Научная статья на тему 'Феномен политического юмора в квн'

Феномен политического юмора в квн Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
941
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМИЧЕСКОЕ / СМЕХ / ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВО / ВЫСШАЯ ЛИГА / ПРЕМЬЕР-ЛИГА / COMIC / HUMOUR / POLITICS / STATE / MAJOR LEAGUE / PREMIER-LEAGUE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Барашков Андрей Е.

В статье рассматривается феномен политического юмора в телевизионных юмористических играх Клуба весёлых и находчивых в современной России. Описаны понятия смеха, юмора и комического, в том числе и их политической составляющей. Представлен краткий анализ теорий юмора в различные исторические периоды развития общества и отмечена трансформация теоретических подходов вместе с субъктом их изучения. По итогам такого рассмотрения предложено определение понятия юмор вообще и политический юмор в частности. Целью данной статьи является установление роли политического юмора Клуба весёлых и находчивых в политической культуре страны. Основным методом исследования является дискурс-анализ, с помощью которого мы анализируем выступления команд Клуба весёлых и находчивых в Высшей лиге и Премьер-лиге. Единицами анализа выступают записи игр Высшей лиги и Премьер-лиги, взятые с видеохостинга YouTube. Проделанная работа носит прикладной характер и вызывает особый интерес в связи с актуальностью выходящих данных, а выводы исследования позволяют развить в дальнейшем тему роли политического юмора и феномена Клуба весёлых и находчивых. В заключение делается вывод об организующей роли Клуба весёлых и находчивых в развитии политического юмора как инструмента влияния на людей и настроение в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Барашков Андрей Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENON OF POLITICAL HUMOUR IN THE KVN TV-SHOW

The present research investigates the phenomenon of political humour in modern Russian TV shows. The paper features the case of such wits and humour competition as the KVN Show (The Club of the Funny and Sharp-witted). The author describes the concepts of laughter, humour, and the comic and explains their political component. The research objective was to reveal the role of the KVN's political humour in the political culture of the country. The author used the method of discourse analysis to study the performances of the KVN teams in the Major and Premier Leagues taken from "YouTube". The research results are of particular interest, which make it possible to develop the issues of political humour and the phenomenon of the KVN.

Текст научной работы на тему «Феномен политического юмора в квн»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

POLITICAL SCIENCE

УДК 323.2

ФЕНОМЕН ПОЛИТИЧЕСКОГО ЮМОРА В КВН

Андрей Е. Барашков а, @

а Санкт-Петербургский государственный университет, 199034, Россия, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9 @ st041431@student.spbu.ru

Поступила в редакцию 24.03.2018. Принята к печати 28.09.2018.

Ключевые слова:

комическое, смех, политика, государство, Высшая лига, Премьер-лига

Аннотация: В статье рассматривается феномен политического юмора в телевизионных юмористических играх Клуба весёлых и находчивых в современной России. Описаны понятия смеха, юмора и комического, в том числе и их политической составляющей. Представлен краткий анализ теорий юмора в различные исторические периоды развития общества и отмечена трансформация теоретических подходов вместе с субъктом их изучения. По итогам такого рассмотрения предложено определение понятия юмор вообще и политический юмор в частности. Целью данной статьи является установление роли политического юмора Клуба весёлых и находчивых в политической культуре страны. Основным методом исследования является дискурс-анализ, с помощью которого мы анализируем выступления команд Клуба весёлых и находчивых в Высшей лиге и Премьер-лиге. Единицами анализа выступают записи игр Высшей лиги и Премьер-лиги, взятые с видеохостинга УоиТиЬе. Проделанная работа носит прикладной характер и вызывает особый интерес в связи с актуальностью выходящих данных, а выводы исследования позволяют развить в дальнейшем тему роли политического юмора и феномена Клуба весёлых и находчивых. В заключение делается вывод об организующей роли Клуба весёлых и находчивых в развитии политического юмора как инструмента влияния на людей и настроение в обществе.

Для цитирования: Барашков А. Е. Феномен политического юмора в КВН // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2018. № 4. С. 5-12. DOI: 10.21603/2500-3372-2018-4-5-12

Введение

Изучение феномена юмора в отечественной науке началось сравнительно недавно. Комизм и вытекающие из него юмор и смех являются философскими категориями, которые рассматривались в Европе еще во времена античной Греции, труды которых впоследствии изучались и дополнялись учеными и философами Нового времени. К тому же на основе трудов древности создавались свои концепции, которые получили отклик в научном сообществе. То есть феномен комического изучался в Европе по мере своего развития, следовательно, существовало большое исследовательское поле для изучения политического юмора, который рассматривался в рамках исследования комического и смешного. В России юмор стал внимательно изучаться лишь в начале XX в., а политический юмор в 90-е гг. XX в. Прежде всего изучались литератур-

ные аспекты юмора, телевизионные же, такие как в КВН, исследоваться стали только в начале XX в.

