УДК 316.37
ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫХ УСТАНОВОК МОЛОДЕЖИ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ УВЛЕЧЕННОСТИ ТЕЛЕПЕРЕДАЧЕЙ «COMEDY CLUB»
М.В. КРИВОРУЧКО, А.С. СТЕПАНОВА
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Our work is devoted to exploring the role of mass media in forming gender attitudes on example of TV-program «Comedy Club». This program thanks to its humoristic form has a great popularity among youth, concludes jokes prerogative about negative gender relations and has a possibilities to form conformable gender attitudes. Our research showed that there are differences in gender attitudes between TV-viewers with distinct consumption of «Comedy Club's» messages.
В конце XX - начале XXI в. СМИ взяли под контроль значительную часть досуга молодежи и выступают как важнейший инструмент формирования духовного мира, ценностных ориентаций, социальных установок и стереотипов молодого поколения. Это приводит к тому, что на СМИ ложится ответственность за те изменения, которые происходят в сознании и системе ценностей молодых людей. В современных условиях гендерная корректность и сбалансированность всех мас-смедийных проектов становится важной необходимостью для восстановления и сохранения здорового морально-психологического климата в обществе. На СМИ как на один из важнейших факторов, влияющих на формирование гендерного поведения, возлагается функция переосмысления старых и привнесения в информационный оборот новых образов и моделей взаимоотношений, соответствующих современным культурным, идеологическим и социально-экономическим реалиям.
Актуальность изучения формирования гендерных установок под влиянием СМИ, и главным образом телевидения, у молодежи обусловлена рядом причин. Во-первых, в рамках современного информационного общества телевидение, как наиболее распространенное и популярное СМИ, полноправно конкурирует с семьей, группой сверстников в качестве одного из институтов социализации [2; 10; 12-13; 15]. Во-вторых, молодежь представляет собой основную целевую аудиторию всех массмедиа и, как следствие, является более предрасположенной к усвоению транслируемых СМИ установок и стереотипов, ко© М.В. Криворучко, А.С. Степанова, 2010
торые в большинстве своем основаны на идее превосходства одного пола над другим. Идея неравноправия полов порождает сложности в межличностных отношениях, может вызывать проблемы нежелания создания семьи и вступления в брак, что для многих людей является причиной недостижения самоактуализации в сфере семейных отношений [1; 4; 5; 7; 11]. И в-третьих, высокая степень стереотипности образов мужчин и женщин, ограниченность представленных гендерных моделей поведения также могут провоцировать проявление дисгармонии в межличностных отношениях [1; 2; 4; 5; 7-12; 14-16].
Наша работа представляет собой попытку изучения гендерных установок молодежи на примере их обращения к телепередаче «Comedy Club». Выбор именно этой медиапродукции объясняется ее высоким рейтингом и превалированием в содержании темы межличностных гендерных отношений. Большой популярностью пользуется не только сама телепередача, но и ее участники, к которым современные юноши и девушки испытывают симпатию. В содержании этого шоу превалирует интимная сторона отношений мужчины и женщины, также темы сексуальности и насилия. При этом содержание телепередачи активно критикуется за его пошлость, грубость, односторонность и присутствие ненормативной лексики, а шутки этой передачи относят к жанру «туалетного юмора». Кроме того, юмористическая форма преподнесения информации обычно не заставляет зрителей критически ее осмыслять, что делает усвоение презентуемых моделей поведения еще более вероятным.
Наше исследование опирается на теорию культивирования Дж. Гербнера, предполагающую, что телевизионные сюжеты и образы создают особый символический мир зрителя, который структурирует жизненные ценности, нормы, общие обязательства и установки и формирует основу для взаимопонимания и взаимодействия между группами людей. Дж. Гербнер и его коллеги считают, что, чем больше времени человек проводит перед телеэкраном, тем больше представления этого человека будут совпадать с реальностью, представленной на телевидении. Так, многократно обращаясь к различным фильмам и передачам, юноши и девушки могут усваивать те модели, которые им демонстрирует телевидение; таким образом, постепенно у человека складывается мнение о должном и недолжном поведении мужчины и женщины, о моделях их взаимоотношений, о допустимости тех или иных форм взаимодействия между ними, т. е. формируются гендерные установки и стереотипы [3; 6; 15].
Вслед за Дж. Гербнером мы выделяем две категории зрителей. Первая категория - увлеченные зрители - те, которые часто смотрят «Comedy Club», запоминают шутки, испытывают симпатию к участникам шоу. Вторая категория - неувлеченные зрители - реже смотрят «Comedy Club», не запоминают шуток, не испытывают симпатии к передаче, не одобряют ее шутки.
