Научная статья на тему 'Государственное регулирование внешнеэкономических связей (об опыте создания особой экономической зоны на примере Республики Хакасия)'

Государственное регулирование внешнеэкономических связей (об опыте создания особой экономической зоны на примере Республики Хакасия) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
99
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / SPECIAL ECONOMIC ZONE / EXTERNAL ECONOMIC ACTIVITIES / INVESTMENT / EXPORT / IMPORT / CUSTOMS DUTIES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Куценко Светлана Юрьевна

В статье проанализирован опыт создания особой экономической зоны в формате государственного регулирования внешнеэкономических связей на региональном уровне. Выявлены перспективы создания особой экономической зоны в Республике Хакасия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On State Regulation of External Economic Relations (about the Experience of Creating a Special Economic Zone as Exemplified by the Republic of Khakassia)

The article analyzes the experience of creating a special economic zone in the format of the state regulation of external economic relations at the regional level. The author reveals prospects of creating a special economic zone in the Republic of Khakassia.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование внешнеэкономических связей (об опыте создания особой экономической зоны на примере Республики Хакасия)»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 339.9(571.513)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ (ОБ ОПЫТЕ СОЗДАНИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ)

С. Ю. Куценко

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье проанализирован опыт создания особой экономической зоны в формате государственного регулирования внешнеэкономических связей на региональном уровне. Выявлены перспективы создания особой экономической зоны в Республике Хакасия.

Ключевые слова: особая экономическая зона, внешнеэкономическая деятельность, инвестиции, экспорт, импорт, таможенные пошлины.

Региональные связи в широком смысле включают участие факторов производства, а также продукции и услуг, производимых в регионе, в формировании как общероссийского, так и мирового рынка. Между условиями и механизмом формирования этих связей при административно-распределительных отношениях существовал глубокий разрыв, определявшийся высокой изолированностью внутреннего рынка от мирового. С расширением внешнеэкономических связей, открытием экономического пространства России, становлением валютного рынка острые грани между внутренним и внешним рынком постепенно сглаживаются и стираются. Это означает, что как экспортёры могут выбирать между внутренними и внешними потребителями, так и импортёры - между внутренними и внешними поставщиками.

Важной формой внешнеэкономических связей является привлечение иностранных инвестиций. Для большинства российских регионов одна из злободневных проблем, решение которой может стать ключом для выхода на устойчивый путь развития, - это оживление инвестиционной деятельности, в том числе и за счёт иностранных инвестиций. Это осознают и руководители региональных органов власти, и исследователи, занимающиеся проблемами привлечения инвестиций. Заинтересованность в привлечении инвестиций из-за рубежа вынуждает создавать систему льгот и гарантий, устанавливаемых как в законодательном порядке, так и в рамках специальных соглашений правительства с конкретными компаниями-инвесторами.

Превращение потенциальных возможностей привлечения капитала в регион в возможности реальные зависит от сложившегося инвестиционного климата, формирующегося на национальном уровне, так как законодательство есть важнейшая составляющая инвестиционного риска. Необходимо отметить неравномерное распределение прямых иностранных инвестиций между регионами Российской Федерации, при котором большинство субъектов оказывается в стороне от потоков иностранных инвестиций. Доминирующее положение занимает Центральный район, доля которого доходит до 73 %. Доля иностранных инвестиций в экономику сибирских регионов традиционно незначительна.

На инвестиционную привлекательность региона влияет множество факторов, при этом учитываются и природный, и экономический потенциал, и транспортно-географическое положение, и позиция региональных властей. Инвестиционная привлекательность западной и восточной частей Сибири оценивается неодинаково, несмотря на приблизительно равный объём иностранных инвестиций. Так, инвестиционная привлекательность западной части Сибири может быть оценена как средняя, даже исходя из транспортно-географического положения; восточной - как низкая, даже с учётом богатого природно-ресурсного потенциала.

В настоящее время ситуация не изменилась, и во многие восточные регионы вложений инвестиций, в том числе иностранных, не предполагается. Приведённые оценки, несмотря на всю их условность, свидетельствуют о необходимости мер по улучшению инвестиционного климата в Сибири, в большей степени в восточной её части.

В целом по Сибирскому федеральному округу иностранные инвестиции возросли с 11 825 млн. руб. в 1998 году и до 491 551 млн. руб. в 2014 году. В Сибири по объёму иностранных инвестиций лидируют Новосибирская область (1,9 % от общего количества инвестиций в экономику России) и Красноярский край (1,6 %) [1, с. 18].