Целью данной работы является установления роли политического юмора КВН в политической культуре страны. Основной метод исследования - дискурс-анализ выступлений команд КВН в Высшей лиге и Премьер-лиге. Единицей анализа выступает запись игр Высшей лиги и Премьер-лиги, взятых с видеохостинга УоиТиЬе.

Развитие и классификации теории юмора

Теории юмора с течением истории изменялись и трансформировались вместе с субъектом их изучения. Каждая теория одновременно и дополнялась, и критиковалась со стороны исследователей, создавая разветвленную систему изучения понятий юмора, комического, смешного и т.д. На данный момент наиболее часто исследования юмора делят на три направления:

- теории, основывающиеся на понятии враждебности, или агрессии;

- теории, базирующиеся на понятии несовместимости;

- теории высвобождения энергии.

Некоторые ученые классифицируют теории по двум

направлениям: философском (Платон, Аристотель, Г. В. Ф. Гегель, И. Кант и т.д.) и психологическом (Г. Спенсер, З. Фрейд и др.). Психологическое в свою очередь делится еще на несколько поднаправлений.

Отдельное внимание стоит уделить классификации Б. Дземидока, выведшего 6 видов теорий юмора: негативного качества, деградации, контраста, противоречия, отклонения от нормы и смешанного типа. Каждый из видов еще делится на объективистские, субъективистские и реляционистские теории. Например, говоря о теории негативного качества, Б. Дземидок рассказывает об объективизме Аристотеля, субъективизме Т. Гоббса и о реляционизме Карла Юберхорста, который соединил в своей теории объективизм Аристотеля и психологизм Т. Гоббса. Суть этой теории в том, что комическое имеет негативное качество. В случае Аристотеля объектом комического являются какие-либо вредные привычки или физическое уродство, т. е. Аристотель делает уклон в сторону объекта. Т. Гоббс, наоборот, характеризует комическое уже со стороны субъекта и определяет чувство смешного как внезапно возникающее чувство превосходства над другими. Карл Юберхорст пытался объединить эти две теории, рассматривая комическое как со стороны объекта, так и субъекта [1, с. 12-16].

Если рассматривать теории с точки зрения течения истории, то сами понятия комическое, смешное, юмор изучались еще досократиками, в частности Демокритом, которого прозвали смеющимся философом. Однако полноценные определения или концепции ими не записывались, только Платоном, а затем Аристотелем впервые были разработаны теории юмора и комического. Так, Платон утверждает, что юмор относится к разряду негативного, считая это чувство основанным на ненависти и зависти [2, с. 99]. Философ считает, что юмор и смех всегда базируются на насмешках над несчастьем ближних, на агрессии и ложном превосходстве над другими. В «Филебе» Платон приписывает смешливому человеку такие пороки, как гнев, зависть, злоба и т.д., но при этом он называет смех удовольствием [3, с. 57]. Аристотель решил рассмотреть юмор с другой стороны, не считая его негативным чувством. В умеренных количествах, как философ считал, он даже полезен. Аристотель первым дал определение смешному: «Смешное - это некоторая ошибка и безобразие, никому не причиняющее вреда и ни для кого не пагубное» [4, с. 53]. Таким

образом, создается идея о том, что смешное - это что-то неправильное, что-то являющееся экстраординарным, но при этом оно не наносит какого-либо ущерба или вреда, а в некоторых случаях даже является полезным. Однако, заметим, что такие трактовки несколько отличались от реальной ситуации в Древней Греции, где, к примеру, комедии Аристофана пользовались особой популярностью.

