Научная статья на тему 'Мультсериал «Клуб Винкс»: формирование демографических установок и гендерных стереотипов у детей в возрасте 7-12 лет (по материалам контент-анализа)'

Мультсериал «Клуб Винкс»: формирование демографических установок и гендерных стереотипов у детей в возрасте 7-12 лет (по материалам контент-анализа) Текст научной статьи по специальности «Социология»

870
114
Поделиться
Журнал
Logos et Praxis
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ / БРАК И СЕМЬЯ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Антонов Георгий Вячеславович, Лактюхина Елена Геннадьевна

В статье представлены основные результаты контент-анализа популярного детского мультипликационного сериала «Клуб Винкс», выступающего типичным примером современной медиапродукции западного типа для детей, подростков и молодежи. Авторы приходят к выводу о направленности подобной продукции на разрушение традиционной системы демографической социализации и семейных ценностей. Ее централизованный показ и распространение на территории России может усугубить и без того негативные демографические тенденции, следовательно, необходимы меры государственной политики по противодействию такому распространению.

THE ANIMATED SERIES “WINX CLUB”: DEMOGRAPHIC ATTITUDES AND GENDER STEREOTYPES FORMING AMONG CHILDREN AGED 7-12 YEARS (BASED ON CONTENT ANALYSIS)

The content analysis main results of the popular children’s animated series “Winx Club” are presented in this article. This is a typical sample of modern western media production for children, adolescents and youth. The authors conclude such production destroys the traditional system of demographic socialization and family values. Its centralized showing and distribute in Russia could increase the negative demographic trends. Therefore, state policy measures to counter the distribution are necessary.

Текст научной работы на тему «Мультсериал «Клуб Винкс»: формирование демографических установок и гендерных стереотипов у детей в возрасте 7-12 лет (по материалам контент-анализа)»

© Антонов Г.В., Лактюхина Е.Г, 2013

®

УДК 316.36+314.1 ББК 60.5+60.7

МУЛЬТСЕРИАЛ «КЛУБ ВИНКС»: ФОРМИРОВАНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ УСТАНОВОК И ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 7-12 ЛЕТ (ПО МАТЕРИАЛАМ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА)1

Антонов Георгий Вячеславович

Кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Волгоградского государственного университета antonovgv@mail.ru, socpol@volsu.ru

Проспект Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

Лактюхина Елена Геннадьевна

Ассистент кафедры социологии Волгоградского государственного университета laktuchina@mail.ru, socpol@volsu.ru

Проспект Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. В статье представлены основные результаты контент-анализа популярного детского мультипликационного сериала «Клуб Винкс», выступающего типичным примером современной медиапродукции западного типа для детей, подростков и молодежи. Авторы приходят к выводу о направленности подобной продукции на разрушение традиционной системы демографической социализации и семейных ценностей. Ее централизованный показ и распространение на территории России может усугубить и без того негативные демографические тенденции, следовательно, необходимы меры государственной политики по противодействию такому распространению.

Ключевые слова: демографические установки, воспроизводство населения, брак и семья, демографическая социализация, контент-анализ, демографическая политика, массовые коммуникации.

При решении проблемы депопуляции в нашей стране основным объектом государственной демографической политики должны выступать брачно-семейные, репродуктивные и самосохранительные установки категорий населения, ответственных за воспроизводство поколений как в настоящее время или ближайшем будущем, так и в среднесрочной перспективе. Поэтому решение данной проблемы лежит в сфере разработки эффективных механизмов воздействия на процесс формирования демографических установок. С этой целью авторами настоящей статьи в течение

2012-2013 годов проводится аналитическое социологическое исследование, направленное на изучение основных положительных и отрицательных факторов социального характера, формирующих демографические установки населения, поскольку чтобы иметь возможность изменить текущие негативные демографические тенденции, необходимо иметь подробное представление о том, что конкретно приводит к формированию таких демографических установок, массовая реализация которых обусловливает суженное воспроизводство поколений.

