ИЗ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ = 139
4 Chorafas D. Sovereign Debt Crisis: The New Normal and the Newly Poor. P. 167.
5 NEayuyE Л., QEo5wpaKonou\oq П. XaQnKav ЦЕоа oe бёка Лбпха // Та N£a [Online]. 7 Malou 2010. URL: http://www.tanea.gr/ellada/article/?aid=4573410 (дата обращения: 15.05.2012).
DOI 10.31168/2619-0869.2018.1.9.5 А. Р. ЛаГНО
Немцы, поляки, евреи: преступники, жертвы, сообщники? Ответ Ярослава Качиньского и его партии
Лидер ныне правящей (с 2015 г.) польской партии «Право и справедливость» (далее — ПиС) Ярослав Качиньский неоднократно высказывался, что история Польши и поляков за границей содержит много лжи. Для того чтобы защитить доброе имя польского народа, правительство стремится избавиться в первую очередь от двух стереотипов, с которыми, по их мнению, за границей ассоциируются Польша и поляки: это использование выражения «польские лагеря смерти» и проблема соучастия поляков в Холокосте. С целью донести до мировой общественности истинный образ Польши и польского народа в основном используются различные методы популяризации героических страниц польской истории: всевозможные мероприятия, фильмы, передачи, выставки, марафоны и проч., повествующие, например, о борьбе «проклятых солдат» с нацистами и коммунистами; об участии польских солдат в освобождении Европы от фашизма; о спасении евреев поляками и т. п. Однако в январе 2018 г. польский парламент перешел к более решительным действиям, законодательно определив, что в истории является истиной: большинством голосов были приняты поправки в закон об Институте национальной памяти (Instytut Раш1§с1 Narodowej; далее для созвучия с польской аббревиатурой будет использоваться сокращение ИПН). Это учреждение было создано 18 декабря
140 = Секция «ИСТОРИЯ» ==
1998 г. для сбора и изучения документов органов госбезопасности Польши, а также органов безопасности Третьего рейха и СССР в период 1944-1990 гг. с целью расследования преступлений по отношению к польским гражданам.
Изменения в законопроекте об ИПН уместились на трех страницах, но тот международный резонанс (решительные протесты со стороны Израиля, Украины, США), который они вызвали, удивил, похоже, всех, а особенно самих инициаторов — партию «Право и справедливость».
Поправки к закону об ИПН можно свести к следующим ключевым темам:
1. Преступления украинских националистов по отношению к польским гражданам. ИПН, помимо хранения, обработки, обеспечения сохранности, публикации документов и прочей подобной деятельности, касающейся преступлений, совершенных нацистами и коммунистами, должен был также проводить исследования «преступлений украинских националистов и членов украинских формирований, которые сотрудничали с Третьим рейхом» или применяли террор по отношению к еврейскому населению и гражданам II Речи Посполитой (далее — II РП), которые проживали на территории Волыни и Восточной Малополь-ши в период с 1925 по 1950-е гг.
2. Приписывание нацистских преступлений польскому народу или II РП. «Те, кто публично и вопреки фактам приписывает польскому народу или Польскому государству ответственность или пособничество за совершенные Третьим рейхом нацистские преступления [...] или за другие преступления, которые являются преступлениями против мира, человечества или военными преступлениями или иным способом разительно преуменьшает ответственность действительных исполнителей этих преступлений, подлежит наказанию штрафом или заключению на срок до трех лет», — говорится в поправках1. При этом уточняется, что преступление не совершается, если речь идет об артистической или научной деятельности. Одновременно в статье 55Ь оговаривается, что, невзирая на то, где будет совершено
ИЗ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ = 141
преступление, закон будет применяться как к гражданам Польши, так и гражданам других государств.
Поправки к закону об ИПН были приняты в Сейме 26 января 2018 г. («за» проголосовали 279 из 414 присутствовавших депутатов). 29 января законопроект был передан на подпись президенту Анджею Дуде и маршалку Сената. Сенат рассмотрел его 1 февраля и принял, не внеся в законопроект никаких поправок. 6 февраля президент подписал законопроект, однако решил проверить его на соответствие конституции, поэтому направил подписанный закон в конституционный суд. Тем не менее 1 марта поправки к закону об ИПН вступили в силу. Однако уже 22 марта министр юстиции и генеральный прокурор Збигнев Зёбро обратил внимание на то, что статья 55Ь (действие закона на территории Польши и за ее пределами, а также наказание и граждан Польши, и граждан других государств) не соответствует конституции, поскольку она может «подорвать авторитет Польского государства», «которое не будет в состоянии взыскать установленное право», что в свою очередь может привести к «противоположным результатам», нежели на то было рассчитано2. Конституционный трибунал также счел не соответствующими конституции выражение «украинские националисты» и «Восточная Малопольша». Ситуация стала анекдотичной: получилось, что З. Зёбро в качестве генерального прокурора признал неконституционным фрагмент закона, написанного министерством юстиции, которым он сам и руководит.
В связи с этим возникает ряд вопросов. Почему официальная Польша в высшей степени болезненно реагирует на темные страницы своего национального прошлого? Ожидало ли ПиС такого решительного протеста со стороны Израиля, Украины и США на принятие поправок к закону об ИПН? Как поляки отнеслись к этому закону? Повлияла ли ситуация вокруг принятия этого законопроекта на образ Польши за рубежом?
В докладе предпринимается попытка ответить на первый поставленный вопрос: описываются история возник-
142
Секция «ИСТОРИЯ»
новения и практика использования выражения «польские лагеря смерти», а также дискуссии, развернувшиеся вокруг проблемы соучастия поляков в Холокосте. Затем анализируется позиция правящей партии и конкретно ее лидера Я. Качиньского относительно указанных тем. И, наконец, демонстрируются методы, которые использует нынешнее польское правительство для защиты доброго имени польского народа.
Примечания
1 Ustawa z dnia 26 stycznia 2018 r. o zmianie ustawy o Instytucie Pami^ci Narodo-wej - Komisji Scigania Zbrodni przeciwko Narodowi Polskiemu, ustawy o grobach i cmentarzach wojennych, ustawy o muzeach oraz ustawy o odpowiedzialnosci pod-miotow zbiorowych za czyny zabronione pod grozbg kary // Dziennik Ustaw. 2018. Poz. 369. Art. 55a. URL: http://prawo.sejm.gov.pl/isap.nsf/DocDetails.xsp?id=W-DU20180000369 (дата обращения: 21.03.2018).
2 Prokurator generalny krytykuje kluczowy zapis ustawy o IPN. «Ziobro obrocit si^ przeciw Ziobrze» // Gazeta.pl. Wiadomosci. 22.03.2018. URL: http://wiado-mosci.gazeta.pl/wiadomosci/7,114883,23174535,ziobro-wytyka-niekonstytucyj-nosc-kluczowego-zapisu-ustawy-o.html (дата обращения: 30.03.2018).
Б01 10.31168/2619-0869.2018.1.9.6 М. В. ВдрНИКОВ
Подход к вишеградскому (центральноевропейскому) сотрудничеству: взгляд из России
Взаимодействие Российской Федерации с Вишеградской четверкой (далее — В4) не имеет четко выраженных форм сотрудничества. Вместо этого МИД РФ предпочитает выстраивать отношения с центральноевропейским регионом, в рамках которого В4 является наиболее длительно функционирующим актором и, по словам исследователя Л. Чабады, ее структурирующим ядром, на основе двусторонних контактов со странами объединения (Венгрия, Польша, Словакия, Чехия)1. Между тем место Центральной Европы во внешне-