Влияние телепередачи на гендерные установки молодежи, согласно обозначенной выше модели, будет выявлено, если, во-первых, существуют различия в гендерных установках у увлеченных и неувлеченных зрителе. Во-вторых, установки увлеченных зрителей положительно связаны с установками, транслируемыми телепередачей, а установки неувлеченных зрителей такой связи не обнаруживают.
Под гендерной установкой мы, опираясь на определение Т.В. Бендас, будем понимать «готовность к определенному виду социальной активности в системе межполового взаимодействия ... как позитивный или негативный настрой, отношение к своему и противоположному полу» [4].
Таким образом, наше исследование было направлено на изучение гендерных установок молодежи с разной степенью увлеченности телепередачей «Comedy Club».
В исследовании приняло участие 104 человека, 57 % девушек и 43 % юношей, средний возраст испытуемых - 22 года.
Методами сбора данных выступили контент-анализ для изучения гендерных установок, представленных в телепередаче «Comedy Club»; авторская анкета для определения степени увлеченности телепередачей; семантический дифференциал для описания допустимых для опрашиваемых отношений с противоположным полом и отношений, представленных, по их мнению, в телепередаче (Ч. Осгуд) [16].
В качестве методов обработки данных применялись такие методы, как частотный анализ, кластерный анализ (методом К-сред-них), U-критерий Манна-Уитни, критерий г-Спирмена.
На первоначальном этапе исследования нами был проведен контент-анализ 20 выпусков телепередачи «Comedy Club» за 2009 г., что составило 15 часов видеоматериала. Опираясь на структуру гендерных отношений Т.В. Бендас и пилотажный анализ содержания телепередачи, было выделено 3 основные категории контент-анализа - интимные отношения, девиантные отношения, супружеские отношения, каждая из которых включала несколько подкатегорий [4]. Частота упоминаний категорий и подкатегорий в единицах контекста фиксировалась нами как тематическая. Результаты контент-анализа представлены в табл. 1.
Контент-анализ показал, что наиболее часто в шутках «Comedy Club» речь идет об интимных отношениях. При этом сексуальные отношения, основанные на физическом влечении, упоминаются в 9 раз чаще, чем романтические, основанные на эмоциональной привязанности. Высока частота упоминания отношений типа «сексуальное партнерство», т. е. регулярные половые связи, не обремененные обязательствами и не наполненные эмоциональной близостью. Немалое количество шуток и фраз посвящено темам измены и сексуального контакта для достижения карьерных целей, а также теме гомогендерных сексуальных отношений, чаще - между мужчинами.
На втором месте по частоте упоминания находится категория девиантных отношений между мужчиной и женщиной. Наиболее часто девиации связаны с интимной сферой (сексуальное насилие, отклонение в сексуальном поведении, сопровождение сексуального контакта психоактивными веществами).
Таблица 1 Частота упоминаний категорий и подкатегорий контент-анализа
Среди зафиксированных упоминаний о позициях женщины и мужчины в семье большинство посвящено матриархату, т. е. лидерству жены. Однако это позиция высмеивается с позиции мужчины и часто соотносится с другой подкатегорией анализа - неудовлетворенностью семейными отношениями.
Таким образом, транслируемые данной телепередачей гендерные установки ориентируют зрителя на гедонистические и эгоистические принципы гендерных отношений, т. е. подчеркивается первостепенная значимость собственной удовлетворенности прежде всего сексуальными отношениями, допускающими активное экспериментирование и даже девиации. При этом не предполагается выстраивание длительных, взаимно ответственных, уважительных и основанных на душевной близости отношений.
Следующий, второй этап исследования состоял в выделении аудиторий с разной степенью обращения к данной телепередаче. По результатам разработанной нами анкеты, в которой под увлеченностью мы понимали не только частоту обращения к телепередаче (поведенческий компонент), но еще и знания о ней (когнитивный компонент), и отношение
(аффективный) [6], при помощи кластерного анализа методом К-средних было выделено две группы зрителей с разной степенью увлеченности телепередачей «Comedy Club». При этом на выделение групп зрителей значимое влияние оказывают все компоненты увлеченности: поведенческий компонент
(F = 187,910; p < 0,001), аффективный компонент (F = 163,068; p < 0,001), когнитивный компонент (F = 128,876; p < 0,001).
Группа зрителей, не увлеченных телепередачей «Comedy Club», отличается низкой степенью выраженности каждого из перечисленных компонентов. Вошедшие в эту группу юноши и девушки нечасто смотрят данную передачу и не запоминают шуток. Они не интересуются жизнью резидентов, в целом не испытывают большой симпатии к передаче, не одобряют ее шуток и не находят ее полезной для себя.
