УДК 316.33; 32.019.5 О.И. Пименова О.В. Кузьмина А.И. Серова И.В. Крохалевский М.А. Гиниятуллина
Olga Pimenova Olga Kuzmina Anna Serova Ilya Krokhalevsky Margarita Giniatullina
DOI 10.26425/1816-4277-2017-12-211-219
ФЕНОМЕН ПОЛИТИЧЕСКОГО ЮМОРА В ИГРАХ КВН: ПО МАТЕРИАЛАМ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА
Аннотация. В статье предлагается определение политического юмора как основанного на стереотипах средства оптимизации коммуникации между политическими субъектами и их аудиторией, а также между гражданами государства на предмет обсуждения политической ситуации в стране и ключевых фигур на ее политической арене. На основе контент-анализа игр КВН сделан вывод о цензурировании политического юмора в соответствии с целями государственной пропаганды; выявлено, что в политическом юморе КВН активно используются приемы манипуляции; доказан факт героизации В. В. Путина и дискредитации в массовом сознании неугодных для власти деятелей и идей других государств, что обеспечивает поддержку населением внутренней политики России и одновременно закрепляет в обществе предвзятое отношение ко всему западному. Ключевые слова: политический юмор, политический стереотип, политический процесс, манипуляция, государственная пропаганда, СМИ, КВН.
THE PHENOMENON OF POLITICAL HUMOR IN THE KVN TV-SHOW ACCORDING TO THE MATERIALS OF CONTENT ANALYSIS
Annotation. The article suggests the definition of political humor as based on the stereotypes optimization tool of communication about the political situation in the country and key figures on its political arena. The participants of this communication can be political subjects and their audience and also citizens themselves. Based on the content analysis of the KVN (Club of cheerful and resourceful) games was made a conclusion about the censoring political humor according to the aims ofgovernment propaganda; it was revealed that in the political humor of the KVN they actively use the manipulative methods; it was proved that political humor which made V. V. Putin a hero and discredits those disliked by the government politicalfigures and ideas of other countries in the mass consciousness. As a result it provides the support of the internal policy of Russia by the population and at the same time it fixes prejudiced attitude to everything «foreign» in the society.
Keywords: political humor, political stereotype, political process, manipulation, state propaganda, mass media, KVN.
В научном дискурсе феномен игр «Клуба веселых и находчивых» (далее - КВН) изучается преимущественно с точки зрения педагогического и культурологического подходов, где он рассматривается функционально как некая игровая технология трансляции знаний, образовательных компетенций и культуры. Однако в ракурсе политологической, социологической науки игры КВН ранее не исследовались как латентный источник и ретранслятор политических стереотипов, как средство политической сублимации в обществе. Актуальность этого аспекта подтверждается, в частности, и тем, что исследователи Центра стратегических коммуникаций НАТО 81ха1;Сот назвали КВН политическим инструментом Кремля, эффективным элементом государственной пропаганды и манипуляции [3].
Вообще, исследование политического юмора сегодня, безусловно, представляет научный интерес. В контексте последних политических процессов в России множатся попытки высказать свои недовольства режимом и властью с опорой на сатирические приемы в плакатных и устных формах коммуникации, а также через интернет-мемы. Это происходит на фоне асимметричной коммуникации
© Пименова О.И., Кузьмина О.В., Серова А.И., Крохалевский И.В., Гиниятуллина М.А.
211
государства с обществом посредством, прежде всего, телевидения, которое до сих пор остается не только самым популярным СМИ в России, но еще и сохраняет лимит доверия половины населения. Так, согласно исследованию Фонда «Общественное мнение», (далее - ФОМ), 78 % россиян чаще всего получают информацию посредством телевидения, а 50 % населения оказывает ему наибольшее доверие [5]. Обществу по федеральным каналам преподносят рафинированную, иногда искаженную, политически цензурированную информацию о событиях в стране и в мире. Подобная недосказанность повышает интерес населения к политическому юмору, с помощью которого, с одной стороны, можно выражать свое мнение, в том числе о политических процессах, а с другой стороны, удовлетворять свои рекреативные потребности. Все это обусловливает актуальность темы исследования.