В качестве методов получения первичных данных были использованы анкетный опрос и глубинные интервью представителей тех категорий населения, которые ответственны за демографическое воспроизводство сейчас или в будущем, а также контент-анализ той информации, которая воздействует на изучаемые социальные группы через наиболее популярные (по мнению самих респондентов) каналы коммуникации. Последние были изучены на предмет выявления транслируемых ими образцов брачно-семейного, репродуктивного и самосохранительного поведения, гендерных стереотипов и приоритетных жизненных целей и ценностей. Смысловыми единицами здесь выступали слова, словосочетания, зрительные образы (как статические, так и динамические) и т. п., имеющие отношение как к демографическому поведению или гендерным стереотипам, так и к формированию жизненных целей. Всего таким образом было проанализировано более 100 единиц телевизионной, видео- или музыкальной продукции, сайтов в Интернете, в том числе станиц или групп в социальных сетях, которые наиболее популярны среди групп населения, ответственных за демографическое воспроизводство: а) в настоящее время, б) в ближайшем будущем, в) в среднесрочной перспективе. В результате была получена сводная информация о сравнительной направленности и интенсивности воздействия основных социальных факторов, формирующих демографические установки ответственных за воспроизводство групп населения [3].

В качестве группы населения, ответственной за демографическое воспроизводство в среднесрочной перспективе, рассматривалась категория детей в возрастах 7-12 лет. Начало активной реализации демографических установок (прежде всего брачно-семейных и репродуктивных) им предстоит не ранее, чем через 10-15 лет. Помимо семьи (родителей и других близких родственников), важнейшим каналом общей и демографической социализации в этом возрасте выступают мультипликационные фильмы. В рамках проводимого нами исследования ранее уже было выяснено, что современные российские дети указанной возрастной группы смотрят в основном западную продукцию такого рода [8]. Последние несколько лет

среди детей в возрастах 7-12 лет наиболее популярен полнометражный многосерийный мультипликационный фильм «Винкс». Он же, согласно данным проведенного нами контент-анализа аналогичной медиапродукции, является и наиболее типичным с точки зрения воздействия на процесс формирования демографических установок. В этой связи представляем подробный анализ содержания этого мультфильма на предмет выявления в нем норм демографического поведения, соответствующих ценностей (семейных, например), а также гендерных стереотипов.

Итальянский мультсериал «Клуб Винкс» транслируется российскими телевизионными каналами с 2008 года по настоящее время: уже выпущено 5 сезонов по 26 серий каждый. Сериал имеет высокую популярность среди детей и подростков, о чем свидетельствуют не только высокие рейтинги мультсериала, но и интерес детей к продукции, изображающей его героев, игрушкам и компьютерным играм по его мотивам. Жанр мультсериала близок к «мыльной опере» с медленным темпом повествования; сюжет содержит несколько параллельных историй, а каждый эпизод не ограничивается одной серией. События мультсериала начинаются в маленьком городе, где живет главная героиня - шестнадцатилетняя девушка Блум со своими родителями. Однажды она становится свидетелем нападения огра (персонаж из мифологии, разновидность монстра) на юную фею (Стеллу) и помогает ей, открыв в себе магические способности. Позже девушки вместе оправляются в школу волшебниц в магической стране. Далее сюжет развивается в традициях сериалов о школьниках или студентах, повествующих о буднях тинэйджеров, проводимых на занятиях, вечеринках, в кафе, на свиданиях. При этом события мира повседневности вписаны в сказочный контекст. При ближайшем рассмотрении мультсериал обнаруживает структурные особенности волшебных сказок [10], хорошо знакомых детям с самого раннего возраста. Среди них необходимо выделить следующие.

