Научная статья на тему 'Особенности экономического влияния государства на развитие отраслей агропромышленного комплекса'

Особенности экономического влияния государства на развитие отраслей агропромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
332
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА / ТЕМПЫ РОСТА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX (AIC) / AGRICULTURE / GROWTH RATES / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чагин Виталий Владимирович

В статье представлены основные особенности государственного регулирования экономики, в частности агропромышленного комплекса страны. Охарактеризованы направления оказания прямого и опосредованного влияния государства на экономический рост сельского хозяйства с указанием главных принципов государственного регулирования в области агропромышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Features of the Economic Influence of the State on the Development of Agricultural Industries

The article presents the main features of the state regulation of the economy, in particular the agro-industrial complex of the country. The author characterizes ways of direct and indirect influence on the economic growth of agriculture, indicating the main principles of the state regulation in the field of agriculture.

Текст научной работы на тему «Особенности экономического влияния государства на развитие отраслей агропромышленного комплекса»

экономических и социальных проблем, но оно помогло бы в короткие сроки решить ряд проблем. Создание особой экономической зоны позволило бы:

- создать в регионе новый мощный промышленный узел, причем за счёт как средств иностранного, так и отечественного капитала;

- России и Хакасии наращивать свой экономический потенциал, привлекать и внедрять новые современные технологии;

- решить некоторые социальные проблемы, например, проблему занятости населения;

- увеличить объёмы выпуска экспортной и импортозамещающей продукции;

- вовлечь в хозяйственный оборот неиспользуемые ресурсы Хакасии и Сибири;

- бюджетам России и Хакасии обеспечить дополнительный источник получения доходов.

Таким образом, на основании изученных источников и исходя из собственных заключений, автору данной статьи представляется возможным выделить перспективные направления создания особой экономической зоны на территории Республики Хакасия (табл. ).

Преимущества Республики Хакасия при создании особой экономической зоны

Общие перспективы особых экономических зон на территории региона Преимущества Республики Хакасия

Новый источник получения валютных средств Наиболее освоенная часть Сибири с благоприятным климатом

Вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых ресурсов Богатый минерально-сырьевой потенциал

Увеличение объёма выпуска экспортной и импортозамещающей продукции Большой выбор площадок для размещения свободных экономических зон (СЭЗ)

Решение проблемы занятости населения Рынок квалифицированной и дешёвой рабочей силы

Создание нового промышленного узла за счёт инвестиций Значительный экономический потенциал и современная производственная структура

Наращивание экономического потенциала Избыток электроэнергии

Привлечение новых современных технологий Развитая база строительной индустрии и современная, развивающаяся транспортная система.

Иными словами, создание особой экономической зоны в Республике Хакасия положительно влияло бы на становление не только экономики Хакасии, но и России в целом, способствовало бы более широкой интеграции Республики Хакасия в мировую экономику.

Библиографический список

1. Куценко, С. Ю. Особенности государственного регулирования внешнеэкономических связей региона в современных условиях (на примере Республики Хакасия) / С. Ю. Куценко // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. - 2018. - № 23. -С. 115-117.

2. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный Закон № 116-ФЗ. от 22 июля 2005 года // Российская газета. -2005. - № 162.- URL: https://rg.ru/2005/07/27/ekonom-zony-dok.html (дата обращения: 09.08.2018).

3. Торосов, В. М. Мезоэкономика (Региональная экономика): учебное пособие по спец. «Национальная экономика» / В. М. Торосов. -Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2004. - 140 с.

© Куценко С. Ю., 2019 УДК 338.43

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ ГОСУДАРСТВА НА РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

В. В. Чагин

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье представлены основные особенности государственного регулирования экономики, в частности агропромышленного комплекса страны. Охарактеризованы направления оказания прямого и опосредованного влияния государства на экономический рост сельского хозяйства с указанием главных принципов государственного регулирования в области агропромышленного комплекса.

Ключевые слова: сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, развитие отраслей агропромышленного комплекса, темпы роста, государственная поддержка.

Финансово-кредитная политика является основой государственного регулирования экономики. Она часто включает в себя расширение государственных расходов, изменение налоговой системы, изменение денежной массы в обороте. Государство с помощью финансовой политики регулирует экономические и социальные процессы, происходящие в обществе [1; 2]. Для достижения целей экономической и социальной стабильности и использования финансовых ресурсов государство должно осуществлять вмешательство в экономические процессы в рамках единой системы управления финансами.