В период Средневековья отношение к юмору было схоже с платоновским видением. Юмор и производимый от него смех считались чем-то бесовским, т. к. он сочетал в себе агрессию к ближнему и непристойность, что расходилось с официальной идеологией церкви, соответственно, она не позволяла бездумно выпускать энергию в виде смеха. Как отмечает А. В. Дмитриев, «официальная средневековая культура характеризуется исключительно серьезными тонами. Серьезность считалась единственным способом выражения правды и вообще всего важного и ценного» [5, с. 158]. Однако это не значит, что юмора и смеха не было, им пришлось занять маргинальные позиции и получить представление в народной культуре. Если воспользоваться теорией высвобождения энергии, то «запрещенный» смех получил выход через карнавальную культуру. Таким образом, появляется карнавальный смех, описание которому наиболее точно дал М. М. Бахтин: «Карнавальный смех, во-первых, всенароден (всенародность принадлежит к самой природе карнавала), смеются все, это - смех "на миру"; во-вторых, он универсален, он направлен на все и на всех (в том числе и на самих участников карнавала), весь мир представляется смешным, воспринимается и постигается в своем смеховом аспекте, в своей веселой относительности; в-третьих, наконец, этот смех амбивалентен: он веселый, ликующий и - одновременно - насмешливый, высмеивающий, он и отрицает и утверждает, и хоронит и возрождает. Таков карнавальный смех» [6, с. 88]. Карнавал был отличным способом вывести энергию, не нарушая «официальной серьезности средневековой культуры», т. к., скрываясь под маской, человек обезличивает себя, смешиваясь с толпой таких же скрытых под костюмами людей. Также впоследствии юмор вобрал в свою основу механизм срывания маски.

В ХУШ в. изучение юмора и смеха получает новый толчок. Развиваются теории, основанные на понятии несовместимости. И. Кант дал такое определение смеху: «Смех является эмоцией, возникающей из неожиданного превращения напряженного ожидания в ничто» [7, с. 174]. То есть если при ожидании человеком достаточно очевидного исхода события происходит, наоборот, что-то неочевидное, то у этого человека появляется смех. Например, если рассказ о человеке, покупающем яблоко в продуктовом магазине, не вызовет смеха, то такой же рассказ

о человеке, но уже покупающем не яблоко, а автомобиль в продуктовом магазине, вызовет как минимум улыбку. И. Кант назвал такой смех неожиданным [7, с. 175]. Теория И. Канта весьма похожа на теорию абсурда А. Шопенгауэра. Впрочем, эти философы описывали как раз юмор абсурда.

К теории высвобождения энергии вплотную прилегает концепция З. Фрейда. Согласно ему, юмор является «средством получения удовольствия, несмотря на препятствующие ему мучительные аффекты» [8, с. 94]. Удовольствие от юмора человек получает в связи с «экономией аффективной затраты энергии» [8, с. 80]. Использование термина энергия связывает теорию З. Фрейда с теорией Г. Спенсера, для которого юмор является способом разрядки. По Г. Спенсеру смех может быть вызван не только приятными чувствами. Сам механизм смеха он определяет не только через психику, но и через физиологию тела. Сильный эмоциональный всплеск нуждается в выходе и самый простой путь - через слабые мышцы, к которым относятся мышцы рта, мимические мышцы и аппарат речи и дыхания.

Таким образом, основываясь на вышеизложенных трактовках, можно определить юмор как способность выявлять какие-либо недостатки в человеке или в обществе и преломлять их так, что эти недостатки теряют свою негативную составляющую, превращаясь в обыденную, не приносящую вреда часть жизни. Смех является реакцией на это преломление, высвобождением энергии, накопившейся в человеке. Конечно, юмор бывает разный и не всегда он приводит к смеху, а наоборот, к агрессии, но это связано в первую очередь с субъектом и объектом юмора. Анекдоты про национальности могут быть восприняты агрессивно со стороны представителей той или иной этнической группы. Или же юмор может быть вообще не понят, например, если рассказать шутку на армейскую тему человеку, который не служил в армии. Кроме того, важным элементом юмора является его социальность, а значит юмор выполняет функцию коммуникации. В основном юмор проявляется, когда есть два и более человека, но в случае, когда индивид смотрит телепередачу или вспоминает забавный случай из жизни и при этом смеется, юмор принимает псевдосоциальный характер.

Политика является публичной сферой, сферой взаимодействия людей друг с другом, юмор в этой сфере играет немаловажную роль. Политический юмор является одним из подвидов юмора. Кроме того, т. к. демократическая система благодаря различным индикаторам предупреждения социального недовольства может достаточно быстро реагировать на него, политический юмор выполняет функцию одного из этих индикаторов.

Сложно сказать, когда конкретно появился политический юмор, но возникновение литературного политического юмора связывают с Аристофаном.

