СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2013. № 1. С. 34-44.
УДК 316.37
М. В. Криворучко
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Е. А. Липских
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НОРМАХ СЕКСУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Рассматривается проблема связи детско-родительских отношений, характера обращения к телевизионным передачам с представлениями о нормах сексуального поведения в подростковом возрасте, учитывается отношение родителей к потребляемой их детьми медиапродукции, степень контроля за временем обращения, содержанием просматриваемых подростками передач и готовность обсуждать вопросы, связанные с половым поведением. Подтверждается сохранение существенной роли взаимоотношений с родителями в обусловливании представлений о нормах полового поведения. Показано, что тема сексуальных отношений доминирует в передачах развлекательного характера, предпочитаемых подростками, и в зависимости от частоты просмотра данных телевизионных передач подростковая телеаудитория образует типы, значимо отличающиеся представлениями о нормах сексуального поведения.
Ключевые слова: социальные представления о нормах сексуального поведения; телевизионные предпочтения; детско-родительские отношения; подростковый возраст.
M. V. Krivoruchko
Omsk F. M. Dostoevsky State University
E. A. Lipskih
Omsk F. M. Dostoevsky State University
TV-PREFERENCES AND PARENT-CHILD RELATIONSHIPS AS FACTORS OF THE SOCIAL PRESENTATIONS OF THE NORMS OF SEXUAL BEHAVIOR
IN ADOLESCENCE
The article deals with connection parent-child relationship, the manner of television programs with the concept of norms of sexual behavior in adolescence. The study also takes into account the attitude of parents towards their children's consumption of media products, the degree of control over the time of treatment, the content viewed teenagers programs and willingness to discuss issues related to sexual behavior. The survey confirmed important role of maintaining relationships with their parents in the conditioning ideas about the norms of sexual behavior. It has been shown that the topic of sexual relations dominated in the entertainment programs favored by teenagers, and depending on the frequency of viewing such television teen TV audience forms types are significantly different perceptions about the norms of sexual behavior.
Keyword: social presentations about norms of sexual behavior; TV-preferences; child-parental relationships; teenagers.
Проблема полового поведения подростков долгое время была табуирована в педагогических и психологических исследованиях. Однако социальная острота этой темы вновь заставила обратиться к ней психологов, социологов,
педагогов. За последние годы в сексуальном поведении и установках российской молодежи, прежде всего подростков, произошли большие изменения, вызывающие растущую социальную озабоченность. Особенно серьезной
© Криворучко М. В., Липских Е. А., 2013 34
проблемой является катастрофический рост заболеваемости болезнями, передаваемыми половым путем, возросло количество абортов среди несовершеннолетних, снизился возраст начала половой жизни [1-7]. Сексуальные отношения переведены сегодня из сферы интимной в публичную, о чем, в частности, свидетельствует распространенность сексуальных и эротических сюжетов в СМИ и на телевидении. А доступность телевидения для зрителей всех возрастных категорий обостряет необходимость проведения исследований эффектов медиавоздействия, особенно если учитывать возможные негативные социальные последствия потребления сексуально ориентированных видеоматериалов [1; 4; 8-12].
Наряду с анализом статистических данных
о половом поведении подростков и исследовании социальных и психологических причин, его обусловливающих, особое внимание уделяется изучению роли СМИ как фактора, оказывающего влияние на социализацию подрастающего поколения. Важно отметить, что проблематика, связанная с сексуальной сферой подростков, разрабатывается как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне, среди авторов, занимающихся ей, можно выделить
З. Фрейда, И. С. Кона, С. И. Голод, В. С. Соб-кина, В. Джонсон и мн. др. [1-4; 7; 13-15]. Проблемой влияния СМИ, анализом как позитивных, так и негативных моделей социального поведения, которые распространяются через каналы СМИ, также занимались многие зарубежные и отечественные авторы: Дж. Герб-нер, А. Бандура, Р. Харрис, Дж. Брайант, С. Томпсон, И. А. Полуэхтова, О. В. Воронина и др. [4; 8-12]. Однако противоречивость полученных данных, методические трудности проведения подобных исследований, связанные с репрезентативностью выборки, формулировкой вопросов, редкостью лонгитюдных исследований, вопросами этики и пр., усиливают актуальную необходимость изучения социализирующего влияния СМИ.
Обсуждение проблем сексуального воспитания становится особенно актуальным именно в подростковом возрасте, поскольку один из основных конфликтов подросткового периода - конфликт между наступлением половой зрелости и культурными нормами, направленными на запрет и ограничение сексуального поведения [2-6; 13; 15]. Культурные нормы в отношении сексуального поведения усваиваются личностью и существуют в виде
социальных представлений. Мы в своей работе придерживаемся взглядов К. А. Абульха-новой-Славской, обобщая которые можно определить социальные представления как «механизм сознания личности, являясь инструментом познания социального мира, они опосредуют и детерминируют коммуникации в группе, обозначают ценности, регулирующие поведение, и отражают проблемы и тенденции современного общества» [16].
