Научная статья на тему 'ОЦЕНКА РИСКОВ РОССИЙСКОЙ АВИАКОМПАНИИ'

ОЦЕНКА РИСКОВ РОССИЙСКОЙ АВИАКОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
235
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК / АВИАКОМПАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / ОТРАСЛЕВОЙ РИСК / ФАКТОР РИСКА / ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ РИСК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карякин Александр Михайлович, Великороссов Владимир Викторович, Иванова Ольга Евгеньевна, Акулинин Федор Владимирович, Озеров Сергей Леонидович

В статье проведен обзор правовых, страновых (или региональных) и отраслевых рисков в области авиаперевозок. Отмечается, что предпринимательскую деятельность невозможно осуществлять без риска. Риск при этом - возможность не только потерь, но и получения дополнительной выгоды. В сфере авиаперевозок есть свои специфические риски. Выявлены основные внешние риски, таящие наибольшую опасность в силу своей непредсказуемости и сложности управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Карякин Александр Михайлович, Великороссов Владимир Викторович, Иванова Ольга Евгеньевна, Акулинин Федор Владимирович, Озеров Сергей Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN AIRLINE RISK ASSESSMENT

The article provides an overview of legal, country (or regional) and industry risks in the area under study. It is noted that entrepreneurial activity cannot be carried out without risk. At the same time, the risk is not only the possibility of losses, but also the possibility of obtaining additional benefits. The air travel industry has its own specific risks. The main external risks fraught with the greatest danger due to their unpredictability and complexity of management are identified.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА РИСКОВ РОССИЙСКОЙ АВИАКОМПАНИИ»

Научная статья УДК 338.2

doi: 10.47576/2949-1916_2023_1_8

ОЦЕНКА РИСКОВ РОССИЙСКОЙ АВИАКОМПАНИИ

Карякин Александр Михайлович

Ивановский государственный энергетический университет имени В. И. Ленина, Иваново, Россия, karyakin@economic.ispu.ru

Великороссов Владимир Викторович

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва, Россия, velikorossov.vv@rea.ru

Иванова Ольга Евгеньевна

Ивановский государственный энергетический университет имени В. И. Ленина,

Иваново, Россия, ivanova-oe@bk.ru

Акулинин Федор Владимирович

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва, Россия, Akulinin.FV@rea.ru

Озеров Сергей Леонидович

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва, Россия, Ozerov.SL@rea.ru

Аннотация. В статье проведен обзор правовых, страновых (или региональных) и отраслевых рисков в области авиаперевозок. Отмечается, что предпринимательскую деятельность невозможно осуществлять без риска. Риск при этом - возможность не только потерь, но и получения дополнительной выгоды. В сфере авиаперевозок есть свои специфические риски. Выявлены основные внешние риски, таящие наибольшую опасность в силу своей непредсказуемости и сложности управления.

Ключевые слова: риск; авиакомпания; управление рисками; отраслевой риск; фактор риска; внешний риск, внутренний риск.

Для цитирования: Карякин А. М., Великороссов В. В., Иванова О. Е., Акулинин Ф. В., Озеров С. Л. Оценка рисков российской авиакомпании // Региональная и отраслевая экономика. - 2023. - № 1. - С. 8-15. doi: 10.47576/2949-1916_2023_1_8.

Original article

RUSSIAN AIRLINE RISK ASSESSMENT

Karyakin Alexander M.

Ivanovo State Energy University named after V.I. Lenin, Ivanovo, Russia, karyakin@economic.ispu.ru

Velikorossov Vladimir V.

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, velikorossov.vv@rea.ru

Ivanova Olga E.

Ivanovo State Power Engineering University named after V. I. Lenin, Ivanovo, Russia, ivanova-oe@bk.ru

Akulinin Fedor V.

Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov, Moscow, Russia, Akulinin.FV@rea.ru

Ozerov Sergey L.

Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov, Moscow, Russia, Ozerov.SL@rea.ru

Abstract. The article provides an overview of legal, country (or regional) and industry risks in the area under study. It is noted that entrepreneurial activity cannot be carried out without risk. At the same time, the risk is not only the possibility of losses, but also the possibility of obtaining additional benefits. The air travel industry has its own specific risks. The main external risks fraught with the greatest danger due to their unpredictability and complexity of management are identified.

Keywords: risk; airline; Management of risks; industry risk; risk factor; external and internal risks.