Феномен политического юмора в российской науке начал исследоваться лишь в 1990-е гг., что связано с демократизацией общества, ростом политических прав и свобод. В частности, А. Дмитриев обозначил юмор как неотъемлемый, динамический атрибут политического процесса, выражающий реакцию на концентрацию власти в обществе. По мнению исследователя, политический юмор сочетает внешне смешную трактовку с внутренней серьезностью и носит преимущественно позитивный характер, поскольку сублимирует агрессию и ослабляет многие межличностные конфликты [2]. Однако очевидно, что в условиях обострения социального недовольства юмор несколько трансформирует свою форму, содержание и, главное, свои задачи. В результате вместо сублимации агрессии юмор может стать средством ее трансляции, превращаясь уже в политическую сатиру, обличающую и высмеивающую пороки либо внутренней власти, либо внешних врагов.
Политический юмор как средство коммуникации между обществом и политическими институтами выполняет ряд социальных функций в обществе (их подробный анализ представлен А. А. Иванюшкиным) [4]. Важнейшими же, на наш взгляд, являются следующие. Во -первых, политический юмор и особенно сатира, как его частное проявление, предполагающее критическое и обличающее высмеивание злободневных аспектов и тем общества, могут способствовать политической динамике, перенаправлять государственную политику при условии, что институт государства реагирует на критику власти, изложенную в народном юморе. В целом, десакрализируя власть, юмор может способствовать демократизации общества. Во -вторых, политический юмор выполняет компенсаторную, рекреативную функцию, важную для поддержания благоприятного психоэмоционального состояния всего общества, что особенно актуально в критических и неопределенных условиях. В-третьих, политические шутки могут стать латентным средством политического информирования и политической социализации населения, неслучайно юмор является популярным средством манипуляции общественным мнением. По мнению Д. А. Будко, политический юмор демонстрирует не только актуальные тренды политического процесса, формирующие повестку дня, но также и существующие на протяжении длительного времени стереотипы [1].
На наш взгляд, стереотип является фундаментальным элементом политического юмора, определяющим его содержание. Часто именно стереотипы становятся основной для шуток на этнические и национальные темы. Теория стереотипов детально разработана У. Липпманом [7]. В отечественной науке проблематика стереотипов исследуется профессором А. В. Меренковым. Он рассматривает стереотипы как своего рода шаблон взаимодействия человека с окружающим миром [9]. Анализируя политические стереотипы, А. В. Меренков подчеркивает, что они «выражаются в неких ключевых словах, заключающих в себе устойчивое, схематизированное представление об основных субъектах политической власти, целях их деятельности, перспективах изменений в обществе» [8].
Очевидно, что одним из каналов трансляции политических стереотипов сегодня являются СМИ. Зачастую будучи политически ангажированными, СМИ транслируют определенную картину мира, которая может быть искажена в соответствии с так называемым «заказом», заданным политическими элитами
общества. Важную роль в этой трансляции играет именно политический юмор, как универсальное средство эмоционального воздействия на массы, а его содержательной составляющей становятся стереотипы.
Таким образом, политический юмор - мощное и эффективное средство оптимизации коммуникации как между политическими субъектами и их аудиторией, так и между гражданами государства на предмет обсуждения политической ситуации в стране и ключевых фигур на ее политической арене. По мнению А. А. Иванюшкина, в контексте демократизации коммуникации между властью и обществом функциональная природа политического юмора трансформируется, он становится продуктом жизнедеятельности гражданского общества, то есть своего рода проявлением критической реакции общества на решения политических элит [3].