Структура поступивших иностранных инвестиций в экономику Сибири на протяжении 2001-2017 гг. не отличается от структуры иностранных инвестиций в российскую экономику в целом. Более 70 % приходится на прочие инвестиции, около 25 % - на прямые и оставшиеся - на портфельные (когда инвестор не вмешивается в управление предприятием). В отличие от структуры иностранных инвестиций в экономику Сибири и России в целом, в экономику Республики Хакасия в 2003-2017 гг., кроме прямых и портфельных инвестиций, прочих иностранных инвестиций не поступало.

Особые экономические зоны создаются для улучшения инвестиционного климата, для расширения внешнеэкономической деятельности, а также в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры. Главная цель создания таких зон - решение следующих стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории в частности: внешнеторговых, социальных, региональных, общеэкономических и научно-технических.

В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона об ОЭЗ 22.07.2005 года. По российскому законодательству, к особым экономическим зонам на территории страны относятся: инновационные, они же технико-внедренческие, (площадью не более 4 км2); промышленно-производственные (с 2012 года площадью не более 40 км2); туристско-рекреационные; а также портовые [2]. На территории особой экономической зоны (далее - ОЭЗ) не допускаются: добыча и переработка полезных ископаемых; производство и переработка подакцизных товаров. ОЭЗ туристско-рекреационного типа могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности. Решение о создании ОЭЗ принимается только Правительством Российской Федерации.

Говоря об опыте расширения внешнеэкономических связей через создание особых экономических зон, следует заметить, что проектом создания свободной экономической зоны в Республике Хакасия управленцы региона стали заниматься в начале 1990-х годов, то есть одновременно с разработкой этой идеи в других регионах страны, таких как г. Находка, г. Калининград, г. Москва, Республика Алтай. Представители региональных органов власти Хакасии ознакомились на практике с некоторыми СЭЗ Турции, США, Китая, из них наиболее детально - с зоной Далянь, и остановились на этом варианте, то есть на варианте небольших компактных зон. Для того чтобы ясно сознавать суть проблемы, разобраться с возможностями и недостатками СЭЗ, в республике приступили к обоснованию концепции создания таких зон. В ходе её разработки стало ясно, что Хакасия может реально претендовать на реализацию такой идеи. Для этого здесь есть хорошие предпосылки, в частности:

- регион представляет собой наиболее освоенную часть Сибири. Он находится в географическом центре страны и, в частности, азиатского континента, в центре экономически развитых районов Сибири, причём с очень благоприятными природно-климатическими условиями;

- создан значительный экономический потенциал, построена и действует современная производственная инфраструктура, в том числе сеть современных железных и автомобильных дорог, авиационные и речные порты, мощная энергетическая база, линии электропередач и связи;

- республика обладает крупным минерально-сырьевым потенциалом;

- создана развитая база строительной индустрии: заводы сборных железобетонных конструкций, домостроительные комбинаты, комбинат «Саянмрамор», кирпичное и керамическое производство, карьеры строительных материалов, строительно-монтажные предприятия;

- в регионе значительный рынок квалифицированной и относительно дешёвой рабочей силы. И этот рынок может быстро пополняться за счёт других регионов;

- в республике большой выбор площадок для размещения СЭЗ, не требующих значительных инженерных затрат при освоении.

Было ясно, что использование этих и других экономических преимуществ с учётом политических и социальных факторов и, в частности, с учётом того, что в регионе давно и прочно утвердилась политическая и социальная стабильность, что здесь спокойные межнациональные отношения могло явиться решающим условием для широкого привлечения иностранного капитала, следовательно, для успешной реализации идеи создания и развития свободных экономических зон.

Конечно, были и недостатки. Главные из них можно представить четырьмя минусами:

- отсутствие морских портов и морских путей сообщения, обеспечивающих, как известно, самые дешёвые перевозки;

- отсутствие в то время международного аэропорта;

- отсутствие современных средств связи;

- отсутствие современной рыночной инфраструктуры (банков, страховых агентств, имеющих опыт рыночных отношений).

Однако после некоторых проработок стало ясно, что большинство этих недостатков устранимы и могут быть преодолены в ходе подготовительной работы, которая была проведена следующим образом. Прежде всего, правительство республики приступило к созданию международного аэропорта «Абакан». Были выделены бюджетные средства на его обустройство, была оказана поддержка в этом вопросе со стороны Правительства России, Президента Российской Федерации. Следует отметить, что ещё в 1992 году при подготовке проекта Указа Президента РФ «О социально-экономической поддержке Республики Хакасия в 1992-1995 годы» был включён специальный пункт об открытии международного аэропорта «Абакан». В ходе организации международного аэропорта были решены вопросы создания в городе Абакане таможенной и пограничной служб. Такие службы были созданы к 1993 году, и они готовы к проведению работ в объёме СЭЗ. Руководством республики были проведены переговоры и начаты работы по созданию современных средств связи, в том числе сотовой. К 1996 году такая связь в регионе была создана. Постепенно устраняется и четвёртый недостаток - отсутствие

современной рыночной инфраструктуры. Набирали опыт в области международного, валютного сотрудничества местные банки и страховые агентства.

