Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
268
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОНТРОЛЬ / МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полтарыхин Андрей Леонидович, Великороссов Владимир Викторович, Акулинин Федор Владимирович, Озеров Сергей Леонидович

В статье рассматриваются особенности государственного регулирования конкурентных отношений в России. Государство регулирует формирование конкурентной среды и поощряет конкурентную борьбу в необходимых для общества направлениях, применяя различные методы и механизмы формирования конкурентных отношений и противодействия недобросовестной конкуренции. Рыночная конкуренция представляет собой борьбу экономических субъектов за увеличение продаж товаров и получение прибыли от реализуемой продукции. Конкуренция, в свою очередь, оказывает влияние на экономику страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Полтарыхин Андрей Леонидович, Великороссов Владимир Викторович, Акулинин Федор Владимирович, Озеров Сергей Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STATE REGULATION OF COMPETITIVE RELATIONS IN RUSSIA

The article discusses the features of state regulation of competitive relations in Russia. The state regulates the formation of a competitive environment and encourages competition in the areas necessary for society, using various methods and mechanisms for the formation of competitive relations and counteracting unfair competition. Market competition is the struggle of economic entities to increase sales of goods and profit from the products sold. Competition, in turn, affects the economy of the country.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ»

Научная статья УДК 338

doi: 10.47576/2949-1894 2023 2 163

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ

Полтарыхин Андрей Леонидович

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва, Россия, corp.innovation@rea.ru

Великороссов Владимир Викторович

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва, Россия, velikorossov.vv@rea.ru

Акулинин Федор Владимирович

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва, Россия, Akulinin.FV@rea.ru

Озеров Сергей Леонидович

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва, Россия, Ozerov.SL@rea.ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности государственного регулирования конкурентных отношений в России. Государство регулирует формирование конкурентной среды и поощряет конкурентную борьбу в необходимых для общества направлениях, применяя различные методы и механизмы формирования конкурентных отношений и противодействия недобросовестной конкуренции. Рыночная конкуренция представляет собой борьбу экономических субъектов за увеличение продаж товаров и получение прибыли от реализуемой продукции. Конкуренция, в свою очередь, оказывает влияние на экономику страны.

Ключевые слова: конкуренция; государственное регулирование; контроль; монополистическая деятельность; недобросовестная конкуренция.

Для цитирования: Полтарыхин А. Л., Великороссов В. В., Акулинин Ф. В., Озеров С. Л. Особенности государственного регулирования конкурентных отношений в России // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. - 2023. - № 2. - С. 163— 170. https://doi.org/10.47576/2949-1894_2023_2_163.

Original article

FEATURES OF STATE REGULATION OF COMPETITIVE RELATIONS IN RUSSIA

Poltarykhin Andrey L.

Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov, Moscow, Russia, corp.innovation@rea.ru

Velikorossov Vladimir V.

Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov, Moscow, Russia, velikorossov.vv@rea.ru

Akulinin Fedor V.

Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov, Moscow, Russia, Akulinin.FV@rea.ru

Ozerov Sergey L.

Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov, Moscow, Russia, Ozerov.SL@rea.ru

Abstract. The article discusses the features of state regulation of competitive relations in Russia. The state regulates the formation of a competitive environment and encourages competition in the areas necessary for society, using various methods and mechanisms for the formation of competitive relations and counteracting unfair competition. Market competition is the struggle of economic entities to increase sales of goods and profit from the products sold. Competition, in turn, affects the economy of the country.

Keywords: competition; state regulation; control; monopolistic activity; unfair competition.

For citation: Poltarykhin A. L., Velikorossov V. V., Akulinin F. V., Ozerov S. L. Features of state regulation of competitive relations in Russia. Innovative economy: information, analysis, prognoses, 2022, no. 2, pp. 163-170. https://doi.org/10.47576/2949-1894_2023_2_163.

Конкуренция - это соперничество между членами рынка за наилучшие условия изготовления, реализации и покупки товаров.

Соответственно, одной из характеристик конкурентных отношений считается их отождествление с борьбой за ограниченный ресурс. Чаще всего конкуренция появляется между производителями однотипных товаров, услуг дабы заинтересовать как можно большее количество покупателей и максимизировать свою выгоду. Другими словами, причиной возникновения конкуренции практически всегда является конфликт интересов хозяйствующих субъектов.

В современной российской экономике вопрос развития эффективной конкуренции стоит крайне остро. Недостаточный уровень развития конкуренции является препятствием для развития высоких технологий, влияет на качество предоставляемых услуг, сужает выбор товаров и услуг на рынке, способствует росту цен.