Тенденции развития политического юмора в современной России неоднозначны: с одной стороны - власть всячески старается не допустить ироничной критики в свой адрес; а с другой - органично использует юмор для улучшения своего имиджа в глазах общественности. Именно здесь показательным и отчасти компромиссным является политический юмор телепрограммы КВН.
Согласно исследованию, проведенному исследовательской организацией «Всероссийский центр изучения общественного мнения» (далее - ВЦИОМ), КВН стал самой популярной юмористической передачей на российском телевидении - выпуски программы в течение 2016 г. смотрели более 60 % россиян [10]. Кроме того, «КВН - это единственная юмористическая передача, аудитория которой равномерно охватывает все возрастные группы» [6]. Популярность программы подтверждают и данные рейтинга TNS Russia (международная группа Taylor Nelson Softes, с 2017 г. переименованная в «Медиаскоп»), согласно которым, доля аудитории КВН (среднее количество человек, смотревших телепрограмму, выраженное в процентах от общей численности телезрителей в данный момент времени) в этом году составила почти 15 % россиян в возрасте 14-59 лет [10]. Важно указать и на содержательную специфику программы: во-первых, частый политический юмор; во-вторых, данный юмор, будучи созданным представителями народа, цензу-рируется исходя из информационной политики государства, и потому отражает одновременно интересы, мнения, оценки обеих сторон - в этом и заключается уникальность телепрограммы.
В качестве метода исследования нами был выбран контент-анализ. Эмпирическим материалом послужили четыре выпуска телепередачи КВН, вышедшие в эфир в период с 23 октября по 27 ноября 2016 г. Среди них - два полуфинала высшей лиги, а также «Голосящий КиВиН в Светлогорске» и спецпроект к 55-летию клуба. В общей сложности в указанных играх нами было найдено 89 политических шуток. В выпуске «Голосящий КиВиН в Светлогорске» было 20 шуток на политические темы, в полуфиналах высшей лиги в выпусках от 6 и 11 ноября 2016 г. было соответственно 24 и 14 политических шуток, а в спецпроекте к 55-летию КВН на политические темы пошутили 31 раз.
Изучив каждую шутку, мы выявили круг ключевых вопросов и проблем, к которым обращались игроки КВН. Все шутки были условно поделены на высмеивающие различные аспекты внутренней либо внешней политики. Для наглядности проранжируем темы в зависимости от частоты, с которой они упоминались (см. табл. 1):
Таблица 1
Темы политических шуток в КВН (% от общего числа политических шуток)
Внешняя политика Внутренняя политика
Недружественные отношения с Европой и США 11,2 % Коррумпированность чиновников и госслужащих 7,8 %
Президентские выборы в США 5,6 % Героизация В. Путина в российском обществе 6,7 %
Окончание таблицы 1
Стереотипы об этносах 5,6 % Затяжное строительство стадиона «Зенит-Арена» в Санкт-Петербурге 4,4 %
Роль В. Путина в международной политике 4,4 % Оторванность чиновников и депутатов от жизни простого народа 3,3 %
Возобновление отношений России и Турции 3,3 % Выборы в Госдуму РФ в 2016 г. 3,3 %
Бедность постсоветских стран 2,2 % Вседозволенность российских чиновников и их детей 2,2 %
Политика Б. Обамы 2,2 % Дружба народов, миграция, толерантность 2,2 %
Гомосексуализм и политика в отношении меньшинств на западе 2,2 % Значение Кадырова для российской политической системы 2,2 %
Миграция беженцев в Европу 2,2 % Низкие пенсии, низкий размер прожиточного минимума 2,2 %
Дисквалификация российских спортсменов из-за допинга 2,2 % Назначение В. Мутко вице-премьером и его некомпетентность 2,2 %
Выход Великобритании из Евросоюза 2,2 % Проблемы сельского хозяйства в регионах 1,1 %
Соседство Калиниградской области с Европой 2,2 % Пропаганда на российском телевидении 1,1 %