For citation: Karyakin A. M., Velikorossov V.V., Ivanova O. E., Akulinin F. V., Ozerov S. L. Russian airline risk assessment. Regional and branch economy, 2023, no. 1, pp. 8-15. doi: 10.47576/2949-1916 2023 1 8.

Неопределенность и риск - две категории, неразрывно связанные с предпринимательской деятельностью. Функционирование абсолютно любой компании независимо от отраслевой принадлежности и масштаба деятельности всегда сопряжено с рисками. Последние же специфичны для каждого участника рынка по видовым признакам, степени проявления и характеру влияния. Оценка рисков представляет собой комплексный многосторонний процесс, включающий анализ хозяйственной деятельности предприятия с целью выявления проблемных зон, идентификацию существующих в организации рисков и непосредственно оценку рисков в виде систематизированного изучения вероятности их реализации и формирования мнения о степени риска (уровне угрозы) на данный момент времени.

Факторы риска представляют собой условия, которые могут вызвать или способствовать появлению причин риска.

Рыночной экономике присущи динамизм и высокая степень неопределенности, поэтому фактор риска - неотъемлемый атрибут функционирования рынка. Учесть все рисковые факторы невозможно, но вполне реально выделить главные из них по результатам воздействия на тот или иной вид предпринимательской деятельности [1].

По общему правилу факторы рисков бизнеса подразделяются на две основные группы:

- внешние факторы;

- внутренние факторы.

Внешние факторы риска классифицируются следующим образом (табл. 1).

Особенность внутренних источников риска заключается в том, что они лежат в компетенции менеджеров, которые, прогнозируя появление рисков, могут снижать негативные воздействия или получать дополнительную выгоду в виде премии за риск. При этом специфика внешних источников угроз заключается в том, что у менеджеров отсутствуют рычаги управления. Несмотря на это, они обязаны учитывать их негативное воздействие внешних факторов и принимать превентивные меры защиты [2].

Каждая организация имеет ряд рисков, и крайне важно оценить их с помощью системы управления рисками. Система управления рисками относится к процессу выявления, оценки и контроля вызовов или угроз, с которыми сталкиваются капитал и доходы организации. Этими рисками могут быть стихийные бедствия, риски, связанные с утечкой данных, или финансовая неопределенность.

Таблица 1 - Классификация внешних факторов риска компаний

Группа Виды Характеристика

Рыночные факторы Факторы риска изменения цен К ним относятся в определенной части глобальные факторы риска, в том числе инфляционные факторы. Кроме того, на изменение цен могут оказывать воздействие спрос и предложение на соответствующих рынках реализации продукции и услуг, изменения предпочтений потребителей и появление на рынке новых видов продукции или внедрение в производство технический и технологических инноваций

Изменение ставки процента Могут приводить как к улучшению характеристик проекта, так и к их ухудшению вплоть до того, что проект становится невыгодным для инвестора. Колебания ставки процента оказывают влияние на цены и доходность финансовых инструментов

Риск изменения обменного курса конвертируемой валюты Наиболее важную роль этот фактор играет при проведении прямых и портфельных зарубежных инвестиций, особенно в том случае, когда указанные инвестиции связаны с предоплатой в конвертируемой валюте или речь идет о заключении договоров, предполагающих будущие платежи в конвертируемой валюте. Колебания обменных курсов свободно конвертируемой валюты характеризуют валютные риски

Фактор ликвидности Проблема ликвидности возникает в том случае, когда менеджер или собственник не может купить или продать за достаточно короткий период некоторый актив в необходимом количестве по некоторой средней рыночной цене и несет по этой причине потери дохода или иных полезных результатов. Наличие высоколиквидного актива при этом позволяет извлекать дополнительный доход

Внеэкономические факторы риска Политические и законодательные факторы риска Принимаемые законодателями решения оказывают существенное влияние на развитие экономики отдельных стран и регионов, их изменения приводят к существенным колебаниям результатов бизнеса, порождая политические и законодательные риски

Природно-климатические факторы Землетрясения, наводнения, селевые потоки, штормы, смерчи и т.п. Полностью исключить влияние природно-климатических факторов нельзя

Экологические Связаны с загрязнением окружающей среды, специфика экологических факторов риска состоит в том, что они могут иметь как внутренний, так и внешний характер

Макроэкономические факторы риска Данные факторы обусловлены состоянием экономики страны, которое существенно зависит от глобальных факторов риска и общего состояния мировой экономической системы. К макроэкономическим факторам относятся устойчивость экономического развития, темпы роста экономики, общий уровень инфляции, совершенствование налогового и финансового законодательства, инвестиционный климат и др.