В понятийном смысле регулирование - это обеспечение стабильности функционирования системы управления посредством приведения её к определённой цели [3]. Регулирование в социально-экономической системе -это скоординированное развитие отраслей экономики и регионов. В результате такого регулирования сельско-

хозяйственной сфере должно отводиться одно из центральных мест в экономике страны, так как эта сфера больше всего нуждается в постоянном взаимодействии с государством.

Одним из главных народно-хозяйственных комплексов страны, являющимся стратегически важным сектором экономики, можно по праву считать агропромышленный комплекс (АПК). На долю АПК приходится 1,6 объёма валового национального продукта (или 30 %), переработка же продукции сельского хозяйства формирует 2,3 объема (или 75 %) потребительских товаров.

Агропромышленный комплекс России включает в себя ряд технологически и экономически взаимосвязанных отраслей. Главными целями отраслей, входящих в АПК, являются:

- продовольственная безопасность страны;

- удовлетворение потребностей и нужд населения в потребительских товарах и в продукции сельскохозяйственного производства;

- повышение занятости и уровня жизни жителей сельской местности посредством увеличения эффективности

деятельности АПК [4].

Большое влияние на уровень благосостояния населения оказывает развитие АПК, на который приходится более 70 % товаров торговли. В структуре агропромышленного комплекса можно выделить три основных звена, каждое которых выполняет свою функцию.

Центральное звено АПК - это сельское хозяйство, одно из самых крупных звеньев, на долю которого приходится 45 % производимой продукции. Главное отличие сельского хозяйства от других отраслей АПК заключается в том, что его деятельность зависит от природных факторов и имеет сезонный характер производства; к его особенностям относится также то, что средством производства является земля. В деятельности предприятий сельского хозяйства выделяются такие основные направления, как растениеводство, животноводство, лесное хозяйство.

Следующее звено АПК является обслуживающим: оно предназначено для выработки средств производства для сельского хозяйства и промышленности с целью дальнейшего их использования в АПК. Данное звено определяет уровень интенсификации агропромышленного комплекса и включает производство сельхозтехники, обеспечение предприятий сельского хозяйства удобрениями, кормами, средствами защиты растений.

Третье звено АПК представляют отрасли, которые перерабатывают продукцию сельского хозяйства, ведут заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции агропромышленного комплекса.

Таким образом, агропромышленный комплекс является сложной социально-экономической системой, включающей в себя предприятия и организации с разными формами хозяйствования.

Государственное регулирование агропромышленного комплекса должно обеспечивать положительную динамику производства и эффективное функционирование системы как целого механизма, с учётом прав равенства субъектов разных форм хозяйствования, основанных на признании их интересов. Также АПК является сложной биотехнологической системой. В сельскохозяйственном производстве используются главные естественные средства производства, к которым относятся земельные, лесные, водные и другие ресурсы. Природно-климатические и метеорологические условия оказывают очень важное влияние на результаты хозяйственной деятельности, в частности, сельское хозяйство может характеризоваться рискованным характером производства.

Сельское хозяйство - это капитало- и энергоёмкая отрасль экономики, а значит, оно максимально привлекательно для инвесторов и предпринимателей. Сельскохозяйственная отрасль уступает пищевой и перерабатывающей отраслям, предприятия которых зачастую при дефиците сырья могут использовать импорт. В связи с этим государственное регулирование и поддержка развития агропромышленного комплекса являются необходимостью даже при рыночном характере экономики.

Важным для формирования современного аграрного сектора было принятие законов «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и «О земельной реформе». После их выхода экономические отношения в аграрном секторе начали работать на принципах рыночной экономики. В результате принятия указанных законов произошло законодательное декларирование многообразия форм собственности и хозяйствования на земле.

Аграрная реформа коренным образом изменила организационно-экономические, финансовые и правовые условия сельскохозяйственного производства. Сельхозтоваропроизводители самостоятельно выбирают форму хозяйствования, планируют собственную производственную и финансовую деятельность, распределяют доходы, распоряжаются полученной продукцией, устанавливая при этом цены, по которым они желают её реализовать.

Аграрная реформа изменила отношение к собственности в АПК, в результате чего сформировался многоукладный аграрный сектор экономики страны. Начали появляться разные формы хозяйствования, основанные на частной и коллективно-долевой собственности на землю и на имущество. В агропромышленном комплексе на долю предприятий частной собственности приходится более 90 % производимой продукции, ведут свою деятельность более 215 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств. Доля личного подсобного хозяйства в производстве сельскохозяйственной продукции составляет около 30 %.

В современном агропромышленном комплексе России имеется много форм хозяйствования, среди которых можно выделить:

- государственные сельскохозяйственные предприятия;

- общества с ограниченной ответственностью;

- акционерные общества открытого или закрытого типа;

- сельскохозяйственные производственные кооперативы;

- крестьянские (фермерские) хозяйства;

- личные подсобные хозяйства.