Значимость Н. Назарбаева для Казахстана 1,1 % Возможность введения налога на тунеядство 1,1 %
Война в Сирии 1,1 % Байкер Хирург и его место в российской политике 1,1 %
Отставка М. Саакашвили с должности мэра Одессы 1,1 % Строительство Керченского моста, соединяющий Крым с материком 1,1 %
Присоединение Крыма 1,1 % Зависимость России от «нефтяной иглы» 1,1 %
Президент Украины П. Порошенко и его бизнес 1,1 % Дисциплина депутатов Государственной Думы Российской Федерации 1,1 %
Взаимоотношения России и Польши 1,1 % Спорт больших достижений как «трансфер» в политику 1,1 %
Международные конфликты в целом 1,1 % - -
ИТОГО: 53,9 % 46 %
Данная таблица позволяет сделать несколько промежуточных выводов. Во-первых, авторы шуток обращались к вопросам внутренней и внешней политики практически с одинаковой частотой, с небольшим преимуществом последних. Во-вторых, можно выделить наиболее популярные темы, которые
имеют заметный отрыв от остальных. В случае с внешней политикой это - недружественные отношения с Европой и США, связанные с ними президентские выборы в США, стереотипы об этносах и роль В. Путина в международной политике. Среди проблем внутренней политики лидируют коррумпированность чиновников и госслужащих, героизация В. Путина в обществе и затяжное строительство стадиона «Зенит-Арена» в г. Санкт-Петербурге. Остальные же вопросы упомянуты в шутках эпизодично.
Контент-анализ позволил выявить различия в самом характере шуток в зависимости от выпуска КВНа, что обусловливается форматом игры и местом ее проведения. Так специфический юмор характерен для «Голосящего КиВиНа», запись которого проходила в г. Светлогорске (Калининградская область). В связи с этим в выпуске доминируют шутки про европейское прошлое области, взаимоотношения России, Польши и Литвы. Часто обыгрывается имидж России в Прибалтике как могущественной страны с высоким военным потенциалом и мировым авторитетом. Большое количество интернациональных команд привнесли в игру юмор, построенный на основе стереотипов об этносах, миграции и дружбы народов. В целом 70 % политических шуток в этом выпуске касаются вопросов внешней политики.
Внешняя политика превалирует над внутренней и в выпуске к юбилею КВН. Важным фактором, определившим содержание и направленность политического юмора, стало присутствие на празднике В. Путина. В ходе игры были затронуты многие ключевые темы, которые освещаются в государственных СМИ. В целом, можно заметить, что шутки, связанные с внешнеполитической тематикой играют позитивную роль в конструировании имиджа нашей страны. Во-первых, неагрессивный характер юмора способствует снятию напряжения у соотечественников, призывает более легко относиться к ситуации и потому вносит свой вклад в снижение протестных настроений у публики. Кроме того, внимание акцентируется на действительном превосходстве России на международной арене, даже когда ситуация выглядит иначе. Приведем пример («Голосящий КиВиН в Светлогорске», 23.10.2016):
- Россия - самая мощная страна в мире!
- Вообще-то президент сказал, что единственная сверхдержава - США.
- Вот видишь, Россия настолько мощная страна, что ее президент решает, кто сверхдержава.
Вместе с тем, из актуальных событий, произошедших незадолго до игры, были затронуты
только два информационных повода: выборы президента в США и отставка М. Саакашвили с должности мэра г. Одессы. На наш взгляд, ряд актуальных на тот момент для страны тем были проигнорированы: крупные коррупционные скандалы, выборы в России и новый депутатский корпус, увольнение П. А. Астахова, призывы запретить аборты - темы, активно обсуждаемые в сетевом сообществе, в ин-тернет-блогах. И здесь виден тематический разрыв между телевизионной и интернет-повесткой дня.