Среди факторов, определяющих представления о нормах сексуального поведения, часто упоминаются семья, друзья, телевидение, Интернет, печатные издания (газеты, журналы, специальная литература), собственный опыт [1; 2; 4-9; 11-15]. В ходе ранее проведенных эмпирических исследований было выявлено, что наиболее популярными источниками информации у подростков являются телевидение (38,8 %), второе место по значимости занимают ближайшее социальное окружение, друзья (26,1 %) и родители (25,2 %). Достоверность информации от родителей оценивается высоко, хотя этот источник кажется подросткам наименее доступным, напротив, друзья - самый доступный, но наименее достоверный источник информации о сексе [6]. Таким образом, принимая во внимание вышесказанное, в нашем исследовании мы остановимся на рассмотрении таких факторов, как семья и СМИ, в частности, телевидение.
Безусловно, семья выступает как один из основных, «краеугольных» институтов социализации, в том числе и половой. В частности, Г. Крайг, Д. Бокум отмечают, что в ряде исследований обнаружено: взаимодействие
«родитель - ребенок» влияют на сексуальное поведение подростка - как чрезмерные запреты, так и принуждение со стороны родителей провоцируют раннюю сексуальную активность в подростковом возрасте, сексуально активные подростки часто сообщали о недостаточном общении и близости с родителями. Таким образом, мы предполагаем, что выявление и анализ связи детско-родительских отношений с представлениями подростков
о нормах сексуального поведения позволят нам сделать вывод о роли семьи в определении характера данных представлений [4].
Необходимо отметить, что помимо общения с ребенком, эмоциональной близости, немало важную роль в контексте возрастающего воспитательного воздействия СМИ иг-
рает отношение родителей к той медиапродукции, которую предпочитают их дети. Так как ограничение времени просмотра, тщательный отбор программ для просмотра, обсуждение с детьми содержания просмотренной передачи помогут снизить негативный эффект воздействия СМИ, сбалансировать возможные искажения реальности телевидением [8-10; 12; 17; 18]. Поэтому в нашем исследовании мы также обращаем внимание на фактор родительского контроля над просмотром подростками телевизора.
Если говорить о телевидении, выступающем в современном информационном обществе как канал интенсивной социализации и воспитания, то необходимо отметить, что в современных СМИ избыточное внимание уделяется теме секса (около 56 % контента эфирного и кабельного телевидения). В телепередачах чаще встречаются комментарии и намеки на тему секса, персонажи вечерних передач значительно чаще говорят о половых актах и чаще упоминают о сексуально девиантном поведении. Затрагивая тему половых отношений, большинство персонажей телесериалов ссылаются не на секс между супругами, а на добрачные или внебрачные сексуальные связи [8-12]. Наряду с этим отмечается, что значительная часть медиапродукции носит развлекательный, зрелищный, юмористический характер, и при этом большая часть намеков, комментариев и презентаций моделей сексуального поведения относится именно к подобным телепередачам. Юмористический способ подачи информации обычно не заставляет зрителей критически ее осмыслять, что делает усвоение презентуемых установок, представлений, моделей поведения еще более вероятным. Особенное значение подобный характер восприятия медиапродукции приобретает в подростковом возрасте, поскольку большинство подростков указывают развлечение основным мотивов телесмотрения [8; 17-19].
Следует отметить, что воздействие СМИ не происходит одномоментно. Так, Дж. Герб-нер отмечает, что однократное воздействие СМИ не может привести ни к каким изменениям, но многократное, интенсивное обращение к СМИ, и прежде всего к телевидению, в течение длительного времени постепенно изменяет представление о социальном мире [8]. И результаты ранее проведенных исследований показывают существенные измене-
ния моральных установок у подростков, связанных с интенсивным потреблением сексуально-ориентированной медиапродукции [4; 8; 10-12]. Безусловно, сложно выделить воздействие отдельной какой-либо конкретной передачи из общего потока медиасообщений, в связи с чем необходимо обращать внимание на совокупность именно тех телепередач, которые наиболее популярны у подростковой аудитории.
Таким образом, наша работа обусловлена потребностью в дополнении имеющихся эмпирических исследований, научных данных о проблеме полового поведения подростков. В рамках проделанной работы мы хотели выяснить, какие взгляды существуют у современных подростков относительно приемлемых норм сексуального поведения, сохраняется ли роль родителей как одних из главных агентов социализации и, что немало важно, какова в данном процессе роль СМИ, и прежде всего телевидения.
В исследовании приняли участие 110 человек: 80 подростков в возрасте от 15 до 16 лет и 30 женщин-родителей подростков.
Методами сбора данных выступили опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми (ВРР) И. М. Марковской [20], авторские анкеты, направленные на изучение характера обращения подростков к телевизионной медиапродукции, отношения родителей к просмотру наиболее популярных в подростковой среде телевизионных передач, а также позволяющие оценить степень родительского контроля над временем обращения и содержанием телепередач.