С целью реализации аграрной политики в области государственного регулирования в структуре исполнительных органов власти разных уровней существуют специальные подразделения. Решение стратегических задач возложено на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России).

На темпы экономического роста сельского хозяйства оказывают влияние как внутренние, так и внешние факторы. К причинам, ограничивающим темпы роста, можно отнести:

- финансовую нестабильность отрасли вследствие волатильности рынков сельскохозяйственной продукции,

ограниченный приток частных инвестиций;

- невысокие темпы модернизации и обновления отрасли, основных фондов, использование природно-

экономических возможностей;

- дефицит квалифицированных кадров;

- низкий уровень развития рыночной инфраструктуры, ограниченный доступ сельхозпроизводителей к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам.

Одним из ведущих ориентиров в данных условиях становится устойчивое развитие сельских территорий, повышение темпов роста производства сельскохозяйственной продукции на основе устойчивого роста её конкурентоспособности на рынке.

Потребность в создании в Российской Федерации научно обоснованной организации госрегулирования развития аграрного рынка вызвана прежде всего особенностями его функционирования в условиях рыночной экономики, а также особенностями переходного периода в России от плановой экономики на рыночную. В современном рынке агропромышленный комплекс занимает важное положение, но между тем он ещё не способен выдерживать конкуренцию с другими отраслями народного хозяйства.

Государственная поддержка должна оказываться сельскому хозяйству в первую очередь для укрепления и развития его материально-технической базы. Ведь для сельского хозяйства характерны большие риски, низкий уровень цикла воспроизводства и невысокая доходность [5]. С другой стороны сельское хозяйство должно стать гарантом продовольственной безопасности страны.

В результате того, что сельскохозяйственное производство рассредоточено по всей стране, имеет сезонный характер работ, обширные виды деятельности, нуждается в техническом перевооружении, возникает острая потребность в финансовом капитале. Фондоотдача в сельском хозяйстве является невысокой, что подтверждает тот факт, что сельскохозяйственное производство в сравнении с другими отраслями производства является достаточно капиталоёмким.

Для сельского хозяйства характерны большие расхождения между сроками затрат и сроками получения продукции: в растениеводстве они составляют 9-11 месяцев, а в животноводстве - до 2 лет и более. Вследствие этого сельское хозяйство как сектор экономики не может конкурировать с другими отраслями народного хозяйства, что и определяет потребность в государственной поддержке и вмешательстве государства.

В России природные факторы часто оказывают негативное влияние на труд сельчан. Эффективность сельского хозяйства в большей степени зависит от климатических условий, технической оснащённости хозяйств, сроков посева, приёмов обработки почвы и уборки урожая. В наиболее благоприятные годы продукция сельского хозяйства показывает динамичный рост, в результате чего возникает диспропорция спроса и предложения, а также резко снижаются цены на сельскохозяйственную продукцию. В результате этого для обеспечения благоприятной обстановки на рынке, эффективного налогообложения, доходности предприятий требуется вмешательство государства.

Государство оказывает большую поддержку в развитии сельскохозяйственных наук, во внедрении новейшей техники и технологий, продвижении и популяризации производства и потребления сельскохозяйственной продукции. С этой целью вырабатывается ряд экономических и административно-правовых государственных мер.

Ещё одной причиной необходимости вмешательства государства в сельское хозяйство является спрос на произведённую продукцию в зависимости от изменения цен. Рост цен на определённые продукты и снижение возможных доходов зачастую приводят к снижению потребления населением определённого набора продуктов. В зависимости от уровня себестоимости и рентабельности продукции могут возникнуть различия в уровне эластичности спроса. Так, например, наибольшим изменениям подвержен спрос на мясо, наименьшим - на хлеб, молоко, картофель.

Производство товаров в сельском хозяйстве само по себе мало зависимо от цен, это связано с невозможностью скорого изменения объёмов производства. На это, помимо производственных факторов, влияют и сезон-но-климатические условия производства, низкая реакция производства на изменение цен ввиду сезонности производства. Перечисленные факторы весьма серьёзно влияют на показатели производства в сельском хозяйстве. В существующих условиях огромную роль играет своевременное обновление основных фондов производства, в том числе и в отраслях-сателлитах - машиностроении, агросервисе и переработке [6; 7].