Совершенно иная картина складывается в полуфинальных играх высшей лиги, где в одном выпуске вопросы внутренней политики сравниваются с вопросами внешней, а в другом - и вовсе преобладают. Здесь, напротив, наблюдается особый интерес к выборам в Госдуму и деятельности депутатов. Благодаря команде «Сборная Мурманска», через образ «мэра Мурманска» и «дочки мэра» развивается тема местного самоуправления и чиновничьего произвола. Трижды упоминается полковник Министерства внутренних дел Д. Захарченко, в квартире у которого нашли порядка 8 млрд руб. Трижды звучат шутки о затянувшемся строительстве стадиона «Зенит-Арена» в г. Санкт-Петербурге.
Касаясь той или иной проблемы, участники игры нередко предлагают вариант ее решения. Налаживание отношений с США связывается с избранием на пост президента Д. Трампа, в ответ на европейские санкции предлагается ввозить товары через Беларусь. За невозможностью отдыхать на популярных заграничных курортах развивается тема местного туризма.
Зачастую предложения игроков КВН намеренно носят абсурдный характер. Например, буквально воспринимаются слова В. Путина: «Ты че такой серьезный», - которые он обратил к одному из работников Оружейного завода. Капитан команды «Сборная Мурманска» решил быть веселым, что
объяснил следующим образом: «Там, конечно, в новостях не показали, кому именно он это сказал. Но я думаю, всем не мешает подстраховаться».
Рассмотрев спектр охваченных в играх тем, мы внимательнее изучили объекты политических шуток, классифицировав их в группы.
1. Политические институты, в числе которых юмористически акцентируются парламентаризм, полиция и местное самоуправление.
2. Политические решения, программы, идеологии - внимание игроков КВН привлекли такие политические решения, программы, идеологии как законодательная инициатива ввести налог на тунеядство, решение Правительства РФ повысить прожиточный минимум на 180 рублей, курс на импорто-замещение, информационная политика Первого канала.
3. Политическая ситуация в мире, стране, регионе, судя по шуткам, характеризуется коррумпированностью чиновников и госслужащих, связанный с этим скандал вокруг строительства «Зенит-Арены» в Санкт-Петербурге; оторванностью чиновников и их детей от народа; сбоями в работе жилищно-коммунальных служб; зависимостью России от «нефтяной иглы»; слабостью пенсионной системы.
4. Международные отношения, когда объектом для шуток становятся отношения России со странами Запада, с США, Турцией, Казахстаном, Индией. Частное проявление этого аспекта - отношения Калининградской области с соседними государствами. Игроки КВН находят смешными выборы президента США, бедность постсоветских стран, миграцию в Европу, западные ценности. Шутят и про присоединение Крыма к России, Белоруссию как помощника в обходе антироссийских санкций, выходе Великобритании из Евросоюза, олимпиаду 2016 г. в Рио-де-Жанейро, дружбу народов.
5. Национальность, этнос. Среди национальностей и этносов, в адрес которых отпускаются шутки, упоминают казахов, индусов, калмыков, кенийцев, сирийцев, арабов, армян, евреев, поляков, узбеков, таджиков, белорусов, французов. Причем в основе шуток на этнические темы лежат стереотипы.
6. Конкретные политики и их деятельность. Чаще всего в КВН упоминаются В. Путин, Д. Трамп, Х. Клинтон, Б. Обама. Эпизодично упоминаются А. Меркель, П. Порошенко, М. Саака-швили, Н. Назарбаев, В. Мутко, Р. Кадыров, байкер «Хирург», белорусский политик А. Фомченко, который пронес российский флаг на паралимпиаде в Рио-де-Жанейро. Можно выделить группу условных, обезличенных, своего рода собирательных персонажей, в основе формирования образа которых также лежат стереотипы: мэр Мурманска, министр сельского хозяйства Мурманской области, губернаторы Краснодарского и Красноярского края, ответственные за строительство Керченского моста. Имена этих персонажей не называются - только должности, и неясно, кто конкретный имеется в виду. Чаще такой прием используется в шутках, которые касаются внутренней политики, когда высмеивают не конкретного полицейского, а «полицию», не конкретного чиновника, а «чиновничество», не ответственного за строительство «Зенит-Арены», а абстрактных строителей. Так, можно наблюдать политическую корректность юмора КВН. Однако исключение составляют В. Мутко и А. Кудрин, имя которого связывается с экономическими проблемами страны.