Глобальные факторы риска Обусловлены местом и ролью страны в системе глобальных связей, а также воздействием проблем и кризисов отдельных стран на развитие бизнеса в данной стране

Анализ рисковых проявлений необходимо проводить с учетом отраслевой и корпоративной специфики деятельности компании, так как в отраслевом разрезе всегда есть огромное количество факторов, специфически влияющих на деятельность экономических субъектов. Исследование внешних рисковых проявлений для авиакомпаний в настоящий момент времени представляется особенно актуальным ввиду наличия огромного количества влияний, которые одинаково неподконтрольны лицам, принимающим решения.

Бизнес-среда в авиационной отрасли уни-

кальна по своей сути. Исторически она была одной из самых быстрорастущих в мире, несмотря на многочисленные проблемы, присущие структуре отрасли и связанные с предоставлением авиационных услуг. Авиакомпании сталкиваются с общими предпринимательскими рисками, как и любой другой бизнес, однако существуют специфические внешние вызовы, связанные со структурой отрасли, макроэкономическими условиями или вмешательством государства [3].

Данная сфера регулярно сталкивается с огромными рисками, начиная от колебаний курса валюты и стоимости топлива и закан-

чивая огромными капитальными затратами, нестабильностью спроса на поездки и конкуренцией со стороны перевозчиков, работающих в определенной зоне.

Несмотря на то, что технологические усовершенствования привели к повышению безопасности авиаперелетов, риск несчастных случаев присущ воздушному транспорту; серьезность и многомерность последствий, связанных с авиакатастрофами, лежит в основе безопасности. Природные явления чрезвычайно актуальны для авиакомпаний. Неблагоприятный климат непредсказуем и может привести к искажениям в операционных планах - отменам рейсов, задержкам и другим отклонениям от графика, что влечет за собой дополнительные расходы для авиакомпаний-операторов. Наконец, внешние, глобальные риски, такие как колебания цен на топливо, процентных ставок и обменных курсов, политические конфликты, изменение законодательства и другие, считаются чрезвычайно актуальными, что усугубляет множество проблем авиакомпаний [3].

Деятельность компаний отрасли авиаперевозок во многом определяется актуальными отраслевыми тенденциями, экономико-политическими факторами и географическими особенностями регионов присутствия, а также государств, поскольку большинство отечественных авиакомпаний функционирует и за рубежом. Кроме того, на деятельность авиационных компаний большое влияние оказывают действия государства в области законодательных изменений и регулирующих воздействий. Таким образом, можно идентифицировать основные внешние риски, угрозе реализации которых подвержены авиакомпании:

- отраслевой риск;

- страновые и региональные риски;

- правовые и регуляторные риски.

Рассмотрим их конкретнее.

1. Отраслевой риск. В отрасли авиаперевозок данный риск выражается в возможности реализации таких угроз, как снижение объемов воздушных перевозок и изменение цен на авиатопливо и услуги, используемые в деятельности. В 2020 г. произошло глобальное снижение объема авиаперевозок во всем мире вследствие пандемических ограничений, выраженное приблизительной от-

рицательной динамикой в 66 %, по данным 1АТА [4].

Главными факторами, вызывающими падение объемов авиаперевозок в отрасли в типичное время, не связанное с вышеобо-значенными экстраординарными факторами, выступают рыночная конкуренция, сокращение доходов и платежеспособности населения, ограничительные меры государства как регулятора отрасли, сезонный фактор, повышение цен на услуги авиакомпаний, а также общее ослабление бизнес-активности. Фактор сезонности авиационных перевозок проявляется в том, что максимальная загруженность производственных мощностей предприятий отрасли приходится на летний период, то есть не менее 7 месяцев в году наблюдается спад спроса [5]. Неполная загрузка мощностей дестабилизирует денежный поток на протяжении года. Рынку авиаперевозок свойственен высокий уровень конкуренции как на внутренних, так и на международных авиалиниях. В целом характеризуя модель рыночных отношений в сфере авиаперевозок, тип российского рынка можно охарактеризовать как олигополию. Повышение тарифов на авиаперевозки происходит под воздействием конкуренции и роста себестоимости, при этом увеличение тарифов всегда имеет запаздывающий характер относительно роста себестоимости.