A. В. Дмитриев утверждает, что Аристофана можно назвать первым политическим комедиантом, т. к. «к расцвету его творчества древнегреческая комедия перешла от карнавальных фаллических песен к обсуждению острых общественных проблем» [5, с. 109]. Из дошедших до нас произведений Аристофана наиболее политическими можно назвать «Осы», «Всадники», «Женщины в Народном собрании» и «Мир», сюда же некоторые ученые относят и «Облака», в которых Аристофан высмеивает Сократа. Сократ у него является ярым противником политики, а все его учение Аристофан называет «наукой не платить налогов» [9].

Как уже указывалось выше, в Средние века юмор был маргинален, для выплескивания энергии появился карнавал. М. М. Бахтин назвал ведущим действием карнавала символ увенчания /развенчания. Во время карнавала социальные роли могли меняться: крестьянин мог стать помещиком, а помещик - крестьянином. И те, и другие высмеивали пороки друг друга, в том числе и политическое устройство страны. М. М. Бахтин называет карнавал также травестией (пародийное иносказание) социальных и политических норм [6]. А. В. Дмитриев, описывая тезис М. М. Бахтина, приводит пример

B. В. Жириновского, который обладает такой тра-вестией. Этот политик может начать с одного тезиса, а закончить совершенно другим. Зритель, обладающий карнавальным сознанием, смотря В. В. Жириновского, получит настоящее удовольствие [10, с. 211].

С конца 1990-х гг. стали развиваться теории политического юмора в отечественной науке. С ними связаны работы уже упомянутого А. В. Дмитриева, работы В. В. Разуваева [11], А. А. Иванюшкина [12], Д. А. Будко [13], Е. Н. Коваленко [14] и пр. Однако, несмотря на большое количество работ по юмору, фундаментальных исследований на тему политического юмора в Клубе веселых и находчивых (КВН) нет (можем указать лишь некоторые статьи, например [15]).

Международный Союз КВН

КВН - юмористическая игра, в которой «две или более команд соревнуются в одном или более конкурсах, тема и жанр которых могут заранее определяться организаторами, а некое жюри потом определяет, кто из них оказался лучше» [16]. КВН уникален в своем виде не только для России и стран бывшего СССР, но и для всего мира, т. к. другой такой передачи, сравнимой в продолжительности выхода в эфир, охвате зрителей и фанатов, влияния практически на все сферы жизни, нет. На данный момент

Международный Союз КВН имеет разветвленную сеть различных лиг по всей России, которые подчиняются президенту Союза А. В. Маслякову. Сейчас структура КВН достаточно сложна и политизирована, в отличие от только «зародившегося» КВН или КВН 90-х гг. Это связано с тем, что в советское время программу считали действительно только юмористической и не видели в ней влияния на граждан, по крайней мере до окончания «оттепели», когда руководство центрального телевидения стало вмешиваться в процесс написания сценария, чему руководство КВН начало сопротивляться, в связи с этим программу закрыли до 1986 г. В годы распада СССР и последующий период 90-х гг. юмор в КВН был наиболее политическим за все время существования программы. Распад СССР, Конституционный кризис 1993, война в Чечне, дефолт 1998 - все эти события вызывали недовольство со стороны граждан, и люди начали искать пути выхода накопившейся агрессии. КВН в данном случае наиболее быстро реагировал на различные события в сфере политики. Так, М. Марфин пишет об этом: «Стоит кому-то на политической арене кануть в Лету, как тут же в десятке КВНовских Лиг появляется эпизод с саунд-треком из этого мультика [«Жил-был пес»]» [16].

В период 2000-х гг. КВН стал играть еще большую роль в жизни общества. Теперь это не только способ вывода негативных эмоций, большая часть «выпускников» КВНа создают дискурс развлекательного сегмента российского телевидения и кино. Большинство из них либо являются ведущими различных передач (Павел Воля, Сергей Светлаков, Гарик Мартиросян и т. д.), либо редакторами и сценаристами (Семен Слепаков, Айдар Гараев, Александр Гудков и т.д.), либо актерами кино и телевидения (Гарик Харламов, Михаил Галустян и т.д.). Большое количество контента было произведено компаниями Comedy Club Production и Yellow, Black and White, созданных бывшими КВНщиками, для двух основных развлекательных телеканалов российского телевидения - ТНТ и СТС. Соответственно, КВН стал некой востребованной «фабрикой звезд».