Стоит заметить, что каждый персонаж в политической шутке оценивается позитивно, негативно или нейтрально. Нейтральная оценка применяется, как правило, к второстепенным лицам. Негативная и позитивная оценки формируют образы «врага» и «героя» - классический манипулятивный прием, активно используемый в государственной пропаганде. Преимущественно на этот прием опираются в шутках, касающихся внешней политики.
Явно негативное отношение в юморе выражается к Европе и США, и в частности к Б. Обаме, Х. Клинтон, А. Меркель, М. Саакашвили и руководству Украины в целом. Показателен номер: Б. Обама покидает свое рабочее место. Экс-президент США предстает как управленец, который пренебрегает нормами международного права, дружит с чертом и проявляет свою мелочность, дважды неудачно пытаясь вынести корпоративный ноутбук. В другой сценке игроки показывают, что творится
в наушниках у политиков во время переговоров. Обама озвучивает решение с помощью группы советчиков, что демонстрирует его как политика, не готового к принятию самостоятельных решений.
Когда речь идет о Х. Клинтон, подчеркивается, что она должна проиграть выборы, что «бабы ведут к несчастью», и что она хочет стать президентом в отместку мужу - так, мы обнаруживаем и гендерные стереотипы в политическом юморе. Образ «врага» складывается и в отношении А. Меркель. Она предстает как упертый политик («маленький мужик»), который не идет навстречу России и не признает свою неправоту. В целом «вражеское», негативное отношение выражается ко всему Западу. В одной из шуток даже вызывает одобрение наличие у Северной Кореи атомного оружия, которое может быть направлено в сторону США.
Согласно контент-анализу, негативными, сатирическими оценками освещаются образы В. Мутко, А. Кудрина, строителей «Зенит-Арены», полицейских. Депутаты и чиновники противопоставляются бюджетникам и всему простому народу. Косвенно создается впечатление, что только эти политики и социальные группы препятствуют нормальному развитию России.
Всегда в позитивном ключе подаются В. Путин, а также Д. Трамп, Р. Кадыров, А. Лукашенко, байкер «Хирург», причем образ В. Путина героизируется и мифологизируется. Неоднократно подчеркивается, что президент способен решить любую проблему не только в России, но и во всем мире. Что бы он ни сказал, это принимается как указания к действию. В то время как Б. Обама слушает советников, В. Путин слушает группу «Любэ». Перед его визитом случаются чудеса: даже все неполадки при строительстве моста вдруг устраняются. Героизируются и его действия на международной арене. Другие герои: антипод Х. Клинтон - Д. Трамп, с которым связывают надежды на улучшение российско-американских отношений; Р. Кадыров (глуповат, но способен управлять и обеспечивать безопасность); А. Лукашенко (помогает противостоять антироссийским продуктовым санкциям).
Контент-анализ позволил выделить ряд ключевых стереотипов, которые транслируются посредством политических шуток:
- США и Запад для России - не друзья;
- американские политики действуют вопреки нормам международного права;
- российские депутаты и чиновники действуют в личных интересах, а не в интересах граждан;
- коррупция - неотъемлемая часть российской жизни;
- ЖКХ в России работают плохо;
- решить проблему может только Путин.
