;

- предоставление субъектам дополнительных гарантий на кредитование и страхование внешнеэкономических сделок регионального характера, на установление взаимовыгодных отношений с зарубежными партнёрами и заключение сделок в интересах социально-экономического развития территории.

Представляется необходимым создание регионального фонда поддержки экспорта, разработка системы страхования экспортных кредитов под инвестиционные проекты. Практическую помощь регионам может оказать включение их представителей в состав правительственных делегаций для участия в переговорах по вопросам, относящимся к сфере экономических интересов соответствующего региона.

В Республике Хакасия совместно с региональными органами власти и заинтересованными инвесторами сформирована территориальная схема развития промышленности, включившая в себя те инвестиционные проекты, которые способствовали бы увеличению экспортоориентированного производства региона, развитию его внешнеэкономических связей. Эффективное использование потенциала отраслей промышленности республики (доля которых в валовом региональном продукте составляет около 40 %), таких как цветная и чёрная металлургии и топливно-энергетический комплекс, способно обеспечить высокие темпы социально-экономического развития региона, которые возможны при условии комплексного подхода к реализации крупных инвестиционных проектов, направленных на модернизацию действующих и создание новых высокотехнологичных производств [2, с. 31]. Это в дальнейшем будет способствовать формированию новых центров промышленного развития на территории Российской Федерации и Сибирского федерального округа, повысит конкурентоспособность промышленности Хакасии.

Таким образом, основу для роста промышленности Хакасии будут формировать опорные инвестиционные проекты. Территориальная схема инвестиционных проектов, разработанная региональными органами власти Республики Хакасия и инвесторами, предполагает комплексное развитие её территории с использованием имеющегося ресурсного потенциала республики. Существенное значение для развития экономики Хакасии и

России имеет инвестиционный проект - это строительство завода по производству электролитического металлического марганца мощностью до 80 тыс. тонн в год для изготовления спецсталей на базе руд Усинского месторождения. Другой важный проект - это комплексное развитие предприятий цветной металлургии с целью увеличения переработки сырого кокса, производимого российскими компаниями, и производства товарного алюминия. Третий инвестиционный опорный проект - это дальнейшее развитие Саяно-Шушенского гидроэнер-гокомплекса, предполагающее модернизацию оборудования и обеспечение безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений. Четвёртый опорный проект - это развитие градообразующих предприятий в городе Аба-зе и посёлке Вершина Тёи.

Таким образом, на уровне Республики Хакасия имеется научно продуманная стратегия как развития экспор-тоориентированного производства, так и привлечения инвестиций, в том числе иностранных, что в конечном итоге повысит результативность внешнеэкономической деятельности региона.

Библиографический список

1. Конституция Республики Хакасия. Принята на XVII сессии Верховного Совета Республики Хакасия (первого созыва) 1995 года. - Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2000. - 50 с.

2. Куценко, С. Ю. Современные тенденции в развитии внешнеэкономических связей регионов (на примере Республики Хакасия) / С. Ю. Куценко // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. - 2015. - № 13. - С. 30-32.

© Куценко С. Ю., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.