1. Уход из дома. Соглашаясь, что магия - призвание их дочери, родители отпускают Блум в волшебную страну. Уход из дома главного героя - типичная завязка волшебной сказки, когда герой отправляется овладеть

каким-либо мастерством к учителю, живущему в другом царстве или другом городе [10, с. 103]. Однако в нашем случае в привычной схеме на месте главного героя не юноша (принц или Иванушка), а девушка (это важно). Прибыв на место, Блум поселяется в общежитии, где ее соседки - еще четыре девушки. Подружившись, они образуют свой «клуб» и вместе сражаются с силами зла. Такой союз можно сравнить с богатырской дружиной. Но, в отличие от героев волшебной сказки, ни одна из героинь не имеет своей целью приобретение магических знаний, возвращение домой и помощь своим родителям (или своему царству).

2. Беда и противодействие ей (силам зла). Типичным элементом развития сюжета волшебной сказки является поиск героем потерянного «блага». Главная героиня мультсериала теряет свои магические способности, точнее, их отнимают три ведьмы из школы черной магии. Блум со своими верными подругами, именующими себя «клубом Винкс», решают отомстить ведьмам и вернуть магические силы. Следовательно, первоначальным мотивом начала борьбы является месть. Важно отметить также, что месть в качестве движущей силы поступков положительных героинь встречается не единожды: например, Блум, отомстив, превращает мотоцикл девушки, которая смеялась над ее неудачами, в свинью (1-й сезон, 18-я серия). Кульминационным событием в развитии сюжета является нападение трех ведьм на волшебную страну, в частности, на школы для волшебниц и для юношей (в мультфильме она названа школой специалистов), а также на собственную школу, где учились ведьмы и откуда были исключены. Чтобы спасти школы и вернуть свои силы, Блум и ее подруги оправляются в разрушенное королевство Домино. Снаряжение героя в путь и его путешествие (например, в «темный лес», в «тридесятое царство») - типичный элемент волшебной сказки, где герой получает часто «волшебное средство», с помощью которого борется со злом.

3. Финальное сражение и преодоление потери. Финальная битва объединенных сил трех школ против сил зла (монстров, созданных тремя ведьмами) не обходится без лазерных мечей и другого оружия из фильмов о

межпланетных войнах. Заметим, что роль всевозможных «гаджетов» в сражениях, происходящих на протяжении всего мультсериала, очень важна. Главным оружием фей является их магия, оружие юношей - мечи (похожие на привычный меч-кладенец), лазерные мечи и нечто, похожее на автоматы. Однако и те, и другие постоянно прибегают к помощи всевозможных компьютерных приборов: например, герои выбираются из тоннеля благодаря тому, что закачали карту в систему GPS (1-й сезон, 14-я серия), что приводит к возникновению особого гибрида: «волшеб-ство-сила-ловкость-гаджет», который, в свою очередь, способствует фетишизации гаджетов. Но в финальном сражении силы добра одерживают победу благодаря способностям главной героини Блум. Сам финал битвы скрыт, но мы видим, как девушка спускается с неба, на руках она держит ведьму, та при этом без сознания. Такую сцену в сказке мы можем наблюдать, когда герой, спасая свою возлюбленную, выносит ее на руках (из замка Кощея, темного леса и т. д.). Вспомнить аналогичный пример, когда одна девушка выносит другую на руках, в русских или даже западных народных сказках почти невозможно.

4. Женские образы. Они в данном мультфильме требуют особого внимания. Вернемся к началу сериала. Блум попадает в школу волшебниц, мы видим множество юных девушек, но все они имеют одинаковые черты лица. Важно отметить, что когда мы впервые видим трех ведьм - главных отрицательных персонажей, - мы можем заметить те же самые черты лица. То есть добро и зло здесь с одинаковым лицом. Более того, девушки-ведьмы привлекательны, их даже можно назвать красивыми. Отличаются от добрых героинь они только более ярким макияжем и более темной одеждой (которая, кстати сказать, выглядит несколько скромнее). Все девушки имеют одинаковое телосложение: неестественно длинные ноги, узкая талия, большая грудь. При этом формы женского тела (напомним, героиням около 16 лет) максимально подчеркнуты одеждой: предельно короткие юбки, узкие брюки и топ, открывающий живот (всегда!). Важным элементом является «преображение» героинь, происходящее, когда им необходимо воспользоваться своими