Для изучения социальных представлений подростков о нормах сексуального поведения мы использовали анкету, за основу которой взяли авторскую анкету дипломантки К. А. Мелкуновой, разработанную с целью изучения сексуального поведения молодежи под руководством канд. психол. наук К. И. Корнева [21]. Данная анкета была модифицирована под цели и задачи нашей работы. Вопросы анкеты направлены на исследование следующих аспектов сексуальной сферы, наиболее часто встречающихся в литературе [2-6; 13]:
- допустимость/недопустимость вступления в половые связи в подростковом возрасте;
- возраст первого сексуального опыта;
- стилевые особенности сексуального поведения (количество половых партнеров,
временной промежуток между моментом знакомства и вступлением в сексуальные отношения, моногамность или полигамность сексуальных отношений, отношение к изменам, контрацепции, мотивы вступления в сексуальные отношения и др.);
- актуальность различных проблем сексуальной жизни;
- социальные факторы, определяющие характер сексуального поведения (семья, дружеское окружение, СМИ, собственный опыт, случайные сексуальные связи).
В качестве методов обработки данных применялись частотный анализ, кластерный анализ (методом К-средних), критерий г-Спир-мена, коэффициент углового преобразования Фишера (ф*-критерий).
Рассмотрим первоначально представления подростков о нормах сексуального поведения. Результаты анкетирования показали, что большинство подростков (56 %) считают, что сексуальные контакты совершенно естественны в их возрасте и ведут половую жизнь, 34 % отмечают, что сексуальные контакты вполне допустимы в их возрасте, но сами не ведут половую жизнь и только 10 %, безусловно, принимают возрастную ограничительную норму и следуют ей, отмечая, что сексуальные контакты недопустимы в подростковом возрасте, и не ведут половую жизнь. Таким образом, можно однозначно утверждать, что современные подростки считают нормой вступление в половые отношения в их возрасте. Для сравнения можно привести результаты исследований, отраженных в трудах И. С. Кона, - в 1980-1990-е гг. добрачные сексуальные связи считали допустимыми только 12 % молодых людей [4]. Можно сказать, что тенденция не утешительная и ограничительные рамки возрастной нормы вступления в половые отношения постепенно, из поколения в поколение все больше снижаются.
В представлениях подростков оптимальный возраст начала половой жизни для девушки в среднем составляет 17 лет, для парня
- 16 лет. Кроме того, подростки считают, что начинать половую жизнь юноше после 22-х лет - категорически неприемлемо и не одобряется, в то время как для девушки это вполне допустимо. Следует отметить, что средний возраст начала половой жизни в России, согласно статистическим данным, составляет 16 лет. Тогда как в 1990-е гг. средний возраст варьировался от 19 до 20 лет. Важно также,
что подростки, несмотря на снижение возраста сексуального дебюта, считают, что вступать в сексуальные отношения в возрасте моложе 15 лет категорически неприемлемо. Данные результаты согласуются с ранее проведенными исследованиями, демонстрирующими происходящие существенные сдвиги в общественном сознании и свидетельствующие о переоценке значимости возрастной запретительной нормы относительно вступления подростков в сексуальные отношения. Хотя норма в отличие от консервативных взрослых, считающих подростковый секс опасным, отклоняющимся поведением, не рассматривается как безусловная, однако часть подростков продолжает следовать ей в своем поведении [2; 4; 5; 6].
Доминирование в обществе представлений, что мужчина в сексуальных отношениях должен быть опытнее женщины, также является наиболее распространенным и в подростковом возрасте. Так, 58 % подростков считают, что количество половых партнеров, допустимое для девушки их возраста, составляет 2-3 человека, для юноши - 4-5 партнерш. Кроме того, подростки считают, что 4-5 партнеров и более не одобряется или является неприемлемым для девушки их возраста, и
1 партнер - для юноши их возраста. Желательным количеством для девушки является -
1 партнер, а для юноши - 2-3. Наряду с этим либерализация взглядов на половое поведение подростков проявляется в том, что наличие разнообразного опыта сексуальных отношений становится естественным не только для юношей, но и для девушек.
Большинство подростков осознают необходимость установления близких, доверительных, основанных на эмоциональной привязанности отношений до начала половых связей. С их точки зрения, оптимальный промежуток времени между моментом знакомства и вступлением в сексуальные отношения составляет 3-6 месяцев (60 %), категорически неприемлемым считается промежуток - несколько дней (66,7 %), неделя (64 %), желательным - 6-12 месяцев (37 %). Также большинство подростков (90 %) отдают предпочтение моногамным отношениям, измена и со стороны девушки (100 %), и со стороны юноши (70 %) рассматривается как не нормальное, не одобряемое и даже категорически неприемлемое явление. Однако около 30 % юношей полагают, что измена со стороны
молодого человека вполне нормальное, обыденное явление, разделяя традиционалистские взгляды на половое поведение мужчины и женщины.