Кроме того, руководство Союза КВН напрямую связано с руководством страны. А. В. Масляков в январе 2018 г. стал доверенным лицом В. В. Путина на будущих выборах президента. Также в жюри, кроме известных КВНщиков, заседают и некоторые политические деятели, или опосредовано связанные с властью. Например, генеральный продюсер «Первого канала» К. Эрнст, И. Верник, выступивший на флешмобе в поддержку Р. Кадырова, Ю. Гусман, бывший депутат Государственной

Думы. Впрочем, первые лица страны часто бывают на значимых играх - на 50-летие КВН в 2011 г. В. В. Путин выступил с речью на сцене. Ни одна другая программа не заслуживала такого внимания со стороны президента.

В связи с таким особым влиянием КВН на общественную жизнь государство не могло не обратить внимания на него и попытаться контролировать, что в некотором роде ему и удается, т. к. существует цензура, связанная не только с недопущением нецензурной лексики или некоторых тем, но и политическая. Так, в интервью каналу «Непродакшн» бывший участник и редактор КВН Дмитрий Колчин рассказал о том, что цензура запрещает шутить о президентах плохо, «очень сложно утвердить шутки про президентов, <.. .> если шутка про президентов и разрешается, то это должно быть что-то обязательно комплиментарное, обязательно поклонение»1. На критику в адрес КВН отреагировал А. В. Масляков, заявив, что «шутки про президента всегда были и будут»2.

Примеры политического юмора в играх КВН

Шутки о политиках, занимавших пост президента страны, существуют. Это подтверждает целый блок шуток о первых лицах России. Например, ряд выступлений команды КВН «Станция спортивная» посвящен проверкам Д. А. Медведева по всей стране. В номерах президент приезжает с проверкой в школу, аптеку и раздевалку сборной России по футболу. Во всех сценах проверяемые знали о приезде Д. А. Медведева и поэтому старались убрать все недостатки: в школе учитель вызывал только отличников к доске, а когда к доске выходил двоечник, то ставил ему высшую оценку в присутствии президента; в аптеке управляющий обучал продавца, о чем стоит сказать и о чем лучше промолчать. В этих номерах обличается страх перед наказанием, люди делают все, чтобы президент не заметил их ошибок, но не делают ничего, чтобы их исправить.

Команда КВН «Сборная Батайска» примечательна номером с В. В. Путиным, который попадает в самые обыденные ситуации, связанные с неработающими батарейками в пульте от телевизора, с отсутствием штопора и последующей невозможностью открыть бутылку вина, с закончившейся пастой в ручке и с вирусом на компьютере. Все эти номера приближают В. В. Путина к обычному народу, т. к. в такие ситуации попадал в своей жизни каждый человек и всем эти ситуации знакомы. Здесь мы сталкиваемся с обычной инверсией - «перевертышем»,

1 Колчин - об уходе из КВН, Эрнсте и даче // YouTube. 11.09.2017. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=BScX4GDS7rM (дата обращения: 08.02.2018).

2 А. В. Масляков: «Шутки про президентов были, есть и будут!». 23.09.2017. Режим доступа: http://kvn.ru/joumal/14671 (дата обращения: 08.02.2018).

которая легитимирует власть В. В. Путина, делая ее народной, делая его человеком из простых граждан. Это кажется смешным, т. к. первый человек в стране, защищающий интересы государства на мировой арене, определяющий направление политики внутри страны, не может открыть вино или переключить канал.

Шутки, представленные выше, действительно есть в играх КВН, но, как и сказал Д. Колчин, они носят комплиментарный характер и не создают негативного представления о руководстве страны, кроме обезличенного чиновничьего аппарата, шутки о которых зачастую обсмеивают их.

Часто предметом смеха становятся выборы в разных странах, но главной мишенью КВНщиков являются российские выборы. Команда КВН «Бомонд» обсмеяли выборы президента России в 2012 г. В номере через образ В. В. Жириновского разоблачали образы кандидатов в президенты и сами выборы. Наиболее значимыми шутками нам видятся следующие:

Ведущая: «Мы вас приветствуем на объявлении результатов выборов в президенты Российской Федерации».

В. В. Жириновский (В. В.): «Добавь: самых неожиданных выборов в истории, че ты!».

Ведущая: «Мезенцев...».

В. В.: «Не говори его имя! Молчи! Пусть его имя останется загадкой для страны».

Ведущая: «Владимир Владимирович Путин».

В. В.: «Какая неожиданность! Решили поучаствовать все-таки, да?».

Ведущая: «И президентом России становится.».

В. В.: «Продолжается».

Ведущая: «.становится Владимир Владимирович...».

В. В.: «Мезенцев! Вот мы и узнали его имя!».