волшебными силами. В процессе «превращения» у фей появляются крылышки и изменяется одежда. Их наряд становится более ярким, блестящим (фасон остается столь же откровенным), домашние сандалии на платформе сменяются сапогами на очень высоком каблуке или женскими ботфортами. Однозначно такой образ следует назвать сексуализи-рованным. Это тем более так в совокупности с позами и жестами героинь: в сценах сражений с ведьмами и чудовищами, которые присутствуют в каждой серии, феи взлетают, их ноги расставлены или прижаты к телу (напомним еще раз о коротких юбках).

5. Герои и антигерои, добро и зло. Как добрым, так и злым героиням здесь присущи гнев, громкий смех, ярость и даже оскал. Границы между добром и злом крайне размыты: «зло» привлекательно, «добро» обнаруживает атрибуты зла. Следовательно, у маленьких зрителей мультфильма будет формироваться искаженное представление и о том, и

о другом. Остановимся подробнее на образе антигероев. Несмотря на то, что с самого начала развития сюжета ведьмы преследуют фей, нападая на них или насылая на них монстров, окружающими они определяются только как излишне амбициозные и непослушные ученицы, но совсем не как злодейки, и лишь после того, как они начинают войну против всего города, ведьмы переопределяются как опасные. Такое поведение ведьм расценивается как безумие, неоднократно они называются сумасшедшими («Вы совершаете ошибку, вы сумасшедшие!», «Они безумные!» - 1-й сезон, 19-я серия). Когда ведьмы повержены, их отправляют «отбывать свое наказание» (легко провести параллель с современными американскими школами, где нарушения правил поведения маркируются как психические расстройства).

6. Образ юноши. С юношами из школы «Красный фонтан» (главных героев пятеро, как и девушек, позже они образуют пары) зрители знакомятся уже в первой серии, они приходят на помощь Стелле и Блум, на которых напал огр. У молодых мужчин модные прически, все они одеты в одинаковые костюмы (напоминающие водолазные); за плечами развиваются плащи, как и подобает принцам из сказки; воюют они мечами, но используются

также новые технологии (лазерное оружие); верный спутник рыцаря уже не конь, а мотоцикл. В школе их не учат колдовать, волшебными способностями они не обладают, поэтому их называют «специалистами». В бою, который оказывается их первым заданием, ребята не проявляют особого рвения защитить девушек, последний удар, побеждающий огра, наносят девушки. Важно отметить, что ни одно сражение с чудищами, монстрами или ведьмами специалисты не выигрывают самостоятельно, девушки-феи всегда помогают, и последний удар, как правило, наносят именно они. В одной из серий ребята перевозят на летательном аппарате тролля. Над болотом, где феи выполняют учебное задание, корабль терпит бедствие. Феи Винкс приходят им на помощь и проявляют себя «специалистами», умело анализируя следы сбежавшего тролля и характер повреждения корабля, в то время как юноши безучастно слушают девушек. Другие девушки-феи только перечат ребятам и унижают их («Нам не нужно говорить, что делать, мы сами о себе позаботимся» или «Значит, вы специалисты? Специалисты в чем, в провалах?» - 1-й сезон, 4-я серия). Винкс поддерживают ребят и утешают их. В целом, в течение всех серий юноши предстают довольно ленивыми, они иногда ссорятся между собой, их трудно назвать отважными и самостоятельными (у входа в тоннель, ведущий к ведьмам, один из них говорит: «Эй, сначала дамы, потом дети!» - 1-й сезон, 22-я серия).