Поводами для вступления в сексуальные отношения прежде всего должны являться взаимная любовь (42,5 %), желание эмоционального контакта (17,5 %), стремление к получению удовольствия (15 %). Нежелательными и неприемлемыми мотивами половых отношений выступают желание не отставать от других, любопытство, следование моде, стремление к независимости. Таким образом, решающее значение для вступления в половые отношения имеют, с одной стороны, эмоционально-коммуникативные (любовь, потребность в эмоциональной близости), а с другой - гедонистически-развлекательные (приятное времяпрепровождение, получение удовольствия) мотивы и ценности.
Самым распространенным способом контрацепции, защиты от ЗППП в представлениях подростков являются презервативы (80 %). Это можно объяснить тем, что презервативы являются самым пропагандируемым и рекламируемым способом защиты, а также наиболее легким и доступным в использовании. Кроме того, 60 % подростков считают, что большинство девушек и юношей не задумываются над вопросом контрацепции, полагая при этом, что в паре вопросы контрацепции должны решать оба партнера совместно (89 %). Тщательный подбор партнеров и посещение врачей как форма безопасного полового поведения в представлениях подростков практически не встречается (3,5-5 %).
Наиболее актуальные проблемы сексуальной сферы, которые выделяют подростки,
- это вопросы первого сексуального опыта (76,7 %), поиск партнера (66,7 %), проблема профилактики и защиты от ЗППП (46,7 %), незапланированная беременность, аборты, (27 %), отсутствие условий для свободных сексуальных отношений (26,7 %), что свидетельствует об очевидной недооценке подростками серьезности и ответственности в отношении последствий сексуальных связей.
Подростки в большей степени доверяют в вопросах сексуального поведения самим себе (37,5 %), а также склонны черпать интересующую их информацию из сети Интернет и телевидения (23-26 %), т. е. обращаться к электронным источникам информации, игнорируя печатные издания и специальную лите-
ратуру. Обращает на себя внимание тот факт, что самые близкие для подростков люди -родители (17,5 %) - не являются самыми распространенными источниками информации в данном вопросе. По-видимому, в значительной степени родители считают, что жизнь сама научит ребенка во всем разбираться, и поэтому специально заниматься половым воспитанием нет необходимости: в свое время он сам все поймет. С другой стороны, деликатность проблемы полового поведения, сомнение в способностях родителей как представителей другого, более консервативного поколения, понять изменения в нормах полового поведения у молодежи, возможно, вызывает стеснение, неловкость и неготовность у подростков обсуждать с ними подобные темы. Такие результаты заставляют задуматься. Несомненно, Интернет, телевидение - это одни из самых доступных каналов информации, но нельзя сказать, что одни из самых достоверных, и отсутствие альтернативных, родительских точек зрения на проблемы полового поведения может привести к формированию неадекватных представлений.
Таким образом, представления подростков о нормах сексуального поведения отличаются рядом особенностей: фрагментарностью, т. е. акцентированием внимания на чувственной составляющей сексуальных отношений и недостаточным осознанием последствий ведения половой жизни; либеральностью - снижением ограничительных норм и принятием ведения подростками половой жизни как естественного, нормального явления; ограниченностью - получением информации преимущественно либо из своего опыта, либо из СМИ; противоречивостью - расхождением между представлениями о приемлемых формах сексуального поведения в их возрасте и возможностями для их реализации, сочетанием традиционных взглядов, стереотипности, в отношении прежде всего мужского сексуального поведения, с принятием разнообразного сексуального опыта девушек.
Характеризуя детско-родительские отношения, следует отметить, что подростки считают родителей умеренно требовательными по отношению к ним и не ожидающими от них слишком высокого уровня ответственности, проявляющими мягкость и не использующими жестких мер и строгих правил во взаимоотношениях с ними, но все же родителям свойственно контролирующее поведение,
но это не навязчивая опека и не вседозволенность и слепое послушание, пассивность, а признание самостоятельности своего ребенка, доверие по отношению к нему. Подростки воспринимают родителей близкими людьми, делятся своими переживаниями, чем-то важным, но все-таки сохраняют некоторую эмоциональную дистанцию и допускают родителей не до всех сфер своей жизни. Подростки оценивают поведение своих родителей как понимающее, они считают, что родители принимают и уважают их как личностей, что является залогом благоприятного развития.
Во взаимодействии родителей и детей в большей степени выражено сотрудничество, признание равенства и партнерства, в умеренной частоте и степени выражено согласие между родителями и детьми в различных жизненных ситуациях. Также подростки отмечают, что их родители постоянны и после -довательны в своем поведении, в требованиях, в применении поощрений и наказаний, отсутствует резкая смена стиля, приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и, наоборот, переход от психологического принятия ребенка к эмоциональному отвержению. Важно отметить, что в данном возрасте велика потребность подростка в авторитете и что подростки признают и принимают авторитет родителей. При этом подростки отмечают, что в семьях практически не принято обсуждать проблемы, связанные с половым поведением. Подводя итог, можно сказать, что подростки в целом позитивно и положительно относятся к своим родителям и удовлетворены отношениями с ними.