В ходе отработки концепции был выбран китайский вариант размещения СЭЗ на относительно небольшой территории (до 50 кв. км). При этом были поставлены следующие цели: ликвидация безработицы, обеспечение полной занятости населения и получение новых источников пополнения бюджета. Исходя из этого, Совет Министров РХ в январе 1994 года начал осуществление подготовительных мероприятий. Инициатором создания свободной экономической зоны являлся председатель комитета по промышленности при Верховном совете Республики Хакасия Владислав Михайлович Торосов. Была продолжена работа по более глубокому изучению зарубежного опыта создания СЭЗ, особенно практической стороны вопроса. Установлены связи с иностранными фирмами, которые могли стать реальными партнёрами по созданию СЭЗ. Под этим углом зрения проводились все контакты Правительства Республики Хакасия с иностранными фирмами. Только за 1994 год состоялось около 200 встреч и переговоров. Было разработано технико-экономическое обоснование создания СЭЗ, которое показало, что СЭЗ «Хакасия» относится к категории зон, эффективность которых будет считаться одной из наиболее высоких в мире.

Большая работа развернулась по отбору площадок, возможных для размещения СЭЗ. Таких площадок было отобрано четыре, каждая площадью 20-40 кв. км. Основным вариантом стала площадка Пригорская, прилегающая к Абаканскому комбинату «Сибирь». В то время это было строящееся предприятие. Оно предназначалось для производства оборонной продукции. Однако в период реформ попало в число конверсируемых, с полным изменением производственного профиля. Территория комбината площадью в 43 кв. км. была полностью обособлена и располагалась в межгорной впадине, в 20 километрах от города Абакана. Площадка привлекала тем, что она была обустроена и подготовлена с точки зрения производственной инфраструктуры. В тот период в связи с предстоящей конверсией строительство предприятия было приостановлено. Большая часть помещений общей площадью более 50 тыс. кв. метров не использовалась. Основные объекты инфраструктуры (котельная, водозабор, очистные сооружения, подстанции) были задействованы только на 5-10 %. В этих условиях Правительство Республики Хакасия предложило Правительству России использовать площадку и созданную там инфраструктуру для создания СЭЗ. Такое решение позволяло не только активизировать огромные средства, сэкономить затраты на создание СЭЗ, но и приблизить сроки её ввода.

В 1996 году вышел Указ Президента Российской Федерации, в рамках которого Советом Министров Республики Хакасия в целях поддержки устойчивых темпов социально-экономического развития республики была проявлена инициатива по созданию свободной экономической зоны «Хакасия» на территории абаканского комбината «Сибирь». По этому же Указу Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации необходимо было определить меры государственной поддержки по проведению поисково-разведывательных работ на территории Республики Хакасия, развитию туризма и курортного дела. Свободная экономическая зона «Хакасия» создавалась с целью привлечения иностранных инвестиций в экономику [3, с. 31].

Правительству Российской Федерации совместно с Советом Министров Республики Хакасия необходимо было подготовить согласованные предложения по данному вопросу и внести их на рассмотрение Правительства РФ в двухмесячный срок после вступления в силу Федерального закона «О свободных экономических зонах». Указ вышел в 1996 году, а Федеральный закон был принят только в 2005 году. В дальнейшем ни один законопроект относительно создания или инфраструктуры свободной экономической зоны на территории Республики Хакасия принят не был. Частично вопросов создания свободной экономической зоны касалась только «Программа государственной поддержки и развития малого предпринимательства Республики Хакасия на 1997-1999 годы», в которой предлагалось разместить 10 производств на территории СЭЗ, главными из которых являлись бы автомобилестроение, лесопереработка, производство швейных изделий.