Другая группа зрителей, увлеченных телепередачей «Comedy Club», обладает высокой выраженностью всех трех компонентов установки. Эти юноши и девушки смотрят «Comedy Club» не только по телевизору, но и в Интернете, смотрят повторы выпусков. Они запоминают шутки и обсуждают их с друзьями, используют их в общении. Эти зрители знают резидентов по именам, интересуются их биографией. В целом они испытывают симпатию к персонажам и участникам шоу, в просмотре шоу видят пользу для себя.
В группу неувлеченных зрителей вошли 54 % опрошенных, из них 38 % юношей и 62 % девушек. Увлеченными телепередачей «Comedy Club» оказались 46 % опрошенных, из них 50 % юношей и 50 % девушек.
Третий этап нашего исследования состоял в выявлении различий в гендерных установках увлеченных и неувлеченных зрителей. В результате проведенного статистического анализа были обнаружены значимые различия по всем факторам: силы, оценки и активности (табл. 2).
Так, для увлеченных зрителей допустимо неуважение к партнеру, тогда как неувлеченным необходим более высокий уровень эмоционального принятия. Увлеченным свойственны установки на разнообразие половых связей и большая импульсивность в отношениях по сравнению с неувлеченными, которые готовы сдерживать эмоции, например, в ситуации конфликта. Кроме того, увлеченные зрители хотят быть свободными и независи-
Категории и подкатегории Число упоминаний
I. Интимные отношения 109
1.1. Сексуальные отношения (физическое влечение) 59
1.1.1. Сексуальное партнерство 22
1.1.2. В деловых отношениях, для карьеры 13
1.1.3. Случайные сексуальные отношения 12
1.1.4. Измена 12
1.2. Романтические отношения 13
1.3. Гомогендерные отношения 37
II. Супружеские отношения 16
2.1. Традиционная семья (патриархат) 2
2.2. Нетрадиционная семья (матриархат) 3
2.3. Эгалитарная семья (равенство позиций) 0
2.4. Благополучность отношений, удовлетворенность браком 2
2.5. Неблагополучность отношений, неудовлетворенность 9
III. Девиантные отношения 66
3.1. Физическое насилие 10
3.2. Сексуальное насилие и сексуальные отклонения 26
3.3. Сопровождение отношений психоактивными веществами 10
3.4. Проституция 20
мыми от партнера, т. е. быть значительно менее ответственными, не столь обремененными обязательствами перед ним. Для неувлеченных свойственна большая ориентация на партнера, готовность идти с ним на компромиссы, учитывать его интересы.
Таблица 2 Гендерные установки, транслируемые телепередачей «Comedy Club», и установки увлеченных и неувлеченных зрителей,
*
средние значения
Примечание. * - максимально возможное значение по каждому фактору равняется 7, ** - значимо при p < 0,01, *** - значимо при p < 0,001.
Различий в восприятии гендерных установок, представленных в телепередаче «Comedy Club», обнаружено не было (см. табл. 2), т. е. модель транслируемых отношений воспринимается зрителями обеих групп одинаково. Так, отношения, транслируемые телепередачей «Comedy Club», характеризуются достаточно низкой степенью зависимости и ориентации на партнера, допустимости пренебрежения партнером и неуважения к нему, а также высокой степенью активности и импульсивности в отношениях. Таким образом, первое из выдвинутых условий доказательства влияния установок транслируемых передачей на установки зрителей нами было реализовано.
Заключительный этап нашего исследования состоял в выявлении взаимосвязей между установками увлеченных и неувлеченных зрителей и установок, транслируемых, по их мнению, телепередачей. Корреляционный анализ гендерных установок, транслируемых телепередачей, и установок увлеченных зрителей выявил значимые связи по факторам оценки и активности (табл. 3).
Обнаруженная связь говорит о том, что, по мнению увлеченных зрителей, в отношениях допустимо непостоянство связей, неуважение к партнеру, импульсивные реакции, которые могут приводить к агрессивному по-
ведению. И именно такая модель отношений, по их мнению, транслируется телепередачей «Comedy Club».
Таблица 3 Взаимосвязь гендерных установок, транслируемых телепередачей «Comedy Club», и установок увлеченных зрителей
Гендерные установки увлеченных зрителей Гендерные установки в «COMEDY CLUB»
Фактор силы Фактор оценки Фактор активности
Фактор силы -0,056 - -
Фактор оценки - 0,340* -
Фактор активности - - 0,779**
Примечание. * - значимо при p < 0,05, ** - значимо при p < 0,01.
Аналогичная процедура была проведена с группой неувлеченных зрителей. В результате между моделью гендерных отношений, представленной в телепередаче «Comedy Club», и гендерными установками юношей и девушек, не увлеченных этой передачей, значимых корреляционных связей не было обнаружено, т. е. эти модели не связаны между собой ни по одному из описанных выше факторов. Таким образом, второе условие доказательства формирования установок под влиянием просмотра телепередачи исходя из теоретической модели Дж. Гербнера также выполнено.