Выявление связей между детско-родительскими отношениями и представлениями о нормах сексуального поведения показало, что существуют значимые отрицательные корреляционные связи между таким параметром детско-родительских отношений, как «нетребовательность - требовательность», и такими аспектами сексуального поведения, как допустимость вступления в половые отношения (г = -0,6 при р < 0,001), количество половых партнеров, приемлемое для девушки и для юноши (г = - 0,3 при р < 0,01), степень осознания незапланированной беременности как актуальной проблемы подросткового возраста (г = - 0,3 при р < 0,01) и значимая положительная с временным промежутком между моментом знакомства и вступления в сексу-
альные отношения (г = 0,3 при р < 0,01). Иными словами, при выраженной требовательности родителей по отношению к ребенку допустимость вступления в половые отношения, количество половых партнеров, приемлемое для подростков, снижаются, а вместе с тем временной промежуток между знакомством и вступлением в половые отношения повышается, кроме того, подростки в меньшей степени рассматривают проблему незапланированной беременности в качестве актуальной проблемы в их возрасте. Как известно, в подростковом возрасте ребенок начинает демонстрировать родителям свою «взрослость», пытаясь поступать так, как ему хочется и как он считает нужным, но при этом взять от статуса взрослого человека только права, игнорируя обязанности и ответственность, связанную с ними. И если родители смогут сформировать у ребенка принятие ответственности за свое поведение и умение подчинять свои желания важным целям, высока вероятность того, что у подростка будут адекватные и социально-приемлемые представления относительно данных аспектов сексуального поведения.
Кроме того, существуют отрицательные корреляционные связи между параметром «мягкость - строгость» и количеством половых партнеров, приемлемых для девушки (г = - 0,3 при р < 0,01) и для юноши (г = - 0,3 при р < 0,01), т. е. чем более мягкие, нежесткие, несуровые меры и правила применяют родители в воспитательном процессе, тем меньше количество половых партнеров, приемлемых для девушки и парня в подростковом возрасте. Полученные результаты можно объяснить тем, что подростковый возраст -это определенного рода бунт против различных форм принуждения, контроля, каких-то жестких рамок, подростки часто пытаются сопротивляться жесткому контролю и строгости делать все наперекор, поэтому не всегда строгость, высокая требовательность, чрезмерное принуждение и запреты помогают родителям привить подросткам различные нормы, взгляды и достичь желаемых целей.
Стоит отметить, что отрицательные корреляционные связи наблюдаются между таким параметром детско-родительских отношений, как «автономность - контроль», и такими аспектами сексуального поведения, как допустимость вступления в половые отношения (г = - 0,3 при р < 0,01) и степень влияния телевидения на представления о нормах сек-
суального поведения (г = - 0,3 при р < 0,01), и положительные - между параметром «автономность - контроль» и возрастом начала половой жизни девушки и юноши (г = 0,5 и г = 0,4 при р < 0,001). Иными словами, при умеренном контролирующем поведении со стороны родителей допустимость вступления в половые отношения, степень влияния телевидения на представления о нормах сексуального поведения снижаются и повышается возраст первого сексуального опыта для девушки и юноши. Мы предполагаем, что это можно объяснить тем, что чрезмерные запреты в подростковом возрасте часто провоцируют противоположное поведение, тогда как умеренный контроль с принятием в некоторой степени автономности и самостоятельности подростка дает свои плоды и помогает достичь намеченных родителями целей, т. е. при таком подходе существует вероятность формирования у подростков конструктивных представлений относительно рассмотренных аспектов сексуального поведения.
В ходе нашего исследования также были выявлены отрицательная корреляционная связь между параметром «эмоциональная дистанция - близость» и таким аспектом сексуальных отношений, как допустимость вступления в половые отношения (г = - 0,5 при р < 0,001), положительные корреляционные связи между параметром «эмоциональная дистанция - близость» и возрастом первого сексуального опыта (г = 0,4 при р < 0,001), временным промежутком между знакомством и вступлением в сексуальные отношения (г = 0,3 при р < 0,01), степенью влияния семьи на представления о нормах сексуального поведения (г = 0,3 при р < 0,01), взаимной любовью как наиболее распространенным мотивом вступления в сексуальные отношения (г = 0,3 при р < 0,01). Таким образом, чем больше эмоциональная близость между родителями и подростками, тем ниже допустимость вступления в половые отношения в подростковом возрасте. Кроме того, чем выше выраженность близких эмоциональных отношений между родителями и детьми, тем выше возраст начала половой жизни, тем длиннее временной промежуток между знакомством и вступлением в половые отношения, тем большее влияние на представления о нормах сексуального поведения оказывает семья и тем в большей степени в качестве распространенного мотива вступления в по-
ловые отношения выражен мотив «взаимная любовь». Данные результаты показывают, что для многих аспектов сексуального поведения значима степень близости между родителями и детьми. Действительно, в подростковом возрасте не всем семьям удается сохранить прежний близкий, теплый эмоциональный контакт со своими детьми - подросток постепенно начинает удаляться от родителей, все меньше доверяя им свои тайны и сокровенные мысли, и искать такие отношения вне семьи. И не всегда те, с кем подросток строит подобные отношения, оказывают позитивное конструктивное влияние на формирование его взглядов и поведения.