7. Взаимоотношения девушек и юношей, мужские и женские роли. Как отмечалось выше, девушки из клуба Винкс образуют пары с ребятами школы «Красный фонтан». Следует сказать, что в мультсериале показаны только женские стратегии «завязывания» отношений и полностью исключены мужские. Девушки обсуждают, когда и как лучше пригласить на свидание понравившегося юношу, выбирают наряд для свидания, гораздо чаще девушки звонят ребятам, берут их за руки, приглашают на вечеринки, показательной является сцена драки главной героини с принцессой за жениха, который, как оказалось, у них общий. Выполнение традиционных «женских» обязанностей - приготовление пищи (1-й сезон, 5-я серия) и уборка в доме/ дворце (1-й сезон, 7-я серия) вызывают у де-

вушек-фей большие трудности. В первом случае им совершенно не удается приготовить ужин (учит их повар-мужчина), они забывают о мясе в духовке и отправляются вместе выбирать платье для свидания одной из своих подруг. Задание отменяется, повар просит их отстранить от дежурства. Получив в наказание за нарушения задание вымыть пол в школе, девушки обнаруживают свое неумение обращаться и со шваброй. Кое-как овладев шваброй и оценив масштаб работы, на помощь они зовут ребят-специалистов (сказав им, что приглашают их на вечеринку).

В мультфильме не единичны сцены открытого доминирования женщины над мужчиной. Блум приходит на помощь своему принцу, сражающемуся с монстрами, девушка подает ему руку, поверженный принц поднимается с колен, произнося: «Если бы ты не появилась, я бы погиб» (1-й сезон, 25-я серия). Также она бросается на помощь огру, в то время как ее друзья, вооруженные мечами, бездействуют, при этом героиня не использует волшебство, а наносит сокрушительный удар ногой (1-й сезон, 22-я серия). В мультсериале очевидна деформация мужских и женских ролей. Образ главной положительной героини обнаруживает в себе атрибуты как антигероев, так и супергероя, роль которого должен исполнять мужчина. В то же время ни один мужской образ нельзя определить как образ супергероя в полной мере. Взаимоотношения гендеров демонстрируют «размытость» шаблонов мужского и женского поведения: девушки с большим трудом выполняют элементарные домашние обязанности, но умеют драться и побеждают армию монстров, они умнее и смелее мужчин. Обращение юношей с девушками на прогулках или вечеринках можно назвать непристойным и развязным (девушек хватают за руки, берут за подбородок и притягивают к себе); в такой же манере происходит поцелуй принца и Стеллы (1-й сезон, 7-я серия). Повторение паттернов такого поведения в реальной жизни приведет как к расстройству идентичности, так и к фрустрации партнера.

8. Образ взрослого мужчины и взрослой женщины. Образ семьи. Отдельного рассмотрения требует образ взрослого мужчины. Отметим, что мужских образов гораз-

до меньше, чем женских, при этом преобладает образ юноши (учащиеся школы специалистов). Взрослые мужчины в мультсериале -это отец главной героини Блум и учителя школ. Родителей главной героини мы видим в первой серии. Показательной является сцена, когда они провожают дочь в школу для фей. Отец не сразу отпускает дочь, родители следуют за ней (отец: «А что, если ты заболеешь, что, если снова встретишь монстров?»), однако, столкнувшись с невозможностью пройти в волшебный мир, отступают, и мы слышим от отца родительский наказ: «Старайся все делать лучше всех». Взрослый мужчина в этой сцене предстает незрелой, инфантильной личностью, чья чрезмерная забота комична и неуместна.

Мать девушки выглядит скорее ее старшей сестрой: она молода, красива, у нее стройная фигура. В сравнении с гиперопекой отца она проявляет меньше заботы по отношению к дочери, их отношения можно назвать скорее дружескими, представляющими эгалитарный тип семьи. Однако и в этих отношениях очевидна асимметрия: мама героини - хозяйка маленького цветочного магазина, папа -простой пожарный.