Поскольку авиаперелеты часто рассматриваются как дискретная услуга, спрос на услуги авиакомпаний цикличен и связан с социально-экономическими и политическими условиями. Как правило, наблюдаются значительный рост пассажиропотока и грузооборота в периоды процветания и экономического роста, а также сезонные колебания (праздники и период отпусков) и значительная просадка во время кризисов и в «мертвый сезон».

Реализация отраслевой угрозы сокращения объемов воздушных перевозок закономерно приведет к падению основных показателей операционной деятельности авиакомпании (грузо- и пассажирооборот и пр.) и суммы выручки от основной деятельности. В противном случае, расширение бизнеса авиакомпаний включает в себя расширение рейсов и маршрутов, которые они выполняют. По мере расширения авиакомпаний растет объем заказов на новые марш-

руты. Возникает риск того, как авиакомпании будут справляться с огромными капитальными затратами и текущими издержками на обслуживание на новых маршрутах. Поэтому очень редко авиакомпании выделяют средства на покупку самолета сразу. Зачастую в данных операциях пользуются услугами лизинга.

Рост цен на используемые в деятельности компаний отрасли сырье и услуги инициирует увеличение себестоимости воздушных перевозок. Спецификой отрасли авиационных перевозок является монополизация предприятий-поставщиков топливозаправочных компаний, инфраструктуры аэропортов, поставщиков услуг по техобслуживанию и др. Авиакомпании несут множество эксплуата-

Как следует из таблицы, повышение цен на топливо и услуги, используемые в деятельности, существенным образом сказалось на величине расходов, наибольший прирост наблюдается в отношении расходов на авиационные горюче-смазочные материалы, которые выросли на 43,49 %. В составе переменных расходов данная статья является основной, ее доля достигла 48,62 %. Переменные расходы увеличились значительно -на 33,81 %, что в том числе привело к росту общей суммы расходов по обычным видам деятельности (+28,22 %).

2. Страновой / региональный риск. Данный риск в отношении компаний авиационной отрасли проявляется в угрозах, связанных с политико-экономической ситуацией в регионах и странах пребывания, санкционными мерами, с возможностью введения запретов на осуществление полетов, возможными военными конфликтами и террористическими актами, а также с географическими особен-

ционных расходов, таких как оплата труда, топлива и другие расходы в нескольких валютах, и подвержены колебаниям обменных курсов.

Также к отраслевым специфическим рискам можно отнести то, что авиакомпании работают в условиях высокой конкуренции, в которой существует множество прямых и косвенных конкурентов, в то время как дифференциация услуг между авиакомпаниями незначительна [3].

В табл. 2 представлен анализ состава и динамики переменных расходов одной из российских авиакомпаний, проведенный на основании открытых источников за два года исследования.

ностями территории присутствия, включая опасность стихийных бедствий. Для российских авиакомпаний крайне сложным стал 2022 год вследствие наложения огромного количества ограничений на полеты в страны Европы и дальнего зарубежья (-14 % пассажиропотока к 2021 г.) [6].

3. Правовой и регуляторный риск. Внешний правовой (регуляторный) риск проявляется в виде возможности реализации угрозы изменения государством норм регулирующего деятельность авиационной отрасли законодательства (в частности, изменения валютной политики и налогового регулирования), правил лицензирования, увеличения таможенных пошлин и т. д.

Все осуществляемые авиаперевозчиками операции строго регламентированы действующим в отрасли комплексом норм, закрепленных российскими законодательными актами, международными соглашениями, стандартами, рекомендуемой практикой

Таблица 2 - Состав и динамика переменных расходов авиакомпании

Наименование показателя 1 год, тыс. руб. 2 год, тыс. руб. Темп прироста, %

Авиа ГСМ 16 203 996 23 242 831 43,49

Аэропортовое обслуживание 13 457 333 17 115 520 27,18

Аэронавигация 2 975 958 3 614 426 21,45

Комиссионный сбор 1 043 236 1 314 101 25,96

Питание 1 596 811 1 949 179 22,07

Содержание ЛС на эстафетах 446 118 567 159 27,13

Итого переменные расходы 35 723 451 47 803 217 33,81

Общая величина расходов по обычным видам деятельности 63 429 930 81 334 805 28,22

1САО и 1АТА, а также внутренними нормативными документами компаний. Многостороннее государственное регулирование (со стороны как России, так и других государств) отрасли воздушных перевозок накладывает ограничительные меры на функционирование авиационных предприятий.