Таким образом, такие параметры детско-родительских отношений, как умеренная требовательность, умеренный контроль и запреты, эмоциональная близость между родителями и детьми, способствуют тому, что: допустимость вступления в половые отношения, количество половых партнеров, приемлемое для подростков, степень влияния телевидения на представления подростков снижаются; временной промежуток между знакомством и вступлением в половые отношения, возраст первого сексуального опыта для девушки и юноши повышаются; в меньшей степени проблема незапланированной беременности рассматривается подростками в качестве актуальной проблемы в их возрасте, в большей степени в качестве распространенного мотива вступления в половые отношения выражен мотив «взаимная любовь».
Для анализа телепредпочтений подростков нами был составлен список из 170 телевизионных передач, транслируемых не менее одного месяца по основным федеральным каналам (Первый канал, Россия 1, МТУ, СТС, ТВ3, НТВ, РЕН-ТВ, Перец, Культура, ТНТ, 12 канал, МУЗ-ТВ). На основе данных пилотажного исследования, в котором приняло участие 35 человек, было отобрано 33 телевизионные передачи, пользующиеся наибольшей популярностью в подростковой среде.
В рамках основного исследования подросткам предлагалось оценить, как часто они смотрят телевизор вообще и каждую из 33 передач в частности. Результаты исследования показывают, что телевидение пользуется популярностью в подростковой среде, не уступая Интернету: 40 % отмечают, что смотрят телевизор в среднем 1-2 часа в день и 47 % -3-4 часа в день.
Наибольший интерес в подростковой среде вызывают передачи развлекательного, юмористического характера: молодежные
комедийные телесериалы (например, «Интерны», «Универ», «Реальные пацаны»), юмористические передачи («Comedy Club», «Наша Russia»), реалити-шоу («Дом 2», «Каникулы в Мексике»). Также у подростков популярны передачи о мистике и загадочных явлениях («Битва экстрасенсов»). Самая предпочитаемая передача в подростковой среде - «Comedy Club». Подобные предпочтения с очевидностью демонстрируют доминирование рекреативных, гедонистических мотивов обращения к телепередачам. Следует отметить, что тема сексуальных отношений во всех передачах, предпочитаемых подростками, представлена очень ярко. В список наименее предпочитаемых передач, помимо передач развлекательно-юмористического характера («Даешь молодежь», «Свободен», «Минута славы», «Шоу “Уральских пельменей”»),
включены передачи и других жанров: журналистские расследование, скандалы, сенсации («Профессия “репортер”», «Программа “Максимум”»), ток-шоу («Прямой эфир»), инфо-интертеймент («Галилео»).
Для нас представляет большой интерес степень и характер родительского контроля над временем и содержанием просматриваемых подростками телевизионных телепередач. К сожалению, нам не удалось опросить всех родителей из числа подростков, участвовавших в исследовании, но и анализ имеющихся данных дает возможность увидеть определенную тенденцию: только 10 % матерей отмечают, что регулярно контролируют и стараются ограничивать время просмотра ТВ-передач, 50 % - от случая к случаю пытаются контролировать и 40 % - представляют возможность их детям самим решать, сколько времени они будут смотреть ТВ. Содержание просматриваемых подростками ТВ-передач отслеживается родителями еще в меньшей степени: 7,5 % матерей регулярно отслеживают, 33 % - время от времени и 60 % - совсем не контролируют содержание ТВ-передач.
Мы также предложили родителям оценить насколько вредными, полезными или безопасными, с их точки зрения, являются популярные в подростковой среде телепередачи. Так, 80-90 % родителей считают, что такие передачи, как «Comedy Club», «Универ», «Реальные пацаны», «Наша Russia»,
«Каникулы в Мексике», «Дом 2», «+100500» (т. е. большинство передач, которые предпочитают смотреть подростки) вредны для детей. Но несмотря на то, что родители дают негативную оценку вышеперечисленным передачам, они отмечают, что их дети смотрят данные передачи, и они не предпринимают никаких действий, чтобы оградить своих детей от этого потенциально негативного воздействия. Напротив, передачи, которые подростки отнесли к наименее предпочитаемым, оцениваются родителями как полезные либо безопасные. Подобная ситуация попустительского отношения родителей, отсутствия конструктивной оценки, просматриваемых подростками телепередач, наряду с дефицитом качественной информации по проблемам сексуальных отношений, может способствовать некритичному восприятию подростками транслируемой информации.
Заключительный этап нашего исследования состоял в выявлении особенностей представлений о нормах сексуального поведения у подростков с различными телепредпочтениями. На основании частоты просмотра популярных в подростковой среде телевизионных передач при помощи кластерного анализа было выделено три типа подростковой телеаудитории.
Первый тип, названный нами как «незаинтересованные», составляет 36,25 % подростковой аудитории, отличается тем, что от случая к случаю или крайне редко смотрит «Comedy Club», «Реальные пацаны», «Дом 2», «Интерны», «Универ», «Каникулы в Мексике», «Зай-цев+1», «Comedy Woman» и т. д. Спецификой данной аудитории является существенно меньший интерес к просмотру передач и отсутствие устойчивых и определенных телевизионных предпочтений.