В дальнейших сериях мы узнаем еще об одной модели детско-родительских отношений - это семья Стеллы. Из немногочисленных рассказов девушки становится ясно, что ее родители в разводе. По этой причине девушка не едет к родителям в День Матери (в сериале назван Днем Роз). Очевидно, что она не смирилась с разводом родителей («.. .я хочу делать добрые дела, делать людей счастливыми и мирить влюбленных, конечно, я начну с моих родителей» - 1-й сезон, 3-я серия) и чувствует себя ненужной в семье, говоря, что ее замечают только тогда, когда она приносит плохие оценки. Еще одна фея из клуба Винкс - сирота. О семьях других девушек ничего не известно, семейные отношения в мультсериале практически отсутствуют.

Довольно сложно вычленить образ взрослой женщины: мать Блум выглядит скорее как девушка и вне контекста ее можно принять за подругу; директор школы «Облачная Башня» больше напоминает старуху со скрипучим голосом, крючковатым носом, однако с девичьей фигурой; возраст завуча школы фей -

Гризельды - также не определен, она худощава, строга, придирчива и непривлекательна; директор Фарагонда больше напоминает добрую и заботливую бабушку с пучком седых волос, над которой иногда подшучивают. Таким образом, ряд женских образов не содержит шаблон «среднего возраста». Есть только привлекательная молодость и (на ее контрасте) непривлекательная старость.

Особый интерес представляет образ преподавателя Палладиума, чья гендерная принадлежность определяется только по мужскому голосу. Он худощав, имеет тонкую талию, длинные развивающиеся волосы, женские черты лица. Профессор стеснителен и застенчив, смущается, когда девушки-феи оказывают ему знаки внимания. Отметим, что среди примеров поведения учениц с преподавателями не только кокетство с молодым профессором, они грубят другим учителям (преподаватель вынужден оправдываться, что дает контрольную работу, девушки язвительно замечают: «Между прочим, у нас не только ваши занятия!» -1-й сезон, 15-я серия), а получив хорошие оценки, радостно подбрасывают вверх профессора, правда, не могут поймать.

Еще одним мужским образом следует считать образ огра по имени Кнут. В начале мультфильма огр служит трем ведьмам, нападает на фей, но после того, как ведьмы начинают войну против трех школ, он переходит на сторону фей и становится добрым. Этот герой внешне напоминает вовсе не великана-людоеда или монстра, а рослого крепкого мужчину с бородой (иногда другие герои зовут его «качок»). Ведьмы отдают ему приказания, унижают, смеются над ним. Огромный огр выставляется глупцом и неумехой, он неуклюж, плохо видит и стесняется носить очки. Однако огр проявляет себя заботливым и нежным с маленькими зверьками, он единственный, кто с ними играет. Маленький зайчик принадлежит Блум, утенок Айси - одной их ведьм, он вылупился из яйца, подброшенного феями. Если зайчонок не разговаривает и больше похож на домашнего питомца, то утенок, едва вылупившись на руках у ведьмы, называет ее мамой, постоянно следуя за ней, и больше похож на младенца. На протяжении мультсериала мы наблюдаем, как несчастный утенок бежит за своей хозяйкой, обнимая за

ногу, едва догнав, в то время как ведьма постоянно кричит «Ненавижу его!», обращает в кубик льда или поражает разрядом молнии (в этом ей помогают сестры-ведьмы: «У тебя под ногами пищало маленькое уродливое существо» - 1-й сезон, 14-я серия). Блум, безусловно, не является столь же жестокой по отношению к своему питомцу, однако на протяжении 26 серий зрители встретят лишь две-три сцены, когда хозяйка заботится о нем или защищает. В большинстве же случаев, не оставляя хозяйку в сражениях, малыш защищается от монстров сам. Пример заботливого «родителя» демонстрируют только отец Блум и орг, при этом напомним, что и тот, и другой показаны простаками, глуповатыми и неудачливыми, в то время как настоящая «мама» утенка - ведьма Айси - выглядит довольно привлекательной, красивой и успешной.