Все это в совокупности помогает донести до зрителя латентным, юмористически завуалированным образом определенные мысли. Можно заключить, что в своих шутках игроки транслируют следующие ключевые идеи:
- без России и Путина международные проблемы не решатся;
- Россия без труда преодолеет антироссийские санкции;
- пока Европа борется с наплывом мигрантов, в России - все хорошо;
- на президентских выборах в США должен победить Д. Трамп;
- российские чиновники и депутаты должны быть ближе к народу;
- неэффективных российских политиков нужно отстранять от работы;
- проблемы в сфере ЖКХ требуют решения;
- нужно вести в регионах такую политику, результаты которой было бы нестыдно и нестрашно представить президенту;
- на выборах в Госдуму РФ «Единая Россия» имеет явное преимущество;
- если дело со строительством «Зенит-Арены» пойдет так и дальше, Санкт-Петербург не сможет принять матчи Чемпионата мира по футболу.
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам.
Политический юмор - неотъемлемая часть телепередачи КВН. Вопреки нашим гипотезам, из общего числа политических шуток только 54 % касаются вопросов внешней политики. Контент-анализ показал, что шутки о внутренней политике корректны и соответствуют цензурным установкам масс-медиа, при этом чаще всего используются приемы обобщения и конструирования собирательного образа «порока» или источника «порочного» поведения. На фоне собирательного образа негативного персонажа из российской действительности, персонажи внешней политики уже имеют «конкретное лицо», имя: Б. Обама, Х. Клинтон, М. Саакашвили, А. Меркель - на которых настойчиво навешивается ярлык «врага».
В своих шутках игроки КВН опираются на стереотипы, которые кажутся им очевидными, не требующими доказательства. В конечном итоге, посредством своего творчества, команды КВН транслируют ряд ключевых идей. Наиболее важными нам видятся: «без России международные проблемы не решатся»; «неэффективных российских политиков нужно отстранять от работы».
В связи со всем выше перечисленным можно заключить, что Политический юмор в телепередаче «КВН» отредактирован и цензурирован настолько, что становится созвучным с целями и потребностями государственной пропаганды, транслируемой по федеральному телевидению. Недружественные отношения с Европой и США, героизация В. Путина, борьба с коррупцией внутри страны - все это характерно и для официально политического дискурса. Данную особенность выявили и исследователи Центра стратегических коммуникаций НАТО StratCom. В своем докладе они заключили, что развлекательный контент телепередачи дискредитирует западные ценности, американские реалии, которые представляются в невыгодным свете, что в целом подчеркивает достоинства России [3].
В целом, воздвижение ряда политиков в статус «врага» позволяет дискредитировать в массовом сознании неугодных для власти деятелей, идей, которые исходят из других государств. Функция такого юмора компенсаторная и защитная, поскольку он убеждает зрителя: все проблемы находятся за пределами нашей страны, у нас же - все хорошо. Важной институциональной функцией политического юмора является функция социализации (в том числе политической). Юмор транслирует определенные социальные стереотипы, которые ложатся в основу нормативного поведения личности, а также нормативного, угодного власти видения этой личностью особой картины мира, наглядно и образно иллюстрирующей политическую ситуацию в стране и в мире. В результате это обеспечивает поддержку населением политики государства, с одной стороны, а с другой стороны, латентно закрепляет в обществе «нелюбовь», предвзятое отношение ко всему чужому (то есть западному), что наделяется типичными «вражескими» чертами, предрассудками, ярлыками.
Библиографический список
1. Будко, Д.А. Политический юмор как объект исследования в политической науке (на примере политического анекдота) / Д.А. Будко // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. - 2015. - №3. - С. 70-82 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://cyberleninka.ru/arti-cle/n/politicheskiy-yumor-kak-obekt-issledovaniya-v-politicheskoy-nauke-na-primere-politicheskogo-anekdota (дата обращения : 13.11.17).