Во второй тип «увлеченные реалити-шоу» вошли 22,5 % опрошенных. Данный тип отличается высокой частотой просмотра и предпочтением реалити-шоу: «Дом 2», «Каникулы в Мексике». Кроме того, иногда, от случая к случаю, подростки, относящиеся к данному типу, смотрят такие телепередачи, как «Интерны», «Comedy Club», «Топ-модель по-американски», «Comedy Woman», крайне редко смотрят «Пусть говорят», «Наша
Russia», «Зайцев+1» и совсем не смотрят «Прямой эфир» и «+100500». В телевизионных предпочтениях рассматриваемой группы зрителей преобладает отчетливая установка
на реалити-шоу, зрителям интересно следить за жизнью реальных персонажей, чувствовать свою сопричастность к сенсационным случаям, скандальным конфликтам, повседневным проблемам участников, в значительной степени связанным с межличностными сексуальными отношениями.
В третий тип «увлеченные комедийными ток-шоу и сериалами» вошли 41,25 % опрошенных. Подростки, составляющие данный тип, часто смотрят, стараются смотреть такие передачи, как «Comedy Club», «Интерны», «Реальные пацаны», «Универ». Иногда смотрят «Наша Russia», «+100500», крайне редко
- «Зайцев+1» и «Каникулы в Мексике», и наконец, совсем не смотрят такие передачи, как «Comedy Woman», «Топ-модель по-американски», «Прямой эфир», «Пусть говорят». Вошедшие в этот тип зрители, безусловно, интересуются развлекательными программами и сериалами, с постановочным сюжетом и юмористической формой подачи медиасообщений, способствующей отвлечению от жизненных проблем и дающей возможность хорошо провести время, расслабиться, отдохнуть. Содержание этих передач изобилует темами сексуального характера, демонстрируя преимущественно многочисленные и разнообразные добрачные и внебрачные сексуальные отношения в молодежной среде. А ненавязчивая, развлекательная форма подачи информации, тенденция воздействовать больше эмоционально, чем рационально, преподносить тексты и образы все более несерьезно, может приводить к формированию более легкого, развлекательного настроения и тем самым способствовать некритичному усвоению транслируемых норм и образцов поведения.
Представляет интерес распределение подростков по выделенным типам в зависимости от опыта сексуальных отношений. Так, среди «незаинтересованных» девственников в 2,2 раз больше, чем имеющих опыт сексуальных отношений, среди «увлеченных реалити-шоу», напротив, имеющих опыт отношений в 1,5 раза больше, чем девственников, а среди «увлеченных комедийными шоу и сериалами» - в 3 раза больше.
Специфика представлений о нормах сексуального поведения у подростков, относящихся к незаинтересованному типу, состоит в том, что они значимо чаще, в отличие от представителей других типов, придержива-
ются мнения, что временной промежуток между знакомством и вступлением в половые отношения должен быть длиннее и считают оптимальным временной промежуток в 6-12 месяцев. Подростки значимо чаще уменьшают количество половых партнеров как для девушки, так и для юноши и в среднем считают, что для девушки их возраста приемлем либо один партнер, либо ни одного, а для юноши - 1-2. «Незаинтересованные» подростки повышают возраст первого сексуального опыта и значимо чаще отмечают, что для девушки оптимальным возрастом считается 18 лет, для юноши - 17 лет, возраст 16 и 15 лет практически не рассматривается в качестве оптимального и приемлемого, в отличие от двух других типов. Они также существенно реже указывают электронные СМИ в качестве источников информации по вопросам секса.
Представления подростков, принадлежащих ко второму и третьему типам, в целом обнаруживают более либеральное отношение к половому поведению подростков и существенное снижение возрастных ограничительных норм. Так, они значимо чаще отмечают, что оптимальный возраст начала половой жизни девушки - 17 лет, юноши - 16 лет. При этом для «увлеченных комедийными шоу и сериалами» свойственно еще в большей степени понижать возраст начала половой жизни для юношей до 15 лет, сокращать период между знакомством и началом половых отношений до 1-3 месяцев, увеличивать приемлемое количество сексуальных партнеров для юношей до 5 и более, значимо чаще обращаться к телевидению и Интернету за информацией по проблемам сексуальных отношений.
Таким образом, различия в представлениях о нормах сексуального поведения у подростков с различным характером телепредпочтений позволяют предполагать, что увлеченность развлекательными и особенно юмористическим телепередачами, такими как «Co-medy Club», «Интерны», «Дом 2», «Каникулы в Мексике» и т. п., презентующими легкомысленное отношение к проблемам секса, может искажать моральные ценности подростков, снимая ограничительные нормы сексуального поведения, растормаживая половые влечения, заставляя рассматривать проблемы сексуального поведения не столько серьезно, насколько они этого заслуживают. В свою очередь, модели поведения, которые демон-
стрируют данные передачи, могут усваиваться подростками и включаться в их поведенческий репертуар.