Ведущая: «.становится Владимир Владимирович Путин».

В. В.: «Едрен батон! А знаешь, почему ты президентом стал? Потому что тебя народ выбрал! А народ - это я! Короче, ты президент, потому что я так решил! Не благодари!»3.

Весь номер построен на комментариях В. В. Жириновского. В первой и третьей шутках он высмеял Путина как кандидата и сами выборы, в которых понятно, кто выиграет. Во второй и пятой высмеял Мезенцева, которого никто не знал, откуда этот кандидат и даже как его зовут, что вы-

страивает образ некоего подставного кандидата для видимости выборов. А в последней уже легитимируются выборы, т. к. Путина выбрал действительно народ. Этими словами сглаживается сам номер на предмет критики, тем самым перечеркивая все, что было сказано ранее.

В безличных номерах наиболее отличилась команда «Кефир» со своим номером об ущемленных в правах чиновниках. Сам номер музыкальный и состоит из поочередно выносимых лозунгов, которые пародируют лозунги граждан против чиновников:

«Долой народный беспредел!» - Долой чиновничий беспредел!;

«Руки прочь от коррупции» - Нет коррупции / Долой коррупцию;

«Бюджет - понятие растяжимое»;

«Руки прочь от ваших денег» - Руки прочь от наших денег;

«Оставьте нас в наших покоях» - Оставьте нас в покое4.

Это лишь часть лозунгов, показанных в номере. Через эти высказывания показываются все негативные черты чиновников, против которых и протестуют граждане.

Похожий номер был у команды «Союз», в котором они в костюмах овощей высмеяли лозунги на митингах и самих митингующих. В основном лозунги носили неполитический характер, но есть такие, как «Путин-огурчик», «Когда олимпийская стройка принесет плоды», «НАТО, хрен вам!»5. Изначально можно подумать, что команда несколько грубо относится к митингующим гражданам, называя их овощами, но в конце номера выносится лозунг «Люди не будьте овощами», который заглаживает это ощущение. Однако, в этом же лозунге есть некий призыв не участвовать в таких собраниях, чтобы не быть овощем. Если номер сделан и не специально с такой задумкой, то как минимум несет в себе скрытый смысл.

Особой частью юмора в КВН является юмор на внешнеполитическую тему. Например, КВНщики много шутили на тему расширения НАТО и Европейского Союза:

«Через год Латвия вступит в Евросоюз. А Фестиваль куда? Туда же? И что мы будем петь? Евросоюз нерушимый республик свободных?»6 (РУДН (Москва)).

Или встречи известных политиков:

3 КВН 2012 Высшая лига. Первая 1/8 (ИГРА ЦЕЛИКОМ) // YouTube. 31.10.2012. Режим доступа: https://www.youtube.com/ watch?v=3kjapc5qeeo (дата обращения: 29.01.2018).

4 КВН Кефир - Чиновники // YouTube. 23.11.2012. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=adAkSCUBEtI&list=PLA81F6 18912В6Л3Б9&таех=13 (дата обращения: 29.01.2018).

5 КВН 2012 Премьер-лига. Третья 1/8 (ИГРА ЦЕЛИКОМ) // YouTube. 08.03.2013. Режим доступа: https://www.youtube.com/ watch?v=FVHFtQf20S0 (дата обращения: 29.01.2018).

6 КВН Высшая лига (2003) - Юрмала // YouTube. 17.01.2012. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=PV7tmPleHk (дата обращения: 29.01.2018).

Встреча Д. А. Медведева и Н. Саркози:

Медведев: «Николя, как Вам Россия?».

Саркози: «Знаете, Москва - очень красивый город».

Медведев: «Но Москва еще не вся Россия. Что уж говорить, если одна Сибирь - это пять Франций!».

Саркози: «Да, знаете, весь мир настораживает, что вы мерите свою страну другими странами.»7.

Здесь высмеивается страх перед такой огромной страной, как Россия, и отчасти обосновывается настороженное отношение к ней.

Команда КВН РУДН разыграла номер с Большой восьмеркой без России, вышедшей из состава после событий 2014 г. США предлагали ввести санкции против разных стран, и никто им не мог возразить, чем вызвало разочарование и тоску по России. Впоследствии США звонят России и признаются, что на самом деле без России плохо. В этом номере придается значение России на мировой арене как единственного оппонента США, причем такого, что сами США не могут действовать в нормальном режиме без нее, тем самым повышая ее авторитет.