Конкуренция считается обязательной чертой рыночной экономики, заставляющей все экономические субъекты отвечать за принимаемые решения, приспосабливаться к рыночным условиям и вносить свою лепту в становление экономики.

Сегодня существует достаточно проблем в развитии антимонопольной политики России. В особенности это проявляется в период глобальных изменений мировой экономики. За последние несколько лет после пандемии коронавирусной инфекции, а также из-за

ввода санкций со стороны Запада в отношении Российской Федерации многие компании и граждане ощутили на себе последствия происходящего.

Большинство проблем в антимонопольной политике накапливаются в течение долгого времени и являются следствием неэффективной организации экономики [1]. В нашем случае к таким проблемам можно отнести:

1. Низкий уровень практических знаний в сфере конкуренции как у сотрудников антимонопольных органов, так и у граждан страны, участников рынка, предпринимателей.

2. Ограничивающие конкуренцию действия органов власти, местного самоуправления и их должностных лиц, что зачастую является причиной возникновения коррупционных ситуаций.

3. Низкая автоматизация мониторинга за ведением хозяйственных операций, как известно, развитие информационных технологий, внедрение ERP-систем повышает прозрачность.

4. Нечеткие формулировки нормативно-правовых актов на тему монополизма и недостаточная эффективность мер наказаний за нарушение закона.

5. Ограничивающие конкуренцию действия хозяйствующих субъектов, как следствие - риск появления картелей, формирование искусственных барьеров для входа на рынок [3].

Государственная политика - целенаправленная деятельность государства для дости-

жения общественно значимых целей и удовлетворения общественных потребностей населения. Относится это и к формированию и реализации антимонопольной политики.

При реализации госполитики в какой-либо сфере используются различные административные и экономические методы.

Государственная антимонопольная политика в России представляет собой систему мер, направленных органами государственной власти на обеспечение конкурентоспособности экономики и борьбу с монополиями и видами антиконкурентных соглашений.

Государственная антимонопольная политика в России преследует такие цели, как: 1) оптимизация экономической структуры рынка, в том числе: а) развитие малого и среднего предпринимательства [10]; б) отслеживание концентраций и слияний компаний; в) проведение приватизации государственной и муниципальной собственности; 2) приведение в соответствие экономической конъюнктуры, в том числе: а) устранение различного рода препятствий для экономических субъектов; б) контроль за государственной и муниципальной собственностью; в) запрет на акты органов государственной власти и местного самоуправления, которые ограничивают соревнование экономических субъектов на товарном рынке [2].

Антимонопольное регулирование в России в основном базируется на Конституции Российской Федерации, ГК РФ и формируется на основании нижеперечисленных документов:

1) Федеральный законы от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции»; 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»; 28.12.2009 № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и иных федеральных законов, регулирующих антимонопольные отношения;

2) Постановление Правительства России от 19.02.1996 № 154 «О реестре хозяйственных субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов»;

3) Приказы Федеральной антимонопольной службы от: 17.04.2008 № 129 «Об утверждении формы представления антимонопольному органу сведений при обращении с ходатайствами и уведомлениями, предус-

мотренными статьями 27-31 ФЗ «О защите конкуренции»; 13.02.2008 № 47 «О внесении изменений в положение о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы»; 15.12.2006 № 324 «Об утверждении положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы»;

4) Административный регламент по введению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 %.

Реализацией государственной антимонопольной политики занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России совместно с правоохранительными и судебными органами.

Также выделим основные направления антимонопольной политики государства и соответствующие им мероприятия.

Первое направление: государство поддерживает функционирование рыночных отношений на основе конкуренции экономических субъектов и развития предпринимательства. Для этого органы государственной власти и местного самоуправления: 1) устраняют административные и экономические препятствия для входа на рынок новых фирм; 2) поддерживают различными инструментами (госкредиты, инвестиции, программы, проекты) участников малого и среднего предпринимательства; 3) разрешают приватизировать государственную и муниципальную собственность; 4) наблюдают за деятельностью субъектов естественной монополии; 5) контролируют государственные и муниципальные закупки.

Второе направление: государство предупреждает и пресекает монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию.

Для этого органы государственной власти и местного самоуправления: 1) контролируют участников, которые занимают доминирующее положение на рынке; 2) пресекают антиконкурентные сговоры и соглашения; 3) контролируют и наблюдают за деятельностью тех компаний, которые заключили различные соглашения о совместной деятельности.