Итог. Объем транслируемых сексуали-зированных женских образов, презентация женского лидерства в общественной жизни и доминирования в личных отношениях с мужчиной будет иметь крайне негативные последствия при усвоении этих паттернов поведения детьми. Телевизионные каналы, транслирующие мультсериал, определяют его зрительскую аудиторию как «6+». Это дети, которые уже имеют сформировавшийся образ семьи (в первую очередь на основе собственной родительской) и только формирующиеся представления о «мужественности» и «женственности», мужских и женских обязанностях, ролях и моделях поведения. Даже частичное усвоение всего перечисленного из рассмотренного мультфильма (и ему подобных) сделает их неспособными создать семью, успешный брак, заботиться о собственных детях, правильно выполнять традиционные мужские и женские роли, что в среднесрочной перспективе усугубит и без того выраженные негативные тенденции в развитии демографической ситуации в нашей стране.

Выводы. Принципиально важно, что рассмотренный пример типичен. Современная западная и сделанная по ее подобию отечественная медиапродукция для детей, подростков и молодежи достаточно агрессивно навязывает своей целевой аудитории в целом схожие нормы демографического поведения и гендерные стереотипы, а также общие жиз-

ненные цели и ценности, среди которых наиболее часто встречаются следующие:

- сексуализированность женских образов (Русалочка с грудью напоказ, бесчисленные варианты девушек-воинов со стройными фигурами и минимумом одежды и т. п.);

- размытость понятий добра и зла (добрые герои часто отличаются от злых только тем, что добрый дольше терпит козни злых, однако рано или поздно терпение у него заканчивается и тогда он совершает значительно больше «злых» поступков, чем все злые герои, вместе взятые);

- инфантильность, несформированность мужских образов, открытое доминирование женщин над мужчинами (взрослые мужчины или юноши часто неконкурентоспособны по сравнению женщинами/девушками, не в состоянии без их помощи решать проблемы, справляться с неприятностями и, тем более, защищать/охранять их или просто завязывать с ними отношения);

- культ силы (самые успешные герои -те, которые могут дать сдачи своим противникам либо превентивно напасть на них, причем чаще всего они - женского пола), месть как мотив для поступков главных героев;

- освобожденность женских образов от традиционных женских ролей (матери, жены, хозяйки и т. д.), причем женщины/девушки тем успешнее/красивее, чем в меньшей степени они эти обязанности выполняют (более того, такие обязанности зачастую перекладываются на мужчин, которые больше ни на что не способны);

- культ удачливости, успешности, приоритета личных достижений (быть неудачником -наихудший из вариантов развития событий, его следует избежать любой ценой);

- высмеивание или отсутствие традиционных отношений в семье (родители или другие старшие родственники более не являются авторитетом для детей, их не обязательно, а зачастую даже и вредно слушаться; муж и жена не выступают как единая система в общесемейной деятельности, а являются конкурентами за лидерство в семье, причем муж в этой конкурентной борьбе, как правило, проигрывает).

Таким образом, в современной медиапродукции западного типа налицо целенаправленное разрушение традиционной системы се-