По поводу ситуации на Украине в 2014 г. пошутили члены команды «Союз»: Хочу спросить как Путин у Януковича: «Витя, ты нормальный?»8.

Или песня: .хоть и страна большая, но моря не хватает! И мы нашли решение: просто, вернули полуостров9.

А также эта команда обсмеяла дипломатию США и ООН в музыкальном номере на мотив песни группы «Руки Вверх» «Он тебя целует», где США отвернулись от России, а ООН полностью поддерживает США в этом.

Все эти номера показывают величие России, указывают на недостатки остальных государств. В случае наложенных санкций высмеивают их и говорят, что Россия справится с ними.

Заключение

Проанализировав игры КВН, связанные с политической сферой жизнедеятельности, можно сделать некоторые выводы о КВН и о политическом юморе в нем. Во-первых, политический юмор в КВН принижает все недружественные России государства и, соответственно, поднимает роль России на мировой арене в глазах российских граждан. Во-вторых, поднимает авторитет президента и легитимирует его власть на всех ее уровнях так, что все - и граждане, и чиновники - стараются угодить президенту. В-третьих, номера КВНщиков делают более близкими народу как обычных чиновников, которые сидят у приемной президента, как провинившиеся дети, так и президентов, которые попадают в обыденные ситуации, кажущиеся обычному обывателю смешными, т. к. происходят с такими известными людьми, как В. В. Путин и Д. А. Медведев. И в-четвертых, политический юмор в КВН является альтернативным путем вывода той негативной энергии, что может побудить граждан действовать в рамках политической системы более агрессивно: устраивать пикеты, митинги против власти или даже попытаться устроить переворот. В итоге юмор является отличным способом влияния на людей, а КВН - проводником этого юмора.

Литература

1. Дземидок Б. О комическом. М.: Прогресс, 1974. 223 с.

2. Платон. Государство. М.: АСТ, 2016. 448 с.

3. Платон. Филеб // Платон. Собрание сочинений. В 4 т. М.: Мысль, 1994. Т. 3. С. 7-78.

4. Аристотель. Об искусстве поэзии // Аристотель. Поэтика. М.: Гос. изд-во худож. лит-ры, 1957. С. 39-141.

5. Дмитриев А. В. Социология юмора: очерки. М.: РАН, 1996. 214 с.

6. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Худ. лит-ра, 1965. 690 с.

7. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Собрание сочинений. В 6 т. М.: Мысль, 1964. Т. 3. С. 68-756.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. СПб.: Азбука, 2015. 288 с.

9. Аристофан. Комедии. М.: Наука-Ладомир, 2000. 1080 с.

10. Дмитриев А. В. Социология политического юмора. М.: Российская политическая энциклопедия, 1998. 332 с.

11. Разуваев В. В. Политический смех в современной России. М.: Теис, 2002. 262 с.

12. Иванюшкин А. А. Политический юмор как фактор взаимодействия общества и власти: дис. ... канд. полит. наук. М., 2006. 154 с.

7 КВН Высшая лига (2008). Вторая 1/2 // YouTube. 27.03.2012. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=eUyZwXymBdw (дата обращения: 29.01.2018).

8 КВН 2014 Высшая лига. Первая 1/8 (ИГРА ЦЕЛИКОМ) // YouTube. 03.03.2014. Режим доступа: https://www.youtube.com/ watch?v=44PRPPsGjKo (дата обращения: 29.01.2018).

9 КВН 2014 Высшая лига. Первая 1/4 (ИГРА ЦЕЛИКОМ) // YouTube. 26.09.2014. Режим доступа: https://www.youtube.com/ watch?v=2RZi0Awrvmk (дата обращения: 29.01.2018).

13. Будко Д. А. Политический юмор как объект исследования в политической науке (на примере политического анекдота) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. 2015. № 3. С. 70-82.

14. Коваленко Е. Н. Юмор в политическом дискурсе - это серьезно! // Дискурс-Пи. 2005. № 1. С. 147-149.

15. Пименова О. И., Кузьмина О. В., Серова А. И., Крохалевский И. В., Гиниятуллина М. А. Феномен политического юмора в играх КВН: по материалам контент-анализа // Вестник Университета. 2017. № 12. С. 211-219.

16. Марфин М. Н., Чивурин А. Что такое КВН? 2-е изд. М., 2002. 120 с. Режим доступа: https://royallib. com/read/marfin_mihail/chto_takoe_kvn.html (дата обращения: 01.02.2018).