Наше исследование показало, что представления подростков о нормах сексуального поведения связаны как с характером детско-родительских отношений, так и с их телевизионными предпочтениями. Родители по-прежнему занимают важное место в воспитании своих детей, формировании определенных взглядов, норм поведения. Но и СМИ, существование без которых мы сегодня не можем себе представить, воздействуя на нас повседневно, также способны формировать различные установки, стереотипы, представления.
Наряду с этим необходимо обратить внимание на возможность негативного влияния СМИ на социализацию подрастающего поколения. В современных СМИ как в скрытой, так и в открытой форме зачастую могут пропагандироваться асоциальные ценности, отвергаются нормы, моральные принципы, выработанные традиционной культурой. В связи с чем вскрывается, как нам кажется, важная на сегодняшний день проблема ответственного потребления медиапродукции и контроля за обращением к ней как со стороны подростков, так и их родителей. Формированию адекватных представлений о нормах сексуального поведения, помимо следования возрастным рейтингам, могут также способствовать свободное и открытое обсуждение в рамках семьи проблемных вопросов, возникающих у подростков; практикование активного, критичного просмотра и анализа телепередач родителями совместно с подростками.
Подводя итог, следует отметить, что данное исследование не исчерпывает обозначенную нами проблему и предполагает выделение дальнейших исследовательских перспектив: изучение гендерного аспекта представлений подростков о нормах сексуального поведения; изучение зависимости представлений от опыта сексуальных отношений, от взаимодействия и взаимовлияния других факторов, определяющих половое поведение подростков (сверстники, Интернет, реклама); выявление соотношения представлений с реальным поведением подростков.
1. Голод С. И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России. - СПб. : Алетейя, 1996. - 189 с.
2. Денисенко М., Далла Зуанна Ж.-П. Сексуальное поведение российской молодежи // Социология молодежи. - 2001. - № 1. -С. 83-87.
3. Ивченкова Н. П., Ефимова Л. В., Аккузи-на О. П. Установки подростков по отношению к началу половой жизни // Вопросы психологии. - 2001. - № 3. - С. 49-57.
4. Кон И. С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. - Дубна : Феникс, 2001. -208 с.
5. Сексуальное и репродуктивное поведение подростков в России // Демоскоп Weekly. -2001. - № 13, 14. - 26 марта - 8 апреля. -URL: http://www.demoscop.ru/weekly/013.
6. Собкин В. С., Абросимова З. Б., Адамчук Д. В., Баранова Е. В. Сексуальное поведение в подростковом возрасте // Социология образования : труды по социологии образования. - Т. 1Х, вып. ХУ / под ред.
B. С. Собкина. - М. : Центр социологии образования РАО, 2004. - С. 163-186.
7. Штарке К., Лисовский В. Любовь. Эротика. Секс. Опыт сравнительного исследования (Россия - Германия) // Молодежь. Цифры. Факты. Мнения. - 1993. - № 1. - С. 147152.
8. Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ : пер. с англ. - М. : ИД «Вильямс», 2004. - 432 с.
9. Воронина О. Проблемы эротики и порнографии в СМИ // Женщина и визуальные знаки : сб. ст. / под ред. А. Альчук. - М. : Идея-Пресс, 2000. - С. 87-106.
10. Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Основные принципы - X. : Гуманитарный центр, 2007. - 288 с.
11. Полуэхтова И. А. Американские фильмы как фактор социализации молодежи в России 90-х годов // Российские общественные науки: новые перспективы. - 2005. - № 4.
- С. 12-16.
12. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 320 с.
13. Бодрова В. Представления населения о половом поведении и половом воспитании молодежи в России // Выбор. - 1997. - № 1. -
C. 12-20.
14. Мастере У., Джонсон В., Холодны Р. Мастере и Джонсон о любви и сексе : в 2 т. : пер. с англ. - СПб. : СП «Ретур» 1991.
15. Фрейд З. Очерки по теории сексуальности.
- М. : АСТ, 2006. - 288 с.
16. Абульханова К. А. Социальное мышление личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований. -Часть 3: Социальные представления и мышление личности. - М. : Институт психологии РАН, 2002. - С. 88-103.
17. Ковалев П. А. Молодежная аудитория телевидения // Знание. Понимание. Умение. -2006. - № 1. - С. 178-181.
18. Ковалев П. А. Российская телевизионная аудитория: дифференциация и типологические группы : автореф. дис. ... канд. социолог. наук. - М., 2006. - 24 с.
19. Полуэхтова И. А. Динамика российской телеаудитории // Социологические исследования. - 2010. - № 1. - С. 66-77.
20. Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи : учеб. пособие-практикум для студ.
фак. психологии высш. учеб. заведений. -2-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. -432 с.
21. Мелкунова К. А. Мотивы и особенности сексуального поведения современной молодежи // Молодежь третьего тысячелетия : XXXII регион. науч.-практ. студен. конф. : тез. докл. / Ом. гос. ун-т им. Ф. М. Достоевского. - Омск : Изд-во ОмГУ, 2008. -
С.186-188.