Третье направление: государство обеспечивает соблюдение законности, прозрачности и согласованности действий органов государственной власти, проводящие антимонопольную политику [6]. Для этого госу-

дарственные власти: 1) обеспечивают верховенство законов над правовыми актами органов государственной власти и местного самоуправления; соблюдение всеми участниками рыночных отношений антимонопольного законодательства; 2) воспитывают граждан в духе свободной рыночной экономики и честной конкуренции между экономическими субъектами [5].

Четвертое направление: государство обеспечивает эффективное функционирование рынка товаров и услуг и конкуренции посредством: 1) проведения анализа экономической конъюнктуры рынка; 2) исследования потребительского спроса и предложения на рынке товаров и услуг.

Пятое направление: государство следит за тем, чтобы органы государственной власти и местного самоуправления не препятствовали развитию конкуренции [7].

Для этого государство: 1) не допускает предоставление помощи и преимуществ некоторым фирмам со стороны государства; 2) контролирует: а) действия органов государственной власти и местного самоуправления в случае, если последние пытаются ограничивать рыночную конкуренцию; б) предоставление органами государственной власти и местного самоуправления различного рода помощи или льгот.

Государство также регулирует естественные монополии, к которым относятся те экономические субъекты, которые стали единственными в своей отрасли в силу объективных причин. Например, производство товаров или оказание услуг будет эффективнее в условиях естественной монополии, чем в условиях рыночной конкуренции [12].

Так как естественные монополии в качестве единственных субъектов в своей отрасли повышают каждый раз цены на товары или услуги, и так как у потребителей нет альтернативных источников товаров и услуг, то государство взяло на себя ответственность по регулированию естественных монополий [4]. При этом государство использует также методы административные и экономические. Первый метод подразумевает законодательное закрепление функционирования субъектов естественных монополий.

Второй метод подразумевает регулирование: 1) цен на товары или услуги субъектов естественных монополий; 2) необходимой

выручки компании; 3) объемов производства или количества оказываемых услуг [7].

Для эффективного антимонопольного регулирования государство формирует соответствующий орган власти и наделяет его соответствующими полномочиями в сфере антимонопольной политики. Но, несмотря на это, и другие органы государственной власти также обладают полномочиями и обязанностями в сфере антимонопольного регулирования. К примеру, органы законодательной власти принимают соответствующие законы, а органы судебной власти осуществляют судопроизводство [9].

Орган государственной власти, специализирующийся на антимонопольной политике, обладает такими полномочиями, как: 1) контроль и надзор за соблюдением антимонопольного законодательства; соглашениями и концентрациями фирм; государственных и муниципальных заказов; 2) выявление нарушений антимонопольного законодательства; 3) привлечение к ответственности нарушивших антимонопольное законодательство; 4) предупреждение антиконкурентных соглашений.

Федеральная антимонопольная служба России достаточно масштабная по своему объему. Применение антимонопольного регулирования практически во всех отраслях экономики не всегда дает хорошие последствия, из-за того, что ФАС не сконцентрирован на чем-то определенном, он распыляется в разные стороны, а для эффективности проводимых мероприятий нужно изучать и анализировать намного глубже, не поверхностно. В связи с этим возникают ошибки, принимаются неверные решения, которые не всегда хорошо отражаются на состоянии экономики.

Особенность проведения государственной антимонопольной политики в России заключается в специфике самой российской экономики. Дело в том, что на нынешнюю экономику России повлияло существование административно-командной экономической системы СССР, при которой практически отсутствовал частный сектор в экономике. Это отражается в наше время тем, что правительство считает преобладание государства в экономике России одним из важнейших успехов социально-экономического развития страны [8].

В качестве другой особенности антимонопольной политики можно отметить большое количество инструментов государственного регулирования как элемента наследия советской централизованной экономики [11].

Федеральной антимонопольной службой разработана Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования России на период 2013-2024 гг. как инструмент стратегического планирования на государственном уровне. Её главной целью является миссия Федеральной антимонопольной службы - миссии деятельности ФАС России, которая сформулирована как «свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России».

Стратегия определяет 4 приоритета в деятельности службы: 1) создание: а) благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции; б) условий для эффективной конкуренции при размещении государственного и муниципального заказа и реализации на торгах госимущества; 2) снижение административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков; 3) обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий, формирование эффективных механизмов тарифообразования.

Доля государства в экономике страны играет большую роль, в том числе при формировании и реализации антимонопольной политики. По оценкам ФАС государственные компании и компании, в которых участвует государство, внесли огромный вклад в ВВП, а также в развитие экономики страны. Если до 1998 года доля государства составляла порядка 25 %, то в 2017 она уже варьировалась около 60-70 %.