PHENOMENON OF POLITICAL HUMOUR IN THE KVN TV-SHOW

Andrey E. Barashkov a, @

aSaint-Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya Emb., Saint-Petersburg, Russia, 199034 @ st041431@student.spbu.ru

Received 24.03.2018. Accepted 28.09.2018.

Keywords: comic, humour, politics, state, Major League, Premier-League

Abstract: The present research investigates the phenomenon of political humour in modern Russian TV shows. The paper features the case of such wits and humour competition as the KVN Show (The Club of the Funny and Sharp-witted). The author describes the concepts of laughter, humour, and the comic and explains their political component. The research objective was to reveal the role of the KVN's political humour in the political culture of the country. The author used the method of discourse analysis to study the performances of the KVN teams in the Major and Premier Leagues taken from "YouTube". The research results are of particular interest, which make it possible to develop the issues of political humour and the phenomenon of the KVN.

For citation: Barashkov A. E. Fenomen politicheskogo iumora v KVN [Phenomenon of Political Humour in the KVN TV-Show]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Political, Sociological and Economic Sciences, no. 4 (2018): 5-12. DOI: 10.21603/2500-3372-2018-4-5-12

References

1. Dzemidok B. O komicheskom [About the comic]. Moscow: Progress, 1974, 223.

2. Plato. Gosudarstvo [The state]. Moscow: AST, 2016, 448.

3. Plato. Fileb [Phileb]. Plato. Sobranie sochinenii [Collected Works by Plato]. Moscow: Mysl', vol. 3 (1994): 7-78.

4. Aristotle. Ob iskusstvepoezii [About the art of poetry]. Aristotle. Poetika [Poetics by Aristotle]. Moscow: Gos. izd-vo khudozh. lit-ry, 1957, 39-141.

5. Dmitriev A. V. Sotsiologiia iumora: ocherki [Sociology of the humor: essays]. Moscow: RAN, 1996, 214.

6. Bakhtin M. M. Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaia kul'tura Srednevekov'ia i Renessansa [Francois Rabelais and folk culture of the Middle Ages and Renaissance]. Moscow: Khud. lit-ra, 1965, 690.

7. Kant I. Kritika chistogo razuma [The critique of pure reason]. Kant I. Sobranie sochinenii [Collected Works by Kant]. Moscow: Mysl', vol. 3 (1964): 68-756.

8. Freud S. Ostroumie i ego otnoshenie k bessoznatel'nomu [Jokes and their relation to the unconscious]. Saint-Petersburg: Azbuka, 2015, 288.

9. Aristofanes. Komedii [Comedies]. Moscow: Nauka-Ladomir, 2000, 1080.

10. Dmitriev A. V. Sotsiologiia politicheskogo iumora [Sociology of the political humor]. Moscow: Rossiiskaia politicheskaia entsiklopediia, 1998, 332.

11. Razuvaev V. V. Politicheskii smekh v sovremennoi Rossii [Political laughter in modern Russia]. Moscow: Teis, 2002, 262.

12. Ivaniushkin A. A. Politicheskii iumor kak faktor vzaimodeistviia obshchestva i vlasti. Diss. kand. polit. nauk [Political humor as a factor in the interaction of society and government. Cand. Polit. Sci. Diss.]. Moscow, 2006, 154.

13. Budko D. A. Politicheskii iumor kak ob"ekt issledovaniia v politicheskoi nauke (na primere politicheskogo anekdota) [Political humour as an object of political science (case of political jokes)]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriia 6. Politologiia. Mezhdunarodnye otnosheniia = Bulletin of St. Petersburg University. Series 6. Political science. International relationships, no. 3 (2015): 70-82.

14. Kovalenko E. N. Iumor v politicheskom diskurse - eto ser'ezno! [Humor in political discourse -it's serious!]. Diskurs-Pi = Discourse-Pi, no. 1 (2005): 147-149.

15. Pimenova O. I., Kuzmina O. V., Serova A. I., Krokhalevsky I. V., Giniatullina M. A. Fenomen politicheskogo iumora v igrakh KVN: po materialam kontent-analiza [The phenomenon of political humor in the KVN TV-show according to the materials of content analysis]. Vestnik Universiteta, no. 12 (2017): 211-219.

16. Marfin M. N., Chivurin A. Chto takoe KVN? [What is the KVN?]. 2nd ed. Moscow, 2002, 120. Available at: https://royallib.com/read/marfin_mihail/chto_takoe_kvn.html (accessed 01.02.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.