Любая российская авиакомпания осуществляет деятельность на рынке на основе соблюдения российского законодательства, норм международного права, а также законодательства стран, включенных в географию полетов [7-10].

Исходя из выявленных в хозяйственной деятельности авиакомпаний рисков, проведем их оценку. Выделим главные составляющие (подриски) каждого из внешних рисков:

1. Отраслевой риск:

- снижение объемов воздушных перевозок;

- значительное повышение цен на исполь -зуемые в деятельности сырье и услуги.

2. Страновой/региональный риск:

- ухудшение международной политико-экономической ситуации;

- негативное изменение макроэкономических показателей (на уровне России и регионов оперирования);

- рост напряженности внутриполитической обстановки;

- использование воздушного транспорта при осуществлении террористических актов;

- возникновение стихийных бедствий на территории регионов/стран присутствия компании.

3. Правовой и регуляторный риск:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- изменение налогового и валютного законодательства;

- ужесточение правил таможенного контроля и пошлин;

- изменение требований по лицензированию основной деятельности;

- изменение судебной практики.

Для оценки рисков существует множество методов, которые можно условно поделить на количественные и качественные. В первом случае оценка основана на численных

методах воздействия выявленных рисков на основную цель деятельности, во втором используются, как правило, экспертные методы, основанные на определении степени приоритета воздействия идентифицированных рисков на основную цель деятельности с учетом вероятности их возникновения и силы потенциального ущерба. В зависимости от целей и задач оценки, наличия исходных данных и возможности их формализации и тесноты взаимосвязей выбираются те или иные методы, наиболее подходящие в каждой конкретной ситуации.

Надо отметить, что управление авиакомпанией требует множества специфических человеческих качеств и технических навыков, что делает авиакомпании особенно уязвимыми для внешних рисков. Все авиакомпа -нии сталкиваются с определенным набором бизнес-рисков и проблем, а также с рынком, который продолжает изменяться под воздействием новых участников, меняющихся экономических условий и предпочтений потребителей, например развитие скоростных поездов, экологическая повестка, международный терроризм и многое другое. Однако риски, имея негативную окраску, также могут открывать новые возможности и давать ожидаемую премию за риск. Как только руководители авиакомпаний поймут истинную природу этих рисков, они смогут более уверенно оценивать способность организации и реагировать на них.

Особенность рисков авиакомпании характеризуется высокой значимостью внешних рисков, возникающих в результате событий, неподконтрольных организации, таких как природные и экономические катаклизмы, геополитические изменения и т. д. В силу характера деятельности авиакомпании управление внешними рисками считается одним из наиболее важных аспектов в стратегическом управлении и должно выполняться с использованием широкого спектра инструментов стратегического планирования и антикризисного управления, а также других инструментов управления рисками.

Список источников

1. Тэпман Л. Н. Риски в экономике: учеб. пособие для вузов / под ред. В. А Швандара. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2022.

2. Воронцовский А. А. Управление рисками : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М. : Юрайт, 2017.

3. Сайт компании Deloitte. URL: https://www2.deloitte.com/us/en/pages/consumer-business/ (дата обращения: 01.02.2023).

4. В 2020 году пассажирские авиаперевозки в мире упали на 66 %. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/4673313 (дата обращения: 01.02.2023).

5. Годовой отчет ОАО АК «Уральские авиалинии» за 2018 год. URL: https://www.uralairlines.ru/content/ files/Aktsioneram/otchet2018.pdf?_ga=2.212695441.443671160.1567536420-316397172.1565777706 (дата обращения: 01.02.2023).

6. В 2022 году авиакомпании в России обслужили на 14% меньше пассажиров. URL: https://incrussia. ru/news/aviaperevozki-2022/ (дата обращения: 01.02.2023).

7. Лойко В. И., Ефанова Н. В. Подход к оценке интегрального показателя риска интегрированных производственных систем // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podhod-k-otsenke-integralnogo-pokazatelya-riska-integrirovannyh-proizvodstvennyh-sistem/viewer (дата обращения: 01.02.2023).

8. Velikorossov V.V., Genkin E.V., Balakhanova D.K., Sidorov M.N., Maksimov M.I., Sulimova E.A., Loshkov B.D. Strategic management study guide. М., 2020.

9. Копкин В. А., Акулинин Ф. В., Старостин С. Ю. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в России // Инновации в управлении социально-экономическими системами (RCIMSS-2020). 2021. С. 34-45.