Доля участия государства зависит от сферы в экономике (энергетика, транспорт, добыча полезных ископаемых и финансы). В этих сферах выручка госкомпаний варьируется около 50 %, поэтому необходимо отметить, что доля госкомпаний в экономике достаточно высока. Самый максимальный показатель в энергетике, транспорте, полезных ископаемых. В свою очередь, в области металлургии, легкой промышленности и фармацевтике доля государства минимальна. Из-за того что в государственных компаниях находят больше преимуществ, и доверие к ним намного больше, чем к частным компаниям, то происходит искажение влияния на конкуренцию, своими действиями они автоматически приводят к снижению конкуренции, следовательно, постепенно доля участия государства в экономике будет стремиться к снижению. Рассмотрим данную ситуацию в России за последние шесть лет (рис. 1).

60000 I ■_™___

58000 1И I I ■ я -

111111

Рисунок 1 - Количество хозяйствующих субъектов, относящихся к государственной собственности,

единиц 2017-2022 гг. (по данным Росстата)

Можно отметить позитивную тенденцию -количество хозяйствующих субъектов, относящихся к государственной собственности, снизилось с 2017 г. к 2022 году на 16,6 %, тем самым доказано, что все меньше хозяйствую -щих субъектов относятся к государственной собственности, что, безусловно, стимулирует развитие добросовестной конкуренции.

Как уже говорилось выше, ключевым документом в обеспечении стабильного функционирования и развития данной сферы

является план деятельности ФАС на период до 2024 г. Одной из основных целей его является «Защита и развитие конкуренции на товарных рынках». По этой и по другим целям закреплены показатели и определены плановые значения, которые определяют степень их достижения. В качестве примера и иллюстрации его реализации рассмотрим долю устраненных нарушений в общем объе -ме выявленных нарушений в анализируемой сфере (рис. 2).

90 89 88 87 86 85 84 83 82

S9_.fi

—.. - 88ге зя;2

£7,23

\й6,33

= 5,5 = 5,5

Е5 35 = 5,2

2017 2018 2019 2020 2021

план -факт

2022

Рисунок 2 - Доля устраненных нарушений в общем числе выявленных нарушений антимонопольного

законодательства, в % 2017-2022 гг.

Показатель показывает достаточно нестабильный темп, но находится выше плановых значений. Необходимо отметить, что его динамику нельзя назвать положительной, так как в 2022 г. значение снизилось в сравнении с 2020 на 0,77 %, но выросло в сравнении с 2019 на 1,53 %. В то же время фактическое значение в 2022 г. превысило плановое на 1,73 %. Из этого следует, что антимонопольные органы в области контроля за исполнением предписаний и решений выполняют свою работу эффективно. Также можно говорить о том, что проводимые государством мероприятия достаточно эффективны и ведут к положительному результату.

Однако в настоящее время в нашей стране в условиях четвертой промышленной революции и перехода к шестому технологическому укладу могут возникнуть новые угрозы и вызовы в области защиты конкуренции. Это монополизация рынков глобальными компаниями с использованием

новых цифровых технологий, нарушением прав интеллектуальной собственности; реализация картельных сговоров с помощью цифровых алгоритмов, больших данных и нейросетей. Необходимо выработать более эффективные подходы для противодействия нарушения антимонопольного законодательства. Если не удалить или хотя бы минимизировать сдерживающие факторы, такие как картелизация, высокая доля государства, тарифного регулирования и т. д., то обеспечить высокий конкурентоспособности экономики России будет крайне сложно.

Таким образом, из преимуществ рассмотрения споров о защите конкуренции в антимонопольном органе следует выделить оперативность, эффективность рассмотрения дел. В первую очередь это связано со спецификой компетенции антимонопольных органов, которые, являясь специализированными органами, уполномоченными на осуществление контроля за соблюдением антимоно-

польного законодательства, рассматривают дела различной степени сложности, при этом проводят анализ правоприменительной

практики, что приводит к повышению доверия со стороны участников рынка.

Список источников

1. Асриянц К. Г, Алибекова З. Г, Аскеров А. А. Государственное управление в период перехода к новой экономической политике // Журнал прикладных исследований. 2022. № 12. С. 117-121.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Батрова Т. А. Особенности реализации запрета на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2015. № 3.

3. Брагина З. В., Мельников А. С., Мельникова Е. А. Конкурентная организация рынка газа: реальность или утопия // Интеллектуальный потенциал образовательной организации и социально-экономическое развитие региона. 2017. С. 180-187.

4. Георгиева Е. Х. Направления государственной экономической политики в сфере противодействия теневой экономики // Теория и практика общественного развития: электронный журнал. 2014. № 5.

5. Гоман И. В. Конкуренция и государственное регулирование экономики Российской Федерации // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 2 (124).