мейных ценностей [11] и существовавшей столетиями модели воспитания/социализации (в том числе демографической) подрастающих поколений, а именно - практически полное исчезновение (высмеивание, придание им негативной окраски) традиционных отношений по типу «родители - дети», «муж - жена», «учитель - ученик», «мужчина - женщина», «старший - младший» [9]. Результаты воздействия этой продукции на детей, подростков и молодежь мы уже вполне отчетливо наблюдаем в странах Запада, где все представленные в ней модели поведения и отношений практически полностью перенесены в повседневную жизнь, и если не предпринять никаких мер, через 10-15 лет увидим подобное и в нашей стране. Для государства с выраженной депопуляцией это будет означать национальную катастрофу. Чтобы не допустить такого развития событий, мероприятия долгосрочной государственной демографической политики должны в обязательном порядке включать в себя, помимо всего прочего, и эффективные средства противодействия негативному влиянию на подрастающие поколения западной массовой культуры: от полного запрета к показу/распространению на территории Российской Федерации единиц медиапродукции, которые не прошли экспертизу на соответствие традиционным семейным ценностям, до массового производства таких фильмов, мультфильмов, книг и т. п., которые активно провозглашают эти ценности в качестве приоритетных. Без полномасштабной реализации данного направления государственной демографической политики все остальные ее мероприятия не окажут заметного положительного воздействия на демографические процессы в нашей стране.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках исследовательского проекта N° 12-13-34000 «Социальные факторы формирования демографических установок населения».

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Антонов, А. И. Микросоциология семьи: Методология исследования структур и процессов

/ А. И. Антонов. - М. : Издат. Дом «Nota Bene», 1998.- 359 с.

2. Антонов, А. И. Второй ребенок / А. И. Антонов, В. М. Медков. - М. : Мысль, 1987. - 299 с.

3. Антонов, Г. В. Основные факторы формирования демографических установок категорий населения, ответственных за воспроизводство поколений / Г. В. Антонов, Е. Г. Лактюхина // Научный диалог. - 2013. - № 6 (18): История. Социология. Этнография. - С. 122-136.

4. Борисов, В. А. Деградация института семьи и пути ее преодоления / В. А. Борисов // Семья в России. - 1995. - № 1-2. - С. 69-73.

5. Борисов, В. А. Перспективы рождаемости / В. А. Борисов. - М. : Статистика, 1976. - 248 с.

6. Дарский, Л. Е. Современная рождаемость: переход к однодетной семье или временный кризис двухдетной? / Л. Е. Дарский // Семья в России. -1995. - № 1-2. - С. 74-76.

7. Елизаров, В. В. Семейная политика в СССР и России / В. В. Елизаров // Семья в России. - 1995. -№ 1-2. - С. 94-105.

8. Лактюхина, Е. Г. Формирование демографических установок детей в возрасте 7-12 лет: результаты экспертных интервью / Е. Г. Лактюхина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2013. -№ 9 (35). В 2 ч. Ч. I. - C. 85-88.

9. О христианском браке и об обязанностях мужа и жены / Учение Св. Иоанна Златоуста. - М. : Издат. Дом «Покров», 2010. - 56 с.

10. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербург. ун-та, 1996. - 365 с.

11. Форсова, В. В. Православные семейные ценности / В. В. Форсова // Социологические исследования. - 1997. - № 1. - С. 64-72.

THE ANIMATED SERIES “WINX CLUB”: DEMOGRAPHIC ATTITUDES AND GENDER STEREOTYPES FORMING AMONG CHILDREN AGED 7-12 YEARS (BASED ON CONTENT ANALYSIS)

Antonov Georgiy Vyacheslavovich

Candidate of Sociological Sciences, Assistant Professor, Department of Sociology,

Volgograd State University antonovgv@mail.ru, socpol@volsu.ru

Prospect Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Laktukhina Elena Gennadievna

Assistant, Department of Sociology,

Volgograd State University laktuchina@mail.ru, socpol@volsu.ru

Prospect Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Abstract. The content analysis main results of the popular children’s animated series “Winx Club” are presented in this article. This is a typical sample of modern western media production for children, adolescents and youth. The authors conclude such production destroys the traditional system of demographic socialization and family values. Its centralized showing and distribute in Russia could increase the negative demographic trends. Therefore, state policy measures to counter the distribution are necessary.

Key words: demographic attitudes, generation reproduction, marriage and family, demographic socialization, content analysis, demographic policy, mass communication.