Научная статья на тему 'Особенности функционирования малых государств (на примере Чехии)'

Особенности функционирования малых государств (на примере Чехии) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
56
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Чехия / ЕС / малые государства / Вишеградская группа / В4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования малых государств (на примере Чехии)»

142

Секция «ИСТОРИЯ»

3 Sid Meier's Alpha Centauri / Internet Archive Wayback Machine [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.Org/web/20080526180336/http://www. firaxis. com/smac/ (дата обращения: 08.04.2019).

4 Sid Meier's Civilization III [Электронный ресурс]. URL: https://civilization.com/ civilization-3/ (дата обращения: 08.04.2019).

5 Sid Meier's Civilization IV [Электронный ресурс]. URL: https://civilization.com/ civilization-4/ (дата обращения: 08.04.2019).

6 Sid Meier's Civilization V [Электронный ресурс]. URL: https://civilization.com/ civilization-5/ (дата обращения: 08.04.2019).

7 Sid Meier's Civilization V: Brave New World / Дополнительный контент / Sid Meier's Civilization® V / Steam [Электронный ресурс]. (дата обращения: 08.04.2019). URL: https://store.steampowered.com/app/235580/Sid_Meiers_Civilization_V_Brave_ New_World/ (дата обращения: 08.04.2019).

8 Polish flag raised at ESA / ESA [Электронный ресурс]. URL: http://www.esa.int/ About_Us/Welcome_to_ESA/Polish_flag_raised_at_ESA (дата обращения: 08.04.2019).

9 Sid Meier's Civilization®: Beyond Earth [Электронный ресурс]. URL: https://www. civilization.com/civilization-beyond-earth/ (дата обращения: 08.04.2019).

DOI: 10.31168/2619-0869.2019.1.34 М.В. ВедерНИКОВ

Особенности функционирования малых государств (на примере Чехии)

Ключевые слова: Чехия, ЕС, малые государства, Вишег-радская группа, В4.

В политологической науке широко распространено понятие «малое государство» (small state). В этот разряд попадают такие центральноевропейские страны, как Венгрия, Чехия, Словакия, оказавшиеся перед выбором внешнеполитического курса в 90-е гг. прошлого столетия. Их очевидное нахождение в этой категории, как субъектов, лишенных возможности свободного маневра по ряду объективных факторов (отсутствие экономического ресурса при важном геополитическом положении), заставило национальные элиты государств извлечь возможные выгоды такого положения. История прошедших 30 лет показывает, что неблагоприятные исходные данные

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ

143

при существовании продуманного курса политиков могли быть нивелированы. Понимание своего места в мировом раскладе сил благоприятно влияло на продвижение собственных интересов.

В Концепции внешней политики Чешской Республики 2015 г. представлен компромиссный взгляд относительно принадлежности страны к малым государствам1. Там отмечено, что в глобальном контексте она таковой является, однако в масштабе Европы она принадлежит к средним. Там же подчеркивается, что ограниченные человеческие и финансовые ресурсы обосновывают необходимость сокращения числа приоритетных направлений деятельности и «мотивируют» участие в избранных программах различных интеграционных объединений - ЕС, НАТО, ООН, ОБСЕ и других структур, где продвижение выбранных тем упрощается. В рамках названных организаций Чехия постоянно подчеркивает важность соблюдения международного права, прибегает к морально-нравственной аргументации, в особенности на трибуне ООН. Особое место имеет правозащитная тема, сильный уклон в сторону которой наблюдался в 1990-х гг. ввиду демонстрируемых усилий страны по возвращению в Европу и необходимости апробации ключевых международных инструментов защиты прав человека и их имплементации во внутриполитическом пространстве ЧР.