10. Совершенствование анализа возможностей развития предприятия / Д. К. Балаханова, Ф. В. Акулинин, А. Ж. Якушев [и др.] // Экономика и управление: проблемы, решения. 2023. Т. 1, № 2(134). С. 43-52.

References

1. Tapman L. N. Risks in economics: studies. handbook for universities /edited by V. A. Shvandar. Moscow: UNITY-DANA, 2022.

2. Vorontsovsky A. A. Risk management: textbook and workshop for undergraduate and graduate studies. Moscow: Yurayt, 2017.

3. Website of Deloitte. URL: https://www2.deloitte.com/us/en/pages/consumer-business (accessed: 01.02.2023).

4. In In 2020, passenger air transportation in the world fell by 66%. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/4673313 (accessed: 01.02.2023).

5. Annual report of JSC Ural Airlines for 2018. URL: https://www.uralairlines.ru/content/flles/Aktsioneram/ otchet2018.pdf?_ga=2.212695441.443671160.1567536420-316397172.1565777706 (date of application: 01.02.2023).

6. In 2022, airlines in Russia served 14% fewer passengers. URL: https://incrussia.ru/news/ aviaperevozki-2022 (accessed: 01.02.2023).

7. Loiko V. I., Efanova N. V. Approach to the assessment of the integral risk indicator of integrated production systems. Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. URL: https://cyberleninka.ru/a rticle/n/podhod-k-otsenke-integralnogo-pokazatelya-riska-integrirovannyh-proizvodstvennyh-sistem/viewer (accessed: 01.02.2023).

8. Velikorossov V.V., Genkin E.V., Balakhanova D.K., Sidorov M.N., Maksimov M.I., Sulimova E.A., Loshkov .D. Strategic management study guide. Moscow, 2020.

9. Kopkin V. A., Akulinin F. V., Starostin S. Yu. Problems and prospects of entrepreneurship development in Russia. Innovations in the management of socio-economic systems (RCIMSS-2020). 2021. Pp. 34-45.

10. Improving the analysis of enterprise development opportunities / D. K. Balakhanova, F. V. Akulinin,

A. Zh. Yakushev [et al.]. Economics and management: problems, solutions. 2023. Vol. 1, No. 2(134). Pp. 43-52.

Сведения об авторах

КАРЯКИН АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ - доктор экономических наук, профессор, декан факультета экономики и управления, Ивановский государственный энергетический университет имени

B. И. Ленина, Иваново, Россия, karyakin@economic.ispu.ru

ВЕЛИКОРОССОВ ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры корпоративного управления и инноватики, Российский экономический университет имени Г В. Плеханова, Москва, Россия, velikorossov.vv@rea.ru

ИВАНОВА ОЛЬГА ЕВГЕНЬЕВНА - кандидат экономических наук, доцент, заместитель декана факультета экономики и управления, Ивановский государственный энергетический университет имени В. И. Ленина, Иваново, Россия, ivanova-oe@bk.ru

АКУЛИНИН ФЕДОР ВЛАДИМИРОВИЧ - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры корпоративного управления и инноватики, Российский экономический университет имени Г В. Плеханова, Москва, Россия, Akulinin.FV@rea.ru

ОЗЕРОВ СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ - кандидат экономических наук, ассистент кафедры корпоративного управления и инноватики, Российский экономический университет имени Г В. Плеханова, Москва, Россия, Ozerov.SL@rea.ru

Information about the authors

KARYAKIN ALEXANDER M. - Doctor of Economics, Professor, Dean of the Faculty of Economics and Management, Ivanovo State Energy University named after V. I. Lenin, Ivanovo, Russia, karyakin@ economic.ispu.ru

VELIKOROSSOV VLADIMIR V. - Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Corporate Governance and Innovation, Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov, Moscow, Russia, velikorossov.vv@rea.ru

IVANOVA OLGA E. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Deputy Dean of the Faculty of Economics and Management, Ivanovo State Energy University named after V. I. Lenin, Ivanovo, Russia, ivanova-oe@bk.ru

AKULININ FEDOR V. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Corporate Governance and Innovation, Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov, Moscow, Russia, Akulinin.FV@rea.ru

OZEROV SERGEY L. - Candidate of Economic Sciences, Assistant of the Department of Corporate Governance and Innovation, Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov, Moscow, Russia, Ozerov.SL@rea.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.