В 2001 году вышло постановление Президиума Верховного Совета Республики Хакасия, которое привело к завершению законодательной инициативы относительно привлечения иностранных инвестиций на территорию Республики Хакасия в форме свободной экономической зоны. Таким образом, решение этого вопроса было отложено до выхода закона о свободных экономических зонах. В 2005 году после выхода закона о свободных экономических зонах региональные законодатели вновь разработали проект и заявку на открытие промышленно-производственной особой экономической зоны, по которой предусматривалось на том же месте, что и в 1994 году, открыть завод по производству высококачественного цемента. Но Республике Хакасия, как и 35 другим субъектам Федерации, было отказано в создании особой экономической зоны в связи с «плохой проработанностью проектов» [3, с. 38]. Несмотря на это, республики Бурятия, Алтай, Иркутская область, Алтайский край в конце 2006 года вновь выступили с инициативой открытия на их территориях туристко-рекреационных зон. Во всех инициативных проектах по созданию особой экономической зоны на территории Республики Хакасия идейным куратором этого процесса являлся Владислав Михайлович Торосов. Но с его уходом из жизни работа по заявкам на проекты создания ОЭЗ, вероятнее всего, вряд ли будет продолжена.

Несомненно, создание особой экономической зоны на территории республики не стоит воспринимать как единственный вариант привлечения иностранных инвестиций и тем более как исключительный способ решения

экономических и социальных проблем, но оно помогло бы в короткие сроки решить ряд проблем. Создание особой экономической зоны позволило бы:

- создать в регионе новый мощный промышленный узел, причем за счёт как средств иностранного, так и отечественного капитала;

- России и Хакасии наращивать свой экономический потенциал, привлекать и внедрять новые современные технологии;

- решить некоторые социальные проблемы, например, проблему занятости населения;

- увеличить объёмы выпуска экспортной и импортозамещающей продукции;

- вовлечь в хозяйственный оборот неиспользуемые ресурсы Хакасии и Сибири;

- бюджетам России и Хакасии обеспечить дополнительный источник получения доходов.

Таким образом, на основании изученных источников и исходя из собственных заключений, автору данной статьи представляется возможным выделить перспективные направления создания особой экономической зоны на территории Республики Хакасия (табл. ).

Преимущества Республики Хакасия при создании особой экономической зоны

Общие перспективы особых экономических зон на территории региона Преимущества Республики Хакасия

Новый источник получения валютных средств Наиболее освоенная часть Сибири с благоприятным климатом

Вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых ресурсов Богатый минерально-сырьевой потенциал

Увеличение объёма выпуска экспортной и импортозамещающей продукции Большой выбор площадок для размещения свободных экономических зон (СЭЗ)

Решение проблемы занятости населения Рынок квалифицированной и дешёвой рабочей силы

Создание нового промышленного узла за счёт инвестиций Значительный экономический потенциал и современная производственная структура

Наращивание экономического потенциала Избыток электроэнергии

Привлечение новых современных технологий Развитая база строительной индустрии и современная, развивающаяся транспортная система.

Иными словами, создание особой экономической зоны в Республике Хакасия положительно влияло бы на становление не только экономики Хакасии, но и России в целом, способствовало бы более широкой интеграции Республики Хакасия в мировую экономику.

Библиографический список

1. Куценко, С. Ю. Особенности государственного регулирования внешнеэкономических связей региона в современных условиях (на примере Республики Хакасия) / С. Ю. Куценко // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. - 2018. - № 23. -С. 115-117.

2. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный Закон № 116-ФЗ. от 22 июля 2005 года // Российская газета. -2005. - № 162.- URL: https://rg.ru/2005/07/27/ekonom-zony-dok.html (дата обращения: 09.08.2018).

3. Торосов, В. М. Мезоэкономика (Региональная экономика): учебное пособие по спец. «Национальная экономика» / В. М. Торосов. -Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2004. - 140 с.

© Куценко С. Ю., 2019 УДК 338.43

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ ГОСУДАРСТВА НА РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

В. В. Чагин

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье представлены основные особенности государственного регулирования экономики, в частности агропромышленного комплекса страны. Охарактеризованы направления оказания прямого и опосредованного влияния государства на экономический рост сельского хозяйства с указанием главных принципов государственного регулирования в области агропромышленного комплекса.

Ключевые слова: сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, развитие отраслей агропромышленного комплекса, темпы роста, государственная поддержка.

Финансово-кредитная политика является основой государственного регулирования экономики. Она часто включает в себя расширение государственных расходов, изменение налоговой системы, изменение денежной массы в обороте. Государство с помощью финансовой политики регулирует экономические и социальные процессы, происходящие в обществе [1; 2]. Для достижения целей экономической и социальной стабильности и использования финансовых ресурсов государство должно осуществлять вмешательство в экономические процессы в рамках единой системы управления финансами.

В понятийном смысле регулирование - это обеспечение стабильности функционирования системы управления посредством приведения её к определённой цели [3]. Регулирование в социально-экономической системе -это скоординированное развитие отраслей экономики и регионов. В результате такого регулирования сельско-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.