6. Карагезьян У. В. Государственная политика ограничения неконкурентного поведения фирм в России // Вестник Волгоградского государственного университета. 2014. № 4 (27).

7. Коновалова И. Д. Особенности антимонопольного законодательства в России // Вестник Московского государственного университета печати. 2013. № 4.

8. Лобода А. Е., Петров А. Е. Проблемы антимонопольного регулирования: административно-правовой аспект. М. : Синергия. 2013. 130 с.

9. Петров Д. А. Антимонопольное законодательство. Теория и практика применения. М. : Нестор-История.

2012. 160 с.

10. Соколов А. П., Васильева Л. П., Борок И. П Об актуальности государственной поддержки малого и средне -го бизнеса // Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. Т. 2. № 10. С. 30-38.

11. Шишким М. В. Проблемы совершенствования антимонопольной политики в современной России (институциональный аспект) // Проблемы современной экономики: электронный журнал. 2014. № 9.

12. Шишко И. В. Субъект заключения ограничивающего конкуренцию соглашения // Вестник Омского университета. 2014. № 1 (38).

References

1. Asriyants K. G., Alibekova Z. G., Askerov A. A. Public administration during the transition to a new economic policy. Journal of Applied Research. 2022. No. 12. Pp. 117-121.

2. Batrova T. A. Features of the implementation of the ban on agreements restricting competition of economic entities. Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. No. 3.

3. Bragina Z. V., Melnikov A. S., Melnikova E. A. Competitive organization of the gas market: reality or utopia. Intellectual potential of the educational organization and socio-economic development of the region. 2017. Pp. 180-187.

4. Georgieva E. H. Directions of state economic policy in the field of countering the shadow economy. Theory and practice of social development: an electronic journal. 2014. No. 5.

5. Homan I. V. Competition and state regulation of the economy of the Russian Federation. Bulletin of Samara State University. 2015. No. 2 (124).

6. Karagezyan U. V. State policy of restriction of non-competitive behavior of Arms in Russia. Bulletin of Volgograd State University. 2014. No. 4 (27).

7. Konovalova I. D. Features of antimonopoly legislation in Russia. Bulletin of the Moscow State University Press.

2013. No. 4.

8. Loboda A. E., Petrov A. E. Problems of antimonopoly regulation: administrative and legal aspect. Moscow: Synergy. 2013. 130 p.

9. Petrov D. A. Antimonopoly legislation. Theory and practice of application. Moscow: Nestor-History. 2012. 160 p.

10. Sokolov A. P., Vasilyeva L. P., Borok I. G. On the relevance of state support for small and medium-sized businesses. Economics and management: problems, solutions. 2019. Vol. 2. No. 10. Pp. 30-38.

11. Shishkim M. V. Problems of improving antimonopoly policy in modern Russia (institutional aspect). Problems of modern economy: electronic journal. 2014. No. 9.

12. Shishko I. V. The subject of the conclusion of a competition-limiting agreement. Bulletin of Omsk University. 2014. No. 1 (38).

Сведения об авторах

ПОЛТАРЫХИН АНДРЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ - доктор экономических наук, профессор кафедры корпоративного управления и инноватики, Российский экономический университет имени Г В. Плеханова, Москва, Россия, corp.innovation@rea.ru

ВЕЛИКОРОССОВ ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры корпоративного управления и инноватики, Российский экономический университет имени Г В. Плеханова, Москва, Россия, velikorossov.vv@rea.ru

АКУЛИНИН ФЕДОР ВЛАДИМИРОВИЧ - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры корпоративного управления и инноватики, Российский экономический университет имени Г В. Плеханова, Москва, Россия, Akulinin.FV@rea.ru

ОЗЕРОВ СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ - кандидат экономических наук, ассистент кафедры корпоративного управления и инноватики, Российский экономический университет имени ГВ. Плеханова, Москва, Российская Федерация, Ozerov.SL@rea.ru

Information about the authors

POLTARYKHIN ANDREY L. - Doctor of Economics, Professor of the Department of Corporate Governance and Innovation, Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov, Moscow, Russia, corp.innovation@rea.ru

VELIKOROSSOV VLADIMIR V. - Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Corporate Governance and Innovation, Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov, Moscow, Russia, velikorossov. vv@rea.ru

AKULININ FEDOR V. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Corporate Governance and Innovation, Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov, Moscow, Russia, Akulinin.FV@rea.ru

OZEROV SERGEY L. - Candidate of Economic Sciences, Assistant of the Department of Corporate Governance and Innovation, Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov, Moscow, Russian Federation, Ozerov. SL@rea.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.