2. Дмитриев, А.В. Социология юмора: Очерки / А. В. Дмитриев. - М. : РОССПЭН, 1996. - 332 а
3. Духанова, П. «Кремль веселых и находчивых»: как в НАТО сочли КВН политическим инструментом Москвы / П. Духанова. Режим доступа : https://russian.rt.com/world/article/368426-kvn-kreml-nato (дата обращения: 28.11.17).
4. Иванюшкин, А. А. Политический юмор как фактор взаимодействия общества и власти : автореф. дис. ... канд. полит. наук. - М. : Моск. пед. гос. ун-т, 2006. - 21 с.
5. Источники информации: мониторинг // ФОМ. 12 мая 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://fom.ru/SMI-i-internet/13323 (дата обращения : 28.11.17).
6. Клуб веселых и находчивых празднует 55-летие [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://tass.ru/kultura/3764606 (дата обращения: 16.11.2017)
7. Липпман, У. Общественное мнение / У. Липпман. - М. : Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. - 384 с.
8. Меренков, А.В. Политические стереотипы студенчества / А. В. Меренков // Социологические исследования. -1992. - № 8. - С. 84-90 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/text/18670759/ (дата обращения: 13.11.17).
9. Меренков А.В. Социология стереотипов / А.В. Меренков. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2001. - 292 с.
10. Пресс-выпуск № 3237 (07.11.2016) // ВЦИОМ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115934 (дата обращения: 16.11.2017).
References
1. Budko D.A. Politicheskiy yumor kak ob'ekt issledovaniya v politicheskoy nauke (na primere politicheskogo anekdota) [Political humor as research object in political science: political anecdote case-study]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo univer-siteta. Seriya 6. Politologiya. Mezhdunarodnyie otnosheniya [Saint Petersburg State University Bulletin. Series 6. Politol-ogy. International relationships], 2015, I. 3, pp. 70-82. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/politicheskiy-yumor-kak-obekt-issledovaniya-v-politicheskoy-nauke-na-primere-politicheskogo-anekdota (Accessed: 13 November 2017).
2. Dmitriev A.V. Sotsiologiya yumora: Ocherki [Sociology of humor: evaluations]. - M.: ROSSPEN, 1996. - 332 p.
3. Duhanova P. «Kreml vesyolyih i nahodchivyih»: kak v NATO sochli KVN politicheskim instrumentom Moskvyi [Kremlin of cheerful and resourceful: how NATO considered Club of cheerful and resourceful as Moscow's political tool]. Available at: https://russian.rt.com/world/article/368426-kvn-kreml-nato (Accessed: 28 November 2017).
4. Ivanyushkin A.A. Politicheskiy yumor kak faktor vzaimodeystviya obschestva i vlasti [Political humor as factor of society and government relationships]. Moscow, Moscow state pedagogical university, 2006. 21 p.
5. Istochniki informatsii: monitoring [Sources of information: monitoring]. Fund «Public opinion». Available at: http://fom.ru/SMI-i-internet/13323 (Accessed: 28 November 17).
6. Klub veselyih i nahodchivyih prazdnuet 55-letie [Club of cheerful and resourceful celebrates 55th anniversary]. Available at: http://tass.ru/kultura/3764606 (Accessed: 16 November 2017)
7. Lippman U. Obschestvennoe mnenie [Public opinion]. Moscow, !шйШу of Fund «Public opinion», 2004. 384 p.
8. Merenkov A.V. Politicheskie stereotipyi studenchestva [Political stereotypes of studentship], Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological researches], 1992, I. 8, pp. 84-90. Available at: http://ecsocman.hse.ru/text/18670759/ (Accessed: 13 November 17).
9. Merenkov A.V. Sotsiologiya stereotipov [Sociological stereotypes]. Ekaterinburg, Ural University, 2001. 292 p.
10. Press-issue № 3237 (07 November 2016). Russian Public Opinion Research Center. Available at: http://wciom.ru/in-dex.php?id=236&uid=115934 (Accessed: 16 November 2017).