Основной темой, которая проходит красной нитью через всю внешнеполитическую активность малых государств, является деятельность в сфере безопасности, обеспечение которой рассматривается как основная цель и высшая ценность, а остальные вопросы проистекают из области этой проблематики2. Невозможность ее поддержания собственными силами и необходимость полагаться на другие государства и структуры зачастую рассматривается как главные определяющие характеристики малых государств. Между тем рост новых угроз в последнее время позволил им отказаться от пассивной роли и усилить свое влияние ввиду «переформатирования системы мировой политики»3. Прежде всего речь идет о глобализации (регионализации) и усилении взаимозависимости

144 = Секция «ИСТОРИЯ» ==

стран; появлении угроз в новых областях - экономической, социальной, экологической; уменьшение их предсказуемости; конвергенция областей внутренней и внешней безопасности. Усиливается серьезность невоенных угроз (нарушение поставок стратегического сырья, нелегальная миграция, усиление имущественного неравенства, расширение экономических преступлений) и пролиферация угроз асимметричного характера, т.е. таких, которые имеют негосударственный или наднациональный характер (например, терроризм). Однако наряду с участием малых государств в миротворческих, военных и гуманитарных операциях, нацеленных на ликвидацию реальных опасностей в зонах напряженности (отряды чешских войск в Афганистане, Ираке), и их вовлечением в проекты, где разрабатываются планы предотвращения глобальных катаклизмов (например, сотрудничество чешской стороны с европейским Агентством по безопасности внешних границ), страны придают неоправданно большое значение мнимым угрозам, подчас создавая их сами или преувеличивая их.

Особенность поведения Чехии в качестве малого государства, несомненно, заключается в том, что она начала свободно осознавать возможности использования своего положения только после выхода из зоны советского влияния. До этого она была ограничена строгой иерархией подчинения в рамках социалистического блока. Получив свободу действия, ЧР стала искать сотрудничество с крупными государствами посредством включения в различные альянсы и усиление связей с крупными державами. Однако вскоре стали очевидны определенные пределы ведения самостоятельной политики, что выразилось в последовавшей достаточно критичной позиции национальных властей по отношению к Брюсселю. С одной стороны, участие в работе крупных межгосударственных организаций, предполагающих обсуждение любой законодательной инициативы, давало возможность выдвижения своей позиции, но с другой - острая критическая линия поведения страны, которая доходила до блокирования законодательных инициатив, затрудняло деятельность данных структур. Таким образом, Чехия (вместе с некоторыми другими

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ = == 145

центральноевропейскими государствами, т.н. Вишеградской группы - Венгрия, Польша, Словакия, Чехия) стали основными критиками ЕС и требовали учета их предложений, заставив некоторых европейских политиков говорить, что евроинтеграция стран Восточной Европы была ошибкой.

Можно отметить, что возросшие возможности и расширение инструментария малых стран привели одновременно и к повышению их авторитета, и к росту напряженности между ними и их более влиятельными союзниками, которые не рассчитывали на их столь рьяную позицию по отдельным вопросам международной (в основном европейской) повестки. Н. Кавешников причины подобной деградации видит в том, что малые государства не обладают стратегическим видением и ответственностью, им свойственны потребительские настроения и низкое качество политической элиты4.

Примечания

1 Koncepce zahranicni politiky CR2015. URL: https://www.mzv.cz/jnp/cz/zahranicni_ vztahy/analyzy_a_koncepce/koncepce_zahranicni_politiky_cr.html (accessed: 01.04.2019).

2 Zemanova S., Drulakova R. Cesky zahranicnepoliticky aktivismus. Moznost a meze. Praha, 2016. S. 54.

3 Смирнов В.А. К вопросу о теоретических аспектах изучения политических элит малых государств // Вестник МГИМО-Университета. 2017. № 2 (53). С. 256.

4 Кавешников Н. Ю. «Малые и вредные?» // Международные процессы. 2008. Т. 6. № 3 (18). С. 89.

DOI: 10.31168/2619-0869.2019.1.35 А.Р. ЛаГНО

Украинский вопрос в «исторической политике» партии Ярослава Качиньского

Ключевые слова: Польша, Украина, ОУН-УПА, «Волынская резня», операция «Висла», партия «Право и справедливость», Я. Качиньский, историческая политика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.