Ведущая функция рынка в сфере сельскохозяйственного производства - это выстраивание баланса между спросом и предложением, не допуская при этом резкого изменения цен. Однако если вовремя не вмешаться в

эти процессы, могут наблюдаться негативные последствия как в производстве, так и в потреблении продовольствия, что часто происходило с российским сельским хозяйством. На эти случаи у государства, наряду с мерами господдержки наиболее уязвимых отраслей сельского хозяйства, в современных условиях есть механизм интервенций и государственного таможенного регулирования.

Напомним, что современный АПК ещё достаточно уязвим, он не может полноценно конкурировать с другими отраслями народного хозяйства. В связи с этим требуется особое отношение государства к нему. В западных странах обязательным элементом государственной политики является, например, государственная поддержка отраслей сельского хозяйства. Это не только финансовая, но и организационная, политическая поддержка отрасли.

В сельскохозяйственном производстве особый статус имеет земля, которая прежде всего является объектом общественных отношений, средством производства, источником добычи полезных ископаемых. Главная задача государства в управлении землёй заключается в том, чтобы эффективно использовать земельные ресурсы, сохраняя их плодородие и предназначение [8].

Проводя анализ роли государства в деятельности агропромышленного комплекса как отрасли экономики, можно констатировать, что в современной экономике главными целями поддержки государства сельского хозяйства должны быть:

1) создание эффективного сельского хозяйства как высокодоходной отрасли рыночной экономики;

2) укрепление позиций агропромышленного комплекса в экономике;

3) развитие экономически сильного предпринимательства в агропромышленном комплексе, развитие новых рыночных отношений;

4) создание условий для функционирования и стабильного роста производства в АПК;

5) ведение экономической политики с проведением аграрной реформы: изменение земельного законодательства, проведение экономически обоснованной приватизации и т. д.

Также законодательством Российской Федерации закреплены основные правовые принципы политики государства в области сельского хозяйства. Среди главных принципов государственного регулирования в области агропромышленного комплекса можно выделить следующие:

- проведение государственной политики преимущественно экономическими методами;

- использование программного подхода в государственном регулировании, то есть наличие программ развития сельского хозяйства;

- использование государством финансовой и иной поддержки в агропромышленном комплексе при условии долевого участия самих предприятий;

- установление паритета цен и доходности предприятий;

- государственное участие с помощью налоговых, тарифных, таможенных сборов и т. д.;

- наличие льготной системы в сельском хозяйстве.

Следует отметить, что также должна соблюдаться законность в сельскохозяйственной сфере, защищены трудовые права работников и инвесторов отрасли, должна быть обеспечена неприкосновенность имущества и прав собственности [9].

Экономическое влияние государства на развитие отраслей агропромышленного комплекса способствует поддержке и развитию сельскохозяйственной науки, внедрению новейшей техники и технологий, продвижению и популяризации производства и потребления сельскохозяйственной продукции. Это скажется на серьёзном снижении себестоимости сельскохозяйственной продукции за счёт прямых и непрямых способов поддержки отраслей АПК.

Библиографический список

1. Амосов, А. О стратегии развития аграрной сферы / А. Амосов // Экономист. - 2008. - № 9. - С. 48-53.

2. Калов, Р. О. Пути реформирования АПК Кабардино-Балкарской Республики / Р. О. Калов // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2009. - № 4 (30) - С. 49-55.

3. Серков, А. Ф. Совершенствование экономического механизма реализации Государственной программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы / А. Ф. Серков, В. С. Чекалин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий - 2013. -№ 6. - С. 7-11.

4. Костяев, А. И. Программный подход к управлению развитием сельского хозяйства Ленинградской области / А. И. Костяев, С. В. Яхнюк // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2013. - № 5.- С. 4-6.

5. Коваленко, Н. Я. Экономическое регулирование рыночных отношений в сельском хозяйстве / Н. Я. Коваленко // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 1998. - № 5. - С. 22-23.

6. Труба, А. С. Технологическая модернизация сельскохозяйственного производства в региональных АПК: проблемы и решения /

A. С. Труба // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2013. -№ 4. - С. 40-43.

7. Рамазанов, Н. Г. Эффективность использования агролизинга при различных формах финансирования / Н. Г. Рамазанов, Н. Я. Коваленко // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2012. - № 6. - С. 48-50.

8. Куценко, С. Ю. Особенности государственного регулирования внешнеэкономических связей региона в современных условиях (на примере Республики Хакасия) / С. Ю. Куценко // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. - 2018. - № 23. -С. 115-117.

9. Сидоренко, В. В. Государственное регулирование аграрного сектора экономики России / В. В. Сидоренко, П. В. Михайлушкин,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

B. П. Коровкин // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2012. - № 1. - С. 15-22.

© Чагин В. В., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.