Итак, проведенное исследование позволяет предположить, что увлеченность телепередачей «Comedy Club» играет роль в формировании определенных гендерных установок, далеких от традиционных гендерных отношений. Ориентация на собственное, преимущественно чувственное удовольствие, потребительское отношение к партнеру, отсутствие направленности на сохранение и развитие отношений, толерантность к девиациям, необязательность и безответственность в отношении к качеству и длительности отношений - таковы установки, транслируемые телепередачей и, возможно, усваиваемые молодежью в качестве норм построения гендерных отношений. А юмористическая форма, в которой преподносятся отношения мужчин и женщин в этом шоу, не предполагает критического осмысления зрителями представленных моделей, что делает их усвоение еще более вероятным. Усвоение данных установок, в свою очередь, может провоцировать трудности построении межличностных отношений, конфликты во
Гендерные установки Факторы Увлеченные зрители Неувле- ченные зрители U Манна- Уитни
Зрителей силы б 3,75 * * 9 7 8
оценки 4,1 5,85 851***
активности 4,95 3,31 * * 7 2 9
В «Comedy Club» силы 3,5 2,75 1169
оценки 3,69 3,32 1002
активности 5,28 4,78 1029
ЗО
взаимодействии и сложности в поиске партнера для заключения брака и создания семьи.
Наряду с этим, исследование позволило обозначить ряд проблем и перспектив дальнейшей разработки темы. Во-первых, необходимость учета других факторов (особенности реальных семейных отношений молодежи, опыта в гендерных отношениях, обращения к другим видам медиапродукции и т. д.), опосредующих воздействие данной телепередачи. Во-вторых, значимость дальнейшей разработки исследовательского инструментария для выявления степени увлеченности различными видами медиапродукции и глубины усваиваемых установок. В-третьих, важность изучения мотивов обращения к данной телепередаче и особенностей интерпретации ее медиасообщений аудиторией. В-четвертых, перспективность проведения исследований по выявлению возрастной и гендерной специфики обращения к данной передаче. В-пятых, выявление роли юмористической формы подачи медиасообщений в их восприятии и усвоении. И наконец, выявление соотношения между установками, транслируемыми телепередачей, установками молодежи и установками и ценностями, актуальными для современного российского общества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ажгихина Н. И. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа // Гендерные исследования. - М. : МЦГИ, 2000. - № 5. -С. 261-273.
2. Азарова Е. А. Влияние культуры на формирование и изменение моральных гендерных стереотипов // Российские женщины и европейская культура : материалы научной конференции. - СПб., 2001. - С. 213-219.
3. Бакулев Г. П. Массовая коммуникация: зарубежные теории и концепции : учебное пособие для студентов вузов. - М. : Аспект Пресс, 2005. - 176 с.
4. Бендас Т. В. Гендерная психология. - СПб.: Питер, 2005. - 431 с.
5. Борзова М. В. Социокультурный анализ конструктов феминности и маскулинности в гендерноориентированных текстах СМИ : автореф. ... дис. канд. соц. наук : 22.00.06. - Ростов н/Д, 2007. - 24 с.
6. Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Основные принципы : пер. с нем. - Харьков : Изд-во Гуманитарный Центр, 2007. -288 с.
7. Воронина О. А. Гендерная экспертиза законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации // Проект гендерная экспертиза. - М. : МЦГИ, 1998. -152 с.
8. Гоошев И. В. Полоролевые стереотипы в
рекламе // Психологический журнал. -
1998. - № 3. - С. 119-133.
9. Гусева Ю. Е. Дуализм образа мужчины в популярных журналах : брутальный супермен и/или инфантильный муж // Гендерные исследования в гуманитарных науках : современные подходы : материалы международной научной конференции (Иваново, 15-16 сентября 2000 г.). - Иваново : Юнона, 2000. - С. 79-83.
10. Кирилина А. В. Гендерные аспекты массовой коммуникации. - М. : Рудомино, 2000. -С. 47-81.
11. Клёцина И. С. Психология гендерных отношений : Теория и практика. - СПб. : Але-тейя, 2004. - 408 с.
12. Кон И. С. Мужчина в меняющемся мире. -М. : Время, 2009.- С. 123-127.
13. Кон И. С. Сексология. - М. : Академия, 2004. - 496 с.
14. Скорнякова С. С. Гендерные стереотипы в средствах массовой коммуникации // Актуальные проблемы теории коммуникации. -СПб. : СПбГПУ, 2004. - С. 225-231.
15. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 448 с.
16. Ярская-Смирнова Е. Р. Гендерная социализация в системе образования : скрытый учебный план // Одежда для Адама и Евы : очерки гендерных исследований / Центр социальной политики и гендерных исследований. - М., 2001. - С. 93-111.